позволяет получить действительный эффект человеческого капитала. Однако существующие методы управления персоналом не отражают роли человека в инновационной деятельности организации. Поэтому в настоящее время встает необходимость разработки методов по управлению человеческим капиталом в интересах инновационного развития организаций.
Критериями эффективности управления человеческим капиталом могут быть:
- повышение конкурентоспособности предприятия;
- увеличение дохода и социально-экономическое развитие предприятия;
- степень освоения инновационных технологий производства и переработки продукции;
- внедрение инновационных форм организации производства, труда и управления;
- повышение качества человеческого капитала;
- повышение качества и эффективности труда;
- повышение уровня заработной платы, уровня качества жизни работников;
- количественная и качественная кадровая обеспеченность предприятия.
Перечисленные критерии позволяют оценить вклад управления человеческим капиталом в инновационное развитие предприятия.
Библиографические ссылки
1. Буров В. Ю., Помулева Н. С. Совершенствование системы управления человеческим капиталом в интересах инновационного развития // Известия ИГЭА. 2011. № 4. С. 89-93.
2. Каменева К. П. Система управления человеческим капиталом в аграрном секторе экономики // Вестник ОрелГАУ. 2011. № 3. С. 106-110.
References
1. Byrov V. U., Pomyleva N. S. Sovershenstvovanie sistemi upravleniya chelovecheskim kapitalom v interesah innovacionnogo razvitiya. Izvestiya IGEA. 2011, № 4, p. 89-93.
2. Kameneva K. P. Sistema upravleniya chelovecheskim kapitalom v agrarnom sektore ekonomiki. VestnikOrelGAU. 2011, № 3, p. 106-110.
© Санданова Б. Д., 2014
УДК 378.02
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ»
О. А. Титов2, А. Ю. Литвинчук2, Н. А. Терехин1
1 Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
2ОАО «Красноярский машиностроительный завод» Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 29
Дальнейшее развитие инженерной подготовки на предприятии требует создания благоприятной среды для обучения и наличия обучающего потенциала на рабочем месте. Показаны цели, задачи и условия функционирования Научно-образовательного центра «Ракетно-космические технологии» для обеспечения интегрированной (дуальной) системы подготовки специалистов ракетно-космической отрасли в современных условиях.
Ключевые слова: НОЦ «РКТ», дуальная система образования, интегрированная система образования.
SCIENTIFIC-EDUCATIONAL CENTER "ROCKET AND SPACE TECHNOLOGY" О. А. Titov2, А. Yu. Litvinchuk2, N. А. Terehin1
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, Russian Federation 660014
2JSC «Krasnoyarsk Machine-Building Plant» 29, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, Russian Federation 660014
Further development of engineering training at the enterprise requires developing learning environment and the availability of learning potential in the workplace. The goals, objectives and modalities of Scientific-educational center "Rocket and space technology" are shown to provide integrated dual system of training specialists of rocket and space industry in the modern world.
Keywords: SCE "RST", the dual system of education, integrated education system.
Научно-образовательный центр «Ракетно-космические технологии» (НОЦ РКТ) образован в результате углубления сотрудничества между ОАО «Крас-
маш» и Сибирским государственным аэрокосмическим университетом (СибГАУ) имени академика М. Ф. Решетнёва для обеспечения интегрированной
Решетневскуе чтения. 2014
системы подготовки специалистов ракетно-космической отрасли. Он создавался на основе про-ектно-ориентированной технологии обучения; осуществления совместной деятельности при реализации научно-технических и образовательных проектов. Кроме того, преследовались цели создания условий для подготовки и активизации участия молодых ученых, аспирантов и студентов в научно-исследовательской деятельности, а также содействия интеграции научно-образовательного потенциала участников и осуществления совместных исследований и разработок. Создание научно-образовательного центра является продолжением интеграции системы образования в производство в рамках проекта «Дуальное образование» [2].
В Научно-образовательном центре «Ракетно-космические технологии» обучают операторов и наладчиков станков ЧПУ, технологов-программистов. Планируется курс по специальности «Спецмашины и устройства». Здесь получают практические навыки студенты СибГАУ, Красноярского аэрокосмического колледжа, техникума промышленного сервиса. НОЦ состоит из учебного класса и производственного участка (рис. 1 и 2). Теоретические курсы проходят больше месяца. Учебный класс оснащён симулятора-ми, являющимися реальной копией систем управления, подключёнными к компьютерам. На них студенты получают первые навыки работы с ЧПУ. Работа выстраивается поступательно, контролируется каждый этап. После квалификационного теста часть студентов допускается до станков, для этого определяются лучшие. Однако тот, кто сам не встаёт за станок, наблюдает, как другие изготавливают детали. Квалификационные тесты для учащихся НОЦ составлены немецкой компанией БМв и адаптированы под российские стандарты. Новшеством для нашего региона является интерактивное обучение - преподаватель может наблюдать за работой студента со своего рабочего места. Он может сразу увидеть, в чём проблемы у обучающихся, и помочь с ними справиться.
