Научная статья на тему 'Инструменты региональной поддержки предпринимательства'

Инструменты региональной поддержки предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
399
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО. REGIONAL BUSINESS SUPPORT / GOVERNMENT CONTROL / BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карьков Антон Владимирович

Целью статьи является выявить основные инструменты региональной поддержки предпринимательства в условиях РФ. Результаты могут быть применены в деятельности федеральных и региональных органов власти по поддержке предпринимательства в регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инструменты региональной поддержки предпринимательства»

Инструменты региональной поддержки предпринимательства Tools of regional support of business

Карьков Антон Владимирович Karkov Anton Vladimirovich Аспирант Академия МНЭПУ The post-graduate student Academy MNEPU

Аннотация.

Целью статьи является выявить основные инструменты региональной поддержки предпринимательства в условиях РФ. Результаты могут быть применены в деятельности федеральных и региональных органов власти по поддержке предпринимательства в регионах.

The article goal was to define main tools for regional business support in Russian Federation. The results can be used in federal and regional authorities’ activity on regional business support.

Ключевые слова

Региональная поддержка предпринимательства, государственное регулирование экономики, предпринимательство. Regional business support, government control, business.

Одна из наиболее важных особенностей регионального регулирования в России продиктована существенными различиями между регионами РФ, которые усугубляются по мере технического развития и вступления в глобальный рынок.

В связи с большим региональным своеобразием Российской Федерации все более важным аспектом системы государственного регулирования и поддержки предпринимательства является региональный аспект. В качестве примера активности региона в области поддержки предпринимательства приведем статистику за 2010 год по Свердловской

области. Департамент малого и среднего предпринимательства Министерства экономики Свердловской области создан 18 мая 2010 года. За прошедший год привлечено денежных средств из федерального бюджета на развитие МСП: 825 млн. рублей (2 место среди всех субъектов РФ после Москвы). Разработана областная целевая программа "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на 2011-2015 гг" с объемом финансирования 1 млрд. 680 млн. рублей. Создан единственный в России Инфраструктурный хаб, оказывающий полный спектр сервисов на всех этапах развития бизнеса. Оказана государсвтенная поддержка: 46000 субъектам МСП. Создан единственный в России Инновационный центр малого и среднего предпринимательства, который на данный работает с инициаторами 520 инновационных проектов. Проведено 113 мероприятий, в которых приняло участие более более 20000 человек[7].

В связи с этим актуально выделить основные, наиболее адекватные в российских условиях, инструменты поддержки предпринимательства в регионах[5].

Нами были выделены три основных направления формирования региональных инструментов поддержки предпринимательства и даны рекомендации по применению этих инструментов:

1. Задействование муниципальных властей в региональной поддержке предпринимательства

2. Создание рыночной инфраструктуры.

3. Формирование информационно-аналитической системы

поддержки предпринимательства.

В качестве методики использовались методы сравнительного анализа зарубежного и отечественного опыта, методы анализа нормативных источников, институциональный подход, статистические методы.

Одной из основных проблем реформирования территориального управления является рациональное разделение функций между органами

власти субъекта федерации и муниципальным самоуправлением. Ведь в случае избыточной централизации полномочий на уровне субъекта Федерации блокируется функционирование органов местного самоуправления, а в обратном случае — чрезмерная децентрализация препятствует осуществлению субъекта федерации необходимых интеграционных функций[6].

Объективной основой распределения полномочий по управлению экономической базой административно-территориальных образований (АТО) между уровнями территориальной иерархии должны быть ареалы осуществления воспроизводственных циклов ее элементов. В соответствии с этим принципом местные органы должны осуществлять управление высоколокализованными циклами производства продукции и услуг для внутритерриториального потребления. Это предполагает анализ структуры и емкости местного рынка товаров народного потребления (в первую очередь, повседневного спроса и предметов первой необходимости) для определения объемов продукции, достаточных для удовлетворения потребностей данного АТО и в то же время способных обеспечить эффективное функционирование и развитие соответствующих предприятий и производств.

Наряду с созданием общеэкономических условий управление развитием экономической базы муниципальных образований требует учета их специфики — структуры производства, конкурентоспособности производимой продукции, возможности быстрого освоения инноваций и т.п. Соответственно, должны быть дифференцированы экономические рычаги, используемые соответствующими уровнями управления. Важным условием развития экономической базы регионов является, в частности, поддержка малого предпринимательства. На федеральном уровне такая поддержка должна включать определение законодательных основ и приоритетных направлений государственной поддержки малого

предпринимательства, разработку соответствующих федеральных программ, определение форм участия малых предприятий в поставках продукции и выполнении работ для федеральных нужд и т.д.

Субъекты РФ должны конкретизировать и детализировать направления этой политики применительно к условиям своих регионов, а также применять дополнительные меры по поддержке малого предпринимательства за счет собственных средств и ресурсов.

