Научная статья на тему 'Инструменты интернационализации и повышения институционального доверия к органам власти в среде международного контингента в отечественных вузах в условиях трансформации цифровой среды'

Инструменты интернационализации и повышения институционального доверия к органам власти в среде международного контингента в отечественных вузах в условиях трансформации цифровой среды Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В статье описываются методические положения по применению инструментов интернационализации деятельности российских вузов и по повышению институционального доверия в среде международного контингента в условиях глобальной цифровизации. Авторы дают подробное описание по использованию цифровой среды для достижения целей по продвижению российского образования на мировом рынке и активизации «мягкой силы». В исследовании представлены методические подходы как для предотвращения возможного возникновения межкультурного диссонанса / так и для изложения традиционных для россиян культурных ценностей и установок среди иностранных обучащихся / а также для социального партнерства с органами власти региона. Разработанный инструментарий в сфере формирования дружественных отношений с иностранными партнерами станет элементом управленческой системы / способствующей продвижению российской системы образования на международные рынки / формированию положительного образа государства и повышению уровня доверия к институтам публичной власти. Описанные подходы и практика применения разработанного инструментария по повышению институционального доверия / прошедшая апробацию в филиальной сети Финансового университета при Правительстве Российской Федерации / сформируют адаптивный подход к решению задач в условиях нелинейной действительности / Institutional trust in government / international student contingent / adaptation in the social environment / falsifications and sociocultural challenges / digital environment and technologies

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бондаренко Владимир Викторович, Кузнецова Елена Викторовна

В статье описываются методические положения по применению инструментов интернационализации деятельности российских вузов и по повышению институционального доверия в среде международного контингента в условиях глобальной цифровизации. Авторы дают подробное описание по использованию цифровой среды для достижения целей по продвижению российского образования на мировом рынке и активизации «мягкой силы». В исследовании представлены методические подходы как для предотвращения возможного возникновения межкультурного диссонанса, так и для изложения традиционных для россиян культурных ценностей и установок среди иностранных обучащихся, а также для социального партнерства с органами власти региона. Разработанный инструментарий в сфере формирования дружественных отношений с иностранными партнерами станет элементом управленческой системы , способствующей продвижению российской системы образования на международные рынки , формированию положительного образа государства и повышению уровня доверия к институтам публичной власти. Описанные подходы и практика применения разработанного инструментария по повышению институционального доверия, прошедшая апробацию в филиальной сети Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, сформируют адаптивный подход к решению задач в условиях нелинейной действительности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Бондаренко Владимир Викторович, Кузнецова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tools for internationalisation and increasing institutional trust to authorities in the international contingent environment of domestic universities in the transformation conditions of the digital environment

The article describes methodological provisions on the tools’ use for internationalizing the activities of Russian universities and on increasing institutional trust among the international contingent in the context of global digitalization. The authors provide a detailed description of the digital environment use to achieve the goals of promoting Russian education on the world market and activating “soft power”. The article identifies problems in the field of universities’ digital IT infrastructure that create certain difficulties for the implementation of education in a digital environment and negatively affect the competitiveness of Russian education. The study presents methodological approaches both for preventing the possibility of the possible emergence of a sociocultural gap and intercultural dissonance, and for transmitting the presentation of the basic traditional Russian cultural humanitarian values and attitudes among foreign students, as well as for social partnership cooperation with regional authorities of the region. The developed tools in the field of forming friendly relations with foreign partners will become an element of the management system that will promote the Russian education system in international markets, form a positive image of the state and increase the level of trust in the institution of public authority. The described approaches and the practice of using the developed tools to increase institutional trust, which have been tested in the branch network of the Financial University under the Government of the Russian Federation, will form an adaptive approach to solving problems in a non-linear reality

Текст научной работы на тему «Инструменты интернационализации и повышения институционального доверия к органам власти в среде международного контингента в отечественных вузах в условиях трансформации цифровой среды»

Инструменты интернационализации и повышения институционального доверия к органам власти в среде международного контингента в отечественных вузах в условиях трансформации цифровой среды

УДК 37.035 DOI 10.26425/2658-347X^023-6-4-13-19

Получено 21.08.2023 Доработано после рецензирования 29.09.2023 Принято 05.10.2023

