Научная статья на тему 'Инструменты управления объектами инновационной инфраструктуры в регионе'

Инструменты управления объектами инновационной инфраструктуры в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
399
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМОЙ РЕГИОНА / INNOVATIVE INFRASTRUCTURE / MANAGEMENT OF INNOVATIVE SYSTEM OF REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егорова М. В.

Рассмотрены значение и содержание инновационной инфраструктуры в рамках региональной инновационной системы. Предложена методика оценки эффективности деятельности компаний-резидентов и реализуемой резидентной политики технополисной структурыV

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Егорова М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

alue and the maintenance of an innovative infrastructure are considered in frameworks of regional innovative system. The technique of an estimation of efficiency of activity is offered the companies-residents and the realized resident policy of a technopolis is offered

Текст научной работы на тему «Инструменты управления объектами инновационной инфраструктуры в регионе»

М. В. Егорова

ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБЪЕКТАМИ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РЕГИОНЕ

Ключевые слова: инновационная инфраструктура, управление инновационной системой региона.

Рассмотрены значение и содержание инновационной инфраструктуры в рамках региональной инновационной системы. Предложена методика оценки эффективности деятельности компаний-резидентов и реализуемой резидентной политики технополисной структуры.

Keywords: innovative infrastructure, management of innovative system of region.

Value and the maintenance of an innovative infrastructure are considered in frameworks of regional innovative system. The technique of an estimation of efficiency of activity is offered the companies-residents and the realized resident policy of a technopolis is offered.

Переход России к инновационной экономике во многом обусловлен характером формирования национальной и региональных инновационных систем, означающим практическую реализацию комплексного подхода к развитию и использованию механизмов взаимодействия науки, образования, финансовых структур, малого и крупного бизнеса. Создание институциональной инновационной среды в регионах, позволяющей генерировать, воспроизводить и использовать инновации для обеспечения экономического развития промышленного сектора, приобретает все большее значение.

Одной их ключевых подсистем инновационной системы региона является инновационная инфраструктура. Именно субъекты инновационной инфраструктуры обеспечивают материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное и прочее обслуживание инновационной деятельности.

Инновационная инфраструктура является неотъемлемым элементом в обеспечении эффективного протекания инновационных процессов и представляет собой систему поддержки инновационной деятельности во всевозможных организационных формах и широком спектре услуг. По нашему мнению, инфраструктура инновационного развития региона может быть рассмотрена как совокупность организационных факторов, материальных средств и институциональных условий в сфере обслуживания науки и производства, обеспечивающих на системной основе устойчивое развитие инновационных процессов на региональном уровне и восприятие экономикой и обществом результатов, достигаемых в ходе их осуществления. Именно инновационная инфраструктура материализует взаимодействие структурных объектов региональной инновационной системы и служит трансферным механизмом в процессе этого взаимодействия, позволяя инновациям получать импульс для своего распространения и развития.

Инфраструктура региональной инновационной системы представляется широким спектром организаций, выполняющих поддерживающие функции в обеспечении инновационных процессов. В первую очередь сюда относятся технопарки, научнотехнологические и инновационные центры, бизнес-инкубаторы, обеспечивающие реализацию различных

стадий инновационных процессов. Потребности в консалтинговых (менеджмент, маркетинг и пр.), инжиниринговых (инженерно-техническое обслуживание), лизинговых (финансовая аренда машин, оборудования и т. п.) и страховых услугах удовлетворяет ряд компаний соответствующего профиля. Значительная роль в инфраструктуре региональной инновационной системы отводится различным инновационным и венчурным фондам, обеспечивающим финансовую поддержку инновационных проектов. Важным элементом также является организация трансфера (передачи) технологий, например, через соответствующие центры. Данный компонент наряду с центрами научно-технической и аналитической информации является, на наш взгляд, наименее развитым в настоящее время в отечественной практике. Необходимыми также являются патентные службы, службы лицензирования и аккредитации, сертификации и стандартизации, экспертизы нововведений, а также различные центры поддержки и содействия инновационной и деловой активности, кадровые и учебные центры, общественные организации и союзы [1]. Следует отметить, что формирование инновационной инфраструктуры в рамках технополисной концепции, является важным направлением для обеспечения устойчивого эффективного взаимодействия науки, образования и производства в условиях ориентации отечественной экономики на инновационный тип развития.

Системный подход в рамках функционирования региональной инновационной системы предусматривает создание благоприятной экономической и правовой среды, построение инновационной инфраструктуры, совершенствование механизмов государственного содействия коммерциализации результатов научных исследований и экспериментальных разработок. В свою очередь, создание эффективных механизмов государственно-частного партнерства позволяет повысить как эффективность государственного администрирования, так и корпоративного управления. В наибольшей степени интересы государства и бизнеса совпадают в развитии высокоэффективных секторов промышленности, обеспечивающих формирование новых рынков конкурентоспособной высококачественной наукоемкой продукции, а также в вопросах технико-технологического обновления промышленного производства, направленного, в частности, на

снижение издержек, экономию ресурсов и, в конечном итоге, обеспечение конкурентных преимуществ отечественного товаропроизводителя на внутреннем и внешнем рынках.

