Научная статья на тему 'ИНСТРУМЕНТЫ ОЦЕНКИ НЕЙРОКОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ У БОЛЬНЫХ ЭПИЛЕПСИЕЙ'

ИНСТРУМЕНТЫ ОЦЕНКИ НЕЙРОКОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ У БОЛЬНЫХ ЭПИЛЕПСИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
310
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА / НЕЙРОКОГНИТИВНЫЕ ДОМЕНЫ / ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ / ЭПИЛЕПСИЯ

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Усюкина Марина Валерьевна, Лаврущик Марина Вячеславовна, Корнилова Светлана Викторовна

В научном обзоре с целью систематизации современных представлений о значении психометрического и нейропсихологического тестирования в диагностике нейрокогнитивных расстройств при эпилепсии проведён анализ российских и зарубежных публикаций за последние 10 лет по электронным информационным ресурсам (библиотека Elsevier, PubMed, Google Scholar). Выполнен поиск наиболее распространенных и надежных диагностических методик для комплексной оценки выделяемых нейрокогнитивных доменов. Описана специфика шкал для определения особенностей и степени выраженности конкретных доменов с необходимостью их применения для верификации нейрокогнитивных расстройств при эпилепсии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Усюкина Марина Валерьевна, Лаврущик Марина Вячеславовна, Корнилова Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT TOOLS OF NEUROCOGNITIVE FUNCTIONS IN PATIENTS WITH EPILEPSY

This scientific review examines modern ideas about the importance of psychometric and neuropsychological testing of diagnostic neurocognitive disorders in epilepsy. Analysis of Russian and foreign publications over 10 years on electronic information resources (Elsevier library, PubMed, Google Scholar). The search for the most common and reliable diagnostic methods for a comprehensive assessment of the isolated neurocognitive domains has been performed. Article described the specificity of scales for determining and the severity of domains with the need for their use for verification of neurocognitive disorders in epilepsy.

Текст научной работы на тему «ИНСТРУМЕНТЫ ОЦЕНКИ НЕЙРОКОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ У БОЛЬНЫХ ЭПИЛЕПСИЕЙ»

УДК 616.853+613.6.015

ИНСТРУМЕНТЫ ОЦЕНКИ НЕИРОКОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИИ

У БОЛЬНЫХ ЭПИЛЕПСИЕЙ

М.В. Усюкина, М.В. Лаврущик, С.В. Корнилова

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России

Актуальность диагностики нейрокогнитивных расстройств при эпилепсии определяется их многообразием и ведущим местом среди иных психических нарушений [6, 30]. У лиц, страдающих эпилепсией, возникают когнитивные нарушения в виде дефицита внимания, памяти, управляющих функций, нарушения временно-пространственной ориентации, речи, что требует всесторонней оценки [15, 16, 31].

На современном этапе научных исследований в связи с множеством факторов, влияющих на когнитивные функции при эпилепсии, возникает потребность в разработке различных психометрических тестов [57]. Тесты, используемые в клинической нейропсихологии, в большинстве случаев описывают один или более аспектов когнитивных доменов, в которые вовлечены сразу несколько когнитивных процессов, и позволяют определять даже незначительные изменения когнитивных функций [12].

Оценка общей когнитивной способности

Наиболее известным инструментом для скрининга когнитивных нарушений является шкала Mini Mental State Examination - MMSE (Краткая оценка психического состояния человека), включающая оценку ориентации в месте и времени, концентрации внимания, памяти, вербальных способностей, способности к счету, праксиса и визиоконструк-тивных способностей [27]. В то же время скорость обработки информации и исполнительные функции данной шкалой не описываются.

Скрининговые тесты, играя ключевую роль в диагностике когнитивных нарушений, должны быть очень чувствительными к оценке в первую очередь легких когнитивных нарушений. Однако MMSE считается неточной для обнаружения данной степени когнитивных расстройств. У субъектов с подозрением на когнитивные нарушения шкала MMSE применяется в первую очередь для установления диагноза деменции [25].

Более высокую чувствительность и специфичность при выявлении когнитивных нарушений

по сравнению с MMSE показал Монреальский когнитивный тест (Montreal Cognitive Assessment -MoCA) [12, 24]. Он был создан как альтернативный MMSE метод диагностики когнитивных нарушений и разработан для выявления легких когнитивных нарушений [19]. Данный тест нацелен на оценку различных нейрокогнитивных доменов: внимания, памяти, речи, зрительно-конструктивных навыков, исполнительных функций, абстрактного мышления, счета и ориентации [26, 59]. Сравнивая MMSE и MoCA, современные авторы отмечают, что пациенты демонстрировали «нормальную» когнитивную функцию по MMSE, но имели более низкие показатели по MoCA [39, 60]. S.Ziad, M.D.Nasreddine, A.N.Phillips и соавт., используя пороговый балл 26, обнаружили, что MMSE имел чувствительность 18% для обнаружения легких когнитивных нарушений, тогда как MoCA - 90% [74]. Тем не менее, проведенное в 2020 году исследование показало, что MoCA является подходящим инструментом для выявления нейрокогнитивных расстройств тяжелой степени и может быть наилучшим тестом для оценки и умеренных когнитивных нарушений [20, 66]. N.Carson, L.Leach и K.J.Murphy отмечают, что MoCA -скрининговый когнитивный инструмент, который нацелен на дифференциацию между естественным когнитивным снижением в популяции стареющего населения и проявлениями умеренных когнитивных нарушений [24].

