УДК 323:316.346-32.053.6:314.2
ИНСТРУМЕНТЫ ВЛИЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА МИГРАЦИОННЫЕ НАСТРОЕНИЯ МОЛОДЕЖИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А.А. Наумова
Пермский государственный национальный исследовательский университет
В данной статье представлен анализ актуальных ценностей молодежи Российской Федерации и их сдерживающих и выталкивающих факторов миграции, рассмотрены ценности, транслируемые нормативно-правовыми актами в сфере молодежной политики такими, как ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» от 30.12.2020 г. и «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», а также инструменты формирования Ро-смолодежью ценностей и миграционных настроений российской молодежи.
Ключевые слова: молодежь, молодежная политика, ценности, миграция, факторы миграции.
Изучению ценностей современной молодежи посвящено большое количество исследований, так как, несомненно, важно, чтобы молодежь и государство шли в одном направлении. Эта важность объясняется тем, что в обществе существует стереотип о деструктивности молодежи из-за психических и физиологических особенностей молодых людей, которые заключаются в поиске авторитета, большой впечатлительностью и максимализме. К тому же, благодаря ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации», молодежь признается одним из субъектов формирования и реализации молодежной политики. Таким образом, важно отслеживать процессы и тенденции в молодежной среде, в том числе ценности, для эффективного взаимодействия молодых людей, которые имеют большой активный потенциал и энергию, и государства.
© Наумова А.А., 2022 67
В 2018 г. Росмолодежь провело исследование ценностных ориентаций молодежи [1, с. 5]. При этом выборка была разделена на молодежь РФ в целом и активную молодежь (под активной молодежью понимается активное участие в политической и социальной жизни страны). Так, среди молодежи в целом приоритетными ценностями оказались семья, материальное благополучие, а также здоровье, причем как физическое, так и ментальное. Ценностями активной молодежи являются семья, самореализация и карьера. Интересным является также тот факт, что обе группы молодежи по-разному оценивают уровень заботы государства о молодых людях. Среди активной молодежи большая доля оценивает степень заботы как хорошую. Данные различия в ценностных ориентациях могут объясняться более активной жизненной позицией группы активной молодежи, участием в различных форумах и, в связи с этим, большим социальным опытом и информированностью.
В период с 2019 по 2021 гг. сотрудники Уральского государственного аграрного университета провели лонгитюдное социологическое исследование на тему особенностей мировоззрения современной молодежи, которое показало, что, во-первых, молодежь обладает достаточно высокой экологической культурой, небезразлично относится к экологическим проблемам, а также готовы предпринимать какие-либо действия для минимизации вреда окружающей среде, что может свидетельствовать о наличии такого качества, как ответственности за окружающий мир и происходящее в нем, а также ценности чистой экологии. Во-вторых, было выявлено, что отношения с обществом у молодежи достаточно разные по своим характеристикам, однако, молодежь единодушно ценит и любит свою семью [2]. Таким образом, можно сказать, что молодежь большее внимание уделяет малым социальным группам, в которых они могут почувствовать большую поддержку и принятие, чем в обществе в целом. В-третьих, была отмечена важность профессионального становления и личностного развития. Молодежь не только ответственно подходит к выбору профессии, но также уделяет большое внимание саморазвитию, прохождению различных курсов, дополнительного образования, делает акцент на самопознании. И, в-четвертых, было установлено положительное отношение к ин-
тернету и 1Т-технологиям, но при этом молодые люди отчетливо понимают о негативном влиянии интернета на жизнь людей, что может являться подтверждением наличия критического мышления и способности рассматривать явление с нескольких сторон.
Анализ ценностей молодежи необходим для того, чтобы установить влияние ценностей на миграционные настроения, что можно проследить через мотивы миграции молодых людей.
