Оригинальная статья
УДК 620.9:502.7 © Г.Ф. Балакина, М.П. Куликова, 2019
Инструменты регулирования развития
w *
углепромышленной территории в регионе
DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2019-12-32-36
БАЛАКИНА Г.Ф.
Доктор экон. наук, заместитель директора по научной работе ТувИКОПР СО РАН, 667007, г. Кызыл, Россия, e-mail: balakina.gal@yandex.ru
КУЛИКОВА М.П.
Канд. хим. наук,
старший научный сотрудник, доцент ТувИКОПР СО РАН, 667007, г. Кызыл, Россия, e-mail: mpkulikova@mail.ru
В статье рассматриваются возможные инструменты развития углеперерабатывающих производств региона. Анализируются особенности и недостатки применения форм, методов и способов воздействия на процессы развития территорий со стороны государственных органов для достижения определенных целей. Рассматривается возможность формирования энергетических кластеров в регионах, обладающих значительными запасами углей. Предлагается принципиальная схема таких кластеров. На примере Республики Тыва, где формируется углепромышленная территория, исследуются возможности создания энергетического кластера, индустриального парка и территории опережающего социально-экономического развития. Анализируются возможности и пути совершенствования создания и функционирования технопарков как формы развития инноваций в регионе. Излагаются возможности применения федеральных и региональных целевых программ для развития углеперерабатывающих производств. Формулируется вывод о незавершенности в России процесса разработки системы инструментов регулирования развития территорий. Ключевые слова: кластер, территории опережающего строительства, целевые программы, инструменты регулирования углепромышленной территории, регион.
Для цитирования: Балакина Г.Ф., Куликова М.П. Инструменты регулирования развития углепромышленной территории в регионе // Уголь. 2019. № 12. С. 32-36. 001: 10.18796/0041-5790-2019-12-32-36.
* Статья подготовлена в рамках исследования по проекту РФФИ № 18-410-170001 р-а.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время уголь является основным источником тепловой и электрической энергии в мире и будет оставаться таковым до 2050 г. Тем не менее из-за загрязнения окружающей среды, вследствие сжигания угля в мире происходит постепенный переход от традиционной угольной энергетики к использованию возобновляемых источников энергии, обсуждается возможность введения «карбонового» налога на выбросы СО2, что делает развитие угольной генерации проблематичным. Россия стремится к снижению доли угольной генерации, ужесточению предельных норм выбросов вредных веществ, внедрению систем газоочистки на тепловых электростанциях. Решить проблемы, касающиеся повышения качества и конкурентоспособности углей и снижения загрязнения окружающей среды вредными выбросами, можно за счет развития и внедрения новых современных технологий использования топлива. Поэтому в современных условиях при совершенствовании стратегического управления целесообразно классифицировать инструменты регулирования развития углепромышленных территорий, которые являются одним из элементов системы стратегического управления региональным развитием.
В научной литературе под инструментами регулирования понимается совокупность способов и средств практической реализации выработанного управляющего воздействия, принятого управленческого решения [1]. Под инструментами регулирования социально-экономического развития регионов нами понимается совокупность форм, методов и способов воздействия на процессы развития территорий со стороны государственных органов для достижения определенных целей. Инструменты регулирования есть конкретизация норм и правил, образующих институты регулирования. Совокупность институтов и инструментов составляет экономический механизм регулирования [2]. К инструментам регулирования развития углепромышленных территорий можно отнести: формирование кластеров, технопарков, территорий особого статуса (зоны опережающего социально-экономического развития, территории инновационного роста, особые экономические зоны), целевые программы (федеральные, региональные, ведомственные). Отметим, что система инструментов регулирования развития территорий в нашей стране находится в стадии формирования. Здесь целесообразно предусмотреть формы и способы воздействия на хозяй-
ствующие субъекты с целью снижения воздействия на окружающую среду, уменьшения неперерабатываемых отходов производства, применения природосберегающих технологий [3].
ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ
УГЛЕПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ
Одним из инструментов развития углепромышленных территорий могут стать энерготехнологические кластеры, которые позволяют из угля получать в газогенераторе газ, на газовых турбинах получать дешевую электроэнергию, а синтезом из газа - жидкие продукты. Принципиальная схема указанных кластеров представлена на рисунке.
