Научная статья на тему 'ИНСТРУМЕНТЫ МОНИТОРИНГА СОЦИАЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ "БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"'

ИНСТРУМЕНТЫ МОНИТОРИНГА СОЦИАЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ "БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ" Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
47
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОНИТОРИНГ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ВЕБ-АНАЛИТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ИНСТРУМЕНТЫ ВЕБ-АНАЛИТИКИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Малышева Елена Николаевна, Уленко Юлия Владимировна

В современных условиях цифровизации общества библиотеки активно используют новые форматы коммуникации с пользователями, что накладывает и новые требования к подготовке студентов направления «Библиотечно-информационная деятельность». В статье рассматривается обучение студентов данного направления методике оценки эффективности работы библиотечных учреждений на социальных площадках. В качестве инструментов веб-аналитики социальных площадок рассматриваются сервисы Socstat.ru, Babkee.ru. Авторами выделены показатели, дающие общую характеристику сообщества социальной сети «ВКонтакте» исследуемой библиотеки (число подписчиков, общее число постов, средний охват поста, количество постов, добавленных за период, среднее количество постов в день), а также показатели активности сообщества (количество реакций, среднее количество реакций на пост, коэффициенты вовлеченности по сообществу и по посту). В статье представлены практико-ориентированные задания для студентов, направленные на формирование умений и навыков использования инструментов вебаналитики. Предложенная методика анализа социальных площадок может послужить инструментом, позволяющим оценить эффективность проведенных библиотекой мероприятий, а также в целом оценить работу учреждения в социальной сети. Данная методика может быть рекомендована студентам направлений подготовки, связанных с маркетингом информационных продуктов и услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Малышева Елена Николаевна, Уленко Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOOLS FOR MONITORING SOCIAL PLATFORMS IN TEACHING STUDENTS OF THE DIRECTION LIBRARY AND INFORMATION ACTIVITIES

In modern conditions of digitalization of society, libraries actively use new formats of communication with users, which imposes new requirements for the training of students in the direction of Library and information activities. The article discusses the teaching of students of this direction to the methodology of evaluating the effectiveness of library institutions on social platforms. Socstat.ru and Babki.ru services are considered as web analytics tools for social platforms. The authors have identified indicators that give a general characteristic of the VKontakte community of the library under study (the number of subscribers, the total number of posts, the average coverage of the post, the number of posts added during the period, the average number of posts per day), as well as indicators of community activity (the number of reactions, the average number of reactions to the post, engagement coefficients for the community and the post). The article presents practice-oriented tasks for students aimed at developing skills in using web analytics tools. The proposed methodology for analyzing social sites can serve as a tool to evaluate the effectiveness of the activities carried out by the library, as well as to evaluate the work of the institution in the social network in general. This technique can be recommended to students of areas of study related to the marketing of information products and services.

Текст научной работы на тему «ИНСТРУМЕНТЫ МОНИТОРИНГА СОЦИАЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ "БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"»

k realizatsii deyatel'nostnogo podkhoda v podgotovke pedagogicheskikh kadrov [Requirements for the modernization of the main professional educational programs (OPOP) for the training of pedagogical personnel in accordance with the professional standard of a teacher: proposals for the implementation of an activity-based approach in the training of pedagogical personnel]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education], 2014, vol. 19, no. 3, pp. 105-126. (In Russ.).

13. Minakova O.V. Model' formirovaniya analitiko-refleksivnoy kompetentnosti budushchego vracha v protsesse professional'noy podgotovki: avtoreferat dis. ... kand. ped. nauk [A model for the formation of analytical and reflexive competence of a future doctor in the process of professional training. Author's abstract of diss. PhD in pedagogy: 13.00.08]. Orel, 2021. 22 p. (In Russ.).

14. Nikolaeva M.A. Integrativnyy podkhod k professional'noy podgotovke studenta - budushchego spetsialista po reklame [Integrative approach to professional training of a student - a future advertising specialist]. Kazanskaya nauka [Kazan Science], 2012, no. 3, pp. 304-309. (In Russ.).