Экономическое взаимодействие между субъектами федерации и органами муниципального образования должно строиться на дополнении рыночного механизма методами программно-целевого планирования. При этом по отношению к программам общерегионального уровня органы муниципального образования могут выступать как участники (по отдельным подпрограммам — в роли управляющего центра, а по отдельному мероприятию либо группе мероприятий — в роли ответственного исполнителя), а для программ местного уровня — как заказчики (возможно, также головные разработчики) и главные управляющие центры их реализации. В этом случае они сами должны организовать — на основе договорно-согласительного, контрактного механизма — участие в их исполнении заинтересованных предприятий и других администраций.

Организационно-структурный механизм управления реализацией территориальной программы может быть построен по-разному, в зависимости от конкретных условий, и базироваться как непосредственно на одном из структурных подразделений аппарата муниципального образования, который наделяется полномочиями главного управляющего центра (дирекции) программы с правом распоряжения соответствующими ресурсами, так и на создании соответствующих специальных структур (компаний, агентств, консорциумов). Он может предусматривать также

создание различных фондов, аккумулирующих на долевой основе средства предприятий и организаций, заинтересованных в реализации программы.

Важную роль во взаимодействии муниципалитетов с регионами играют и другие механизмы — договорно-согласительные процедуры, передача собственности в доверительное управление, делегирование полномочий в едином комплекте с материально-финансовым обеспечением. Используются также размещаемые на конкурсной основе территориальные заказы, налоговые и кредитные льготы, преимущества в квотировании, сдаче в аренду муниципальной собственности, размере тарифов и др., позволяющие ориентировать предприятия в нужном для региона направлении[3].

В контексте развития торгового предпринимательства особую значимость имеет создание субъектов рыночной инфраструктуры, ориентированных на посреднические услуги. Малый бизнес заинтересован в развитии системы внебиржевого посредничества, которая позволяет решить проблему налаживания коммерческих связей между отдельными хозяйствующими субъектами.

Процесс развития рыночной инфраструктуры помимо отраслевой специфики должен осуществляться с учетом территориального распределения субъектов малого бизнеса.

Существующую совокупность субъектов рыночной инфраструктуры можно разделить на:

- государственные субъекты: формируются на основе участия государства, которое может быть выражено в различных формах (полное финансирование, субсидирование, участие в капитале). Примером является функционирование системы фондов поддержки малого предпринимательства, учрежденных структурами местных администраций и финансирующихся из соответствующих бюджетов.

- саморазвивающиеся субъекты: представлены коммерческими

организациями, которые на определенном этапе своей деятельности специализируют свои услуги для предприятий малого предпринимательства. Определяющим фактором выступает маркетинговая стратегия хозяйствующего субъекта, которая предусматривает использование новой формы предоставления услуг, поиск новой рыночной ниши. Так, кредитные организации предоставляют потребительский кредит, в котором не заинтересованы крупные предприятия (что иллюстрирует способ освоения нового рынка сбыта кредитных услуг), а также формируют портфель ипотечного кредитования (предлагая новую форму услуг).

В зависимости от функционального назначения услуг для субъектов предпринимательской деятельности, к числу основных подразделений инфраструктуры относятся:

-финансовая инфраструктура;

-коммуникационная;

-посредническая.

Можно выделить следующие типы инфраструктурных объектов, которые участвуют в осуществлении региональных программ поддержки предпринимательства.

1. Бизнес-школы (БШ).

2. Агентства поддержки малого предпринимательства.

3. Региональные фонды и центры поддержки малого предпринимательства

4. Технопарки.

5. Технологические центры (ТЦ).

6. Бизнес-инкубаторы (БИ).

7. Учебно-деловые центры (УДЦ).

8. Социально-деловые центры (СДЦ).

9. Бизнес-центры (БЦ)

10.Региональные информационно-аналитические центры (РИАЦ). Большая часть этих объектов занимается теми или иными формами

консалтинга, и основная часть предпринимателей не пользуется их услугами. Целесообразно выделить те причины, по которым субъекты малого предпринимательства не стремятся к сотрудничеству с внешними консультационными структурами:

•представление о том, что оплата услуг консультанта доступна только крупному бизнесу;

•чтобы найти компетентного консультанта, требуется определенное время;

•руководители не желают знакомить посторонних с фактами и цифрами, касающимися их бизнеса;

•психологический фактор: использование консультанта может

рассматриваться руководителем как признание собственной некомпетентности;

Чтобы преодолеть предубеждение со стороны предпринимателей, консультанты должны представить факты и данные, указывающие на ценность их услуг, по возможности ссылаясь на конкретные примеры других малых фирм, где использовалась аналогичная помощь.

Для использования консалтинга в процессе функционирования малых предприятий необходимо не только приспособить пакет услуг и методы вмешательства к нуждам предпринимателей, но и контролировать уровень издержек. Растущая стоимость консультативных услуг представляет проблему даже для представителей крупного бизнеса, а для многих мелких предприятий эти расходы просто не доступны.

Помимо существующих институциональных проблем доступа к государственным кредитным ресурсам, обусловленных неразвитостью организаций финансирования в регионе, а также общих конъюнктурных

проблем, необходимо выделить внутренние проблемы сферы малого предпринимательства. Последние включают в себя низкую залогоспособность, слабую финансовую устойчивость, высокую долю невозвратов в общем объеме вложений. Решение перечисленных трудностей вряд ли возможно путем использования государством директивных мер, однако, очевидно, что государственные органы могут участвовать в формировании экономических стимулов для решения указанных проблем[2].

