342
Труды БГТУ, 2016, № 7, с. 342-346
УДК 630*61:330.322
А. И. Рябоконь
Белорусский государственный технологический университет
ИНТЕГРАЛЬНАЯ РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ЛЕСОПРОМЫШЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
В РАМКАХ ЕАЭС
В связи с потребностью привлечения прямых иностранных инвестиций в лесопромышленный комплекс Республики Беларусь была предложена методика интегральной рейтинговой оценки инвестиционной привлекательности лесопромышленного комплекса Беларуси в сравнении c отобранными по породному составу федеральными округами Российской Федерации (Центральный, Южный, Приволжский и Уральский федеральные округа). Данное исследование актуально в связи с ежегодным увеличением расчетной лесосеки в стране и с необходимостью создания новых мощностей для производства продукции с высокой добавленной стоимостью.
Полученные результаты позволяют определить место мебельной и целлюлозно-бумажной промышленности Беларуси в рейтинге инвестиционной привлекательности среди выбранных регионов России.
В статье были проанализированы экономические показатели по данным видам промышленности и налоговое законодательство в области иностранных инвестиций. Также были учтены факторы, определяющие риски инвестора, организационные и трансграничные показатели.
Результаты данной оценки позволяют сделать выводы о том, какие показатели снижают инвестиционную привлекательность лесопромышленного комплекса Беларуси, и выявить возможные пути ее повышения на данном этапе.
Ключевые слова: оценка, фактор, инвестиции, инвестиционные риски, инвестиционная привлекательность.
A. I. Ryabokon'
Belarusian State Technological University
INTEGRAL RATING EVALUATION OF INVESTMENT ATTRACTIVENESS
OF THE TIMBER INDUSTRY COMPLEX OF THE REPUBLIC OF BELARUS IN THE FRAMEWORK OF THE EAEU
In connection with the need to attract foreign direct investment in timber industry complex of the Republic of Belarus, was the technique integral rating of investment attractiveness of the timber processing complex of Belarus in comparison with selected by species composition federal districts of the Russian Federation (Central, Southern, Volga and Urals federal districts). This research is relevant in connection with the annual increase in the annual allowable cut in the country, and with the necessity to create new capacity for production of products with high added value.
The obtained results allow to determine the location of the furniture and the pulp and paper industry of Belarus in the rating of investment attractiveness among selected Russian regions
The article analyzed the economic indicators according to types of industry and tax law of foreign investment. We have also considered the factors that determine the investor's risks, organizational and cross-border indicators.
The results of this estimation allow to draw conclusions about what the indicators reduce the investment attractiveness of forest industry of Belarus and to identify possible ways to improve it at this stage.
Key words: evaluation, factor, investment, investment risk, investment attractiveness.
Введение. Адекватные методы оценки инвестиционной привлекательности отраслей более чем актуальны для белорусской экономики.
Для преодоления кризиса, который переживает экономика, важнейшую роль должна сыграть эффективная инвестиционная политика, проводимая в различных секторах экономики. В нынешних условиях к основным препятствиям
проведения успешной инвестиционной политики относятся отсутствие обоснованных «инвестиционных паспортов» в различных секторах экономики и высокий уровень рисков. Данные проблемы актуализируют вопросы оценки инвестиционной среды.
Основная часть. Среди множества существующих методов оценки инвестиционной
привлекательности отраслей экономики наиболее широко применяемым является рейтинговый метод. Его можно охарактеризовать как метод с низким уровнем сложности оценки и средним уровнем субъективизма. Достоинства метода: широкий охват показателей, среди которых доминирует статистическая отчетность; наглядность и большой опыт использования. Главный недостаток - отсутствие количественной сравнительной характеристики. Основной результат оценки - ранг для каждого объекта оценки.