Дополнительное производство тепловой и электрической энергии будет способствовать улучшению условий теплоснабжения населения, включая возможности снижения себестоимости производства тепла и тем самым тарифов на услуги теплоснабжения. [4]
Создание кластера позволит уменьшить энергетическую зависимость региона, сократить объемы перевозок тувинских углей и наладить производство конкурентоспособной продукции (кокс, полукокс, адсорбенты и другие) на базе углей [5, 6, 7]. Развитие и внедрение новых современных технологий использования угля в месте добычи усилят его конкурентоспособность.
Составными частями энерготехнологического кластера региона могут стать: предприятия по добыче и обогащению каменного угля и производству электро- и теплоэ-нергии; творческие коллективы технологов и ученых академической и вузовской науки, исследующих проблемы энергетики; малые инновационные предприятия по внедрению новых технологий по переработке угля, получению из него конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью, использованию возобновляемых источников энергии: ветровой и солнечной энергии; применение тепловых насосов в энергообеспечении; разработка проблем энергосбережения; инфраструктурные фирмы и организации: коммерческие банки, научно-инновационный центр, инжиниринг-центр, центр трансфера технологий [8]. Кластеризация развития регионов становится важным элементом процессов импортозаме-щения в современной России [9].
Углехимические кластеры развиваются в Европе, Китае, Америке, Канаде и Австралии. В их состав включаются группы взаимосвязанных компаний: предприятия угледобычи, производители, поставщики оборудования, сервисные компании, образовательные и научные учреждения, внедренческая и социальная инфраструктуры.
Существуют примеры создания углехимических производств на месте добычи: комплекс «Серафимовский» с глубокой переработкой угля (Кузбасс), производство альтернативных видов топлива по технологии быстрого пиролиза бурых углей (Республика Саха), производство полипропилена и полиэтилена на базе углей объемом 0,5-1 млн т в год (Волгоградская область) и др. [4, 5, 6, 7, 8, 9, 10]. Экономическая целесообразность перевода энергетических установок на газ, полученный из углей, была установлена разработками ИГИ, ЦКТИ им. Ползунова и ВНИПИЭнерго-промом. Для промышленного осуществления процессов газификации разработаны различные конструкции газогенераторов, позволяющие проводить процесс как для кускового угля, так и для пылевидного угля при атмосферном и повышенном давлении [11]. Укрупненная опытная установка газификации угля в кипящем слое под давлением производительностью 1000 м3/ч прошла испытания на коксогазовом заводе (г. Видное). Технологии газификации угля активно разрабатывались в институте по проблемам развития Канско-Ачинского угольного бассейна (КАТЭК-НИИуголь). В 1996 г. в г. Красноярске был построен завод по переработке угля в среднетемпературный кокс и горючий газ по технологии слоевой газификации угля с обращенным дутьем [12].
Инструментами регулирования территориального развития, стимулирующими рост внедрения инноваций в регионе, являются технопарки, индустриальные (промышленные) парки, зоны инновационного развития. В 1990-е годы в России появился такой новый инструмент территориальной организации инноваций, как технопарк, под которым понимается имущественный комплекс, объединяющий: научно-исследовательские институты, объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки, учебные заведения, а также обслуживающие объекты: средства транспорта, подъездные пути, жилые поселки, охрану. Целью организации технопарков является создание инновационной инфраструктуры, условий состязательности инновационного бизнеса и научных организаций. Упрощаются создание и рост инновационных компаний с помощью инкубационных процессов и процессов отделения новых компаний от существующих. Технопарк помимо предоставления высококачественных площадей, выставочных площадок, демонстрационных стендов обеспечивает предоставление широкого спектра информационных и других услуг.
Опыт создания и функционирования технопарков в нашей стране позволяет определить ряд вызовов (факторов), сдерживающих применение инструментов инновацион-
ного развития: незавершенность создания нормативно-правовой базы; отсутствие льгот, налоговых и таможенных преференций для участников; недостаток финансирования, связанный с непривлекательностью для инвесторов как в связи с долгосрочностью возврата средств, так и с высокими рисками инвестирования в инновационные проекты; неопределенность государственной поддержки; зависимость от вузов; отсутствие комплексной оценки эффективности их деятельности [13].