Одним из инструментов исследования когнитивных функций является также шкала Адденбрука (Addenbrooke's Cognitive Examination - АСЕ), разработанная как продолжение MMSE для улучшения эффективности скрининга. Отличаясь внутренней согласованностью, конвергентной валидностью, тест ACE может быть полезным в клинической практике как точный инструмент скрининга, нацелен на оценку внимания, перцептивно-моторной, речевой функций, памяти, исполнительной функции [40, 58, 64]. При помощи Адденбрукской шкалы можно выявить степень выраженности когнитивных

нарушений [17]. Благодаря этому за относительно короткое время шкала ACE была валидизирована и получила широкое распространение в ряде стран [50]. Для комплексной оценки когнитивных функций данная шкала была модифицирована и переведена на русский язык, оценены психометрические характеристики ACE и возможности ее использования для выявления легких когнитивных нарушений [7], а также для оценки когнитивных нарушений при болезни Альцгеймера [9]. Если шкала MMSE применяется в первую очередь для постановки диагноза деменции, то первоначальное исследование когнитивных функций может быть проведено путем применения шкалы АСЕ [37]. X.Li, L.Yang, J.Yin, N.Yu, F.Ye сравнивали диагностическую точность теста Адденбрука с MMSE и MoCA. ACE тест показал более высокую чувствительность (0,75) и специфичность (0,89), чем MMSE (0,64 и 0,63 соответственно) и MoCA (0,67 и 0,77) при оптимальной оценке 88/89. По данным авторов, исследование подтвердило утверждение многих исследователей, что Адден-брукская когнитивная шкала является надежным и точным инструментом скрининга и значительно превосходит MMSE и MoCA для выявления легких когнитивных нарушений [40]. Ряд авторов пришли к выводу, что ACE превосходит MMSE и MoCA в обнаружении и умеренных когнитивных нарушений, при помощи нее можно дифференцировать подтипы деменции путем сравнения когнитивного профиля, основанного на оценке нейрокогнитивных доменов [29, 35, 52].

Сравнивая три скрининговых теста (MMSE, MoCA, ACE), K.K.Tsoi, J.Y.Chan, H.W.Hirai, S.Y.Wong. и T.C.Kwok считают, что только MoCA по его способности регистрировать умеренные когнитивные нарушения с 0,98 чувствительностью и 0,75 специфич-

ностью можно сравнивать с опросником MMSE. Авторы также утверждают, что шкала Адденбрука всесторонне оценивает когнитивные нарушения (0,92 чувствительность и 0,89 специфичность) и сравнима с диагностической мощностью MMSE [66]. H.Yang и соавт. подчеркивают, что MoCA и MMSE обладают хорошей валидностью и могут выявлять когнитивные нарушения при различных неврологических расстройствах, в том числе и при эпилепсии [73].

Таким образом, анализ представленных данных показывает, что для скрининга когнитивных нарушений у больных эпилепсией целесообразно использовать MoCA-тест и шкалу Адденбрука. При этом для первоначального исследования особенностей когнитивной сферы, выявления легких когнитивных нарушений наибольшую объективность демонстрирует Адденбрукская шкала, в то время как MoCA-тест показывает свою эффективность для верификации как легких, так и умеренных нейрокогнитивных расстройств. Данные шкалы, являясь скрининговыми инструментами исследования, позволяют определить нарушения тех или иных когнитивных функций, наметить пути дальнейшего, более прицельного исследования нейрокогнитивных доменов.

Оценка нейрокогнитивных доменов

В пятом издании «Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам» (DSM-5) для диагностики нейрокогнитивных расстройств выделяется шесть нейрокогнитивных доменов - внимание, перцептивно-моторная функция, речевая функция, обучение и память, социальное познание, исполнительная функция. В настоящем обзоре мы останавливаемся на исследовании пяти нейрокогнитивных доменов, проблеме социаль-

Примеры тестов, направленных на исследование нейрокогнитивных доменов при эпилепсии

Домен Краткое описание домена Тесты

Внимание и скорость обработки информации Устойчивость внимания, концентрация внимания, скорость обработки, переключа-емость Тест «Таблицы Шульте», Тест построения маршрута (ТМТ)

Перцептивно-моторная функция Зрительное восприятие, собственно перцептивно-моторные функции, зрительно-конструктивные функции, праксис и гнозис Тест Рея-Остеррита, Бостонский тест называния

Речевая функция Нарушение экспрессивной речи (называние предметов, поиск подходящих по смыслу слов, беглость речи, её понимание и воспроизведение, её выразительность, грамматика и синтаксис) Бостонский тест называния, Тест ассоциации с контролируемым словом

Память Непосредственное запоминание, произвольная память, воспроизведение информации, семантическая, рабочая память Тест Рея-Остеррита, Тест построения маршрута (ТМТ), Тест ассоциации с контролируемым словом

Исполнительные функции Планирование, способность принимать решение, ответное реагирование, контроль, гибкость Тест построения маршрута (ТМТ), Тест Рея-Остеррита

ного познания будут посвящены дальнейшие работы. Различные используемые психометрические инструменты охватывают разные комбинации нейрокогнитивных доменов. В таблице указаны когнитивные домены и их субдомены, приводятся примеры тестов, которые могут быть использованы для их изучения.