15. O prakticheskoy podgotovke obuchayushchikhsya (s izmeneniyami i dopolneniyami): prikaz Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya RF i Ministerstva prosveshcheniya RF ot 5 avgusta 2020 goda № 885/390 [On practical training of students (with amendments and additions): Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation and the Ministry of Education of the Russian Federation dated August 5, 2020 No. 885/390]. (In Russ.). Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009110053?ysclid=l95f9bz 6u739672113 (accessed 10.10.2022).

16. Rossiyskaya Federatsiya. Zakony. O vnesenii izmeneniy v Federal'nyy zakon "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Fed-eratsii" i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federatsii: Federal'nyy zakon № 403-FZ: prinyat Gosdumoy 21.11.2019: odobren Sovetom Federatsii 25.11.2019 [Russian Federation. Laws. On Amendments to the Federal Law "On Education in the Russian Federation" and Certain Legislative Acts of the Russian Federation: Federal Law No. 403-FZ: adopted by the State Duma on 21.11.2019: approved by the Federation Council on 25.11.2019.]. (In Russ.). Available at: https://base.garant.ru/73090882/?ysclid=l60bs10qx9844217206 (accessed 10.10.2022).

17. Salazkina L.P. Opyt i perspektivy organizatsii proizvodstvennoy praktiki studentov [Experience and prospects of the organization of students' industrial practice]. VestnikKemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2015, no. 30, pp. 207-211. (In Russ.).

18. Khomchenko A.I. Aktual'nost' obobshchennoy modeli formirovaniya professional'nogo opyta kursantov voenno-go vuza v protsesse prakticheskoy podgotovki [The relevance of the generalized model of the formation of professional experience of military university cadets in the process of practical training]. Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya "Gumanitarnye nauki" [Modern Science: actual problems of theory and practice. Humanities Series], 2017, no. 10, pp. 122-126. (In Russ.).

УДК 378

Doi: 10.31773/2078-1768-2022-61-216-222

ИНСТРУМЕНТЫ МОНИТОРИНГА СОЦИАЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Малышева Елена Николаевна, кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры цифровых технологий и ресурсов, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: selenanmal@gmail.com

Уленко Юлия Владимировна, старший преподаватель кафедры цифровых технологий и ресурсов, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: ule1@mail.ru

В современных условиях цифровизации общества библиотеки активно используют новые форматы коммуникации с пользователями, что накладывает и новые требования к подготовке студентов направления «Библиотечно-информационная деятельность». В статье рассматривается обучение студентов данного направления методике оценки эффективности работы библиотечных учреждений

на социальных площадках. В качестве инструментов веб-аналитики социальных площадок рассматриваются сервисы Socstat.ru, Babkee.ru.

Авторами выделены показатели, дающие общую характеристику сообщества социальной сети «ВКонтакте» исследуемой библиотеки (число подписчиков, общее число постов, средний охват поста, количество постов, добавленных за период, среднее количество постов в день), а также показатели активности сообщества (количество реакций, среднее количество реакций на пост, коэффициенты вовлеченности по сообществу и по посту). В статье представлены практико-ориентированные задания для студентов, направленные на формирование умений и навыков использования инструментов веб-аналитики.

Предложенная методика анализа социальных площадок может послужить инструментом, позволяющим оценить эффективность проведенных библиотекой мероприятий, а также в целом оценить работу учреждения в социальной сети. Данная методика может быть рекомендована студентам направлений подготовки, связанных с маркетингом информационных продуктов и услуг.

Ключевые слова: библиотечно-информационная деятельность, мониторинг, социальные сети, веб-аналитические исследования, инструменты веб-аналитики.

TOOLS FOR MONITORING SOCIAL PLATFORMS IN TEACHING STUDENTS OF THE DIRECTION LIBRARY AND INFORMATION

ACTIVITIES

Malysheva Elena Nikolaevna, PhD in Physics and Mathematics, Associate Professor, Associate Professor of Department of Digital Technologies and Resources, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: selenanmal@gmail.com

Ulenko Yuliya Vladimirovna, Sr Instructor of Department of Digital Technologies and Resources, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: ule1@mail.ru

In modern conditions of digitalization of society, libraries actively use new formats of communication with users, which imposes new requirements for the training of students in the direction of Library and information activities. The article discusses the teaching of students of this direction to the methodology of evaluating the effectiveness of library institutions on social platforms. Socstat.ru and Babki.ru services are considered as web analytics tools for social platforms.

