ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИНСТРУМЕНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА РУКОВОДИТЕЛЯ Новиков Н.И.
Новиков Никита Игоревич - студент, направление: менеджмент, кафедра менеджмента и бизнеса, Финансово-экономический институт Тюменский государственный университет, г. Тюмень
Аннотация: успех лидера зависит от способности грамотно выстраивать коммуникацию. В этом помогают навыки эмоционального интеллекта — способности регулировать свои и чужие эмоции и тем самым влиять на отношения с людьми. В этой статье рассматривается - из чего складывается эмоциональный интеллект руководителя и как его развивать.
Ключевые слова: лидер, руководитель, эмоциональный интеллект, коммуникации.
Эмоциональный интеллект - сумма навыков и способностей человека распознать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Для эффективного использования собственного эмоционального интеллекта, руководителю необходимо придерживаться основными законами:
1. Эмоции — это информация. Эмоции — это форма мышления, и они содержат информацию, которая не является случайно или хаотичной. Эмоции также часто предоставляют информацию о людях и отношениях.
2. Не игнорируйте эмоции. Не пытайтесь жертвовать своими эмоциями ради продуктивности — эффект будет противоположным! Мы просто будем тратить часть своего внимания на подавление эмоций и в это время можем пропустить много важной информации.
3. Не скрывайте эмоции. Искренние эмоции очень тяжело скрыть и легко распознать. В компаниях руководство чаще допускает одни эмоции и препятствует другим, например: может выражать негативные эмоции, в то время как радость и похвалу предпочитает сдерживать.
4. Не подавляйте эмоции. Принимая решения, Вам необходимо брать во внимание свои эмоции, поэтому не блокируйте их, более того, полностью включите их в этот процесс. Эмоции делают нас людьми и на самом деле являются частью нашей рациональности.
5. Используйте эмоции. Эмоции влияют на процесс мышления, но при этом поддаются логическому описанию. Позитивные эмоции добавляют нам креативности, но мешают усидчивости; негативные помогают на чем-то фокусироваться, особенно когда важны детали.
6. Учитывайте, что проявление эмоций бывает одинаковым для всех, а бывает специфическим. В зависимости от страны, культуры, национальных особенностей эмоции могут очень сильно различаться. Те вещи, которые допустимы в Америке, будут крайне оскорбительны в Японии.
Руководитель компании очень важно развивать навыки эмоционального интеллекта, для эффективного взаимодействия с партнерами, сотрудниками и инвесторами компании. На основе собственных наблюдений я выделяю 4 эмоциональных умения лидера:
1. Идентификация эмоции - умение осознавать и выражать эмоции.
2. Использование эмоции - позволить эмоциям оказывать влияние на мыслительный процесс, умение соотнести эмоции с решаемой задачей.
3. Понимание эмоции - умение выяснить, что означают эмоции и умение их проанализировать.
4. Управление эмоциями - умение оставаться открытыми, интегрировать эмоции в мыслительный процесс.
Работа с эмоциональным интеллектом сотрудников, чтобы управлять групповыми эмоциями, нужны общие законы, влияющие на этот процесс. Для этого необходимо:
• Узнать об эмоциях каждого члена группы, когда он сталкивается с определенной ситуацией;
• Подумать над влиянием этих чувств на мысли и поведение;
• Исходя из поступков оценить, насколько глубоко наше понимание их эмоций;
• Отследить настроение группы в зависимости от внешних обстоятельств;
• Подумать, какие эмоции можно внедрить в поведение участников, чтобы вырастить высокоэффективную команду.
Основное качество лидера - умение выстраивать доверие и понимание в команде, и это сильно зависит от эмоций. Поэтому не нужно отталкивать их - лучше подумать, как можно применить эмоции для достижения совместного результата. Очень часто из эмоциональных трудностей рождаются прорывные идеи. Поэтому стоит принять эмоции в качестве компонента нашего процесса мышления.
Список литературы
1. Гоулман Дэниел. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше,
чем США, 1995.