Для определения функций внимания применяются таблицы Шульте. Тест проводится на пяти таблицах с разным расположением цифр на каждой [5]. Данный тест может быть использован для изучения особенностей внимания больных эпилепсией: объема, устойчивости, скорости ориентировочно-поисковых движений взора, для фиксации изменения темпа психических процессов, который с течением заболевания, наряду с явлениями общей брадикинезии, как правило, замедляется. Здоровые люди затрачивают на поиск чисел в одной таблице в среднем 40-50 сек, у больных эпилепсией их поиск длится от 0,5 до 2,5 мин и более [13]. Н.Г.Токаревой и Е.В.Железновой установлено, что недостаточная устойчивость и переключение внимания являются одними из самых главных предпосылок к возникновению трудностей в мыслительной деятельности. У больных эпилепсией выявляются изменения подвижности психических процессов, что подтверждалось увеличением времени переключения [8, 14].

Тест построения маршрута (Trail Making Test -ТМТ) нацелен на исследование внимания, семантической памяти, зрительно-моторной координации, управляющих функций [45]. Данный тест позволяет определить такие когнитивные функции, как рабочая память, нарушения регуляторных функций, а именно - способность планировать действия и контролировать полученный результат, скорость обработки информации и когнитивную гибкость [1]. ТМТ состоит из двух отдельных частей. Часть A используется как мера психомоторной скорости и навыков визуального поиска внимания, пациенту дается указание соединить линией 25 чисел по порядку. Часть B - как мера умственной гибкости, контроля торможения, отслеживания, оценки исполнительных функций, является общим показателем зрительного сканирования, зрительно-моторной координации и зрительно-пространственных способностей. Фиксируется время выполнения задания в двух тестовых сессиях. Максимальное время - 300 сек, после чего выполнение задания прекращается. Более длительное выполнение задания в части А указывает на преимущественно нейродинамический характер нарушений. Затруднения в части В свидетельствуют о нарушениях управляющих функций. Время, затраченное на выполнение теста, используется в качестве основного показателя эффективности. Подсчет баллов основан на времени, затраченном на выполнение теста (напр., 35 секунд дает 35 баллов), при этом, чем меньше баллов, тем лучше [45].

Ю.В.Микадзе и соавт. использовали данный тест для изучения состояния высших психических функций

после перенесенной черепно-мозговой травмы в сфере программирования, контроля и регуляции деятельности [10]. ТМТ также использовался для оценки характера внимания больных с недементными формами психоорганического синдрома [11]. С .Helmstaedter, Ъ .Sadat-Hossieny, А.М.Каппег и KJ.Meador предлагают использовать ТМТ для оценки внимания, исполнительных функций, рабочей памяти у больных эпилепсией. По их данным, высокая популярность ТМТ при оценке когнитивной дисфункции в целом может быть объяснена его простотой и коротким временем применения [30].

Для оценки перцептивно-моторной функции наиболее часто применяется тест комплексной фигуры Рея-Остеррита, который предназначен для оценки зрительно-пространственных, моторных и управляющих функций, включая способность к планированию, выработке определенных стратегий решения проблем. Результаты факторных и корреляционных исследований подтверждают валид-ность теста в измерении зрительно-конструктивных функций, организации (в условиях копирования) и памяти (в условиях воспоминания и узнавания) [3, 38]. Визуально-пространственное построение представляет собой способность реконструировать визуальное восприятие (напр., изображение или объект) с использованием его составных частей [21, 68].Тест Рея-Остеррита - один из наиболее полных и стандартизированных систем, в котором соединен психометрический подход с возможностью качественного нейропсихологического анализа воспроизводимого рисунка. Он включает шесть суммарных оценок (использующихся для точности копирования и воспроизведения фигуры, объема кратковременной памяти, отставленного воспоминания и организации), а также шкалу количественной оценки 17 различных качественных характеристик рисования и воспоминания фигуры [2, 56]. Испытуемого сначала просят срисовать изображение, а потом нарисовать его по памяти. В классических вариантах теста используют ряд заданий: копирование, немедленное воспроизведение, отсроченное воспроизведение фигуры через 15-60 минут [22].

Одной из адекватных клинических моделей использования теста Рея-Остеррита является эпилепсия, ее височная форма [2]. Результаты исследования больных эпилепсией дают основание говорить о чувствительности теста Рея к выявлению когнитивной дефицитарности и ее специфики у больных височной эпилепсией с право- и левосторонней лате-рализацией очагов ирритации. Показаны значимые различия параметров зрительно-конструктивных и зрительно-пространственных способностей, установленных по критерию латерализации очага поражения. При этом правостороннее поражение височной доли достоверно связано с большими трудностями и меньшей точностью копирования рисунка в левом зрительном поле. Исполнительские

и организационные функции, отвечающие за интеграцию и синтез зрительной информации, а также за планирование и контроль действий, оставались в пределах нормы. У больных с правосторонними очагами наблюдались устойчивые корреляционные связи между зрительно-конструктивными способностями и мнестической сферой, а также между исполнительскими функциями и объемом зрительной памяти. Причиной качественного снижения показателей зрительно-конструктивных и зрительно-пространственных способностей при повторном воспроизведении фигуры может быть связано, как отмечают авторы, с быстрым снижением концентрации произвольного внимания у больных эпилепсией с право- и левосторонней латерализацией очага [2]. При сравнении групп с левосторонней и правосторонней височной эпилепсией не было выявлено значимых различий в результатах немедленного и отсроченного копирования фигуры Рея. Вместе с тем, было обнаружено изменение объема и склероз гиппокампа. Отмечается, что левый гиппокамп тесно связан с функциями вербальной памяти, а правый - с обработкой положений в пространстве. Было высказано предположение, что вербальное кодирование элементов теста способствовало отсутствию значимых результатов. Тест Рея-Остеррита отличается от других оценок пространственной памяти тем, что использует парадигму «образного воспроизведения». Указывается, что тест Рея наиболее чувствителен к выявлению нарушений в правой височной области [44].

