УДК 622.85:620.9:502.7(571.52) © Г.Ф. Балакина, М.П. Куликова, 2018
Экологические проблемы формирования углепромышленной территории в Республике Тыва
DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2018-11-96-101
БАЛАКИНА Галина Федоровна
Доктор экон. наук, главный научный сотрудник Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов СО РАН, 667007, г. Кызыл, Россия, тел.: +7 (909) 528-99-80, e-mail: [email protected]
КУЛИКОВА Марина Петровна
Канд. хим. наук,
доцент, старший научный сотрудник Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов СО РАН, 667007, г. Кызыл, Россия, тел.: +7 (913) 353-80-28, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрено влияние объектов топливно-энергетического комплекса Республики Тыва при формировании углепромышленной территории на элементы/ природной среды:: на атмосферу, водные, лесные и земельные ресурсы!. Для характеристики особенностей экологических проблем республики приведены/ данные по содержанию тяжелых металлов в речных и шахтны/х водах, химическому составу и объему парниковых газов, содержанию вы/бросов распространенных загрязняющих веществ. Рассмотрены/ возможности углеродного регулирования. Систематизированы/ возможные способы/ снижения выбросов в регионе: определены/ экономический, социальны/й и экологический аспекты/данной проблемы/. Сделан вы/вод, что в Ты/ве необходимо сокращать объемы/ парниковых газов, задействовать систему инструментов формирования устойчивого развития, становление новой модели хозяйствования и широкого распространения экологически ориентированных методов управления, включая разработку и реализацию республиканских целевых программ. Ключевые слова: экологические проблемы, топливно-энергетический комплекс, углепромышленная территория, Республика Тыва, окружающая среда.
ВЛИЯНИЕ ОБЪЕКТОВ ТЭК НА ЭЛЕМЕНТЫ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
Негативные изменения экологической ситуации, снижение качества воды, воздуха, загрязнение почв промышленными отходами обусловили создание ряда международных коалиций, целями которых стали движение к экологическому равновесию, создание глобального проекта перехода к устойчивому развитию [1]. Большинством стран мира были подписаны Киотский протокол (декабрь 1997 г.) и Парижское климатическое соглашение (декабрь 2015 г.), направ-
ленные на выработку механизма сокращения парниковых газов. Важными звеньями мероприятий по сокращению выбросов парниковых газов рассматриваются как технологическое совершенствование производства, так и уровень поглощение диоксида углерода (С02) лесами.
Россия стремится к снижению доли угольной генерации, ужесточению предельных норм выбросов вредных веществ, внедрению систем сероочистки и азотоочистки на тепловых электростанциях. Федеральной службой РФ по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды проводится мониторинг качества атмосферного воздуха на всей территории.
Наблюдения за уровнем загрязнения атмосферы осуществляют на стационарных постах, которые предназначены для обеспечения непрерывной регистрации содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе или регулярного отбора проб воздуха для последующего анализа. По данным государственного доклада «Об охране окружающей среды в Российской Федерации в 2016 году», список городов России с наибольшим уровнем загрязнения в 2016 г. включает 20 городов, из них более половины городов расположены в Сибири, г. Кызыл (Республика Тыва) входит в их число по следующим загрязняющим веществам: бенз(а)пи-рен, сажа, взвешенные вещества, диоксид азота, аммиак. Потенциал атмосферы региона наименее приспособлен к самоочищению, что способствует формированию серьезных проблем для населения [2].
Для Республики Тыва характерно использование угля в энергетических целях. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) Республики Тыва представлен генерирующими компаниями и предприятиями угледобычи (АО «Кызылская ТЭЦ», ООО «Тувинская горнорудная компания», ООО «Угольная компания «Межегейуголь», ЗАО «Тувинская энергетическая промышленная корпорация», ООО «УлугхемУголь» и др). Единственной тепловой электростанцией, вырабатывающей тепловую и электрическую энергию, в Республике Тыва является Кызылская ТЭЦ, остальные ТЭЦ в настоящее время функционируют в режиме котельных. Производством и поставкой тепловой энергии потребителям Республики Тыва занимаются три тепловые станции (ТЭЦ), две котельные мощностью более 10 Гкал и 304 котельных малой мощности менее 10 Гкал.
Развитие энергетического комплекса региона на долгосрочную перспективу, связанное с наращиванием объемов добычи и потребления топлива, созданием крупных минерально-сырьевых центров, позволяет сделать вывод о формировании в Республике Тыва одной из углепромышленных территорий России [3, 4].
