Научная статья на тему 'Инструменты международного научно-технического сотрудничества'

Инструменты международного научно-технического сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2417
339
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / INTERNATIONAL RELATIONS / TECHNICAL AND SCIENTIFIC COOPERATION / INNOVATION ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Задумкин Константин Алексеевич, Теребова Светлана Викторовна

В статье рассматриваются три наиболее эффективные, по мнению авторов, группы инструментов международного научно-технического сотрудничества: а) специальные фонды и программы; б) организации, содействующие международному сотрудничеству; в) инструменты международного трансфера и коммерциализации технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Задумкин Константин Алексеевич, Теребова Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tools of the international technical and scientific cooperation

The article deals with the three most effective, according to the authors, groups of international scientific cooperation tools: a) special funds and programs, b) organizations promoting international cooperation and c) tools for international technology transfer and commercialization.

Текст научной работы на тему «Инструменты международного научно-технического сотрудничества»

УДК 334.7(470)

К.А. Задумкин, С.В. Теребова

ИНСТРУМЕНТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА *

В статье рассматриваются три наиболее эффективные, по мнению авторов, группы инструментов международного научно-технического сотрудничества: а) специальные фонды и программы; б) организации, содействующие международному сотрудничеству; в) инструменты международного трансфера и коммерциализации технологий.

Международные отношения, научно-техническое сотрудничество, инновационная экономика.

Важнейшей тенденцией последних десятилетий является нарастание интеграционных процессов, характерное и для научно-технической сферы. Наука становится глобальным фактором общественного развития. Это стимулирует страны, стремящиеся к технологическому лидерству, привлекать ученых и специалистов из других государств, активно налаживать связи с зарубежными научно- образовательными учреждениями.

Россия является важнейшим участником международной торговой, научной, образовательной деятельности. В ряде её регионов, несмотря на кризис, идёт увеличение объёмов экспортно-импортных операций. Так, в Вологодской области объём экспорта в 2008 г. по сравнению с 2007 г. увеличился на 54,8%, а импорта - на 18,4%. При этом наблюдается ярко выраженная экспортная ориентация внешней торговли - экспорт составляет 91,1% товарооборота области1. Однако в товарной

1 Информация с официального сайта Правительства Вологодской области: http://vologda-oblast. ru/main.asp?V=21&LNG=RUS

структуре экспорта преобладает сырьевая направленность. Продукция чёрной металлургии, химической и деревообрабатывающей промышленности - основные товары, поставляемые за рубеж. А импортируется технологическое оборудование, металлы и изделия из металлов, продукция машиностроения, химической промышленности, продовольственные товары.

В регионе необходимо снижение доли экспорта продукции с низкой добавленной стоимостью, увеличение выпуска наукоёмкой продукции. Этого можно достичь путём наращивания инновационного потенциала предприятий, доведения имеющихся технологий до уровня товара и его реализации на международном рынке; поиска новых деловых контактов, возможностей привлечения дополнительного финансирования в сферу НИОКР; обучения кадров. Все это невозможно без изучения положительного зарубежного опыта в этой сфере и эффективного использования существующих инстру-

: Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект №09-02-00648а/Б).

ЗАДУМКИН Константин Алексеевич

кандидат экономических наук, зав. отделом ИСЭРТ РАН

ТЕРЕБОВА Светлана Викторовна

кандидат экономических наук, научный сотрудник ИСЭРТ РАН

ментов международного научно- технического сотрудничества (МНТС). Данные инструменты можно подразделить на три большие группы:

1. Специальные фонды и программы.

2. Организации, содействующие международному сотрудничеству.

3. Инструменты международного трансфера и коммерциализации технологий.

Работа с каждым из инструментов предполагает наличие специальных знаний (условия участия в программах, требования к проектам, механизмы получения поддержки и т. д.) и навыков.

Рассмотрим инструменты, которые наиболее целесообразно, на наш взгляд, использовать в условиях Вологодской области.

Фонды поддержки МНТС

МНТС поддерживается различными фондами и программами. Рассмотрим сложившийся в мировой практике опыт применения указанных инструментов развития международного сотрудничества.

Фонды играют важнейшую роль в развитии МНТС. В зависимости от поставленных целей и задач существуют различные формы организации фондов.

