Научная статья на тему 'Инструменты реструктуризации промышленных комплексов госкорпораций'

Инструменты реструктуризации промышленных комплексов госкорпораций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСКОРПОРАЦИЯ / STATE CORPORATION / ПРОМЫШЛЕННЫЕ КОМПЛЕКСЫ / INDUSTRIAL COMPLEXES / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ / RESTRUCTURING / ГОССЕКТОР / PUBLIC SECTOR / АУДИТ / AUDIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Авраменко Николай Григорьевич, Мешалкин Валерий Павлович

В статье освещены проблемы разработки аналитических инструментов эффективной реструктуризации промышленных комплексов госкорпораций на основе организационно-управленческого, организационно-технологического и финансовогой аудита. Рассмотрены основные недостатки госкорпораций, обусловленные их организационно-правовым статусом, сформулированы научно-обоснованные рекомендации по решению существующих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Авраменко Николай Григорьевич, Мешалкин Валерий Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tools for Restructuring Industrial Complexes of State Corporations

The article highlights the problems of developing analytical tools for effective restructuring industrial complexes of state corporations based on organizational and managerial, organizational and technological as well as financial audit. The authors examine the major shortcomings of state corporations, caused by their organizational and legal status; and they formulate scientifically based recommendations for solving the existing problems.

Текст научной работы на тему «Инструменты реструктуризации промышленных комплексов госкорпораций»

инструменты

реструктуризации

промышленных комплексов госкорпораций

__Аннотация

В статье освещены проблемы разработки аналитических инструментов эффективной реструктуризации промышленных комплексов госкорпораций на основе организационно-управленческого, организационно-технологического и финансовогой аудита. Рассмотрены основные недостатки госкорпораций, обусловленные их организационно-правовым статусом, сформулированы научно-обоснованные рекомендации по решению существующих проблем.

_Ключевые слова: госкорпорация, промышленные комплексы, рест-

_руктуризация, госсектор, аудит

Авраменко Николай Григорьевич

главный аналитик, ЗАО «УКУралсиб» nikolay.avramenko@ gmail.com

Мешалкин Валерий Павлович

д-р. техн. наук, член-корреспондент РАН, заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой логистики, Российский химико-технологический университет им. ДИ. Менделеева vpmeshalkin@gmail.com

В настоящее время государственный сектор является главным элементом экономики России, и в ближайшие годы данная ситуация существенно не изменится. Одним из важных факторов совершенствования механизмов управления государственным сектором экономики является поиск и использование новых эффективных форм управления деятельностью институтов и организаций, входящих в его состав. Одной из таких организационно-управленческих форм является институт государственных корпораций (ГК).

Государственные корпорации сегодня

Теоретические вопросы построения и функционирования государственного сектора экономики широко освещены в работах российских и зарубежных авторов. Академик Львов Д.С. указывал на необходимость радикального вмешательства государства в экономику, особенно в области развития инновационного потенциала и модернизации эко-

номики [1]. Академик Ивантер В.В. так же положительно отзывается о роли государства в экономике, предлагая при этом использовать во многом схожий с ГК организационный механизм - активное вхождение государства в те отрасли, в которые не вкладывается частный капитал [2]. Схожую позицию занимает член-корр. РАН Гринберг Р.С. [3], по мнению которого усилия государства должны быть направлены на устранение возникших в экономике диспропорций, формирование конкурентной среды и создание предпосылок для устойчивого экономического роста.

Тем не менее, исследования в области функционирования ГК, а также механизмов повышения их эффективности, хотя и являются весьма актуальными, в основном носят слишком общий характер. Кроме того, исследователи зачастую не учитывают особенностей организационно-правового статуса ГК, а также специфики их производственной и технологической деятельности, что приводит к односторонним выводам относительно отсутствия перспектив развития ГК.

К основным недостаткам, обусловленным организационно-правовым статусом ГК, можно отнести нечеткость организационно-правового статуса неточность целей создания и функционирования несовершенство законодательного обеспечения деятельности ГК; имущество ГК не принадлежит государству; слабый контроль за деятельностью ГК со стороны государства; отсутствие общественной прозрачности в деятельности ГК. Основные направления по совершенствованию организационно-правового обеспечения деятельности ГК (см. табл. 1 на с. 12) - это формулировка четких и конкретных целей деятельности ГК, критериев оценки и закрепление их в законодательном порядке; совершенствование правовой базы, прежде всего, на уровне гражданского права; разграничение функций ГК и государства; анализ возможности изменения организационно-правовой формы действующих ГК.

