Научная статья на тему 'Интегральная оценка уровня развития социально – экономической инфраструктуры региона'

Интегральная оценка уровня развития социально – экономической инфраструктуры региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
535
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ИНФРАСТРУКТУРА / ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ИНДИКАТОР / РАНЖИРОВАНИЕ РЕГИОНОВ / REGIONAL ECONOMY / INFRASTRUCTURE / INTEGRATED INDICATOR / RANKING OF THE REGIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильченко Ангелина Николаевна, Ма Цзюнь

В статье анализируется статистическая проблема измеримости состояния социально – экономической инфраструктуры (СЭИ) территории (региона). Ввиду отсутствия общепринятой методики интегральной оценки СЭИ затрудняется классификация и ранжирование территорий. Предложенный интегральный показатель, индекс развития социально – экономической инфраструктуры (ИРСЭИ), включает социально – демографическую и производственно – территориальную компоненты. Расчёт базируется на официальных данных национальной государственной статистики. ИРСЭИ может быть использован как инструмент региональной экономической политики: ранжировать территории, чтобы на этой основе выстраивать приоритеты для инвестиционных инфраструктурных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ильченко Ангелина Николаевна, Ма Цзюнь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATED ESTIMATION OF THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF THE SOCIAL AND ECONOMIC INFRASTRUCTURE OF REGION

In the article the statistical problem of territory (region) social and economic infrastructure (SEI) condition measurability is analyzed. In view of SEI integrated estimation generally accepted methodology absence classification and ranging of territories is hampered. The offered integrated indicator, that is index of development of social and economic infrastructure (IDSEI), includes social and demographic and industrial and territorial components. Calculation is based on the national state statistics official data. IDSEI can be used as the regional economic policy instrument: to range territories in order to build priorities for investment infrastructural projects on this basis.

Текст научной работы на тему «Интегральная оценка уровня развития социально – экономической инфраструктуры региона»

УДК 338.49

ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО -ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА

А.Н. Ильченко

Ивановский государственный химико-технологический университет

Ма Цзюнь Уханьский текстильный университет (КНР)

В статье анализируется статистическая проблема измеримости состояния социально - экономической инфраструктуры (СЭИ) территории (региона). Ввиду отсутствия общепринятой методики интегральной оценки СЭИ затрудняется классификация и ранжирование территорий.

Предложенный интегральный показатель, индекс развития социально -экономической инфраструктуры (ИРСЭИ), включает социально - демографическую и производственно - территориальную компоненты. Расчёт базируется на официальных данных национальной государственной статистики. ИРСЭИ может быть использован как инструмент региональной экономической политики: ранжировать территории, чтобы на этой основе выстраивать приоритеты для инвестиционных инфраструктурных проектов.

Ключевые слова: региональная экономика, инфраструктура, интегральный индикатор, ранжирование регионов.

Проблемы уровня и качества жизни -это наиболее актуальные задачи в государственной социально-экономической политике во всех развитых странах. В настоящее время в мировой экономической науке существует общее мнение: дальнейшее поступательное социально-экономическое развитие любой страны будет определяться качеством жизни её населения.

Определяющей тенденцией современного развития является обеспечение всестороннего развёртывания инфраструктурных процессов, поскольку без них невозможно ни экономическое, ни полноценное социальное жизнеобеспечение регионов и страны в целом. В условиях рыночной экономики они обеспечивают взаимодействие хозяйствующих субъектов, перемещение товаров и услуг, финансовые потоки, функционирование рынка рабочей силы, развитие научно-технического прогресса.

Для долговременного экономического роста сегодня требуются крупные инфраструктурные инвестиции в самые разные отрасли как производственной, так и социальной сферы. Китай, начиная с 2000-

х годов, инвестирует в инфраструктуру 8 -10% валового национального продукта (ВНП), Индия - до 6%, Россия - до 2% [9]. На фоне финансово-экономического кризиса многие страны, в том числе США и Китай, приняли амбициозные программы развития и модернизации инфраструктуры

[4].

