Научная статья на тему 'Интегральная оценка психоэмоциональной устойчивости школьников разных половозрастных групп в зависимости от среды проживания'

Интегральная оценка психоэмоциональной устойчивости школьников разных половозрастных групп в зависимости от среды проживания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
485
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВА: ШКОЛЬНИКИ / ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / САМООЦЕНКА / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ / СРЕДОВЫЕ УСЛОВИЯ / ГОРОД / СЕЛЬСКИЙ РАЙОН / INDIVIDUAL'S ANXIETY / SCHOOLCHILDREN / PSYCHO-PHYSICAL CONDITION / SELF-EVALUATION / EMOTIONAL STABILITY / INTEGRAL APPRECIATION OF PSYCHO EMOTIONAL STABILITY / ENVIRONMENT CONDITIONS / CITY / RURAL AREAS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Щетинина Светлана Юрьевна

Определены устойчивые личностные психологические характеристики школьников, представлена методика определения интегральной оценки психоэмоциональной устойчивости школьника как компонента психофизического состояния, выявлено влияние среды проживания школьников на их психологические характеристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Щетинина Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integral appreciation of psycho emotional stability of schoolchild of different sex-age groups in accordance with living environment

Stable individual psychological characteristics of schoolchildren are defined in this paper. Method of defining of integral appreciation of schoolchild's psycho emotional stability as a component of psychophysical condition is marked here, schoolchildren living environment's influence upon their psychological characteristics is revealed in this paper as well.

Текст научной работы на тему «Интегральная оценка психоэмоциональной устойчивости школьников разных половозрастных групп в зависимости от среды проживания»

УДК 371: 796.011.3

ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ШКОЛЬНИКОВ РАЗНЫХ ПОЛОВОЗРАСТНЫХ ГРУПП В ЗАВИСИМОСТИ

ОТ СРЕДЫ ПРОЖИВАНИЯ

Светлана Юрьевна Щетинина, кандидат педагогических наук, доцент, Тихоокеанский государственный университет (ТОГУ), г. Хабаровск

Аннотация

Определены устойчивые личностные психологические характеристики школьников, представлена методика определения интегральной оценки психоэмоциональной устойчивости школьника как компонента психофизического состояния, выявлено влияние среды проживания школьников на их психологические характеристики.

Ключевые слова: школьники, психофизическое состояние, личностная тревожность, самооценка, эмоциональная устойчивость, интегральная оценка психоэмоциональной устойчивости, средовые условия, город, сельский район.

INTEGRAL APPRECIATION OF PSYCHO EMOTIONAL STABILITY OF SCHOOLCHILD OF DIFFERENT SEX-AGE GROUPS IN ACCORDANCE WITH

LIVING ENVIRONMENT

Svetlana Jurevna Schetinina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Pacific State University,

Khabarovsk

Annotation

Stable individual psychological characteristics of schoolchildren are defined in this paper. Method of defining of integral appreciation of schoolchild’s psycho emotional stability as a component of psychophysical condition is marked here, schoolchildren living environment’s influence upon their psychological characteristics is revealed in this paper as well.

Keywords: schoolchildren, psycho-physical condition, individual’s anxiety, self-evaluation, emotional stability, integral appreciation of psycho emotional stability, environment conditions, city, rural areas.

ВВЕДЕНИЕ

Оптимальное психофизическое состояние школьников является одним из критериев эффективности процесса физического воспитания в общеобразовательной школе. В связи с чем, большое значение имеет определение компонентов психофизического состояния и информативных тестов для их диагностики. Если тестирование компонентов физического состояния школьников не вызывает проблем - физическое развитие, функциональная и физическая подготовленность, то психологические характеристики трудно выделить и систематизировать в качестве единого тестового инструментария в общей оценке психофизического состояния школьников. В нашей работе мы предприняли попытку определить устойчивые личностные психологические характеристики, составляющие основу психического состояния учащихся и на их основе создать интегральный показатель психоэмоциональной устойчивости школьника, позволяющий определять динамику психологических характеристик школьников в возрастном аспекте, влияние на них факторов среды и занятий физической культурой.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось среди учащихся общеобразовательных школ, проживающих в разных социальных и климато-географических условиях Хабаровского края. В связи с чем, нами было выделено 3 группы школьников: 1) городские школьники, проживающие в условиях крупного города (г. Хабаровск); 2) школьники малых населённых пунктов северных территорий Хабаровского края, проживающие в посёл-

ках городского типа, рабочих посёлках, сёлах, приравненных к районам Крайнего Севера. Условно будем их называть северные сельские районы; 3) школьники малых населённых пунктов южных территорий Хабаровского края, имеющих более благоприятные климато-географические условия. Условно их будем называть южные сельские районы.