The authors have identified indicators that give a general characteristic of the VKontakte community of the library under study (the number of subscribers, the total number of posts, the average coverage of the post, the number of posts added during the period, the average number of posts per day), as well as indicators of community activity (the number of reactions, the average number of reactions to the post, engagement coefficients for the community and the post). The article presents practice-oriented tasks for students aimed at developing skills in using web analytics tools.

The proposed methodology for analyzing social sites can serve as a tool to evaluate the effectiveness of the activities carried out by the library, as well as to evaluate the work of the institution in the social network in general. This technique can be recommended to students of areas of study related to the marketing of information products and services.

Keywords: library and information activities, monitoring, social networks, web analytical research, web analytics tools.

Развитие общества обусловливается появлением новых пространств для профессиональной деятельности. В образовательном процессе активно используются возможности виртуальной

среды: сетевые сервисы, социальные платформы. Решение различных образовательных задач посредством социальных сетей рассматривается многими авторами [1; 8; 12; 13], в частности, со-

циальные сети характеризуются как дополнительные системы управления обучением.

В настоящее время библиотечное сообщество активно использует различные виртуальные площадки для позиционирования своего учреждения, продвижения своих информационных услуг, учитывая меняющиеся в условиях цифровой трансформации потребности пользователей [2; 3].

Современные библиотекари проводят массу удаленных мероприятий в сети, площадками для которых становятся социальные сети. Среди основных направлений работы библиотек выделяют web-аналитические исследования, позволяющие проанализировать эффективность их работы в социальных сетях. Важность осуществления мониторинга вовлеченности в мероприятия участников групп, оценка степени их активности отмечаются в работах исследователей [9-11].

Современные инструменты web-аналитики эффективны для оценки деятельности библиотеки на социальных площадках, так как позволяют объективно и по разным параметрам проанализировать эффективность работы учреждения в Интернете, изучить поведение пользователей и их предпочтения, выявить и устранить технические ошибки, определить стратегические направления развития учреждений в web-среде.

Обзор web-аналитических инструментов для работы с социальными аккаунтами библиотек представлен в работах [4; 10]. В работе [10] авторы выделяют группу сервисов для генерации заголовков и оптимизации контента, для мониторинга и отслеживания упоминаний в Интернете, а также для оценки эффективности работы учреждения в сети. Однако ряд анализируемых инструментов утратил свою актуальность в связи с переменами в цифровой структуре России. Российские пользователи осуществляют переход на отечественные ресурсы: «ВКонтакте», «Одноклассники», «Яндекс Дзен», «Телеграм», Rutube. Библиотечные учреждения прекратили развивать свои сообщества в социальных сетях Facebook, Instagram, Twitter, ограничили свою работу в Tik-Tok и Youtube. Поэтому в настоящее время актуальным является вопрос об аналитических инструментах, которые осуществляют анализ отечественных сетей. Такими инструментами остаются Socstat.ru и Babkee.ru, позволяющие осуществить мониторинг российских социальных медиа.

В настоящее время современный библиотекарь должен быть многопрофильным специалистом: не только хранителем и популяризатором культурного наследия, менеджером и маркетологом в библиотечно-информационной сфере, но и аналитиком, умеющим оценивать деятельность библиотечного учреждения в интернет-пространстве.

В работе [5] обосновывается необходимость овладения обучающимися инструментами web-аналитики.

В Кемеровском государственном институте культуры на кафедре цифровых технологий и ресурсов ведется обучение студентов по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» (профили «Технология автоматизированных библиотечно-информационных систем», «Цифровые технологии и ресурсы»).

Внедрение сервисов web-аналитики в учебный процесс позволит студентам, обучающимся по направлению «Библиотечно-информационная деятельность», овладеть данными профессиональными умениями и навыками, делая их конкурентоспособными на рынке труда. В рамках дисциплин «Информационные ресурсы общества», «Управление информационными ресурсами», «Маркетинг в библиотечно-информационной деятельности», «Сетевые технологии» для студентов направления «Библиотечно-информационная деятельность» были разработаны лабораторные работы, практико-ориентированные задания, позволяющие осуществить мониторинг работы учреждения в виртуальной среде.