Инфраструктурные инвестиции рассматриваются в качестве важнейшего инструмента создания условий для выравнивания неравномерностей в развитии отраслей и территорий [5, 7]. Инвестиции в инфраструктуру - это идеальный путь перераспределения ресурсов и рабочей силы из стагнирующих секторов экономики в отрасли, способные обеспечить долгосрочный экономический рост. Каждый доллар, потраченный на инфраструктурные проекты, вызывает мультипликационный эффект в размере 1,59 долларов [10]. Кроме того, бизнес в целом выигрывает вследствие сокращения издержек: транспортных, коммуникационных, энерго- и водоснабжения. Развивающиеся страны Азии, прежде всего Китай и Индия, вкладывают огромные

средства в развитие транспортной и коммуникационной инфраструктуры.

Понятие социально-экономической инфраструктуры является сложным и противоречивым. В современной экономической литературе отсутствует чёткое выделение видов инфраструктуры и к ним относящихся отраслей, а также в привязке к экономическим субъектам разного уровня народного хозяйства [6]. Многочисленные публикации последних лет демонстрируют внимание авторов к отдельным элементам инфраструктуры и задачам госуправления инвестиционными проектами [10, 11, 12].

Тем не менее, обобщая имеющиеся определения, можно упрощённо сформулировать содержательный смысл этого понятия.

ИНФРАСТРУКТУРА - совокупность предприятий из разных отраслей хозяйства, оказывающих разнообразные услуги производственного характера или услуги по обслуживанию населения. В экономической науке различают следующие виды инфраструктуры:

- производственная,

- рыночная,

- социальная.

Следует признать, что это разграничение имеет нечётко выраженный характер, поскольку некоторые услуги (и их производители) могут принадлежать сразу к нескольким видам. Всё же для определённости примем допущение о составе видовой принадлежности.

Производственная инфраструктура включает:

- пути сообщения,

- трубопроводы,

- порты,

- линии электропередачи,

- связь и коммуникации.

Рыночная инфраструктура включает:

- склады,

- элеваторы,

- торговые предприятия,

- биржи,

- банки,

- страховые компании,

- консультационные фирмы.

Социальная инфраструктура включает:

- учреждения культуры,

- научные учреждения,

- образование,

- здравоохранение,

- жилищно-коммунальные услуги,

- помощь нетрудоспособным гражданам.

Таким образом, инфраструктура в целом - это «обустройство территории». Социально-экономическая инфраструктура (СЭИ): комплекс предприятий, отраслей и объектов, обеспечивающих общие условия для осуществления той или иной деятельности, а также для комфортного проживания людей на территории. Функционирование СЭИ имеет многозначный характер: с одной стороны - обслуживание материального производства, с другой - воспроизводство трудовых ресурсов (тоже фактора материального производства). Кроме того - обеспечение экологических нормативов. Поэтому социально-экономическая инфраструктура объединяет в себе все три вида инфраструктуры (см. выше), но только в аспекте общественной значимости услуг, то есть в пределах полномочий государственного управления.

Каждая страна, разрабатывающая стратегию развития и модернизации инфраструктуры, сталкивается с четырьмя главными проблемами: выбор приоритетов, оценка финансовых возможностей, выбор оптимальной модели развития и отношение к инфраструктуре как общественному или частному благу. Очевидно, что проблемы взаимосвязаны.

Эффективность государственного управления региональным инфраструктурным развитием максимизируется лишь в результате пошагового согласования интересов между обществом и государством, с одной стороны, и федерацией, территориальными сообществами и местным населением, с другой.

Поскольку финансовые возможности всегда ограничены, государственная ин-

фраструктурная стратегия должна базироваться на системном аналитическом фундаменте: какие первоочередные инфраструктурные потребности существуют в стране, и что может быть сделано в течение определённого периода времени с помощью имеющихся финансовых средств. Анализ потребностей территорий в модернизации инфраструктуры и выстраивание приоритетов предполагают классификацию территорий (регионов) по уровню развития СЭИ, во взаимосвязи с уровнем качества жизни населения (КЖН).