С целью исследования влияния средовых факторов на психологические характеристики школьников было проведено тестирование учащихся 5-11 классов г. Хабаровска, северных сельских и южных районов, где были представлены девочки и мальчики каждого класса. Помимо представленных психологических тестов анкетирование включало и исследование влияния социально-экономического статуса семьи на психологические характеристики учащихся. Всего в опросе приняло участие 1314 школьников Хабаровского края. Анализ полученных результатов осуществлялся с использованием статистических методов в программе StatgrapЫcs.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ психологических характеристик позволил нам выделить три устойчивые личностные характеристики, которые отражают психологические особенности человека, однако поддаются воздействию и коррекции в результате педагогических и других воздействий - это личностная тревожность, самооценка, эмоциональная устойчивость.

Для изучения тревожности как свойства личности школьника мы использовали методику Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина “Шкала оценки уровня личностной тревожности”. Для изучения самооценки учащихся мы использовали опросник Г.Н. Казанцевой. Для исследования эмоциональной устойчивости школьника мы использовали подростковый вариант опросника Г. Айзенка и только те вопросы, которые характеризуют нейротизм.

Интегральный показатель психоэмоциональной устойчивости школьников является суммой оценок показателей по трем тестам (тревожность, самооценка, эмоциональная устойчивость). Для оценки интегрального показателя психоэмоциональной устойчивости по трем тестам полученные уровни по каждому тесту (низкий, средний, высокий) переводятся в баллы - 1, 2, 3 (в зависимости от логической интерпретации результатов теста). Определяем возможные комбинации баллов при ответах на три теста, суммируем баллы по трем тестам. В результате получаем объем выборки из 27 чисел.

Используя методы математической статистики, переводим в 5-ти бальную градацию с определением уровней: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий; присуждаем итоговую оценку по 5-ти бальной шкале (1, 2, 3, 4, 5), что и является конечным результатом методики, а именно интегральным показателем психоэмоциональной устойчивости школьника (табл.1). В основу оценки положен традиционный приём (В.М. Зациорский, 1979; В.И. Лях, 1998), исходя из понятия средних значений и среднеквадратических отклонений ( ±о).

Таблица 1

Градация уровней интегрального показателя психоэмоциональной устойчивости

школьника

Оценка Границы Результат

Словесная В баллах

Низкий уровень 1 от х — а и ниже [3,1; 4,6)

Ниже среднего уровень 2 от х — а до х — 0,5а [4,6; 5,3)

Средний уровень 3 от х — 0,5а до х + 0,5а [5,3; 6,7)

Выше среднего уровень 4 от х + 0,5а до х + а [6,7; 7,4)

Высокий уровень 5 от х + а и выше [7,4; 8,9)

Для удобства использования и тестирования школьников была разработана электронная версия методики в виде программы для ЭВМ “Интегральная оценка пси-

хоэмоциональной устойчивости школьника”. Программа предназначена для индивидуального или группового тестирования школьников 5-11 классов по оценке их психоэмоциональной устойчивости как личностной характеристики. Программа показывает как результат по каждому тесту (уровень личностной тревожности, эмоциональной устойчивости, общей самооценке школьника), так и определяет интегральную оценку психоэмоциональной устойчивости школьника.

Анализ среднеарифметических значений результатов тестирования учащихся 511 классов (отдельно по девочкам, мальчикам, и всех вместе), проживающих в разных средовых условиях, показал, что общий уровень как всех исследуемых показателей (тревожность, самооценка, эмоциональная устойчивость), так и интегральной оценки психоэмоциональной устойчивости школьников, в соответствии с критериями оценки этих показателей, соответствуют среднему уровню. Что свидетельствует в целом о среднем психоэмоциональном состоянии учащихся Хабаровского края (Табл. 2).

