Научная статья на тему 'Инструменты оптимизации страховых тарифов страховщика'

Инструменты оптимизации страховых тарифов страховщика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1130
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
СТРАХОВАНИЕ / СТРАХОВЩИК / СТРАХОВАТЕЛЬ / СТРАХОВОЙ РЫНОК / СТРАХОВОЙ ТАРИФ / СТРАХОВОЙ СЛУЧАЙ / ОПТИМИЗАЦИЯ / ТАРИФНАЯ СТАВКА / БРУТТО-СТАВКА / НЕТТО-СТАВКА / НАГРУЗКА / АНДЕРРАЙТИНГ / ФРАНШИЗА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шор Инна Михайловна, Шелестова Дилдарахон Абдисамадовна

В статье исследуется такой критерий оптимизации тарифных отношений, как страховой тариф. Проведенный анализ позволил сделать выводы о необходимости оптимизации страховых тарифов страховщика с помощью основных инструментов, таких как экономия расходов на ведение дела, снижение размера нетто-ставки и нормы прибыли в тарифах, включение в условия договора страхования установления франшизы с указанием ее вида, использование системы скидок к менее убыточным страхователям, выполнение страхователями мероприятий по снижению вероятности наступления страховых случаев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инструменты оптимизации страховых тарифов страховщика»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12/2015 ISSN 2410-700Х_

6. Севастьянов, Д.В. Развитие внутреннего туризма в России. Региональный аспект / Д.В. Севастьянов, А.А. Григорьев, Е.М. Коростелев, Л.О. Зелюткина // Сервису и туризму - инновационное развитие: материалы VII междунар. науч. конф., 20 апр. 2015 г. / отв. ред. Т.С. Комиссарова.- СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2015. С. 15-19.

7. Социальная статистика: учебник / под ред. чл.-корр. РАН И.И. Елисеевой. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2001. 480 с.

8. Туризм в Тверской области: статистический сборник. Тверь, 2014. 81 с.

9. Шипов, А.В. Индекс гостеприимства как обобщающий показатель развития индустрии сервиса / А.В. Шипов, О.К. Ермишкина, Д.А. Белихин // Сервису и туризму - инновационное развитие: материалы VII междунар. науч. конф., 20 апр. 2015 г. / отв. ред. Т.С. Комиссарова. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2015. С.49 - 56.

10.Шипов, А.В. Индекс гостеприимства Центрального и Северо-Западного федеральных округов: сравнительный аспект / А.В. Шипов, Д.А. Белихин // Вестник тверского государственного технического университета: научный журнал. Серия «Науки об обществе и гуманитарные науки» Тверь: Тверской государственный технический университет, 2015. № 1. С. 69-80.

11.Шипов, А.В. Индекс человеческого развития как универсальный аналитический инструментарий оценки качества и уровня жизни населения с учетом национальных приоритетов / А.В. Шипов, Д.А. Белихин // Проблемы экономики, организации и управления в России и мире: Материалы V Междунар. научно-практ. конф. (23 апреля 2014 г.); отв. ред. Н.В. Уварина. Прага, Чешская Республика: WORLD PRESS s.r.o., 2014. С. 434 - 448.

© Шипов А.В., Ермишкина О.К., 2015

УДК 368:346.965.711

Шор Инна Михайловна, к.э.н., доцент кафедры корпоративных финансов и банковской деятельности ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет», г. Волгоград, Российская Федерация

E-mail: [email protected] Шелестова Дилдарахон Абдисамадовна к.э.н., доцент кафедры корпоративных финансов и банковской деятельности ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет», г. Волгоград, Российская Федерация

E-mail: [email protected]

ИНСТРУМЕНТЫ ОПТИМИЗАЦИИ СТРАХОВЫХ ТАРИФОВ СТРАХОВЩИКА

Аннотация

В статье исследуется такой критерий оптимизации тарифных отношений, как страховой тариф. Проведенный анализ позволил сделать выводы о необходимости оптимизации страховых тарифов страховщика с помощью основных инструментов, таких как экономия расходов на ведение дела, снижение размера нетто-ставки и нормы прибыли в тарифах, включение в условия договора страхования установления франшизы с указанием ее вида, использование системы скидок к менее убыточным страхователям, выполнение страхователями мероприятий по снижению вероятности наступления страховых случаев.

