Научная статья на тему 'Инструменты оценки степени сонаправленности векторов корпоративной философии и мотивационной установки работника'

Инструменты оценки степени сонаправленности векторов корпоративной философии и мотивационной установки работника Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
154
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / МОТИВАЦИЯ / COMPETITIVENESS / CORPORATE CULTURE / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сорокина Г. П., Захаров А. В., Громова А. А.

В статье рассмотрены мотивационно-культурные составляющие человеческого капитала компании и корпоративная культура организации как результирующий вектор мотивационных установок персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tools for estimation of collinearity of vectors of corporate philosophy and motivational setting of employee

Motivational and cultural components of the human capital of the company and corporate culture of the organization as a result of motivational guidelines of the personnel are considered in article.

Текст научной работы на тему «Инструменты оценки степени сонаправленности векторов корпоративной философии и мотивационной установки работника»

№ 8, 2012

7. Аленина Е.Э., Пасхина А.В. Формирование элементов опережающей подготовки студентов высших учебных заведений на основе инновационного подхода // Известия МГТУ

«^МИ», № 2 (12) - 2011

Инструменты оценки степени сонаправленности векторов корпоративной философии и мотивационной установки работника

к.э.н. доц. Сорокина Г.П., к.э.н. доц. Захаров А.В., Громова А А.

Университет машиностроения (495) 644-16-73 sgalina74@mail.ru Аннотация. В статье рассмотрены мотивационно - культурные составляющие человеческого капитала компании и корпоративная культура организации как результирующий вектор мотивационных установок персонала.

Ключевые слова: конкурентоспособность, корпоративная культура, мотивация.

Для обеспечения однозначности оценки влияния на конкурентоспособность факторов корпоративной культуры, мотивационных установок, человеческого капитала необходимо выделить следующие термины.

Мотивационно-культурная составляющая человеческого капитала компании -группа неосязаемых активов со стохастическими и каталитическими эффектами, характеризующая мотивацию работников к труду как часть общего человеческого капитала компании.

Базис мотивационного пространства - система координат, в которой строятся моти-вационные векторы. Базисные векторы ортогональны и единичны. Они определяются базовыми мотивами, которые были выявлены методом опроса с последующим объединением вариантов ответов в укрупненные группы. Группы проверялись на непересекаемость входящих в них мотивов, возможность построения в этих координатах векторов мотивационных установок и корпоративной философии.

т

Е^! (11)

]= 1

где: Е - базис мотивационного пространства, т - количество базисных векторов, размерность мотивационного пространства. Причем Е - ортонормальный базис, то есть:

• Ш <12)

Монетарный мотив. Для работника это рациональный мотив, потребность в материальных благах и желание работать за деньги или иные ресурсы. Для организации - стремление к максимизации прибыли, финансовым результатам и т.п. То есть: е1 - единичный базисный вектор монетарного мотива.

Консервативный мотив. Для работника это стремление к стабильности, неизменности своего положения в обществе (стабильный социальный статус, потребительские привычки и т.п.). Для организации - устойчивость развития, стабильность результатов деятельности, долгосрочное выживание. То есть: е2 - единичный базисный вектор консервативного мотива.

Мотив самоактуализации. Для работника это стремление к саморазвитию через карьерный рост, образование, получение опыта и знаний; стремление к социализации, поиску и выполнению собственной миссии, иррациональные и идеологические мотивы, связанные с развитием. Для организации - темпы роста, инновационность, адаптивность, стремление к переменам и развитию. Реализация эксплерентных и виолентных стратегий, создание «голубых океанов», атакующих маркетинговые стратегии. То есть: е3 - единичный базисный век-

тор мотива самоактуализации.

Имиджевый мотив. Для работника это высокий социальный статус, уважение, социализация, а также иррациональные и идеологические составляющие стремления к социальной справедливости, охране природы и т.п. Для организации - создание и поддержание имиджа, наращивание маркетингового капитала за счет участия в благотворительных и социально значимых проектах, экологии. То есть: e4 - единичный базисный вектор имиджевого мотива.