Основными мотивами миграции зачастую называют экономические и социальные факторы, однако, необходимо посмотреть в них глубже. Наиболее высокая мобильность молодежи связана с получением высшего образования. Основными факторами миграции молодежи являются [3]:
1. Отсутствие перспектив для личностного и индивидуального роста и желание подняться по карьерной лестнице, что в свою очередь становится проявлением потребности в саморазвитии и самореализации, которые являются ведущими ценностями среди современной молодежи;
2. Недостаток в регионе интересных рабочих мест. Здесь стоит отметить именно важность «интереса» работы, что также можно отнести к самореализации. Важно отметить, что совокупность первых двух мотивов некоторыми исследователями объединяются в один фактор «материальное благополучие», что является не совсем корректным, так как данные факторы в большей степени олицетворяют духовные потребности в социализации и самореализации [4].
3. Отмечается также стремление жить в более комфортных городах с лучшим экологическим состоянием;
4. Плохие условия для культурного развития и отсутствие возможности самореализоваться.
Стоит отметить, что среди сдерживающих факторов выступает родительская семья и отсутствие материальных средств для переезда. Если последний является олицетворением вопросов о ресурсах для миграции, то семья как сдерживающий фактор напрямую выражает ценности молодежи, которые выступают за формирование крепкой и счастливой семьи.
Таким образом, можно говорить о непосредственном влиянии ценностных установок и мировоззрения молодых людей на их миграционные настроения. Основным мотивом миграции 69
молодежи выступает желание и ценность самореализации в жизни, из которой вытекают потребности карьерного роста, улучшенных условий труда, наличии необходимых рабочих мест или получения образования, наличие возможностей культурной самореализации. Соответственно, при выстраивании и реализации миграционной политики, в том числе механизмов по удержанию молодежи в стране и регионах, необходимо учитывать актуальные ценности молодежи (и делать ставку именно на них), а также акторов, через которых происходит формирование ценностей молодежи.
Основным из документов, формирующих и регламентирующих реализацию молодежной политики в России является Федеральный Закон от 30.12.2020 г. «О молодежной политике в Российской Федерации» [5]. Одними из целей закона являются формирование системы нравственных и смысловых ориентиров, которые позволяли бы молодым людям противостоять негативным социальным явлениям, к которым закон относит экстремизм, дискриминацию по различным признакам, национализм и другие, а также формирование культуры семейных отношений, которая способствовала бы улучшению демографической ситуации в стране. Так, на законодательном уровне ставятся задачи воспитания в молодежи тех ценностей и мировоззрения, которые не нарушали бы общественный порядок и строй, однако, закон не поясняет, что имеется в виду под «культурой семейных отношений», на которую возлагается решение демографических проблем.
Для этого необходимо обратиться к Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 г. [6]. Утверждение традиционных семейных ценностей является приоритетом в реализации семейной политики в России. Концепция также поясняет, что под традиционными семейными ценностями понимается ценность брака, как союза мужчины и женщины, целью которого является создание семьи и рождение детей. Решение задач по повышению ценностей семейного образа жизни осуществляется через развитие и популяризацию в обществе семейных традиций, отдельное внимание в документе уделяется сохранению семьи, а также популяризации повышения престижности семьи и многодетности.
Таким образом, одной из целей молодежной политики является формирование у молодежи ценностей брака, рождения детей, формирование и следование традициям внутри семьи. Важность молодой семьи в государстве закрепляется также ее особым статусом и приоритетностью на получение государственной поддержки.
Важным принципом реализации молодежной политики является сочетание государственных и частных интересов. Так, воспитание гражданственности, патриотизма и уважения к традициям России является первым направлением реализации молодежной политики. Исходя из этого можно сделать вывод о безусловной важности и приоритетности формирования гражданской идентичности и любви к Родине среди молодежи у государства. Эта важность также обуславливается решением других проблем, например, решение проблемы депопуляции населения и «утечки мозгов», так как подразумевается, что человек, любящий свою страну не станет ее покидать. И также вместе с гражданственностью направлением молодежной политики является поддержка инициатив и в целом самореализации молодежи, под которой понимается удовлетворение потребностей в профессиональном, социальном и духовном развитии, из чего можно сделать вывод, что молодежь не ограничена в выборе собственного пути и удовлетворении собственных потребностей.