В настоящее время в Республике Тыва проектируется создание индустриального парка в г. Кызыле как управляемого специализированной управляющей компанией комплекса объектов недвижимого имущества, состоящего из земельного участка (участков) с производственными, административными, складскими и иными зданиями, строениями и сооружениями, обеспеченного инженерной и транспортной инфраструктурой. Факторами, благоприятствующими локализации комплекса углеперерабатывающих производств в промышленном парке, являются: нахождение в промышленной зоне г. Кызыла, наличие административного и производственного зданий, а также котельной в пригодном для восстановления состоянии, близость к крупной транспортной развязке и федеральной автомобильной трассе М-54. Кроме этого, в данном секторе города имеются свободные от застроек площади для включения в состав территории промышленного парка для комплексной промышленной застройки по единой концепции.
Республика Тыва включена в перечень субъектов РФ, на территории которых допустимо создание территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). С одной стороны, республика как один из слабо развитых субъектов нуждается в ускоренном социально-экономическом росте, а с другой стороны, у Тывы есть ресурсные преимущества перед остальными регионами страны - это природный, минеральный, рекреационный и человеческий потенциал. Также в планах стратегического развития региона заложено строительство масштабного федерального инфраструктурного объекта - железной дороги «Курагино - Кызыл», который может предлагаться в качестве одного из видов государственной поддержки резидентов зоны. Еще один инфраструктурный объект, который может стать вариантом поддержки, это строительство ТЭЦ-2 мощностью до 300 МВт, что позволит удовлетворить энергодефицит региона и потребности всех хозяйствующих субъектов.
По нашему мнению, возможна следующая структура ТОСЭР в республике: развитие добывающей промышленности на основе динамичного вовлечения в хозяйственный оборот природных ресурсов и месторождений минерального сырья в рамках формирования углепромышленной территории; создание инновационных предприятий по переработке полученного добывающей промышленностью сырья; организация туристско-рекреационной деятельности и создание перерабатывающих производств агропромышленного сектора.
Также к инструментам регулирования территориального развития можно отнести реализацию мероприятий федеральных (ФЦП), региональных (РЦП) и муниципальных программ. На федеральном уровне финансирование развития углепромышленных территорий возможно в рамках осуществления ФЦП «Исследования и разработ-
ки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы»; ФЦП по развитию регионов.
ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года» предусматривается создание трех и ндустриальных парков [14]. За счет средств РЦП проводится целенаправленная политика формирования углепромышленных территорий в Кузбассе, Тыве, Красноярском крае, Хакасии. Так, в Тыве действует программа «Развитие топливно-энергетического комплекса Республики Тыва до 2020 года», в которой предполагается решение проблем инфраструктурного обеспечения работы углеперерабатывающих производств, в частности, обеспечение электроэнергией, строительство железнодорожных подъездных путей, земельного отвода, разработка технологии утилизации отходов.
В Республике Тыва на базе каменных углей Улуг-Хемского бассейна формируется энерготехнологический комплекс по производству сортового угля, агломерированного твердого топлива, углеродных восстановителей, адсорбентов, тепловой и электрической энергии, синтез-газа и на его основе массы других продуктов углехимии. Угли бассейна - низкозольные, малосернистые, характеризуются высоким выходом летучих веществ. Вещественный состав углей позволяет использовать их не только в качестве топлива, но и вырабатывать на их основе ценную продукцию с новыми потребительскими свойствами. На основе современных технологий возможно производство из угля более 130 видов химических полупродуктов, которые в дальнейшем используются для производства свыше пяти тысяч видов продукции.
Логика развития энерготехнологического комплекса соответствует мировым тенденциям организации сложных многокомпонентных производств. Угледобывающая отрасль является доминирующим сектором в экономике Тывы, и применение инновационных инструментов регулирования территориального развития позволит создать новые высококвалифицированные рабочие места, привлечет дополнительные инвестиции в экономику, снизит остроту проблемы транспортировки грузов, связанную с перевозкой угля, сократит уровень выбросов вредных летучих веществ в атмосферу, станет основой для решения задач социально-экономического развития региона.
ВЫВОДЫ
Можно констатировать незавершенность в России процесса разработки инструментов регулирования развития территорий, в том числе и углепромышленных. Целесообразна систематизация перечня инструментов регулирования, совершенствование, дополнение новыми специально сконструированными элементами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях управления.
Перспективными направлениями совершенствования системы регулирования развития комплекса производств реального сектора экономики в регионах могут быть названы: формирование и отработка практики предоставления средств федерального бюджета регионам, осуществляющим масштабные проекты переработки угля посредством реализации мероприятий федеральных целевых программ; формирование специальных инструментов регулирования регионального развития: целевых экономи-
ческих зон и корпораций. При формировании новых инструментов необходимо предусмотреть стимулирование хозяйствующих субъектов к реализации природоохранных мер и применению экологически безопасных технологий при государственной поддержке.
