Научная статья на тему 'ИНСТРУМЕНТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО МАРКЕТИНГА В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ '

ИНСТРУМЕНТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО МАРКЕТИНГА В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инструменты / персонал / управление / управление персоналом / маркетинг / Tools / personnel / management / personnel management / marketing

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — С.Д. Брыков, Ю.А. Аникина

Маркетинг персонала вид управленческой деятельности, направленной на долговременное обеспечение организации человеческими ресурсами и является условием роста человеческого ресурса организации за счет внешних источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL MARKETING TOOLS IN PERSONNEL MANAGEMENT

Personnel marketing is a type of management activity aimed at the long-term provision of an organization with human resources and is a condition for the growth of an organization’s human resource from external sources.

Текст научной работы на тему «ИНСТРУМЕНТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО МАРКЕТИНГА В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ »

УДК 658

ИНСТРУМЕНТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО МАРКЕТИНГА В УПРАВЛЕНИИ

ПЕРСОНАЛОМ

С. Д. Брыков Научный руководитель - Ю. А. Аникина

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: bob-ayk@mail.ru

Маркетинг персонала - вид управленческой деятельности, направленной на долговременное обеспечение организации человеческими ресурсами и является условием роста человеческого ресурса организации за счет внешних источников.

Ключевые слова: инструменты, персонал, управление, управление персоналом, маркетинг. INTERNATIONAL MARKETING TOOLS IN PERSONNEL MANAGEMENT

S. D. Brykov Scientific supervisor - Ju. A. Anikina

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: bob-ayk@mail.ru

Personnel marketing is a type of management activity aimed at the long-term provision of an organization with human resources and is a condition for the growth of an organization's human resource from external sources.

Keyword: Tools, personnel, management, personnel management, marketing.

Уже привычными задачами службы управления персоналом любой (малой, средней, крупной по численности сотрудников) компании являются подбор и прием работников, оценка и аттестация персонала, организация обучения и развитие карьеры, выработка политики в области управления персоналом и обеспечение дисциплины [7].

Разница заключается только в глубине проработки задачи (выполнения функций, требуемых и получаемых результатов) и охвате: в небольшой компании всем этим занимается один менеджер по персоналу, а в крупной - несколько подразделений, специализирующихся в определенной области. Но не следует забывать и о маркетинге в области управления персоналом, который необходим для эффективной деятельности компании. Данное направление можно рассматривать, как [3]:

1) Управленческую деятельность, направленную на определение потребности в персонале и закрытие вакансий;

2) планирование и оптимизацию всех видов деятельности персонала в компании;

3) выявление факторов внешнего и внутреннего рынка, влияющих на конкретную вакансию, вероятность и скорость ее заполнения и условия, на которых будет принят кандидат.

Суть маркетинга в области управления персоналом заключается в обеспечении «продаж» рабочих мест кандидатам и сотрудникам, рассмотрим ее по таблице 1.

Таблица 1

Структура маркетинга персонала

Рынок товара: продукт-покупатель Рынок труда: компания - наемный работник

Рынок труда: наемный работник - компания

Если в первом случае сотрудник «продает» себя, свои знания, опыт, идеи, то в другом «покупает» условия (доход, компенсационный пакет, социальные гарантии, условия для дальнейшей мотивации), предлагаемые ему компанией [6].

Потребность маркетинга в области управления персоналом чаще всего рассматривается в следующих кадровых процессах:

1) Подбор персонала в компанию;

2) Выбор системы мотивации (оплаты труда, компенсационного пакета) для персонала в компании.

Общий лозунг маркетинга — удовлетворение потребителей, в нашем случае формулируется как «удовлетворение компании результатами работы сотрудников».

Потребителями персонала выступают компании, которым требуются выполнение определенных функций, решение проектных задач и достижение требуемых результатов. Необоснованное увеличение численности компании, гонка за высококвалифицированными сотрудниками при необходимости более низкой квалификации для выполнения требуемых работ, ведет к резкому увеличению накладных расходов, издержек и неоптимального использования рабочего времени сотрудниками, поиску более интересной работы в других компаниях [1], [2]. Являясь потребителем, компания должна покупать не сотрудника, а выгоду, которую тот может предоставить.

Компания должна ответить на вопрос: какие же сотрудники ей необходимы?

Для решения задачи, стоящей перед компанией, ей следует пользоваться методами сфокусированного позиционирования, инструментом которого является РЯ, основные правила которого звучат так [4]:

1) тратить больше сил на внутреннее позиционирование, особенно на первом этапе. Сотрудники Компании при переводе на новую должность дают выработку 80 %, а вновь принятые на первоначальном этапе только 20 % (период адаптации, узнавание культуры компании, ее коллектива, правил и т.д.);

2) постоянно отслеживать изменяющийся рынок труда для корректирования кадровой политики и охвата РЯ-кампанией города, региона (подбор персонала). Все зависит от месторасположения целевой группы воздействия.

Позиционирование в области управления персоналом — это процесс поиска такой рыночной позиции для продукта (персонала) и компании, которая будет выгодно отличать его от положения конкурентов.

Попробуем использовать позиционирование для деления сотрудников (кандидатов) на группы А, В и С представленных в таблице 2.

