XIVМеждународная научно-практическая конференция УДК 659
Даурова Нафисет Заурбиевна Daurova Nafiset Zaurbievna
кандидат экономических наук, доцент Candidate of Economics, Associate Professor Адыгейский государственный университет Adyghe State University, Бюллер Елена Александровна Buller Elena Alexandrovna кандидат экономических наук, доцент Candidate of Economics, Associate Professor Адыгейский государственный университет Adyghe State University
ИНСТРУМЕНТЫ ОНЛАЙН-МАРКЕТИНГА В УСЛОВИЯХ ЗАМЕДЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
ONLINE MARKETING TOOLS UNDER ECONOMIC GROWTH SLOWS
Аннотация: В данной статье описаны изменения потребительского спроса в период самоизоляции, перехода на удаленную работу и в результате -значительное увеличение спроса на онлайн-услуги. Рассматриваются основные инструменты для продвижения в интернете и изменения их долей при переходе бизнеса из автономного в онлайн-режим. Так же перечислены характеристики наиболее уязвимых для пандемии и самых быстрорастущих бизнес-отраслей, а также маркетинговые инструменты для их продвижения. В статье содержатся международные рекомендации по онлайн-маркетингу для малого бизнеса в контексте замедления экономического роста и самоизоляции населения.
Abstract: This article describes the changes in consumer demand during the period of self-isolation, the transition to remote work and, as a result, a significant increase in the demand for online services. The main tools for promoting on the Internet and changing their shares during the transition of a business from offline to online mode are considered. It also lists the characteristics of the most vulnerable to the pandemic and the fastest growing business industries, as well as marketing tools for their promotion. The article provides international guidelines for online marketing for small businesses in the context of slowing economic growth and self-isolation of the population.
«Инновационные аспекты развития науки и техники» Ключевые слова, интернет - маркетинг, COVID-19, пандемия, онлайн, бизнес, услуги, реклама, самоизоляция.
Keywords, Internet marketing, COVID-19, pandemic, online, business, services, advertising, self-isolation.
В 2020 году произошло замедление экономического роста в глобальном масштабе, что вызвано было пандемией COVID-19. Данное обстоятельство прямым образом оказало влияние на сферу интернет-маркетинга, цифрового или онлайн-маркетинга. Так как миллионы потребителей товаров и услуг соблюдали режим самоизоляции, перешли на удаленную работу, либо лишились основных доходов, значительно возросло использование современных коммуникационных средств, следовательно и интернет-маркетинга.
По данным коммуникационных агентств, кризис вызванный коронавирусом, а также режим самоизоляции значительно изменили медиа-поведение пользователей, а так же их привычные методы приобретения товаров и услуг. Среднее время, проводимое людьми в социальных сетях с использованием мобильного-серфинга, в условиях пандемии возросло до 5-6 часов в день, в то же время вовлеченность аудитории выросла до 80% при прежних показателях в 5-20% [1, с.73] До пандемии большее внимание уделялось в подавляющем большинстве дорогостоящим инструментам маркетинга, как изучение рынка с использованием сети-интернет, развитие и продвижение сайтов компаний, совершенствование и продвижение онлайн-магазинов, однако в данный момент акцент перенесен в область социальных сетей и маркетинга вирусного типа. [2,с.40]
На данный момент, самые актуальные инструменты интернет-маркетинга представлены:
Таргетинг - реклама в социальных сетях.
Реклама с использованием Яндекс Директ, Google Adwards, или контекстная реклама.
XIVМеждународная научно-практическая конференция Оптимизация выдачи в основных поисковых системах - Яндекс,
Google или SEO.
Баннерная реклама на сайтах.
Рассылка рекламных сообщений на почту.
Social Media Marketing - продвижение рекламного контента в социальных сетях [4,с.64].
Предприятия, которые полноценно функционировали и в период COVID-19 были вынуждены перейти в on-line, так же изменить маркетинговые стратегии с целью поиска подходящих каналов продвижения в интернете, опираясь при этом на SMM [5, с.6].
