Научная статья на тему 'Инструменты реализации промышленной политики'

Инструменты реализации промышленной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4227
450
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТРУМЕНТАРИЙ / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / ПРИНЦИП / РЕГУЛИРОВАНИЕ / TOOLKIT / THE INDUSTRIAL POLICY / PRINCIPLE / REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горячева Т. В.

Рассматриваются принципы реализации промышленной политики. Особое внимание автор обращает на сущность инструментов промышленной политики, их взаимосвязи между собой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENTERPRISEs’ INDUSTRIAL POLICY TOOLS

The paper presents principles of an industrial policy. The author gives special attention to the essence of tools of an industrial policy of their interrelation among themselves.

Текст научной работы на тему «Инструменты реализации промышленной политики»

ЭКОНОМИКА

УДК 338.45.01

Т.В. Горячева ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ

Рассматриваются принципы реализации промышленной политики.

Особое внимание автор обращает на сущность инструментов промышленной политики, их взаимосвязи между собой.

Инструментарий, промышленная политика, принцип, регулирование.

T.V. Goryacheva ENTERPRISES’ INDUSTRIAL POLICY TOOLS

The paper presents principles of an industrial policy. The author gives special attention to the essence of tools of an industrial policy of their interrelation among themselves.

Toolkit, the industrial policy, principle, regulation.

Промышленную политику предприятия необходимо рассматривать как общие ориентиры для действий и принятия решений относительно производства продукции, внедрения новых технологий и разработок. Промышленная политика должна включать такие элементы, как решения по номенклатуре и ассортименту продукции, по объему производства, решения по качеству продукции и издержкам на нее, решения по технологии изготовления и применяемому оборудованию, решения по организации производственного процесса в пространстве и во времени, а также по структуре управления производством.

Промышленная политика предприятия может находить отражение в следующих документах: уставе предприятия, его миссии, производственной программе, бюджете предприятия, бизнес-плане предприятия, внутренних стандартах и нормативах.

В целом процесс реализации промышленной политики предприятия можно представить в виде алгоритма, изображенного на рисунке.

Успешная же реализация промышленной политики предприятия возможна только на основе определенных принципов. Основываясь на опыте изучения отечественного и мирового развития производственной сферы, сформулируем основные из них.

Первый принцип - государственная поддержка национальной промышленной политики. Оказание государственной поддержки и стимулирование развития промышленного производства и услуг должно осуществляться в соответствии с приоритетами, провозглашаемыми Прези-

дентом и находящими отражение в постановлениях Правительства РФ (например, «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года», стратегии развития авиационной, электронной, химической, судостроительной промышленностей и т.д.).

Второй принцип - инновационная направленность промышленной политики. В соответствии с этим принципом повышение конкурентоспособности и структурная перестройка промышленности должны осуществляться в соответствии с тенденциями развития современной экономики и приоритетными направлениями развития экономики страны.

Данный принцип предполагает необходимость развития наукоемких отраслей и технологической модернизации традиционных отраслей, пересмотр существующей отраслевой структуры промышленности. Этому процессу должны способствовать создание инновационной инфраструктуры и инновационного общества, построение логистических систем, реализация образовательных программ, подготавливающих трудовые ресурсы для экономики нового типа. Особый акцент должен быть сделан на предприятия малого и среднего бизнеса, обеспечивающие и подпитывающие отечественный бизнес инновациями, новыми видами продукции и кадровыми ресурсами.

Третий принцип - единство государства, бизнеса и гражданского общества в вопросах реализации промышленной политики. Осуществление выбора конкретных направлений промышленной политики должно проходить с учетом мнения этих трех сторон хозяйственной деятельности.

Алгоритм реализации промышленной политики предприятия

Четвертый принцип - комплексное использование инструментов промышленной политики предприятия. К инструментам, составляющим такой комплекс, относятся: тарифное и таможенное регулирование (включая естественные монополии); налоговое регулирование; стимулирование инновационной и инвестиционной деятельности (льготы, преференции, целевое бюджетное финансирование и совместное государственно-коммерческое софинанси-рование, привлечение венчурного капитала); активное развитие лизинга оборудования и широкое применение лизинговых схем материально-технического обеспечения приоритетных программ; конкурентная и антимонопольная политики.

Пятый принцип - целостность системы реализации промышленной политики.

