Научная статья на тему 'Диалектика взаимосвязи качества принятия управленческих решений и динамических способностей управленческого персонала предприятия'

Диалектика взаимосвязи качества принятия управленческих решений и динамических способностей управленческого персонала предприятия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
727
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / СПОСОБНОСТИ / QUALITY / ADMINISTRATIVE DECISION / EMOTIONAL INTELLIGENCE / ABILITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сименко Инна Витальевна

Рассмотрена сущность понятий «эмоциональный интеллект» и «качество управленческого решения». Установлена взаимосвязь качества принятия управленческого решения и динамических способностей управленческого персонала предприятия. Структурирован состав эмоционального интеллекта в виде групп когнитивных, эмоциональных, адаптационных и социальных способностей, что позволило охарактеризовать основные группы способностей и структурных компонентов эмоционального интеллекта менеджеров. Выделены конструкты, на которых базируется эмоциональный интеллект менеджеров аппарата управления для последующей их оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сименко Инна Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIALECTICS OF THE INTERRELATIONSHIPS OF QUALITY MANAGEMENT DECISIONS AND DYNAMIC CAPABILITIS OF MANAGERIAL PERSONNEL OF THE ENTERPRISE

The essence of the concepts of «emotional intelligence» and «quality management solutions». The relationship quality of management decision, and dynamic capabilities of the enterprise management personnel. Structured composition of emotional intelligence as a group of cognitive, emotional, social and adaptive skills, which allowed to characterize the basic abilities of the group and the structural components of emotional intelligence of managers. Obtained constructs that underpin the emotional intelligence of managers of the management for further evaluation.

Текст научной работы на тему «Диалектика взаимосвязи качества принятия управленческих решений и динамических способностей управленческого персонала предприятия»

Мир науки и образования. 2015. № 3

УДК 378.1

ДИАЛЕКТИКА ВЗАИМОСВЯЗИ КАЧЕСТВА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ И ДИНАМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА

ПРЕДПРИЯТИЯ

Сименко Инна Витальевна,

доктор эк. наук, профессор, зав. кафедрой контроля и анализа хозяйственной деятельности Донецкого национального университета экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского, г. Донецк

E-mail: sime-inna@yandex.ru

DIALECTICS OF THE INTERRELATIONSHIPS OF QUALITY MANAGEMENT DECISIONS AND DYNAMIC CAPABILITIS OF MANAGERIAL PERSONNEL OF THE ENTERPRISE

Inna Simenko,

Doctor of Economics, Professor, Head of the Control and Analysis of economic activities Department, Donetsk National University of Economics and Trade named after Mikhail Tugan-Baranovsky, Donetsk

АННОТАЦИЯ

Рассмотрена сущность понятий «эмоциональный интеллект» и «качество управленческого решения». Установлена взаимосвязь качества принятия управленческого решения и динамических способностей управленческого персонала предприятия. Структурирован состав эмоционального интеллекта в виде групп когнитивных, эмоциональных, адаптационных и социальных способностей, что позволило охарактеризовать основные группы способностей и структурных компонентов эмоционального интеллекта менеджеров. Выделены конструкты, на которых базируется эмоциональный интеллект менеджеров аппарата управления для последующей их оценки.

ABSTRACT

The essence of the concepts of «emotional intelligence» and «quality management solutions». The relationship quality of management decision, and dynamic capabilities of the enterprise management personnel. Structured composition of emotional intelligence as a group of cognitive, emotional, social and adaptive skills, which allowed to characterize the basic abilities of the group and the structural

Мир науки и образования. 2015. № 3

components of emotional intelligence of managers. Obtained constructs that underpin the emotional intelligence of managers of the management for further evaluation.

Ключевые слова: качество; управленческое решение; эмоциональный интеллект; способности.

Keywords: quality; administrative decision; emotional intelligence; ability.

Принятие управленческих решений (УР), как наиболее важного этапа в жизнедеятельности предприятия, все чаще происходит в условиях неопределенности. Согласно официальной статистике, около 40% компаний, составляющих пару десятков лет тому назад список Fortune 500, на сегодняшний день уже не существует. Из 12 самых процветающих в 1900 году XX века компаний-гигантов, по которым тогда рассчитывался индекс Доу-Джонса, сегодня существует только General Electric [2, с.27], а из 11 британских компаний, которые по оценкам журнала «Management Today», были самыми прибыльными в период 1979-1989 гг., в дальнейшем 4 потерпели крах, а 2 были приобретены [11]. Каждая из компаний-лидеров имела колоссальный ресурс на развитие собственных аппаратов стратегического управления, но потерпели крах.