Потребление угля для производства электрической и тепловой энергии на электростанциях и котельных в перспективе до 2035 г. может увеличиться в 1,5 раза (расширение и
Таблица 1
Выбросы распространенных загрязняющих веществ, т
Твердые вещества Газообразные и жидкие вещества Выбросы из твердых, газооб >азных и жидких веществ:
диоксид серы оксиды азота (в пересчете на NO2) оксид углерода углеводороды (без летучих органических соединений) летучие органические соединения
5 424 14 075 2 482 1 410 9 370 32 7
ввод мощностей на Кызылской ТЭС-2). Для этого будут построены блоки мощностью 115-120 МВт каждый с возможностью дальнейшего расширения до четырех блоков, с генерацией электрической мощности 300 МВт, тепловой - не менее 250 Гкал/ч.
Рост электропотребления в основном обусловлен развитием добывающей отрасли промышленности: Межегей-ское угольное месторождение - 40 МВт, Кызыл-Таштыгское месторождение полиметаллических руд - 45 МВт, Элегест-ское месторождение каменных углей - 90 МВт, Ак-Сугское медно-порфировое месторождение - 55 МВт.
По Республике Тыва индекс промышленного производства угледобывающих предприятий республики составил 122,4% в 2017 г.; выросли объем оборотов и объем отгруженных товаров угледобывающих предприятий в 2,3 раза; добыча угля увеличилась и составила 114,8%; индекс промышленного производства электрической и тепловой энергии составил 102,2% [5]. Формирование углепромышленной территории позволит повысить потенциал экономического роста в условиях новой технологической базы, возрастут производство валового регионального продукта на душу населения, доходность республиканского бюджета [6, 7].
• Воздействие объектов ТЭК на атмосферу
Уровень загрязнения атмосферы формируется в результате поступления загрязняющих веществ от всех источников, расположенных на рассматриваемой территории и вне ее под влиянием диффузионных процессов в атмосфере на рассеивание и перенос этих веществ на большие расстояния. Основными источниками эмиссии загрязняющих веществ в атмосферу среди энергетических объектов республики являются ОАО «Кызылская ТЭЦ», промышленные и коммунальные котельные, мелкие котельные, жилой сектор с печным отоплением. Мелкие котельные и жилой сектор с печным отоплением формируют наиболее высокий уровень загрязнения в приземном слое (до 60 м от поверхности земли). Площадь жилого сектора с печным отоплением составляет более половины жилого фонда г. Кызыла и оценивается в 17,3 кв. км.
Основное применение угля - энергетическое. Кызылской ТЭЦ сжигается 140 тыс. т угля в год, около 60 тыс. т испол ьзу-ет частный сектор. Острой проблемой остается загрязнение воздушного бассейна столицы Республики Тыва - г. Кызыла в зимний период. Одной из характерных климатических особенностей является образование воздушных инверсий, вследствие чего выбрасываемые загрязняющие вещества оказываются сосредоточенными в приземном слое воздуха.
По данным лаборатории по мониторингу загрязнения атмосферного воздуха Тувинского ЦГМС - филиала ФГБУ «Среднесибирское УГМС», общий объем выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, расположенных на территории Республики Тыва, в 2016 г. составил 19,499 тыс. т [5]. Выбросы распространенных загрязняющих атмосферу веществ от стационарных источников в 2016 г. представлены в табл. 1.
Уровень загрязнения атмосферного воздуха г. Кызыла в 2016 г. по комплексному индексу загрязнения характеризовался как «очень высокий» (ИЗА 5>14). Основной вклад в уровень загрязнения атмосферы города в зимний период вносят такие загрязняющие вещества, как бенз(а)пирен, сажа, взвешенные вещества, формальдегид и диоксид азота. Среднегодовая концентрация бенз(а)пирена составила 7,3 ПДК с.с. (среднесуточные ПДК), в ноябре зафиксирована концентрация бенз(а)пирена - 17,5 ПДК с.с.; отмечалась наибольшая повторяемость превышения ПДК - 7,2 % (по саже) [2, 5].
Основной вклад в выбросы парниковых газов вносит диоксид углерода (более 75%), выбросы метана - 16%, около 6% - закись азота и 2% - прочие парниковые газы. В целом в республике в 2016 г. содержание в атмосферном воздухе углекислого газа не превысило 0,33 ПДК с.с., содержание оксида азота составило 0,27 ПДК с.с., содержание диоксида азота составило 0,6 ПДК с.с. [5]. Отсутствие развитой промышленности, сохранение хвойных лесов способствуют сохранению климата на территории республики.
