Научная статья на тему 'ИНСТРУМЕНТЫ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ'

ИНСТРУМЕНТЫ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ / ИНСТРУМЕНТЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ / FUNDING / INVESTMENTS / INVESTMENT ACTIVITY / INVESTMENT PROMOTION / INVESTMENT ACTIVITY TOOLS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крайнова К.В., Григоренко И.В.

В данной статье представлены факторы, ограничивающие инвестиционную активность. Приведены одни из основных инструментов повышения инвестиционной активности. Представлены актуальные данные об инвестиционном климате России. Рассмотрены проекты Министерства финансов по повышению инвестиционной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOOLS TO INCREASE INVESTMENT ACTIVITY

The factors limiting investment activity are presented in this article. Some of the main instruments of increase in investment activity are given. Relevant data on investment climate of Russia are provided. Projects of the Ministry of Finance on increase in investment activity are considered.

Текст научной работы на тему «ИНСТРУМЕНТЫ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ»

3. Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников / А.В. Запорожец, А.П. Усова. - М.: Академия педагогических наук, 2003. - 138 с.

4. Поддъяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей / Н.Н. Подьяков. - М.: Просвещение, 2001. - 115 с.

5. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада / Э.Г. Пилюгина. - М., 2009.

6.Тихеева. Е.И. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание / Е.И. Тихеева // Дошкольное воспитание. - 1993. - №5. - С. 54-55.

УДК 380.10

Крайнова К.В. студент магистратуры 1 курс, направление «Финансы и кредит» Волгоградский государственный университет

Россия, Волгоград Григоренко И.В.кандидат экономических наук,

доцент

Волгоградский государственный университет

Россия, Волгоград ИНСТРУМЕНТЫ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ

АКТИВНОСТИ

Аннотация: В данной статье представлены факторы, ограничивающие инвестиционную активность. Приведены одни из основных инструментов повышения инвестиционной активности. Представлены актуальные данные об инвестиционном климате России. Рассмотрены проекты Министерства финансов по повышению инвестиционной активности.

Ключевые слова: финансирование, инвестиции, инвестиционная активность, стимулирование инвестиций, инструменты инвестиционной активности.

Kraynova K. V. graduate student 1 course, direction "Finance and Credit" Volgograd State University Russia, Volgograd Grigorenko I.V.candidate of economic Sciences,

associate Professor Volgograd State University Russia, Volgograd TOOLS TO INCREASE INVESTMENT ACTIVITY Abstract: The factors limiting investment activity are presented in this article. Some of the main instruments of increase in investment activity are given.

Relevant data on investment climate of Russia are provided. Projects of the Ministry of Finance on increase in investment activity are considered. Key words: funding, investments, investment activity, investment promotion, investment activity tools.

Создание и улучшение благоприятного инвестиционного климата остается важной стратегической задачей для государства. Важным и необходимым условием развития экономики является высокая инвестиционная активность. Для ее достижения необходимо эффективное использование и рост объема инвестиционных вложений в приоритетные сферы материального производства и социальную сферу реализуемых инвестиционных ресурсов.

Задача поддержания и увеличения инвестиционной активности обеспечивается рынком и механизмом регулирующего воздействия государства на инвестиционный процесс. Это воздействие выражается в прямом и косвенном участии государства. Первое означает, что государство напрямую финансирует инвестиционные проекты, а второе - государство стимулирует инвестиционную деятельность хозяйствующих субъектов. Все это предполагает применение различных механизмов экономического регулирования - налогового, бюджетного, таможенно-тарифного и других. Далее рассмотрим возможные инструменты повышения инвестиционной активности и обратимся к проектам Министерства финансов Российской Федерации «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2121 годов».

Существует ряд механизмов, применение которых способствует повышению инвестиционной активности. Однако для достижения эффективного результата их действия необходимо проанализировать текущее состояние инвестиционного климата и выявить факторы, ограничивающие инвестиционную активность. И далее, исходя из существующих проблем, выбрать наиболее подходящий механизм их устранения с последующим достижением поставленной цели - повышение инвестиционной активности.

Эффективным действием по стимулированию инвестиционной активности является путь по либерализации рынков, цен на товары и ресурсы, при единовременном снижении налогов на прибыль (равно как и других налогов). В связи с этим хозяйствующие субъекты имеют возможность накапливать большую часть получаемых доходов. Если принятая стратегия развития страны предусматривает стимулирование, накопление и формирование инвестиционного потенциала, то возможно использование таких активных механизмов:

• Для создания мощнейшего макроэкономического регулятора на денежном и финансовом рынке необходимо изменить процентную ставку Центрального Банка. При повышении учетной ставки кредит дорожает, это, в свою очередь, привлечет денежные ресурсы, которые используют на потребление или покупку акций или других ценных бумаг.