В ряде работ особо подчеркивается, что при проведении теста Рея-Остеррита больным эпилепсией необходимо учитывать возраст начала заболевания, частоту и тяжесть эпилептических приступов, локализацию очага [4, 48]. Некоторые исследования показали, что высокий уровень образования обследуемых лиц связан с более быстрым копированием фигуры и лучшими оценками по всем параметрам. Более длительное время копирования может быть связано с тем, что испытуемые, использующие менее эффективные стратегии, склонны «сбиваться с пути» при копировании фигуры, что приводит к увеличению времени выполнения задания и отражать факт «потери» первоначальной цели задания. Вместе с тем длительное время копирования также может быть результатом тщательного копирования рисунка или большего внимания к деталям. Следовательно, различные когнитивные процессы могут лежать в основе немедленного и отсроченного воспроизведения: в первом случае это рабочая память и исполнительные функции, во втором - зрительная память

[65].

Тест ассоциации с контролируемым словом (Controlled Word Association Test - COWAT) направлен на оценку способности спонтанно воспроизводить словесные ассоциации с указанными буквами и категориями в течение ограниченного периода времени,

то есть выявляет речевые нарушения [54]. Данный тест включает два фактора - фонематический и семантический. Фонематическая беглость оценивается при произнесении испытуемыми как можно больше слов, начинающихся на с/к, в пределах одной минуты, за каждый правильный ответ добавляется по одному баллу. Семантическая (категориальная) беглость оценивается путем произнесения как можно большего количества слов из категории «животные», «растения» и т.п. также в течение одной минуты [72]. В качестве итоговой оценки по данному тесту предлагается учитывать максимальное количество названных слов. В норме здоровые лица способны назвать более 12 фонематически и 15 семантически опосредуемых ассоциаций. COWAT включают оценку таких когнитивных процессов как: устойчивое и избирательное внимание, рабочую память, семантическую обработку и такие исполнительные функции, как торможение, стратегический поиск и когнитивную гибкость [47]. В ходе выполнения теста происходит стратегический поиск слов, относящихся к определенной семантической категории, с одновременным блокированием слов из других семантических категорий, сохранение ранее извлеченных слов в рабочей памяти, чтобы избежать повторений (персевераций) и удерживание внимания на задаче [53, 70]. При помощи указанного теста возможно обнаружить изменения в беглости словесных ассоциаций, оценить целостность семантической памяти, часто встречающихся при различных психических расстройствах [62]. Было выявлено, что показатели фонематического теста на беглость речи у больных эпилепсией при височной локализации очага ниже, чем у здоровых. Пациенты совершают меньше переключений в стратегических и исполнительных процессах, чем здоровые испытуемые, что указывает на нарушение когнитивной гибкости [34, 63].

Бостонский тест называния является «золотым стандартом» оценки нарушений называния предметов, применяется во всем мире для диагностики деменции и эпилепсии [33, 46, 55]. Он позволяет оценить нарушения номинативной функции речи, зрительное восприятие, семантическую память, позволяющую установить связь воспринимаемой информации с уже имеющимися знаниями, а также семантическую идентификацию предмета. Данный тест был впервые опубликован в 1978 году как экспериментальная версия с 85 элементами, которая позже была переработана до 60-предметного варианта. Версия теста ^N^2) сохраняет те же 60 элементов и включает короткую версию из 15 элементов, а также версию с множественным выбором для лучшей оценки целостности лексики. При проведении тестирования пациенту дается 20 секунд для названия предмета. При затруднении исследователь дает пациенту фонетические (первые буквы) или семантические (категория, к которой относится изображенный предмет) подсказки. Наличие большого числа фоне-

тических подсказок указывает на нарушение номинативной функции речи, тогда как потребность в категориальных подсказках указывает на нарушения зрительного гнозиса [61, 71]. На результаты Бостонского теста влияет множество факторов, включая возраст, пол, уровень интеллекта, образования, словарный запас [42]. Легкоузнаваемые предметы могут служить индикаторами патологии, так как в норме такие картинки не вызывают затруднений. Использование более сложных предметов может указывать на степень имеющихся нарушений [49].

Бостонский тест является значимым показателем стороны фокуса эпилепсии [67]. Когнитивные нарушения, выявленные при Бостонском тесте у больных эпилепсией, более значимы при очаге в левой височной области. По имеющимся данным, проблемы называния предметов обусловлены нарушениями зрительного распознавания объектов и/ или невозможностью семантического подбора слова. Дефицит в поиске слов может быть объяснен вовлечением в патологический процесс височной доли, передних и вентральных лобных частей и особенно - нижней лобной извилины. Следовательно, семантическая обработка затрагивает обширные области функции мозга, и отсутствие ответа может быть связано с поражениями в нескольких областях мозга, которые участвуют в различных процессах. Бостонский тест называния обладает 80% чувствительностью и 67% специфичностью для прогнозирования наличия очага в левом полушарии [36]. Больные эпилепсией с левосторонним поражением показали более низкие результаты по сравнению с правосторонним очагом эпилептического процесса [71]. Качественный анализ ошибок позволяет отличить истинные речевые нарушения от нарушения зрительного восприятия, исполнительных функций или внимания и повысить точность латерализации эпилептического очага [18, 51]. Больные с височной эпилепсией могли правильно назвать предмет, но им часто требовалась фонетическая подсказка. При этом у больных с очагом в левом полушарии отмечалась большая длительность ответа и меньшая эффективность фонетических подсказок по сравнению с

больными с правосторонним очагом [28, 41]. Рядом авторов подчеркивается, что способность называния предметов влияет на некоторые показатели обучения и вербальной памяти у пациентов с эпилепсией. При этом дефицит словарного запаса может затруднить оценку функций вербальной памяти. Поэтому оценка способности называния, в том числе с использованием Бостонского теста, является стандартным компонентом нейропсихологической оценки в комплексных программах диагностики и лечения эпилепсии [23, 32].