Реструктуризация госкорпораций и комплексный аудит

Организационная структура большинства ГК и входящих в их состав промышленных комплек-

к основным недостаткам, обусловленным организационно-правовым статусом госкорпораций, можно отнести: нечеткость их организационно-правового статуса, неточность целей создания

и функционирования, ... отсутствие общественной прозрачности в их деятельности

государство ибизнес

Таблица 1

Недостатки текущего нормативно-правового обеспечения ГК и предложения по их совершенствованию

№ Недостатки Сущность недостатка Предложения по совершенствованию

1 Особенности организационно-правового статуса ГК - ГК не являются госучреждениями; - ГК не являются корпорациями в традиционном понимании - использование формы ГК в исключительных случаях; - преобразование ГК в традиционные формы предпринимательства

2 Цели создания и функционирования ГК - неточность формулировок в законах о создании; - отсутствие критериев достижения целей - уточнение целей деятельности; - законодательное закрепление критериев оценки эффективности деятельности

3 Законодательство по деятельности ГК - большое количество актов, регулирующих деятельность ГК; - основные моменты регулируются специальным актом -федеральным законом - совершенствование законодательства на уровне гражданского права

4 Имущество ГК - переданное ГК имущество перестает быть государственной собственностью; - безвозмездное использование имущества ГК - передача государственного имущества в доверительное управление ГК

5 Контроль со стороны акционеров - мягкие требования по отчетности; - зависимость от политической ситуации. - повысить требования по составу отчетности и прозрачности деятельности

сов требует реструктуризации. Понятие «реструктуризация» широко трактуется современными исследователями. Так, в работе Гохана Патрика А

[4] реструктуризация корпораций определяется как распродажа активов. В работе Перевалова Ю.В.

[5] под реструктуризацией понимаются процессы структурных изменений в сферах имущественного комплекса, системы управления, повышения эффективности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции, роста производительности труда, снижения издержек производства.

В качестве основных аналитических инструментов реструктуризации промышленных комплексов ГК нами предлагаются процедуры организационно-управленческого, организационно-технологичес-

_организационная

_структура

_большинства

_госкорпораций

_и входящих

_в их состав

_промышленных

комплексов требует реструктуризации

кого и финансового аудита. Кратко изложим сущность процедур комплексного аудита. Организационно-управленческий аудит - это аналитический инструмент, используемый для определения возможности реализации прав собственника на предприятиях промышленного комплекса. В работе Попова Е.В. [6] предложена классификация предприятий госсектора по степени организационно-экономического влияния собственника на их деятельность, которая применима и для предприятий, входящих в состав промышленного комплекса ГК (см. табл. 2 ниже).

Для дальнейшего рассмотрения отбираются лишь те предприятия, на которых возможно доведение пакета владения до контрольного. Отдельно в процедуре организационно-управленческого аудита необходимо учитывать такой важный фактор как градообразующая роль предприятия, так как в случае ликвидации такого предприятия в регионе возможно значительное повышение социальной напряженности. Процедура организационно-технологического аудита включает два этапа:

1) проверка системы управления производством, качества и конкурентоспособности применяемых промышленных технологий;

2) оценка конкурентоспособности выпускаемой продукции и рынков сбыта.

Таблица 2

Классификация предприятий по степени организационно-экономического влияния ГК на их деятельность

Группа Характеристика группы Организационно-правовые формы

Б Решающее влияние ГУПы и АО с пакетами акций, более 75% которых находится в собственности ГК

В Сильное влияние АО с пакетами акций, более 50% которых находится в собственности ГК

Г Стабилизирующее влияние АО с пакетами акций, более 25% которых находится в собственности ГК, а также предприятия из перечня системообразующих

Д Слабое влияние АО с пакетами акций, менее 25% которых находится в государственной собственности

организационно-

управленческий

аудит - это

аналитический

инструмент,

используемый

для определения

возможности

реализации прав

собственника

на предприятиях

промышленного

комплекса

_основная задача

_финансового

аудита - выявление

_нерентабельных

_предприятий

_и исключение их

_из структуры

_промышленного

_комплекса

_госкорпораций

На каждом из этапов производится оценка предприятия по показателям с учетом весовых коэффициентов (см. рис. ниже).