Важным для анализа документом с точки зрения транслируемых ценностей молодежи являются Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г. [7]. Целью молодежной политики в соответствии с данным документом является совершенствование условий для самореализации молодежи и раскрытия ее потенциала в интересах развития государства, а также отдельное внимание уделяется повышению значимости молодежи в жизни общества и страны. Одной из приоритетных задач Основ является формирование системы ценностей с учетом особенностей страны. Так, в формируемую систему ценностей входят правовая грамотность молодежи и активная гражданская позиция, гуманизм и гуманистическое мировоззрение, культурная, историческая и гражданская грамотность, уважение к многообразной культуре и традициям Российской Федерации. Все перечисленные ценно-71
сти можно определить в одно понятие «патриотизма» в его гражданском проявлении. Отдельно также хочется упомянуть о самореализации молодежи в интересах государства.
Государство заинтересовано в том, чтобы молодежь оставалась в стране, так как это и трудовая сила, и налоговые поступления, и «будущее страны» в аспекте научно-технического прогресса и молодых управленцев, поэтому необходимо осуществлять работу в рамках сдерживающих миграционных факторов. Говоря о территориальной привлекательности, молодые люди указывают возможности трудоустройства и карьерного роста, доступность жилья, возможности реализовывать личные интересы, качество медицинского обслуживания и безопасность, под которой понимается как экологическая безопасность, так и криминалистическая, а также в целом высокий уровень жизни на привлекаемой территории [8]. Соответственно, все перечисленные факторы, включая родительскую семью и близкое окружение, могут являться сдерживающими. Таким образом, для того чтобы снизить миграционные процессы молодежи, необходимо предоставить ей условия для ее самореализации, причем как личностной (доступное жилье, возможность удовлетворить духовные потребности, досуг), так и профессиональной (трудоустройство, карьерный рост, достойный уровень заработной платы). Ценность природы и заботы об окружающей среде можно было бы выразить через повышение экологической культуры общества в регионе, а также в целом на государственном уровне.
Основным актором в реализации молодежной политики является Федеральное агентство по делам молодежи - Росмоло-дежь, миссия которого состоит в том, чтобы создать комфортную среду для самореализации молодежи [9]. Формирование приоритетных государственных ценностей происходит во всех направлениях деятельности Росмолодежи, среди которых: «бизнес», «Роспатриот», «креатив», «технологии», «карьера», «+WorЫ» и «Импакт». Проведенный ребрендинг Росмолодежи расширил ее деятельность до рамок экосистемы, в которой были четко определены «поля» работы с молодежью и реализации молодежной политики: неформальное поле, включающее в себя НКО, молодежные сообщества и клубы по интересам, фонды; политическое поле, к которому относятся губернатор и его за-
местители; бизнес; профессиональное поле и ведомственное (межведомственное) поле.
Самым объемным и многочисленным является неформальное поле, которое в большей степени и занимается формированием ценностей молодых людей через свою деятельность. Таким образом, первым инструментом влияния молодежной политики на ценности, а, следовательно, и на миграционные настроения, являются общественные объединения молодежи.
По данным Федерального статистического наблюдения в сфере государственной молодежной политики за 2021 г. можно выделить четыре направления деятельности по объему финансирования [10]. Так, на первом месте располагается деятельность по вовлечению молодежи в здоровый образ жизни, на втором месте деятельность, направленная на социализацию молодежи, нуждающейся в особой заботе государства, на третьем - патриотическое воспитание молодежи и на четвертом месте находится вовлечение молодежи в занятие творческой деятельностью. В данном случае объем финансирования не может говорить о какой-либо «приоритетности» направлений, так как социализация молодежи, нуждающейся в особой заботе, и творческая деятельность сами по себе являются достаточно затратными направлениями. Однако, все же выделить некую приоритетность патриотического воспитания и вовлечения молодежи в здоровый образ жизни можно через такие показатели, как численность молодежи, задействованной в программных мероприятиях по направлению и по количеству детских и молодежных общественных объединений, работающих по направлению. Так, численность молодежи, вовлеченной в направление по патриотическому воспитанию, составляет около 15 млн. чел. (самый высокий показатель за 2021 г.), а по вовлечению в здоровый образ жизни - 11 млн. чел. Также на патриотическое воспитание приходится самое большое количество молодежных и детских объединений - более 74 тыс. Данный факт говорит о том, что государство хотело бы видеть высокий уровень патриотизма и здорового образа жизни среди молодежи, а также придает этим ценностям приоритетность.