Так, для ускорения реализации инвестиционных проектов возможна выдача фондами поддержки малого предпринимательства более мелких по размеру кредитов на меньшие сроки и постепенное наращивание суммы кредита в случае, если кредитная история характеризует предпринимателя с положительной стороны. Этот механизм достаточно широко используется на Западе и уже получил некоторое распространение на территории Российской Федерации (опыт Екатеринбурга)[4].

В среде малого предпринимательства имеются отдельные группы, которые плохо ориентируются в ситуации, питая завышенные ожидания в отношении государственной поддержки, не рассматривая других возможностей, связанных с услугами различных субъектов инфраструктуры. Это налагает на региональную администрацию обязанность усилить информационно-разъяснительную работу, с целью предоставления предпринимателям более конкретной и детальной информации о возможностях, заложенных в различных направлениях государственной финансовой поддержки.

По нашему мнению, системное решение возможно в том случае, если формирование и стабильность региональной инфраструктуры финансовых услуг для субъектов малого бизнеса станут целью региональной политики администрации региона, средством для решения конкретных экономических задач. И все это необходимо сочетать с применением

корректных форм и методов регулирования финансового рынка со стороны государственных органов власти региона.

В соответствии с выявленной необходимостью в координации усилий по региональной поддержке предпринимательства, нами разработана концепция создания региональной информационноаналитической системы, ориентированной на обслуживание субъектов малого бизнеса.

Система предназначена для выполнения следующих основных функций:

1.Информационной, в которой система реализует операции:

-сбора;

-хранения;

-адаптации первичной информации.

2.Консультационно-экспертной, в которой система решает задачи обработки первичной информации в рамках справочно-аналитических и экспертных систем;

3.Транспортной, в которой система решает задачу оперативного доведения информации до предпринимателей;

4.Обратной связи, когда информация о потребностях и основных проблемах малого бизнеса служит основой для корректировки политики региональных органов управления.

Конечной целью реализации концепции выступает создание условий для обеспечения субъектов малого предпринимательства актуальной деловой и коммерческой информацией в сфере конъюнктуры цен на товары и услуги, состояния товарных рынков и другой информацией, необходимой для ведения цивилизованной предпринимательской и управленческой деятельности. Информация, соответствующим образом, размещенная и актуализируемая, позволит проводить конъюнктурный экономический анализ территории региона, осуществлять эффективную

деятельность в области консультаций по вопросам финансового менеджмента, инвестиционного планирования и др[1].

Учитывая разносубъектность и сложность получения необходимой информации, инициаторами формирования информационноаналитической системы должны стать органы государственной власти.

Таким образом, можно сделать следующие выводы из статьи:

1. Одной из основных проблем реформирования территориального управления является рациональное разделение функций между органами власти субъекта федерации и муниципальным самоуправлением

2. В контексте развития торгового предпринимательства особую значимость имеет создание субъектов рыночной инфраструктуры, ориентированных на посреднические услуги. Малый бизнес заинтересован в развитии системы внебиржевого посредничества, которая позволяет решить проблему налаживания коммерческих связей между отдельными хозяйствующими субъектами.

3. Основные подразделения инфраструктуры - это финансовая инфраструктура; коммуникационная и посредническая.

4. В работе было выделено большое разнообразие типов инфраструктурных объектов, которые участвовали в осуществлении региональных программ поддержки предпринимательства в 1990-ые - 2000-ые годы. Большая часть их в этот период работали неэффективно.

5. Был дан ряд рекомендаций повышения эффективности работы инфраструктурных объектов поддержки предпринимательства.

6. Была показана необходимость формирования информационноаналитической системы поддержки предпринимательства в регионе, ее функции и структура

Литература.

1. Зубаревич Н. Российский бизнес в регионах [Текст]// Неприкосновенный запас. - 2006. - N 4/5. - С.95-105.

2. Инновационная система в регионах России [Текст]/ Ю.С.Сердюкова, О.В.Валиева, Д.В.Суслов, А.В.Старков // Регион: экономика и социология. - 2010. - N 1. - С.179-197.

3. Степанов А.Г. Государственное регулирование экономики региона. [Текст]/А.Г.Степанов. - М.: Финансы и статистика, 2004. - с. 47.

4. Mansell, R & and Wehn, U. Knowledge Societies: Information Technology for Sustainable Development. [Text]/R.Mansell, U. Wehn. - New York: Oxford University Press. 1998. - pp. 117.

5. McCann, Philip. Urban and Regional Economics. [Text]/ P.McCann. - Oxford: Oxford University Press, 2001. - p. 67.

6. Гуриева Л. Стратегия устойчивого развития региона [Текст]// Проблемы теории и практики управл. - 2007. - N 2.

- С.46-57.

7. Официальный портал министерства экономики Свердловской области. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.uralonline.ru/monitoring razvitiya predprinimatelst va/statistika malogo i srednego predprinimatelstva. - (Дата

обращения: 8.07.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.