Международное право; европейское право
УДК 341; 346.7 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2020-10599
ИНСТРУМЕНТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ГЕНОМНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И СТИМУЛИРОВАНИЯ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ИХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Анна Сергеевна ДУПАН, директор Института проблем правового регулирования НИУ «Высшая школа экономики», кандидат юридических наук E-mail: agutnikova@hse.ru
Юлиана Сергеевна БИКБУЛАТОВА, научный сотрудник Института проблем правового регулирования НИУ «Высшая школа экономики», кандидат юридических наук E-mail: ykozhevnikova@hse.ru
Научная специальность: 12.00.10 — международное право; европейское право
Аннотация. В статье исследованы инструменты административно-правового, гражданско-правового, уголовного регулирования в законодательстве зарубежных стран, являющихся признанными лидерами в проведении геномных исследований, которые позволяют им на практике реализовать закрепленные на уровне законов принципы как в отношении обращения ГМО, так и в отношении обращения органической продукции.
Ключевые слова: правовое регулирование геномных исследований; инструменты правового регулирования; административно-правовые, гражданско-правовые, уголовные методы регулирования; генно-модифицированные продукты (ГМ-продукты); генно-модифицированные организмы (ГМО); органические продукты.
Annotation. This article examines the instruments of administrative, civil, criminal regulation in the legislation of foreign countries which are recognized leaders in the conduct of genomic research. These instruments allow foreign countries to implement in practice the principles enshrined at the level of laws both in relation to the economic turnover of GMOs and in regarding the economic turnover of organic products.
Keywords: legal regulation of genomic research; instruments of legal regulation; administrative, civil-legal, criminal methods of regulation; genetically modified products (GM products); genetically modified organisms (GMO); organic products.
Система правового регулирования отношений, складывающихся в связи с проведением геномных исследований и последующей коммерциализацией их результатов, включает инструменты различных отраслей законодательства: административного, гражданского, уголовного, налогового, трудового, экологического , информационного. Для каждой отрасли характерны различные методы правового регули-
рования, и применение конкретных методов для регулирования вышеуказанных общественных отношений обусловлено экономическими, политическими, социальными факторами, уникальными для каждой страны; в связи с этим в каждой стране сложился свой собственный набор инструментов правового регулирования геномных исследований и стимулирования коммерциализации их результатов.
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2020
При этом в ходе исследования, проведенного в рамках исследовательского проекта № 1829-14101 «Сравнительный анализ зарубежного опыта правового регулирования геномных исследовании и оценка влияния условии регулирования на коммерциализацию результатов исследовании в отрасли промышленной биотехнологии», поддержанного грантом Российского фонда фундаментальных исследований, были выявлены не только различающиеся, но и общие для разных стран, признанных лидеров как в сфере геномных исследований, так и в сфере органического производства, инструменты правового регулирования геномных исследований.
Данная статья представляет собой сравнительный анализ различных инструментов, которые в случае использования в российской нор-мотворческой практике будут способствовать развитию геномных исследований в России и в последующем позволят эффективно внедрять их результаты.
1. Административно-правовое регулирование
Административно-правовые инструменты в законодательстве зарубежных стран являются основными при регулировании отношений, возникающих в ходе проведения геномных исследований и коммерциализации их результатов. На этом основании данным инструментам будет уделено основное внимание в настоящей статье.
1.1. Создание специальных органов управления, осуществляющих оценку генно-модифицированных (ТМ) продуктов и органических продуктов.
Например, Министерство здравоохранения Канады утверждает, что все ГМ-продукты, которые прошли проверку, так же безопасны и питательны, как и продукты без ГМ [1]. При этом процесс оценки безопасности ГМ-продукции основан на положениях нового Закона Канады о продовольствии и лекарствах [2], а также на Руководящих принципах оценки безопасности новых пищевых продуктов [3] и включает исследование:
■ микробиологической и химической безопасности пищевых продуктов;
■ риски возникновения аллергических реакций на ГМ-продукцию;
■ риски возникновения новых токсинов в ГМ-продукции;
■ сам процесс разработки ГМ-продукции, включая любые генетические изменения, внесенные в любое растение, животное или микроорганизм, используемый в продукте;
■ процесс сравнения ГМ-продукции с эквивалентной, не модифицированной с точки зрения качества питания и состава (например, жиры, белки и углеводы).