Еще одним достаточно масштабным инструментом формирования ценностей молодежи являются форумы и конкурсы. Так, 73
например, Всероссийский молодежный образовательный форум «Территория смыслов» направлен на патриотическое воспитание молодежи, вовлечение и популяризацию здорового образа жизни, формирование традиционных семейных ценностей, российской идентичности. Целью форума также является укрепления роли семьи, общества и государства.
Конкурс «Большая перемена», целевой аудиторией которого являются школьники 5-10 классов, студенты СПО, а также педагоги-наставники. Конкурс действует в рамках 12 направлений, среди которых есть «Будь здоров», которое затрагивает не только тему здорового образа жизни, но и современную медицину, «Помни», посвященное патриотизму, которое определяется как «главная ценность и тот культурный код, без которых не может быть единства общества», «Сохраняй природу», формирующей экологическую культуру среди молодежи, «Служи Отечеству», также направленное на патриотизм (можно предположить, что направления «Помни» и «Служи Отечеству» отличаются друг от друга тем, что первое относится к гражданскому патриотизму, а второе к военному) [11].
В 2021 г. была запущена платформа «Другое дело», направленная на поддержку и поощрение общественно полезной деятельности граждан.
Так, среди заданий платформы есть «фотопрогулка», в рамках которой необходимо провести бесплатную семейную фотосессию, что также является формированием семейных ценностей и укрепления семьи, «Знак отличия ГТО», которое можно отнести к вовлечению в здоровый образ жизни и спорт.
Стоит отметить, что сама молодежь оценивает полезность и степень достижения целей при посещении мероприятий Росмо-лодежи как достаточно полезные и отмечают о достижении всех поставленных целей [1, с. 34].
Отдельным инструментом формирования ценностей у молодежи может выступать творчество и творческие объединения в рамках самовыражения, самореализации молодых людей. Во-первых, многие творческие фестивали и конкурсы также имеют при себе грантовые конкурсы. Например, в рамках фестиваля «Таврида.Арт» проходит грантовый конкурс по девяти направлениям, среди которых присутствуют как патриотическое вос-
питание, укрепление семейных ценностей, здоровый образ жизни, так и инициативы творческой молодежи, молодежные СМИ и студенческие инициативы [12]. Во-вторых, творчество как через непосредственное участие в нем, так и через роль наблюдателя (посещение театров, концертов) формирует определенные ценности. Например, народное творчество определяет становление таких норм, как духовность, патриотизм, гражданственность и уважение [13].
При формировании ценностных ориентаций молодежи нельзя также не упомянуть про средства массовой информации и социальные сети. Социальные медиа имеют значительное влияние молодых людей, так как являются актором социализации и выполняют ряд социально-психологических функций, среди которых, например, функция социальной ориентировки, позволяющая молодежи адаптироваться в информационном поле, функция социальной идентификации с группой, обеспечивающая потребность в принятии и принадлежности к какому-либо сообществу [14, с. 195]. Здесь стоит отметить, что в силу психологических особенностей молодым людям важно иметь некий пример для подражания, авторитет, которым также может выступать социальная группа. Социальные медиа также осуществляют важную функцию контакта, которая обеспечивает богатый и обширный опыт взаимодействия молодых людей друг с другом, что позволяет им понять не только окружающий мир и общество, но и познавать себя. Таким образом, субъектам молодежной политики крайне важно выстраивать коммуникацию с молодежью через социальные медиа. Большинство конкурсов, фестивалей и проектов имеют свои сообщества в социальных сетях, что также является транслированием моделей поведения и ценностных установок.