Фонд может быть создан в качестве представительства какой-либо крупной компании в другой стране. Как, например, исследовательский центр Samsung Electronics Co., Ltd., образованный на правах представительства компании в России. Его цель - развитие научно- технических связей с российскими научно - исследовательскими организациями и координация совместных разработок в области современных электронных технологий. В задачи включено также налаживание деловых контактов с разработчиками перспективных технологий.

Посредством конкурсов выделяются денежные премии изобретателям, студентам, аспирантам, молодым учёным, научным коллективам в рамках про-

грамм: «Ежегодный международный

конкурс «Inside Edge» дипломных работ в области оптики, новых материалов, беспроводных технологий, силовой электроники, базовых технологий, технологий на производстве», «Программа поддержки талантливых студентов», «Программа сотрудничества в области разработки программного обеспечения».

Прямое финансирование, выделение премий и стипендий творческим и научным коллективам, отдельным учёным может осуществляться через благотворительные фонды. Примером является Американский благотворительный фонд поддержки информатизации образования и науки, действующий в России. Одна из приоритетных задач этого фонда -помощь в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, содействие духовному развитию личности.

Ещё один пример - Charities Aid Foundation (CAF), благотворительный фонд, учреждённый в Великобритании в 1924 г. CAF работает в широком спектре направлений, среди которых организация грантовых конкурсов и проведение исследований. Благотворительный фонд «Научное партнёрство» - это профессиональная общественная организация, объединяющая ученых стран СНГ и государств Балтии, Европы, а также США, Канады, Пакистана, Индии, Греции и Японии для взаимной помощи, широкомасштабного партнёрства по различным направлениям биотехнологии, включающим создание и изучение биологически активных соединений и лекарственных препаратов.

Ряд фондов создается в виде международных организаций. Фонд Форда - независимая неприбыльная неправительственная международная организация, уже не имеющая отношения к компании «Форд Мотор Компани». Фонд ставит своей задачей развитие международного сотрудничества, распространение достижений человечества. Его предста-

вительства открыты во многих странах мира. Московское представительство Фонда Форда ежегодно выделяет небольшое число грантов и нередко поддерживает одну организацию на протяжении нескольких лет. Международный фонд «Научный потенциал» с центральным офисом в Лондоне проводит ежегодные конкурсы на получение финансовой поддержки работ в области экономики, физики, информационных и компьютерных технологий.

Банки и частные фонды также оказывают содействие в развитии МНТС.

Европейский банк реконструкции и развития осуществляет проектное финансирование предприятий, компаний, вкладывая средства в новые производства и развитие уже действующих фирм. Банком реализуется программа «ТАМ», предусматривающая развитие коммерческого и технического ноу-хау на уровне руководителей высшего звена в малых и средних предприятиях.

Один из наиболее опытных частных фондов прямых инвестиций в России -Quadriga Capital Russia («Квадрига»). За последние двенадцать лет 19 российских компаний получили от фонда инвестиций на сумму более 100 млн. долл. США. «Квадрига» осуществляет инвестиции, направленные на развитие компании, путём вложений в её акционерный капитал.

Существуют специализированные фонды, финансирующие исследования только в одной определённой области. Например, некоммерческий фонд «Глобальная энергия» призван содействовать международному сотрудничеству в развитии фундаментальных и прикладных научных исследований в области энергетики.

Государственные фонды поддержки науки также содействуют МНТС.

Российский гуманитарный научный фонд ежегодно проводит ряд совместных конкурсов научных проектов, например, с Центром греко- российских исторических

исследований, Национальным научным советом Тайваня, Немецким научноисследовательским сообществом, Фондом «Дом наук о человеке» (Франция), Вьетнамской академией общественных наук, Министерством образования, культуры и науки Монголии, Национальной академией наук Украины, Белорусским республиканским фондом фундаментальных исследований и др.

Российский фонд фундаментальных исследований организует непрерывные совместные конкурсы с Немецким научно-исследовательским сообществом, Национальным центром научных исследований Франции.

Программы поддержки МНТС

Рядом стран реализуются инициативные программы, предусматривающие вовлечение в научно-техническое сотрудничество нескольких стран. Рассмотрим крупнейшие из программ.

