13.15. ИНСТРУМЕНТЫ УКРЕПЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЮФО В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
Тлехурай-Берзегова Л.Т., к.э.н., доцент Адыгейский государственный университет
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Аннотация. Статья посвящена инструментам укрепления инновационного потенциала. Сложившаяся в ЮФО инновационная ситуация весьма неблагоприятна.
Чтобы изменить ситуацию, заинтересовать потенциальных инвесторов, привлечь существенные инвестиции в экономику округа, необходима разработка долгосрочной стратегии социально-экономического развития каждого района, создание условий для их устойчивого конкурентного развития.
Императивом такого развития территории в современном мире являются инновации, а институциональной основой -национальная инновационная система.
Ключевые слова: инновационный потенциал; инвестиционный климат; стратегия инновационного прорыва; интеграционный маркетинг; концепция управления региональной экономикой.
Южный федеральный округ представляет собой вполне сложившийся природно-хозяйственный комплекс, хорошо интегрированный в экономику России. Однако, сложившаяся в ЮФО инновационная ситуация весьма неблагоприятна.
В Южном федеральном округе, в первую очередь, представляется целесообразным использование имеющихся конкурентных преимуществ субъектов: сравнительно невысокий уровень издержек при строительстве и реконструкции объектов; наличие дешевого сырья для пищевой промышленности и строительства; значительный санаторно-курортный потенциал; энергетические ресурсы; транспортные коридоры. Одним из основных условий реализации этих преимуществ является стабильный приток инвестиций и их инновационная направленность. Привлечение инвестиций (как внутренних, так и внешних) в экономику субъектов в пределах округа является жизненно важным средством для обеспечения экономического роста [2].
По мнению экспертов, одним из возможных направлений деятельности в округе может стать ряд мероприятий, направленных на выравнивание социально-экономических параметров субъектов
(прежде всего республик).
В районах Южного федерального округа инновационная ситуация характеризуется различным соотношением размера инновационного потенциала и уровня его использования. Большинство районов ЮФО имеют низкую инвестиционно - инновационную привлекательность.
Чтобы изменить ситуацию, заинтересовать потенциальных инвесторов, привлечь существенные инвестиции в экономику округа, необходима разработка долгосрочной стратегии социально-
экономического развития каждого района, создание условий для их устойчивого конкурентного развития.
Императивом такого развития территории в современном мире являются инновации, а институциональной основой - национальная инновационная система [1].
На наш взгляд, для Северного Кавказа необходима не стратегия догоняющего развития или стратегия создания национальной рекреационной зоны, реализация каждой из которых, несомненно, даст положительные результаты, а стратегия инновационного прорыва.
Одной из главных целей стратегии инновационного прорыва должно стать создание региональной инновационной системы - совокупности взаимосвязанных структур, занятых производством и коммерческой реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ и вне их. Создание региональной инновационной системы будет способствовать обеспечению качественно нового уровня развития экономики путем более высокого способа производства на основе разработки и постоянного внедрения наукоемких технологий.
При этом следует активно использовать возможности такой организационной формы инновационного развития региона, как технополис, представляющий собой комплекс высокотехнологичных промышленных систем, включающий в себя благоприятную среду обитания и жизнедеятельность людей, и рекреационные зоны. Технополис является диверсификационной формой экономической деятельности, территориальной интеграцией науки и производства. Его исходной формой в разных странах нередко выступает инновационный центр, задачами которого является изучение спроса и предложения на научные разработки, новые продукты, технологии, а также поиск адекватных им форм и методов производства. При создании инновационного центра Южного федерального округа и отдельных региональных инновационных центров в силу ограниченности финансово-
инвестиционных ресурсов следует обоснованно выбрать несколько точек инновационного роста юга России и с учетом сложившихся традиций, политических и культурных особенностей, а также форм размещения производительных сил, оце-
нить, которое из направлений более подходит каж-
[4]
дому региону .
