Научная статья на тему 'Инструменты оптимизацииналоговой нагрузки предприятий малогобизнеса'

Инструменты оптимизацииналоговой нагрузки предприятий малогобизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
459
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГИ / ОПТИМИЗАЦИЯ / СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / ЛИЗИНГ / АУТСОРСИНГ / TAX / OPTIMIZATION / TAXING SYSTEMS / EASING / OUTSOURCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карелова О. Л.

Анализируются инструменты оптимизации налоговых выплат предприятия малогобизнеса применение различных систем налогообложения, лизинг и аутсорсинг. Расче-ты проводятся на примере модельного объекта малого бизнеса ООО «Пример»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyze the set of tools needed to optimize the tax burden for small business,application of different tax systems, leasing and outsourcing.

Текст научной работы на тему «Инструменты оптимизацииналоговой нагрузки предприятий малогобизнеса»

УДК 336.221

□.Л. КАРЕЛОВА

ИНСТРУМЕНТЫ СНИЖЕНИЯ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА

Анализируются инструменты оптимизации налоговых выплат предприятия малого бизнеса - применение различных систем налогообложения, лизинг и аутсорсинг. Расчеты проводятся на примере модельного объекта малого бизнеса ООО «Пример».

Ключевые слова: налоги, оптимизация, система налогообложения, лизинг, аутсорсинг.

The article analyze the set of tools needed to optimize the tax burden for small business, application of different tax systems, leasing and outsourcing.

Key words: tax, optimization, taxing systems, easing, outsourcing.

Необходимым условием существования любого государства являются налоги. Они участвуют в формировании бюджетов разных уровней, являясь одним из источников финансирования выполнения функций государства.

Действующая налоговая система Российской Федерации функционирует с 1 января 1992 г. в соответствии с Законом «Об основах налоговой системы» (от 27 декабря 1991 г.), а с 1 января 2001 г. - Налоговым кодексом Российской Федерации [2, 3].

Согласно определению, изложенному в статье 8 Налогового кодекса, налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [2].

© Карелова О.Л., 2014

Совокупность всех обязательных платежей и взносов в бюджет и во внебюджетные фонды, методы и принципы их построения и составляют налоговую систему. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации обязательные платежи подразделяются на три группы в зависимости от органа, который их изымает и использует: федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги действуют по всей территории России. Они имеют решающее значение как главный ресурс российского государства и в консолидированном (объединенном) бюджете составляют более половины всех налоговых поступлений.

Налоговый кодекс устанавливает следующие виды федеральных налогов [5]:

• налог на добавленную стоимость (НДС);

• акцизы;

• налог на доходы физических лиц (НДФЛ);

• налог на прибыль организаций;

• сборы за пользование объектами животного мира и за пользование

объектами водных биологических ресурсов;

• водный налог;

• государственная пошлина;

• налог на добычу полезных ископаемых.

К региональным налогам относятся:

• транспортный налог;

• налог на игорный бизнес;

• налог на имущество организаций.

К местным налогам относится земельный налог.

Согласно Федеральному закону «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» [5], вступившему в силу 1 января 2010 г., отчисления, производимые предприятием в данные внебюджетные фонды, к числу налогов не относятся. Они являются сборами.

Законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность установления федеральными законами особого порядка исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени - специального налогового режима, не являющегося отдельным видом налога. Таким налоговым режимом может быть предусмотрена замена совокупности налогов и сборов одним налогом. В настоящее время Налоговым кодексом предусмотрены следующие специальные налоговые режимы:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции [2].

В основе всех указанных режимов налогообложения лежит замена уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за отчетный период.

Выбор того или иного специального налогового режима в соответствии с видом деятельности организации играет важную роль в оптимизации налогового бремени коммерческой организации.

Для оптимизации налоговой нагрузки, а именно в целях минимизации предприятием налогооблагаемой базы по налогу на имущество или транспортному налогу, нуждающимся в приобретении основных средств, может быть заключен договор лизинга.

Федеральным законом от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» установлено следующее понятие: «лизинг - совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга [4].

Договор лизинга - договор, в соответствии с которым арендодатель (далее - лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (далее - лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополуча-

телю это имущество за плату во временное владение и пользование».