Таблица 2

Среднеарифметические значения результатов тестирования учащихся 5-11 классов, X ± m

Показатели Город Северные сельские районы

Девочки п=257 Мальчики п=218 Итого п=475 Девочки п=321 Мальчики п=342 Итого п=663

Тревожность 40,89±1,11 38,9±1,24 39,97±0,83 42,7±0,96 38,97±0,87 40,78±0,66

Самооценка 2,76±0,38 2,76±0,42 2,76±0,28 2,04±0,37 2,7±0,33 2,38±0,25

Эмоциональная устойчивость 13,14±0,66 10,22±0,73 11,80±0,51 13,62±0,53 10,22±0,56 11,87±0,41

Интегральная оценка 2,98±0,17 3,39±0,18 3,17±0,12 2,75±0,14 3,41±0,13 3,09±0,1

Показатели Южные сельские районы Всего

Девочки п=81 Мальчики п=95 Итого п=176 Девочки п=659 Мальчики п=655 Итого п=1314

Тревожность 41,85±2,15 38,44±1,72 40,01±1,38 41,89±0,69 38,87±0,66 40,39±0,49

Самооценка 1,91±0,77 2,53±0,62 2,24±0,49 2,31±0,25 2,7±0,24 2,5±0,17

Эмоциональная устойчивость 13,85±1,18 10,68±1,21 12,14±0,88 13,46±0,39 10,29±0,42 11,88±0,3

Интегральная оценка 2,79±0,31 2,26±0,26 3,05±0,2 2,85±0,1 3,38±0,1 3,11±0,07

Однако статистическая обработка результатов в программе StatgrapЫcs, включающая проверку гипотезы о равенстве среднеарифметических для независимых выборок, выявила влияние пола учащихся и средовых факторов на исследуемые показатели.

Так, в северных сельских районах по всем показателям (тревожность, самооценка, эмоциональная устойчивость, интегральная оценка) мальчики и девочки существенно различаются между собой (р<0,05): тревожность у мальчиков меньше чем у девочек, самооценка, эмоциональная устойчивость, интегральная оценка у мальчиков выше, чем у девочек.

В условиях города и южных сельских районов наблюдается достоверность различий между девочками и мальчиками в тревожности, эмоциональной устойчивости и в интегральной оценке психоэмоциональной устойчивости: тревожность у мальчиков ниже, чем у девочек; эмоциональная устойчивость, интегральная оценка у мальчиков выше, чем у девочек. Не различаются значимо показатели девочек и мальчиков только в самооценке (р>0,05).

Если проследить динамику исследуемых показателей школьников от 5-го к 11му классу, проживающих в разных средовых условиях, то можно отметить, что в городе тревожность достоверно повышается от 6 к 7 классу, эмоциональная устойчивость достоверно снижается от 9 к 10 классу. В самооценке и интегральной оценке психоэмоциональной устойчивости школьников не наблюдается достоверных различий ме-

жду классами.

Если сравнивать показатели психологических характеристик относительно 5-го класса, как некоего исходного уровня, то тревожность в городе существенно возрастает к 10-му классу (р=0,029), эмоциональная устойчивость снижается в 7, 8, 10, 11 классах (р<0,05). В самооценке, интегральной оценке достоверных различий относительно 5-го класса не выявлено.

В северных сельских районах наблюдается достоверное повышение в самооценке учащихся от 9 к 10 классу, а также в интегральной оценке психоэмоциональной устойчивости от 6 к 7 классу. Не выявлено достоверных различий в оценке уровня тревожности и эмоциональной устойчивости между классами.

Относительно 5-го класса наблюдается достоверное повышение самооценки у школьников 10 и 11 классов. По критериям тревожности, эмоциональной устойчивости и интегральной оценки существенных различий относительно 5-го класса не выявлено.

В южных сельских районах отмечены достоверные различия в уровне тревожности между учащихся 5 и 6 класс, 7 и 8 класс. По остальным показателям (самооценка, эмоциональная устойчивость, интегральная оценка) - нет достоверных различий между классами.

Относительно пятого класса уровень тревожности учащихся, проживающих в южных сельских районах, достоверно возрастает в 6 и в 8 классах. По остальным показателям - достоверных различий не выявлено.

Динамика исследуемых показателей, по которым выявлены достоверные различия, отражена на рис.1.

Анализ всех исследуемых психологических характеристик учащихся, проживающих в разных средовых условиях, показал, что достоверные различия наблюдаются только в самооценке учащихся, проживающих в крупном городе и в северных сельских районах (р=0,044): самооценка у городских школьников достоверно выше, чем у сельских. Школьники, проживающие в малых населённых пунктах северных и южных территорий края, существенно не различаются между собой по уровню психологических характеристик.

