3. http://www. biblioteka-volgograd. ru/ Волгоградская областная детская библиотека
4. http://pushkinlib. ru/ Саратовская областная библиотека для детей и юношества им. А. С. Пушкина
5. http://pushkinlib. ru/ Орловская детская библиотека им. М. М. Пришвина
6. http://www. rdb-rt. ru/ Республиканская детская библиотека (Татарстан)
7. http://librgaidar. net/ Калининградская детская областная библиотека им. А. П. Гайдара Взрослые библиотеки:
1. http://lib39. ru/ Калининградская областная научная библиотека
2. http://www. turgenev. ru/ Библиотека-читальня им. И. С. Тургенева
3. http://www. libamur. ru/ Амурская областная научная библиотека им. Н. Н. Муравьева-Амурского
4. http://www. ngonb. ru/ Новосибирская государственная областная научная библиотека
5. https://pl. spb. ru/ Центральная городская публичная библиотека им. В. В. Маяковского
6. http://www. dspl. ru/ Донская государственная публичная библиотека
7. http://pushkin. kubannet. ru/ Краснодарская краевая универсальная научная библиотека им. Пушкина.
8. http://liblermont. ru/ Пензенская областная библиотека им. М. Ю. Лермонтова
9. http://www. irklib. ru/ Иркутская областная государственная универсальная научная библиотека им. И. И. Молчанова-Сибирского
10. http://akunb. altlib. ru/ Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В. Я. Шишкова
11. http://www. kraslib. ru/ Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края
12. http://libsmr. ru/ Самарская областная универсальная научная библиотека
13. http://rounb. ru/ Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького.
УДК 330.131.5:[021::004.946]
Н. С. Редькина
Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук,
Новосибирск, Россия
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕКИ В ВЕБ-СРЕДЕ: ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
Рассмотрены возможности инструментов веб-аналитики для детального исследования основных направлений работы библиотек в веб-среде, изучения поведения пользователей и анализа востребованности библиотечно-информационных продуктов и услуг.
Ключевые слова: библиотеки, сайты, социальные сети, эффективность, оценка, веб-аналитика.
N. S. Redkina
State Public Scientific Technological Library of the Siberian Branch
of the Russian Academy of Sciences, Novosibirsk, Russia
LIBRARY IN WEB: EVALUATION OF EFFICIENCY
The possibilities of web analytics tools for a detailed study of the main directions of libraries in a web environment, studying user behavior and analyzing the relevance of library and information products and services are considered.
Keywords: libraries, websites, social networks, efficiency, evaluation, web analytics.
Веб-технологии предоставляют широкие возможности для развития библиотек, адаптации библио-течно-информационные услуги к потребностям пользователей, способствуют формированию благоприятного имиджа и положительной репутации библиотек в виртуальном мире. Эффективная работа библиотеки в веб-среде - важнейшая составляющая ее стратегического успеха, так как позволяет привлечь большое количество пользователей (потенциальных читателей) и заинтересовать своих читателей новыми формами работы, ресурсами и сервисами. В библиотечном мире есть понимание важности и необходимости этой работы.
Библиотеки активно создают и ведут сайты, применяют публичные социальные сети для организации профессионального общения и взаимодействия с пользователями, библиотечного обслуживания, обучающей деятельности и рекламы мероприятий, выбирая наиболее необходимое программное обеспечение, развивая формы мгновенных ответов, используя другие средства интерактивной коммуникации, что приближает их к читателям, делает более релевантными в современном информационном обществе, формирует новый имидж, повышает социальную активность пользователей за счет привлечения
к созданию библиотечного контента (опосредованное участие в формировании ресурса с помощью кол-лаборативной фильтрации) и др.
Результаты исследования, проведенные в ГПНТБ СО РАН в 2016 г., подтверждают активность библиотек в веб-среде. В анкете были затронуты вопросы, касающиеся наличия и организации библиотечных сайтов (336 респондентов). В результате анкетирования было определено, что сайт имеют 92 % библиотек. Большая часть сайтов (42 %) расположена на платных хостингах, 21 % - на бесплатных хо-стингах (хостинг - сторонняя организация предоставляет дисковое пространство для размещения сайта), 19 % - представлены на сайтах организаций, в которые входят библиотеки. 275 респондентов (81,8 %) подтвердили наличие аккаунта/группы библиотеки в социальной сети. Многие библиотеки ведут работу сразу в нескольких социальных сетях. Из 278 ответивших лишь 111 (40 %) представляют библиотеки только в одной из социальных сетей, 77 (28 %) - в двух группах, 90 (32 %) - в трех и более.
Вместе с тем, нельзя не задаться вопросами о достижении стратегических целей библиотеки в веб-среде, учитывая, то необходимы вложения и человеческие ресурсы, чтобы это направление приносило результат. Насколько эффективна работа библиотека в виртуальном пространстве? Общая методика оценки эффективности библиотечных сайтов и деятельности библиотеки в социальных сетях может заключаться в выполнении следующих шагов: необходимо сформировать соответствующие критерии, определить индикаторы (результаты экспертной оценки, опросов, маркетинговых исследований, количественные показатели, получаемые с помощью счетчиков и лог-анализаторов и др.) и методы, построить систему измерения. Наибольшую актуальность в оценке веб-ресурсов получают различные веб-аналитические систем измерения, сбора, анализа, представления и интерпретации информации о посетителях ресурсов, предоставляющие информацию в автоматизированном режиме, удобных форматах выгрузки данных по заданным показателям.