Ключевые слова

Страхование, страховщик, страхователь, страховой рынок, страховой тариф, страховой случай, оптимизация, тарифная ставка, брутто-ставка, нетто-ставка, нагрузка, андеррайтинг, франшиза.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12/2015 ISSN 2410-700Х_

Основным критерием оптимизации тарифных отношений является страховой тариф. Страховой тариф представляет собой совокупность тарифных ставок. В свою очередь тарифная ставка есть цена страхового риска и других расходов страховщика на организацию страхования. Тарифную ставку, по которой заключается договор страхования, называют брутто-ставкой. В структуре брутто-ставки главной является нетто-ставка, на долю которой приходится 60-95% в зависимости от вида страхования, а на долю нагрузки, соответственно 5-40%. Такое структурное соотношение частей страхового тарифа обусловлено следующим положением.

Нетто-ставка определяется с учетом многолетней страховой статистики об убытках, и страховая организация не может напрямую повлиять на ее уменьшение. Кроме того, расчет нетто-ставки находится под контролем государства, так как оно заинтересовано в обеспечении достаточного уровня финансовой устойчивости страховщиков. Благодаря нетто-ставке обеспечивается осуществление страховых выплат в будущем. Тем не менее, косвенно страховая организация может повлиять на уменьшение нетто-ставки, если сформирует страховой портфель из малоубыточных страхователей. К примеру, в классическом варианте страхование автотранспортных средств относится к наиболее убыточным видам страхования, так как в нем преобладают убыточные страхователи, то есть застрахованных водителей, с которыми происходят страховые случаи, намного больше, чем застрахованных водителей, с которыми страховых случаев вообще не происходит. Поэтому страховые организации определяют среднюю нетто-ставку, и в результате этого менее убыточные страхователи вынуждены платить за более убыточных. При всем этом может быть и обратная ситуация, когда страховой портфель включает наименее убыточных страхователей, с которыми редко происходят страховые случаи, - рассчитанная по такому портфелю нетто-ставка становится ниже [1].

Чтобы пояснить данную ситуацию, приведем пример отечественного страховщика, который предлагает своим клиентам значительно более низкие по сравнению с конкурентами страховые тарифы. Низкая цена обеспечивается, прежде всего, тщательной селекцией рисков и четкой ориентацией на менее убыточных страхователей. На сайте компании декларируется: «Мы принимаем на страхование только опытных водителей, редко попадающих в аварии. Наши клиенты не платят за аварии молодых и начинающих водителей, а это, как показывает статистика, около 80% всех выплат». Компания четко определяет требования к страхователям и автомобилю. Хотя эти требования достаточно жесткие, тем не менее, они позволяют компании значительно снизить нетто-ставку по сравнению с конкурентами.

В то же время тщательная селекция рынка, четко дифференцированные страховые тарифы по всем видам страхования (не только по страхованию автотранспорта) - это экономически оправданная практика, которой должны придерживаться страховые компании, чтобы сформировать сбалансированный страховой портфель. Привлекать в компанию менее убыточных страхователей можно не только за счет установленных жестких ограничений, но и за счет работы со страховыми посредниками, например, путем установления более высокого комиссионного вознаграждения при заключении договора с менее убыточным клиентом.

В отношении нагрузки отметим, что страховщик может напрямую влиять на все ее составляющие элементы. Такой критерий оптимизации тарифных отношений, как снижение РВД, выгоден не только страхователям, но и страховщикам. Для страхователей это означает возможное снижение стоимости страхового продукта, для страховщика - получение дополнительной прибыли. Однако у отечественных страховщиков по отдельным видам страхования РВД составляют до 30-40% от страхового тарифа, что особенно это актуально для московского региона, в то время как на развитых страховых рынках данный показатель редко превышает 10%. Страховщики используют различные механизмы для экономии расходов на ведение дела: внедрение информационных систем, снижение комиссии посредникам, снижение административных и управленческих расходов.

