Научная статья на тему 'ИНСТРУМЕНТЫ ПРОАКТИВНОГО НАДЗОРА НА РОССИЙСКОМ ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ'

ИНСТРУМЕНТЫ ПРОАКТИВНОГО НАДЗОРА НА РОССИЙСКОМ ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проактивный надзор / финансовый рынок / финансовые инновации / Банк России / недобросовестное поведение / proactive supervision / financial market / financial innovations / Bank of Russia / unfair behavior

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А А. Прохорова

В статье проанализированы инструменты проективного надзора на российском финансовом рынке. Описаны основные реформы, которые помогли добиться возникновения доверительной среды в отношениях кредитных организаций и потребителей банковских услуг. Сделан вывод о том, что новый проактивный банковский надзор дает возможность поддержания прозрачной деятельности кредитных организаций в отношениях с регулятором и помогает внедрять новые цифровые технологии на финансовом секторе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROACTIVE SUPERVISION TOOLS IN THE RUSSIAN FINANCIAL MARKET

The article analyzes the tools of projective supervision in the Russian financial market. It describes the main reforms that helped to achieve the emergence of a trusting environment in relations between credit institutions and consumers of banking services. It is concluded that the new proactive banking supervision provides an opportunity to maintain transparent activities of credit organizations in relations with the regulator and helps to introduce new digital technologies in the financial sector.

Текст научной работы на тему «ИНСТРУМЕНТЫ ПРОАКТИВНОГО НАДЗОРА НА РОССИЙСКОМ ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ»

ИНСТРУМЕНТЫ ПРОАКТИВНОГО НАДЗОРА НА РОССИЙСКОМ

ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ

А.А. Прохорова, магистрант

Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)

DOI:10.24412/2411-0450-2023-12-1-233-236

Аннотация. В статье проанализированы инструменты проективного надзора на российском финансовом рынке. Описаны основные реформы, которые помогли добиться возникновения доверительной среды в отношениях кредитных организаций и потребителей банковских услуг. Сделан вывод о том, что новый проактивный банковский надзор дает возможность поддержания прозрачной деятельности кредитных организаций в отношениях с регулятором и помогает внедрять новые цифровые технологии на финансовом секторе.

Ключевые слова: проактивный надзор, финансовый рынок, финансовые инновации, Банк России, недобросовестное поведение.

Совершенствование контрольно-

надзорной деятельности в российском государстве является актуальным вопросом финансово-правовой науки, что имеет отношение к банковской системе Российской Федерации, повышению качества реализации публично-правового статуса Центрального банка Российской Федерации. В качестве программной цели Центральным банком Российской Федерации заявлено формирование доверительной среды, на актуальность чего обращается внимание в финансово-правовой науке. Одним из элементов доверительной среды является проактивный банковский надзор, направленный на предупреждение (профилактику) банковских правонарушений в деятельности кредитных организаций, недопущение нарушений прав и законных интересов потребителей банковских услуг с позиций теории и практики защиты прав потребителей финансовых услуг. Проак-тивный банковский надзор как актуальное направление финансово-правовой политики включает требование о прозрачности деятельности кредитных организаций в отношениях с регулятором. Только в условиях доверительной среды между кредитной организацией и регулятором возможно консультирование Банком России кредитной организации по возникшим сложностям риск-ориентированного характера. Обозначенные позиции имеют влияние на

формирование доверительной среды в отношениях кредитных организаций и потребителей банковских услуг. Речь про проактивный банковский надзор появилась в теории и практике финансового права, в условиях деятельности Банка России как мегарегулятора финансовых отношений. Банк России с сентября 2013 г. является также единым регулятором на финансовых рынках, который наделен функциями регулирования, контроля и надзора на финансовом рынке. До создания мегарегулятора надзор на финансовом рынке носил сегментированный, секторальный характер, что часто приводило к рассогласованности действий и принятию мер, запаздыванию в принятии решений как в регулятивной сфере, так и в сфере осуществления надзора. На принятие решения о создании мегарегулятора повлияла необходимость совершенствовать качество регулирования и надзора на финансовых рынках. В рассматриваемом вопросе важную роль имеет принятие законодательных актов, направленных на укрепление надзорных и контрольных полномочий Банка России и повышение прозрачности деятельности кредитных организаций. Таким программным актом является проект Банка России «Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019-2021 годов». Следует отметить, что Банк России еще в