При наличии политической воли бюджет развития южных регионов страны, концентрирующий аналогичные бюджеты всех районов округа, может уже на стадии формирования финансовых институтов региональной инновационной системы стать мощным источником финансирования инновационных инвестиций: концентрировать инвестиции на ключевых направлениях развития, формировать точки инновационного роста. При этом важно исключить практику дублирования проектов или «перетягивания» инвестиций в свой регион, соблюсти принципы системного подхода с целью получения синергетического эффекта от инновационного развития, состоящего не только в создании продукции с высокой добавленной стоимостью и росте доходов бюджетов всех уровней, но и в развитии наукоемкого производства (включая НИОКР, технологии и человеческий капитал), дальнейшей отраслевой и территориальной диффузии инноваций. На наш взгляд, только при системном программно-целевом подходе управления инновационным развитием на всех стадиях создания и производства инноваций можно достичь конкурентных преимуществ регионального развития.
Важнейшие принципы стратегии территории с целью ее экономического развития можно сформу-
Гз1
лировать следующим образом :
Стратегический подход к развитию региона означает понимание и оценку местных сильных сторон, слабостей и возможностей. Слабости следует воспринимать как потенциальные возможности. Они, как правило, являются сферами для инновационного инвестирования;
Все полномочия по управлению ресурсами (в первую очередь финансовыми) и ответственность за осуществление стратегии инновационного прорыва в регионе следует передать одной организации, которая публично и систематически отчитывалась бы о своей деятельности;
Особое значение в стратегии инновационного развития как анклава инновационного потенциала имеют города, особенно крупные мегаполисы. Важно отметить, что экономическое развитие городов страны все больше зависит от предпринимательского климата, созданного на данной территории, который, в свою очередь, складывается из: условий ведения бизнеса; законодательных актов для предпринимательской деятельности; развития бизнес- и транспортной инфраструктуры; уровня деловой и инвестиционной активности; развития институтов рыночной экономики; различных рисков;
При реализации стратегии инновационного развития региона необходимы гибкость и адаптивность, учет поведения потребителей инноваций, а
также тенденций инвестиционного рынка и рынка наукоемкой продукции;
Потенциальное вознаграждение должно быть эквивалентно риску, на который идет каждый инвестор. Поэтому главной проблемой региональных властей должна стать деятельность по снижению и контролю всех факторов риска, главными из которых являются: политическая, экономическая, правовая нестабильность на Северном Кавказе и непредсказуемость региона; непоступление информации к потенциальным инвесторам о стратегическом потенциале и инновационных ресурсах городов региона; отсутствие планов стратегического развития региона в целом и отдельных его территорий; неразвитость рыночной и финансовой инфраструктуры.
Таким образом, для повышения инвестиционной привлекательности и привлечения инвестиций в экономику региона необходима разработка комплексной долгосрочной концепции инновационного развития Северного Кавказа и ее практическая реализация.
Одним из эффективных инструментов усиления инвестиционно - инновационного потенциала региона считаем интеграционный маркетинг.
В существующих условиях развития экономики требуется существенная переоценка важнейших направлений социально-экономического развития отдельных регионов, административных образований Российской Федерации и, в частности, ЮФО. Региональные особенности хозяйствования включают в себя специфику природного, исторического, научного, производственного, экономического и инновационного потенциалов, что во многом предопределяет различные стартовые условия и возможности каждого из территориальных преобразований. Поэтому, наряду с общими для страны приоритетами и задачами, должны обосновываться и решаться местные специфические региональные проблемы, а сочетание региональных и федеральных целей развития должно естественным образом влиять на рост уровня жизни населения региона.
Расширение функций органов власти в регионе сопровождается одновременным усложнением механизма принятия управленческих решений, усилением влияния и изменчивости факторов внешней среды.