Для проведения классификации и диагностики потребности территорий в развитии инфраструктуры необходимым инструментом является количественный индикатор, опирающийся на данные официальной статистики, ежегодно публикуемые во всех странах. Для оценки уровня КЖН в странах и регионах экспертами ООН применяется методика расчёта индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП). Например, см. [1, 2, 3]. ИРЧП варьирует от 0 до 1, причём большему значению ИРЧП соответствует более высокий уровень КЖН, что позволяет объективно ранжировать территории.

Классификация территорий по уровню развития инфраструктуры методологически не столь очевидна, в силу объективных причин, главная из которых - размытость самого понятия «социально-экономической инфраструктуры». Отсюда следует факторная неопределённость, которая, в свою очередь, влечёт неопределённость классификации.

Существуют два главных подхода к измерению инфраструктуры: физический (или натуральный) и финансовый (стоимостной). Финансовые показатели измеряют аккумулированные инвестиции или накопленный капитал в конкретных отраслях инфраструктуры (например, стоимость дорог, школьных зданий или энергосетей). Натуральные показатели измеряют широкий спектр характеристик: длину дорог с твёрдым покрытием, число классов в шко-

лах или пропускную способность портов. Очевидно, что натуральные показатели деятельности предприятий из разных отраслей, в большинстве своём, несоизмеримы. Поскольку единый натуральный индекс, охватывающий различные виды инфраструктуры, построить практически невозможно (по мнению В.Кондратьева [7] и других экономистов), то на практике натуральные показатели используются при исследовании отдельных сегментов инфраструктуры.

Стоимостный подход в инфраструктурных исследованиях применяют, в основном, для оценки стоимости вложений в инвестиционные проекты «на сегодня» [12]. При этом достигнутый ранее уровень развития СЭИ территории и эффективность его функционирования ( в смысле повышения качества жизни населения) не учитывается. С этим нельзя согласиться, так как инфраструктура является наиболее важным долгосрочным объектом инвестирования любой страны. Отбор и осуществление таких инвестиций определяет эффективность бизнеса и качество жизни населения на 20-30 лет вперёд [7].

Из российских исследований отметим [1, 6], где авторы применяют стоимостную оценку развитости СЭИ регионов. Авторы демонстрируют, что развитость СЭИ, в целом по региону, можно проанализировать по розничному обороту предприятий (объёмам продаж), или по стоимости основных фондов. Кроме того, суммарная стоимость основных производственных фондов предприятий СЭИ (в расчёте на 1 кв. км территории) может показать, как территория «насыщена» предприятиями СЭИ, как изменяется эта «насыщенность» по годам. Для этого рассчитывается «инфраструктурный потенциал региона» [6]. Расчёт проводится в текущих ценах, поэтому, заметим, применение предложенных методик возможно только внутри национальных границ.

Оба методических подхода (инвестиционный и капиталоёмкий) страдают огра-

ниченностью, так как не отражают второй ипостаси социально-экономической инфраструктуры - воспроизводство трудовых ресурсов (см. выше). Очевидно, что конкурентные инфраструктурные преимущества территории включают также социальные преимущества для населения. Предлагаемый далее методологический подход представляет собой попытку соединить в одном интегральном индексе оба указанных преимущества. Соизмеримость натуральных и стоимостных статистических показателей будем обеспечивать за счёт перехода к относительным оценкам (индексам) [8].

Для обоснования расчёта интегрального показателя уровня развития С ЭИ территории (региона) примем следующие допущения (принципы).

1. Интегральный показатель, назовём его «индекс развития социально-экономической инфраструктуры» (ИРСЭИ), должен включать две составляющие компоненты: социально-демографическую и производственнотерриториальную, I**; и lter соответственно. Значимость первой компоненты существенно превышает значимость второй.

2. Состав индекса lsoc должен включать среднедушевые индикаторы: экономические возможности личности (через уровень ВВП), деловую активность бизнеса (через уровень занятости населения) и повседневные условия жизни (здравоохранение, образование, жильё).

3. Состав индекса Iter (в расчёте на 1 кв. км территории) должен состоять из трёх (главных на наш взгляд) составляющих компонент: развития транспортной сети, обеспеченности пресной (питьевой) водой и экологической чистоты окружающей среды (через уровень загрязнённости).

