Научная статья на тему 'Малые инновационные предприятия как субъект международного сотрудничества в научно-технической сфере'

Малые инновационные предприятия как субъект международного сотрудничества в научно-технической сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
722
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / КООПЕРАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ МИП / РИСКИ ВЫХОДА МИП НА ВНЕШНИЙ РЫНОК / ГОСПОДДЕРЖКА МИП / ФОНД СОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ МП В НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СФЕРЕ / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС М-ERA.NET / THE TRANSNATIONAL COMPETITION М-ERA.NET / SMALL INNOVATIVE BUSINESSES / SMALL INNOVATIVE BUSINESSES COOPERATION AND INTEGRATION / THE RISKS OF A SMALL INNOVATIVE BUSINESSES ENTERING AN EXTERNAL MARKET / STATE SUPPORT OF SMALL INNOVATIVE BUSINESSES / FOUNDATION FOR ASSISTING DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESSES IN THE SPHERE OF SCIENCES AND TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нестеренко Юлия Николаевна

Малые инновационные предприятия (МИП), будучи наиболее массовым и динамичным субъектом международного сотрудничества в научно-технической сфере, несмотря на многочисленные программы поддержки, не формируют в стране инновационную экономику и условия полноценного участия России в глобальном научном пространстве. Автор рассматривает опыт международных программ поддержки МИП и возможность его использования для решения внутриэкономических и инфраструктурных проблем, что обеспечит активный выход российских МИП на зарубежные рынки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Нестеренко Юлия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Small innovative businesses as a subject of international cooperation in the area of science and technologies

Small innovative businesses are the most large-scale and dynamic subject of international cooperation in the area of science and technologies, but despite numerous support programmes they do not create an innovative economy and the conditions for full-scale participation of Russia in the global scientific space. The author considers the results and practice of the international support programmes of small innovative businesses and the possibility of using them to solve internal economic and infrastructural problems in order to allow Russian small innovative enterprises to enter international markets.

Текст научной работы на тему «Малые инновационные предприятия как субъект международного сотрудничества в научно-технической сфере»

Ю.Н. Нестеренко

МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

КАК СУБЪЕКТ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

В НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

Одним из направлений государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий на 2013-2020 гг.» является стимулирование международного сотрудничества и интеграция российского сектора исследований и разработок в международное научнотехнологическое пространство.

Решение поставленных задач возможно за счет совершенствования нормативно-правовой базы, адаптации отечественной инфраструктуры научно-технического сотрудничества к мировой практике, стимулирования субъектов инновационной деятельности, наиболее массовым и динамичным из которых выступают малые инновационные предприятия (МИП).

МИП априори являются фактором развития международных экономических отношений и условием значительных интеграционных процессов на микро- и макроуровнях. Участвуя в мирохозяйственных связях, малые наукоемкие предприятия способствуют сращиванию национальных хозяйств, углублению их взаимозависимости и усилению эффектов глобализации. С другой стороны, формирование международного научнотехнологического пространства стимулирует развитие малого инновационного предпринимательства, обеспечивая ему свободный доступ на мировые рынки, что, как следствие, усиливает конкурентные позиции рыночной среды и оказывает существенное влияние на эффективность международного бизнеса.

Деятельность МИП за пределами национальных границ стимулирует их активность, создает выгодные условия для совместных теоретических и экспериментальных исследований, обмена опытом и информацией, налаживания связей и поддержки контактов с зарубежными научными организациями, использования результатов научных исследований путем их совместного внедрения в промышленные, медицинские и иные технические разработки.

