УДК 621:658.310.8
ИНСТРУМЕНТЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА
Е.А. Малиновская, А.В. Середа, В.И. Шульга
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
Рассматриваются вопросы, связанные с профессиональной подготовкой студентов для предприятий оборонно-промышленного комплекса в период модернизации производства. Представлены пути решения, разобраны инструменты университета и базового предприятия в рамках системы практико-ориентированной подготовки студентов.
Ключевые слова: инструменты взаимодействия, оборонно-промышленный комплекс, модернизация предприятия, кадровый потенциал.
INSTRUMENTS OF THE PRACTICAL-ORIENTED PREPARATION OF PERSONNEL POTENTIAL IN THE CONDITIONS OF PRODUCTION MODERNIZATION
E.A. Malinovskay, A.V. Sereda, V. I. Shulga
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation
Е-mail: [email protected]
The work deals with issues related to the professional training of students to work at enterprises of the defense industry complex during the modernization of production. The ways of solution are presented, the tools of the university and the basic enterprise are analyzed in the framework of the system ofpractice-oriented preparation of students.
Keywords: cooperation tools, defense-industrial complex, enterprise modernization, personnel potential.
В современном мире кадровый потенциал предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) являются одним из важнейших видов ресурсов.
Для разработки и внедрения инновационных проектов, наращивания производства высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения, изготовления новых изделий требуемого высокого качества, снижения затрат и времени их разработки и внедрения, специалисты и рабочие должны владеть современными информационными ресурсами, современными методами проектирования и изготовления продукции. Профессионально подготовленный персонал способен качественно выполнять производственные задачи, а значит повысить уровень рентабельности производства, что позволит удерживать конкурентоспособность изготавливаемой продукции и обеспечивать финансовую стабильность организации [1].
На сегодняшний день руководители предприятий осознают важность качественной подготовки кадрового потенциала, но имеет место специфическая российская проблема последних десятилетий - несоответствие структуры профессионального образования рынку труда и дефицит квалифицированных техников, специалистов и рабочих кадров, способных работать с современными технологиями [2].
Практически все предприятия предъявляют главное требование к работникам - «опыт работы», чаще всего - от трех лет, но есть предприятия с потребностью в «опыте» - от пяти лет. Ведь профессиональное становление молодого специалиста занимает 3-5 лет после окончания
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 3
образовательного учреждения и требует дополнительных усилий от самого молодого специалиста и финансовых вложений организации на повышение его квалификации.
Внедрение в экономику наукоемких технологий требует высокой квалификации персонала, его ответственности, готовности осваивать новые подходы к профессиональной деятельности. С учетом этого необходимо периодически пересматривать структуру, содержание и технологию реализации образовательных программ через сотрудничество вузов и работодателей, гибких учебных планов, системы оценки качества образования, сертификации профессиональных квалификаций выпускников вузов и работников предприятий [2].
Необходимо развитие системы взаимодействия работодателей в управлении профессиональным образованием, их взаимодействия с вузами для создания актуального содержания, методик подготовки и организационных форм обучения, через систему «опережающего обучения», «обучения через всю жизнь», совершенствование системы практико-ориентированной подготовки в реальных производственных условиях.
Стоит отметить, что система практико-ориентированной подготовки кадров, как система «завод-втуз», развивалась с 60-хх годов на многих производствах и представляла собой систему интегрированной подготовки инженерных и рабочих кадров, которая сочетала теоретическое обучение с производственной работой студентов на предприятиях в соответствии с профилем и направлением подготовки. В настоящее время, с учетом перехода на многоуровневую систему подготовки специалистов, изменения учебных планов, программ практической подготовки в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, технологическими изменениями производственной среды требуется «модернизация системы практико-ориентированной подготовки».
Для совершенствования данной системы подготовки работников необходимо поддерживать и развивать следующие инструменты, использование которых на сегодняшний обеспечивают положительный практический результат:
1. Осуществление целевой подготовки студентов в рамках государственного плана подготовки кадров для предприятий ОПК. Этот механизм формирования кадрового потенциала используют многие предприятия ракетно-космической отрасли, а именно: Красноярский машиностроительный завод (Красмаш), Информационные спутниковые системы имени М.Ф Решетнева (ИСС им. М.Ф. Решетнева), Государственный ракетный центр имени Макеева (ГРЦ им. Макеева) и другие. В период обучения в рамках целевого приема организуется прохождение практик в подразделениях предприятия, что обеспечивает приобретение студентами профессиональных навыков и умений и позволяет пройти адаптацию в производственном коллективе.