• Грамотная валютная политика, выступает в качестве средства использования накоплений в свободно конвертируемой валюте и возможное их привлечение, а также использование в качестве кредитного ресурса. Это формирует обменный курс, выгодный для конвертации и создает условия для притока капитала и свободного его перемещения.

• Устойчивое и надежное функционирование фондового рынка.

На сегодняшний день в российской экономике инвестиционную активность сдерживает ряд факторов, которые ограничивают:

• Желание инвестировать (соотношение доходность / риски не всегда оправдано)

• Возможность инвестировать (нехватка ресурсов: капитал, труд, технологии; уровень конкуренции - высокие барьеры при входе/выходе на рынок, неформальный сектор);

• Также может оказаться завышенной приведенная оценка долгосрочных темпов роста ВВП на одного работника. Причиной тому высокая доля неэффективных инвестиций в структуре капиталовложений, то есть инвестиционных проектов с низкой или отрицательной рентабельностью95.

В данном вопросе необходимо отметить, что по результатам ежегодного обследования Росстата в 2018 году в рейтинге лимитирующих ограничений усилилось негативное воздействие некоторых факторов. К ним относятся: «инвестиционные риски», «параметры курсовой политики в стране» и «внешняя экономическая ситуация в мире». По сравнению с 2017 годом они усилили негативное воздействие с 45 до 58%; с 36 до 52%; и с 32 до 42% респондентов, соответственно. Данные пункты впервые за всю историю наблюдений переместились в ключевой рейтинг проблем для инвестиционной деятельности, традиционно включающий факторы «инфляция», «внутренняя экономическая ситуация в стране», «недостаточный объем финансовых средств».96

В целом, 2018 год прошел под знаком умеренной волатильности деловой конъюнктуры, несмотря на сохраняющиеся негативные сигналы со стороны макро- и микроэкономических составляющих, поддерживающих высокую вероятность реализации внешних и внутренних рисков. Производства в некоторой степени сумели компенсировать спад инвестиционной активности, начавшийся с середины 2014 года. Согласно оценкам центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), инвестиционная активность продолжает медленно увеличиваться (рисунок 1).

95 «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» от 02.10.2018 г. (Министерство финансов Российской Федерации)

96 Инвестиционная активность промышленных предприятия в 2018 году - М.: НИУ ВШЭ, 2019. - С. 4

105 100 95 90 85 80

13 14 15 16 17 18 19

индекс инвестиционной активности, среднемесячное значение 2013 = 100

Рисунок 1 - Индекс инвестиционной активности, среднемесячное значение 2013

года = 100 97

Таким образом, согласно оценке ЦМАКП, можно отметить начало восстановительной фазы инвестиционного цикла, в связи с чем меры и стимулы, направленные на ускорение инвестиционных программ становятся особо актуальными. С целью создать стимул к расширению инвестиционных корпоративных программ в 2017 году были применены следующие меры:

• Вступил в силу инвестиционный налоговый вычет. С помощью данного вычета налогоплательщикам на период до 31 декабря 2027 года включительно предоставлено право уменьшать исчисленную сумму налога на прибыль организаций на сумму расходов, связанных с приобретением (созданием) или модернизацией (реконструкцией) объектов основных средств;

• Предоставлено право субъектам Российской Федерации принимать решение о предоставлении на своей территории налоговых льгот по налогу на имущество организаций в отношении движимого имущества и имущества, используемого при осуществлении деятельности по разработке морских месторождений углеводородного сырья в российской части (российском секторе) Каспийского моря.