В США Служба маркетинга сельского хозяйства (Agricultural Marketing Service (AMS)) и Управление инспектирования, упаковки и хранилищ зерна (Grain Inspection, Packers, and Stockyards Administration (GIPSA)) осуществляют поверку тестовых наборов и лабораторных исследований: поверяют тесты на наличие специфических протеинов в ГМ-продукции, доступных в свободной продаже, а также точность лабораторного тестирования такого рода [4].
В Европейском Союзе (ЕС) предусмотрена очень сложная и длительная процедура оценки и одобрения ГМ-продукции: на практике процессы одобрения занимают в среднем 7,5 лет (для сравнения процесс утверждения занимает около двух лет в Бразилии и США и три года в Корее) [5].
По оценкам организации по защите биотехнологий EuropaBio [5], в период с 2011 г. по 2013 г. EFSA в среднем на одну заявку приходилось порядка пяти приостановок, с 2015 г. по 2017 г. — уже до десяти.
В январе 2016 г. омбудсмен, рассмотрев жалобу COCERAL, FEFAC и EuropaBio, постановил, что задержка в выдаче разрешений была неоправданной, однако до настоящего времени ситуацию это не изменило.
1.2. Маркировка и отслеживание продукции, содержащей / не содержащей генно-модифициро-ванные организмы (ГМО). Маркировка органических продуктов.
Так, в США за соблюдение мер по обеспечению безопасности и надлежащей маркировке всех пищевых продуктов и кормов растительного происхождения, включая произведенные из генно-модифицированных растений, отвечает Управление по продовольствию и медикаментам (U.S. Food and Drug Administration (FDA). На производителей продовольствия и кормов законом возложена ответственность за безопасность и надлежащую маркировку их продуктов.
В ЕС маркировка ГМ-продукции является обязательной и регулируется, прежде всего, Актом ЕС 1830/2003 о внедрении регулирования ЕС о маркировке и использовании ГМО. В отношении ГМО в ЕС также действует принцип прослеживания: и продавец, и покупатель должны не только маркировать продукцию, но и отслеживать информацию о движении товаров от про-
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2020
давцов к покупателям через уникальные идентификаторы партий ГMО, в том числе для смесей и производной продукции. Информация подлежит хранению в течение пяти лет после совершения сделки.
Регулирование маркировки отсутствия ГMО осуществляется на уровне стран — членов ЕС.
В 2Gl8 г. правовое регулирование, допускающее маркировку «без ГMО», имелось в Австрии, Чехии, Франции, Германии, Венгрии, Италии и Польше. Швеция, напротив, прямо запрещает такую маркировку. В Греции, Испании, Португалии и Великобритании маркировка «без ГMО» не регулируется, но существуют частные системы маркировки продукции подобным образом [б].
В зарубежных странах осуществляется также маркировка органической продукции, которая в большинстве стран является добровольной. Однако в Калифорнии маркировка органической продукции является обязательной, но при этом применяются правила маркировки, установленные на федеральном уровне (NOP Regulations: Subpart D — Labels, Labeling, and Market Information § 2G5.3GG — 3ll).
За маркировку органической продукции в США ответственна Служба сельскохозяйственного маркетинга USDA (Agricultural Marketing Service).
1.3. Проведение сертификации.
В США AMS и GIPSA сертифицируют применение утвержденных стандартов качества продукции и процессов ее изготовления [4], выдавая сертификаты (Certificates of Protection) для защиты интеллектуальной собственности новых разновидностей TM-семян, а также документы о наличии ГM-видов при оптовой торговле.
Специальные сертификаты выдаются на органическую продукцию. Например, подобная сертификация была введена в Австралии в соответствии с Законом об экспортном контроле l982 г. в связи с тем, что производители (от первичных производителей до розничных продавцов) имеют информацию о методах производства, которые они использовали в своем бизнесе, тогда как покупатели на разных этапах цепочки поставок (включая конечных потребителей) не обладают равным уровнем информации.
