Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАДРАМИ НА ПРИМЕРЕ МАГАЗИНА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАДРАМИ НА ПРИМЕРЕ МАГАЗИНА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
187
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ / ОТДЕЛ КАДРОВ / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / АТТЕСТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Варлакова Ю.В., Казаченок Ю.В., Скачкова Е.А.

В статье рассматриваются особенности управления человеческими ресурсами, модернизации организационной системы взаимодействия с кадровым потенциалом предприятия. Проанализированы вопросы, связанные с современными подходами и методами управления человеческими ресурсами и формирования благоприятного психологического климата коллектива организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMING A HR MANAGEMENT SYSTEM ON THE EXAMPLE OF A RETAIL STORE

The article discusses the features of human resource management, modernization of the organizational system of interaction with the personnel potential of the enterprise. The issues related to modern approaches and methods of human resource management and the formation of a favorable psychological climate for the organization's staff are analyzed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАДРАМИ НА ПРИМЕРЕ МАГАЗИНА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ»

РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ

Варлакова Ю.В.

обучающийся направления подготовки 38.03.02 Менеджмент, «Южно-Уральский технологический университет», г. Челябинск, Россия Казаченок Ю.В. кандидат педагогических наук, «Южно-Уральский технологический университет», кафедра «Лингвистика и гуманитарные дисциплины», г. Челябинск, Россия Скачкова Е.А. кандидат педагогических наук, «Южно-Уральский технологический университет», кафедра «Лингвистика и гуманитарные дисциплины», г. Челябинск, Россия

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАДРАМИ НА ПРИМЕРЕ МАГАЗИНА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности управления человеческими ресурсами, модернизации организационной системы взаимодействия с кадровым потенциалом предприятия. Проанализированы вопросы, связанные с современными подходами и методами управления человеческими ресурсами и формирования благоприятного психологического климата коллектива организации.

Ключевые слова: управление персоналом, стратегия управления персоналом, отдел кадров, кадровая политика, аттестация персонала.

Varlakova Yu.V.

student of the direction of training 38.03.02 Management South Ural Technological University, Chelyabinsk, Russia Kazachenok Yu.V. PhD of pedagogical sciences South Ural Technological University, Department of "Linguistics and Humanities ", Chelyabinsk, Russia

Skachkova E.A. PhD of pedagogical sciences South Ural Technological University, Department of "Linguistics and Humanities", Chelyabinsk, Russia

FEATURES OF FORMING A HR MANAGEMENT SYSTEM ON THE EXAMPLE OF A RETAIL STORE

Abstract. The article discusses the features of human resource management, modernization of the organizational system of interaction with the personnel potential of the enterprise. The issues related to modern approaches and methods of human resource management and the formation of a favorable psychological climate for the organization's staff are analyzed.

Keywords: personnel management, personnel management strategy, personnel department, personnel policy, personnel certification.

Кадровая политика представляет собой направление деятельности в работе с трудящимися гражданами организации. Работа с кадрами осуществляет реализацию задач и целей управления персоналом. Она представляет собой линейную стратегию поведения в работе с людьми [5, а 67].

Одна из важнейших проблем, решаемых отделом кадров - формирование оптимального кадрового состава. Система работы отдела кадров отражается не только в формировании соответствующей документации. У кого-то она начинается непосредственного с управления персоналом, а также определения нужного и наиболее успешного направления. О том, какая существует кадровая политика на примере магазина розничной торговли, расскажем ниже [4].

АО «Дикси» - один из крупнейших ретейлеров в России. С 1992 года, компания является стабильным игроком на рынке, занимается розничной торговлей продуктами питания и товарами ежедневного спроса.

Полное наименование предприятия - акционерное общество «Дикси Юг», сокращенное наименование общества: АО «Дикси Юг».

Акционерное общество является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании Устава. Имеет собственный баланс, расчетные счета в банках, круглую печать со своим наименованием, фирменное наименование.

Главная цель деятельности представленной организации - получение прибыли.