Бондаренко Владимир Викторович

Д-р экон. наук, проф. каф. менеджмента, информатики и общегуманитарных наук

ORCID: 0000-0002-6716-1963

E-mail: vvbondarenko@fa.ru

Пензенский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Пенза, Россия

АННОТАЦИЯ

В статье описываются методические положения по применению инструментов интернационализации деятельности российских вузов и по повышению институционального доверия в среде международного контингента в условиях глобальной цифровизации. Авторы дают подробное описание по использованию цифровой среды для достижения целей по продвижению российского образования на мировом рынке и активизации «мягкой силы». В исследовании представлены методические подходы как для предотвращения возможного возникновения межкультурного диссонанса, так и для изложения традиционных для россиян культурных ценностей и установок среди иностранных обучащихся, а также для социального партнерства с органами власти

Ключевые слова

Кузнецова Елена Викторовна

Канд. экон. наук, доц. каф. менеджмента, информатики и общегуманитарных наук

ORCID: 0000-0002-6863-1066

E-mail: elena_myskina@mail.ru

Пензенский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Пенза, Россия

региона. Разработанный инструментарий в сфере формирования дружественных отношений с иностранными партнерами станет элементом управленческой системы , способствующей продвижению российской системы образования на международные рынки , формированию положительного образа государства и повышению уровня доверия к институтам публичной власти. Описанные подходы и практика применения разработанного инструментария по повышению институционального доверия, прошедшая апробацию в филиальной сети Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, сформируют адаптивный подход к решению задач в условиях нелинейной действительности.

Институциональное доверие к власти, международный студенческий контингент, адаптация в социальной среде, фальсификации и социокультурные вызовы, цифровая среда и технологии

Благодарности. Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания «Разработка методических рекомендаций по повышению институционального доверия к органам власти студенческой молодежи в сетевом информационном пространстве в условиях глобальных культурологических и цифровых трансформаций ВТК-ГЗ-ПИ-48-23».

Для цитирования

Бондаренко В.В., Кузнецова Е.В. Инструменты интернационализации и повышения институционального доверия к органам власти в среде международного контингента в отечественных вузах в условиях трансформации цифровой среды// Цифровая социология. 2023. Т. 6. № 4. С. 13-19.

© Бондаренко В.В., Кузнецова Е.В., 2023.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).

Tools for internationalisation and increasing institutional trust to authorities in the international contingent environment of domestic universities in the transformation conditions of the digital environment

Received 21.08.2023 Revised 29.09.2023 Accepted 05.10.2023

Vladimir V. Bondarenko

Dr. Sci. (Econ), Prof. at the Management, Informatics and General Humanitarian Sciences Department

ORCID: 0000-0002-6716-1963

E-mail: vvbondarenko@fa.ru

Penza branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Penza, Russia

Elena V. Kuznetsova

Cand. Sci. (Econ), Assoc. Prof. at the Management, Informatics and General Humanitarian Sciences Department

ORCID: 0000-0002-6863-1066

E-mail: elena_myskina@mail.ru

Penza branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Penza, Russia

ABSTRACT

The article describes methodological provisions on the tools' use for internationalizing the activities of Russian universities and on increasing institutional trust among the international contingent in the context of global digitalization. The authors provide a detailed description of the digital environment use to achieve the goals of promoting Russian education on the world market and activating "soft power". The article identifies problems in the field of universities' digital IT infrastructure that create certain difficulties for the implementation of education in a digital environment and negatively affect the competitiveness of Russian education. The study presents methodological approaches both for preventing the possibility of the possible emergence of a sociocultural gap and intercultural dissonance, and for transmitting the presentation of the basic traditional

Keywords

Russian cultural humanitarian values and attitudes among foreign students, as well as for social partnership cooperation with regional authorities of the region. The developed tools in the field of forming friendly relations with foreign partners will become an element of the management system that will promote the Russian education system in international markets, form a positive image of the state and increase the level of trust in the institution of public authority. The described approaches and the practice of using the developed tools to increase institutional trust, which have been tested in the branch network of the Financial University under the Government of the Russian Federation, will form an adaptive approach to solving problems in a non-linear reality.

Institutional trust in government, international student contingent, adaptation in the social environment, falsifications and sociocultural challenges, digital environment and technologies

Acknowledgements. The article was prepared as a part of the state task "Development of methodological recommendations for increasing institutional trust in student authorities in the online information space in the context of global cultural and digital transformations of VTK-GZ-PI-48-23".

