Научная статья на тему 'ИНСТРУМЕНТЫ КОММУНИКАЦИИ ПАССАЖИРСКИХ АВТОТРАНСПОРТНЫХ КОМПАНИЙ С НАСЕЛЕНИЕМ '

ИНСТРУМЕНТЫ КОММУНИКАЦИИ ПАССАЖИРСКИХ АВТОТРАНСПОРТНЫХ КОМПАНИЙ С НАСЕЛЕНИЕМ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
городской пассажирский транспорт / пассажирские перевозки / инструменты коммуникации / urban passenger transport / passenger transportation / communication tools

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Н.В. Толстихина, Е.А. Чижова

Городской пассажирский транспорт является неотъемлемой частью современного города и важной системой коммуникаций с населением. Рассматриваются инструменты коммуникаций пассажирских автотранспортных предприятий для улучшения и взаимодействия с пассажирами в городе Красноярске и Красноярском крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Н.В. Толстихина, Е.А. Чижова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOOLS FOR COMMUNICATION OF PASSENGER TRANSPORT COMPANIES WITH THE POPULATION

Urban passenger transport is an integral part of the modern city and an important system of communication with the population. Communication tools of passenger transport companies for improving and interacting with passengers in the city of Krasnoyarsk and the Krasnoyarsk Territory are considered.

Текст научной работы на тему «ИНСТРУМЕНТЫ КОММУНИКАЦИИ ПАССАЖИРСКИХ АВТОТРАНСПОРТНЫХ КОМПАНИЙ С НАСЕЛЕНИЕМ »

УДК 316.77

ИНСТРУМЕНТЫ КОММУНИКАЦИИ ПАССАЖИРСКИХ АВТОТРАНСПРТНЫХ

КОМПАНИЙ С НАСЕЛЕНИЕМ

Н.В. Толстихина.

Научный руководитель - Е. А. Чижова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: tolstihina_natas@mail.ru

Городской пассажирский транспорт является неотъемлемой частью современного города и важной системой коммуникаций с населением. Рассматриваются инструменты коммуникаций пассажирских автотранспортных предприятий для улучшения и взаимодействия с пассажирами в городе Красноярске и Красноярском крае.

Ключевые слова: городской пассажирский транспорт, пассажирские перевозки, инструменты коммуникации.

TOOLS FOR COMMUNICATION OF PASSENGER TRANSPORT COMPANIES

WITH THE POPULATION

N.V. Tolstikhina. Scientific Supervisor- E.A. Chizhova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: tolstihina_natas@mail.ru

Urban passenger transport is an integral part of the modern city and an important system of communication with the population. Communication tools of passenger transport companies for improving and interacting with passengers in the city of Krasnoyarsk and the Krasnoyarsk Territory are considered.

Keywords: urban passenger transport, passenger transportation, communication tools.

Общественный транспорт - ключевой элемент инфраструктуры города, а его доступность и комфорт, важные показатели качества жизни. Ключевой фактор эффективной деятельности общественного транспорта - это налаженная коммуникация автотранспортных предприятий с населением, она играет важную роль в развитии и популяризации общественного транспорта.

Департамент транспорта г. Красноярска систематически модернизирует деятельность общественного транспорта; так более десяти лет назад начал реализацию проекта «Электронная система учета проезда отдельных категорий граждан, имеющих право на льготный проезд - Единый социальный проездной билет», который стартовал 21 апреля 2008 года. За годы работы данный проект показал свою эффективность, удобство и социальную значимость для населения города [1]. В 2010 году целевая аудитория проекта была увеличена: все жители региона могли пользоваться Транспортной картой. Кроме экономии денежных средств (при наличии дисконтных программ) карта минимизировала время оплаты поезда, предоставляла возможность безналичного расчета.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 3

В 2015 году были внедрены автоматические CALL-центры по информированию пассажиров в голосовом режиме о движении общественного транспорта, которые позволяли получить информацию о местоположении общественного транспорта интересующего маршрута [2]. Также были нанесены коды на все маршрутные указатели остановочных пунктов (при введении уникального кода, в голосовом режиме выдавалась по телефону информация о прогнозируемом времени приезда пассажирских транспортных средств к остановочному пункту).

2019 год стал годом высоких технологий для красноярского общественного транспорта: система оплаты вышла на уровень современных тенденций, появилась возможность расчета банковскими картами. Следует отметить, что оплатить проезд стало возможно не только пластиковой картой, но и бесконтактным расчетом с телефона или смарт-часов.

Последним же нововведением стало транспортное приложение, которое позволяет купить билет по QR-коду, его можно скачать в Google Play и App Store. К приложению можно привязать несколько банковских карт или выбрать предпочтительный способ оплаты: Apple Pay или Google Pay [3]. Популярным и необходимым стала функция «Родительский контроль», с помощью которой родители могут отслеживать передвижения ребенка. Разработчики также усовершенствовали и поддержку пользователей - теперь ответы на вопросы можно получать прямо в приложении.

Пассажирские автотранспортные перевозки являются высококонкурентным сегментом рынка, где на одном направлении деятельности могут сталкиваться несколько десятков перевозчиков, при этом существует и конкуренция с альтернативными видами транспорта (такси, личный автомобиль). Пассажирские автобусы весьма дорогостоящая техника (около 10-12 миллионов рублей) эксплуатация которого по законодательству не может превышать 15 лет. Это диктует относительно низкую рентабельность бизнеса [4].