1.4. Ограничение зон для выращивания определенных культур, регистрация земель с ГМ-посевами.
В ЕС коммерческое выращивание ГM-куль-тур ограничено примерно 13G GGG га кукурузы MON8lG (сорт Mонcaнто, стойкость к европей-
скому кукурузному мотыльку) в Испании и Португалии [7].
В Германии в соответствии с Законом о генной инженерии [8] осуществляется публикация реестра с участков с ГМ-посевами, который ведет Федеральное бюро защиты прав потребителей и пищевой безопасности (БУЬ) [9].
В Австралии в целях обеспечения производства органической продукции создана целая система управления, ориентированная на минимизацию или устранение опасностей, связанных с производственным процессом, посредством мониторинга и проверки (НАССР). Для органических операторов управление НАССР подразумевает систему идентификации всех значительных опасностей, которые могут поставить под угрозу способность соответствовать принятым стандартам органического производства, посредством определения контрольных точек, внедрения методов управления, которые помогают устранить или уменьшить риски, связанные с этими опасностями, а затем поддержания процессов проверки для обеспечения эффективности практики управления. Опасность для некоторых производителей органических продуктов может заключаться в возможности перерасхода химических веществ в соседних хозяйствах или потенциал перекрестного опыления от ГМ-куль-тур. Все существенные риски безопасности пищевых органических продуктов также должны требовать внедрения управления на основе НАССР [10].
1.5. Ведение различных реестров и перечней (ГМ-кулътур, пищевых добавок, производителей органической продукции и др.).
Практически во всех зарубежных странах ведется реестр ГМО-продукции. В Швейцарии также утверждается перечень добавок и перерабатывающих агентов, которые были «произведены из ГМО» (речь идет о продуктах, которые были получены таким образом, что последний живой организм, использованный в производственном процессе, был ГМО). И здесь ежегодно утверждается перечень стран, которые считаются подверженными риску загрязнения ГМО, и перечень сортов, которые рассматриваются в качестве генно-модифицированных.
В штате Калифорния [11] подлежат специальной регистрации лица, занимающиеся в данном штате производством, переработкой и обработкой сельскохозяйственных культур, домашнего скота, продукции животноводства или иной продукции, которая маркируется и реали-
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2020
зуется как органическая. Зарегистрированные лица включаются в публично доступный реестр.
1.6. Запреты на обращение ГМО.
Следует отметить, что во многих зарубежных странах обращение ГМ-продукции запрещено либо может быть запрещено на отдельных территориях, однако при этом в целях стимулирования развития геномных исследований в законодательстве сделана оговорка о том, что указанный запрет не распространяется на научно-исследовательские организации.
Так, в Германии возможно введение запрета на разведение ГМ-культур в рамках саморегулирования отдельными муниципалитетами на основании анализа социо-экономического, экологического воздействия данной культуры и ее влияния на здоровье человека.
В округе Сонома (штат Калифорния) в 2016 г. путем голосования был принят Закон о предотвращении трансгенного загрязнения (the Sonoma County Transgenic Contamination Prevention Ordinance № 6196 R) [11]. Запрет на оборот ГМО распространяется на всех физических и юридических лиц, распространяющих или культивирующих генно-инженерную сельскохозяйственную продукцию в округе (ст. 5), но при этом положения Закона не распространяются на научно-исследовательские организации.
Иными словами, ограничивающие обращение ГМО меры не связаны с развитием сферы исследований биотехнологий, напротив, в той же Калифорнии осуществляется колоссальная поддержка геномных исследований: на долю Калифорнии приходится 40% от всех биотехнологических компаний, 47% от национальных расходов на НИОКР в области биотехнологий и 53% от доходов данной отрасли в США [12].
1.7. Надзор и контроль за выполнением требований к производству ГМ-культур или органических культур, в том числе инспектирование мест расположения сельхозпредприятий.
В частности, в США осуществление контроля за производством ГМ-культур производится службами от одного до пяти раз в год каждого предприятия в каждом штате в зависимости от статуса разрешения. С учетом результатов мониторинга инспекция направляет производителю [13]:
а) стандартное уведомление о соблюдении требований;
б) уведомление о соблюдении требований с комментариями (если были найдены замечания и возможны будущие инциденты);
в) уведомление о несоблюдении требований (с требованием корректирующих действий в указанный период с последующей подачей отчета);
г) предупреждение (выдается при выявлении свыше одного серьезного фактора несоблюдения требований с указанием срочных корректирующих мероприятий и подачи отчета об их проведении).