Для достижения поставленной цели компания выполняет следующие виды деятельности:

- холдинговая деятельность;

- деятельность в области финансового посредничества, в области права и в области бухгалтерского учета;

- капиталовложения в ценные бумаги;

- консультирование по вопросам ведения коммерческой и управленческой деятельности;

- деятельность по управлению холдинг - компаниями;

- деятельность по обработке данных;

- деятельность на рынке ценных бумаг;

- управление иными юридическими лицами, проектами;

- приобретение, реализация патентов, лицензий и различных новшеств;

- осуществление в установленном порядке оптовой, комиссионной, посылочной торговли;

- предоставление услуг по подбору персонала;

- внешнеэкономическая деятельность, экспортно-импортные операции, связанные со всеми видами вышеупомянутой деятельности;

- любая другая деятельность, не запрещенная действующим законодательством.

Руководство настоящей деятельностью организации осуществляется коллегиальным исполнительным органом компании (Правлением) и единоличным исполнительным органом, то есть генеральным директором. Исполнительные органы находятся в подчинении Совета директоров и Общего собрания акционеров [2, с. 114].

Организационная структура АО «Дикси Юг» представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Организационно-управленческая структура АО «Дикси Юг»

Как видим, на данном предприятии существует линейно-функциональная структура управления, при которой управленческие действия передаются на другие уровни производства и управления, а также включают административные функции и процедуры принятия каких-либо управленческих решений.

Управление в магазинах АО «Дикси Юг» (далее - «Дикси») происходит на основе линейной организационной структуры, то есть управление организацией происходит не только из головного офиса, но и в каждом отдельно взятом магазине: в хозяйственном подразделении организации преобладает персонал с высоким уровнем квалификации, и существует система стимулирования сотрудников.

В магазине «Дикси» насчитывается около 4000 наименований ассортиментных позиций. Продажа товаров происходит путем самообслуживания.

Эффективность труда в процессе производства напрямую зависит от работы основных кадров организации. Таким образом формируется уровень управления человеческими ресурсами, который можно определить, выявив степень соответствия таких показателей как: количественная и качественная характеристики персонала целям организации [1].

Набор новых сотрудников осуществляется с помощью подачи рекламного объявления в интернет-источниках, на телевидении, а также размещении информации о вакантных должностях на интернет-сервисах по подбору персонала [7, с. 60].

Управление персоналом - это область применения практических знаний, нацеленных на формирование гарантированного обеспечения организации набором такого персонала, который способен выполнять возложенные на него рабочие функции, обязанности, а также максимальное использование его трудовых ресурсов. Управление персоналом является частью качественного ведения деятельности и управления персоналом [8, с. 20].

Персонал представляет собой коллектив, в котором каждый человек имеет свои интересы, своё видение различных рабочих ситуаций, свой темп работы и принятия каких-либо организационных решений. Реакцию коллектива предугадать практически невозможно. Современные теории знаний об управлении человеческими ресурсами основаны на признании значимости индивидуальности каждого сотрудника, на изучении способов его мотивирования, умении должным образом формировать и корректировать его рабочие способности в соответствии со стратегическими задачами организации [10].

Стратегия управления персоналом - это важнейшее направление формирования профессионального, конкурентоспособного, ответственного и сплоченного кадрового состава предприятия. Как показывает практика, стратегия управления персоналом помогает достигать долгосрочных целей и следовать общей концепции (стратегии) развития предприятия [13, с. 160]

Заработная плата всех сотрудников ГК «Дикси» состоит из фиксированной части, включающей должностной оклад (тарифную ставку), доплаты и надбавки, а также премиальной части.

В ходе исследования был проведен качественный анализ персонала, результаты которого представлены ниже.

Возрастная структура «Дикси» представлена на рисунке 2.

Кадровый потенциал предприятия по возрасту

Свыше 50 лет _, До 30 лет

ДО

19%

25%

От 40 до 50 лет

24% V От 30 до 40 лет

32%

Рис. 2. Кадровый потенциал «Дикси» по возрасту

Из рисунка 2 видно, что на предприятии имеется достаточное число сотрудников всех возрастных групп. На возрастную группу от 30 до 40 лет приходится большая процентная доля, причем она продолжает увеличиваться за счет сокращения доли группы свыше 50 лет.

Кадровая работа на предприятии предполагает наличие функций руководства и управления персоналом и осуществляется работой отдела кадров. Отдел кадров представляет собой совокупность специализированных подразделений в организационной структуре предприятия, призванных руководить персоналом предприятия. К кадровым службам относятся: агентства по найму сотрудников, компании по повышению квалификации, кадровые агентства и т.д. [14, с. 12].