По предварительной оценке (на основе базового подхода) выбросы парниковых газов только от Кызылской ТЭЦ составляют более 200 тыс. т СО2 в год*. Из-за большого содержания летучих веществ (неконденсируемые газы, каменноугольная смола) и склонности к спеканию слоевое горение тувинских углей в котлоагрегатах сопровождается высоким химическим недожогом (данный факт при расчете выбросов не учитывался, применялся коэффициент, равный 1). Суммарная нагрузка антропогенного воздействия на окружающую среду только от стационарных источников сжигания твердого топлива по г. Кызылу может составлять более 300 тыс. т СО2 в год и до 400 тыс. т СО2 в год в целом по республике. О конкретных объемах выбросов можно будет говорить после подготовки кадастра источников выбросов парниковых газов, составленного по результатам инвентаризации.
Углеродный баланс России играет важную роль в глобальном бюджете углерода благодаря обширным территориям, занятым лесами (около 45-49% территории страны). В работе [8] предварительно оценен бюджет углерода России, его годовое сальдо составляет 0,659 ± 0,100 млрд т углерода, или 2,1 -2,8 млрд т в эквиваленте СО2, на 90-95% оно обеспечено лесами. Общая площадь лесов Республики Тыва составляет 10882,9 тыс. га и занимает 49,7% ее территории. Преобладают хвойные насаждения, их площадь составляет 7317,6 тыс. га [5].
Государства, присоединившиеся к Парижскому климатическому соглашению (176 стран, включая Россию) в настоящее время вырабатывают национальные модели углеродного регулирования. В России основы углеродного регулирования определяют исходя из следующих возможностей:
* Авторы благодарят А.С. Земцову за консультации по расчетам объема парниковых газов.
Таблица 2
Содержание тяжелых металлов в речных и шахтных водах, мг/л
№ пробы Pb Zn №
ПДК, мг/дм3 0,03 5,0 0,1 1,0
1. Южный водосброс шахтных вод в реку Межегей 0,229 0,001 0,038 0,002
2. Река Межегей (основное русло) 0,169 0,002 0,024 0,002
3. Река Межегей (устье) 0,018 - 0,015 0,001
традиционная схема регулирования загрязнении, введение системы торговли квотами на выбросы, или углеродный налог [8, 9].
В мире накоплен большой опыт углеродного регулирования. Углеродные налоги - гибкий инструмент, хорошо администрируется, позволяет эмитентам самим выбирать пути сокращения выбросов, варианты с наиболее эффективными технологиями или варианты с наименьшими затратами. Внедрение углеродного налога потребует реформирования национальной налоговой системы и межбюджетных отношений, а также перераспределения полномочий в сфере охраны [9]. Учет частичной абсорбции парниковых газов лесами позволит снизить риски введения углеродного налога, если будет принята модель углеродного регулирования.
• Воздействие объектов ТЭК на водные ресурсы
Перспективное развитие угледобывающей отрасли и энергетики в республике связано с ростом водопотребле-ния, сброса сточных вод в поверхностные водоемы. В поверхностные водоемы от ТЭЦ поступают нормативно чистые (подогретые) воды, а существенный сток загрязненных вод поставляют угледобывающие компании и предприятия ЖКХ. Под влиянием угледобычных работ подземные воды района разреза испытывают постоянную техногенную нагрузку. На трещины природного происхождения накладывается техногенная трещиноватость, что совместно с водоливными работами влечет за собой изменение фильтрационных параметров комплекса, скорости фильтрации водного потока и скорости распространения загрязнителей при непосредственном участии природных факторов. Разработка угольных месторождений сопровождается образованием сточных вод. Выявлены характерные загрязняющие вещества, сбрасываемые угледобывающими предприятиями со сточными водами в водные объекты.
Был изучен химический состав поверхностных и шахтных вод Межегейского угольного месторождения и выявлены характерные загрязняющие вещества, сбрасываемые угледобывающими предприятиями. В исследуемых пробах воды концентрация основных катионов и анионов не превышала предельно допустимые концентрации (ПДК), содержание гидрокарбонат-ионов в воде достигало 109,8 мг/дм3, нитрат-ионов - 5 мг/ дм3, хлорид-ионов и сульфат-ионов - 36,3 мг/ дм3 и 2,4 мг/дм3. Концентрация катионов в исследуемых пробах воды не превышало ПДК. В табл. 2 представлены данные о содержании тяжелых металлов в исследуемых водах.