Заключение

Таким образом, диагностика нейрокогни-тивных расстройств при эпилепсии подразумевает комплексную оценку клинических и психометрических характеристик. Выбор методик, опросников, тестов должен осуществляться таким образом, чтобы достаточно полно охватывать все сферы познавательной деятельности. Для того, чтобы выбрать оптимальный инструмент для быстрого выявления нейрокогнитивных расстройств у лиц, страдающих эпилепсией, необходимо учитывать не только его эффективность и надежность, но также простоту и доступность метода. Анализ литературных данных позволяет предложить последовательность выявления нарушений тех или нейрокогнитивных доменов. На первом этапе исследования для более точной объективизации и количественной оценки имеющихся когнитивных расстройств, определения общей когнитивной способности представляется целесообразным проводить два скрининговых теста (Монреальский опросник MoCA, шкала Адден-брука ACE), которые нацелены на определение всех доменов и степени выраженности когнитивных нарушений. На втором этапе необходимо осуществлять более глубокое и детальное исследование отдельных доменов с применением ряда тестов, нацеленных на выявление нарушений конкретного домена. Применение данных шкал позволяет количественно оценить выраженность когнитивного дефицита, проводить более углубленный анализ когнитивной сферы у лиц, страдающих эпилепсией.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахутина Т.В., Меликян З.А. Нейропсихологическое тестирование: обзор современных тенденций. К 100-летию со дня рождения

A.Р.Лурия. // Клиническая и специальная психология. Научный электронный журнал. 2012. Том 2. №2.

2. Вассерман Л.И., Ананьева Н.И., Вассерман М.В. и соавт. Нейроп-сихологическая диагностика: обоснование и опыт стандартизации и апробации «теста Рея» и «Цифровой корректурной пробы» //Обозрение психиатрии и медицинской психологии им.

B.М.Бехтерева. 2017. № 4. С.73-80.

3. Вассерман Л.И., Чередникова Т.В. Психологическая диагностика нейрокогнитивного дефицита: рестандартизация и апробация методики «Комплексная фигура» Рея-Остеррита.Методические рекомендации. СПб., 2011. 68 с.

4. Вассерман Л.И., Чередникова Т.В. Невербальная методика «Комплексная Фигура» Рея-Остеррита и ее психодиагностическое значение для квалификации нейрокогнитивного дефицита // Сибирский психологический журнал. 2013. №47. С. 13-25.

5. Ведехина С.А. Клиническая психология. Глава 23. Методики, применяемые для исследования внимания. М.: Эксмо, 2008. 32 с.

6. Земляная А.А., Калинин В.В., Железнова Е.В., Соколова Л.В. Динамика когнитивного снижения у больных эпилепсией на протяжении болезни (на примере исполнительских функций) //Журнал неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. 2016. Вып.2. С.25-31.

7. Иванец Н.Н., Царенко Д.М., Боброва М.А. и соавт. Применение модифицированной Адденбрукской когнитивной шкалы для оценки состояния больных в общей медицинской практике // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2012. № 1. С. 52-57.

8. Казенных Т.В., Бохан Н.А. Фармакотерапия и психотерапевтическая коррекция в комплексной терапии больных эпилепсией с психическими расстройствами // Современные проблемы науки и образования. 2019. №1. С.2.

9. Левин О.С., Лавров А.Ю., Васенина Е.Е. и соавт. Валидизация русскоязычной версии модифицированной Адденбрукской когнитивной шкалы для диагностики болезни Альцгеймера //Журнал

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2015. Т. 115. № 6-2. С.36-39 .

Микадзе Ю.В., Меликян З.А., Потапов А.А., Зайцев О.С. Структура дефекта при черепно-мозговой травме легкой и средней степени тяжести и динамика его изменения спустя 3 и 6 месяцев (нейропси-хологическое исследование) // Наследие А.Р.Лурии в современном научном и культурно-историческом контексте. 2012. С. 107-129. Самедова Э.Ф., Крюков В.В., Емельянова И.Н. Особенности самоотчета у больных с психоорганическим синдромом додемент-ного уровня // Доктор.ру. Неврология Психиатрия. 2014. №6 (94). C.88-92.

Соловьева А.П., Горячев Д.В., Архипов В.В. Критерии оценки когнитивных нарушений в клинических исследованиях //Ведомости Научного центра экспертизы средств медицинского применения. 2018. Т8. №4. С.218-230.

Петров В.И., Пантелеева Н.В., Кралько А.А. Патопсихологическая характеристика эпилепсии как свидетельство возможности формирования агрессивного поведения // Военная медицина. 2015. Т2. №35. С.121-125.

Токарева Н.Г., Железнова Е.В. Клинико-психологическая оценка внимания больных эпилепсией // Медико-фармацевтический журнал «Пульс». 2016. С. 28-30.

Alione C., Buono V.L., Corallo F. et al. Neuroimaging and cognitive functions in temporal lobe epilepsy: A review of the literature // J. Neurol. Sci. 2017. N 381. P. 7-15.