Для оценки эффективности библиотечных web-ресурсов важно не только получать статистические данные аналитических инструментов, но и корректно их интерпретировать.

Рассмотрим основные понятия, необходимые для проведения web-аналитических исследований работы учреждений библиотечно-информацион-ной сферы в социальных сетях.

Реакция - любое действие пользователя (лайк, репост, комментарий).

Важным статистическим индикатором эффективности работы библиотеки в социальной сети является показатель общей активности. Под общей активностью следует понимать общее количество активных действий пользователя (лай-кы, репосты, комментарии) за определенный период времени.

Охват постов - число уникальных пользователей, просмотревших публикацию (пост).

Одним из количественных показателей эффективности работы учреждения в социальной сети является коэффициент вовлеченности подписчиков. Выделяют общий коэффициент вовлеченности (для сообщества в целом) и коэффициент вовлеченности для конкретного поста (по охвату).

Коэффициент вовлеченности (Engagement Rate - ER) - один из количественных показателей оценки обратной связи с пользователями, характеризующий степень их взаимодействия с контентом. Выделяют различные виды коэффициента вовлеченности: по сообществу, по посту, по охвату. В зависимости от поставленной задачи используются различные методики его расчета.

Коэффициент вовлеченности по сообществу отражает общую активность сообщества, степень участия пользователей в обсуждении, оценке контента:

У. (ложи +репосты + комментарии) Кол - во подписчиков

■ 100%.

Коэффициент вовлеченности по посту дает оценку средней полезности размещенного контента:

+ репосты + комментарии)

ER = -

Кая — во подписчиков ■ Кол — во добавленных постов

100%.

Коэффициент вовлеченности для конкретного поста позволяет оценить реакцию пользователей на проведенное мероприятие, размещенный контент.

Приведем пример практико-ориентирован-ного задания: в социальной сети Кемеровской научной библиотеки Кузбасса имени В. Д. Фёдорова выявить посты, опубликованные за последний месяц. Определить коэффициент вовлеченности по сообществу, а также коэффициент вовлеченности по посту.

Далее студентам предлагается осуществить анализ определенного мероприятия учреждения библиотечно-информационной сферы на конкретной площадке. В ходе исследования они заполняют таблицу 1.

Таблица 1

Анализ вовлеченности пользователей социальной сети в библиотечное мероприятие

Название поста Кол-во лайков Кол-во репо-стов Кол-во комментариев Общая активность Кол-во просмотров

Таким образом, рассчитывая коэффициенты вовлеченности, студенты делают выводы об эффективности проведенного мероприятия.

Согласно исследованиям, выполненным для федеральных библиотек и библиотек Кемеровской области, наиболее популярной социальной сетью для библиотечного сообщества является сеть «ВКонтакте» [6; 7].

Эффективность работы учреждения библио-течно-информационной сферы в социальной сети «ВКонтакте» позволяет оценить сервис Socstat. ги. Для работы с данным инструментов web-аналитики необходима регистрация в этой социальной сети. Бесплатно можно проанализировать два сообщества в социальной сети, третье - при подписке на группу данного сервиса («Аналитика групп ВКонтакте»).

Студентам для оценки деятельности работы библиотечного учреждения, согласно разработанной методике, предлагается два объекта мониторинга.

Показатели таблицы 2 дают общую характеристику сообщества библиотечных учреждений социальной сети «ВКонтакте».

Для выявления количества (доли) «мертвых» аккаунтов в сообществе используется встроенный инструмент социальной сети «ВКонтакте» (https://vk.com/deactusers?mid=2556121).

Таблица 2

Общая характеристика сообществ исследуемых библиотек социальной сети «ВКонтакте»

(по состоянию на определенную дату)

На- Число Кол-во Об- Сред- Кол-во Сред-

зва- под- (доля) щее ний добав- нее

ние писчи- «мерт- чис- охват ленных кол-во

биб- ков вых» ло по- постов по-

лио- акка- по- стов за пе- стов

теки унтов стов риод в день

Для оценки эффективности работы библиотеки в социальной сети выделены показатели активности сообщества, представленные в таблице 3.