Содержание цинка, никеля и меди находилось в исследуемых водах в небольших количествах и не превышало ПДК, содержание свинца варьировало от 0,169 до 0,229 мг/ дм3, что выше ПДК [10].
• Отходы вскрышных пород при добыче угля
При разработке угольных месторождений изменяются природные ландшафты, подвергаются воздействию био-
до 1 млн т
Месторождение
■ Каа-Хемское - Элегестское
■ Чаданское
с Межегейское
до 4 млн т
Объемы вскрышных пород угледобычи
ценозы, в окружающей среде возможно появление повышенных содержаний веществ-загрязнителей. В республике разрабатываются четыре месторождения каменного угля: Каа-Хемское, Элегестское, Чаданское и Межегейское. На первых трех добыча каменного угля ведется открытым способом, на Межегейском месторождении применяется подземный способ. Добыча каменного угля открытым способом сопровождается удалением вышележащих горных пород над угольными пластами, в результате разработки месторождений образовалось более 300 млн т отвалов вскрышных пород (ежегодно в отвалы направляется более 3 млн т вскрышных пород). На Каа-Хемском месторождении длина отвалов достигает 4 км, а ширина достигает 500 м. Длина отвалов вскрышных пород Усть-Элегестского угольного разреза достигает 2 км, а ширина - не более 200 м; отвалы Чаданского угольного разреза занимают территорию длиной до 3 км, а шириной до 1 км. Общая площадь техноген-но нарушенной территории (карьера и отвалов) составляет около 4,63 га [5]. Объемы вскрышных пород угледобычи приведены на рисунке.
Большие объемы вскрышных пород на Каа-Хемском угольном разрезе связаны с длительностью эксплуатации месторождения угля (с 1961 г.) и значительной толщиной вскрышных пород над угольными пластами (до 50 м).
При подземной добыче угля объем отвалов гораздо меньше, чем при добыче открытым способом, что минимизирует отрицательное влияние на окружающую среду. Однако шахты, которые эксплуатируются в течение долгого времени, характеризуются большим объемом породных отвалов, которые при наличии угля и при доступе кислорода способны к разогреву и самовозгоранию. Подземная добыча угля сопровождается негативными факторами - внезапные выбросы угля, породы и газа, горные удары, обрушения горной массы и оседание земной поверхности, крепи, вспышки и взрывы метана, эндогенная пожароопасность. Проблема рекультивации земель и восстановления ландшафта, нарушенного горными работами, использования золошлако-вых отходов в сопряженных отраслях, а также возвращения сельскому и лесному хозяйству изъятых у них для промышленных нужд территорий приобретает большую актуальность, так как накопление отходов производства в регионе будет увеличиваться.
30 млн т
ВОЗМОЖНЫЕ СПОСОБЫ СНИЖЕНИЯ ВЫБРОСОВ
В РЕГИОНЕ
Основные направления государственной политики в области снижения выбросов объединяют в себе три основных аспекта: экономический, социальный и экологический.
• Экономический аспект снижения выбросов
Под экономическим аспектом проблемы снижения выбросов подразумеваются оптимальное использование природных ресурсов и применение экологичных природо- и энергосберегающих технологий, в том числе добычу топлива, его переработку, создание экологически приемлемой продукции, минимизацию, переработку и уничтожение отходов производства.
Так как в ближайшее время не представляется возможным отказаться от использования угля как основного источника топлива, необходимо при производстве тепловой энергии внедрять более эффективные энергетические технологии. Уменьшение негативного влияния ТЭК на среду обитания возможно за счет уменьшения энергоемкости всех производственных процессов. Необходимы современные разработки, предусматривающие приближение объектов выработки энергии к потребителю (при этом сокращаются затраты за счет повышения КПД топлива, снижаются риски от тепловых загрязнений); совершенствование физических и химических методов подготовки топлива для получения экологичного и энергетически выгодного горючего; модернизацию режимов горения; разработка эффективных очистных сооружений. Инновационное развитие угольной генерации должно происходить в двух направлениях:
- увеличение потребления низкокачественных углей и отходов производства должно быть обращено из недостатка в преимущество угольной генерации;
- переход от производства только энергии к комбинированному безотходному производству электрической и тепловой энергии, высокоценных продуктов углехимии.