Уменьшение нормы прибыли в тарифе также способно снизить размер страхового тарифа. Страховые организации на развитых страховых рынках получают основной доход за счет прибыли от размещения страховых резервов и собственных средств, поэтому величиной прибыли в тарифах можно и вовсе пренебречь [2]. Наряду с этим, по мнению ряда теоретиков в области страхового дела, установление определенной нормы прибыли в страховом тарифе нарушает главный принцип страхования -эквивалентность отношений сторон, задействованных в страховании. Этот принцип является базой для

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12/2015 ISSN 2410-700Х_

расчета страховых тарифов, при которых планируемые нетто-премии должны соответствовать будущим страховым выплатам. Фактически должна планироваться нулевая прибыль, что в западной практике называется термином «андеррайтерский результат» и означает «точку финансового равновесия страховых операций».

Снижение размера страхового тарифа за счет уменьшения отчислений на предупредительные мероприятия не всегда может привести к положительным результатам. Проведение предупредительных мероприятий позволяет сократить вероятность наступления страхового случая или размер возможного ущерба. Отчислениями на такие мероприятия не стоит жертвовать в пользу краткосрочного уменьшения страхового тарифа, так как это может отрицательно отразиться как на страховой организации - вынуждена будет оплачивать высокое страховое возмещение, так и на страхователе - возникнет убыток, которого при должной осмотрительности можно было бы избежать. В долгосрочной перспективе регулярные отчисления на предупредительные мероприятия позволят уменьшить размер тарифа за счет снижения убыточности и пересчета нетто-ставки.

Низкие страховые тарифы также могут обеспечиваться наличием большого количества понижающих коэффициентов. В то же время страхователи заинтересованы только в скидках с базового тарифа. Тем не менее, страховщики вынуждены использовать, помимо скидок с тарифа, и повышающие коэффициенты, поскольку конкретные индивидуальные риски, которые принимаются на страхование, отличаются от средних рисков по виду страхования, подлежащему актуарным расчетам. Для учета индивидуальных особенностей страховых рисков базовый (средний) тариф повышают или понижают, применяя специальные поправочные коэффициенты, которые учитывают отклонения индивидуальных рисков от средних значений. На практике при страховании сложных рисков страховые организации могут применять множество поправочных коэффициентов - их количество составляет несколько десятков, а при страховании массовых рисков - порядка пяти-семи. В данном случае страховщик не может полностью идти навстречу страхователю, применяя исключительно скидки с тарифа без повышающих коэффициентов ввиду следующих аспектов андеррайтинга:

- экономического аспекта. Применение поправочных коэффициентов обеспечивает формирование страхового фонда в размере, достаточном для выполнения страховщиком своих обязательств и обеспечивающем заданную финансовую устойчивость;

- коммерческого аспекта - антиселекции риска. Страховые тарифы являются одним из важных инструментов селекции рисков. Неправильная тарифная политика может привести к тому, что в портфеле страховщика окажутся неблагоприятные для него риски (антиселекция рисков). При этом под неблагоприятными рисками понимаются не риски с большей вероятностью страховых событий вообще, а риски, вероятность наступления страховых случаев при которых значительно выше значения вероятности, использованного при расчете тарифных ставок. Последствиями антиселекции может быть нехватка страхового фонда для осуществления страховых выплат, что в свою очередь может привести к разорению страховщика;

- мотивационного аспекта. Величина страховых тарифов напрямую зависит от вероятности возникновения страхового случая. Страхователь может снизить вероятность возникновения страхового случая, а следовательно, и получить скидку с тарифа, если осуществит предупредительные мероприятия. Например, страхователь может установить системы пожаротушения, металлические решетки на окнах, а при перевозке груза обеспечить наличие охраны.