Европейское сообщество уже на протяжении почти 30 лет активно проводит политику научного сотрудничества между различными странами. В условиях усиливающейся глобализации объединение научного потенциала может привести к стремительному возникновению и развитию новых технологий и производств высокотехнологичных продуктов. С 1984 г. в Евросоюзе работают Рамочные программы - основной финансовый инструмент ЕС, предложенный Европейской комиссией для поддержки международной научно- исследовательской деятельности. Первая рамочная программа начала свою работу в 1984 г. и длилась в течение пяти лет. В настоящее время уже реализовано шесть программ, а с 1 января 2007 г. начала свою работу Седьмая рамочная программа ^Р7, http://cordis.europa.eu/fp7), срок действия которой продлён до семи лет. Бюджет FP7 увеличен в четыре раза по сравнению с предшествующей Программой и составляет более 53,2 млрд. евро.

Таблица 1. Страны-участницы FP7

Страны-члены ЕС 27 стран-членов ЕС

Страны-кандидаты Страны, которые в настоящий момент признаны кандидатами на вступление в ЕС

Ассоциированные страны Страны, имеющие международные соглашения в области науки и технологии с ЕС, согласно которым они вносят финансовый вклад в бюджет FP7: Албания, Босния и Герцеговина, бывшая Югославская республика Македония, Израиль, Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Сербия, Турция, Хорватия, Черногория, Швейцария; Фарерские острова, по данным на май 2009 г., последними получили этот статус

Третьи страны Страны, не являющиеся ни членом ЕС, ни страной-кандидатом, ни ассоциированным членом FP7, делятся на 2 группы: 1) страны, с которыми у ЕС заключены международные соглашения о сотрудничестве (Россия и другие страны СНГ и др.); 2) страны с высокими показателями экономического развития (США, Канада, Япония, Корея, Сингапур, Австралия, Новая Зеландия)

Задача Программы - создать научнотехнологическую основу для ускоренного экономического развития объединённой Европы, роста её конкурентоспособности в мире, повысить занятость, вывести страны ЕС на уровень наиболее развитых в научно- технологическом отношении государств, построить единое европейское научное пространство. Программа открыта всему миру, поскольку в её проектах могут участвовать представители стран, не являющихся членами ЕС (табл. 1).

Акцент в Программе делается на крупных проектах с большим количеством участников и многомиллионным бюджетом.

Программа FP7 состоит из четырёх основных блоков:

• «Кооперация» - для поддержки исследовательских проектов в специализированных тематических программах;

• «Идеи» - для поддержки исследований, инициированных самими учеными;

• «Кадры» - для подготовки специалистов и профессионального роста исследователей;

• «Возможности» - для координации и развития исследовательских инфраструктур, создания региональных центров, поддержки международной кооперации и развития более тесных связей между наукой и обществом.

Совместные научные исследования по блоку «Кооперация» проводятся в широком диапазоне научно- исследовательских тем (рис. 1).

Рисунок 1. Распределение бюджета FP7 по приоритетным тематическим направлениям блока «Кооперация», млрд. евро

I Информационные и коммуникационные системы

¡Здравоохранение

¡Транспорт

I Нанонауки и нанотехнологии, новые материалы ¡Энергетика

I Продукты питания, сельское хозяйство и биотехнологии I Окружающая среда I Космос I Безопасность

I Социальные, экономические и гуманитарные науки

Рисунок 2. Этапы подготовки проекта для участия в FP7

ШАГ 1 ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕИ ПРОЕКТА

ШАГ 2 СОЗДАНИЕ КОНСОРЦИУМА / ВСТУПЛЕНИЕ В СУЩЕСТВУЮЩИЙ КОНСОРЦИУМ

ШАГ 3 НАПИСАНИЕ ЗАЯВКИ

ШАГ 4 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЗАЯВКИ НА РАССМОТРЕНИЕ

ШАГ 5 ОТБОР И ОЦЕНКА ПРОЕКТА ЭКСПЕРТАМИ

ШАГ 6 ПЕРЕГОВОРЫ C ЕВРОПЕЙСКОЙ КОМИССИЕЙ

ШАГ 7 РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Возможность получить финансирование в Программе связана с трудоёмкой, кропотливой работой.

Во-первых, необходимо соответствовать следующим требованиям:

1. Знание английского языка.