Компания должна ответить на вопрос: какие же сотрудники ей необходимы?

Для решения задачи, стоящей перед компанией, ей следует пользоваться методами сфокусированного позиционирования, инструментом которого является РЯ, основные правила которого звучат так:

1) тратить больше сил на внутреннее позиционирование, особенно на первом этапе. Сотрудники Компании при переводе на новую должность дают выработку 80 %, а вновь принятые на первоначальном этапе только 20 % (период адаптации, узнавание культуры компании, ее коллектива, правил и т.д.);

2) постоянно отслеживать изменяющийся рынок труда для корректирования кадровой политики и охвата РЯ-кампанией города, региона (подбор персонала). Все зависит от месторасположения целевой группы воздействия.

Таблица 2

Позиционирование для деления сотрудников

Группы персонала А В С

- высокий оклад - средний оклад - малый оклад (20 %)

(80 %) (60 %) - высокая переменная

- малая - средняя составляющая (80 %)

переменная переменная

составляющая (20 составляющая

%) (40 %)

А - высококвалифицированные Сотрудники,

специалисты и менеджеры, которые

которые должны и могут позиционируют

выполнять сложные себя в группу А,

интеллектуальные (управленческие) задачи, так как предпочитают стабильность

результат растянут по времени

В - менеджеры и специалисты, Сотрудники

выполняющие конкретные группы В - знают

задачи, результат работы свои

которых обозрим в течение 3 возможности и

месяцев (1 квартала) желают иметь более высокий ДОХОД

С - сотрудники, занимающиеся Так позиционируют

продажами себя сотрудники, готовые "зарабатывать"

Дополнительного внимания ИЯ-менеджера и руководителей подразделений заслуживают и факторы влияния внешнего рынка, которые могут представлять интерес для сотрудников компании, в особенности для ключевых (с которыми компания не готова расставаться):

- ситуация на рынке труда - востребованность конкретной должности, уровень заработных плат, трудовое законодательство;

- сезон;

- демографическая ситуация в стране («вымывание» специалистов среднего возраста и «утечка мозгов»);

- развитие технологий (совершенствование оборудования и появление новых информационных технологий);

- развитие сферы образования и наличие подготовленных специалистов на рынке;

- кадровая политика компаний-конкурентов.

Результаты мониторинга рынка труда можно получить через [5]:

а) обзор зарплат труда по специальностям, должностям, которые составляют и предоставляют консалтинговые компании;

б) данные Росстата (по запросу компании);

в) сбор данных по запросам через рекрутеров, соискателей (особенности мотивации);

г) периодические издания (газеты, профессиональные журналы).

В маркетинге по управлению персоналом значима потребность бизнеса и производства в квалификации персонала (обучение внутреннее и внешнее). ИЯ-менеджеру следует помнить: специалистов высокой квалификации требуется меньше, а ресурсов, затрачиваемых на их поиск, привлечение и удержание, больше.

И все чаще на рынке труда наблюдаются перекосы между спросом и предложениями за счет дефицита квалифицированных рабочих и переизбытком специалистов «модных» профессий.

Подытоживая предлагаемые подходы к маркетингу в области управления персоналом, можно выделить два основных принципа:

1) рассмотрение определенной философии и стратегии управления человеческими ресурсами. Персонал, работающий в компании и потенциальный персонал, рассматриваются в качестве внешних и внутренних клиентов компании;

2) толкование особой задачи HR-менеджера - своевременное проведение маркетинговых исследований (анализ 4 «Р», рынок труда, позиционирование, сегментация) и оптимизации деятельности персонала, которая оценивается с помощью проведения аттестации или оценки персональной деятельности.

Основное отличие в вышеназванных принципах заключается в том, что первый является одним из элементов кадровой политики компании, реализуемым через комплекс задач управления персоналом (разработка целевой системы, планирование потребности, деловая оценка, управление карьерой, мотивация и так далее), а второй предполагает выделение специфической деятельности службы управления персоналом - маркетинг в области управления персоналом.

Библиографические ссылки

1. Андреева О.В., Шевчик Е.В. Финансовый менеджмент. Учеб. пособие. Ростов-на-Дону: Ростовский государственный университет путей сообщения, 2017. 211 с.

2. Арутюнова Д.В., Ланкина М.Ю. Финансовый менеджмент: теория и практика. Учебное пособие. Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2017. 116 с.

3. Бабенко И.В., Тиньков С.А. Маркетинговая деятельность предприятий: логистический подход. Монография. М.: ИНФРА-М, 2018. 168 с.

4. Бадалова А.Г., Пантелеев A.B. Управление персоналом предприятия. Учебное пособие. М.: Вузовская книга, 2017. 234 с.

5. Вайн С. Оптимизация ресурсов современного предприятия. М.: Альпина Паблишер, 2018. 178 с.

6. Гамзатова А.Р., Юсупова Д.Н. Взаимодействие менеджмента и предприятия. Учебное пособие. Махачкала: ДГУНХ, 2018. 59 с.

7. Гонов A.A., Луценко A.B., Медведева М.А. Инструменты компании в области управления. Учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. 156 с.

© Брыков С. Д., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.