При этом, помимо общеизвестных негативных внутренних и внешних факторов, нельзя недооценивать и влияние психологических, эмоциональных, роль и значение которых в формировании и принятии управленческих решений доказана как в исследованиях современных ученых, так и в наблюдениях успешных менеджеров, психологов и социологов (Р. Бар-Он, П. Саловей, Дж. Майер, Г. Гарднер[13], Дэниел Гоулман [14], Д. Карузо, С. Хейна, Р. Купера, А. Савафа, В.Байденко [1]). На сегодняшний день нет четкого определения роли и значения эмоционального интеллекта, не установлена взаимосвязь качества принятия УР и динамических способностей управленческого персонала предприятия, что делает актуальным данное исследование.

Целью научной работы является изучение сущности эмоционального интеллекта и установление взаимосвязи качества принятия УР и динамических способностей управленческого персонала предприятия.

Мир науки и образования. 2015. № 3

Реализация менеджерами своих функциональных полномочий в соответствии с должностными обязанностями далеко не всегда позволяет предприятию добиться высоких финансовых результатов и обеспечить стабильную и результативную деятельность. Так, Ли Якокка отмечает, что «стабильное развитие в финансовой сфере определяется не только знаниями своей профессии, а в большей степени умением общаться с коллегами, склонять людей к своей точке зрения, рекламировать себя и свои идеи» [6, с.33.]; Д. Гоулмен утверждает, что «для наивысшей производительности любого труда в любой области эмоциональная компетентность в два раза важнее чисто познавательных способностей. Для достижения успеха на наиболее высоких уровнях, на руководящих должностях эмоциональная компетентность, в сущности, является единственным преимуществом» [15, с.154]; Д. Карнеги акцентирует внимание, что «даже в такой технической области, как инженерное дело, около пятнадцати процентов финансового успеха, достигнутого специалистами, следует отнести на счет чисто технических знаний и около 85 % — на счет его искусства в человеческой инженерии, счет личных особенностей его характера и способности руководить людьми» [4, с.45].

На сайте компании Talentsmart (http://www.talentsmart.com/), посвященный исследованиям эмоциональной составляющей принятия УР, приводится информация, что «положительный результат в любой работе зависит от EQ на 58%, более 90% высоко успешных людей обладают высокими показателями EQ. Доходы тех, кто показали высокие результаты в тестировании, превышают средний доход всех протестированных на 29 000 долларов в год, а каждый дополнительный балл результата теста увеличивает доход на 1 300 дол. в год». Именно психологические особенности, эмоции человека, руководителя, принимающего УР, определяют во многом его

качество.

Мир науки и образования. 2015. № 3

В словаре русского языка С.И.Ожегова категория «качество» характеризуется следующим образом: «Качество - это наличие важных свойств, признаков, особенностей, отличающих один предмет или явление от других и придающих ему определенность» [8, с. 264]. Потеря свойств и характеристик приводит к исчезновению того предмета, которому они принадлежали. В этом смысле качество - категория объективная, так как каждому предмету или процессу присущие те или другие свойства.

Таким образом, качество УР - это совокупность свойств решения, принимаемого аппаратом управления для достижения поставленных целей, удовлетворяет нуждам и интересам владельца бизнеса.

УР, как наиболее важная часть сложного процесса управления, в значительной мере определяет уровень его качества, обеспечивает конкурентоспособность и эффективность функционирования субъекта хозяйствования. Именно «принятие решения составляет сущность управленческого процесса, его исходную и наиболее ответственную стадию, определяет уровень производительности и эффективности всей системы и процессов менеджмента» [10, с. 14] Более того, «УР является завершающим этапом процесса управления и определяет его результат» [12, с.33].

Как было отмечено ранее, на качество принимаемых менеджерами УР существенное влияние оказывает их эмоциональное состояние.

Эмоциональный интеллект (EQ) — это способность человека оперировать эмоциональной информацией, то есть той, которая получается или передается с помощью эмоций. Под эмоцией понимают субъективное оценочное отношение индивида к существующим или возможным ситуациям, в частности к информации, получаемой в процессе коммуникации.