Подводя итоги, можно сказать, что инструменты влияния молодежной политики на ценности молодых людей, а, следовательно, и на их миграционные настроения, достаточно обширны и затрагивают все сферы жизни. Участие в общественных объединениях и организациях напрямую приобщает молодежь не только к какой-либо деятельности и образу жизни, но и к определенным моральным и нравственным установкам, мировоззрению. Фестивали, грантовые конкурсы и творчество позволяют 75
молодежи самостоятельно выступить в качестве актора транслирующего ценности через свои проекты и деятельность, а средства массовой информации и социальные сети подкрепляют определенный, желаемый образ, модель поведения, образуя информационную «воронку». Однако, несмотря на обширность инструментов, миграция среди молодежи все же остается высокой. Таким образом, можно сделать вывод, о необходимости дальнейшего изучения данной темы с целью выяснить миграционные настроения и установки молодых людей, потребности и ценности, которые не могут быть удовлетворены в регионах, которые покидает молодежь.
Библиографический список
1. Комплексное социологическое исследование ценностных ориен-таций современной молодежи РФ: доклад / Росмолодежь. 2018.
1 мая. URL: https://fadm.gov.ru/documents/download/1001/ (дата обращения: 12.04.2022).
2. Журавлева Л.А., Зарубина Е.В., Ручкин А.В., Симачкова Н.Н., Чу-пина И.П. Особенности мировоззрения современной молодежи: социально-философский анализ // Образование и право. 2021.
№ 12. С. 253-259. DOI: https://doi.org/10.24412/2076-1503-2021-12-253-259
3. Морозова Е.А., Кочнева О.П. Миграционные настроения молодежи Кемеровской области - Кузбасса // Вестника Кемеровского государственного университета. 2021. Т. 6, № 3(21). С. 326-338. DOI: https://doi.org/10.21603/2500-3372-2021-6-3-326-338
4. Одинцов А.В., Шипицин А.И., Марченко А.Ю. Центростремительная миграция молодежи из российской провинции: причины и тенденции (на примере Волгоградской области) // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3. С. 335-354. DOI: https://doi.org/10.14515/ monitoring.2020.3.788
5. Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации». URL: http://www.kremlin.ru/ acts/bank/46328 (дата обращения: 01.04.2022).
6. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года».
7. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 №2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года». URL:
http ://www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_171835/ (дата обращения: 01.04.2022).
8. Антонова Н.Л. Потенциальная территориальная мобильность молодежи: факторы, барьеры, стратегии // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. 2019. Т. 3, № 3. С. 277-282. DOI: https://doi.org/10.35634/2587-9030-2019-3-3-277-282
9. Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь). URL: https://fadm.gov.ru/ (дата обращения: 01.04.2022).
10. Федеральное статистическое наблюдение в сфере государственной молодежной политики за 2021 год / Росмолодежь. 2022.
23 мая. URL: https://fadm.gov.ru/mediafiles/documents/document/ cd/11/cd115bc5-707b-4ded-9e6c-879d6ee946be.pdf (дата обращения: 10.06.2022).
11. Всероссийский конкурс «Большая перемена». URL: https://bolshayaperemena.online/ (дата обращения: 01.04.2022).
12. Грантовый конкурс / Таврида-Арт. URL: https://tavrida.art/grants (дата обращения: 14.04.2022).
13. Попова Н.В., Муллер А.И. Потенциал народного творчества в духовно-нравственном воспитании молодежи // Историко-культурное наследие народов Урало-Поволжья. 2020. № 2(9).
С. 150-156. DOI: https://doi.org/10.15350/26191490.2020.2.16
14. Шестеркина Л.П., Щепилова Г.Г., Ильченко С.Н. и др. Социальные медиа как ресурс интегрированных коммуникативных практик: монография / отв ред. Л.П. Шестеркиной. Челябинск: ЮУрГУ, 2017. 296 с.
INSTRUMENTS OF INFLUENCE OF THE STATE YOUTH POLICY ON THE MIGRATION ATTITUDES OF THE YOUTH OF THE RUSSIAN FEDERATION
A.A. Naumova
Perm State University
This article presents an analysis of the current values of the youth of the Russian Federation and their constraining and pushing factors of migration, examines the values transmitted by normative legal acts in the field of youth policy such as the Federal Law «On Youth Policy in the Russian Federation» dated 12/30/2020 and «Fundamentals of the State Youth Policy of the Russian Federation for the period up to 2025», as well as tools for the formation of Rosmolodezh values and migration attitudes of Russian youth.
Keywords: youth, youth policy, values, migration, migration factors.