Срок лизинга, размеры ежемесячных платежей и аванса устанавливаются по согласованию сторон и прописываются в договоре. Как правило, авансовый платеж составляет 10-30% стоимости объекта. Среднегодовое удорожание имущества по договору лизинга составляет 8-12%, что значительно ниже банковского процента по кредиту, ставка по которому составляет 18-25% годовых или 30%, если кредит беззалоговый. Договором могут быть установлены как равномерные ежемесячные лизинговые выплаты, так и неравномерные платежи с учетом сезонности. Покупка оборудования осуществляется за счет лизингодателя с учетом авансового платежа лизингополучателя. Сумма аванса может быть внесена сразу полностью либо может быть разбита на несколько частей и выплачиваться равномерными суммами вместе с лизинговыми платежами. Лизинговые компании осуществляют анализ финансового состояния потенциального лизингополучателя, изучают его кредитную историю. В качестве залога выступает право собственности лизингодателя на предмет лизинга, также может рассматриваться поручительство третьих лиц либо личное поручительство собственников бизнеса.

На цену лизинга влияет размер суммарного финансирования, вид имущества и срок его выкупа. Оборудование является ликвидным активом и может быть легко изъято у лизингополучателя и реализовано лизингодателем в случае неспособности лизингополучателя расплатиться по своим обязательствам. Важно отметить, что лизинг не ухудшает финансовых по-

казателей и не портит структуру баланса предприятия-лизингополучателя. Лизинговые платежи в полном объеме включаются в статью затрат и таким образом уменьшают налогооблагаемую прибыль, в то время как погашение основной суммы долга при выплате кредита идет за счет чистой прибыли предприятия. Договор лизинга определяет, на балансе какого предприятия будет числиться имущество: у лизингодателя или у лизингополучателя. В зависимости от этого устанавливается плательщик налога на имущество. По имуществу, предоставляемому в лизинг, Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено начисление ускоренной амортизации с коэффициентом не выше трех [2]. По истечении срока лизинга имущество переходит на баланс лизингополучателя (если иное не предусмотрено договором) с низкой остаточной стоимостью, т.к. была начислена ускоренная амортизация, из чего следует, что база для начисления налога на имущество по данному виду основных средств, когда они появятся на балансе лизингополучателя, составит значительно меньшую сумму, чем в случае поступления основных средств на баланс предприятия с первоначальной стоимостью.

Лизинг для малого бизнеса - удобная и, как правило, более выгодная альтернатива кредитованию для приобретения оборудования в целях увеличения объема реализации. Процесс оформления договора лизинга менее трудоемкий и затратный, т.к. требования к лизингополучателю значительно ниже, чем к заемщику. Для заключения договора не требуется залог, т.к. имущество остается в собственности

лизингодателя и может быть приобретено лизингополучателем после истечения срока договора по остаточной стоимости, которая будет существенно ниже первоначальной ввиду того, что на объект лизинга в течение всего срока договора начисляется ускоренная амортизация. Кроме того, процент по лизингу, как правило, ниже банковского процента по кредиту, а лизинговые платежи относятся на затраты, что позволяет уменьшить налогооблагаемую базу.

Помимо договора лизинга оборудования предприятие также может заключить договор о предоставлении персонала или заключить договор с аутсорсинговой компанией о передаче ей некоторых бизнес-функций, не являющихся основными видами деятельности для данного предприятия.

Аутсорсинг - использование внешней организации (поставщика) для обработки банковских и других финансовых данных при осуществлении коммерческих операций [1].

В современном мире понятие «аутсорсинг» применяется не только к операциям, связанным с обработкой финансовых документов. В широком смысле под аутсорсингом понимают передачу некоторых функций или целых бизнес-процессов сторонней организации.

От аутсорсинга следует отличать понятие «лизинг персонала» или, по-другому, «аутсорсинг персонала». Разница между этими двумя понятиями заключается в том, что в первом случае сотрудник, осуществляющий переданные в его исполнение функции, как правило, работает в компании-поставщике услуг и может время от времени приезжать в компанию-

потребителя услуг для того, чтобы забрать документы на обработку, если договором не предусмотрено иное. А лизинг персонала (аутсорсинг персонала) предполагает передачу сотрудника во временное распоряжение компании-потребителю услуг, при этом заключается соглашение о предоставлении персонала, а не договор об оказании услуг. Предоставление квалифицированного персонала в данном случае является единственным обязательством компании-поставщика. Документом, подтверждающим фактическое выполнение обязательств по предоставлению персонала, является акт о предоставлении персонала, а не акт об оказании услуг.

Аутстаффинг предполагает выведение персонала из штата компании и оформление его в штат агентства, которое берет на себя обязательства по выплате заработной платы и необходимых социальных отчислений, оформлению трудовых договоров, выдаче справок и т.д.