Изменения затронули и отношение специалистов интернет-маркетинга на методы продвижения сайтов и особенности их функционирования. Базовыми метриками оценки интернет-маркетинга представлены затраты, то есть стоимость каждого лида и уровень конверсии, методы поддержания эффекта и скорость его наступления, наравне с частотностью применения методов цифрового маркетинга и методов повышения эффективности работы с аудиторией [3,с.36].
Основной аббревиатурой в деятельности современных интернет маркетологов - это КР1 - это метрики и показатели наглядно демонстрирующие эффективность того или иного метода продвижения применяемого в процессе рекламной коммуникации. КР1 преимущественно представлено в виде ряда цифровых показателей, которые в свою очередь могут быть интерпретированы как результат, и представлять собой множество разнообразных данных.
Например, если возникает необходимость произвести оценку эффективности работы сайта, который является торговой площадкой, то базовыми метриками будут являться следующие: количество посетителей; количество отказов; количество возвратов товара;
«Инновационные аспекты развития науки и техники» конверсия - то есть процентное соотношение выражающееся как отношение тех, кто зашел на сайт и тех, кто совершил покупку;
CR (conversion rate) - процентное соотношение целевых действий при визитах к количеству визитов в общем.. Коэффициент конверсии демонстрирует эффективность рекламного канала или эффективность конверсии сайтом посетителей.
Основные показатели эффективности деятельности проекта могут быть использованы для наиболее точного выбора и сравнения методов продвижения контента в цифровых коммуникациях с поправкой на динамику множества показателей во времени, а так же основные показатели эффективности деятельности проекта прямым образом коррелируют с целями и задачами дальнейшего развития проекта [8].
По словам С. Коноплицкого, больше всего пострадали туристические услуги; бронирование квартир и апартаментов в гостиницах; HoReCa; розничная торговля группы непродовольственных товаров; импорт по разным направлениям; деятельность с сфере рекламы, образовательные услуги; событийная сфера; а так же многие бизнесы из сферы B2B, то есть услуги предоставляемые безносом для бизнеса(например, полная остановка доставки еды в учебные заведения, туристические площадки и т. д.).
Тактика перехода на on-line торговлю и развития интернет-каналов - продвижение всех отраслей, продолжающих функционировать во время пандемии, коррелирует с данными об изменении активности россиян в сети во время пандемии COVID-19. Так, согласно исследованию Mail.ru Group и ResearchMe, проведенному в апреле 2020 года, люди в самоизоляции стали чаще читать новости (70%) и учиться онлайн (58%). Почти четверть (23%) интересовались онлайн-классами и экскурсиями в музеи, каждый пятый (20%) - доступом к образовательным Интернет-сайтам, 21%
XIVМеждународная научно-практическая конференция респондентов начали использовать Интернет для заказа и доставки
продуктов, а 35% - из кафе. 53% подтвердили, что все необходимые им
услуги доступны в период карантина. При этом 23% респондентов не
имеют возможности проконсультироваться с врачом онлайн, а 18%
хотели бы заказать доставку товаров из аптеки. В спиртосодержащих
напитках нуждаются 11% россиян (15% мужчин и 8% женщин). [6,с.45]
Изменение рынка онлайн-рекламы были проанализирована
рекламным трекером Red Track. По словам И. Быстровой, в США и
России с начала марта объемы онлайн-трафика увеличились в среднем
на 20-30%. Существует постоянный рост в области медиа, в
платформах для производства и распространения контента
(развлечения, образование), в предоставлении коммуникационных
продуктов и услуг. [13,с.206]
Наибольшее снижение уровня продаж и трафика на рынке в
России стоит отметить в следующих сферах:
Событийна сфера развлечений оффлайн рынка.
Сфера связанная с туристической деятельностью
Сфера продаж и аренды транспортных средств,
Товары брендов премиального уровня
Сфера реализации подарочных товаров и флористические магазины.
Bazaarvoice опросила более 5000 потребителей в разных странах, чтобы узнать больше об их покупках во время вспышки коронавируса. Большинство признают, что теперь они покупают в Интернете больше, чем раньше: в США (62%), в Канаде (59%), в Мексике (70%), в Великобритании (58%), во Франции (41%). , в Германии (32%)) и Австралии (47%).