Таблица 3

Показатели активности сообществ исследуемых библиотек социальной сети «ВКонтакте» (по состоянию на определенную дату)

На- Кол-во Среднее Средняя Средняя

звание реакций кол-во вовлечен- вовле-

биб- (лайки,репо- реакций ность ченность

лио- сты, коммен- на пост по со- по посту,

теки тарии) обществу, %

за период %

Результаты проведенного исследования представляются студентами в виде таблиц, сопровождаются анализом показателей, контент-стратегии учреждения, рекомендациями по совершенствованию деятельности библиотеки на данной социальной площадке.

Также сервис позволяет провести сравнительный анализ сообществ социальной сети «ВКонтакте» по различным показателям: по активности, охвату, количеству добавленных постов, коэффициенту вовлеченности по посту.

Одним из полезных инструментов по наблюдению за социальными медиа является сервис Babkee.ru, позволяющий осуществить мониторинг сообщений в различных социальных сетях, проанализировать эффективность проведения того или иного мероприятия. Особенностью сервиса является возможность определения тональности отзывов на проведенные мероприятия (позитивно, нейтрально, негативно). В бесплатной версии можно осуществлять анализ работы в Сети двух библиотек.

Приведем пример практико-ориентированно-го задания по работе с данным сервисом.

Студентам предлагается осуществить анализ отзывов на конкретное мероприятие библиотеки (в частности, «Библионочь»). При работе с сервисом студенты, задавая объект мониторинга, формируют облако ключевых слов, на основе которого будет осуществляться оценка отзывов на проведенное мероприятие. Результаты исследования визуализируются студентами в виде диаграммы, по негативным отзывам выделяются недостатки, по позитивным - делается вывод об эффективности проведенного мероприятия.

Мониторинг деятельности библиотеки в социальных сетях позволяет более эффективно вести работу по привлечению пользователей в библиотеки и вовлечению их в социальные коммуникации.

Внедрение сервисов web-аналитики в учебный процесс способствует формированию у студентов цифровых (профессиональных) компетенций, связанных с анализом и оценкой информационных ресурсов, позволяет усилить практическую подготовку студентов в сфере продвижения информационных продуктов и услуг и активизирует их познавательную активность.

Полученные в ходе выполнения практико-ориентированных заданий умения и навыки в дальнейшем позволят будущим специалистам использовать их при позиционировании библиотек на социальных площадках, оптимизировать би-блиотечно-информационную деятельность в виртуальном пространстве, что согласуется с концепцией современной библиотеки и цифровизации общества. В настоящее время специалист, способный осуществлять эффективную деятельность в цифровой среде, способен вывести библиотеку на новый уровень развития при цифровой трансформации.

Литература

1. Вдовин С. А. Роль социальных сетей в дистанционном обучении // Актуальные вопросы образования. -2021. - № 2. - С. 217-221.

2. Забузов О. Н., Александрова П. Г. Социальные сети в рекламной деятельности современных публичных библиотек: результаты исследования // Культура: теория и практика. - 2020. - № 3 (36). - С. 13-24.

3. Катуева Я. В. Библиотека Российской академии наук в социальных сетях / Я. В. Катуева, А. А. Боримова, А. Н. Новоселова, А. А. Ашихмин // Библиосфера. - 2018. - № 4. - С. 75-81.

4. Кряжева М. Ф. Веб-аналитический инструментарий: возможности использования в библиотечно-информа-ционной деятельности // Культура: теория и практика. - 2016. - № 2(11). - С. 21.

5. Малышева Е. Н., Уленко Ю. В. Обучение студентов инструментам интернет-маркетинга (на примере направлений подготовки «Библиотечно-информационная деятельность», «Документоведение и архивоведение») // Бизнес. Образование. Право. - 2019. - № 3 (48). - С. 379-383. - Doi: 10.25683/VOLBI.2019.48.330.

6. Малышева Е. Н. Федеральные библиотеки в виртуальном пространстве: анализ состояния и перспективы деятельности // Научные и технические библиотеки. - 2021. - № 9. - С. 73-90. - Doi: 10.33186/1027-3689-20219-73-90.

7. Малышева Е. Н., Уленко Ю. В. Деятельность библиотек Кемеровской области в социальных сетях: результаты мониторинга // Развитие кадрового потенциала библиотек Российской Федерации в условиях цифровой экономики: сб. науч. ст. Всероссийской научно-практической конференции, реализуемой в рамках Федерального проекта «Творческие люди» (Национальный проект «Культура»). - Кемерово: Кемеров. гос. ин-т культуры, 2021. - С. 155-163.