Что касается производства органической продукции, то в США контроль осуществляется на уровне отдельных штатов. Например, CDFA и Уполномоченные по вопросам сельского хозяйства в округах штата Калифорния (County Agricultural Commissioners) осуществляют контроль за производством органической продукции посредством:
а) надзорных проверок (Surveillance Inspections) на местах производства, переработки и обработки продукции (полей, теплиц, питомников), проверки рынков сельскохозяйственной продукции (фермерских рынков), торговых точек;
б) контроля образцов с мест производства и обработки продукции, торговых объектов и т.д.; проведения тестов на наличие запрещенных веществ. Образцы могут включать почву, воду, отходы, семена, сырье, растения, домашний скот и переработанную продукцию;
в) тестирования на предмет наличия в органической продукции остатков запрещенных веществ, а также использования запрещенных методов при производстве или обработке органической продукции.
1.8. Применение мер административного принуждения за различные нарушения в сфере обращения ГМО и органической продукции:
а) отзыв и аннулирование выданных свидетельств до истечения срока действия (Канада);
б) изъятие продукции из обращения (США, Канада, Германия);
в) административные штрафы (например, в США в соответствии с Законом о защите растений (Plant Protection Act) от 2000 г. серьезные нарушения могут повлечь наложение штрафа от 1000 до 500 000 долл. США. В частности, в соответствии с положениями § 205.100 (c) NOP умышленная продажа или маркировка продукта как органического влечет наступление гражданской ответственности в виде штрафа в размере не более суммы, указанной в § 3.91 (b) (1): максимум 923 долл. США за совершение первого нарушения и минимум 1795 долл. США в случае последующих нарушений).
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2020
2. Гражданско-правовое регулирование
Основными инструментами гражданско-правового регулирования, стимулирующими проведение геномных исследований и коммерциализацию их результатов, являются следующие.
2.1. Предоставление патентной (или аналогичной) защиты результатам геномных исследований.
Например, в США вопросы прав на созданные ГМО-решения регулируются общим законодательством (Code of Federal Regulations Patents, Trademarks, and Copyrights) и специализированными законами: Plant Variety Protection Act и Plant Patent Act. Патенты выдаются в ведомстве U.S. Patent and Trademark Office на изобретения с признаками новизны, неочевидности и практической пользы. Патентование предполагает наличие эксклюзивных прав или получение роялти от производства и продажи растительной продукции в течение 20 лет [14].
Германия рассматривает защиту новой разновидности ГМ-организма как защиту интеллектуальной собственности, регулируя вопросы, связанные с обращением прав на ГМ-организ-мы, общим законодательством (Copyright Act (UrhG), Patent Act (PatG), Trademark Act (MarkenG), Utility Model Act (GebrMG), Design Rights Act (GeschMG), отдельные положения Гражданского кодекса (Civil Code (BGB)) и специализированным законом (Plant Variety Protection Act).
Интересен опыт Канады, где к инструментам гражданско-правового регулирования, помимо общих положений патентного права, относятся специальные меры в рамках правовой защиты селекционеров на срок до 25 лет для различных деревьев и винограда (включая их корневища) и до 20 лет — для всех других сортов растений (PBRs, Plant Breeders Rights, права селекционеров).
Селекционер, как правило, собирает роялти каждый раз, когда продается материал охраняемого сорта растений, аналогично тому, как автор собирает роялти на защищенную авторским правом книгу. Владельцы PBR могут передавать свои права другому физическому лицу, компании или организации в гражданско-правовом порядке, при этом обязательным условием для признания договора уступки права является регистрация этого договора со стороны уполномоченного государственного органа в течение 30 дней после со дня совершения сделки.
Гражданско-правовая защита прав владельцев РБЯ реализуется через обращение в суд с иском о нарушениях этих прав и возмещение всех убытков, возникших вследствие нарушений, в отношении любого нарушителя.