2. Наличие передовых разработок, соответствующих приоритетам программы.

3. Наличие юридического лица.

4. Возможность потратить время на вклад в подготовку заявки.

5. Создание консорциума (как минимум из трёх юридических лиц, зарегистрированных в трёх странах ЕС или ассоциированных странах); исключение составляют проекты по блоку FP7 «Идеи».

Для подачи заявки в Еврокомиссию следует пройти определённые этапы (рис. 2).

Европейская комиссия опубликовала отчёт о ходе реализации FP7 в 2007 -2008 гг. Всего в этот период проведено 110 конкурсов, на которые подано свыше 37 тыс. заявок. По блоку «Кооперация» было поддержано 2032 проекта с общим объёмом финансирования 4,8 млрд. евро. Первое место по числу поддержанных проектов с участием организаций из третьих стран занимает США (348 проектов), далее следуют Россия (235), Индия (131), Китай (128). Поддержку получила каждая пятая заявка (20%)2.

2 http://www.fp7-bio.ru/detail.php?ELEMENT_ID=39. Полный текст отчета можно посмотреть по ссылке: http:// ec.europa.eu/research/reports/2009/pdf/fp7-progress-report-com-munication-270409_en.pdf#view=fit&pagemode=none

Организации, содействующие международному сотрудничеству Российские и зарубежные организации международного сотрудничества и мобильности в области высшего образования и науки содействуют развитию международных связей ученых, а также процессу интернационализации в сфере высшего образования, науки и техники. Они оказывают информационную, консалтинговую и финансовую поддержку академической мобильности преподавателей, научных сотрудников, аспирантов и студентов вузов.

Как правило, такие организации носят статус некоммерческих и финансируются правительством, различными министерствами, вместе с тем источниками финансирования являются членские взносы и доходы от оказания платных услуг (табл. 2).

Российские центры международного сотрудничества более «молодые» по сравнению с зарубежными, значительную их часть составляют структурные подразделения университетов (табл. 3). Интересно, что некоторые отечественные центры финансируются за счёт зарубежных программ.

В целях развития международного сотрудничества был принят ряд нормативно- правовых актов:

- Постановление Правительства РФ от 28 октября 1995 г. №1039 «О развитии сотрудничества с зарубежными странами в области образования»;

Таблица 2. Зарубежные организации международного сотрудничества и мобильности в области высшего образования и науки

№ п.п. Название Год создания Источники финансирования

1. Конференция ректоров швейцарских университетов 1904 Взносы правительств кантонов, правительства конфедерации и университетов

2. Ассоциация университетов и колледжей Канады 1911 Членские взносы, доходы от публикаций, контрактов с административными службами

3. Институт международного образования (США) 1919 Гранты и контракты с американскими правительственными агентствами, гранты частных фондов, корпоративные и частные пожертвования и доходы от проектов, осуществляемых для правительств и многосторонних развивающихся агентств во всем мире

4. Германская служба академических обменов 1925 Министерство иностранных дел Федеральное министерство по образованию и науке Федеральное министерство по экономическому развитию и сотрудничеству Федеральное Министерство экономики Европейская комиссия Общество по техническому сотрудничеству Совет по науке НАТО Фонд немецко-польского сотрудничества Фонд поддержки немецкой науки и мн. др. Немецкая промышленность

5. Британский Совет 1934 Министерство иностранных дел, плата за услуги (50% бюджета)

6. Австралийский комитет проректоров 1935 Членские взносы, правительственные гранты

7. Шведский институт 1945 Полностью финансируется государством

8. Нидерландская организация международного сотрудничества в области высшего образования 1952 Министерство образования, науки и культуры Министерство развития сотрудничества

9. Французский центр международных обменов 1960 Министерство иностранных дел, частные средства (20%), средства ЕС (3,5%)

10 Австрийская служба обменов Агентство международного сотрудничества в области образования и науки 1961 Федеральное и местное правительство Частные пожертвования

11. Совет международного образования (Великобритания) 1968 Министерство иностранных дел, плата за услуги

12. Международный совет по научным исследованиям и обменам (США) 1968 Финансовая поддержка от университетов-членов Совета, крупных фондов, правительства США, ведущих корпораций и заинтересованных частных лиц