2016 г. начал масштабную реформу банковского надзора на основе его централизации, главной целью которой является оптимизация бизнес-процессов и усиление проактивного характера надзорной работы, обнаружение рисков кредитных организаций на ранних этапах деятельности и принятие предупредительных мер по минимизации рисков и потерь. Указанная деятельность с позиций мировой практики обязывает Банк России оперативно применять к кредитным организациям адекватные меры воздействия. Своевременное обнаружение, предотвращение и пресечение недобросовестного поведения и финансовых проблем финансовых организаций, создающих угрозу средствам кредиторов, является фундаментом нормального функционирования финансовой системы. Расширение потенциалов применения профессионального суждения, введение в надзорную практику стресс-тестирования позволят перейти к проактивному подходу, направленному на предупреждение отрицательных тенденций на начальных этапах [1].

Меры, которые применяет Банк России [4]:

- Формирование конкурентной среды на финансовом рынке;

- Увеличение способности финансового сектора по трансформации сбережений в долгосрочные вклады, развитие и совершенствование источников и инструментов рынка капитала;

- Осуществление системы мер по росту доверия на финансовом рынке - повышение прозрачности и чистоты функционирования рынка, ликвидация практик недобросовестного поведения, управление конфликтом интересов, повышение культуры функционирования финансовой среды;

- Развитие инструментов проактивного надзора на финансовом рынке.

Для финансово-правового регулирования финансового рынка важно принимать во внимание не только целостность системы и структуры финансового рынка, но и разнообразие финансовых организаций. Данный факт диктует необходимость при-

держиваться пропорционального подхода в регулировании и надзоре на рынке финансов. Также существующие финансовые организации могут быть объединены в несколько групп, которые создают таким образом различные сегменты финансового рынка и которые могут влиять на особенности финансово-правового регулирования каждого сегмента финансового рынка.

Под финансовыми инновациями понимается использование новых технологий для предоставления финансовых услуг. Все чаще употребляется термин SupTech, который предполагает улучшение действующих методов надзора и регулирования с помощью новых технологий для обеспечения эффективных способов выявления и оценки рисков, сбора и анализа данных [3]. На российском финансовом рынке данная тенденция выражается в совершенствовании механизмов, методов взаимодействия Банка России и поднадзорных организаций: развитие и совершенствование личного кабинета участника финансового рынка, использование новых форматов, способов предоставления надзорной информации и т.д. Также существует такое направление как RegTech которое предполагает применение поднадзорными кредитными организациями новых технологий в сфере финансов для увеличения результативности и быстроты выполнения регуляторных требований и контроля рисками, что разрешает кредитным организациям быстрее и с наименьшими потерями реализовывать требования внутреннего контроля.

Ряд основных мероприятий направленных, в том числе, на формирование института профессионального суждения и распространение практики применения стресс-тестирования, обеспечивают проак-тивный характер надзора и содействуют обнаружению проблем в деятельности финансовых организаций на ранних этапах.

Для сохранения устойчивости и ограничения принимаемых кредитными организациями рисков Банк России планирует поэтапное использование прогрессивных подходов регулирования деятельности кредитных организаций, предусмотренных документами Базельского комитета по

банковскому надзору. Продолжится работа по внедрению в российскую практику компонента 2 «надзорный процесс» Базеля II. В этом направлении задачей Банка России является реализация оценки качества и результатов внутренних процедур оценки достаточности капитала кредитных организаций и целых банковских групп. В соответствии с Базельским комитетом по банковскому надзору банки, использующие модель внутренних рейтингов, должны осуществлять тщательное стресс-тестирование для оценки достаточности капитала. Суть заключается в том, чтобы понять, что может случиться, какие убытки может понести банк в той или иной неожиданной ситуации. Тестирование применяется и для оценки всей финансовой системы, ее уязвимости по отношению к неожиданным событиям, возможным рискам [5].

Позитивный вклад в повышение качества надзора в банковском секторе вносит политика Банка России, направленная на централизацию и внедрение современных стандартов надзора в банковском секторе. Также Банк России будет продолжать деятельность по внедрению в российскую практику компонента «Рыночная дисциплина» Базеля II. Приоритетной задачей в этом направлении будет внесение в нормативные акты изменений, вводящих усовершенствованные требования по раскрытию информации кредитными организациями и банковскими группами о своей деятельности, принимаемых рисках, процедурах их оценки, управлении рисками и капиталом. Указанные изменения позволят повысить транспарентность кредитных организаций и банковских групп для широкого круга заинтересованных лиц. Еще одной задачей Банка России является создание такого вида и способа регулирования, которое будет образовывать стимулы для финансовых организаций вырабатывать операции, способствующие экономическому росту Российской Федерации.