4. Исходная информация для расчёта интегрального показателя должна базироваться на официальных данных национальной статистики, а также на рекомендациях экспертов ООН [1], по применению минимальных стандартов качества жизни.

5. Величина итогового интегрального показателя, в интервале от 0 до 1 , должна

отражать в целом «привлекательность» региона для населения и бизнеса, поскольку уровень развития инфраструктуры в регионах служит важным индикатором предпринимательской активности населения и инвестиционного климата территории.

С учётом принятых допущений, дадим подробное описание методики расчёта ИРСЭИ - интегрального индекса развития социально-экономической инфраструктуры (в английской транскрипции - IDSEI -Index of development of social and economic infrastructure).

Введём обозначения:

Ip - индекс экономических возможностей личности, оценивается реальным валовым внутренним продуктом на душу населения (с учётом паритета покупательной способности);

1с - индекс обеспеченности населения медицинскими и образовательными услугами, оценивается количеством специалистов (врачей, учителей) на 1000 человек населения;

1/7 - индекс обеспеченности населения минимально благоустроенным жильём (квадратных метров на человека);

It - индекс деловой активности бизнеса (занятость трудоспособного населения);

Itr - индекс развития транспортной сети (протяжённость автомобильных и железнодорожных магистралей на 1000 кв. км территории);

1Г - индекс экологической чистоты окружающей среды, оцениваем как величину, обратную загрязнённости;

Iw - индекс обеспеченности пресной водой, оцениваем через годовой водосток бассейнов рек и запас воды в озёрах (куб. км на 1000 кв. км территории).

С учётом принятых обозначений, методика расчёта интегрального индекса развития СЭИ территории примет следующий вид.

1. На первом этапе рассчитываем частные индексы социально-демографиче-ской компоненты интегрального индекса, то есть: Iр, I/.-, Ic, I/,.

Экономические возможности личности оцениваются реальным ВВП на душу населения (используем методику экспертов ООН [1]):

j _ loglO/V.-loglO/^.n ' loglOPmax-loglOPmin’ где Pflx - зафиксированный в регионе уровень ВВП на душу населения;

Ртах = 40000, Р,nin = 100 (долл.США) - нормативы, рекомендуемые экспертами ООН для всех стран.

Расчёт частных индексов I k, I c,I h, проводится на основе общей формулы:

Р -Р

J _ fix mm ^2)

/.=

Р -Р

max mm

где PfIX - фактическое значение показателя в регионе;

Рmaxi Рmin " СООТВеТСТВеННО МаКСИМЭЛЬНОе И

минимальное значения среди всех исследуемых регионов.

2. На втором этапе проводим расчёт частных индексов производственнотерриториальной компоненты интегрального индекса: ltr, 1г, I,,.

Показатель развития транспортной сети оцениваем по протяжённости дорог общего пользования с твёрдым покрытием -TRa, а также по протяжённости железнодорожных магистралей - ТКЬ, (км на 1000 кв. км территории):

_ 1/ TRafix ~Tramm TRbfix -Trbmm

h Tra^-Trcu ATRb^-TRbmJ где максимальное, минимальное и зафиксированное значения показателей определяем аналогично формуле (2).

Экологический потенциал окружающей среды 1г рассчитываем на основе опубликованных ежегодных данных о количестве промышленных выбросов в атмосферу - Z1 , а также об объёмах неочищенных сточных вод - Z2 (тонн на 1 кв. км территории в год). Используем приём, аналогичный формуле (3), однако будем вычитать полученную сумму из 1, чтобы сохранить «позитивную» направленность всех частных индексов.