13. Образование Австралии IDP 1969 Плата за услуги, курсы английского языка и администрирование тестов на его знание

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Фламандский межуниверситетский совет (Бельгия) 1976 Взносы университетов-членов

15. Межуниверситетский консорциум по сотрудничеству в области развития CONICS (Италия) 1990 Субсидии Министерства науки, Министерства иностранных дел Италии, средства программ, администрируемых CONICS; членские взносы университетов

16. Словацкое агентство академической информации, Служебный центр для третьего сектора 1990 Министерство образования Фонд Мота Институт «Открытое Общество» Фонд Форда Фонд Ниппона Фонд национальной поддержки демократии Фонд развития гражданского общества Словацкой Республики

17. Центр международного сотрудничества университетов Норвежского совета высшего образования 1991 Министерство образования Министерство международных отношений Норвежское агентство по сотрудничеству в области развития Европейская комиссия Членские взносы вузов

Окончание таблицы 2

18. Центр международной мобильности (Финляндия) 1991 Министерство образования и другие государственные структуры Финляндии Европейский союз Совет министров Скандинавских стран

19. Офис международных программ в области образования (Швеция) 1995 Полностью финансируется государством

20. Национальный стипендиальный фонд (Греция) 1995 Государственный бюджет

21. Совет фламандских высших учебных заведений (Бельгия) 1996 Членские взносы

22. Эдю Франс 1998 Министерство образования Министерство иностранных дел Частные учреждения

23. Датский центр международного сотрудничества и мобильности в образовании и обучении 2000 Министерство образования

- научная программа «Создание и развитие международной инфраструктуры с целью представления достижений российских вузов в европейских научных программах» (приказ Госкомвуза РФ от 4 июля 1996 г. №1169);

- Приказ Минобразования РФ от 6 сентября 1999 г. №254 «О создании сети региональных и межвузовских центров международного сотрудничества и академической мобильности».

Согласно данному приказу введён официальный реестр Минобразования России «Высшая школа. Центры международного сотрудничества и академической мобильности (сеть центров)», включивший 21 центр (некоторые из них представлены в таблице 3).

Центры оказывают широкий спектр услуг: а) маркетинговые исследования по образовательным услугам и научно- техническим разработкам вузов и научных организаций; б) проведение совместно с зарубежными партнерами конференций, семинаров, выставок и т. д.; в) поиск и установление контактов с зарубежными партнёрами; г) оказание помощи и координация деятельности вузов в области международного сотрудничества; д) изучение и анализ потребности и возможности обучения иностранных граждан в российских вузах и российских граждан за рубежом; е) обмен группами студентов,

преподавателей и специалистов между российскими и зарубежными вузами; ж) информационное обеспечение международной деятельности вузов; з) выявление перспективных направлений и форм международного сотрудничества в области образования и науки; и) развитие новых современных форм академической мобильности; к) создание баз данных, рекламно- издательская деятельность в интересах развития академической мобильности; л) взаимодействие с международными и национальными организациями, фондами и программами; м) разработка и экспертиза совместных международных программ; н) консультационная помощь российским учащимся и специалистам по участию в международных проектах и программах и мн. др.

Инвентаризация центров и анализ их деятельности, проведённые в соответствии с приказом Минобразования России от 30 декабря 1998 г. №3312, показала, что в некоторых регионах (Юг России, Татарстан, Северо-Запад России, Дальний Восток) они существенным образом содействуют эффективной международной и внешнеэкономической деятельности в сфере образования, научно-технического сотрудничества.

Значительное содействие в поиске партнёров для международного сотрудничества оказывает Торгово-промышлен-

Таблица 3. Российские организации международного сотрудничества и мобильности в области высшего образования и науки

№ п.п. Название Год создания Статус

1. Центр международного учебно-научно-технологического сотрудничества «Интернаука» 1990 Закрытое акционерное общество

2. Межвузовский центр международного сотрудничества Тамбовского государственного технического университета 1991 Структурное подразделение Тамбовского государственного технического университета

3. Ульяновский городской межвузовский центр международного сотрудничества 1992 Подразделение Ульяновского государственного технического университета

4. Центрально-Чернозёмный региональный центр международного академического и делового сотрудничества 1993 Структурное подразделение Воронежского государственного университета