Так же стоит отметить тенденцию роста маркетинговых бюджетов большинства прошедших опрос компаний в период пандемии. В планы многих компаний входило потратить на маркетинг
«Инновационные аспекты развития науки и техники» 11,3% от собственных бюджетов в феврале 2020 года. Однако уже в
июне 2020 года планируемый маркетинговый бюджет вырос до 12,6%
[7].
Так же стоит отметить, что средний чек в онлайн магазинах вырос для большинства россиян. Для гипермаркетов средний чек вырос с 14% до 22%, для супермаркетов же чек вырос с 15% до 21%,
Исходя из этого, становится особенно актуальным наличие витрин в онлайн-магазинах [9, с.55].
Исходя из ситуации на рынке, интернет-маркетологи сформировали 2 необходимых критерия для спасения бизнеса от краха:
1. Любой бизнес в современных условиях должен быть нацелен на онлайн
2.Необходимо стремиться к увеличению числа и регулярности контактов с потребителями с помощью социальных сетей.
С целью помощи малым предприятиям, особенно пострадавшим от пандемии СОУГО-19, было опубликовано специальное руководство по онлайн-маркетингу, в котором рекомендуются следующие шаги:
Внести информацию о компании на сайты онлайн-услуг;
Имеет значение наличие геолокации и читаемой карты на вашем
сайте.
Станьте участником местных торговых сообществ.
Во время пандемии СОУГО-19 онлайн-маркетинг претерпел значительные изменения. Рекламные бюджеты крупных производителей сократились, что привело к сосредоточению внимания на недорогих прямых каналах связи с покупателями (социальные сети, прямая рассылка по электронной почте). В то же время началось совершенствование веб-сайтов, работа с контентом и создание мобильных версий сайтов. Производители товаров и услуг, для которых подобные меры являлись возможностью поддержать свой бизнес, перешли в онлайн-режим.
XIV Международная научно-практическая конференция Библиографический список:
1. Болдышева А. Эпидемия контента. Маркетинг в социальных сетях и блогосфере / А. Болдышева, Б. МакКоннелл, Д. Хуба; пер. с англ. А. В. Болдышевой. — Москва ; Санкт-Петербург : Вершина, 2008.
- 185 с.
2. Шапа Н. Н. Интернет-маркетинг, как инструмент развития современного предприятия / Н. Н. Шапа, А. А. Лобань // Вюник Придшпровсько! державно! академи будiвнищва та армтектури. - 2014.
- N° 6. - С. 42-47. - Режим доступа: http://nbuv.gov.ua/UJRN/Vpabia 2014 6 11
3. Евдокимова О.С. «Анализ существующих инструментов интернет - маркетинга» Экономика в теории и на практике: Актуальные вопросы и современные аспекты. Сборник статей III Международной научно-практической конференции. 2020 Издательство: "Наука и Просвещение" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrarv.ru/item.asp?id=42309401
4. Чахлова К.В. Актуальность интернет - маркетинга для предпринимателя. Журнал «Производственный менеджмент: теория, методология, практика» №2 5, 2016 Стр.: 178-180 [Электронный ресурс].
- Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=25919522
5. Ивантер Зарина. Как написать продающий текст в период кризиса. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://mbm.mos.ru/education/ obuchavushchiye-meroprivativa/kak-napisat-prodavushchiv-tekst-v-period-krizisa 820502
6. «Исследование Mail.ru Group: как ведут себя пользователи рунета в период распространения коронавируса» Advertology.Ru 28.04.2020 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.advertologv.ru/article 14903 0.htm
«Инновационные аспекты развития науки и техники»
7.Наталья Шевелева. «Влияние короновируса на маркетинг и
рекламу: подробное исследование» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://livepage.pro/blog/coronavirus-impact-on-marketing.html
8. Шевченко Дмитрий Анатольевич. «Эффективность маркетинга на виртуальных рынках: обзор существующих подходов и методик». [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://cyber 1eninka.ru/artic1e/n/effektivnost-digita1-marketinga-na-virtua1nyh-rynkah-obzor-suschestvuyuschih-podhodov-i-metodik
9. Как рынок маркетинга переживет пандемию — два сценария. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://trends.rbc. ru/trends/innovation/5eb2e2859a7947961ff32bfb