Качество углей обусловливает создание производственного комплекса полного цикла, начиная от угледобывающих предприятий и заканчивая предприятиями глубокой переработки угля. Наиболее целесообразным был признан (2007 г.) сценарий развития комплекса на базе железнодорожного транспортирования угля. Именно по такому сценарию с государственно-частным партнерством предусматривалось освоение Элегестского месторождения с объемом добычи 12,5 млн т угля в год. Планировались доставка коксующегося концентрата внешним и внутренним потребителям, строительство 3 шахт и 2 обогатительных фабрик.
Элегестское месторождение обладает запасами около 1 млрд т коксующегося угля дефицитной марки «Ж» (общий объем запасов оценивается в 20 млрд т). 80% запасов находится в одном пласте толщиной 6,4 м. После ввода в эксплуатацию железной дороги по трассе Курагино-Кызыл уголь превратится из потенциального ресурса в реальную товарную ценность.
Освоение Эрбекского месторождения осложнено подземным пожаром, выгорание каменного угля продолжается до настоящего времени. Участок выгорания пласта «Улуг» расположен на правом обрывистом берегу р. Енисей в 20 км юго-западнее г. Кызыла, в 5 км от п. Ээрбек. Расстояние от асфальтовой дороги - 500 м. Район подземного пожара характеризуется высокими значениями тепловых потоков, на поверхности почвы зафиксированы температуры до 440°С.
Необходимо изучение вопроса использования выделяющегося тепла для целей теплоснабжения г. Кызыла [11]. Внедрение перспективных технологий по переработке углей увеличит экономическую отдачу от применения угольного сырья, станет основой развития экономики и подъема уровня жизни населения.
• Социальный аспект снижения выбросов
Социальной составляющей является идея соблюдения прав будущих поколений, поскольку природные ресурсы земли, в том числе и ресурсы Республики Тыва, являются общим наследием, включая как ныне живущих, так и те поколения, которые придут нам на смену. Снижение негативного влияния отраслей ТЭК республики при ориентации институциональной системы структурных преобразований на решение задач конкурентоспособного и инновационного уровня с природоохранным уклоном [12].
Сокращение антропогенного воздействия на природу - это смена ценностных установок как на личном, так и на общественном уровне. Обеспечение устойчивого развития требует не только новых технологий и инвестиций, но прежде всего социальных новаций, готовности отказаться от сиюминутной выгоды ради будущих поколений. Для этого необходимо улучшать качество социальной среды и здоровья населения, выходить на стабильные демографические показатели и повышение продолжительности жизни; осуществить переход к комфортному типу расселения, доступному для основной массы населения. Одним из социально значимых проектов целесообразно признать получение работниками угольной промышленности, ТЭК дополнительных форм поддержки за счет отраслевых соглашений и договоров о социальном партнерстве: строительство жилья и предоставление его работникам на льготных условиях, создание объектов социальной инфраструктуры (детских садов, школ, спортивных сооружений, лечебно-оздоровительных санаториев и профилакторий). Использование новых возможностей социальных проектов стало дополнительным фактором динамичного развития угольного бассейна Кемеровской области [13].
• Экологический аспект снижения выбросов
С экологических позиций развитие ТЭК республики, чтобы обеспечивать целостность и жизнеспособность биологических и физических природных систем, прежде всего тех, от которых зависит глобальная стабильность всей биосферы, должно опираться на модернизацию и создание современных экологичных установок с 98%-ный степенью очистки.
К основным направлениям экологической политики в области снижения выбросов в атмосферу относятся:
1. Снижение выбросов оксидов азота. Для снижения выбросов оксидов азота могут применяться как технологические мероприятия, так и различные технологии очистки дымовых газов, например, технологический метод подавления образования оксидов азота.
2. Снижение выбросов диоксида серы. Использование топлива с меньшим содержанием серы (сжигание малосернистых углей, использование мазута с низким содержанием серы, переход на сжигание природного газа), а также использование эффективных многоступенчатых золоулавли-вающих установок для улавливания сернистого ангидрида.
3. Сокращение выбросов парниковых газов. Снижение выбросов парниковых газов можно добиться с помощью следующих мероприятий:
- снижение удельных расходов топлива путем строительства энергетических установок с высоким КПД (газотурбинные, парогазовые установки);
- перевод котлов на сжигание газообразного топлива (эффект достигается за счет снижения коэффициента эмиссии диоксида углерода).
Снизить антропогенную нагрузку на атмосферу возможно путем использования угольных брикетов, в частности с отходами лесопиления и деревообработки, как в частном секторе, так и в котельных. За счет улучшения качества угля можно снизить объем дымовых выбросов, оксидов углерода, сернистого газа, оксидов азота и недожог горючих компонентов.
