Научная статья на тему 'Институциональный подход к формированию государственной инвестиционной политики (Федеральный уровень)'

Институциональный подход к формированию государственной инвестиционной политики (Федеральный уровень) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
248
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
инвестиции / инвестиционная политика / санкции / инвестиционный климат. / investments / investment policy / sanctions / the investment climate.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Танаков Сергей Алексееви

В статье рассматривается анализ инвестиционного климата на территории России, который обусловлен санкциями, российской инвестиционной политикой, существующими проблемами и долгосрочными перспективами развития. Приведено описание сущности инвестиционной политики государства, которая состоит в проведении комплексных мер, которые стимулируют инвестиционную активность и формируют инвестиционный климат, а кроме того автором представлены основные инструменты государственной инвестиционной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL APPROACH TO THE FORMATION OF STATE INVESTMENT POLICY (FEDERAL LEVEL)

the article analyzes the investment climate in Russia, which is caused by sanctions, Russian investment policy, existing problems and long-term development prospects. The author describes the essence of the state's investment policy, which consists in carrying out complex measures that stimulate investment activity and form the investment climate, and also presents the main tools of the state investment policy.

Текст научной работы на тему «Институциональный подход к формированию государственной инвестиционной политики (Федеральный уровень)»

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ (ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)

INSTITUTIONAL APPROACH TO THE FORMATION OF STATE INVESTMENT POLICY (FEDERAL LEVEL)

УДК-342

Танаков Сергей Алексеевич, магистр, Автономная некоммерческая организация Высшего образования «МосГУ». Россия, г. Москва Tanakov Sergey Alekseevich, Taankerr@mail. ru

Аннотация: В статье рассматривается анализ инвестиционного климата на территории России, который обусловлен санкциями, российской инвестиционной политикой, существующими проблемами и долгосрочными перспективами развития. Приведено описание сущности инвестиционной политики государства, которая состоит в проведении комплексных мер, которые стимулируют инвестиционную активность и формируют инвестиционный климат, а кроме того автором представлены основные инструменты государственной инвестиционной политики.

Abstract: the article analyzes the investment climate in Russia, which is caused by sanctions, Russian investment policy, existing problems and long-term development prospects. The author describes the essence of the state's investment policy, which consists in carrying out complex measures that stimulate investment activity and form the investment climate, and also presents the main tools of the state investment policy.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная политика, санкции, инвестиционный климат.

Keywords: investments, investment policy, sanctions, the investment climate.

В нынешних условиях глобализации мировой экономики увеличивается значение институциональной методологии анализа инвестиционных процессов, которая выходит за рамки исключительно экономических проблем и методов и основывается непосредственно на применении подходов всевозможных научных дисциплин, таких как: политические, социальные, экономические, технологические, правовые и многие другие.

Инвестиционная политика представляет собой органическую часть государственной экономической политики и является нацеленной на обеспечение активизации и увеличение эффективности инвестиционной

деятельности. Вместе с тем, инвестиционная политика включает в себя комплекс определенных мер, которые обеспечивают формирование положительного национального инвестиционного климата.

В качестве основного структурного элемента положительного экономического инвестиционного климата выступает формирование механизмов, которые обеспечивают защиту прав собственности на средства производства и его результаты [2]. Государство должно направить усилия на защиту добросовестных приобретателей ценных бумаг, недвижимости и иной собственности, а кроме того разработать надежные и эффективные системы регистрации перехода прав, хранения информации о совершенных сделках и субъектах прав [4].

Стимулирование инвестиционной активности считается одной из главных задач, стоящих перед государством. Государственная инвестиционная политика понимает под собой довольно многогранную деятельность государственных органов, которая связана с формированием и провидением мероприятий в сфере стимулирования инвестиционной деятельности.

Инвестиционная государственная политика способна реализовываться на следующих иерархических уровнях государственной власти [1]:

- федеральном;

- региональном;

- местном.