Интересным инструментом в Канаде является «временная защита» прав селекционеров потенциально новой биологической разработки. При наличии временной защиты заявителю разрешается возбудить судебный иск, как только права будут предоставлены, против любых нарушений, которые могут произойти во время рассмотрения заявки.
Правообладатель РБЯ обязан предоставить уполномоченному органу образец разработанного сорта растения в любое время в течение всего срока действия свидетельства. При этом образец должен соответствовать всем характеристикам, содержащимся в первоначальном описании сорта, когда права были предоставлены владельцу. Несоблюдение этих требований может привести к аннулированию РБЯ.
2.2. Взыскание вреда, причиненного в связи с проведением геномных исследований и / или коммерциализацией их резулътатов.
В Германии возмещение производителем ГМ-культур ущерба другому лицу, возникшего вследствие проникновения ГМ-культур на поле пострадавшего (ст. 36 Закона о генной инженерии), производится согласно оценке ущерба. В исчислении размера возмещения берется за основу максимальный уровень возмещения на страховом рынке, и решение принимает Федеральное министерство юстиции при согласовании с Федеральным министерством экономики и технологии, Федеральным министерством пищевых продуктов, сельского хозяйства и защиты прав потребителей, Федеральным министерством образования и научных исследований, Федеральным министерством охраны окружающей среды, природных заказников и атомной безопасности, а также Федеральным министерством здравоохранения.
3. Уголовно-правовое регулирование
Как правило, за преступления, совершенные при проведении геномных исследований и коммерциализации их результатов, ответственность в зарубежных странах установлена общими нормами уголовного законодательства, например, статьями «жестокое обращение с животными» или «причинение существенного вреда здоровью человека».
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2020
Но при этом в ряде зарубежных стран существуют специальные нормы, устанавливающие на уровне уголовного законодательства защиту прав геномных разработчиков ГМО и производителей ГМ-продукции.
Так, Канаде уголовно -правовая защита прав владельцев патентов на селекционные достижения (PBR) отдельно закреплена в ст. 53 Plant Breeders' Rights Act, в соответствии с которой преследуются следующие преступления:
1) раскрытие коммерческой информации (тайны) в отношении любого сорта, на который подано заявление о правах селекционера растений, или в отношении коммерческих процессов правообладателя;
2) использование наименования сорта (обозначения), отличного от официально зарегистрированного; ложное утверждение, что объект является защищенной разновидностью или получен из сорта растения, в отношении которого имеются или применялись права селекционера;
3) представление ложных сведений, внесение ложных записей в реестр прав селекционеров, подделка документов или предъявление фальшивых документы.
Физические лица, совершившее вышеназванные преступления, несут ответственность в виде штрафа в размере до 5 тыс. долл. США (при вынесении обвинительного приговора в упрощенном порядке) или в размере до 15 тыс. долл. США или тюремного заключения на срок, не превышающий трех лет (в первых двух случаях), или до пяти лет (в случае совершения всех вышеперечисленных составов вместе, или в случае представления ложных сведений, внесения ложных записей в реестр, подделки или предъявления фальшивых документов).
4. Инструменты иных отраслей законодательства
Особый вид правовых инструментов, используемых в зарубежных странах в целях стимулирования проведения геномных исследований и коммерциализации их результатов, представляют собой общие для всех видов научных исследований инструменты стимулирования исследований и разработок (R&D), а также налоговые льготы. Данные правовые инструменты «балансируют» применение административно-правовых механизмов (так как соблюдение административных требований является затратным), делая ту или иную территорию экономически привлекательной для инвестиций в геномные исследования и коммерциализацию их результатов.
Однако анализ данных инструментов целесообразно сделать предметом рассмотрения отдельной статьи, чтобы уделить им достаточное внимание и оценить возможность применения в России.