На сегодняшний день актуальна проблема точности диагностирования в экономике. Для четкого представления о инвестиционной привлекательности какого-либо объекта необходимо в первую очередь определить, для кого проводится оценка: в данном случае нужно определить вид инвестора, чтобы наиболее точно подобрать перечень факторов (показателей) для указанной отрасли. Чем правильнее подобраны факторы для оценки инвестиционной привлекательности и чем больше они соответствуют требованиям инвестора, тем точнее будет проведена оценка. Также важную роль при оценке инвестиционной привлекательности отрасли играет верное определение значимости того или иного фактора или группы факторов. Коэффициент значимости для каждого фактора либо группы факторов определяется методом экспертных оценок.
Для лесного комплекса Беларуси на данном этапе развития необходимы прямые или стратегические инвесторы для освоения новых производств с высокой добавленной стоимостью.
Стратегические инвесторы, кроме получения прибыли, имеют различные цели создания производств в лесной промышленности, например освоение новой технологии или захват рынков сбыта. Но есть также инвесторы, которые владеют технологией и имеют свои рынки сбыта, они стремятся разместить производства на территории с выгодными условиями ведения бизнеса и выгодным расположением для закупки сырья.
Исходя из данной классификации, нужно отметить, что для белорусской лесной промышленности требуются инвесторы, целью которых не является захват рынков сбыта.
В данном исследовании проводилась сравнительная оценка инвестиционной привлекательности по целлюлозно-бумажной и мебельной промышленности.
Основную роль для инвестора играют ценовые факторы (цены на сырье и готовую продукцию определенных производств).
Кроме ценовых факторов, инвесторы также учитывают общие региональные показатели,
отраслевые и региональные риски и экономические показатели лесопромышленных отраслей выбранных регионов.
Немаловажным фактором для инвестора является налоговая система страны. В исследовании были сравнены ставки отчислений в Фонд социальной защиты населения, НДС и ставки налога на прибыль, действующие в России и Беларуси.
В Беларуси существует ряд налоговых льгот для инвесторов. Например, в рамках Декрета Президента от 6 августа 2009 года № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» предусмотрено освобождение инвесторов [1]:
- от ввозных таможенных пошлин и НДС, взимаемых при ввозе на территорию страны технологического оборудования (комплектующих и запасных частей к нему);
- земельного налога или арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, предоставленные для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным проектом;
- уплаты государственной пошлины за выдачу разрешений на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь;
- НДС и налога на прибыль, обязанность по уплате которых возникает в связи с безвозмездной передачей капитальных строений в установленном законодательством порядке для реализации инвестиционных проектов.
Также следует не забывать о Декрете Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 года № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности». Им предусмотрены налоговые льготы для вновь создаваемых предприятий в сельской местности и малых городах [2]:
- освобождение от уплаты налога на прибыль и налога на недвижимость в течение семи лет;
- освобождение от ввозных таможенных пошлин при ввозе на территорию Республики Беларусь товаров в качестве вклада в уставный фонд, уплаты государственной пошлины за выдачу, внесение изменений, продление срока действия специального разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности.
При учете рисков инвестора использовались такие показатели, как уровень инфляции в стране или регионе, удельный вес убыточных предприятий, уровень безработицы в стране или регионе. Также был учтен рейтинг Doing Business. Согласно результатам иссле-
344 Интегральная рейтинговая оненка инвестиционной привлекательности лесопромышленного комплекса
дования «Ведение бизнеса - 2015» Беларусь выглядит более привлекательно на фоне стран-партнеров по Таможенному союзу и ЕЭП: в указанном исследовании Россия занимает 62-е место, Казахстан - 77-е, Республика Беларусь - 57-е место.
Все группы показателей, использованные для оценки инвестиционной привлекательности лесопромышленного комплекса, представлены в табл. 1.
Таблица 1
Факторы инвестиционной привлекательности лесопромышленного комплекса
Для определения инвестиционной привлекательности лесного комплекса Республики Беларусь для стратегического инвестора нужно понимать, с какими странами инвестор будет сравнивать нашу лесную отрасль. Для этого необходимо учитывать, что инвестор выделит
страны или регионы с идентичными запасами леса, со схожим породным составом, схожими условиями ведения бизнеса, где будет невысокая конкуренция среди представителей лесной промышленности.
