М.Ф.КРЯЖЕВА, В.С.НУЖДИНОВА ВЕБ-АНАЛИТИЧЕСКИИ ИНСТРУМЕНТАРИИ:
ВОЗМОЖНОСТИ^^^СПОЛЬЗОВАНИЯ^^^^^^ИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИ2НН2Й
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье даётся обоснование значимости применения веб-аналитических технологий в работе библиотеки. Анализируются функции электронных сетевых представительств библиотек (сайт, сообществ в социальных сетях и др.) как объектов веб-аналитики, рассматриваются «внешний» и «внутренний» уровни веб-аналитики, веб-аналитические системы свободного доступа, способы и средства интерпретации полученных в результате анализа данных для оптимизации библиотечно-информационной деятельности.
Ключевые слова: веб-аналитика, веб-аналитические технологии, веб-аналитические системы, электронные сетевые представительства, электронная сетевая среда, интернет, библиотеки
M. Kryazheva, V. Nuzhdinova
WEB ANALYTICS: THE POSSIBILITIES OF USING OF LIBRARY AND INFORMATION ACTIVITY
The article substantiates the importance of using web analytics technologies in the activity of libraries. Are analyses the functions of electronic network offices of libraries (sites, communities in social networks, etc.) as objects of web analytics, are considered «external» and «internal» levels of web analytics, web analytics systems of free access, methods and resources of interpretation of data for optimization of library and information work.
Key words: web analytics, web analytics technology, web analytics systems, electronic network offices, electronic network environment, internet, libraries
^^^МФ;КРЯЖЕВА^С1;НУЖДИН2ВА^ЕБ;АНАЛИТИЧЕС1КИИ^Н£ТРУМЕНТА£ИИ:
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В настоящий момент пространством реализации деятельности различных организаций и учреждений являются не только предметные области реального мира, но и электронная сетевая среда, глобальная информационная сеть интернет. Интернет-представительства могут активно предоставлять услуги в Сети, могут просто информировать о работе организации - в любом случае их значимость весьма высока.
Интернет-представительства библиотек (официальные сайты, сообщества в социальных сетях, видеоканалы и пр.) не являются исключением. Их функциональность можно определять с помощью различных параметров. Некоторые параметры предполагаются, но сложно вычисляются: например, 1) корреляция между посещением интернет-представительства библиотеки и последующим посещением самой библиотеки «в реале»; 2) повышения уровня информационной / читательской культуры пользователей и интеллектуализация их досуговой деятельности (в этом случае интернет-представительства выступают в роли обучающих площадок, средств обучения и просвещения). Такие параметры можно оценивать, чаще всего, опосредованно.
Некоторые другие параметры, отражающие функционирование и, главное, функциональность сайтов (сообществ и т.д.), могут стать предметом выявления, подсчёта, анализа, сопоставления, исходной точкой для принятия решений по оптимизации структуры и содержания интернет-представительств, по их продвижению, т.е. могут стать исходными данными для веб-аналитической деятельности. Веб-аналитика - «это измерение, сбор, анализ и оценка интернет-данных с целью понимания и оптимизации использования интернета» [1, с 13], а если рассматривать широком смысле, то отрасль информационной деятельности, изучающая процессы информационного обмена интернет-представительств и их пользователей с целью совершенствования первых для более полного удовлетворения запросов вторых.
Веб-аналитические измерения должны проводиться не в однократном, разовом, а в постоянном (мониторинговом) режиме. Они позволяют выявить и охарактеризовать аудиторию и информационное поведение пользователей (посетителей) интернет-представительств, например, сайтов с точки зрения различных ключевых индикаторов: количество посещений и возвращений, география посещений, продолжительность пребывания, ресурсы, с которых был осуществлён переход на сайт, количество просмотренных страниц, разделов и порядок их просмотра, наиболее популярные страницы и страницы «ухода», используемые браузеры и мобильные устройства и т.д. Всё это предоставляет возможность увидеть сетевые представительства глазами пользователей, воспроизвести их действия «вплоть до каждого клика».