8. Нурутдинова А. Р., Дмитриева Е. В. Использование сайтов социальных сетей в контексте высшего образования: различия в результатах обучения между Moodle и Facebook // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 1. - С. 19-28.

9. Редькина Н. С. Оценка деятельности библиотеки в социальных сетях инструментами веб-аналитики // Научные и технические библиотеки. - 2018. - № 3. - С. 16-23.

10. Ударцева О. М., Редькина Н. С. Веб-инструменты оценки социальных аккаунтов библиотек // Труды ГПНТБ СО РАН. - 2018. - № 13-2. - С. 154-171.

11. Ударцева О. М. Менеджмент библиотечных веб-ресурсов // Научные и технические библиотеки. - 2020. -№ 2. - С. 105-124. - Doi: 10.33186/1027-3689-2020-2-105-124.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Четаева М. А., Селиверстова К. А. Применение социальных сетей в технологии проблемно-интерактивного обучения // Поволжский вестник науки. - 2021. - № 1(19). - С. 102-106.

13. Шумилин В. П., Шумилина Н. Г. Влияние социальных сетей на процесс обучения студентов // Вестник педагогических наук. - 2021. - № 8. - С. 83-87.

References

1. Vdovin S.A. Rol' sotsial'nykh setey v distantsionnom obuchenii [The role of social networks in distance learning]. Aktual'nye voprosy obrazovaniya [Actual issues of education], 2021, no. 2, pp. 217-221. (In Russ.).

2. Zabuzov O.N., Aleksandrova P.G. Sotsial'nye seti v reklamnoy deyatel'nosti sovremennykh publichnykh bibliotek: rezul'taty issledovaniya [Social networks in the advertising activities of modern public libraries: research results]. Kul'tura: teoriya i praktika [Culture: theory and practice], 2020, no. 3 (36), pp. 13-24. (In Russ.).

3. Katueva Ya.V., Borimova A.A., Novoselova A.N., Ashikhmin A.A. Biblioteka Rossiyskoy akademii nauk v sotsial'nykh setyakh [Library of the Russian Academy of Sciences in social networks]. Bibliosfera [Bibliosphere], 2018, no. 4, pp. 75-81. (In Russ.).

4. Kryazheva M.F. Veb-analiticheskiy instrumentariy: vozmozhnosti ispol'zovaniya v bibliotechno-informatsionnoy deyatel'nosti [Web-analytical tools: possibilities of use in library and information activities]. Kul'tura: teoriya ipraktika [Culture: theory and practice], 2016, no. 2(11), p. 21. (In Russ.).

5. Malysheva E.N., Ulenko Yu.V. Obuchenie studentov instrumentam internet-marketinga (na primere napravleniy podgotovki "Bibliotechno-informatsionnaya deyatel'nost'", "Dokumentovedenie i arkhivovedenie") [Teaching students the tools of Internet marketing (on the example of the areas of training "Library and Information Activity", "Document Science and Archiving")]. Biznes. Obrazovanie. Pravo [Business. Education. Right], 2019, no. 3 (48), pp. 379-383, doi: 10.25683/V0LBI.2019.48.330. (In Russ.).

6. Malysheva E.N. Federal'nye biblioteki v virtual'nom prostranstve: analiz sostoyaniya i perspektivy deyatel'nosti [Federal libraries in the virtual space: analysis of the state and prospects of activities]. Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki [Scientific and technical libraries], 2021, no. 9, pp. 73-90, doi: 10.33186/1027-3689-2021-9-73-90. (In Russ.).

7. Malysheva E.N., Ulenko Yu.V. Deyatel'nost' bibliotek Kemerovskoy oblasti v sotsial'nykh setyakh: rezul'taty monitoringa [The activities of the libraries of the Kemerovo region in social networks: monitoring results]. Razvitie kadro-vogo potentsiala bibliotek Rossiyskoy Federatsii v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki: sbornik nauchnykh statey Vse-rossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, realizuemoy v ramkakh Federal'nogo proekta "Tvorcheskie lyudi" (Natsional'nyy proekt "Kul'tura") [Development of the personnel potential of libraries in the Russian Federation in the digital economy Collection of scientific articles of the All-Russian scientific and practical conference, implemented within the framework of the Federal project "Creative people" (National project "Culture")]. Kemerovo, Kemerovo State University of Culture Publ., 2021, pp. 155-163. (In Russ.).