Теория эмоционального интеллекта основана на триаде понимания его как совокупности определенных способностей, как своеобразное объединение когнитивных способностей и личностных характеристик (Дж. Мейер, Д. Карузо, П. Саловей) и как способности, основанные на началах психологии

Мир науки и образования. 2015. № 3

интеллекта (К. Петридес, А. Фенхейм). Широкую популярность понятие "эмоционального интеллекта" приобрело благодаря Дэниэлу Г оулману. В своей научной работе «Emotional Intelligence» он окончательно сформулировал понятие EQ, противопоставив его понятию IQ. По его утверждению, «эмоциональный интеллект - это способность сознавать собственные чувства, чувства других людей, мотивировать самого себя и других, управлять эмоциями как наедине с самим собой, так и относительно других. Он рассчитывается как сумма показателей семи способностей: самоосознание, самомотивирование, стойкость к фрустрации, контроль за импульсами, регуляция расположения духа, эмпатия, оптимизм» [14, с.358]. Приведенные способности являются частью общих компетенций человека. Стив Уиддет и Сара Холлифорд определяют сущность компетенций таким образом: «Компетенции - это поведенческие модели, которые демонстрирует персонал, эффективно исполняющий рабочие задачи в организационном контексте» [18, с.144]. Они «охватывают способности, готовности познания и отношения, необходимые для выполнения деятельности. Поэтому отличают предметную, методологическую и социальную компетенции» [9, с. 86].

В соответствии с теорией «EQ», в западной школе менеджмента были введены новые термины «soft skills» и «hard skills», ранее характерные только для социологии. Так, Soft skills (англ. soft skills - «мягкие навыки» или «гибкие навыки») — это навыки взаимодействия с другими людьми, которые характеризуют успешность социальной активности и коммуникации, независимо от специфики деятельности и направления, в котором они работают. В психологии менеджмента их относят к числу социальных навыков: умение убеждать, находить подход к людям, лидировать, межличностное общение, ведение переговорных процессов, работа в команде, личностное развитие, управление временем, эрудированность, креативность и т.п.

Hard skills (англ. hard skills - «твердые навыки») — навыки в области формализованных технологий, связанные с функциональной деятельностью.

Мир науки и образования. 2015. № 3

Данные навыки устойчивы, хорошо обозримы, измеримы и отождествляемы с конкретными конструкциями, они входят в перечень требований, изложенных в должностных инструкциях, легко подвергаются делению на ряд простых и конечных операций.

Именно «soft skills», а не «hard skills» в настоящее время заслуживают особого внимания и исследования, так как, цитируя известного психолога А.В. Либина, «если IQ является предиктом академической успешности, то уровень EQ позволяет говорить про вероятность жизненного успеха» [7].

Исходя из содержания приведенных выше признаков «soft skills», в основе эмоционального интеллекта можно выделить следующие группы способностей: когнитивных, эмоциональных, адаптационных и социальных. Именно эти способности формируют лидерские качества, способствуют позитивной обстановке в коллективе и предупреждают возникновение в них организационных конфликтов. Поэтому профессиональный менеджер должен развивать в себе данные группы способностей [9, с.86] - табл. 1.

Таким образом, эмоционально интеллектуальный менеджер должен постоянно справляться с состоянием эмоциональной нестабильности. Гоулмен утверждает, что на 50-70% создание климата в организации зависит от одного человека - лидера [15, с.218]. Именно эмоциональное состояние руководителя реально влияет на психологический климат в коллективе и тем самым на эффективность работы сотрудников. Управление собственными эмоциями предполагает понимание развития отношений с другими людьми, что требует

Таблица 1

Характеристика основных групп способностей и структурных компонентов эмоционального интеллекта менеджеров

Группа способностей Структурные компоненты эмоционального интеллекта Функции эмоционального интеллекта Уровень менеджера по иерархии

Когнитивные Восприятие эмоций (идентификация эмоций; Интерпретирующая (осознание) Начальник отдела

Мир науки и образования. 2015. № 3

понимание эмоций)

Эмоциональные Управление эмоциями (умение поддерживать позитивный модус эмоций) Регулятивная Топ-менед- жер, начальник отдела

Адаптационные Управление эмоциями в стрессовых ситуациях; самомотивация (способность вызывать и поддерживать эмоции, возбуждающие к деятельности) Адаптивная, стрессозащитная Топ- менеджер

Социальные Социальная эмпатия; управление чужими эмоциями Активизирующая Начальник отдела

учета различных вариантов развития эмоций и их выбора.

Представляют интерес исследования Р.Д. Роберта, Дж. Метьюса, М. Зайднера, Д.В. Люсина [5] относительно конструктов, на которых основывается эмоциональный интеллект человека. Эксплицируем эти разработки на труд менеджеров предприятия (табл. 2).

Как свидетельствует информация таблицы 2, менеджерам для их успешной работы, особенностью которой является общение с людьми, разрешению внутриорганизационных конфликтов, необходимо формировать, развивать в себе такие конструкты как уверенность в своей эмоциональной компетентности, эмоциональные знания и навыки.