5. Санкт-Петербургская ассоциация проректоров по международным связям 1994 Общественная организация

6. Региональный центр международного сотрудничества вузов Западной Сибири 1994 Самостоятельное научно-образовательнопроизводственное структурное подразделение Алтайского государственного технического университета

7. Региональный центр международного сотрудничества вузов Татарстана 1995 Структурное подразделение управления международных связей Казанского государственного университета

8. Межвузовский центр международного сотрудничества и академической мобильности при Белгородском государственном технологическом университете 1997 Исполнительный орган комиссии по международному сотрудничеству Совета ректоров вузов Белгородской области

9. Российский Совет академической мобильности 1997 Некоммерческая организация - ассоциация

10. Региональный центр международного сотрудничества на Европейском Севере России 1998 Структурное подразделение Петрозаводского государственного университета

11. Ассоциация проректоров по международным связям вузов г. Москвы и Московской области 1998 Общественная организация на основании межвузовских договоров

12. Региональный центр международного сотрудничества и академической мобильности Саратовского государственного университета 1999 Структурное подразделение Саратовского государственного университета

13. Межвузовский центр международного сотрудничества и академической мобильности при Омском государственном педагогическом университете 1999 Структурное подразделение Омского государственного педагогического университета

14. Межвузовский центр международного сотрудничества и академической мобильности 1999 Структурное подразделение Ивановского государственного университета

15. Верхневолжский региональный центр академической мобильности 2000 Некоммерческое партнёрство

16. Новосибирский межвузовский центр международного образования 2001 Некоммерческое партнёрство

17. Институт международных организаций и международного сотрудничества ГУ-ВШЭ 2005 Структурное подразделение Информационнокоординационного центра по взаимодействию с Организацией экономического сотрудничества и развития

ная палата Российской Федерации, созданная в 1993 г.3 Она представляет интересы малого, среднего и крупного бизнеса, охватывая своей деятельностью все сферы предпринимательства: промышленность, внутреннюю и внешнюю торговлю, сельское хозяйство, финансовую систему,

3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ЫИр://:шшш.1ррг1ги/

услуги. Являясь членом Международной торговой палаты, Всемирной федерации торговых палат, Европалаты, Совета руководителей ТПП РФ, государств- участников СНГ и других международных, а также региональных организаций, Торгово- промышленная палата содействует развитию экономики России, её интегрированию в мировую хозяйственную систему.

Прочие институциональные структуры поддержки МНТС

Для международного сотрудничества в области создания и использования новых знаний, технологий, продукции, услуг формируются различные специализированные союзы. Например, Международный союз экономистов, объединяющий учёных-экономистов, общественных деятелей, банкиров и предпринимателей из разных стран мира. Союз содействует экономическому и социальному прогрессу мирового сообщества, создаёт условия для всестороннего обмена идеями, опытом, знаниями, организации производства новых продуктов, товаров, услуг и созданию рабочих мест в различных регионах и государствах.

В 1994 г. на основании соглашения между ЕС, Россией, США и Японией была создана межправительственная некоммерческая организация «Международный научно-технический центр». Центр способствует реализации международных научных проектов, а также помогает глобальному научному и деловому сообществу найти и задействовать институты России и стран СНГ, обладающие уникальными научными ноу-хау, для совместных разработок и ведения бизнеса.

Европейское агентство по научному сотрудничеству (EUREKA) - разветвлённая сеть организаций, занятых промышленными исследованиями и разработками, сформированная для повышения конкурентоспособности Европы. Агентство включает 29 стран - полноправных членов, в т. ч. Россию. Тематика текущих проектов охватывает такие направления, как технология связи, энергетика, окружающая среда, информатика, лазеры, материаловедение, транспорт, робототехника и средства автоматизации процесса производства продукции, медицина и биотехнология. Главное отличие EUREKA - это организация работ без заранее составленных планов и программ.

Инструменты международного трансфера и коммерциализации технологий

Неясность прав на интеллектуальную собственность, отсутствие продвижения успешных историй, коммуникационные пробелы (понятийный, языковой барьер) препятствуют развитию международного научно-технического сотрудничества. Нередко научно- технические проекты «срываются» из-за коммуникационных проблем между заказчиком и ученым, даже если проблем с техническими результатами не было.