Сущность инвестиционной политики государства заключается в формировании положительных условий для осуществления инвестиционной деятельности. Инвестиционная политика государства в кризисных условиях приобретает наибольшую значимость. Это обуславливается тем, что именно в период кризиса уменьшается приток инвестиций, а потребность в них существенно возрастает.

В целом составными частями рассматриваемой политики выступают [6]:

- государственное инвестирование;

- государственное регулирование.

Основными направлениями государственной инвестиционной политики являются следующие:

- систематическое усовершенствование нормативной правовой базы;

- формирование системы гарантий и льгот для приоритетных проектов;

- создание институтов содействия инвестиционной деятельности;

- формирование системы регулирования субъектов инвестиционной деятельности;

- развитие инвестиционного взаимодействия;

- установление определенных критериев отбора инвестиционных проектов;

- совершенствование общеполитической обстановки.

Инвестиционная политика государства и ее направления в обязательном

порядке должны пересматриваться. Это обусловлено тем, что ситуация в экономике меняется, следовательно, требуется верно расставлять приоритеты.

Инвестиционная политика государства и ее задачи тесно взаимосвязаны со следующими видами политик, такими как [1]:

- инновационная;

- налоговая;

- внешнеэкономическая и многие другие.

В современных условиях, инвестиционная политика государства должна быть нацелена:

- на разработку плана развития государства;

- на проведение оценки необходимости в инвестициях по каждой отрасли экономики;

- на выбор наиболее результативных способов экономического развития государства и т.д.

Главные направления инвестиционной политики российского государства согласно международным стандартам должны быть нацелены на

[4]:

- поддержание социально-политической устойчивости;

- стимулирование экономического роста;

- рост уровня открытости экономики;

- создание развитой промышленной и социальной инфраструктуры;

- рост конкурентоспособной банковской системы;

- обучение квалифицированных кадров и т.д.

На сегодняшний день российская экономика обладает сдерживающим характером, который обусловлен санкциями со стороны США и ЕС. В комплексе со слабым экономическим ростом, это вызывает отток капитала к заморозку большинства инвестиционных проектов. Большинство инвесторов предпочитает следовать по безопасному пути и направляют инвестиционные средства в «тихую гавань» развитых государств.

Однако, что кроме санкций тормозит инвестиционный поток? К числу наиболее сдерживающих факторов для инвесторов представляется возможным отнести сырьевую направленность экономики, неустойчивую экономико-политическую ситуацию, высокий уровень коррупции и т.д.

Все вышеуказанные факторы оказывают существенное воздействие на инвестиционную политику, которая и становится более адаптивной и предусматривает все большее количество вызовов.

Говоря о направлениях для инвестирования стоит отметить, что они в большинстве своем прибывают в зависимости от параметров избранной государством внутренней и внешней политики. Одним из важных документов считается «Стратегия-2030». Упомянутый документ посвящен стратегическим целям в сфере социальной и экономической политики вплоть до 2030 года.

В блоке, который посвящен инвестиционной деятельности, рассматриваются три сценария по улучшению климата: консервативный, форсированный и инновационный. Инновационный путь предусматривает увеличение инвестиций за счет обширной технологической модернизации, восстановления и развития машиностроительной сферы, а кроме того крупных инфраструктурных программ (например: расширение сибирских магистралей, развитие скоростного сообщения и т.д.). Помимо всего ранее представленного стоит отметить, что такой сценарий предусматривает масштабные инвестиций в сопутствующие сферы - строительство и производство строительных материалов.

Ускоренный сценарий базируется на активном обновлении производственного оборудования, расширенном финансировании перспективных технологий абсолютно во всех секторах экономики. Инвестиции в основной капитал машиностроительной промышленности способны возрасти в период 2013-2030 гг. на 8 раз против 6 раз в инновациях, а кроме того и в 5,5 раз по консервативному сценарию.