Основной целью руководства предприятия является эффективное использование персонала, которое предполагает анализ численности, квалификационной структуры, общего стажа, движения работников внутри предприятия и др. Основной элемент в социально трудовой сфере - это разработка системы социально-трудовых показателей, принципов организации и управления деятельностью. Общий стаж оказывает значительное влияние на профессиональные качества работников. Распределение работников предприятия по стажу работы отражено на рисунке 3.

Проанализировав структуру персонала магазина «Дикси» по стажу работы на предприятии, можно сделать следующие выводы: на предприятии преобладает количество сотрудников, а точнее 45% от общей численности персонала, чей стаж работы составляет от 3 до 5 лет; 22% сотрудников имеют стаж работы от 5 лет и выше; такое же процентное значение имеют сотрудники со стажем работы менее года; 11% - это работники, чей стаж составляет от 1 года до 3 лет.

Стаж работы сотрудников «Дикси»

^^^^^^^^^ 11%

45%

■ менее года ■ от 1 до 3 лет

от 3 до 5 лет ■ свыше 5 лет

Рис. 3. Анализ структуры персонала «Дикси» по стажу работы

К персоналу здесь особое отношение - в компании занимаются не только развитием людей, но и достаточное внимание уделяется заботе о них. Магазины «Дикси» предусмотрен широкий реестр льгот. Для создания максимально комфортных условий работы, руководство компании прислушивается к мнению своего коллектива. Например, недавно по инициативе сотрудников прямо в офисе открылся спортзал.

Семьи сотрудников компании тоже не остались без внимания. На новый год в магазине «Дикси» предусмотрены подарки детям сотрудников и мероприятия «новогодних елок». Доверительная атмосфера в коллективе вырабатывает у людей чувство уверенности в своем будущем. У сотрудников отсутствует нежелание говорить о работе со своими близкими в нерабочее время.

В магазинах «Дикси» часто происходят модернизации бизнес-процессов и изменения ассортиментной политики компании. Поскольку организация приветствует длительное, долгосрочное сотрудничество со своими кадрами, новичкам компании предлагается программа проф. развития, обучения, а также существуют вакансии для людей, не имеющих опыт работы в данной профессиональной сфере.

Система управления персоналом придерживается трех первостепенных принципов:

- привлечение перспективных, позитивных и энергичных. Основные штатные сотрудники магазинов «Диски» - это молодые люди с минимальным опытом работы. Первичное внимание уделяется именно данной категории персонала, так как молодежь более открыта к обучению корпоративным стандартам и совершенствованию своих профессиональных навыков. Руководство компании не пренебрегает личным общением с покупателями и решению конфликтных ситуаций. В коллективе поддерживается здоровая атмосфера за счет частных социальных опросов персонала;

- достойная заработная плата и различные дополнительные льготы. Все рабочие процессы в магазине строго регламентированы. Премиальная система напрямую зависит от выполнения плана продаж и соблюдения стандартов обслуживания покупателей. Заработная плата линейных сотрудников состоит из фиксированного оклада плюс дополнительные бонусы, начисляемые каждому сотруднику персонально ежемесячно. Специалисты отдела кадров обратили внимание на то, что размер заработной платы регулярно пересматривается бухгалтерией относительно среднему значению на рынке. Компания имеет возможность устанавливать минимальное значение оклада, на 5% выше среднего уровня по региону;

- обеспечение эффективного обучения, продвижения и развития.

Программа обучения в компании «Дикси» нацелена на все категории сотрудников: рядовые сотрудники, работники среднего и руководящего звена. Тренинги и обучение проводятся на территории магазина. Основное направление - развитие практических профессиональных навыков. Среди сотрудников периодически проводятся конкурсные соревнования, победители которых имеют возможность выиграть смартфон, поездку за рубеж или даже автомобиль.

Для оценки работы кадровой службы предприятия и уровня знаний работников руководство предпочитает использовать метод аттестации персонала [13].