Строительство ТЭС вне границ г. Кызыла также позволит решить основные проблемы, связанные с загрязнением воздушного пространства, которые сегодня являются наиболее актуальными. Перевод многочисленных угольных котельных на природный газ позволит снизить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, устранить образование золошлаковых отходов. Оценки целесообразности использования природного газа в республике показывают, что газификация котельных возможна на основе добычи метана из угольных пластов Улуг-Хемского бассейна. Метанонос-ность пласта 2.2 «Улуг» колеблется в пределах 2,26-17 м3/т сухой беззольной массы [14].
В республике используются республиканские целевые программы как инструмент управления природоохранной деятельностью: программа Республики Тыва «Охрана окружающей среды на период 2015-2020 годы», программа «Развитие транспортной системы Республики Тыва на 2014-2018 годы» и ряд других. Целевой республиканской программой «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Тыва до 2020 года» предусмотрены расходы на мероприятия по капитальному ремонту и замене тепловых сетей только по г. Кызылу в сумме 170,51 млн руб. на период 2016-2020 гг.
Использование альтернативных источников энергии позволит снизить антропогенную нагрузку на окружающую среду. Республика Тыва располагает значительным потенциалом возобновляемых источников энергии, который в разы превышает энергетические потребности республики. На сегодняшний день самым доступным и менее затратным является потенциал солнечной энергии. Использование мобильных солнечных батарей для обеспечения электроэнергией удаленных сельскохозяйственных производителей поможет решить не только проблему снабжения энергией, но и минимизирует процесс негативного антропогенного воздействия за счет перевыпаса скота, а также позволит сельхозпроизводителям Тывы успешно развиваться, не разрушая привычного уклада хозяйства. Сегодня для этих целей используются дизельные генераторы, которые отличаются крайне высокими эксплуатационными издержками.
ВЫВОДЫ
В настоящее время в Республике Тыва формируется одна из углепромышленных территорий России: динамично растут объемы добычи угля, создается соответствующая инфраструктура, прорабатывается возможность реализации проектов переработки угля. В Тыве отрабатывается система инструментов формирования основ устойчивого развития, в частности по снижению выбросов парниковых газов. В регионе реализуется ряд республиканских целевых про-
грамм развития отраслей реального сектора экономики на природоохранной основе.
Целью регулирования социально-экономического развития Тувы является последовательное решение ряда принципиальных задач, направленных на сокращение антропогенного воздействия на климатическую систему Республики Тыва, что в итоге должно привести к сокращению выбросов парниковых газов к 2020 г. не менее, чем на 25% от объема выбросов в 1990 г.; стабилизации экологической обстановки; коренному улучшению состояния окружающей среды за счет экологизации экономической деятельности в рамках институциональных и структурных преобразований, позволяющих обеспечить становление новой модели хозяйствования и широкое распространение экологически ориентированных методов управления; ведению хозяйственной деятельности в пределах емкости экосистем на основе массового внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий как основного параметра устойчивого развития.
Основными направлениями перехода Республики Тыва к устойчивому развитию на стадии формирования одной из углепромышленных территорий России являются:
- оценка хозяйственной емкости локальных и региональных экосистем республики, определение допустимого антропогенного воздействия на них, начиная с инвентаризации источников и объемов выбросов и поглощений парниковых газов;
- разработка системы стимулирования хозяйственной деятельности и установление пределов ответственности за ее экологические результаты по итогам мониторинга и построения системы отчетности по выбросам парниковых газов на базе ИСО 14064, при которых биосфера воспринимается уже не только как поставщик ресурсов, но и как фундамент жизни, сохранение которого должно быть непременным условием функционирования социально-экономической системы и ее отдельных элементов;
- немаловажной целью данного направления развития является привлечение «углеродных» инвестиций в экономику республики. Потенциал привлечения инвестиций через углеродные проекты в сферах экономики, где осуществляются мероприятия, направленные на сокращение (поглощение) выбросов парниковых газов. Проведение инвентаризации источников выбросов и создание республиканского кадастра выбросов послужат начальным этапом работы по созданию «углеродных» инвестиций в республику.
Список литературы
1. Балакина Г.Ф., Ойдуп Т.М. Особенности формирования системы устойчивого развития региона // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 19 (160). С. 29-36.
2. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2016 году». М.: Минприроды России. НИА-Природа. 2017. 760 с.