По причине того, что качество инфраструктуры считается главным фактором конкурентоспособности экономики, особенное внимание отводится развитию транспорта. Ускоренный сценарий предполагает повышение инфраструктуры более чем на 5% в год с целью удовлетворения потребностей растущей экономики при одновременной реализации определенного ряда небольших проектов.

В прогнозируемый период предполагается решить приоритетные задачи развития государства с применением механизма государственных инвестиций[2]. Перечень федеральных целевых программ в сфере социально-экономического развития, которые претендуют на приоритетное финансирование, определен поручением Правительства РФ от 2.04.2012 г. № ВП-П13-1841.

Благодаря указанной системе средства федерального бюджета будут направлены на высокотехнологичные проекты, а кроме того и на решение наиболее острых проблем в сфере науки и образования, инфраструктуры и безопасности [3].

В качестве одного из факторов, которые подтверждают увеличившийся спрос на инвестиции в российскую экономику, может стать послание президента, которое выпущено в марте Правительству Российской Федерации. Указанный документ отображает обновленную информацию о разработке плана действий по доведению инвестиций до 25% ВВП.

Инвестиционный климат на территории нашего государства нуждается в определенном совершенствовании. Это обусловлено тем, что рост инвестиций, в большинстве своем, обеспечивается за счет государственных ресурсов. По мнению специалистов, качественное изменение является возможным при повышении интереса частных инвесторов. Объявленный проект министерства экономического развития состоит из пяти блоков, которые направлены на совершенствование как инвестиционного климата в целом, так и в уменьшении затрат для бизнеса.

На сегодняшний день не существует строго определенных параметров документа. В связи с этим довольно сложно оценить эффективность. Безусловно, существуют определенные «болевые точки» инвестирования в проект, но в условиях неустойчивости, ситуацию нельзя ограничить выборочной коррекцией. Требуется устранить системные проблемы, оставляя коридор для изменчивости в ответ на изменяющиеся факторы.

На текущий момент в российской экономике прослеживается начало восстановления инвестиционного цикла. Постепенное оживление делает мероприятия и стимулы, которые нацелены на дополнительное ускорение инвестиционных программ, в особенности актуальными. По этой причине налогоплательщикам предлагается получить налоговый инвестиционный вычет, иными словами, право сократить расчетную сумму налога на прибыль на сумму расходов, которые связаны с приобретением (созданием) либо же модернизацией (реконструкцией) основных средств. В связи с этим необходимо акцентировать внимание на том, что этот налоговый стимул касается исключительно крупного бизнеса, следовательно, предприятия малого бизнеса на них претендовать не могут.

Для стимулирования инвестиционной деятельности предлагается и перечень других мер:

1. Конкретизировать алгоритм приобретения инвестиционного налогового кредита, расширение ряда оснований для его приобретения.

2. Предоставление преференций по налогу на прибыль, НДПИ и региональным налогам предприятиям, которые осуществляют инвестиционную деятельность и создающим инфраструктурные объекты не только на территории Дальневосточного региона.

3. Обеспечение стабильной и понятной законодательной базы.

Подводя итог, можно отметить, что инвестиционная политика

прибывает в самом начале собственного пути. Большинство проблем и задач, с которыми приходится сталкиваться, не обладают краткосрочным решением и требуют системных преобразований и долгосрочной ориентации - это единственный существующий способ достижения максимальной эффективности.

Для развития инвестиционной политики на территории Российской Федерации на современном этапе, должны приниматься во внимание такие благоприятные условия, как:

1) Для прибавки уверенности инвесторов в том, что они не лишатся вложенных денежных средств из-за кризисной ситуации на территории страны, государству необходимо усилить свою роль как гаранта тех прав, которыми обладают инвесторы.

2) Необходимо сформировать равные условия конкурентоспособности абсолютно для всех инвесторов, которые не прибывают в зависимости от форм собственности.

3) Разобраться со всеми противоречиями, существующими в законодательстве государства, что в особенности является значимым для развития инвестиционной политики на территории Российской Федерации.