Список литературы
1. Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами. М.: Инфра-М, 2010. 384 с.
2. Балакина Г.Ф. Инструменты регулирования социально-экономического развития регионов // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 39. С. 2-12.
3. Балакина Г.Ф., Куликова М.П. Экологические проблемы формирования углепромышленной территории в Республике Тыва // Уголь. 2018. № 11. С. 96-101. DOI: 10.18796/0041 -5790-2018-11-96-101. URL: http://www. ugolinfo.ru/Free/112018.pdf (дата обращения: 15.11.2019).
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.06.2014 № 1099-р. «Программа развития угольной промышленности России на период до 2030 года». URL: https://minenergo.gov.ru/node/1343 (дата обращения: 15.11.2019).
5. Ларина Н.И., Макаев А.И. Кластеризация как путь повышения международной конкурентоспособности страны и регионов // ЭКО. 2006. № 10. С. 43-52.
6. Марков Л.С., Ягольницер М.А. Развитие кластерной экономики в Сибирском федеральном округе. Новосибирск: Издательство ИЭОПП СО РАН, 2008. 132 с.
7. Марков Л.С., Ягольницер М.А. Методы стимулирования кластерных схем. От идеи Ломоносова к реальному осво-
ению территорий Урала, Сибири и Дальнего Востока. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2009. С. 828-842.
8. Балакина Г.Ф., Котельников В.И., Куликова М.П. Проблемы использования энергетических ресурсов Республики Тыва // Уголь. 2010. № 2. С. 15-17. URL: http://www. ugolinfo.ru/Free/022010.pdf (дата обращения: 15.11.2019).
9. Жиронкин С.А., Гасанов М.А., Колотов К.А. Возможно ли в России неоиндустриальное импортозамещение? // ЭКО. 2018. № 5. С. 139-157.
10. Фридман Ю.А., Речко Г.Н., Крицкий Д.В. Региональные кластеры и инновационное развитие // Вестник КузГ-ТУ. 2012. №5. С. 129-138.
11. Васючков Ю.Ф. Производство газового топлива в процессе подземной газификации газовых угольных пластов // Уголь. 2018. № 11. С. 44-46. DOI: 10.18796/0041-5790-201811-44-46. URL: http://www.ugolinfo.ru/Free/112018.pdf (дата обращения 15.11.2019).
12. Головин Г.С., Малолетнев А.С. Комплексная переработка углей и повышение эффективности их использования. М.: НТК «Трек», 2007. 292 с.
13. Фомина М.С., Куликова Н.Н. Анализ современных проблем развития технопарков в РФ // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 12. [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/12/84995 (дата обращения: 15.11.2019).
14. Перечень федеральных целевых программ, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета на 2019 год. [Электронный ресурс]. URL: https://fcp. economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/FcpList/Full/2019 (дата обращения: 15.11. 2019).
SUBSOIL USE
Original Paper
UDC 620.9:502.7 © G.F. Balakina, M.P. Kulikova, 2019
ISSN 0041-5790 (Print) • ISSN 2412-8333 (Online) • Ugol' - Russian Coal Journal, 2019, № 12, pp. 32-36 DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2019-12-32-36
Title
TOOLS FOR REGULATING THE DEVELOPMENT OF THE COAL INDUSTRY IN THE REGION Authors
Balakina G.F.', Kulikova M.P.'
'Tuvinian Institute for Exploration of Natural Resources of SB RAS, Kyzyl, 667007, Russian Federation
Author's Information
Balakina G.F., Doctor of Economic Sciences, Deputy Director for Sciences, e-mail: balakina.gal@yandex.ru
Kulikova M.P., PhD (Chemical), Senior Researcher, Associate Professor, e-mail: mpkulikova@mail.ru
Abstract
The paper discusses the possible tools for the development of coal processing industries in the region. Features and shortcomings of application of forms, methods and ways of influence on processes of development of territories from public authorities for achievement of certain purposes are analyzed. The possibility of forming energy clusters in regions with significant coal reserves is considered. A schematic diagram of such clusters is proposed. On the example of the Republic of Tyva, where the coal-industrial territory is formed, the possibilities of creating an energy cluster, an industrial Park and a territory of advanced socio-economic development are studied. Possibilities and ways of improvement of creation and functioning of technoparks as a form of development of innovations in the region are analyzed. Possibilities of application of Federal and regional target programs for development of coal-processing productions are stated. The conclusion is made about the incompleteness of the process of developing a system of tools for regulating the development of territories in Russia.