В эту группу стран, расположенных рядом с Беларусью, попадают страны Таможенного союза. Казахстан имеет небольшие запасы леса, поэтому для сравнения подойдут Беларусь и федеральные округа Российской Федерации.
Также нужно определить, какие федеральные округа Российской Федерации имеют схожий породный состав леса с белорусским. В Беларуси же основными лесообразующими породами являются, %: сосна - 50,2; береза -23,2; ель - 9,2; ольха черная - 8,5; дуб - 3,4; осина - 2,1; прочие породы - 3,4.
Исходя из данных о породном составе лесов России по федеральным округам можно сделать вывод о том, что наиболее приближенными к породному составу Беларуси будут: Центральный федеральный округ, Южный федеральный округ, Приволжский федеральный округ и Уральский федеральный округ.
При расчете рейтинга по группе экономических факторов использовались такие показатели, как объем производства мебели (для мебельной промышленности), объем производства целлюлозы, бумаги и картона (для целлюлозно-бумажной промышленности), средняя рентабельность по промышленности, доля экспорта и доля импорта. Также в этой группе факторов сравнивались цены на сырье и материалы. Для мебельной промышленности - цены на лесоматериалы лиственных пород для производства шпона, пиломатериалы обрезные и необрезные, фанеру, ДСП, ДВП. Для целлюлозно-бумажной промышленности - цены на балансовую древесину, щепу технологическую и целлюлозу. Пример расчета рейтингов по экономическим показателям для целлюлозно-бумажной промышленности представлен в табл. 2. Аналогично рейтинги были рассчитаны по всем группам показателей.
Таблица 2
Рейтинги экономических показателей для инвестирования ЦБП за 2014 г.
Регион Производство целлюлозы, тыс. т Ri Производство бумаги, тыс. т Ri Производство картона, тыс. т Ri Рентабельность, % Ri Доля экспорта, % Ri Доля импорта, % Ri
ЦФО - 1 195 3 346 4 8,4 3 2,5 2,5
ЮФО 45,1 3 100,2 2 56,6 2 11,4 2 71,0 2,5 3,1 2,5
ПФО 956 5 1724 5 465 5 16,8 1 2,5 2,5
УФО 39,7 2 35,9 1 6,9 1 6,1 5 2,5 2,5
РБ 62,6 4 250,8 4 60,2 3 7,8 4 39,7 5 47,6 5
Факторы Показатели
Общие региональные Демографические (естественный прирост/убыль населения, %) ВВП или ВРП на душу населения Средняя заработная плата Запасы леса на душу населения
Риски инвестора Место в рейтинге Doing Business Уровень инфляции в стране или регионе Удельный вес убыточных предприятий Уровень безработицы в стране или регионе
Экономические Налоговая нагрузка (НДС, налог на прибыль, отчисления в ФСЗН) Объемы производства в отрасли Средняя рентабельность в отрасли Доля экспорта Доля импорта Цены на сырье и продукцию отрасли
Организационные Таможенные пошлины Железнодорожные тарифы Тарифы на электроэнергию Тарифы на газ
При расчете среднего рейтинга по группе организационных факторов были учтены таможенные пошлины. Сравнение размеров таможенных пошлин проводилось по двум категориям товаров, где существуют различия в размерах таможенных ставок между Российской Федерацией и Республикой Беларусь - на щепу и стружку древесную и целлюлозу (в Республике Беларусь нет пошлин, а в России - 5% от таможенной стоимости). Также учитывались тарифные коэффициенты для формирования железнодорожных тарифов, тарифов на газ и электроэнергию.
Расчет интегрального показателя рейтинговой оценки осуществляется по формуле (1):
РИПо = X (Riep. • ЗЭОг),
(1)
где РИПо - интегральный ранговый показатель инвестиционной привлекательности отрасли экономики; - средний ранговый показатель по рассматриваемому элементу оценки отрасли; ЗЭОг- - значимость соответствующего элемента в общей оценке отрасли, выраженная десятичной дробью.