Вывод
В зарубежных странах, являющихся признанными лидерами в проведении геномных исследований, реализованы различные принципы в отношении допуска ГМО-продукции на рынок и обращения органической продукции, но при этом нормативная правовая база указанных стран отличается проработанными инструментами административно-правового, гражданско-правового, уголовного и налогового регулирования, позволяющими на практике реализовать закрепленные на уровне законов принципы как в отношении ГМО, так и в отношении органической продукции. Только при условии полного контроля со стороны наделенных надлежащей компетенцией государственных органов за оборотом продукции, в которой потенциально могут использовать результаты геномных исследований (в том числе ввозимой в Россию), и при наличии эффективной системы административных и уголовных санкций за нарушение установленных требований в России может быть создана эффективная система стимулирования геномных исследований, поддерживающая как производителей органической продукции, так и использование в допустимых случаях ГМ-про-дукции.
Библиографический список
1. The safety of genetically-modified (GM) foods. Government of Canada official internet resource / / https://www.canada.ca/en/health-canada/services/ food-nutrition/genetically-modified-foods-other-novel-foods/safety.html (Дата обращения: 10.07.2020)
2. Food and Drugs Act (R.S.C., 1985, c. F-27) // https://laws-lois.justice.gc.ca/eng/acts/f-27/ (Дата обращения: 10.07.2020)
3. Руководящие принципы оценки безопасности новых пищевых продуктов // URL: https:// www.canada.ca/en/health-canada/services/food-nutrition/legislation-guidelines/guidance-documents/guidelines-safety-assessment-novel-foods-derived-plants-microorganisms/guidelines-safety-assessment-novel-foods-2006.html (Дата обращения: 10.07.2020)
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2020
4. URL: https://www.gipsa.usda.gov/fgis/ rapidtestkit.aspx (Дата обращения: 10.07.2020)
5. EU-28: Agricultural Biotechnology Annual. December 20, 2018 // URL: https://apps.fas. usda.gov/newgainapi/api/report/downloadrep ortbyfilename?filename=Agricultur al%20Biotech-nology%20Annual_Paris_EU-28_12-14-2018.pdf
6. URL:https://ec.europa.eu/food/sites/food/ files/plant/docs/gmo-traceability-gm-final_report_en.pdf (Дата обращения: 10.07.2020)
7. Biotech Crop Adoption Surges as Economic Benefits Accumulate in 22 Years // URL: https:// edisciplinas.usp.br/pluginfile.php/4402024/ mod_resource/content/1/isaaa-brief-53-2017.pdf
8. Genetic Engineering Act 16.12.1993 (Germany) // URL: http://web.uni-frankfurt.de/si/ gentech/GenTGengl10-95c.pdf
9. URL: http://194.95.226.237/stareg_web/ showflaechen.do (Дата обращения: 10.07.2020)
10. Hazard Analysis Critical Control Point (Canada) // URL: https://www.grainscanada.gc.ca/ en/industry/grain-safety/hazard-analysis.html
11. § 205.100 - 101 NOP; статья 11 Закона штата Калифорния об органической продукции и сельском хозяйстве 2016 г.
12. David C. Nunenkamp, Deputy Secretary, CDFA. Regulation of biotechnology, a perspective. URL: https://ucanr.edu/repository/fileaccess.cfm? article=163622&p=UCCOGT
13. URL: https://www.aphis.usda.gov/aphis/ ourfocus/biotechnology/sa_compliance_ and_inspections/ct_compinsp_process (Дата обращения: 10.07.2020)
14. URL: https://www.uspto.gov/web/offices/ pac/mpep/mpep-9020-appx-r.html#d0e333189 (Дата обращения: 10.07.2020)
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Московская академия Следственного комитета Российской Федерации
Молодежный экстремизм. Понятие и противодействие: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», по специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность» / под общ. ред. А.М. Багмета. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 319 с.
Молодежный экстремизм
Понятие и противодействие
Раскрываются понятие, причины и психология молодежного экстремизма, меры по противодействию молодежному экстремизму, роль правоохранительных органов, федеральных органов, органов местного самоуправления в предупреждении молодежного экстремизма. Рассматривается противодействие вовлечению молодежи в псевдоисламистские террористические и экстремистские организации и дается квалификация преступлений экстремистского характера. Освещаются особенности выявления, раскрытия и расследования преступлений экстремистской направленности.
Для курсантов, слушателей, студентов, аспирантов и преподавателей образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку по направлению «Юриспруденция», специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность», а также научных и практических работников правоохранительных органов России.
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2020