Keywords
Cluster, Territories of advanced development, Target programs, Instruments of regulation of the coal-industrial territory, Region.
References
1. Rayzberg B.A. Gosudarstvennoye upravleniye ekonomicheskimi i sotsial'nymi protsessami [State management of economic and social processes]. Moscow, Infra-M Publ., 2010, 384 p.(In Russ.).
2. Balakina G.F. Instrumenty regulirovaniya sotsial'no-ekonomicheskogo raz-vitiya regionov [Instruments for regulating the socio-economic development of regions]. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika - Regional Economics: Theory and Practice, 2014, No. 39, pp. 2-12. (In Russ.).
3. Balakina G.F. & Kulikova M.P. Ekologicheskie problemy formirovaniya ug-lepromyshlennoj territorii v Respublike Tyva [Environmental problems of coal industry formation in the Republic of Tyva]. Ugol' - Russian Coal Journal, 2018, No. 11, pp. 96-101. (In Russ.). DOI: 10.18796/0041-5790-2018-11-96-101. Available at: http://www.ugolinfo.ru/Free/112018.pdf (accessed 15.11.2019).
4. Programma razvitiya ugol'noy promyshlennosti Rossii na period do2030goda [The program of the development of the coal industry of Russia for the period until 2030]. Order of the Government of the Russian Federation dated June 21, 2014, No. 1099-r. (In Russ.). Available at: https://minenergo.gov.ru/ node/1343 (accessed 15.11.2019). (In Russ.).
5. Larina N.I. & Makaev A.I. Klasterizatsiya kak put' povysheniya mezhdunar-odnoy konkurentosposobnosti strany i regionov [Clustering as a way to increase the international competitiveness of a country and regions]. ECO, 2006, No. 10, pp. 43-52.
6. Markov L.S. & Yagolnitser M.A. Razvitiye klasternoy ekonomiki v Sibirskom federal'nom okruge [The development of a cluster economy in the Siberian Federal District]. Novosibirsk, IEOPP SB RAS Publ., 2008, 132 p. (In Russ.).
7. Markov L.S. & Yagolnitser M.A. Metodystimulirovaniya klasternykhskhem. Ot idei Lomonosova k realnomu osvoyeniyu territoriy Urala, Sibiri i Dalnego Vostoka [Methods of stimulating cluster schemes. From the idea of Lomonosov to the real development of the territories of the Urals, Siberia and the Far East]. Yekaterinburg, Institute economics UrO RAS Publ., 2009, pp. 828-842. (In Russ.).
8. Balakina G.F., Kotelnikov V.I. & Kulikova M.P. Problemy ispolzovaniya ener-geticheskih resursov Respubliki Tyva [Problems of use power resources of Republic Tyva]. Ugol' - Russian Coal Journal, 2010, No. 2, pp. 15-17. Available at: http://www.ugolinfo.ru/Free/022010.pdf (accessed 15.11.2019). (In Russ.).
9. Zhironkin S.A., Gasanov M.A. & Kolotov K.A. Vozmozhno li v Rossii neoin-dustrialnoye importozameshcheniye? [Is neo-industrial import substitution possible in Russia?]. ECO, 2018, No. 5, pp. 139-157. (In Russ.).
10. Fridman Yu.A., Rechko G.N. & Krickiy D.V. Regionalnyye klastery i innovat-sionnoye razvitiye [Regional clusters and innovative development]. Vestnik KuzGTU - Bulletin of KuzSTU, 2012, No. 5, pp. 129-138. (In Russ.).
11. Vasyuchkov Yu.F. Proizvodstvo gazovogo topliva v processe podzemnoj gazifikacii gazovyh ugolnyh plastov [Gas fuel production in the process of underground gas coal bed gasification]. Ugol' - Russian Coal Journal, 2018, No. 11, pp. 44-46. (In Russ.). DOI: 10.18796/0041-5790-2018-11-44-46. Available at: http://www.ugolinfo.ru/Free/112018.pdf (accessed 15.11.2019).
12. Golovin G.S. & Maloletnev A.S. Kompleksnaya pererabotka ugley i povysh-eniye effektivnostiikh ispolzovaniya [Complex processing of coal and increasing the efficiency of their use]. Moscow, NTK"Trek" Publ., 2007, 292 p. (In Russ.).