Преимущества данной формы хозяйствования обусловливают активную кооперацию малых инновационных предприятий в развитых странах между собой, что способствует их динамичному развитию. Так, в 4-м Обзоре ЕС по проблемам инноваций в Европе отмечается, что в среднем 27% малых наукоемких предприятий в Европе в 2008-2010 гг. вступали в интеграционное взаимодействие с другими предприятиями, университетами, а также общественными исследовательскими учреждениями в процессе ведения инновационной деятельности1. Наибольшую активность в научно-технической кооперации достигли МИП Кипра (62%), Австрии

67

(51%), Словении (45%), Литвы (43%) и Венгрии (43%); наименьшие показатели у МИП Италии (12%), Мальты (18%), Португалии (20%), Испании (22%) и Болгарии (22%).

Исследование показало, что 11% малых инновационных предприятий стран ЕС сотрудничали с другими европейскими партнерами, 3% - с партнерами из США и 2% - с партнерами из Индии и Китая. Совместную научную деятельность с партнерами из Европы осуществляли МИП Кипра (38%), Словении (35%), Австрии (30 %), Эстонии (30 %), Словакии (30 %), Финляндии (28%), Люксембурга (27%). С партнерами из США, Китая и Индии наиболее активно сотрудничали малые инновационные предприятия Финляндии (соответственно 12 и 9%), Швеции (соответственно 11 и 7%) и Словении (соответственно 8 и 6%).

В России за последние годы наблюдается рост МИП. Если в 2003 г. малых предприятий промышленности, осуществляющих технологические инновации, было чуть более 750, то в 2012 г. их число приблизилось к 100002. Кроме того, по данным Минобрнауки РФ, в 2012 г. в стране действовало 1687 малых наукоемких предприятий, из которых 1596 создано в 248 вузах и 91 - в 64 НИИ3.

Однако, несмотря на положительную динамику, доля наукоемких предприятий в России не превышает 0,6% общего числа субъектов малого бизнеса. Число же МИП, выходящих на зарубежные рынки и сотрудничающих с западными партнерами, ничтожно мало и находится на уровне статистической погрешности.

Данная ситуация не отвечает западным стандартам, потребностям формирования в стране инновационной экономики, а также условиям полноценного участия России в едином научном пространстве. Конечно, есть объективные причины низкой активности отечественных МИП на международных рынках и отсутствия партнерских отношений с западными коллегами, которые определяются факторами внешней и внутренней среды.

Во-первых, международное сотрудничество требует от малых инновационных предприятий дополнительных затрат на поиск партнеров и ведение переговоров, сертификацию инновационного производства и продукции, регистрацию патентов, адаптацию существующих продуктов и услуг для нужд зарубежных заказчиков. Зачастую затраты по выходу на внешний рынок перекрывают выгоды, получаемые малыми предприятиями в краткосрочной перспективе.

Во-вторых, для эффективной работы с западными партнерами малым предприятиям необходима информация об условиях их работы, особенностях деловой практики, налогового и таможенного законодательства, правил страхования.

В-третьих, выход малых инновационных предприятий на зарубежные рынки связан с преодолением фактора неопределенности, обусловленного работой с иностранными партнерами и их требованиями к качеству

68

продукции, условиям поставок, товарному кредиту и арбитражной юрисдикции. Кроме того, существенное значение для повышения эффективности научной политики МИП за рубежом имеет наличие дополнительных организационных и человеческих ресурсов: отдельного подразделения, сотрудников, владеющих иностранными языками с целью перевода на иностранный язык и адаптации всей технической и рекламной документации, а также оперативного реагирования на запросы, поступающие от зарубежных партнеров.

Важной составляющей партнерских отношений является знание культурных и исторических особенностей той или иной страны, правил менталитета и религиозных канонов.

Обусловленные данными факторами высокие неопределенность и риск препятствуют самостоятельному выходу субъектов малых инновационных предприятий на внешний рынок.

Среди субъективных факторов низкой эффективности международного сотрудничества отечественных МИП, по нашему мнению, выделяется пассивность в международных научных программах и в отношении поддержки, которую оказывают наднациональные органы регулирования в целях расширения инновационной составляющей деятельности субъектов малого бизнеса.