97 Составлено автором по: [5]

Однако зарубежные представители бизнеса считают, что для значительного улучшения инвестиционной активности в России, необходимо совершенствовать нормативно-правовую среду по следующим направлениям:

1. Снизить уровень административной нагрузки на инвесторов путём сокращения числа бюрократических процедур. Необходимо упростить процесс вывода товаров на рынок без ущерба их качеству и сократить срок взаимодействия бизнеса с государством;

2. Продолжать либерализацию миграционного законодательства, это способствует привлечению большего количества высококвалифицированных иностранных специалистов;

3. Снизить уровень государственного контроля экономической деятельности компаний-инвесторов;

4. Пересмотреть устаревшие нормы промышленной безопасности, снижение избыточных требований к материалам, сырью и продукции.98

Согласно проекту Министерства финансов Российской Федерации «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2121 годов», в части стимулирования инвестиционной активности в настоящее время запущен в действие целый ряд механизмов. К ним относятся специальные налоговые условия для инвестиционных проектов регионов, территорий опережающего развития, свободного порта Владивосток, специальных инвестиционных контрактов, для гринфилдов и организаций, осуществляющих капитальные вложения в производство. Такие механизмы дают возможность не только получить льготу по налогу на прибыль на сумму произведённых инвестиций, но и полностью профинансировать их за счёт бюджета (для этого необходимо соответствующее решение региональных властей и заключение инвестиционных соглашений).

Среди других мер, направленных на стимулирование инвестиционной активности, также предлагается:

1. Уточнить порядок предоставления инвестиционного налогового кредита, будет расширен перечень оснований его предоставления.

2. Предоставить налоговые льготы по налогу на прибыль, по налогу на добычу полезных ископаемых и по региональным налогам предприятиям, которые реализуют инвестиционные проекты в Дальневосточном регионе, а также создают для этого объекты внешней инфраструктуры.

3. Уточнить срок применения налоговых льгот по налогу на прибыль и по налогу на добычу полезных ископаемых для участников региональных инвестиционных проектов Дальневосточного региона в зависимости от срока окупаемости инвестиционного проекта.

98Электронный научный журнал «Дневники науки» 2018 №10, Инвестиционный климат и проблемы инвестирования в Россию

4. Предоставить возможность уменьшить стоимость патента на сумму страховых взносов налогоплательщикам, которые используют патентную систему налогообложения.

Таким образом, создаются условия для роста инвестиционной активности, в дальнейшем цель будет достигаться как с помощью обеспечения стабильных и необременительных условий для бизнеса (стабильные налоговые условия, снижение уголовно-процессуальных рисков предпринимательской деятельности, предсказуемое тарифное регулирование), так и снижение доли государства в экономике и развития конкуренции. Помимо этого, будут проведены следующие мероприятия по достижению целей и задач макроэкономической политики: ряд мер, направленный на создание источников долгосрочных сбережений в экономике (добровольная накопительная пенсионная система, расширение линейки инструментов сбережения населения), а также внедрение элементов стимулирующего банковского регулирования.

Для повышения уровня инвестиционной активности и удержания имеющихся иностранных капиталов на территории России, а также привлечения новых иностранных инвесторов и их средств важно исполнять четко организованную и взвешенную инвестиционную политику. Успешное проведение инвестиционной политики гарантирует рост уровня социально-экономического развития в стране, а также повышение качества жизни населения.

Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что добиться инвестиционной активности можно путем применения грамотной государственной программы, включающей комплекс инструментов, направленных на повышение инвестиционной активности. Учитывая зарубежный опыт в этом направлении, для повышения инвестиционной активности России необходимо провести следующие меры:

1. Создать стабильное экономическое и внешнеторговое законодательство;

2. Снизить налоговое бремя и упростить структуру налогообложения;

3. Четко разграничить собственность между федеральными и местными властными структурами, а также хозяйствующими субъектами;

4. Создать льготную систему в отдельных отраслях и регионах для иностранных инвесторов (к примеру, создать свободные экономические зоны);

5. Создать механизмы по страхованию иностранных инвестиций.

Использованные источники:

1. Инвестиционная активность промышленных предприятий в 2018 году -М.: НИУ ВШЭ, 2019. - 18 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://issek.hse.ru/data/2019/03/21/1185187659/investment_activity_Russia_201 8.pdf

2. «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» от

03.10.2017 г. (Министерство финансов Российской Федерации) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mLnfin.ru/ru/statistics/docs/budpol_taxpol/

3. «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» от

02.10.2018 г. (Министерство финансов Российской Федерации) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/statistics/docs/budpol_taxpol/

4. Официальный Интернет-ресурс Федерального министерства финансов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/

5. Журнал «Эксперт» №13 (1113) от 25 марта 2019, Медленно и печально [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://expert.ru/expert/2019/13/medlenno-i-pechalno/media/326351/

6. Электронный научный журнал «Дневники науки» 2018 №10, Инвестиционный климат и проблемы инвестирования в Россию [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //dnevniknauki .ru/images/publications/2018/10/economy/Yurchenko_Guseva _Kochneva_Razumilova.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.