13. Fomina M.S. & Kulikova N.N. Analiz sovremennykh problem razvitiya tekhn-oparkov v RF [Analysis of current problems in the development of technology parks in the Russian Federation]. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii -Modern research and innovation, 2017, No. 12. [Electronic resource]. Available at: http://web.snauka.ru/issues/2017/12/84995 (accessed 15.11.2019). (In Russ.).
14. Perechen' federalnykh tselevykh programm, predusmotrennykh k finan-sirovaniyu iz federal'nogo byudzheta na 2019god [The list of federal targeted programs provided for financing from the federal budget for 2019]. [Electronic resource]. Available at: https://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ FcpList/Full/2019 (accessed 15.11.2019). (In Russ.).
Acknowledgements
The publication was prepared within the framework of the supported project RFFI №18-410-170001p_a.
For citation
Balakina G.F. & Kulikova M.P. Tools for regulating the development of the coal industry in the region. Ugol' - Russian Coal Journal, 2019, No. 12, pp. 32-36. (In Russ.). DOI: 10.18796/0041-5790-2019-12-32-36.
Paper info
Received August 11,2019 Reviewed October 26,2019 Accepted November 6, 2019
Шахтерские территории благодаря СУЭК прошли обучение развитию общественных инициатив
«Кадры решают все». Человеческий ресурс во все времена был и остается стратегическим. О том, как использовать этот ресурс, и может ли общество изменить качество жизни в целом городе или районе, говорили в Красноярске в октябре 2019 г. на семинаре «От общественных инициатив к реализации социальной политики» руководители шахтерских территорий и бюджетных учреждений Сибири. Организаторами мероприятия выступили Сибирская угольная энергетическая компания, Фонд «СУЭК - РЕГИОНАМ» и Автономная некоммерческая организация «Новые технологии развития» (НТР). Участие в семинаре приняли главы территорий и специалисты ресурсных центров, школ, организаций культуры и спорта.
«Это уже не первый семинар по теме, - пояснила эксперт АНО «НТР» Марина Михайлова. - На них мы говорим о том, каким образом можно вовлечь людей в решение различных вопросов на местном уровне, как использовать общественные инициативы, как сделать так, чтобы эти общественные инициативы были ресурсом развития территории, что для этого должны сделать представители местной администрации, что должны делать сами активисты, каким образом в такую работу могут быть встроены муниципальные учреждения».
Как было отмечено на встрече, сегодня активное вовлечение местных сообществ в развитие регионов является одной из ключевых тенденций. Наиболее широкое распространение такая практика получила при формировании комфортной городской среды: урбан-форумы, проходящие во многих населенных пунктах России, дают жителям возможность не только самостоятельно определить приоритетные территории для благоустройства, но и стать соавторами проектов их преображения. В шахтер-
СУЭК
СИБИРСКАЯ УГОЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ
ских городах Красноярского края такие урбан-форумы прошли под эгидой министерства строительства региона и СУЭК.
«В сентябре на таком урбан-форуме я сама смогла ощутить себя в роли и администратора, и инициативного общественника, поскольку к благоустройству в 2020г. была выбрана именно наша придомовая территория, - рассказывает начальник отдела культуры, спорта, молодежной политики и информационного обеспечения Администрации г. Бородино Анастасия Максимова. - Участвуя и в городском общественном обсуждении, и в таких семинарах, я четко поняла: если мы как представители администрации хотим, чтобы у социально значимых проектов был реальный, ощутимый эффект, мы должны впереди себя поставить инициативную общественность, научиться коммуницировать с ней».
Как отметила глава г. Шарыпово Наталья Петровская, «во всей стране и в мире серьезная ориентация идет на инициативы людей. Поэтому вопросы: «Как работать с общественными инициативами?», «Каким образом выстраивать конструктивный диалог, слышать, ориентироваться на мнение общества?» сейчас актуальны как никогда. На мой взгляд, данная учеба дает ответы на все эти вопросы. Кроме того, очень важен обмен опытом между регионами. Все мы разные, но есть единые подходы и механизмы, применимые «на любой почве».
Нынешний семинар завершил двухгодичную программу «Активные граждане - активный регион». Теперь ее участникам предстоит воплощать полученные знания в жизнь. А организаторы - СУЭК, Фонд «СУЭК - РЕГИОНАМ» и АНО «НТР» - готовятся в следующем году продолжить программу в обновленном формате и с привлечением новых участников.