В сложившихся условиях необходимым стало обновление форм и методов управления региональными социально-экономическими системами, в связи с этим стоит принять во внимание достижения интеграционного маркетинга, который в своей существенной части может быть применен к
управлению региональной экономикой[б].
Одним из важнейших направлений деятельности властных структур по модернизации региональных социально-экономических систем может стать проведение мониторинга и создание региональных
маркетинговых программ в сфере управления, с целью выявления наиболее эффективных в социальном и экономическом смысле «способов принятия управленческих решений на региональном уровне».
Специфические особенности региона, динамическое изменение ситуации заставляет субъекты управления постоянно искать и адаптировать новые управленческие модели, поэтому считаем актуальным использование интеграционного маркетинга применительно к региональным социальноэкономическим системам в условиях развития интеграционных процессов.
На сегодняшний день отсутствует целостный и обоснованный механизм интеграционного взаимодействия региональных социально-экономических систем, скоординированный с процессами реформирования и реструктуризации в регионе.
Возникает необходимость разработки концепции управления региональной экономикой на основе интеграционного взаимодействия отдельных регионов России.
В основе концепции должно лежать соглашение сонаправленных мер стратегического характера по развитию региональных социально-экономических систем, содержащее основные идеи и принципы, которые ориентируют инвесторов, администрацию и население, помогая им осуществлять решения, базирующиеся на выделении путей развития.
Данный подход к развитию региональных социально-экономических систем призван: содействовать формированию многосекторной экономики; проводить активные структурные преобразования; стимулировать развитие интеграционных процессов в экономике регионов, с целью получения синергетического эффекта.
Концепция управления региональной экономикой является основой для формирования целевых программ, представляющих собой плановые и адресные документы, направленные на устранение наиболее актуальных проблем, на достижение конечных целей в виде целевых показателей и мероприятий, увязанных по срокам, исполнителям и
сбалансированных по ресурсам [].
Выстраивается «вертикаль интересов», задачей которой становится создание предпосылок для гармонизации целей развития экономики региона с учетом пространственного аспекта воспроизводства. В концепции должны учитываться закономерности функционирования региональных рынков, особенности рыночного пространства, в рамках которого формируются экономические интересы и взаимоотношения. Важно увязать современное состояние интеграционного маркетинга с деятельностью региональных субъектов, так как инструментарий интеграционного маркетинга имеет свой набор экономических правил, которые опираются на интеграцию рынков товаров, услуг и капиталов,
региональных систем; на ускорение распространения научно-технических достижений; на информационную открытость; на быстром технологическом обновлении; на коммуникационном сближении. Данная вертикаль способствует укреплению конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности региона.
Управление региональной экономикой на основе интеграционного маркетинга вырабатывает требования к реформам, как на федеральном, так и на региональном уровне:
перенесение центра тяжести реформационных усилий на региональный уровень (выработка правовых установок и регламентов хозяйственной деятельности);
создание необходимых маркетинговых организационно-экономических структур и внерыночных институтов, обеспечивающих равенство правил хозяйственного поведения для всех, и обязательность их соблюдения.
Гармонизация целей развития национальной и региональной экономики, учет условий, влияющих на процессы управления регионом, анализ результатов хозяйственной деятельности свидетельствуют о необходимости внедрения изменений в процессы функционирования региона.
Разработка стратегии развития региональной социально-экономической системы должна содействовать рациональному сочетанию централизованного управления с развитием хозяйственной самостоятельности, укреплению и развитию принципа отраслевого управления с органическим сочетанием развития региона, совершенствованию организационных форм производства и экономических механизмов управления, углублению факторов интеграции.
Интеграционный маркетинг в процессах управления региональными социально-экономическими системами связан с проведением мониторинга рыночного потенциала, с институциональными изменениями, с созданием благоприятного имиджа ре-
гиона[5].
В современных условиях межрегиональное сотрудничество расширяет возможности региональных органов управления в увеличении рыночного потенциала регионов, создает условия для более эффективного решения региональных проблем в экономической, социальной и политической сферах.