В США такая политика реализуется через программу по распространению технологий малого бизнеса (the Small Business Technology Transfer Program, STTR), которая координируется отделом технологий администрации малого бизнеса (агентство SBA). В соответствии с этой программой организационную и финансовую помощь получают малые инновационные предприятия, которые стремятся к взаимодействию с вузами, государственными и негосударственными исследовательскими институтами внутри страны и за ее пределами в осуществлении федеральных проектов НИОКР. Это позволяет осуществить ускоренный трансферт новых технологий, продуктов и услуг из лабораторных условий в рыночную среду.

В Европе поддержка международного сотрудничества малых инновационных предприятий осуществляется благодаря действию 7-й Рамочной программы ЕС (FP7), в рамках которой осуществляется специальное финансирование научно-технических проектов международного уровня по направлению «Сотрудничество».

Оно предусматривает:

- проведение совместных исследований научными организациями из разных стран, в том числе России;

- создание единых технологических платформ и осуществление прикладных исследований, имеющих приоритетное промышленное значение - здравоохранение, сельское хозяйство, энергетика, нанотехнологии, транспорт, окружающая среда и др.;

69

- координацию национальной исследовательской деятельности за пределами Союза;

- международное научное сотрудничество со странами, не входящими в ЕС.

Учитывая, что рамочные программы в 2013 г. заканчиваются, с 1 января 2014 г. вступает в действие долгосрочный инновационный проект Horizon 2020, рассчитанный до 2020 г., с бюджетом 80 млрд евро, способствующий преодолению экономического кризиса в Европе, решению наиболее сложных социальных проблем и укреплению позиций ЕС в области научных исследований и технологических разработок.

Одним из приоритетных направлений проекта является поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства по программе «Конкурентоспособность МСП». Она будет реализована через интегрированную систему финансирования; для МИП в рамках тематического направления «Инновации на малых и средних предприятиях» выделяется отдельная бюджетная линия и будет проводиться софинансирование в рамках специальных направлений «Лидерство в разработке промышленных технологий и технологий новых возможностей» и «Социальные вызовы». Одновременно упрощается процедура подключения на основе принципа единой точки входа, вводится новый механизм участия, планируется активно использовать частный и венчурный капитал.

Важным институтом развития малых наукоемких предприятий на территории ЕС является программа «Конкурентоспособность и инновации», которая будет содействовать росту международной научной кооперации, развитию инновационных технологий, выходу МИП на новые рынки и создание новых рабочих мест через повышение конкурентоспособности и развитие инноваций.

Программа CIP реализуется по следующим основным направлениям:

1. Международный бизнес и инновации (Entrepreneurship and Innovation Programme, EIP), в рамках которого создана Европейская сеть поддержки предпринимательства (Enterprise Europe Network, EEN), которая объединяет центры трансфера технологий, бизнес-инновационные центры, торгово-промышленные палаты, агентства развития и т.п., оказывающие МИП интегрированные услуги в области развития бизнеса и инноваций, включая услуги по информированию, бизнес-кооперации, интернационализации предприятий, передачи знаний и технологий. Кроме того, помощь включает консультации по европейскому законодательству и стандартам, вопросам защиты интеллектуальной собственности, а также по финансированию исследований.

EEN создана как интегрированная сеть услуг поддержки малого инновационного бизнеса, которая в настоящее время включает 300 консорциумов, более 600 организаций - контактных точек из 53 стран Европы и более 4000 человек опытного персонала. В странах ЕС число консульта-

70

ционных пунктов достигает 10-15 на одну страну. В странах, не входящих в ЕС, создается один центр, при котором может быть сформирована развитая региональная сеть.