Arend J., Kegler A., Caprara A., Almeida C. Depressive, inflammatory, and metabolic factors associated with cognitive impairment in patients with epilepsy //Epilepsy Behav. 2018. N 86. P.49-57. Baker J., Libretto T., Henley W., Zeman A. The Prevalence and Clinical Features of Epileptic Seizures in a Memory Clinic Population // Br. Epilepsy Assoc. 2019. N 71. P.83-92.

Bartha-Doering L., Trinka E. The interictal language profile in adult epilepsy // Epilepsia. 2014. Vol. 55. N10. P.1512-1525. Barulli M.R., Piccininni M., Brugnolo A. et al. The Italian Version of the Test Your Memory (TYM-I): A Tool to Detect Mild Cognitive Impairment in the Clinical Setting // Front. Psychol. 2021. Bello-Lepe S., Alonso-Sánchez M.F., Ortega A. et al. Montreal Cognitive Assessment as Screening Measure for Mild and Major Neurocognitive Disorder in a Chilean Population // DementGeriatr. Cogn. DisExtra. 2020. Vol.10. N 3. P.105-114. Biesbroek J.M., VanZandvoort M.J.E., Kuijf H.J. et al. The anatomy of visuospatial construction revealed by lesion-symptom mapping // Neuropsychologia. 2014. Vol.62. N 1. P. 68-76. Bigler E.D. Neuroimaging and the ROCF. The handbook of Rey-Osterreith Complex Figure usage: Clinical and research applications. Lutz, FL: Psychological Assessment Resources, 2003. Busch R.M., Chapin J.S., Haut J.S. et al. Word-finding difficulties confound performance on verbal cognitive measures in adults with intractable left temporal lobe epilepsy // Epilepsia. 2013. Vol.54. P. e37- e40.

Carson N., Leach L., Murphy K.J. A re-examination of Montreal Cognitive Assessment (MoCA) cutoff scores // Int. J. Geriatr. Psychiatry. 2018. Vol.33. N 2. P. 379-388.

Ciesielska N., Sokolowski R., Mazur E. et al. Is the Montreal Cognitive Assessment (MoCA) test better suited than the Mini-Mental State Examination (MMSE) in mild cognitive impairment (MCI) detection among people aged over 60? Meta-analysis // Psychiatr. Pol. 2016. Vol.50. N 5. P. 1039-1052.

Durant J., Leger G.C., Banks S.J., Miller J.B. Relationship between the Activities of Daily Living Questionnaire and the Montreal Cognitive Assessment // Alzheimer's Dementia: Diagnosis, Assessment Disease Monitoring. 2016. Vol.4. P. 43-46.

Folstein M.F., Folstein S.E., McHugh P.R. «Mini-mental state». A practical method for grading the cognitive state of patients for the clinician // J. Psychiatr. Res. 1975. Vol. 12. N 3. P.189-198. Hamberger M.J., Seidel W.T., McKhann G.M. et al. Hippocampal removal affects visual but not auditory naming // Neurology. 2010. Vol.74. P. 1488-1493.

Hammon J.W. Brain protection during cardiac surgery: circa // J. Extra Corpor. Technol. 2013. Vol.45. N 2. P.116-121. Helmstaedter C., Sadat-Hossieny Z., Kanner A.M., Meador K.J. Cognitive disorders in epilepsy II: Clinical targets, indications and selection of test instruments // Seizure. 2020. Vol.83. P. 223-223. Hermann B.P., Sager M.A., Koscik R.L. Vascular, inflammatory and metabolic factors associated with cognition in aging persons with chronic epilepsy // Epilepsia. 2017. Vol.58. N 11. P.152-156. Ives-Deliperi V.L., Butler J.T. Naming outcomes of anterior temporal lobectomy in epilepsy patients: a systematic review of the literature // Epilepsy Behav. 2012. Vol.24. P. 194-198.

Ives-Deliperi V.L., Butler J.T. Quality of life one year after epilepsy surgery // Epilepsy Behav. 2017. Vol.75. P. 213-217.

34. Jaimes-Bautista A.G. et al. Quantitative and qualitative analysis of semantic verbal fluency in patients with temporal lobe epilepsy // Neurología (English Edition). 2020. Vol.35. N 1. P.1-9.

35. Kulason K., Nouchi R., Hoshikawa Y. et al. The beneficial effects of cognitive training with simple calculation and reading aloud in an elderly postsurgical population: study protocol for a randomized controlled trial // Trials. 2016. Vol.17. P. 3-34.

36. Lancman G., Vazquez-Casals G.A., Perrine K., Feoli E., Myers L. Predictive value of Spanish neuropsychological testing for laterality in patients with epilepsy // Epilepsy Behav. 2012. Vol. 23. N 2. P.142-145.

37. Larner A.J., Mitchell A.J. A meta-analysis of the accuracy of the Addenbrooke's Cognitive Examination (ACE) and the Addenbrooke's Cognitive Examination-Revised (ACE-R) in the detection of dementia // Int. Psychogeriatr. 2014. Vol.26. N 4. P.555-563.

38. LeMonda B.C., MacAllister W., Morrison C. et al. Is formal scoring better than just looking? A comparison of subjective and objective scoring methods of the Rey Complex Figure Test for lateralizing temporal lobe epilepsy //Clin. Neuropsychol. 2020. Online publication.