В качестве инструментария веб-аналитики используются системы, измеряющиеся использование сайтов и других интернет-представительств с различным уровнем детализации, как платные, так и бесплатные. К наиболее популярным из бесплатных относятся «Google Analytics» и «Яндекс. Метрика», работающие в режиме web 2.0, - онлайновые сервисы, предоставляемые как платформы для дальнейших действий. К подобным действиям относятся регистрация в сервисе, получение специального кода (счётчика) для вставки на страницы сайта, формирование структуры отчётов, которые будут содержать статистические данные. Каждая организация, использующая веб-аналитические технологии, может выбрать именно те параметры мониторинга, которые станут основой для отчётов, те параметры, которые необходимы для констатации, стабилизации и оптимизации работы сайта и, следовательно, для улучшения деятельности в целом, для формирования позитивного сетевого имиджа.
Функционирование сообществ в социальных сетях может изучаться с помощью универсальной веб-аналитической системы либо посредством внутренних, встроенных, инструментов. Например, социальная сеть «ВКонтакте» предоставляет возможность отслеживания статистики сообществ по посещениям, просмотрам, активности пользователей.
Изучение данных по взаимодействию посетителей с интернет-представительствами можно отнести к «внутреннему контуру» веб-аналитики. «Внешний контур» выстраивается на основе отражения деятельности организации в других, сторонних, интернет-ресурсах, например, в сетевых средствах массовой информации. Такая работа также должна проводиться в мониторинговом режиме. Её результатами становятся выявленные и проанализированные упоминания организации в различных интернет-сообщениях. Анализировать полученные данные можно как с точки зрения количества упоминаний, рассеяния, движения и активности новостей, так и с точки зрения содержания сообщений и даже их тональности (позитивные, нейтральные или негативные).
Подобные исследования весьма полезны, потому что позволяют посмотреть на деятельность организации со стороны, увидеть, каким образом в Сети формируется и меняется её имидж. К тому же многие новостные порталы (социальные сети - тем более) предоставляют возможность оставлять комментарии, задавать вопросы, и их невыявление и игнорирование добавляет имиджевые минусы.
Веб-аналитические технологии «внешнего контура» можно реализовывать в автоматизированном и ручном режимах. В настоящий момент рынок систем автоматического мониторинга новостей и социальных сетей переживает резкий рост («Brandspotter», «Wobot», «Крибрум», «ЛКС Аналитика», «Semantic Force», «IQBuzz» и многие другие). Для ручного и бесплатного мониторинга свои сервисы предоставляют те же Google и Яндекс. Их новостные разделы («Google. Новости», «Яндекс. Новости») позволяют отслеживать упоминания с учётом дат и хронологических периодов, предметных областей, географического охвата, диапазона источников. Выявлять же содержание сообщений, соответствие названия и содержания, тональность, реакцию аудитории, принимать решение о необходимости реагирования приходится человеку, проводящему веб-анализ.
Для мониторинга социальных сетей и блогов можно пользоваться сервисом «Яндекс. Поиск по блогам» или внутренними (встроенными) поисковыми системами, в том числе и в варианте тегированного поиска (поиска по тегам - ключевым словам, присвоенным публикациям).
В работе библиотек функции веб-аналитики могут реализовываться концентрированно (в одном отделе, одним работником) или распределено (например, «внутренний контур» - администратором сайта, «внешний» - сотрудниками подразделения по маркетингу, связям с общественностью, информационному обеспечению и коммуникациям и т.д.). Необходимость жёсткого декларирования и регламентирования масштабов использования веб-аналитических технологий в библиотечно-информационной деятельности - спорный вопрос. Но то, что веб-аналитика позволяет установить пользователь-центристские направления деятельности, согласуется тем самым с концепцией «Библиотеки 2.0» и может быть весьма полезным инструментом осознанной и грамотной профессиональной политики, полагаем, не полежит сомнению.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сугак, Д. Б. Веб-сайт кафедры в структуре единой информационной образовательной среды : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Д. Б. Сугак. - Санкт-Петербург, 2012. - 21 с.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
КРЯЖЕВА Марина Фернандовна, доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности, Тюменский государственный институт культуры (г. Тюмень, Тюменская область), НУЖДИНОВА Валерия Сергеевна, заведующий отделом комплектования и обработки литературы, Централизованная библиотечная система города Муравленко (Ямало-Ненецкий автономный округ, Тюменская область)