Можно констатировать, что для повышения качества принятия УР целесообразно сосредоточить особое внимание руководителей всех уровней на

Таблица 2

Конструкты, на которых базируется эмоциональный интеллект менеджера

Конструкт Методики для оценивания Процессы, лежащие в основе конструкта Как возникает в онтогенезе

Темперамент Опросники, измеряющие факторы Нейронные и когнитивные процессы Врожден и формируется на ранних стадиях

Мир науки и образования. 2015. № 3

«Большой пятерки»; EQ-i развития

Переработка информации Эмоциональный тест Струпа, методика Шерера на распознавание эмоциональной окраски голосов Переработка информации Врожден и формируется на ранних стадиях развития

Уверенность в своей эмоциональной компетентности Отдельные субкомпоненты SSRI; TEIQue; ЭмИн Самооценка, саморегуляция Формируется в процессе социализации

Эмоциональные знания и навыки MSCEIT Приобретенные процедурные и декларативные навыки Формируется в процессе социализации

овладении такими базовыми качествами из категории «soft skills»:

1) персональные качества: способность принимать решения и решать проблемы; умение четко ставить задачи и формулировать цели; позитивное мышление, оптимизм; ориентация на результат, на клиента;

2) коммуникативные качества: умение ясно формулировать сообщения; умение взаимодействовать и строить отношения с различными типами людей; хорошие манеры, дружественная форма общения; умение вести легкую беседу ("small talk"); умение структурировать и модерировать совещания и обсуждения; умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения членов команды; умение отвечать на возражения своевременно, обоснованно, вежливо и ясно; умение проводить презентации.

3) административные качества: умение играть в команде; способность объединять и мотивировать команду; способность обучать и развивать членов команды; способность предвидеть и предупреждать риски; видение, способность планировать и управлять временем и т.д.

Таким образом, принятие качественных УР требует от управленческого персонала рационального анализа эмоций поскольку, чем более высокий уровень управления, тем более значительную роль играют способности,

Мир науки и образования. 2015. № 3

связанные с эмоциональным интеллектом, тогда как различия в функциональных навыках становятся не столь важны.

Совокупность же базовых качеств управленческого персонала из категории «soft skills» позволит оценить уровень их «эмоционального интеллекта», эффективность управленческой коммуникации, умение социализироваться в коллективе и обеспечивать комфортные условия для результативного труда.

Список литературы:

1. Байденко В.И. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Професиональное образование и формирование личности специалиста: методолог. семинар 17 июня 2004 г., (материали). М.: Исслед. Центр проблем качества подгот. специалистов, 2002. С. 22-46.

2. Ефремов В.С. Стратегическое управление в контексте

организационного развития // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. № 1. С.26-29.

3. Ефремов В.С. Стратегическое планирование в бизнес-системах. М.: Издательство «Финпресс», 2001. 240с.

4. Карнеги Д. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей: Прогресс; Москва: 1989. 121 с.

5. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: теория, измерения, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. С.29-36.

6. Неперов В.Я. Разговаривая с Ли Якоккой // Специалист. 2000. № 4. С. 32-38.

7. Либин А. В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. 2 изд. М.: Смысл; Per Se, 2000. 549 с.

Мир науки и образования. 2015. № 3

8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 3- изд., стереотипное М.: АЗЪ, 1996. 928 с.

9. Собченко О.М. Здiбностi у структурi емоцшного штелекту як фактор формування особистост // Наука. Релтя. Суспшьство. 2010. № 4. С. 84-87.

10. Соколова Л.Е. Разработка управленческого решения: конспект лекций. М.: Высшее образование, 2008. 188с.

11. Трикер Р.И. Карманный справочник директора. Основы корпоративного управления: от А до Я / пер. С англ. А.Столярова. М.: «Олимп-Бизнес», 2002. 304 с.

12. Чудновская С.Н. Управленческие решения: учебник. М.: Эксмо, 2007. 368 с.

13. Gardner H. Frames of Mind: The Theory of Multiple Intelligences. New York: Basic Books, 2011. P. 528.

14. Goleman D. Emotional intelligence. New York: Bantam Books, 1995. P. 358.

15. Daniel Goleman. Emotional Intelligence: Why It Can Matter More Than IQ.- Bantam, 1994. - 354 р.

16. Whiddett, Steve and Hollyforde, Sarah. practical guide to competencies : how to enhance individual and organizational performance / Steve Whiddett, Sarah Hollyforde.- 2nd ed.- London: Chartered Institute of Personnel and Development, 2003.- X, 144 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.