Анализ ранговой корреляции Спирмена выявил также достоверную зависимость между уровнем психологических характеристик школьников, проживающих в малых населённых пунктах северных и южных районов: у мальчиков по критерию самооценки (р=0,036, Я^=0,857), у девочек по критерию интегральной оценки (р=0,023, Я^=0,929), что свидетельствует о их тесной связи, т.к. коэффициент Спирмена близок к единице. Между учащимися города и сельских районов такой связи не выявлено по всем исследуемым показателям (р> 0,05).

В данном исследовании мы также ставили задачу - определить оказывает ли влияние образование родителей, денежный доход и количество детей в семье на психологические характеристики учащихся, которые проживают в разных средовых условиях. Эти вопросы были также включены в анкету вместе с психологическими тестами. Анализ результатов осуществлялся с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

Тревожность. В оценке тревожности выявлена достоверная связь между образованием мамы и уровнем тревожности учащихся: чем ниже образование мамы, тем выше уровень тревожности учащихся, что характерно и для города, и для северных сельских и южных районов, но коэффициент ранговой корреляции показывает, что эта связь не достаточно тесная. Аналогичная зависимость наблюдается и между образованием папы и уровнем тревожности школьников, проживающих в городе и в северных сельских районах. В южных сельских районах значимой связи не обнаружено.

Рис. 1 Возрастная динамика психологических характеристик школьников 5-11 классов, проживающих в разных средовых условиях, р<0,05

Есть достоверная связь между денежным доходом родителей и уровнем тревожности учащихся города и севера села: чем ниже денежный доход родителей, тем выше уровень тревожности учащихся. На юге села эта тенденция не выявлена.

Самооценка. Достоверная связь наблюдается между самооценкой учащихся и образованием мамы (и в городе, и в северных сельских и в южных сельских районах): чем ниже образование у мамы, тем ниже самооценка у учащихся.

Достоверная связь выявлена между самооценкой учащихся города и образованием папы: чем ниже образование у папы, тем ниже самооценка у учащихся. У учащихся, проживающих в условиях сельских районов, также проявляется эта тенденция, однако зависимость не значимая. Что свидетельствует, на наш взгляд, или о преобладании неполных семей, в которых отсутствуют отцы, или о недостаточном образовательном уровне отцов учащихся.

Выявлена достоверная связь между самооценкой учащихся и денежным доходом в семье (как в городе, так и в северных сельских и в южных сельских районах) -чем ниже денежный доход в семье, тем ниже самооценка.

Эмоциональная устойчивость. Отсутствует зависимость между образованием родителей (мамы, папы) и эмоциональной устойчивостью ребёнка. Есть достоверная связь между денежным доходом в семье и эмоциональной устойчивостью школьников, проживающих в городе и в северных сельских районах: чем ниже денежный доход в семье, тем выше эмоциональная устойчивость у школьника. В южных сельских

районах достоверной связи не выявлено.

Интегральная оценка психоэмоциональной устойчивости. Выявлена достоверная связь между образованием мамы и интегральной оценкой психоэмоциональной устойчивости школьника (и в городе, и в северных сельских и в южных сельских районах): чем ниже образование мамы, тем ниже интегральная оценка психоэмоциональной устойчивости школьника. Также наблюдается и в отношении образования отцов у школьников города и северных сельских районов.

В городе и в северных сельских районах выявлена достоверная связь между интегральной оценкой психоэмоциональной устойчивости школьника и денежным доходом в семье: чем ниже денежный доход - тем ниже интегральная оценка психоэмоциональной устойчивости школьника. На юге села эта тенденция также наблюдается, но связь не значима.

Определено, что количество детей в семье существенно не влияет на уровень тревожности, самооценки, эмоциональной устойчивости и интегральной оценки психоэмоциональной устойчивости учащихся, проживающих в условиях города, северных сельских и южных районов (р>0,05).

ВЫВОДЫ

1) Выделение интегрального показателя психоэмоциональной устойчивости школьника как компонента психофизического состояния, а также определение его уровней и оценки по 5-ти бальной шкале помогает привести к единой системе оценивания, как психологических характеристик личности, так и его физических показателей при общей оценке психофизического состояния школьников.

2) Выявлены общие тенденции психологических характеристик учащихся, проявляющиеся в разных средовых условиях:

- общий уровень тревожности, самооценки, эмоциональной устойчивости и интегральной оценки психоэмоциональной устойчивости школьников 5-11 классов, проживающих в условиях крупного города, северных сельских и южных районов, соответствует среднему уровню;

- в одинаковых средовых условиях наблюдается достоверные различия между девочками и мальчиками по психологическим характеристикам - у мальчиков ниже уровень тревожности, выше самооценка, эмоциональная устойчивость и выше интегральная оценка психоэмоциональной устойчивости, чем у девочек.