Все перечисленные способы найма персонала в равной степени влияют на налогооблагаемую базу, т.к. расходы на услуги по предоставлению персонала являются прочими расходами, включаемыми в расходы от реализации, которые учитываются при налогообложении прибыли в соответствии со статьей 264 Налогового кодекса Российской Федерации.

Итог анализа инструментов оптимизации налогового бремени оформим в табл. 1.

Для оценки эффективности применения рассмотренных методов оптимизации налогового бремени целесообразно использовать систему показателей, приведенную в табл. 2 [6].

Таблица 2

Показатели эффективности налоговой оптимизации

Таблица 1

Инструменты оптимизации налогового бремени организации

Инструмент оптимизации Краткая характеристика

Применение упрощенной системы налогообложения Избавляет от уплаты следующих налогов: - налог на прибыль; -НДС; -налог на имущество организаций

Заключение договора лизинга оборудования 1. Уменьшает налогооблагаемую прибыль. 2. Избавляет от уплаты налога на имущество, если оно числится на балансе лизингодателя. 3. Имущество переходит на баланс лизингополучателя с низкой остаточной стоимостью, т.к. в течение срока договора на него начислялась ускоренная амортизация

Аутсорсинг и лизинг персонала 1. Увеличивает сумму НДС к возмещению. 2. Избавляет от уплаты взносов во внебюджетные фонды

Наименование показателя Алгоритм расчета

Общий коэффициент эффективности налогообложения Чистая прибыль Совокупные налоговые издержки

Налогоемкость продаж Совокупные налоговые издержки Объем продаж

Коэффициент налогообложения доходов Оборотные налоговые издержки Выручка от реализации товаров, работ, услуг

Коэффициент налогообложения затрат Налоговые издержки, относимые на затраты Совокупные затраты

Коэффициент налогообложения прибыли Налоговые издержки, относимые на прибыль Прибыль

Эти показатели позволят сравнить результаты применения рассмотренных методов оптимизации налогового бремени на предприятии.

Эффективность методов оптимизации налогового бремени определяется для каждого предприятия индивидуально, т.к. не существует универсальной схемы формирования налоговой политики организации с целью оптимизации налогообложения. Налоговая политика разрабатывается организа-

цией самостоятельно, в рамках налогового законодательства.

В качестве примера рассмотрим оптимизацию налоговой нагрузки предприятия малого бизнеса ООО «Пример». Количество работников, занятых на данном предприятии, - 3 человека, а выручка за год составила 2,87 млн руб., что позволяет отнести данное предприятие к разряду микропредприятий, т.к. среднесписочная численность работников не превысила 15 человек,

а выручка не превысила 60 млн руб. А это значит, что у данного предприятия есть возможность выбора следующих налоговых режимов:

1) Общий режим налогообложения.

2) Упрощенная система налогообложения.

Для того чтобы определить, какой из двух возможных методов оптимизации налогового бремени является более эффективным, необходимо рассчитать сумму налогов, подлежащую уплате в рамках каждого из допустимых для данного предприятия режимов налогообложения.

Сумма налогов, подлежащих уплате в рамках общего режима налогообложения (налог на прибыль (1527 руб.) + + НДС (34 167 руб.) + страховые взносы во внебюджетные фонды (46 338 руб.)), составляет 82 032 руб.

Согласно статье 145 Налогового кодекса Российской Федерации [2], для освобождения от уплаты НДС должны быть выполнены следующие условия: во-первых, общая сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) за три последних календарных месяца не должна превышать 2 млн руб. (без учета НДС). Сумма выручки ООО «Пример» за три последних календарных месяца составила 738 899 руб., что не превышает допустимый порог в 2 млн руб.; во-вторых, фирма (предприниматель), претендующая на освобождение от уплаты НДС, не должна продавать подакцизные товары в течение трех предшествующих месяцев.

Тогда налоговое бремя для ООО «Пример» в рамках общего режима налогообложения уменьшится на сумму НДС и составит соответственно:

Налог на прибыль (1527 руб.) + страховые взносы во внебюджетные фонды (46 337,98 руб.) = 47 865 руб.

Упрощенная система налогообложения может рассматриваться ООО «Пример» как способ оптимизации налогового бремени.

Предприниматель сам определяет налогооблагаемую базу:

- доходы, облагаемые по ставке 6%;

- «доходы - расходы», облагаемые по ставке 15%.

Сумма налогового бремени при применении упрощенной системы налогообложения будет рассчитываться следующим образом:

Единый налог (19 393,35 руб.) + страховые взносы во внебюджетные фонды (46 337,98 руб.) = 65 731,33 руб.