Этот принцип предполагает координацию всех направлений экономической политики, а также подчиненность инновационной, инвестиционной, кадровой, внешнеэкономической политики целям и задачам промышленной политики.

Неотъемлемым условием развития промышленной политики является постоянное согласование и создание связей между ее инструментами. Только единство реализации всех инструментов позволит создать конкурентоспособную инновационную экономику и занять достойное место на международном рынке.

Рассмотрим инструментарий промышленной политики:

- таможенную политику;

- снижение административных барьеров;

- защиту прав собственности, в том числе интеллектуальной;

- конкурентную и антимонопольную политику;

- систему поддержки экспортной деятельности;

- инновационную деятельность;

- налогообложение;

- техническое регулирование.

Таможенная политика. Использование инструментов таможенной политики для достижения целей промышленной политики является общепринятым в мировой практике. Важнейшим средством регулирования внешнеэкономических связей предприятий, которое используют практически все страны, участвующие в международной торговле, являются импортные таможенные пошлины. В современных условиях существуют определенные правила, которые следует принимать во внимание при решении вопросов о величине ставок ввозных таможенных пошлин. Таможенные пошлины вносят диспропорции в сферу производства и потребления и чаще всего снижают благосостояние каждой из торгующих стран. При этом таможенные пошлины всегда выгодны производителям товаров, конкурирующих с импортными, даже если совокупное благосостояние граждан страны при этом снижается, что создает стимулы для активного лоббирования.

В условиях России использование импортных пошлин в интересах промышленной политики должно концентрироваться на поддержке новых и развивающихся отраслей. Это относится, прежде всего, к отраслям, выпускающим высокотехнологичные и наукоемкие виды продукции. В свою очередь, целесообразно снизить до нуля ставки импортных таможенных пошлин на те виды оборудования, которые не производятся на территории Российской Федерации и выпуск которых не может быть налажен в ближайшем будущем.

Согласование таможенной политики с приоритетами промышленной политики необходимо проводить с учетом ведущихся Российской Федерацией переговоров о присоединении к Всемирной торговой организации, правила которой накладывают жесткие ограничения на использование инструментов таможенной политики.

Снижение административных барьеров. По общему признанию, система государственного управления в России работает неудовлетворительно. По данным международных исследований по эффективности работы государственных органов, российское правительство заняло 107-е место из 158 стран, а по качеству государственного регулирования Россия

оказалась 158-й из 160 участников рейтинга [1]. Решение любого вопроса требует большого количества согласований и разрешений, что приводит к уменьшению прямых инвестиций в Россию. Основная причина таких ситуаций - противоречия между ведомственными интересами, существующим законодательством и административными барьерами. Под последними понимаются формальные обязательные правила ведения хозяйственной деятельности на рынках товаров и услуг, устанавливаемые органами государственной власти и местного самоуправления, частные издержки, от введения которых для хозяйствующего субъекта, подпадающего под их действие, превышают его частные выгоды [1].

Меры по защите прав собственности. Важнейшим условием для разработки и реализации эффективной политики повышения конкурентоспособности экономики России является надежное функционирование института защиты прав собственности, непосредственно влияющего на темпы и возможности развития предприятий, а также их инвестиционный климат.

Характеристикой инвестиционного климата являются кредитные рейтинги, которые характеризуют способность эмитента (страны, компании) выполнять кредитные обязательства. Используется до 25 значений (уровней, ступеней) кредитного рейтинга, это множество по-разному разбивается на крупные классы [2].

Проблема привлечения инвестиций из внешних источников неотделима от другой проблемы - вывоза капитала из страны. Инвестиционный климат - это одновременно и характеристика привлекательности страны для вложений из внешних источников и, почти в такой же степени, стремления образовавшегося в ней капитала остаться в стране или покинуть ее. Соответственно и кредитный рейтинг в той же мере, в какой он дает представление о целесообразности инвестирования, показывает уровень стремления к вывозу из страны образовавшегося в ней капитала. Капитал вывозится потому, что он в недостаточной степени востребован экономикой России.

Высокие издержки на защиту прав собственности отрицательно влияют на конкурентоспособность предприятий в различных отраслях промышленности. Незащищенность прав собственности создает проблемы и в других сферах - в частности, в сфере использования зарубежных товарных знаков и лицензий.