Правила принятия управленческих решений

Основная задача финансового аудита - выявление нерентабельных предприятий и исключение их из структуры промышленного комплекса ГК. Для этой цели предлагается использовать сводную критериальную матрицу финансового состояния предприятий промышленного комплекса по критериям «прибыльность - режим функционирования на рынке» (см табл. 3 на с. 15), позволяющую без детального рассмотрения финансовых планов

Оценка качества производства

1

4-

Оценка технологий и оборудования Оценка наличия ресурсов

-* Состояние осн. производ. фондов и инфрастуктуры (30%) Наличие и стоимость основных видов сырья (25%) 1-

-Состояние инфр-ры предприятия (20%) Возможность приобр.сырья внутри госкорпорации (25%) *-

-> Готовность технологии для запуска производства (15%) Доступность научно-технических ресурсов (25%) <-

-* Возможность расширения ассортимента продукции (10%) Персонал (25%) |-

1 Перспективность технологии в сравнении с альтернативными (15%)

-» Экологичность производства(10%)

Оценка конкурентоспособности продукции

I

4-

Оценка рынка Оценка продукта

-♦ Существующий рынок сбыта (30%) Уникальность продукта (60%) (-

-► Конкуренция (20%) Качество продукта (20%) *-

+ Дополнительные рынков сбыта (10%) Цена продукта (20%) <-

у Возможность сбыта внутри госкорпорации (25%)

► Отдаленность от крупных потребителей (15%)

Рис. Блок-схема процедуры организационно-технологического аудита

Таблица 3

Сводная критериальная матрица финансового состояния

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прибыльность/ Режим функционирования Рыночная конкуренция Локальная монополия Государственная монополия

Плановая прибыльность Зона I Зона II Зона III

Плановая убыточность Зона IV Зона V Зона VI

предприятий дать качественные рекомендации по возможному развитию предприятий, составляющих промышленные комплексы.

Таким образом, предлагаемая нами матрица позволяет без детального рассмотрения финансовых планов дать качественные рекомендации по возможному развитию предприятий, составляющих промышленные комплексы ГК, в виде следующих правил принятия управленческих решений вида «если (...), то (...)»:

1. Если (предприятие работает в зоне IV, имея при этом предприятия-дублеры в зоне I), то (предприятие должно быть исключено из структуры).

2. Если (предприятие из зоны IV не имеет дублеров в зоне I, а производимая им продукция необходима для обеспечения социальных функций или национальной безопасности), то (предприятие переводится в зону VI, то есть в зону государственной монополии).

3. Если (предприятие попало в зону V), то (предприятие должно быть исключено из структуры, так как является монополистом).

4. Если (продукция предприятия, оказавшегося в зоне V, является уникальной для обеспечения социальных функций или национальной безопасности), то (предприятие должно быть переведено в группу VI).

Заключение

Таким образом, авторами разработаны аналитические инструменты реструктуризации промышленных комплексов ГК, отличающиеся использованием процедур комплексного организационно-управленческого, организационно-технологического и финансового аудита промышленных комплексов ГК, что позволяет всесторонне количественно оценить фактическое состояние и объективную необходимость совершенствования их деятельности.

...матрица позволяет

без детального

рассмотрения

финансовых планов

дать качественные

рекомендации

по возможному

развитию

предприятий,

составляющих

промышленные

комплексы

госкорпораций

государство ибизнес

На основе данных аналитических инструментов могут быть разработаны практические методические материалы для различных консультационных и аудиторских организаций, проводящих работы по заказу руководства действующих ГК, таких как: «Ростехнологии», «Росатом», «Роснанотех» и др.

Литература

1. Львов Д.С. Экономика развития. - М.: Экзамен, 2002. - 512 с.

2. Ивантер В.В., Кузык Б.Н. Будущее России: инерционное развитие или инновационный прорыв? - М.: Институт экономических стратегий, 2005. - 144 с.

3. Гринберг Р.С. Рациональное поведение государства. - М.: ИСЭ Пресс, 2003. - 244 с.

4. Гохан Патрик А. Слияния, поглощения и реструктуризация компаний. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. - С.27.

5. Перевалов Ю.В. Инновационное предпринимательство и проблемы технологического развития // Общество и экономика. - 1997. - №5. - С. 16-32.

6. Попов Е.В. Институционально-эволюционная миниэкономическая теория. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2004. - 302 с.

Nikolay G. Avramenko

Senior Analyst, UK UralSib CJSC Valery P. Meshalkin

Dr. of Tech. Sci., Corresponding Member of Russian Academy of Sciences, Honored Scientist of the Russian Federation, Head of Chair of Logistics, Mendeleyev University of Chemical Technology of Russia

Tools for Restructuring Industrial Complexes of State Corporations

Abstract

The article highlights the problems of developing analytical tools for effective restructuring industrial complexes of state corporations based on organizational and managerial, organizational and technological as well as financial audit. The authors examine the major shortcomings of state corporations, caused by their organizational and legal status; and they formulate scientifically based recommendations for solving the existing problems.

Keywords: state corporation, industrial complexes, restructuring, public sector, audit

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.