Услуги EEN делятся на модули. Модуль А - «Информация, бизнескооперация, интернационализация» - объединяет информацию о состоянии рынков, возможностях бизнес-партнеров, инфраструктуре и инструментах поддержки международной кооперации. Модуль В - «Инновации и трансфер технологий и знаний» - предназначен для информирования компаний об инновационных разработках, научных предложениях и технологических потребностях, для выявления потенциала проектов, поиска партнеров и сопровождения бизнеса. Модуль С - «Поддержка участи МИП в рамочных программах» - предусматривает комплекс мер по содействию малым инновационным предприятиям к участию в европейских научных программах.

2. Политика в сфере информационно-коммуникационных технологий (Information Communication Technologies Policy support Programme).

3. Интеллектуальные ресурсы Европы (Intelligent Energy Europe).

Сегодня Россия активно включается в международные проекты по

научно-техническому сотрудничеству. В качестве партнера она участвует в 7-й Рамочной программе, добившись лидирующего положения среди стран третьего мира по числу заявок (за период 2007-2012 гг. их было подано более 2000), числу поддержанных проектов (271), количеству участников (436 организаций), объему финансирования (64 млн евро).

Наряду с действующими проектами в рамках FP7 Россия участвует в специальных акциях международного сотрудничества по решению проблем, имеющих глобальное значение и представляющих интерес как для стран ЕС, так и для нашей страны.

C целью содействия развитию технологической бизнес-кооперации малых и средних предприятий и научных организаций России и Европейского союза, направленной на повышение их конкурентоспособности, в России в 2007 г. был инициирован проект «Европейский информационный консультационный центр в России» (Gate to Russian Business Innovation Networks, Gate2RuBIN) - член и официальный информационный агент общей сети Enterprise Europe Network. В рамках центра в 2008 г. была сформирована Российская бизнес-инновационная сеть (Russian Business Innovation Network, RuBIN).

Сеть включает российские организации инновационной инфраструктуры, ориентированные на эффективное международное сотрудничество. Центры отобраны на конкурсной основе при поддержке Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и Минэкономразвития. Проект направлен на оказание помощи предприятиям в поиске зарубежных партнеров в странах Евросоюза и в выходе на иностранные рынки, в предоставлении всем желающим начать

71

международное деловое сотрудничество бесплатной информации и консультационной поддержки.

Участвуя в проекте, российские организации могут получать комплекс услуг, который, аналогично проекту EEN, разделен на три модуля.

Модуль А регулируется Российским агентством поддержки малого и среднего бизнеса и включает услуги по информированию, установлению бизнес-кооперации с европейскими партнерами и интернационализации. Модуль В объединяет услуги по трансферу инноваций, технологий и знаний, по организации первичных контактов между российскими и европейскими партнерами и ведению переговоров по заключению контракта, по разработке бизнес-планов, защите интеллектуальной собственности и пр. Его координирует Российская сеть трансфера технологий.

В модуль С входят услуги по содействию компаниям и научноисследовательским организациям в участии в рамочных программах Европейского союза. Возглавляет направление Союз инновационнотехнологических центров России.

Проект Gate2RuBIN создал в России новую модель участия наукоемких предприятий и научно-технических центров в европейской сети поддержки предпринимательства, сформировал инфраструктуру поддержки МИП и их кооперацию с зарубежными партнерами.

Международное научно-техническое сотрудничество малых предприятий России активно поддерживается Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Кроме известных программ, инициированных фондом, таких как «Умник», «Старт», «Развитие», стимулирующих массовое участие молодежи в инновационной деятельности и поддержку совместных с зарубежными партнерами прикладных научных исследований, реализуются программы помощи МИП по вхождению в международные сети трансфера технологий, установлению научно-технического партнерства и по финансированию совместных НИОКР.

Фонд выступает соинвестором транснационального конкурса «М-ERA.Net», который финансирует разработки в области новых материалов и инженерии и содействует кооперации между исследовательскими организациями и малыми инновационными предприятиями, ведущими разработки в этой области. По требованиям конкурса, в нем может принимать участие одно малое предприятие с российской стороны и одно из европейских стран-участниц - Германии, Греции, Турции, Израиля и Швейцарии, Бельгии, Финляндии, Франции.