1

-х Zlflx

-ZL

Z1 -ZL

72

-у fix

72 -72

max min У

(4)

Уровень пресноводного водоснабжения территории - индекс ^ - рассчитываем на основе климатогеографического положения территории: годовой водосток \У из бассейнов рек и озёр (куб. км на 1 кв. км территории). Используем универсальную формулу (2):

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X Т1Х ПИП / у— \

-Ж■ '

тах тт

3. На третьем этапе объединяем частные индексы, то есть, проводим свёртку частных критериев на основе принятых допущений (принципов). Получаем значение интегрального индекса развития социально-экономической инфраструктуры:

ИРСЭИ = У31тс + У31(ег, (6)

(!р +1к +1с +1ь

(4 +Р + Л,

Как следует из описания алгоритма и из расчётных формул (1)-(6), значение индекса ИРСЭИ варьирует от 0 до 1. Причём большее значение индекса соответствует более высокому уровню развития социально-экономической инфраструктуры региона (территории). Таким образом, индекс ИРСЭИ можно использовать для ранжирования территорий, выявления «передовых» и «отстающих», определения приоритетов для развёртывания первоочередных инвестиционных проектов.

Передовые регионы более привлекательны для трудовой миграции населения (стихийного переселения экономически активной его части). Стихийно возникающая трудовая миграция влечёт за собой миграцию инвестиций в регионы с ускоренным развитием СЭИ, то есть повышает их инвестиционную привлекательность. Последующая за этим цепная реакция движения финансово-производственных активов объективно приводит к ускорен-

ному экономическому развитию регионов и улучшению качества жизни населения.

Таким образом, движение государственного управления к главной цели региональной экономической политики, а именно процесс ускорения развития СЭИ, должен начинаться с объективной оценки достигнутого уровня СЭИ и ранжирования территорий по индексу ИРСЭИ. В определённом смысле, можно считать предложенный метод одним из инструментов управления развитием СЭИ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Е.А., Ильченко А.Н. Самозанятость населения в антикризисном развитии депрессивного региона. - Иваново: изд-во ИГХТУ. - 2012. - 209 с.

2. Бакуменко Л.П. Статистические аспекты исследования качества жизни населения. - Йошкар-Ола: изд-во МарГТУ. - 2011.

3. Звягинцева О.П., Жуковская И.Ф. Конкурентоспособность уровня жизни в регионах России и ЕС: реалии и прогнозы // Современная конкуренция. -2012/1 (31).-С. 104-110.

4. Зотин А. Китай: пределы роста. (Электронный ресурс). - Портал: www.chinapro.ru. -

16.04.2012. - Дата обращения: 01.12.2012.

5. Дашкевич П.Р. Неравенство распределения дохода как фактор экономического роста в переходных странах. - М.: ЮНИТИ. - 2005.

6. Калиникова И.О. Управление социально-экономическим потенциалом региона: учебное пособие. - СПб.: Питер. - 2012.

7. Кондратьев В.Б. Инфраструктура как фактор экономического роста. (Электронный ресурс). -Портал: www.perspektiw.info. - 10.11.2010. - Дата обращения: 25.11.2012.

8. Петров А.Н, Ильченко А.Н. Эконометрический анализ структурных сдвигов в экономике. -Иваново. - Иваново: изд-во ИГХТУ. - 2011. - 304 с.

9. Россия и страны мира. 2010. / Стат. Сборник. -М.: Росстат. -2010.

10. The right way to invest in infrastructure. -McKinsey Quarterly, September, 2009.

11. Kularathe C. Social and Economic Infrastructure Impacts on Economic Growth. - UCT School of Economics Staff Seminar Series. - 2006.

12. Infrastructure 2010. Investment Imperative. -Urban Land Institute and Ernst Young. - Wash. D. C. -2010.

Рукопись поступала в редакцию 01.12.12.

INTEGRATED ESTIMATION OF THE REGION SOCIAL AND ECONOMIC INFRASTRUCTURE LEVEL

DEVELOPMENT

A. Ilchenko, Ala Jan

In the article the statistical problem of territory (region) social and economic infrastructure (SEI) condition measurability is analyzed. In view of SEI integrated estimation generally accepted methodology absence classification and ranging of territories is hampered.

The offered integrated indicator, that is index of development of social and economic infrastructure (IDSEI), includes social and demographic and industrial and territorial components. Calculation is based on the national state statistics official data. IDSEI can be used as the regional economic policy instrument: to range territories in order to build priorities for investment infrastructural projects on this basis.

Key words: regional economy, infrastructure, integrated indicator, ranking of the regions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.