Связующим звеном между заказчиками и разработчиками, инструментами передачи знаний из науки в промышленность являются специализированные сети трансфера технологий. Например, в России в 2002 году создана Российская сеть трансфера технологий (RTTN, www.rttn.ru).

В 2007 году RTTN совместно с Союзом инновационно-технологических центров России и Российским агентством поддержки малого и среднего бизнеса был образован консорциум и инициирован проект Gate to Russian Business Innovation Networks (Gate2RuBIN, www.gate2rubin.ru). Это новый широкомасштабный долгосрочный проект участия российских организаций бизнес-инновационной инфраструктуры в новой и самой крупной Европейской сети поддержки предпринимательства (EEN, www. enterprise-europe-network.ec.europa.eu). Данный проект - первый пример участия России в европейских бизнес- и инновационных сетях. В настоящее время консорциум проекта «Gate2RuBIN» является координационным центром EEN в России.

Цель Gate2RuBIN - содействие развитию технологической бизнес- кооперации малых и средних компаний и научных организаций России и ЕС в целях повышения их конкурентоспособности.

В течение 2002 - 2008 гг. через RTTN, Gate2RuBIN было распространено более 1000 технологических запросов и предложений, по ним получено около 800 выражений интереса, что привело к заключению 30 соглашений о трансфере технологий.

В Вологодской области реализацию проекта осуществляет созданный на базе Института социально- экономического развития территорий РАН Центр трансфера технологий, оказывающий малым и средним предприятиям (МСП), научноисследовательским организациям и университетам региона услуги:

— по информированию и развитию бизнес-кооперации с европейскими партнерами;

— трансферу инноваций, технологий и знаний, для расширения технологического сотрудничества между российскими и европейскими МСП и научными организациями;

— содействию компаниям и научноисследовательским организациям в участии в Рамочных программах ЕС.

Общая схема работы Центра представлена на рисунке 3.

Результаты деятельности Центра показали, что работа в сети - это эффективный инструмент для международной интеграции науки, образования, производства и предпринимательской деятельности посредством трансфера технологий. В настоящее время в базе Центра, начавшего свою работу в 2006 году, насчитывается уже более 50 перспективных технологий. Некоторые из них конкурентоспособны не только на отечественном, но и на мировом рынке и могут быть рекомендованы к международному трансферу.

Заключение Таким образом, на сегодняшний день сформировано множество инструментов международного научно- технического сотрудничества. Они находятся в постоянном развитии: неактуальные инструменты «отмирают» или совершенствуются, появляются новые, соответствующие современным потребностям.

Рисунок 3. Схема работы Центра трансфера технологий ИСЭРТ РАН в рамках проекта «Gate2RuBIN»

* НТПт - научно-технический потенциал.

Для развития наукоёмкого бизнеса в Вологодской области, по нашему мнению, наиболее эффективными инструментами являются следующие:

1. Подготовка проектов и их подача в фонды.

2. Участие в совместных международных научно-технических проектах Седьмой рамочной программы ЕС.

3. Размещение технологических предложений и запросов в международных сетях трансфера технологий.

При выборе инструмента для организации международного научно- технического сотрудничества необходимо чётко представлять цель и конечный результат сотрудничества. Эффективное включение в этот процесс требует также объективной оценки своих навыков. Наибо-

лее важными из них являются: а) знание иностранного языка; б) умение вести переговоры; в) способность грамотно представить свой проект и т. д.

Все это сделать самостоятельно достаточно сложно, поэтому так распространена практика работы через посредников (международные центры при вузах, центры трансфера технологий, инновационно- технологические центры и др.). Создание и поддержка со стороны государства таких структур на территории Российской Федерации, в т. ч. и Вологодской области, является важнейшей задачей, решение которой будет способствовать активному включению отечественного научно- технического сообщества в мировые инновационные процессы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Официальный сайт Седьмой рамочной программы ЕС [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://cordis.europa.eu/fp7.

2. Официальный сайт проекта Gate to Russian Business Innovation Networks [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gate2rubin.ru

3. On the progress made under the Seventh European Framework Programme for Research [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ec.europa.eu/research/reports/2009/pdf/fp7-progress-report-communication-270409_en.pdf#view=fit&pagemode=none

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.