Развитие международного сотрудничества и организация деловых контактов российских предприятий малого и среднего бизнеса с предпринимателями зарубежных стран является одним из приоритетных направлений деятельности Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства ОПОРА РОССИИ. При ее поддержке про-

72

водятся совместные научно-практические конференции по обмену опытом по государственному регулированию малого бизнеса, осуществляется информационный обмен о деятельности МСП, реализуется защита прав российских предпринимателей за рубежом и иностранных компаний на территории Российской Федерации, информирование зарубежных партнеров о деловых предложениях отечественных предприятий, консалтинг по правовым, налоговым и экономическим вопросам при реализации внешнеэкономических проектов МСП.

Исследование показало, что взаимодействие МИП России с зарубежными партнерами ведется на разных уровнях, практически во всех областях на базе многочисленных национальных и наднациональных программ. Однако потенциал такого сотрудничества далеко не исчерпан.

В качестве основных рекомендаций по расширению возможностей партнерства и повышению его эффективности можно привести следующие:

• создание единого языка международного научно-технического сотрудничества МИП, который предусматривает единые требования к терминологии, компетенциям, оформлению документации для российских и зарубежных участников;

• решение коммуникативных проблем (языковые барьеры, культура, менталитет, способы общения) и формирование правил поведения при реализации совместных научно-технических проектов;

• гармонизация процедуры финансирования научно-технических проектов со стороны отечественных и зарубежных структур;

• повышение заинтересованности в инновационной деятельности для отечественных малых предприятий и их мотивации к участию в международных научных проектах;

• популяризация передового опыта в области международного научно-технического сотрудничества МИП;

• введение в вузах учебных курсов по инновационному предпринимательству и креативности;

• разработка методического сопровождения по участию МИП в программах международного сотрудничества, а также разработка единого методического подхода к оценке их эффективности и результативности;

• диагностика существующего состояния наукоемкого предпринимательства и определение возможностей его выхода на зарубежные рынки;

• реклама отечественных МИП за рубежом;

• маркетинговые исследования состояния зарубежных рынков;

• создание единого информационного центра, который предоставлял бы информацию о деятельности малых предприятий на внутреннем и внешнем рынках, о программах поддержки малых предприятий, о действующих законах, стандартах, налогах, тарифах;

• статистическое наблюдение за деятельностью МИП в области международного научно-технического сотрудничества.

73

Реализация этих направлений сформирует российскую инновационно-технологическую составляющую многополярного мира, полноправное и экономически эффективное участие России в глобальных интеграционных процессах в сфере технологий и наукоемкого производства, будет способствовать повышению конкурентоспособности отечественной науки, роли малого предпринимательства как наиболее массового и динамичного субъекта международного сотрудничества в сфере инноваций.

Примечания

1 Parvan S-V Statistics in focus - Science and technology - 81/2007. http://www.eds-destatis.de/en/downloads/sil/sf_07_072.pdf

2 Малое предпринимательство в России. 2012. Стат.сб. Росстат. М., 2013. С. 105. Maloe predprinimatelstvo v Rossii. 2012. Stat. Sb. Rosstat. M., 2013. S. 105.

3 Гуремина Н.В. Проблемы и перспективы создания малых инновационных предприятий в российских вузах и научных организациях // VI Международный форум «От науки к бизнесу. Коммерциализация наукоемких технологий: Опыт регионов, роль вузов». СПб.: Соло, 2012.

Guremina N.V Problemy i perspektivy sozdaniya malykh innovatsionnykh predpriyat-iy v rossiyskikh vuzah I nauchnyh organizatsiyah // VI Mejdunarodnyi forum «Ot nauki k biznesy. Kommercializatsiay naukoemkih tehnologiy: Opyt regionov, rol’ vuzov». S.Pb.: Solo, 2012.

74

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.