В настоящее время в Республике Татарстан существует ряд инвестиционных проектов регионального и межрегионального значения, готовых к реализации в рамках государственно-частного партнерства. Одним из примеров реализации интересов бизнеса в развитии эффективной инновационной инфраструктуры для высокотехнологичных отраслей является создание Технополиса «Химград».

Основными направлениями специализации Технополиса являются химические и нефтехимические технологии, в частности, технологии переработки полимерной продукции. Привлекательность аренды подготовленных производственных площадей Технополиса «Химград» заключается в возможности аренды производственных, офисных и складских помещений в более короткие сроки, чем приобретение земли с последующим самостоятельным осуществлением строительства. Учитывая многочисленные проблемы, с которыми сталкиваются компании в процессе отвода и оформления земельных участков, получения разрешения на строительство, а также при сооружении коммуникаций, необходимых мощностей, данный вариант является рациональной альтернативой.

Основными направлениями резидентной политики Технополиса «Химград» являются следующие:

- представление и продвижение интересов резидентов при взаимодействии с государственными (муниципальными) органами и организациями;

- содействие развитию сотрудничества между резидентами и образовательными организациями;

- развитие механизмов субконтрактации;

- привлечение прямых инвестиций;

- осуществление комплекса мероприятий по предоставлению налоговых льгот в соответствии с действующим законодательством;

- маркетинговая поддержка компаний-резидентов;

- разработка системы поддержки и сопровождения резидентов по принципу «одного окна».

К «якорным» резидентам Технополиса могут быть отнесены: ЗАО «Данафлекс», ориентированное на освоение технологии и организацию производства полимерных пленок (гибкой упаковки); ЗАО Научноинженерный центр «Инкомсистем», специализирующийся на автоматизации и 1Т технологиях для нефтехимии, в частности, на системной интеграции и автоматизации объектов нефтегазовой и нефтехимической промышленности; ООО «Фосфорос» (филиал в г. Казани), позиционирующее себя как инновационная компания, специализирующаяся на инжиниринге химической продукции для различных отраслей промышленности, в частности, производства компонентов для шинной, резинотехнической, нефтепромысловой промышленности и т.д.

При планировании и организации деятельности Технополиса «Химград» активно используются современные технологии для разработки собственной

уникальной бизнес-модели, представляющей особое сочетание целей компании, системы управления, системы взаимодействия с контрагентами и принципами организации производства.

Одним из практически значимых направлений в рамках формирования технополисной инновационной структуры является создание комплексной системы инструментов диагностики и прогнозирования развития инновационного потенциала компаний-резидентов Технополиса «Химград». В настоящее время методика оценки деятельности резидентов и резидентной политики Технополиса лежит в плоскости анализа таких общих показателей развития, как количество резидентов; количество рабочих мест в компаниях; годовой товарооборот; и инновационных показателей, в частности, количество новых продуктов и технологий, произведенных резидентами; количество патентов, реализованных Технополисом.

Учитывая приоритетное значение оценки в процессе принятия управленческих решений, целесообразно отметить, что разработанные и применяемые на сегодняшний день методы оценки инновационной деятельности и отдельных составляющих инновационного потенциала обладают некоторыми недостатками, которые обусловили ограниченность их применения конкретными бизнес-структурами при формировании и реализации управленческих решений, касающихся направлений дальнейшего развития [2].

Кроме того, следует отметить, что, как правило, на практике в процессе оценки проектов и программ анализируется, в первую очередь, экономическая результативность инновационной деятельности предприятий, оцениваются масштабы ее осуществления, что приводит к игнорированию малоэффективных с коммерческой точки зрения, но имеющих высокую социальную значимость инновационных проектов, потенциально влияющих на изменение условий функционирования инновационной системы Технополиса в отдаленной перспективе. К результатам управления процессами взаимодействия резидентов, которые определяют масштабы, характер и качество инновационной деятельности любой технополисной структуры, следует отнести научно-технические, образовательные, финансовые, инвестиционные, производственные, управленческие, маркетинговые, социальные проекты. Именно эти направления взаимодействий экономических субъектов определяют способность к инновационному развитию и обусловливают формирование соответствующих пропорций, в частности, ресурсных, отражающих возможности реализации запланированного развития.