Аттестация персонала - это своего рода критерий и залог конкурентоспособности и устойчивости организации в рыночной среде, а также и показатель качества управления - важнейшего на сегодняшний день фактора успеха в конкурентной борьбе. Аттестация персонала позволяет оценить не только знания основных работников на соответствие занимаемой должности, но и работу менеджера отдела кадров [11, с. 73].

Анализ системы аттестации персонала необходимо начать с оценки кадрового потенциала, созданного на предприятии в результате деятельности этой системы.

Преимуществом существующей системы аттестации магазинов «Дикси» является соблюдение процедур ее проведения. Все этапы аттестации оформляются юридически грамотно. Важно, что аттестация заканчивается подведением итогов и принятием управленческих решений [11, с. 90].

Кроме того, можно выделить основные положительные моменты проведения аттестации:

- повышение имиджа организации;

- развитие и поддержание здоровой атмосферы внутри коллектива;

- эффективные способы мотивации сотрудников к трудовой деятельности и повышение уровня знаний соответственно занимаемой должности;

- оптимизация системы процедуры перестановки/ротации кадров;

- рациональное распределение ответственности между руководителем подразделения по отношению к персоналу;

- облегчение эмоциональной нагрузки (гиперответственности) руководителя;

- повышенная организация отдела кадров в работе с персоналом [13].

Итак, в данной статье дана характеристика трудового коллектива магазина «Дикси». Проведен качественный и количественный анализ кадров компании. Проанализированы вопросы, связанные с современными способами управления человеческими ресурсами и формирования благоприятного психологического климата коллектива организации. А также мы уделили внимание изучению процесса аттестации персонала организации, в ходе которого были сформулированы основные преимущества ее проведения.

Список литературы

1. Авальбаева Л.Т. Характеристика трудовых ресурсов на предприятии / Авальбаева Л.Т., Рахматулина З.Ф. // Актуальные вопросы экономики: сб. статей II Международной науч. практич. конф., 2019. - С. 13-16.

2. Алавердов А.Р. Управление персоналом: Учебное пособие / А.Л. Алавердов. - М.: МФПУ Синергия, 2017. - 136 с.

3. Васильева И.В. Организационно-психологическая диагностика. -3-е изд., стер. Учебное пособие / И.В. Васильева. - М.: Флинта, 2019. - 150 с.

4. Владимирова А.А. Сущность и значение человеческих ресурсов и трудового потенциала предприятия / А.А. Владимирова // Экономика 2020. Теория и практика: материалы II международной научно-практической конференции. Пенза, 2020. - С. 18-22.

5. Гутгарц Р. Отбор претендентов на вакантные места / Р. Гутгарц // Служба кадров и персонал. - 2020. - № 4. - С. 67-69.

6. Ивановская Л.В. Управление персоналом организации: Учебник / Л.В. Ивановская. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 695 с.

7. Карымова О.С. Психология управления в организации: Учебно-методическое пособие / О.С. Карыв. Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2017. - 285 с.

8. Мехтиханова Н.Н. Управление персоналом: психологическая оценка персонала: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н.Н. Мехтиханова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2022. - 195 с.

9. Мизинцева М.Ф. Оценка персонала: учебник и практикум для вузов / М.Ф. Мизинцева, А.Р. Сардарян. - М.: Издательство Юрайт, 2022. - 378 с.

10. Основные задачи и функции управления персоналом предприятия: учеб. пособие / А.И. Бурцева [и др.] // Проблемы развития общества: право, экономика, технологии, 2020. - С. 82-86.

11. Полевая М.В. Система оценки персонала в организации. - М.: Прометей. - 2018. - 260 с.

12. Кибанова А.Я. Управление персоналом. Теория и практика. Оценка и отбор персонала при найме и аттестации, высвобождение персонала: учебное пособие / под редакцией А.Я. Кибанова. - М.: Проспект, 2019. - 80 с.

13. Хруцкий В.Е. Оценка персонала. Сбалансированная система показателей: учебное пособие для вузов / В.Е. Хруцкий, Р.А. Толмачев, Р.В. Хруцкий. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2022. - 208 с.

14. Чуланов Э.Ю. Экономика персонала: учебное пособие / Э.Ю. Чуланов. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2019. - 64 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Эффективная обратная связь / Пер. с англ. - (Серия «Гид HBR»). - М.: Альпина, 2020. - 196 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.