Гигиенический мотив.Для работника это пространственно-временное удобство организации труда, комфортные межличностные отношения в коллективе, наличие социального пакета и т.п. Для организации - социальная удовлетворенность персонала, отсутствие отвлечения персонала на бытовые проблемы, большая сосредоточенность персонала на служебных обязанностях, создание социальной организации по типу Google Inc. для повышения интенсивности творческой деятельности и т.п. То есть: e5 - единичный базисный вектор гигиенического мотива.

Корпоративная культура - это совокупность мотивационных установок всех работников компании.

Под мотивационной установкой работника компании будем понимать совокупность мотивов к конструктивной деятельности. Совокупность мотивов определяется m-мерным вектором (в рассматриваемой методике пятимерным) в m-мерной системе координат:

Ь - вектор мотивационной установки i-ro члена коллектива;

b'ij - координаты вектора мотивационной установки i-ro члена коллектива в базисе моти-вационного пространства;

Представление вектора мотивационной установки i-ro члена коллектива в виде линейной комбинации базисных векторов 6j:

m

b=Hbv * (1)

j=1 .

Массив всех векторов мотивационных установок персонала, где n - количество персонала в организации:

Л = (bi)L (2)

Результирующий вектор мотивационных установок персонала - корпоративная культура организации:

n

B = Yßi (3)

i=1

Формирование координат вектора мотивационной установки i-ro члена коллектива в базисе мотивационного пространства происходит следующим образом.

Так как базис мотивационного пространства не обладает характеристикой транзитивности, ортогональность базисных элементов позволяет одновременно выделять в качестве приоритетов априори взаимоисключающие элементы, именно поэтому для выявления численной оценки координат вектора мотивационной установки будем применять бинарную модель парного сравнения для оптимизации процесса выбора респондентов. Схема бинарной модели парного сравнения сводится к следующим процедурам.

1. Выявление элементов парного сравнения. В нашем случае это будут элементы базиса мотивационного пространства.

2. Артикулирование основных составляющих, включаемых в понятие единичного базисного вектора.

3. Определение списка вопросов анкеты формирования координат вектора мотивационной установки i-ro члена коллектива в базисе мотивационного пространства. Количество вопросов согласно теории комбинаторики будет равняться:

V = m*(m-1)/2 (4)

где: т - количество базисных векторов. V=10. Для формулирования вопросов применяем номинальную бинарную шкалу мотивационных предпочтений.

4. Проведение письменного опроса респондентов относительно их мотивации трудовой деятельности в данной компании по разработанному списку вопросов.

5. Обработка полученного массива информации посредством оцифровки и табулирования полученной вербальной информации.

Бинарная модель оценки социальной установки респондента относительно мотивационных характеристик деятельности подразумевает выделение одной из двух парных базисных характеристик в качестве приоритетной. Приоритетной мотивационной характеристике присваивается значение - 1, второстепенной соответственно - 0. Результаты опроса по каждому респонденту заносятся в матрицу 5*5, где в качестве аргументов вносятся единичные базисные векторы мотивационного пространства. Пересечения равнозначных единичных базисных векторов исключаются из анализа результатов. Приоритетность мотивационной характеристики будет отражаться в строке матрицы:

"С = ( с к, (5)

С

к)

Если первая альтернатива превосходит вторую, то

(6)

^12 =1

I'С21 = 0

6. Расчет координат вектора мотивационной установки ьго члена коллектива путем простого суммирования элементов каждой строки.

т Г 1

Ь =!Х =Е1С«1."С* ..С*т]

(7)

]=1

В результате получается вектор мотивационной установки ьго члена коллектива.

Ь =

Ь2 Ьз

Ь4

Ь5

(8)

Под термином корпоративная философия в данном исследовании будем понимать желаемый идеологами организации (менеджмент, лица, принимающие решения, владельцы, учредители и т.п.) суммарный вектор развития организации по основным стратегическим направлениям её деятельности. Суммарный вектор (в данном исследовании пятимерный) определяется в системе координат базовых мотивов а - вектор мотивационной установки организации по версии 1-го идеолога организации строится аналогично вектору Ь. Этапы построения следующие.

1. Выявление элементов парного сравнения. В этом случае это будут элементы базиса мотивационного пространства относительно целевых установок философии организации.

2. Артикулирование основных составляющих, включаемых в понятие единичного базисного вектора.