3. Восточный вектор энергетической стратегии России: современное состояние, взгляд в будущее / Под ред. Н.И. Воропая, Б.Г. Санеева. Новосибирск: Академическое издательство «Гео», 2011. 368 с.
4. Воскобойник М.П., Рожков А.А. Ретроспективная и прогнозная оценка эффективности технологического развития угольной промышленности России // Уголь. 2018. № 2. С. 48-53. doi: 10.18796/0041 -5790-2018-2-48-53.
5. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Республики Тыва в 2016 году». Кызыл: 2016. 104 с. URL: http://docs.cntd.ru/document/450280230 (дата обращения: 15.10.2018).
6. Alvaredo F., Atkinson A., Piketty Th., Saez E. The top 1 percent in international and historical perspective // Journal of Economic Perspectives. 2013. Vol. 27. N 3. Рр. 3-20.
7. Mankiw N.G. Defending the one percent // Journal of Economic Perspectives. 2013. Vol. 27. N 3. Рр. 21-34.
8. The World Bank. Carbon Tax Guide: A Handbook for Policy Ma kers // I nternationa l Bank for Reconstruction and Development. 2017. March. URL: http://openknowledge.worldbank.org/ bitstream/handle/10986/ (дата обращения: 15.10.2018).
9. Гаврильева Т.Н., Максимов Т.Х., Ноговицын А.В. Корпоративные леса и модель углеродного регулирования в России // ЭКО. 2017. № 12. С. 113-127.
10. Сагар А.А., Кашкак Е.С., Ондар У.В. Химический анализ поверхностных и шахтных вод территории Межегейского
угольного месторождения // Научные труды Тувинского государственного университета. Выпуск XVI. Материалы ежегодной научно-практической конференции преподавателей, сотрудников и аспирантов ТувГУ, посвященной Году экологии в РФ и Году молодежных инициатив в Туве, 21 октября 2017. Кызыл. С. 203-204.
11. Лебедев Н.И. Угли Тувы: состояние и перспективы освоения сырьевой базы. Кызыл: ТувИКОПР СО РАН. 2007. 180 с.
12. Рожков А.А., Соловенко И.С. Формирование и трансформация институциональной системы регулирования структурных преобразований в угольной отрасли на углепромышленных территориях России // Уголь, 2018, № 2. С. 40-47. doi: 10.18796/0041 -5790-2018-2-40-47.
13. Harte S., Grävingholt J., Pleines H., Shröder H-H. Geschäfte mit der Macht. Bremen. 2003. 383 p.
14. Куликова М.П. Газоносность угольных пластов Улуг-Хемского бассейна // Вестник ТувГУ. Естественные и сельскохозяйственные науки. Выпуск 2. 2016. С. 138-145.
ECOLOGY
UDC 622.85:620.9:502.7(571.52) © G.F. Balakina, M.P. Kulikova, 2018
ISSN 0041-5790 (Print) • ISSN 2412-8333 (Online) • Ugol' - Russian Coal Journal, 2018, № 11, pp. 96-101 Title
ENVIRONMENTAL PROBLEMS OF COAL INDUSTRY FORMATION IN THE REPUBLIC OF TYVA
DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2018-11-96-101
Authors
Balakina G.F.1, Kulikova M.P.'
'Tuva Institute of Integrated Development of Natural Resources, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Kyzyl, 667007, Russian Federation
Authors' Information
Balakina G.F., Doctor of Economic Sciences, Senior Researcher, tel.: +7 (909) 528-99-80, e-mail: [email protected] Kulikova М.P., PhD (Chemical), Senior Researcher, Associate Professor, tel.: +7 (913) 353-80-28, e-mail: [email protected]
Abstract
The paper considers the effect of the fuel and energy sector of the Republic of Tyva during formation of the coal industry territory on environmental elements, such as atmosphere, water, forest and land resources. To characterize the peculiarities of the republic's environmental problems, it results the data concerning the content of heavy metals in river and mine waters, the chemical composition and volume of greenhouse gases, and the content of emissions of common pollutants. The paper examines the possibilities of carbon regulation. It systematizes possible ways for reduction of emissions in the region, determines the economic, social and environmental aspects of this problem. The article draws the conclusion that in Tyva it is necessary to reduce the volume of greenhouse gases, to use the system of sustainable development formation tools, to implement a new business model and a widespread use of environmentally oriented management methods, including the development and implementation of republican target programs.
Keywords
Environmental challenges, Fuel-and-power sector, Coal production territory, Republic of Tyva, Environment.