Уровень защищенности прав собственности также очень важен при реструктуризации предприятий. Реструктуризации и модернизации подлежит огромное количество простаивающих производственных мощностей, принадлежащих находящимся в предбанкротном состоянии предприятиям.

Из-за недостаточного внимания и опыта решения проблем, связанных с использованием интеллектуальной собственности, российское государство несет значительные убытки. Во-первых, потому, что многие научно-технические достижения по разным причинам (в том числе и из-за спада производства, наиболее резкого в высокотехнологичных отраслях) не используются в практической деятельности, не востребованы обществом. Во-вторых, значительная часть достижений бесконтрольно уходит за рубеж, не принося должного дохода их разработчикам. И, наконец, происходящая крупномасштабная утечка самих высококвалифицированных кадров, труд которых не оценивается по достоинству, явно не способствует укреплению научно-технического потенциала страны, поскольку самое главное наше достояние - классные специалисты, их талант, принадлежащая им интеллектуальная собственность, - меняют гражданство, уменьшая богатство России.

Конкурентная и антимонопольная политика. Конкурентной называется политика, направленная на поддержание и создание ситуации конкуренции на рынках посредством установления и обеспечения соблюдения правил, определяющих запрещенные (в том числе по определению или в зависимости от соотношения выгод и издержек) способы поведения на рынке. Основным методом конкурентной политики является обеспечение равных условий конкуренции для всех участников рыночных отношений, что порождает стимулы для инве-

стиций и нововведений в различных формах. Ее механизм состоит в предотвращении возникновения неоправданных конкурентных преимуществ - обычно ассоциируемых со злоупотреблением доминирующим положением и недобросовестной конкуренцией - отдельных компаний на внутреннем рынке.

Но не следует забывать, что конкурентная политика может быть активной. Государство обладает значительными возможностями в плане создания рынков и, соответственно, конкурентной ситуации на данных рынках. Это обстоятельство в значительной степени проявляется в тех случаях, когда в стране необходимо проводить серьезные структурные преобразования в промышленности. Недооценка активной роли конкурентной политики может привести не только к серьезным искажениям в системе хозяйствующих субъектов, но и к торможению развития отдельных отраслей и экономики в целом. С этой точки зрения основная задача конкурентной политики - защищать и создавать конкурентные механизмы для повышения эффективности использования ограниченных ресурсов. В этой связи следует отметить, что конкурентная политика может как способствовать реализации целей промышленной политики, так и препятствовать ей. В первом случае конкуренция сопровождается активным внедрением инноваций, ростом предложения новых услуг, повышением качества традиционных услуг связи, появлением новых видов бизнеса, то есть структурной перестройкой промышленности, что служит важнейшим ориентиром промышленной политики многих стран мира. Вместе с тем конкурентная политика может осуществляться неадекватными методами и препятствовать экономическому росту, например, государственное регулирование цен отдельных компаний.

Система поддержки экспортной деятельности. Важным аспектом поддержки экспорта российской продукции на внешний рынок, а также использования потенциала иностранных компаний для ускорения темпов роста российской экономики и повышения ее конкурентоспособности является создание эффективной системы поддержки экспортной деятельности со стороны торгпредств и экономических отделов посольств. Для достижения этой цели необходимо коренным образом изменить роль этих подразделений в содействии реализации хозяйственных интересов отечественных предпринимателей. Данная поддержка должна выражаться в содействии росту несырьевого экспорта (экспорта продукции обрабатывающей промышленности и услуг); стимулировании притока прямых иностранных инвестиций в Россию; содействии в финансово-кредитной сфере; содействии росту делового сотрудничества на корпоративном уровне; содействии межправительственному сотрудничеству, включая межправительственные комиссии.

Оценка выполнения зарубежными подразделениями своих задач в контексте промышленной политики должна производиться, прежде всего, по темпам роста несырьевого экспорта из России и по темпам роста прямых инвестиций в Россию. Получив новые принципы оценки своей работы, загранпредставительства получат стимул самым активным образом реагировать на экспортные запросы российских компаний, превратятся в мощный инструмент повышения конкурентоспособности российской промышленности.

Данная система показателей призвана ориентировать работу зарубежных подразделений МИД России на усиление работы по актуальным направлениям промышленной политики. При этом данная система должна быть достаточно гибкой, чтобы отражать условия конкретных стран, в которых расположены эти подразделения. В случае использования оценочных (неформализованных) показателей обязательно использование балльной системы оценки на основе экспертного опроса представителей заинтересованных министерств, ведомств и компаний, а также на основе объективных данных, подтвержденных документально.