Низкий тариф страховые организации предлагают при наличии франшизы. При этом страховщики активно включают в договоры страхования условие о франшизе, так как она достаточно выгодна для них, поскольку они освобождаются от расходов, которые связаны с ликвидацией мелких убытков. Во многих случаях такие расходы могут превысить размер убытка.

Отечественные страховые компании давно и широко используют франшизу в массовых видах страхования, то есть там, где первостепенное значение имеет цена страхового продукта, - страховании автотранспорта, добровольном страховании автогражданской ответственности, в страховании имущества граждан, страховании граждан, выезжающих за рубеж и др.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12/2015 ISSN 2410-700Х_

На отечественном страховом рынке многие страховые организации не акцентируют внимание страхователей на условии о франшизе в договоре страхования, рассчитывая на то, что страхователи, как правило, читают договор невнимательно. Впоследствии страхователь, приобретая страховой продукт по низкому тарифу, на стадии урегулирования убытка узнает, что страховое возмещение ему выплачено, не будет, так как размер убытка ниже франшизы. Такие методы страховых организаций порождают резко негативное отношение страхователя к страховщику, механизму установления франшизы и проведения страховых операций.

Тем не менее, договор страхования с франшизой может быть выгоден страхователю. Такие выгоды проявляются:

- в экономии денежных средств - страховой продукт с франшизой дешевле;

- экономии времени - даже по мелким убыткам страховая выплата происходит не сразу, и в страховую компанию необходимо представить комплект документов, которые страхователь вынужден получать самостоятельно.

Для страхователя использование франшизы экономически целесообразно в случае, когда скидка с премии выше размера франшизы.

Большинство отечественных страховщиков предлагают своим клиентам безусловную франшизу. Многие страхователи не разбираются в нюансах страхования и на этапе заключения договора им не разъясняется значение безусловной франшизы. Это также порождает негативное отношение со стороны клиента на этапе урегулирования убытков: в тот момент, когда клиента уведомляют, что ему будет оплачен ущерб за вычетом установленного размера франшизы.

Обычно безусловная франшиза применяется по крупным и опасным рискам, побуждая страхователя к более внимательному отношению к застрахованному имуществу. При этом безусловная франшиза может быть достаточно высокой. Крупные промышленные предприятия часто используют ее, поскольку величина страховой премии в данном случае снижается, а на долю страховой компании приходятся лишь крупные и катастрофические ущербы. Крупное предприятие часть ущерба (в размере величины франшизы) может урегулировать самостоятельно за счет самострахования, то есть создания на предприятии специальных резервных фондов. Однако для предприятий малого и среднего бизнеса, а также для физических лиц безусловная франшиза не всегда выгодна - более выгодно применение условной франшизы.

На этапе заключения договора страхования страховщик обязан письменно объяснить клиенту суть и значение франшизы, чтобы избежать конфликтных ситуаций в будущем.

Таким образом, страховщики могут использовать такой критерий оптимизации тарифных отношений, как низкий тариф, за счет следующих факторов:

- экономии РВД;

- снижения размера нетто-ставки и нормы прибыли в тарифах;

- включения в договор страхования условия о франшизе (с указанием вида франшизы);

- предоставления скидок менее убыточным клиентам;

- выполнения страхователями мероприятий по снижению вероятности наступления страхового случая.

При использовании данного критерия следует различать предоставление пониженного тарифа и такое

понятие, как демпинг. Если страховщик грамотно управляет своими расходами на ведение дела, получает высокую прибыль от инвестиций, он может позволить себе предоставление клиентам тарифа ниже среднерыночного.

Список использованной литературы:

1. Трофимова М.А. Критерии оптимизации финансовых отношений в страховании с позиций страхователя-клиента страховой компании. [Электронный ресурс]. URL: http://www.lawmix.ru/bux/64418. (дата обращения: 01.12.2015).

2. Шор И.М. Менеджмент финансовых ресурсов страховой компании. Монография. - Волгоград: Издательство ВолГУ, 2013. - 162 с.

© Шор И.М., Шелестова Д.А., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.