3. Формирование панели идеологов компании. Панель формируется в три этапа. 3.1Проводится анкетирование руководителей и з аместителей руководителей подразделений первой линии (непосредственного подчинения генеральному директору) с включением руководителей и заместителей крупнейших или особенно значимых подразделений непрямого подчинения. Респондент должен выделить десять наиболее влиятельных лиц в компании (шщ, принимающих решения, лидеров мнений, признанных экспертов и т.п.).

3.2Строится ранговая таблица из полученного массива ответов респондентов первого тура. Таблица, как правило, будет включать 15-20 неповторяющихся позиций с указанной частотой появления в анкетах. 3 .3 Среди выявленных кандидатов в идеологи (предыдущий пункт) проводится ранжирование методом парного сравнения для выяснения действительных лидеров мнений.

4. Определение списка вопросов анкеты формирования координат вектора корпоративной философии 1-го идеолога компании в базисе мотивационного пространства. Для формулирования вопросов применяем номинальную бинарную шкалу мотивационных предпочтений.

5. Проведение письменного опроса идеологов компании относительно их видения корпоративной философ™ данной компании по разработанному списку вопросов.

6. Обработка полученного массива информации посредством оцифровки и табулирования полученной вербальной информации.

Бинарная модель оценки корпоративной философии подразумевает выделение одной из двух парных базисных характеристик в качестве приоритетной. Приоритетной мотивацион-ной характеристике присваивается значение - 1, второстепенной соответственно - 0. Результаты опроса по каждому респонденту заносятся в матрицу 5*5, где в качестве аргументов вносятся единичные базисные векторы мотивационного пространства. Пересечения равнозначных единичных базисных векторов исключаются из анализа результатов. Приоритетность мотивационной характеристики будет отражаться в строке матрицы по аналогии с формулой (5).

7. Расчет координат вектора мотивационной установки ьго идеолога проводится путем простого суммирования элементов каждой строки.

т г

а =!Х =5л<

.. ^уд .. .кт .

(9)

]=1

В результате получается вектор представлений о философии компании ьго идеолога.

а- =

а

а

а

а

а,

(10)

1 - вектор мотивационнои установки 1-го члена коллектива

ь - результирующий вектор влияния корпоративной философии на мотивационную установку 1-го члена коллектива

А - результирующий вектор мотивационных установок организации - корпоративная философия

Рисунок 1 - Принципиальная схема расположения мотивационных векторов

(пример в двухмерном пространстве)

На рисунке 1 A (a ^l=1 - массив всех векторных мотивационных установок организа-

- к

ции по мнению идеологов организации; 1=1 - результирующий вектор мотивационных установок организации - корпоративная философия.

Влияние корпоративной философии на корпоративную культуру выражается векторной суммой: результирующий вектор влияния корпоративной философии на мотивационную установку i-ro члена коллектива:

Ь\ =br+prA , (11)

где: Pi - степень восприятия корпоративной философии i-ым членом коллектива, причем pe [0;1].

Величина Pi характеризует эффективность управляющих воздействий менеджмента компании, направленных на формирование корпоративной культуры.

Угол"^^' между векторами b и A показывает качество подбора i-ro члена коллектива, так как характеризует степень соответствия личных целей корпоративным. Уменьшение этого угла возможно за счет применения мотивационной дискриминации (как во многих японских компаниях).

Угол ^^ между b и A показывает качество управленческих воздействий корпоративной философии на мотивационные установки i-ro члена коллектива.

Уменьшение этого угла возможно за счет применения более эффективных методов менеджмента.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для оптимизации мотивационно-^ттурной составляющей человеческого капитала компании необходимо выполнение следующей целевой установки:

Za,Z^->min (12)

при этом углы ZcX' и Z/3' находятся в пределах: тф,Д}=0.

' (13)

Если в организации наблюдается следующее состояние Zc^ - ^Д ^ 0, то наличествует негативное управленческое воздействие корпоративной философии на мотивационные установки i-ro члена коллектива, и наоборот, если Zc^ - ^Д > 0, то налицо позитивное управленческое воздействие корпоративной философии на мотивационные установки i-ro члена коллектива.