3) Определены специфические особенности психологических характеристик учащихся в зависимости от средовых условий:

- в городе наблюдается достоверное повышение тревожности, снижение эмоциональной устойчивости у школьников 10-х классов; в северных сельских районах -повышение самооценки у школьников 10-11 классов; в южных сельских районах -уровень тревожности существенно возрастает в 6 и 8 классах;

- самооценка учащихся, проживающих в условиях города достоверно выше чем у школьников северных сельских районов;

- школьники, проживающие в малых населённых пунктах северных и южных территорий, существенно не различаются между собой по психологическим характеристикам. Кроме того выявлена достоверная корреляционная зависимость в самооценке у мальчиков и в интегральной оценки психоэмоциональной устойчивости у девочек, проживающих в этих средовых условиях.

4) Изучена связь психологических характеристик учащихся с социальноэкономическим положением семьи в зависимости от средовых условий:

—на уровень тревожности учащихся существенно влияют образование родителей и денежный доход в семье - чем ниже эти показатели, тем выше уровень тревожности учащихся;

- уровень самооценки учащихся зависит от образования родителей (особенно мамы), денежного дохода в семье: Чем выше образование у мамы (а для учащихся го-

рода и папы) и выше денежный доход в семье - тем выше самооценка у учащихся;

- эмоциональная устойчивость тесно связана только с денежным доходом в семье: чем он ниже, тем выше эмоциональная устойчивость у школьника;

- интегральная оценка психоэмоциональной устойчивости школьников коррелирует с образованием родителей, денежным доходом в семье - чем ниже эти показатели, тем ниже интегральная оценка;

- количество детей в семье существенно не влияет на уровень тревожности, самооценки, эмоциональной устойчивости и интегральной оценки психоэмоциональной устойчивости учащихся;

- для учащихся, проживающих в условиях сельских районов, снижена роль отцов, наиболее значимую роль в их психоэмоциональных характеристиках играет образование матери. В связи с чем, необходимо привлечение отцов к организации физкультурно-спортивной работы в школе и совместной деятельности вместе с учащимися, тем самым возможно влиять на самооценку учащихся, особенно в неполных семьях.

Контактная информация: shet.inina.65@mail.ru УДК 159.922; 159.922.6; 159.923 ВЗАИМОСВЯЗЬ АГРЕССИВНОСТИ С ПРОСМОТРОМ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Татьяна Витальевна Яковлева, аспирант,

Московский педагогический государственный университет (МПГУ)

Аннотация

Анализируется проблема агрессивности старших подростков как возрастная проблема. Выявляется зависимость выбора художественных фильмов со сценами агрессии и насилия от общей агрессивности подростков. Приводятся корреляционные связи агрессивности с различными индивидуально-психологическими особенностями личности.

Ключевые слова: агрессия, агрессивность, акцентуации характера, нейротизм, эмпатия, самооценка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CORRELATION OF THE AGGRESSION WITH VIEWING THE ART FILMS IN

SENIOR TEENAGE AGE Tatyana Vitalevna Yakovleva, the post graduate student,

The Moskow Pedagogical State University

Annotation

The problem of senior teenagers aggression is analyzed as an age-specific problem. The dependence of the choice of art films containing scenes of aggression and violence on general aggressiveness of teenagers is brought out. Different correlation links between aggressiveness and individual psychological peculiarities of the personality are shown.

Keywords: aggression, aggressiveness, accentuation of character, neurotizm, empathy, selfappraisal.

В настоящее время в России наблюдается ряд негативных проявлений. Одной из таких тенденций является деструктивная направленность молодежи, проявляющаяся в различных вариантах, в том числе в повышении общей агрессивности подрастающего поколения. Агрессивность среди подростков проявляется в форме озлобленности против человечества, негативизма к окружающим, подростковой преступности. Различные уровни и разновидности агрессии неотделимы от жизни людей, и, по словам А. Налчаджяна, «если мы хотим знать об истоках человеческих поступков, которые оцениваются как иррациональные и деструктивные, мы должны исследовать человеческую агрессивность и ее взаимосвязи с другими психическими явлениями» [2]. Именно поэтому крайне значимым является поиск объективных и субъективных причин,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.