References
1. Balakina G.F. & Oydup T.M. Osobennosti formirovaniya sistemy ustoychi-vogo razvitiya regiona [Features of formation of a sustainable development system]. Natsional'nyye interesy: prioritety i bezopasnost' - National interests: priorities and safety, 2012, No. 19(160), pp. 29-36.
2. Gosudarstvennyy doklad "O sostoyanii i ob okhrane okruzhayushchey sredy Rossiyskoy Federatsii v 2016 godu" [State report"On state and environmental protection of the Russian Federation in 2016"]. Moscow, Ministry of Environment of Russia, National Information Agency "Natural Resources" Publ., 2017, 760 p.
3. Voropay N.I. (ed.), Saneev B.G. (ed.) Vostochnyy vektor energeticheskoy strate-gii Rossii: sovremennoye sostoyaniye, vzglyad v budushcheye [The eastern vector of Russia's energy strategy: current state, looking into the future]. Novosibirsk, Academic Publishing House "Geo", 2011, 368 p.
4. Voskoboinik M.P. & Rozhkov A.A. Retrospektivnaya i prognoznaya otsenka ehffektivnosti tekhnologicheskogo razvitiya ugol'noj promyshlennosti Rossii [Russian coal industry technological development efficiency historical and
predictive analysis]. Ugol' - Russian Coal Journal, 2018, No. 2, pp. 48-53. doi: 10.18796/0041-5790-2018-2-48-53.
5. Gosudarstvennyy doklad "O sostoyanii i ob okhrane okruzhayushchey sredy Respubliki Tyva v 2016 godu" [State report"On state and environmental protection of the Republic of Tyva in 2016"]. Kyzyl, 2016, 104 p. Available at: http:// docs.cntd.ru/document/450280230 (accessed 15.10.2018).
6. Alvaredo F., Atkinson A., Piketty Th. & Saez E. The top 1 percent in international and historical perspective. Journal of Economic Perspectives, 2013, Vol. 27, No. 3, pp. 3-20.
7. Mankiw N.G. Defending the one percent. Journal of Economic Perspectives, 2013, Vol. 27, No. 3, pp. 21-34.
8. The World Bank. Carbon Tax Guide: A Handbook for Policy Makers. International Bank for Reconstruction and Development, 2017, March. Available at: http://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/ (accessed 15.10.2018).
9. Gavrilyeva T.N., Maksimov T.Kh. & Nogovitsyn A.V. Korporativnyye lesa i model' uglerodnogo regulirovaniya v Rossii [Corporate forests and carbon regulation model in Russia]. EKO, 2017, No. 12, pp. 113-127.
10. Sagar A.A., Kashkak E.S. & Ondar U.V. Khimicheskiy analiz poverkhnost-nykh i shakhtnykh vod territorii Mezhegeyskogo ugol'nogo mestorozh-deniya [Chemical analysis of surface and mine waters of the Mezhegey coal field]. Nauchnyye trudy Tuvinskogo gosudarstvennogo universiteta -Scientific Works of the Tuva State University, issue 16. Materials of the annual scientific and practical conference of lecturers, employees and graduate students of TuvSU, dedicated to the Year of Ecology in the Russian Federation and the Year of Youth Initiatives in Tuva, October 21, 2017. Kyzyl, pp. 203-204.
11. Lebedev N.I. Ugli Tuvy: sostoyaniye i perspektivy osvoyeniya syr'yevoy bazy [Coals of Tuva: state and prospects of the raw material base development]. Kyzyl, TuvIKOPR SB RAS Publ., 2007, 180 p.
12. Rozhkov A.A. & Solovenko I.S. Formirovanie i transformatsiya institutsional'noj sistemy regulirovaniya strukturnykh preobrazovanij v ugol'noj otrasli na uglepromyshlennykh territoriyakh Rossii [Formation and transformation of the institutional system for the Russian coal industry and coal provinces structural transformations management]. Ugol'- Russian Coal Journal, 2018, No. 2, pp. 40-47. doi: 10.18796/0041-5790-2018-2-40-47 .
13. Harte S., Grävingholt J., Pleines H. & Shröder H-H. Geschäfte mit der Macht. Bremen, 2003, 383 p.
14. Kulikova M.P. Gazonosnost' ugol'nykh plastov Ulug-Khemskogo basseyna [Gas content of coal seams of Ulug-Khem basin]. Vestnik TuvGU - Bulletin of TuvSU. Natural and Agricultural Sciences, 2016, Issue 2, pp. 138-145.