8. Nurutdinova A.R., Dmitrieva E.V. Ispol'zovanie saytov sotsial'nykh setey v kontekste vysshego obrazovaniya: razlichiya v rezul'tatakh obucheniya mezhdu Moodle i Facebook [The use of social networking sites in the context of higher education: differences in learning outcomes between Moodle and Facebook]. Sovremennyeproblemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2018, no. 1, pp. 19-28. (In Russ.).

9. Redkina N.S. Otsenka deyatel'nosti biblioteki v sotsial'nykh setyakh instrumentami veb-analitiki [Evaluation of the library activity in social networks using web analytics tools]. Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki [Scientific and technical libraries], 2018, no. 3, pp. 16-23. (In Russ.).

10. Udartseva O.M., Redkina N.S. Veb-instrumenty otsenki sotsial'nykh akkauntov bibliotek [Web tools for assessing the social accounts of libraries]. Trudy GPNTB SO RAN [Proceedings of the State Public Library for Science and Technology of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences], 2018, no. 13-2, pp. 154-171. (In Russ.).

11. Udartseva O.M. Menedzhment bibliotechnykh veb-resursov [Management of library web resources]. Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki [Scientific and technical libraries], 2020, no. 2, pp. 105-124, doi: 10.33186/1027-3689-20202-105-124. (In Russ.).

12. Chetaeva M.A., Seliverstova K.A. Primenenie sotsial'nykh setey v tekhnologii problemno-interaktivnogo obucheni-ya [The use of social networks in the technology of problem-based interactive learning]. Povolzhskiy vestnik nauki [Povolzhsky Bulletin of Science], 2021, no. 1(19), pp. 102-106. (In Russ.).

13. Shumilin V.P., Shumilina N.G. Vliyanie sotsial'nykh setey na protsess obucheniya studentov [Influence of social networks on the process of teaching students]. Vestnik pedagogicheskikh nauk [Bulletin of Pedagogical Sciences], 2021, no. 8, pp. 83-87. (In Russ.).

УДК 001.5:339.138:[069:387.1(470+571)]

Doi: 10.31773/2078-1768-2022-61-222-230

ИЗУЧЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ МУЗЕЙНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Шаховалова Елена Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры музеологии и туризма, Алтайский государственный институт культуры (г. Барнаул, РФ). E-mail: esh1001@mail.ru

В статье рассматривается опыт изучения современных маркетинговых коммуникаций будущими музеологами. В условиях практической деятельности сотрудники музеев недостаточно эффективно используют современные маркетинговые коммуникации в работе с посетителями, в продвижении услуг музея, в реализации стратегии развития музейного учреждения. Целью статьи является раскрытие ключевых аспектов формирования профессиональных организационно-управленческих компетенций посредством анализа теоретических основ, осмысления сущности, содержания, функций, современных форм, методов, средств маркетинговых коммуникаций в музейной деятельности.

Ключевым аспектом в технологии маркетинговой коммуникаций для привлечения целевой аудитории является качество предоставления услуг, обусловливающее выбор музея потенциальными посетителями, поскольку формирует в сознании социума образ, имидж музея. Имидж музея создается при помощи современных креативных форм маркетинговых коммуникаций: рекламы, паблик рилейшенз, мифодизайна и брендинга. На примере ряда музеев Алтайского края рассмотрены аспекты создания и использования бренда музейными учреждениями («Мир времени», «Мир камня», «Город», «Алтайский государственный мемориальный музей Г. С. Титова»).

В статье рассматривается опыт работы музейных учреждений федерального и регионального уровней по использованию современных маркетинговых коммуникаций («Кижи», «Архангельский музей деревянного зодчества» «Малые Корелы», «Томская Писаница», «Рождение сказки и Славянской мифологии», «Бийский краеведческий музей имени В. В. Бианки», «Алтайский государственный краеведческий музей»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.