Также проводиться комплекс мероприятий по оздоровлению финансового сектора, результатом которого будет создание системы рынка финансовых услуг, в котором будут преобладать добросовестные

участники рынка, которые стремятся к совершенствованию бизнеса в условиях здоровой конкуренции. Увеличение использования такого института как профессиональное суждение обеспечит проактивный характер надзора и выявление проблем в деятельности финансовых организаций на ранних этапах их финансовой деятельности. Банк России сможет использовать дополнительные возможности и меры по противодействию недобросовестным

участникам финансового рынка за счет развития инструментов, способов и методик, в том числе с применением новых технологий как Big Data [3]. Совершенствование взаимодействия кредитных организаций и мегарегулятора с правоохранительными органами позволит достичь повышения уровня неотвратимости наказания за нарушения кредитными организациями норм, повлекших значительный ущерб для остальных участников финансового рынка. Введение в российский финансовый рынок лучших стандартов применения новых финансовых технологий приведет к улучшению качества корпоративного управления в публичных компаниях, способствуя повышению уровня прозрачности инструментов регулирования и росту доверия участников финансового рынка к инструментам долевого финансирования. Проводимая Банком России деятельность по пресечению неправомерного поведения кредитных организаций финансового сектора, отзыв лицензий на осуществление банковских операций у субъектов с повышенным риском банковской деятельности, нарушением установленных требований, характером банковских операций влияет на формирование правомерного поведения кредитных организаций. Банк России в начале 2019 года акцентировал внимание на том, что им закончена основная расчистка финансового сектора от недобросовестных субъектов и в ближайшие три года Банк России намерен сосредоточиться на предупреждении проблем у действующих кредитных организаций и некредитных финансовых организаций. По оценке НАУФОР, каждый год за последние пять лет с рынка уходило по 10% участников, как в индустрии посред-

ников, так и в индустрии коллективных ние с регулятором постоянного диалога инвестиций: эти темпы чуть ниже, чем кредитных организаций, направленного на темпы расчистки банковского сектора - понимание Банком России процессов, там за пять лет с рынка ушла половина иг- происходящих в кредитных организациях роков, число банков в России сократилось и связанных с ними некредитных финан-с порядка 900 до 440 на начало текущего совых организациях. Также данный метод года. Таким образом, новый надзорный предполагает внедрение использование метод Банка России - проактивный бан- новых цифровых технологий в финансо-ковский надзор - предполагает поддержа- вом секторе.

Библиографический список

1. Ситник, А.А. Поведенческий надзор на финансовом рынке / А.А. Ситник // Lex Russica (Русский закон). - 2023. - Т. 76, № 3(196). - С. 41-51. - DOI 10.17803/17295920.2023.196.3.041-051. - EDN KJLSIB.

2. Люц Е.В. Поведенческий надзор на финансовом рынке: характеристика и перспективы развития / Е.В. Люц // Омские научные чтения-2019. - 2019. - С. 698-700.

3. Литовко А.С. Понятие и сущность поведенческого надзора Центрального Банка Российской Федерации / А.С. Литовко // Юридические исследования. - 2023. - № 2. - С. 2535.

4. Литовко А.С. Правовая сущность поведенческого надзора Банка России / А.С. Литовко // Актуальные вопросы современной науки и образованния. - 2021. - С. 122124.

5. Ситник А.А. Поведенческие финансы в условиях цифровой экономики / А.А. Косов // Русский закон. - 2023. - Т. 76, № 4 (197). - С. 106-114.

PROACTIVE SUPERVISION TOOLS IN THE RUSSIAN FINANCIAL MARKET

A.A. Prokhorova, Graduate Student Samara State University of Economics (Russia, Samara)

Abstract. The article analyzes the tools of projective supervision in the Russian financial market. It describes the main reforms that helped to achieve the emergence of a trusting environment in relations between credit institutions and consumers of banking services. It is concluded that the new proactive banking supervision provides an opportunity to maintain transparent activities of credit organizations in relations with the regulator and helps to introduce new digital technologies in the financial sector.

Keywords: proactive supervision, financial market, financial innovations, Bank of Russia, unfair behavior.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.