Дать четкую классификацию инструментов веб-аналитики представляется сложным. Вместе с тем, для более четкого понимания современной структуры инструментов веб-аналитики, представляется целесообразным условно выделить следующие основные способы определения статистики посещений, используемые в веб-аналитике: плагины (к примеру, плагин статистики WordPress Stats), лог-анализиторы (Analog, Webalizer, AWStats и др.), счетчики (OpenStat (ранее Spylog), 24log. ru), рейтинги (Liveinternet, Рамблер. Топ100, top. mail. ru, Ruward, Directrix) и сервисы (Google Analytics, Яндекс. Метрика, Hotlog).
Основываясь на данных исследовательской лаборатории Ruward: Track, которая проводит аналитические исследования, основанные на собственной технологии количественных замеров по различным сегментам Рунета, и публикует ежеквартальный независимый рейтинг/исследование счетчиков посещаемости и систем веб-аналитики Рунета, можно сделать вывод о популярности в зоне . RU таких систем как Яндекс. Метрика, Liveinternet и Google Analytics (рис. 1). В основе их разработки лежит уникальная методика, позволяющая зафиксировать нахождение сервиса по его «отпечаткам». В анализе участвует около 5 млн сайтов в зоне . RU. В июне 2016 г. было опрошено 5 236 млн доменов зоны RU, из них 65,4 % доменов успешно ответили [Ошибка! Источник ссылки не найден.].
0,06% 0,09% 0,24% 0,36% 1,88% ™ 2,79% 6, 7 3% ,76% 9,25%
Прочие Piwik HotLog Rambler Top 100 Google Analytics Yandex Metrika
0,00%
27,28%
43,86
%
10,00% 20,00% 30,00% 40,00% 50,00%
Рис. 1. Рейтинг инструментов веб-аналитики в Рунете в 2016 г.
Инструменты веб-аналитики позволяют провести оценку аудитории веб-ресурса по следующим параметрам:
- общая статистика, включающая количество посетителей на сайте (визитов), число просмотренных ими страниц (просмотры), количество новых/уникальных посетителей, география пользователей, учет демографических характеристик и др.;
- источники трафика пользователей (поисковый, прямой и т. д.), позволяющие проанализировать, откуда пришли пользователи, получить статистику по поисковым запросам (ключевым фразам) и системам и т. д.;
- детальный анализ посещаемости: наиболее востребованные разделы и ресурсы сайта (страницы, на которые чаще всего заходят пользователи и дольше всего задерживаются), различная статистика просмотра страницы в отдельности или веб-ресурса в целом и каждой метрики в отдельности (к примеру, средняя глубина просмотра сайта, конверсия, показатель отказов и др.), маршрут посещения (по каким путям идет просмотр различных страниц на веб-ресурсе, точки входы и выхода пользователей) и др.
Кроме того, инструменты веб-аналитики позволяют оценить технические параметры и проблемы. Например, некорректные ссылки ресурса (исходящие ссылки, ведущие на несуществующий домен в Интернете), ошибка 404 (переход с сайта на страницу, которая по каким-то причинам не находится в индексе поисковой системы), перегрузка страниц сайта, а также индексацию поисковыми роботами.
Анализ деятельности библиотеки в социальных сетях также можно осуществить с помощью различных веб-сервисов. Так, приложение Followerwonk (https://followerwonk. com/) помогает производить аналитику для Twitter аккаунта: сравнивать учетные записи, анализировать портрет подписчиков по местоположению, их подпискам и другим критериям (активны или пассивны, как давно они были онлайн на Twitter, сколько твитов они опубликовали за определенное время, какой процент ваших публикаций ретвитят подписчики аккаунта).
Очень понятный и легкий во взаимодействии инструмент Likealyzer (http://likealyzer. com/) на основе анализа содержания Facebook страницы, диалогов с подписчиками и их взаимодействия с контентом дает обратную связь и рекомендации относительно возможности улучшить присутствие библиотеки в социальной сети Facebook. Например, проанализировав аккаунт ГПНТБ СО РАН в Facebook (https://www. facebook. com/gpntbsorannsk/) с помощью Likealyzer были получены следующие результаты, представленные в таблице, которые позволили оценить работу.
Таблица 1
Результаты анализа аккаунта ГПНТБ СО РАН в РасеЪоок с помощью сервиса Ыкеа^ег (фрагмент)
Наименование показателя Показатель Комментарий, рекомендации Likealyzer
Лайки 726 Чтобы достичь успеха на Facebook, вам нужна более широкая аудитория
Рост лайков 5.22 % В прошлом месяце вы получили много новых поклонников. Хорошая работа!
РТАТ 141 У вас много последователей. Замечательно!
Сообщений в день 3.59 Вы действительно регулярно публикуете новые сообщения. И вашим поклонникам это нравятся. Отлично сработано!
Количество сообщений на одного типа 100 % Вы публикуете много фотографий. Дайте вашим фанатам немного больше разнообразия и попробуйте опубликовать статус или видео
Сроки Большинство ваших сообщений публикуется с 09 до 12 (GMT). В это время ваши последователи, кажется, наиболее активны
Длина сообщений от 100 до 500 символов Большинство ваших сообщений составляют от 100 до 500 символов. Рекомендуется, чтобы вы писали более длинные записи, так как более длинные сообщения генерировали больше ответов от ваших подписчиков
Таким образом, современные инструменты веб-аналитики являются эффективными для оценки деятельности библиотеки в социальных медиа и интернет, т. к. позволяют объективно и по разным параметрам проанализировать востребованность ресурсов и услуг, изучить поведение пользователей и их предпочтения, выявить и устранить технические ошибки и, в результате, оптимизировать веб-ресурсы и наметить стратегию развития библиотеки в веб-среде.
Список литературы
1. Системы веб-аналитики. Июнь 2016. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: Ьйр:/Лгаск. ruward. ги/апа1уйс8.