Учитывая, что в продвижении услуг пассажирского автотранспорта коммуникации и связи с общественностью играю очень важную роль, следовало бы предполагать, что уровень развития этой деятельности у компаний будет высоким. Однако опыт работы в отрасли показывает, что это пока не так.

Такие предприятия как, например: Муниципальные транспортные организации («КРАСНОЯРСКГОРТРАНС», МП «ГОРТРАНС», МП г. Красноярска «КПАТП №5» и «КПАТП №7»). Данные предприятия (компании) являются муниципальными, т.е. принадлежат городу. В их задачи входит представление населению информации о работе пассажирского транспорта общего пользования в пределах своей компетенции, рассмотрение обращений граждан по вопросам работы пассажирского транспорта общего пользования в границах города и принимает по ним меры в пределах своих полномочий.

Существуют также общества с ограниченной ответственностью (ООО) и индивидуальные предприниматели (ИП) одной из важнейших проблем которых является информационная закрытость и отсутствие службы по связям с общественностью как таковой. Поэтому идеи по улучшению коммуникации анонсируются практически всегда со стороны Администрации города и Министерства транспорта, а также от населения.

В 2010 и 2015 году проводились общественные обсуждения критериев отбора перевозчиков на выполнение городских пассажирских перевозок. Общественное обсуждение проводилось на сайте министерства www.mintrans24.ru. Его участники могли оценить уже разработанные критерии отбора и внести свои предложения по совершенствованию пассажирских перевозок. За время работы интернет-площадки ее посетило более 2,7 тыс. человек.

По результатам общественного обсуждения наиболее дискуссионными вопросами были: дальность подхода к остановочным пунктам (800 м.), интервал движения в межпиковые часы (15 мин.), число пересадок (2), расстояние между остановочными пунктами (800 м.), возраст подвижного состава (10 лет), количество человек на 1 квадратный метр автобуса (5).

Предложения участников обсуждения касались создания интернет-сайта, на котором будет отображаться информация о текущем расположение транспорта по координатам ГЛОНАСС, установки информационных табло на остановочных пунктах, более активного использования мини-автобусов, уменьшения срока прохождения техосмотра и другое. Многое из вопросов реализовалось и активно используется.

В 2018 году в Красноярске заработали «горячие линии» по вопросам работы общественного транспорта и оптимизации маршрутной сети.

Ежегодно активные горожане составляют собственный рейтинг общественного транспорта в Красноярске. В нем оценивают точность расписания, чистоту и состояние автобусов. Итоги онлайн - голосования «рейтинг маршрутов» подвели в группе «Общественный транспорт» во Вконтакте [5]. Красноярцы выставляли оценки автобусам по пятибалльной шкале. Из этой идеи родился другой проект организованный Администрацией города Красноярска выбор лучшего и худшего маршрутов общественного транспорта на портале «НашКрасноярск.РФ».

Вовлечение населения с использованием различных акций и конкурсов, таких как «Чистый автобус», «Доступная среда», «Лучшее новогоднее оформление автобуса, троллейбуса, трамвая» которые проводятся с привлечением волонтеров и СМИ вносят большой вклад в коммуникацию.

На фоне нового не стоит забывать и о старом, немаловажную роль сохраняет коммуникация с человеком, в нашем случае с кондуктором - это личная коммуникация, которая до сих пор актуальна как никогда [6].

Таким образом, подавляющее большинство автотранспортных компаний (предприятий) до сих пор не имеют соответствующих служб, которые бы работали с населением и СМИ. К ним относятся индивидуальные предприниматели и общества с ограниченной ответственностью. Контакты с внешней средой, не связанные с перевозками пассажиров, вызывают у таких компаний большие затруднения, руководство стремится избегать общения с журналистами и минимизировать публичные выступления. Очевидно, что такая позиция ущербна и отбрасывает развитие коммуникации и взаимодействие с населением назад в прошлое. Совершенно иное направление у городского пассажирского автотранспорта, здесь идет работа и развитие в сфере связей с населением.

Библиографические ссылки

1. Проспект Мира // Истории [Электронный ресурс]. URL: https://prmira.ru/article/v-krasnoyarskih-avtobusah-poyavilsya-raschet-bankovskoi-kartoi-rasskazyvaem-kak-eto-rabotaet/ (дата обращения: 20.03.2021).

2. Красноярскгортранс [Электронный ресурс]. URL: https://mu-kgt.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1&catid=12&Itemid=147 (дата обращения: 20.03.2021).

3. Newslab.ru // Новости [Электронный ресурс]. URL: https://newslab.ru/news/1015864 (дата обращения: 20.03.2021).

4. Newslab.ru // Форум [Электронный ресурс]. URL https://newslab.ru/forum/theme/342461 (дата обращения: 7.04.2021).

5. Общественный транспорт Красноярска // Сообщество [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/otkrsk (дата обращения: 7.04.2021).

6. Правила организации транспортного обслуживания населения в городе Красноярске, утвержденные Красноярским городским Советом от 25.05.2006 № 10-196 (дата обращения: 7.04.2021).

© Толстихина Н.В., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.