Существуют различные формы и механизмы взаимодействия региональных социальноэкономических систем. К экономическим формам относятся сотрудничество регионов путем их участия в деятельности межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Федерации, совместная работа при реализации крупных инвестиционных проектов, затрагивающие интересы нескольких регионов, в том числе в рамках фе-
деральных целевых программ, участие в межрегиональных выставках и т.п.
Процессы интеграции позволяют влиять на: маркетинговые действия, которые производятся с единых позиции, не только в мероприятиях региональных органов власти, но и на основе оптимального сочетания административных и экономических методов регулирования; одновременное достижение поставленных целей; взаимосвязи и взаимозависимости, формируемые единой направленностью
действий [б].
Под интеграционным маркетингом мы понимаем деятельность, направленную на удовлетворение экономических, социальных и экологических нужд и потребностей, функционирующих на данной территории населения и субъектов хозяйствования, включая органы управления региона, посредством обмена потребительскими ценностями. Данная деятельность основана на учете, исследовании и использовании взаимосвязей между отдельными подсистемами и элементами системы маркетинга, стадиями жизненного цикла объекта управления, уровнями и субъектами управления по вертикали и горизонтали с целью формирования систем обеспечения эффективного воспроизводства на региональном уровне.
Данная система позволяет доводить до сведения властных структур и заинтересованных лиц сведения о реальном положении дел в регионе, об инвестиционных возможностях, о возможностях партнерских взаимоотношений для формирования единого информационного пространства, для создания правой основы хозяйствования, с целью накопления практического опыта.
Для совершенствования управления на региональном уровне, административному аппарату необходимо восполнить имеющийся пробел в системе управления регионом. Необходимы: создание регионального центра устойчивого развития;
разработка единой экономической и технической политики развития рыночной инфраструктуры в регионе;
создание единой информационной системы для анализа и прогнозирования развития региональных рынков;
координация работы отдельных элементов рыночной инфраструктуры в целях решения общерегиональных задач;
обеспечение пропорционального развития всех подсистем рыночной инфраструктуры региона;
формирование благоприятного экономического и инвестиционного климата в регионе для развития предпринимательской деятельности и привлечения новых инвестиций из других регионов и государств;
создание условий для развития всей системы региональных рынков и повышения эффективности интеграционного взаимодействия регионов.
В условиях значительного расширения самостоятельности регионов появляется реальная возможность гибкого согласования макро-интересов и интересов региона; региональных интересов и микроинтересов хозяйствующих субъектов.
Таким образом, при разработке концепции управления региональной экономикой на основе интеграционного маркетинга, отличительной чертой которой является гармонизация стратегических целей всех отраслей и субъектов предпринимательской деятельности с общим развитием региона, с тесной увязкой стратегического развития национальной экономики, экономики отдельных регионов, выстраивается «вертикаль интересов», задачей которой становится создание предпосылок для гармонизации целей развития экономики региона с учетом пространственного аспекта воспроизводства и с перспективной ориентацией на основе интеграционного маркетинга всего многообразия экономических связей региона и их динамики. В концепции должны учитывается закономерности функционирования региональных рынков, рыночное пространство, в рамках которого формируются экономические интересы и взаимоотношения.
Список использованной литературы:
1. Воротилов В.А. Территориальная интеграция и региональная экономика в России // Региональная экономика. 2001. №11.
2. Ивантер В.В. Об экономических проблемах Юга России // Стратегии и проблемы региональной экономики. - Ростов н/Д: Изд-во Терра, 2003.
3. Игонина Л.Л. Рынок инвестиций в российской экономике. Краснодар, 2003.
4. Иншакова Е.Ч. Интеграция национальных экономических процессов: закономерности и принципы // Грани интеграции: Сб. науч. статей /Сост. Е.Г. Русскова. - Волгоград: Волгоград. науч. изд-во, 2005.