39. Li X., Jia S., Zhou Z., Jin Y. The role of the Montreal Cognitive Assessment (MoCA) and its memory tasks for detecting mild cognitive impairment // Neurol. Sci. 2018. Vol.39. N 6. P. 1029-1034.

40. Li X., Yang L., Yin J., Yu N., Ye F. Validation Study of the Chinese Version of Addenbrooke's Cognitive Examination III for Diagnosing Mild Cognitive Impairment and Mild Dementia // J. Clin. Neurol. 2019. Vol.15. N 3. P.313-320.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

41. Lomlomdjian C., Solis P., Medel N. et al. A study of word finding difficulties in Spanish speakers with temporal lobe epilepsy // Epilepsy Res. 2011. Vol.97. P.37-44.

42. Martielli T.M., Blackburn L.B. When a funnel becomes a martini glass: Adolescent performance on the Boston Naming Test // Child Neuropsychology. 2016. Vol.22. N 4. P.381-393.

43. Mathon B., Bordes A., Amelot A., Carpentier A. Evaluation of psychomotor functions in patients with drug-resistant epilepsy // Epilepsy Behav. 2020.Vol.106. 106985.

44. McConley R., Martin R, Palmer C.A. et al. Rey Osterrieth complex figure test spatial and figural scoring: Relations to seizure focus and hippocampal pathology in patients with temporal lobe epilepsy // Epilepsy Behav. 2008. Vol.13. N 1. P. 174-177.

45. Meguro K., Constant J. M., Shimada M. et al. Atrophy of the corpus callosum, lesions of the white property and frontal executive dysfunction in normal aging and Alzheimer's disease. Community-based Research: The Tadziriint.Psychogeriatr. Project// Int.Psychogeriatrics. 2003. Vol.15. N 1. P. 9-25.

46. Miller M., Hogue O., Hogan T. Naming decline after epilepsy surgery is associated with subjective language complaints //Epilepsy Behav.2019. Vol. 99. 106484.

47. Moscovich M., Winocur G. The frontal cortex and working with memory// Principles of frontal lobe function /D.T.Stuss, R.T.Knight(Eds.). NY: Oxford University Press, 2002. P.188-209.

48. O'Reilly H., Eltze C., Bennett K. et al. Cognitive outcomes following epilepsy in infancy: a longitudinal community-based study // Epilepsia. 2018. Vol.59. P.2240-2248.

49. Pedroza L.D., Espitia A., Montañés P. et al. Aportes y limitacionesdel Boston naming test: evidencia a partir de controlescolombianosCont ributions and limitations of the Boston Naming Test: Evidence from colombian controls//Acta. Neurol. Colomb. 2016. Vol.32. N 4. P. 290-296.

50. Peixoto B., Machado M., Rocha P. et al. Validation of the Portuguese version of Addenbrooke's Cognitive Examination III in mild cognitive impairment and dementia // AdvancesClin. Exp. Med. 2018. Vol.27. N 6. P.781-786.

51. Ramirez M., Schefft B., Howe S., Hwa-Shain Y., Privitera M. Interictal and postictal language testing accurately lateralizes language dominant temporal lobe complex partial seizures// Epilepsia. 2008. Vol.49. N 1. P.22-32.

52. Rittman T., Ghosh B.C., McColgan P. et. al. Addenbrook cognitive studies for differential diagnosis and longitudinal assessment of patients with parkinsonian disorders // J. Neurol.Nerosurg. Psychiatry. 2013. Vol. 84. P.544-551.

53. Robinson G., Shallice T., Bozzali M., Cipolotti L. The differing roles of the frontal cortex in fluency tests // Brain J. Neurol. 2012. Vol.135. P.2202-2214.

54. Ruff R.M., Light R.H., Parker S.B., Levin H.S. Benton Controlled Oral Word Association Test: reliability and updated norms // Arch. Clin. Neuropsychol. 1996. Vol.11. N 4. P.329-338.

55. Salo S.K., Marceaux J.C., McCoy K.J.M., Hilsabeck R.C. Removing the noose item from the Boston naming test: A step toward antiracist neuropsychological assessment //J.Clin.Neuropsycholt. 2021. Online pub.

56. Salvadori E., Dieci F., Caffarra P., Pantoni L. Qualitative Evaluation of the Immediate Copy of the Rey-Osterrieth Complex Figure:

Comparison Between Vascular and Degenerative MCI Patients // Arch. Clin.Neuropsychol. 2019. Vol.34. N 1. P.14-23.

57. Sen A., Capelli V., Husain M. Cognition and dementia in older patients with epilepsy // Brain. 2018. Vol.141. N 6. P. 1592-1608.

58. Senda M., Terada S., Takenoshita S. et al. Diagnostic Utility of the Addenbrooke'sCognitive Examination - III (ACE-III), Mini-ACE, Mini-Mental State Examination, Montreal Cognitive Assessment, and Hasegawa Dementia Scale-Revised for Detecting Mild Cognitive Impairment and Dementia // Psychogeriatrics. 2020. Vol.20. N 2. P.156-162.

59. Siciliano M., Chiorri C., Passaniti C. et. al. Comparison of alternate and original forms of the Montreal Cognitive Assessment (MoCA): an Italian normative study // Neurol. Sci. 2019. Vol. 40. N 4. P.691-702.

60. Siqueira G.S.A., Hagemann P.M.S., Santos F.H.D. et al. Can MoCA and MMSE Be Interchangeable Cognitive Screening Tools? A Systematic Review // Gerontologist. 2019. Vol.59. N 6. P.e743-e763.