Большое внимание необходимо уделять реализации мер государственной поддержки российских экспортеров промышленной продукции, а именно - возмещению из федерального бюджета российским экспортерам промышленной продукции части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях.

В настоящее время торговая политика России осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования (экспортные и импортные таможенные тарифы) и нетарифного регулирования (в частности, путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности. Не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти. Экспорт и импорт осуществляются без количественных ограничений. Количественные ограничения вводятся в исключительных целях:

1) обеспечения национальной безопасности РФ;

2) выполнения международных обязательств РФ с учетом состояния на внутреннем товарном рынке;

3) защиты внутреннего рынка РФ [3].

В целях защиты национальных интересов действует система экспортного контроля. Существуют технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные и экологические стандарты и требования в отношении ввозимых товаров, контроль за их качеством. Предусматриваются защитные меры в отношении импорта товаров, наиболее яркое проявление которых мы видим в растущих импортных пошлинах.

В настоящее время Правительство России уделяет большое внимание проекту Федеральной программы развития экспорта России, основной целью которой является увеличение стоимостного объема российского экспорта, расширение его номенклатуры за счет продукции с повышенной степенью обработки наукоёмких товаров, технологий.

Развитие инновационной деятельности. Инновационная деятельность как важнейший элемент государственной промышленной политики призвана обеспечить воспроизводство главных материальных и нематериальных факторов, необходимых для обновления научнотехнической и технологической базы производства, а также для поддержания и развития кадрового потенциала науки и промышленности.

При этом в рамках активизации инновационной деятельности в промышленности приоритетные научно-технологические направления должны формироваться как «заказ» промышленности на результаты прикладных НИР, опытно-конструкторских и технологических работ с учетом конкретных требований к технико-экономическим характеристикам новых технологий, материалов, систем машин и оборудования.

Активизация инновационной деятельности требует решения следующих основных

задач:

- определение приоритетных направлений развития в сфере новых и новейших технологий и «новой экономики», создание механизмов концентрации усилий государства и частного бизнеса на развитии избранных направлений, в которых может и должна быть обеспечена глобальная конкурентоспособность российских хозяйствующих субъектов;

- разработка мер по повышению эффективности механизмов взаимодействия российской фундаментальной и прикладной науки с негосударственными хозяйствующими субъектами;

- разработка инструментов проведения и стимулирования работ на всех стадиях реализации избранных проектов с использованием ограниченных государственных ресурсов для реализации ряда ключевых, представляющих бизнес-интерес для реального сектора проектов, имеющих мультипликативный эффект;

- инициирование и реализация совместно с хозяйствующими субъектами технологических проектов в рамках избранных направлений, предусматривающих как доведение имеющихся научно-технических заделов до производства конкурентоспособной продукции (технологии), так и осуществление вывода данной продукции (технологии) на рынок;

- предложения изменений нормативно-правовой базы и внесение соответствующих изменений в действующее законодательство;

- разработка и реализация системы мер, обеспечивающих эффективное использование инноваций в перерабатывающих отраслях путем государственного содействия выходу на внешние рынки, совершенствования налоговой и таможенной политики, выполнения государством регулирующих функций при организации внутреннего рынка.

Налогообложение. Благоприятный налоговый климат, обеспечивающий компаниям более выгодные условия экономической деятельности, является важнейшим фактором, способствующим развитию отечественной промышленности, модернизации ее производственного потенциала, росту конкурентоспособности предприятий и выпускаемой ими продукции. Поэтому совершенствование налогового законодательства является одним из ключевых элементов политики повышения конкурентоспособности экономики России (промышленной политики в широком смысле). Основным показателем качества налоговой политики считается общий уровень налоговой нагрузки. Именно по нему обычно судят о прогрессе в проведении налоговой реформы, с его снижением связывают ускорение экономического роста и приток прямых инвестиций в промышленность. Еще большее значение имеет структура налоговой системы: набор используемых налоговых инструментов, соотношения ставок и формы налогового администрирования. Налоговая политика играет ключевую роль в формировании структуры экономики в целом и промышленности в частности, как за счет распределения между секторами прибыли, остающейся после налогообложения, так и за счет формирования системы стимулов.