5. Кругликова О. В. Коммуникационная концепция интеграционного маркетинга // Социально-экономическое развитие постсоветской России: региональный аспект: материалы межвузовской конференции / Орел: Издательство Орловского коммерческого института, 2003. - С. 76-79
6. Кругликова О.В. Маркетинговая составляющая регионального развития // Человечество на рубеже тысячелетий / материалы Международного сборника научных трудов / Воронеж: 2003. - С. 96-99
Рецензия
научного консультанта д.э.н. Керашева А.А.
на статью к.э.н., доцента Тлехурай-Берзеговой Ларисы Талибовны
«Инструменты укрепления инновационного потенциала ЮФО в условиях развития интеграционных процессов»
Интенсификация интеграционного процесса обусловливает активный поиск адекватных ей новых механизмов, стратегий и инструментов, нацеленных на глубокое преобразование взаимодействующих региональных систем. Реализация потенциала развития интеграционного взаимодействия региональных систем предполагает улучшение инвестиционно - инновационного климата в отдельных регионах и, в частности в ЮФО.
В современных условиях инвестиции становятся ускорителями развития национальных экономик, региональных систем и муниципальных образований. Инвестиционные
проекты обладают мощным кумулятивным эффектом, пронизывающим все уровни организации социальноэкономических отношений.
Для того чтобы заинтересовать потенциальных инвесторов, привлечь существенные инвестиции в экономику округа, необходима разработка долгосрочной стратегии социально-экономического развития. Императивом такого развития территории в современном мире являются инновации.
В сложившихся условиях необходимым стало и обновление форм и методов управления региональными социальноэкономическими системами. В связи с этим заслуживает внимания проблема развития системы управления межрегиональным экономическим взаимодействием на основе интеграционного маркетинга, отличительной чертой которой является координация механизмов принятия решений в территориальных подразделениях, с учетом влияния
процессов интеграции.
Все вышесказанное подтверждает актуальность рассматриваемой Тлехурай-Берзеговой Л.Т. проблемы. Материал, изложенный в статье, может служить базой для серьезного научного исследования. Считаю целесообразным опубликовать представленную статью в журнале, посвященном проблемам современной экономической науки.
Научный консультант доктор экономических наук, профессор Керашев А.А.
«THE INSTRUMENTS OF SFD INNOVATIONAL POTENTIAL STRENGTHENING IN THE TERMS OF INTERGRATIONAL PROCESSES».
Kruglikova O.V. Communicational conception of integrational marketing//Social economic development of post soviet Russia: regional aspect: materials of high school conference/Orjol: Publ.House of Orjol Commercial Institute, 2003.
Kruglikova O.V. Marketing component of regional development//Mankind on the thousand years boundary/materials of International Collected scientific works/Voronezh:2003.-p.96-99.
Tlehuraj - Berzegova Larisa Talibovna
Adygh State Universitu, assistant professor, Candidate of Economic Sciences
The summary. The innovational situation existing in SFD is highly unfavorable. In order to change this situation, to attract the potential investors and to draw the essential investments into economy of the district it’s necessary to create the conditions for their firm competitive development.
The imperatives of such territory development in the modern world are innovations, but the institutional base of it is a national innovational system.
Key words: innovational potential; investment climate; innovational break strategy; integrational marketing; conception of regional economy management.
Literature:
Vorotilov V.A. Territorial integration and regional economy in Russia//Regional economy. 2001.№ 11.
Ivanter V.V. Of economical problems in the South of Russia//Strategy and regional economy problems.- Rostov on/D: Publ.House Terra, 2003.
Igonina L.L. Investment market in Russian economy. Krasnodar,2003.
Inshakova E.C. Integration of national economic processes: normalities and principles//Verges of integration: Collected scientific artigles/E.G. Russkova.- Volgograd: Volgograd Scientific. Publ.House Terra, 2005.