Опыт использования дуальной системы обучения показал следующие преимущества этой системы по сравнению с традиционной:
- дуальная система подготовки специалистов устраняет основной недостаток традиционных форм и методов обучения - разрыв между теорией и практикой;
- в механизме дуальной системы подготовки заложено воздействие на личность специалиста, создание новой психологии будущего работника;
- дуальная система обучения работников создает высокую мотивацию получения знаний и приобретения навыков в работе, так как качество их знаний напрямую связано с выполнением служебных обязанностей на рабочих местах;
- заинтересованность руководителей соответствующих учреждений в практическом обучении своего работника;
- учебное заведение, работающее в тесном контакте с заказчиком, учитывает требования, предъявляемые к будущим специалистам в ходе обучения.
Рис. 1. Производственный участок НОЦ «РКТ»
НОЦ создан не только для студентов. Сегодня здесь занимаются 28 аспирантов. Проходят обучение и рабочие станочники-универсалы для перехода на обрабатывающие центры с ЧПУ. Занятия на станках научно-образовательного центра дают дополнительные преимущества.
Рис. 2. Учебный класс НОЦ «РКТ»
Основные направления кадровой стратегии ОАО «Красмаш» на стадии роста производства до 2020 года:
- привлечение квалифицированных работников, нацеленных на личное и профессиональное развитие;
- закрепление работников и стабилизация персонала (в том числе за счет предоставления сотрудникам социальных гарантий и льгот);
- повышение требований к качеству отбора и расстановки сотрудников (для обеспечения стабильности производственного коллектива, привлечения узкоспециализированных профессионалов);
- формирование и применение результат-ориентированных систем оплаты труда;
- формирование системы обучения и развитие компетенций сотрудников (в первую очередь, профессиональных);
- планирование перемещения и продвижения сотрудников в соответствии с актуальными потребностями производства и способностями работников;
- внедрение системы оценки потенциала для планирования внутреннего перемещения работников и их переобучения;
- обучение и развитие работников;
- поддержание системы внутренних коммуникаций и работа по сплочению коллектива;
- построение многофакторных систем оплаты труда, учитывающих влияние таких факторов, как степень влияния работников на бизнес-процессы предприятия, уровень развития их компетенций, результативность, уровень заработной платы на рынке труда [1].
В перспективе планируется усилить сотрудничество с крупными мировыми концернами, с которыми подписаны соглашения о сотрудничестве, поставщиками оборудования и систем для совместной подготовки специалистов, в том числе преподавателей НОЦ РКТ. Например, заключены соглашения с концернами БМв и ИЕГОЕМИАШ на обучение преподавателей, четверо уже успешно прошли базовую сертификацию.
В будущем развитие НОЦ РКТ позволит решать самые сложные задачи подготовки квалифицированных специалистов по большинству критических технологий производства ракетно-космической отрасли на новом, современном уровне.
Библиографические ссылки
1. Положение о научно-образовательном центре «Ракетно-космические технологии» / СибГАУ. Красноярск, 2012. 7 с.
2. Колмыков В. А., Ковалев И. В. Научно -образовательный центр «Ракетно-космические технологии» // Агентство деловой информации «СЛАВИЦА» [Электронный ресурс]. URL: http ://www.slaviza.ru/941 -obrazovatelnyy-centr-raketno-kosmicheskie-tehnologii.html.
References
1. The position of the scientific-educational center "Rocket and space technology" // Siberian State Aerospace University, Krasnoyarsk, 2012. 7 p.
2. Kalmykov V. A., Kovalev I. V. Scientific-educational center "Rocket and space technology / Agency business information "SLA VIC A" [Electronic resouese]. URL: http://www.slaviza.ru/941-obrazovatelnyy-centr-raketno-kosmicheskie-tehnologii.html.
© Титов О. А., Литвинчук А. Ю., Терехин Н. А., 2014
УДК 621:331
СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ И СПЕЦИАЛИСТОВ
О. А. Титов, Е. А. Малиновская
ОАО «Красноярский машиностроительный завод» Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 29
E-mail: [email protected]
Решение задач, определенных в стратегических документах, принятых на государственном уровне в последние годы, предопределяет необходимость активного развития кадрового потенциала организаций высокотехнологичных отраслей, и в первую очередь это относится к отраслям оборонно-промышленного комплекса.
Ключевые слова: дуальное обучение, практико-ориентированный подход, подготовка кадров.
THE MODERN MODEL OF INTEGRATED TRAINING OF SKILLED WORKERS AND PROFESSIONALS
O. A. Titov, Е. А. Маlinovskaya
JSC «Krasnoyarsk Machine-Building Plant» 29, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation Е-mail [email protected]
Solving the tasks stated in the policy documents issued by the government over the last few years creates the need for the development of human resources potential in high-technology organizations in general and military-industrial companies in particular.
Keywords: dual training, practice-oriented approach, personnel training.
В настоящее время в период модернизации и технического перевооружения машиностроительных производств, для сохранения конкурентоспособности в условиях рыночной конкуренции требуются высококвалифицированные кадры.
Для реализации задач, поставленных перед оборонно-промышленным комплексом, ОАО «Красмаш», ОАО «ИСС» имени академика М. Ф. Решетнева» и ОАО «НПП «Радиосвязь» совместно с учебными заведениями края участвуют в краевом «пилотном»