Сравнивая полученные суммы, можно выбрать оптимальную систему налогообложения. В данном случае это будет общая система налогообложения при условии освобождения от НДС.

При условии покупки нового оборудования и возникновении потребности в дополнительном персонале рассмотрим возможность оптимизации налогового бремени для предприятия в новых предполагаемых условиях, проанализируем несколько альтернативных вариантов привлечения ресурсов.

Допустим, потребуется дополнительное оборудование, на закупку которого необходим 1 млн руб. В целях оптимизации налогового бремени, которое возникнет ввиду появления на балансе предприятия дополнительного имущества, предполагается рассмотреть два способа привлечения необходимых средств: взять кредит в банке на покупку оборудования; заключить договор лизинга.

Суммы налоговых платежей, подлежащих уплате, представлены в табл. 3, а критерии сравнения - в табл. 4.

Таблица 3

Суммы налоговых платежей, подлежащих уплате

Налог Сумма отчислений при получении кредита (руб.) Сумма отчислений при заключении договора лизинга (руб.)

Налог на прибыль 452 977 423 633

НДС 3 571 401 3521754

Налог на имущество 28 402 0

Транспортный налог 6140 0

Взносы во внебюджетные фонды 3 877 141 3 877 141

Итого выплат 7 936 061 7 822 528

Таблица 4

Критерии сравнения показателей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Значение показателя Значение показателя

Критерий сравнения при получении при заключении

кредита договора лизинга

Чистая прибыль 939 445 1 694 534

Совокупные налоговые издержки 7 936 061 7 822 528

Общий коэффициент эффективности налогообложения 0,12 0,22

Анализ значений приведенных показателей свидетельствует о том, что увеличение объемов реализации и привлечение средств путем заключения договора лизинга является более эффективным, чем привлечение кредитных средств, т.к. при использовании этой схемы значение общего коэффициента эффективности налогообложения больше, чем при схеме «кредит»: 0,22 > 0,12.

Критерии сравнения показателе

Рассмотрим возможности применения аутсорсинга. Для освоения новых площадей и увеличения объемов реализации необходимо нанять дополнительных сотрудников. Планируемая штатная структура подразумевает заполнение следующих вакансий:

1. Бухгалтер - 1 должность.

2. Рабочий - 2 должности.

Таблица 5 при использовании аутсорсинга

Значение показателя Значение показателя

Критерий сравнения до применения с учетом применения

аутсорсинга аутсорсинга

Чистая прибыль 1 694 534 5010 164

Совокупные налоговые издержки 7 822 528 6 810 892

Общий коэффициент эффективности налогообложения 0,22 0,74

Таким образом, в среднесрочной перспективе, предполагающей увеличение объема реализации, приобретение основных средств и расширение штата сотрудников, наиболее эффективным

для ООО «Пример» можно считать сочетание двух способов оптимизации налогового бремени: заключение договора лизинга оборудования и привлечение сотрудников аутсорсинговой компании.

ЛИТЕРАТУРА

1. Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 1997.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. М.: Омега-Л, 2011.

3. Федеральный Закон от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

4. Федеральный Закон от 29 октября 1998 г. № 164 «О финансовой аренде (лизинге)».

5. Федеральный Закон от 24 июля 2009 г.

№ 212 «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

6. Шарапова Н.Н. Механизм оптимизации налогообложения прибыли организаций в Российской Федерации в условиях финансовой нестабильности: дис. ... канд. экон. наук. М, 2010.

УДК 658 : 64.012

Т.И. ГУРОВА

ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В СЕРВИСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дается определение сферы услуг и характеристика сервисной деятельности. Отмечены особенности управления сервисной деятельностью. Подчеркивается, что для более эффективной системы управления необходимо расширение ресурсной базы обслуживания и использование информационных ресурсов. Раскрывается важная роль информационного отдела, а также содержание, цель, функции информационного менеджмента. Ключевые слова: сфера услуг, сервисная деятельность, информационные технологии, система управления организацией, информационный менеджмент.

The article gives description of the service sphere and characterizes the service activity. The author gives management specifications in service sphere and shows the importance of information service, the structure, purpose, functions of informational management.

Key words: service sphere, service activity, IT, systems of organization management, information management.

Сфера услуг как система подобна системе производства в промышленно-

© Гурова Т.И., 2014

сти: в обоих случаях есть определенные затраты (ресурсы) и есть операционный процесс, в результате которого предприятие получает готовый

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.