4) Требуется максимально упростить процедуру согласования и оформления документов, которые необходимо производить в процессе разработки инвестиционных программ, что содействует наиболее оперативной реализации инвестиционных проектов.

5) Сформировать информационно-аналитические центры, которые будут исполнять рейтинговую оценку потенциальных инвесторов.

6) Сформировать усовершенствованную инфраструктуру инвестиционного рынка, которая будет сберегать средства, которые были вложены в инвестиционные процессы, в процессах межотраслевых переливов финансов.

В последующем, инвестиционная политика России будет осуществляться в условиях государственной поддержки. На текущий момент осуществляется бюрократизация экономической системы, которая существенно упрощает процесс запуска проекта и исключает все формальные

меры контроля. В дальнейшем планируется сформировать инновационную национальную систему аккредитации, которая будет способствовать упрощению внедрения новых продуктов на рынок. Помимо этого, планируется и реализуется деятельность над пакетом законопроектов, которые формируют налоговые стимулы в виде социальных услуг для инвестирования в разрабатываемые высокие инновационные технологии [6].

На сегодняшний день, государственная инвестиционная политика осуществляется на счетах, которые предусматривают огромное количество изменений в концессионных договорах.

Упомянутые законопроекты в некоторой степени осуществляют защиту приватизации и конкуренции государства. На текущий момент, в качестве приоритетной задачи инвестиционной политики Российской Федерации выступает развитие долгосрочных внутренних инвестиций.

В некоторой степени это взаимосвязано с тем, что главным условием для большого количества иностранных инвесторов, которые желают войти в долгосрочный проект, является участие в капитальном проекте государства. В связи с этим следует привлечь дополнительные инструменты, которые можно было бы использовать для осуществления сбора инвестиционных ресурсов.

Таким образом, в целях совершенствования инвестиционного климата на территории Российской Федерации, а помимо этого и совершенствования инвестиционной деятельности, государству необходимо оказывать функциональное воздействие на процессы, которые были описаны автором выше.

Литература:

1. Вершинина О.В., Филимонова Н.Н., Москвитин Г.И., Современные аспекты инвестиционного климата в России // Сервис plus. 2017. - № 12. - С. 32-40.

2. Колесников А.В. Долгосрочный прогноз и программирование финансирования внутренних затрат инновационно-инвестиционного сектора РФ // Russian Economic Bulletin. 2019. Том 2. № 4. С. 33 - 43.

3. Комарова А.Г., Охотников И.В., Сибирко И.В. Проблема развития инвестиционной стратегии компаний в России // Russian Economic Bulletin. 2019. Том 2. № 6. С. 260 - 263.

4. Министерство финансов РФ от 03.10.2018. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

5. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 года

6. Щербакова К. А. Инвестиционная политика РФ на современном этапе // Молодой ученый. - 2018. - №51. - С. 313-315.

Literature:

1. Vershinina O. V., Filimonova N. N., Moskvitin G. I., Modern aspects of the investment climate in Russia / / Service plus. 2017. - no. 12. - Pp. 32-40.

2. Kolesnikov A.V. long-Term forecast and programming of financing of internal expenditures of the innovation and investment sector of the Russian Federation / / Russian Economic Bulletin. 2019. Volume 2. No. 4. Pp. 33-43.

3. Komarova A. G., Okhotnikov I. V., Sibirko I. V. the Problem of development of investment strategy of companies in Russia / / Russian Economic Bulletin. 2019. Volume 2. No. 6. Pp. 260-263.

4. Ministry of Finance of the Russian Federation from 03.10.2018. The main directions of the budget, tax, customs and tariff policy for 2018 and for the planning period of 2019 and 2020.

5. Forecast of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2030

6. Shcherbakova K. A. Investment policy of the Russian Federation at the present stage / / Young scientist. - 2018. - №51. - Pp. 313-315.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.