На текущий момент в выполнении государственного плана подготовки участвует более 50 основных вузов-исполнителей, в том числе исследовательских, федеральных и ведущих технических университетов страны [2].
2. Одним из приоритетных направлений является повышение квалификации преподавателей высших учебных заведениях на производственных площадках предприятия в форме проведения стажировок. Это позволяет актуализировать знания преподавателей по вопросам модернизации производства, политики формирования кадрового состава и требований к их квалификации, сформировать концептуальные подходы в преподавательской деятельности.
3. Важной составляющей для повышения качества образования является подбор тематик выпускных квалифицированных работ специалистов и бакалавров, а также специальных тем для их курсовых проектов. Это позволит студентам, в определенной степени, понять какой работой им предстоит заниматься на предприятии, а также применить свои знания в решении производственных задач.
4. Совместная разработка Сибирским государственным аэрокосмическим университетом (СибГАУ) и Красмашем магистерских программ, увязанных со специализацией предприятия, и обучение по данным программам, позволяет повысить квалификацию специалистов с учетом требуемых задач производства.
5. Проведение опросов - анкетирований учащихся высших учебных образовательных учреждений, с целью выявления приоритетных направлений в осуществлении дальнейшей рабочей деятельности, т. е. возможный выбор конкретного, желаемого предприятия из числа представ-
ленных. Создание научно-технических площадок и проведение семинаров, выставок, информирующих о предприятии.
6. Участие в проектах, направленных на разработку и апробацию системы современной дуальной подготовки высококвалифицированных кадров, для предприятий машиностроительного комплекса, позволяющих внедрить усовершенствованную модель практико-ориентированной подготовки студентов.
Например, участниками данного проекта дуального образования по созданию одной их образовательной модели, выступили Красмаш, СибГАУ, Аэрокосмический колледж СибГАУ, ИСС имени М.Ф Решетнева, Красноярский техникум промышленного сервиса и т.д. Для его реализации организованы рабочие и творческие группы из числа высококвалифицированных преподавателей, методистов, руководителей и специалистов. Для совершенствования образовательного процесса участниками проекта совместно проведен анализ требуемых компетенций в условиях современного производства, выявлены недостающие компетенции. Следующим этапом стало совершенствование учебных планов и образовательных программ с учетом требований производства путем введения углубленной практики на рабочих местах с прогрессивным технологическим оборудованием [3].
7. Участие в конкурсах для получения федерального софинансирования (грантах). Получение гранта позволяет университетам осуществить внедрение разработанных ими уникальных учебных программ, что позволяет значительно повысить качество получаемых студентами знаний.
8. Развитие сетевого взаимодействия, предполагающее совместную деятельность вузов с целью использования ресурсов данных образовательных организаций и создания единого образовательного, развивающего пространства. Содержанием сетевого взаимодействия является обеспечение практико-ориентированной направленности профессиональной подготовки студентов, сопровождение формирования трудовых действий. Освоение образовательной программы в условиях сетевого взаимодействия предполагает проведение практических занятий на базе инновационных стажировочных площадок, привлечение лучших педагогов для проведения мастер-классов и др. формы работы.
Таким образом, можно сделать вывод, что формирование кадрового потенциала через систему практико-ориентированной подготовки является важным и необходимым элементом для реализации этапов модернизации производства, развития производственной базы, разработки и внедрения новых технологий.
Библиографические ссылки
1. Виноградов Б.А. Оборонная промышленность и российские вузы /Б.А. Виноградов, В.Г. Пальмов. - СПб. : Изд-во Политехн. Ун-та,2014. - 348 с.
2. Малиновская Е.А. Совершенствование системы подготовки и повышения квалификации инженерных кадров в связи с необходимостью внедрения инноваций в условиях модернизации и реконструкции предприятий оборонно-промышленного комплекса. Решетневские чтения : материалы XVII международной научной конференции, посвященной памяти генерального конструктора ракетно-космических систем академика М.Ф. Решетнева (12-14 ноября 2013 г.) / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. - Красноярск, 2013.
3. Малиновская Е. А. Современные тенденции подготовки и развития кадрового потенциала предприятий оборонно-промышленного комплекса. Решетневские чтения: материалы XX Юбилейной международной научной конференции, посвященной памяти генерального конструктора ракетно-космических систем академика М.Ф. Решетнева (09-12 ноября 2016 г.) / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. - Красноярск, 2016.
© Малиновская Е.А., Середа А.В., Шульга В.И. 2017