Техническое регулирование. Во многих отношениях стандартизация стала основой деловой активности крупнейших корпораций, средних и малых фирм, инструментом достижения целей сохранения их конкурентоспособности на меняющихся рынках, целью инновационной политики, снижения производственных затрат и повышения качества продукции (услуг), повышения результативности их маркетинга. Объединенные «в пакеты» стандарты и соответствующие им торговые марки ориентируют предпринимателей в широком разнообразии производственных возможностей, а потребителей - в разнообразии потребительских товаров и услуг.

Реформа технического регулирования является необходимым условием конкурентоспособности российской экономики. Определяющей составляющей является безопасность продукции - это один из важнейших элементов конкурентоспособности продукции, без наличия которого продукт вообще не может быть выпущен в обращение на территории Российской Федерации.

Государству необходимо создать условия и стимулы для активизации отечественных производителей для постоянного повышения качества и конкурентоспособности российской продукции.

Создание таких условий невозможно без эффективной системы технического регулирования в Российской Федерации, которая обеспечивает многовариантность выбора технических решений, не создавая при этом необоснованных ограничений и не оказывая на бизнес излишнее административное давление.

Эффективная система технического регулирования должна предполагать установление однозначных и обязательных требований к продукции, обеспечивающих ее безопасность и снижение административных барьеров, связанных с проведением оценки соответствия продукции установленным требованиям безопасности.

Одной из важных задач технического регулирования является поиск сбалансированного подхода между установлением обязательных требований для обеспечения безопасности продукции и при этом создание условий для повышения качества и конкурентоспособности.

В настоящее время реформа системы технического регулирования предполагает замену многочисленных ГОСТов, ОСТов, СНиПов, СанПиНов и других ведомственных актов на технические регламенты, устанавливающие обязательные для исполнения требования по

обеспечению безопасности, и на национальные стандарты, содержащие добровольные требования. Реформа системы технического регулирования предусматривает замену норм и требований к продукции и процессам ее производства и обращения современной системой контроля качества и безопасности, соответствующей международным стандартам.

Реализация инструментов промышленной политики должна осуществляться на основе гармоничного сочетания их с инструментами торговой политики, к которым относятся тарифы и таможенные пошлины; импортные квоты; нетарифные барьеры; антидемпинговые меры; ценообразование; реклама; методы; формы и способы продаж; кредитная политика. Они позволяют поддерживать торговые связи с одними странами и ограничивать импорт из других стран. Большинство этих инструментов одновременно являются и инструментами промышленной политики, что еще раз подтверждает необходимость их совместной реализации.

На практике промышленная политика реализуется через систему мер государственного регулирования:

- законодательное и нормативно-правовое регулирование;

- создание благоприятного инвестиционного климата средствами кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики;

- развитие дорожной сети, энергетики, связи, других объектов инфраструктуры;

- федеральные целевые программы (в области развития транспортной инфраструктуры, энергетики, национальной технологической базы и др.);

- государственную поддержку экспорта;

- защиту внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции со стороны зарубежных производителей, использование антидемпинговых процедур;

- использование частно-государственного партнерства в форме особых экономических зон, концессионных соглашений, крупнейших инвестиционных проектов за счет средств Инвестиционного фонда. При партнерстве такого рода государство вкладывает бюджетные средства в создание инфраструктуры, а бизнес - в развитие производства;

- развитие сети лизинговых компаний с государственным участием, в задачу которых входит обеспечение отраслей промышленности и транспорта высокотехнологичным оборудованием;

- подготовку кадров;

- политику закупок для государственных и муниципальных нужд.

1. http://www.nccg.ru/site.xp/049054055054124.html.

2. Марченко Г. Кредитный рейтинг как механизм повышения инвестиционной привлекательности муниципальных образований / Г. Марченко, О. Мачульская // Новые рынки. 2002. № 6. С. 51-58.

3. Федеральный закон № 164-ФЗ от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (с изменениями и дополнениями) / Система

ЛИТЕРАТУРА

ГАРАНТ.

Горячева Татьяна Владимировна -

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и управление в машиностроении» Саратовского государственного технического университета

Goryacheva Tatyana Vladimirovna -

Candidate of Science in Economics, Assistant Professor of the Department of «Economics and Management in Machine Building» of Saratov State Technical University

Статья поступила в редакцию 16.06.09, принята к опубликованию 14.01.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.