Предлагаемая методика оценки базируется на расчете интегрального показателя эффективности инновационного развития компаний-резидентов Технополиса «Химград», получаемого в виде средне взвешенной величины двух других показателей: показателя соответствия масштабов инновационного трансфера резидентов рыночным потребностям и показателя, характеризующего динамику инновационного развития резидентов технополисной структуры. При этом существенным является не столько качественный или количественный состав инновационных

разработок, следующих по стадиям инновационного трансфера между экономическими субъектами, вовлеченными в инновационный процесс, а конечный результат инновационной деятельности. Следует отметить, что достоверно определить реальный результат использования отдельного новшества бывает достаточно затруднительно. В этой связи предлагается считать инновационным результатом изменение конечного результата деятельности хозяйствующего субъекта в сравнении с базисным периодом, измеряемым в сопоставимых ценах.

Для расчета показателя соответствия масштабов инновационного трансфера резидентов рыночным потребностям предлагается использовать средне взвешенную величину следующей совокупности индексов.

1. Индекс изменения числа наукоемких предприятий, с которыми установлено взаимодействие в рамках функционирования информационной системы. Рассчитывается как отношение числа наукоемких предприятий на конец текущего периода к числу наукоемких предприятий на конец предыдущего (базисного) периода.

2. Индекс изменения результативности консультационной поддержки, оказываемой Информационно-аналитической службой Технополиса «Хим-град». Определяется как соотношение коэффициентов результативности консультационной поддержки на конец текущего и на конец базисного периодов. Коэффициент результативности рассчитывается как отношение услуг по реализованным совместным проектам к общему количеству реализованных посредством Информационно-аналитической службы консалтинговых услуг. В качестве консалтинговых услуг может выступать поддержка в разработке бизнес-планов, технико-экономических обоснований инновационных продуктов, проведение маркетинговых исследований, постановке и реализации системы управления проектами и т. п.

3. Индекс изменения номенклатуры инновационной продукции. Определяется в виде отношения долей общего количество новых видов продукции в общем числе видов выпускаемой в регионе продукции в рамках текущего и предыдущего периодов.

4. Индекс изменения уровня взаимодействия с высшими учебными заведениями, отраслевыми институтами, крупным бизнесом и органами государственного управления в регионе. Рассчитывается в виде соотношения количества совместных проектов коммерческого и некоммерческого характера, реализованных в сотрудничестве с вузами, отраслевыми институтами, представителями крупного бизнеса и государственными органами управления, в текущем и базисном периодах.

5. Индекс изменения результативности реализации инновационных проектов. Определяется через соотношение коэффициентов результативности реализации инновационных проектов за текущий и предшествующий периоды, каждый из которых, в свою очередь, представляет собой отношение количества запросов на разработку и создание инновацион-

ных продуктов (технологий, методов), внесенных региональными экономическими субъектами в базу данных информационной системы, к количеству проектов, реализованных резидентами по запросам.

Показатель динамики инновационного развития компаний-резидентов технополисной структуры может быть определен через ряд следующих индексов.

1. Индекс изменения объемов выпуска инновационной продукции (товаров, работ услуг). Представляет собой отношение объема выпуска инновационной продукции, произведенной компаниями-резидентами в текущем периоде, к аналогичному объему в предыдущем периоде.

2. Индекс изменения бюджетных поступлений. Определяется через отношение величин налоговых поступлений в бюджеты разного уровня в текущем и предшествующем периодах.

3. Индекс изменения среднего заработка работников инновационно-активных предприятий Технополиса. Рассчитывается как соотношение величин среднего заработка работников инновационноактивных предприятий в текущем и предшествующем периодах.

4. Индекс изменения количества вновь созданных рабочих мест. Рассчитывается как отношение количества вновь созданных рабочих мест за текущий период к количеству вновь созданных рабочих мест за базисный период.

Результат расчета интегрального показателя эффективности экономических субъектов технопо-лисной структуры может быть интерпретирован следующим образом: если значение интегрального показателя больше единицы, то имеет место положительная тенденция роста инновационной активности в Технополисе; если меньше единицы, то инновационная активность снижается; соответственно при равенстве единице - ситуация остается без изменений. Сравнение фактических значений с плановыми значениями показателей позволит выявить результативность выполнения стратегических программ развития Технополиса.

Предложенная система показателей может быть использована в качестве аналитической базы для принятия решений по регулированию процессов управления резидентами Технополиса «Химград», осуществляющими инновационную деятельность или участвующими в ней. Представленная совокупность индексов впоследствии может быть расширена и использована для оценки эффективности функционирования, как всего инфраструктурного комплекса региональной инновационной системы, так и отдельных его элементов.

Литература

1. Егорова, М.В. Инновационная система региона: базовые модели анализа и направления развития / М.В. Егорова // Вестник Казан. тех-нол.о ун-та. - 2009. - № 1. - С. 233-238.

2. Дежкина, И.П. Инновационный потенциал хозяйственной системы и его оценка / И.П. Дежкина, Г. А. Поташева. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 124 с.

© М. В. Егорова - д-р экон. наук, проф. каф. экономики КНИТУ, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.