Определив количество групп факторов и значимость каждой группы, можно представить данную формулу в следующем виде:
РИПо = RCp1 • 0,2 + Rep2 • 0,2 +
+ Ricp 3 • 0,3 + Ricp 4 • °А
(2)
где Ягср1 - средний рейтинг по группе общих региональных показателей; Ягср - средний рейтинг по группе показателей рисков инвестора; Ягср3- средний рейтинг по группе экономических показателей; Я
iCP 4
средний рейтинг по группе организационных показателей.
Результаты расчетов интегральных ранговых показателей инвестиционной привлекательности для Беларуси и по выбранным регионам России для мебельной и целлюлозно-бумажной промышленности представлены в табл. 3.
Исходя из рейтинговой оценки, проведенной в данном исследовании, можно сделать вывод, что для инвестиций в целлюлозно-бумажную промышленность наиболее предпочтительным будет Уральский федеральный округ России, который имеет наилучший рейтинг - 2,789.
Наихудший рейтинг для данной отрасли имеет Южный федеральный округ России со значением 3,419.
Таблица 3
Интегральные показатели инвестиционной привлекательности лесного комплекса
Регион РИПо для ЦБП R РИПо для мебельной промышленности R
ЦФО 2,890 3 2,848 1
ЮФО 3,419 5 3,523 5
ПФО 3,109 4 2,889 4
УФО 2,789 1 2,856 2
РБ 2,794 2 2,885 3
Для инвестиций в мебельную промышленность наиболее высокий рейтинг имеют Центральный и Уральский федеральные округа России со значениями 2,848 и 2,856 соответственно, а наихудший — Южный федеральный округ со значением 3,523. Беларусь же имеет средний рейтинг в данной отрасли, который равен 2,885.
Также можно сделать вывод, что в Беларуси более выгодны для инвестирования целлюлозно-бумажные производства, чем мебельные.
Заключение. Исходя из данной оценки инвестиционной привлекательности лесопромышленного комплекса Республики Беларусь можно выявить следующие пути ее повышения:
— предоставление дополнительных налоговых льгот для инвесторов в лесопромышленном комплексе Беларуси;
— создание новых рентабельных производств в отрасли, что повысит среднеотраслевую рентабельность и привлечет инвесторов;
— поиск и расширение существующих рынков сбыта, что увеличит экспортоспособность отрасли;
— использование современных энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий на лесопромышленных предприятиях страны для снижения себестоимости и повышения конкурентоспособности продукции;
— поиск более дешевых путей доставки готовой продукции, так как продукция лесной промышленности характеризуется высокими затратами на транспортировку.
Литература
1. О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь: Декрет Президента Респ. Беларусь, 6 авг. 2009 г., № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p2=1/10912 (дата обращения: 19.02.2016).
2. О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности: Декрет Президента Респ. Беларусь, 7 мая 2012 г., № 6 [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p2=1/13491 (дата обращения: 19.02.2016).
346 Интегральная рейтинговая оценка инвестиционной привлекательности лесопромышленного комплекса
References
1. On creating additional conditions for investment activity in the Republic of Belarus: Decree of the President of the Republic of Belarus, 6 Aug. 2009, no. 10 [Electronic resource]. Available at: http://www. pravo.by/main.aspx?guid=3871&p2=1/10912 (accessed 19.02.2016).
2. On stimulation of entrepreneurial activity on the territory of middle, small urban settlements, rural areas: Decree of the President of the Republic of Belarus, 7 May 2012, no. 6 [Electronic resource]. Available at: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p2=1/13491 (accessed 19.02.2016).
Информация об авторе
Рябоконь Анна Ивановна - ассистент кафедры организации производства и экономики недвижимости. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: [email protected]
Information about the author
Ryabokon' Anna Ivanovna - assistant lecturer, the Department of Production Organization and Real Estate Economics. Belarusian State Technological University (13а, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: [email protected]
Поступила 17.03.2016