Синергический эффект от соответствия мотивационных установок сотрудника корпоративной философии будет определяться длиной суммарного вектора А + B, То есть синергический эффект будет описываться формулой

|A + B| = д/| A|2 + |B|2 +2| A|*|B|cos>0 (14)

Также если угол ZД е [0;я72], то от участия i-ro работника в деятельности компании ожидается положительный синергический эффект (достижение личных целей работника будет способствовать достижению целей организации). Например, в организации, ориентированной на прибыль, стремление менеджера по продажам к большему заработку побуждает его совершать больше выгодных сделок, что способствует достижению целей обоих уровней; аналогично работает волонтер в организации, ориентированной на экологию (на^имер, Greenpeace).

Если угол ZД е (я72;;г], то от участия i-ro сотрудника в работе ожидается отрицательный синергический эффект (достакение личных целей в ущерб корпоративным). На-

пример, в организации, ориентированной на прибыль, энтузиаст - социалист может подсказать клиентам наиболее выгодные варианты совершения сделки в разрез с интересами компании; аналогично наемник, работающий за деньги в организации, ориентированной на экологию, не заинтересован в реальном достижении корпоративной миссии, так как это ведет к потере заработка.

Вывод

Культура организационного поведения и мотивация персонала относятся к сложно-формализуемым активам компании, позволяющим оценить уровень её конкурентоспособности. Разработанные механизмы и инструменты позволяют количественно и качественно оценить культурно-мотавадионные и компетентностные характеристики человеческого капитала, выбрать стратегию развития корпоративного человеческого капитала.

Литература

1. Сорокина Г.П., Чулкова 0.0. Развитие человеческого капитала как фактор конкурентоспособности предприятия // Известия МГТУ «^АМИ» № 1 (11) - 2011

2. Николаенко А.В., Сорокина Г.П., Прокошенков С.С. Культура организации как конкурентное преимущество высшего порядка в условиях нестабильности внешней среды // Известия МГТУ «^МИ» № 1 (11) - 2011

3. Каменецкий В А., Аленина Е.Э., Волосатова ВВ. Проблемы качества инновационных проектов // Известия МГТУ «^МИ», № 1 (13) - 2012, с. 317-323

4. Аленина Е.Э., Пасхина А.В. Формирование элементов опережающей подготовки студентов высших учебных заведений на основе инновационного подхода // Известия МГТУ «тМИ», № 2 (12) - 2011

Развитие автомобильного туризма в России на основе опыта стран Европы и его влияние на экономику страны

д.э.н. проф. Аксенов А.П., Монастыренко Д.Ю.

Университет машиностроения тел.8-495-223-05-23*1316

Аннотация. В данной статье рассмотрена возможность развития в России такого туристического направления, как автотуризм. Рассмотрен опыт развития автомобильного туризма стран Европы. Проведен анализ современного состояния туризма в России. Проанализированы факторы, оказывающие влияние на экономику страны при развитии сектора автомобильного туризма. Рассмотрен способ увеличения туристических потоков посредством развития автотуризма.

Ключевые слова: автотуризм, туристическая инфраструктура, карава-нинг, кемпинг, дом на колесах.

В большинстве стран туристическая деятельность является важной частью экономической структуры страны и источником повышения благосостояния государства. Россия обладает огромным потенциалом рекреационных и культурно-исторических ресурсов для развития туристической деятельности, и вопрос создания необходимой инфраструктуры является особенно актуальным. Туризм способствует выходу на мировой уровень обслуживания и сервиса, и соответственно увеличению как внутренних, так и внешних туристических потоков, что влечет за собой приток финансов из Европы и удержание финансовых средств на территории России.

Проведя анализ современного состояния туризма в Российской Федерации, можно сделать вывод, что в последние годы туристическая индустрия в целом развивается стабильно и динамично. Отмечается рост объема внутреннего и въездного туризма (таблица 1) [3].

По прогнозным оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям, развитие туристической отрасли в России увеличивает свои показатели (таблица 2) [3]. Доходы от туризма в 2007 г. в ВВП нашей страны с учетом мультипликативного эффекта составили 6,7%. Инвестиции в основной капитал в туристической индустрии России составляют 12,1% от

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.