61. Strauss E., Sherman E.M.S., Spreen O.A. Compendium of Neuropsychological Tests: Administration, Norms, and Commentary. Third Edition. NY: Oxford University Press, 2006.P.901-916.

62. Sumerall S.W., Timmons P.L., James A.L., Ewing M.J.M. Expanded norms for the controlled oral word association test // Clin.Psychol. 1997. Vol.53. N 5. P. 517-521.

63. Tailby C., Kowalczyk M.A., Jackson G.D. Cognitive impairment in epilepsy: the role of reduced network flexibility // Ann.Clin. Translational Neurol. 2018. Vol.5. N 1. P. 29-40.

64. Takenoshita S., Terada S., Yoshida H. et al. Validation of Addenbrooke's Cognitive Examination III for Detecting Mild Cognitive Impairment and Dementia in Japan // Geriatr. 2019. Vol.19. N 1. P.123.

65. Tremblay M-P., Potvin O., Callahan B.L. et al. Normative Data for the Rey-Osterrieth and the Taylor Complex Figure Tests in Quebec-French

People // Arch.Clin.Neuropsychol. 2015. Vol.30. N 1. P.78-87.

66. Tsoi K.K., Chan J.Y., Hirai H.W., Wong S.Y., Kwok T.C. Cognitive tests to detect dementia: a systematic review and meta-analysis // JAMA Intern Med. 2015. Vol.175. N 9.P.1450-1458.

67. Umfleet L.G., Janecek J.K., Quasney E. Sensitivity and Specificity of Memory and Naming Tests for Identifying Left Temporal-Lobe Epilepsy // Neuropsychology: Adult.2015. Vol.22. N 3. P. 189-196.

68. VanGilder J.L., Lohse K.R., Duff K. et al. Evidence for associations between Rey-Osterrieth Complex Figure test and motor skill learning in older adults // ActaPsychologica. 2021.Vol.214. 103261

69. Verma K., Chauhan N. Psychiatric Co-Morbidities and Their Association in Epilepsy // Int. J. Res. Rev. 2020. Vol.7. N 2. P.183-187.

70. Vita M.G., Marra C., Spinelli P. et al. Typicality of words produced on a semantic fluency task in amnesic mild cognitive impairment: linguistic analysis and risk of conversion to dementia // J. Alzheimers. Dis. 2014. Vol. 42. P. 1171-1178.

71. Vo W.P., Bailey K.C., Zuverza-Chavarria V. et al. Clinical Comparison of Two Confrontation Naming Measures in Spanish-Speaking People with Epilepsy // J. Int.Neuropsychol. Soc. 2021. Vol.27. N 9. P.1-6.

72. Wild K., Howieson D., Webbe F., Seelye A., Kaye J. Status of computerized cognitive testing inJ. Status of computerized cognitive testing inaging: a systematic review // Alzheimers Dement. 2008. Vol.4. N 6. P.428-437.

73. Yang H., Zhang C., Liu C., Yu T., Zhang G. et.al Brain network alteration in patients with temporal lobe epilepsy with cognitive impairment // Epilepsy Behav. 2018.Vol.81. P. 41-48.

74. Ziad S., Nasreddine M.D., Phillips N.A. The Montreal Cognitive Assessment, MoCA: A Brief Screening Tool for Mild Cognitive Impairment // J. Am.Geriatr.Soc. 2005 .Vol.53. N4. P. 695-699.

ИНСТРУМЕНТЫ ОЦЕНКИ НЕЙРОКОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ У БОЛЬНЫХ ЭПИЛЕПСИЕЙ М.В. Усюкина, М.В. Лаврущик, С.В. Корнилова

В научном обзоре с целью систематизации современных представлений о значении психометрического и нейропсихологиче-ского тестирования в диагностике нейрокогнитивных расстройств при эпилепсии проведён анализ российских и зарубежных публикаций за последние 10 лет по электронным информационным ресурсам (библиотека Elsevier, PubMed, Google Scholar). Выполнен поиск наиболее распространенных и надежных диагностических

методик для комплексной оценки выделяемых нейрокогнитивных доменов. Описана специфика шкал для определения особенностей и степени выраженности конкретных доменов с необходимостью их применения для верификации нейрокогнитивных расстройств при эпилепсии.

Ключевые слова: эпилепсия; когнитивные расстройства, нейро-когнитивные домены, психометрические тесты.

ASSESSMENT TOOLS OF NEUROCOGNITIVE FUNCTIONS IN PATIENTS WITH EPILEPSY

M.V. Usykina, M.V. Lavrushchik, S.V. Kornilova

This scientific review examines modern ideas about the importance of psychometric and neuropsychological testing of diagnostic neurocognitive disorders in epilepsy. Analysis of Russian and foreign publications over 10 years on electronic information resources (Elsevier library, PubMed, Google Scholar). The search for the most common and reliable diagnostic methods for a comprehensive assessment of the

isolated neurocognitive domains has been performed. Article described the specificity of scales for determining and the severity of domains with the need for their use for verification of neurocognitive disorders in epilepsy.

Keywords: epilepsy; cognitive impairment; neurocognitive domains, psychometric tests.

Усюкина Марина Валерьевна - доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник отделения экзогенных психических расстройств ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П.Сербского» Минздрава России; email: marina_gnc@mail.ru

Лаврущик Марина Вячеславовна - кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник отделения экзогенных психических расстройств ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П.Сербского» Минздрава России; email: lmv16534@gmail.com

Корнилова Светлана Викторовна - кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник отделения экзогенных психических расстройств ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П.Сербского» Минздрава России; email: sveta-korn@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.