For citation

Bondarenko V.V., Kuznetsova E.V. (2023) Tools for internationalisation and increasing institutional trust to authorities in the international contingent environment of domestic universities in the transformation conditions of the digital environment. Digital sociology. Vol. 6, no 4, pp. 13-19. DOI: 10.26425/2658-347X-2023-6-4-13-19

© Bondarenko V.V., Kuznetsova E.V., 2023.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

ВВЕДЕНИЕ/ INTRODUCTION

Одним из важнейших вопросов с точки зрения методологической и практической составляющих в системе российского образования является повышение институционального доверия студенческой молодежи с учетом того, что студенческая среда отечественных учебных заведений за последние десять лет в значительной мере трансформировалась (особенно в вузах) в международную. За данный период количество иностранного контингента в отечественных вузах и их филиалах имело тенденцию к росту [Танина, 2022].

Имеющие место социокультурные вызовы и глобализация сетевого пространства определили тренд к увеличению форм самоорганизации студенческой молодежи, выражающейся в участии в виртуальной частной сети (англ. virtual private network, VPN), открытых и закрытых телеграмм-каналах. Это обусловливает необходимость разработки инструментов формирования институционального доверия студенческой молодежи, ее международной составляющей, не допуская их трансформации в реальные экстремистские настроения в условиях масштабной санкционной политики и глобальных вызовов [Мирошина, 2022].

БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ / RESEARCH BASE

Информационной основой исследования послужили источники статистических данных, нормативно-правовая база, регламентирующая реализацию молодежной политики в нашей стране, результаты научных исследований по проблемам оценки доверия студенческой молодежи в условиях глобальных и цифровых трансформаций, а также практический опыт в формировании международной студенческой среды в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации (далее - Финуниверситет) и в его филиальной сети (27 филиалов).

Социологическое исследование проводилось среди обучающихся вузов о том насколько они доверяют органам власти, социальным и политическим институтам Российской Федерации (далее - РФ) в период с 01.03.2023 г. по 24.04.2023 г.1 в рамках государственного задания «Разработка методических рекомендаций по повышению институционального доверия к органам власти

1 Социальная сеть «ВКонтакте». В Пензенском филиале Фину-ниверситета прошла международная научно-практическая конференция. Режим доступа: https://vk.com/ wall-158468601_1417/ (дата обращения: 27.07.2023).

студенческой молодежи в сетевом информационном пространстве в условиях глобальных культурологических и цифровых трансформаций ВТК-ГЗ-ПИ-48-23» . Выборка составила порядка 1500 человек, половина из которых это студенты вузов. Достоверность собранных данных обеспечил тот факт, что исследование проводилось в 48 субъектах РФ представляющих все федеральные округа. Опрос респондентов осуществлялся с помощью электронной анкеты, размещенной на платформе Google Forms.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ / STUDY RESULTS

По мнению большинства опрошенных студентов, обучающихся в вузах РФ (88,21 %), доверие населения к институтам публичной власти представляет собой уверенность граждан в компетентности, надежности и добросовестности властных структур, их способности обеспечить достойный уровень жизни и социальных гарантий людям.

Из распределения ответов респондентов следует, что значительной разницы во мнениях у обучающихся российских вузов не наблюдается. Большинство из них (более 40 %), формируют доверительное отношение к органам власти в случае справедливого принятия ими решений, непременной уверенности в должном исполнении властью своих функций, порядочности представителей власти. Обращает на себя внимание тот факт, что более 80 % респондентов из вузов и колледжей РФ ответили, что доверяют или скорее доверяют исполнительной и судебной ветвям власти. В частности российская студенческая молодежь выразила доверие институту президентства, федеральным и региональным силовым и судебным структурам. Меньший уровень доверия ) студенческая молодежь оказывает законотворческим органам федерального и регионального уровня, а также первому лице региона. Соответствующий уровень доверия в 70% студенческая молодежь выражает органу реализуему молодежную политику на федеральном и региональном уровнях. Проведенный анализ, основанный на результатах деятельности региональных институтов (принимающих участие в образовательных, воспитательных и патриотических программах), позволил выявить ряд имеющихся проблем. Так, зачастую институты развития регионального уровня имеют неопределенный организационно-правовой статус. У них отсутствуют инструменты эффективного взаимодействия и влияния на решения

органов федеральной власти; нет четкой целостности и системы управления структурами, а также существует проблема их систематизации и более широкой вовлеченности в региональную систему образования [Ступина, 2022].

КОРРЕЛЯЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ И УРОВНЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ДОВЕРИЯ / CORRELATION OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AND THE INSTITUTIONAL TRUST LEVEL

Цифровизация образования, являющаяся важным инструментом в вопросах повышения доверия к органам власти (в том числе в вузовской среде), с одной стороны, повышает доступность получения образования в экзогенной среде, но, с другой стороны, заставляет организовывать и реали-зовывать учебный процесс на качественно новом уровне. В первую очередь это касается методологии и инструментария образовательного контента. Современными инструментами цифрового взаимодействия актуальными по форме и со-едержанию становятся:

- платформенные решения;

- цифровые библиотеки, образовательные порталы и репозитории вузов;

- сервисы поддержки иностранных студентов во время обучения;

- цифровые сервисы, позволяющие упростить процесс запоминания и понимания учебного материала студентами-нерезидентами (агрегаторы учебных материалов, переводчики тектов, транс-лейтеры, и др.);

- учебные программы, реализуемые на английском языке, в том числе с использованием искусственного интеллекта (далее - ИИ);

- развитие специализированных агентств, функционирующих на основе технологий больших данных (англ. Big Data) и ИИ;

- анализ как интересов иностранных абитуриентов в выборе образовательных программ, так и соотношения спроса и предложения на образовательные продукты на различных рынках в мировом масштабе;

- отслеживание вузов-конкурентов и их образовательных программ с целью оказания консультационной поддержки российским университетам [Кротенко, 2022].

В целом вузы РФ успешно адаптируются к текущим изменениям и для привлечения иностранных студентов проводят следующие мероприятия: увеличивают число информационных вебинаров; применяют более гибкие правила

приема; расширяют объемы рекламы; повышают количество стипендиальных программ. Экспертный анализ зарубежных инструментов и механизмов международной академической мобильности выявил основной канал цифровой трансформации российских вузов в краткосрочной перспективе. Все указанные инструменты находятся в двух плоскостях. Первое направление касается технического оснащения образовательных организаций с учетом всех последних трендов в сфере информационных технологий (далее -ИТ). А второе направление относится к содержательному элементу образовательных программ и внедрению Agile технологий к обучению, построенных на основе индивидуальных трекин-гов развития студентов-иностранцев (принимая во внимание межкультурные и организационные коммуникации) [Власова, 2022].

Инструменты повышения доверия к органам власти являются важным аспектом развития современного общества. Обладая легитимностью и авторитетом, органы власти имеют возможность регулировать и управлять различными сферами жизни граждан. Однако, для успешного осуществления своих функций, органам власти необходимо завоевать и поддерживать доверие граждан. Основополагающими принципами в работе по повышению институционального доверия должны стать:

1. Прозрачность. Один из ключевых инструментов повышения доверия - обеспечение прозрачности деятельности органов власти. Это включает в себя открытость в принятии решений, доступность информации о работе государственных органов и использование понятного языка при общении с гражданами.

2. Участие граждан. Вовлечение граждан в процесс принятия решений и формирования политики способствует укреплению доверия к органам власти. Это может быть осуществлено через организацию общественных слушаний, публичные консультации и возможность граждан выражать свои мнения и предложения.

3. Аккаунтабельность. Ответственность органов власти за свои действия и результаты является важной составляющей уважения и доверия со стороны граждан. Механизмы проверки и контроля, а также возможность обжалования решений органов власти способствуют установлению доверительных отношений.

Создание прозрачных, участнических и акка-унтабельных механизмов способствует укреплению доверия граждан и созданию более ответственного и эффективного управления в стране.

ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ VR-АКТИВНОСТЬЮ МОЛОДЕЖИ / YOUTH VR ACTIVITY MANAGEMENT TOOLS

К инструментам повышения институционального доверия в среде международного контингента в отечественных вузах следует отнести разработку методических рекомендаций по использованию социальных и управленческих технологий, стимулирующих повышение институционального доверия молодежи к государственной власти, а также социокоммуникативные технологии управления VR-активностью и взаимодействием как с социальными институтами, так и с органами власти на уровне региона.

С целью создания организационного механизма функционирования системы международного партнерства и взаимодействия с органами публичной власти в 2021 г. была создана научно-учебная лаборатория, цель которой заключается в создании возможностей для самореализации, развития и активизации научно-исследовательской деятельности студентов (бакалавров, магистрантов, аспирантов - молодых исследователей по проектам, определяющих тематику лаборатории). Деятельность такой научной лаборатории направлена на повышение институционального доверия к властным структурам, продвижение международного бренда Финуниверситета (в том числе на уровне регионов филиальной сети), повышение привлекательности карьеры ученого среди выпускников с учетом целевых показателей Национального проекта «Наука и университет» 2021-2030 гг. Задачи научно-исследовательской лаборатории, которые необходимо решить, следующие:

- активизировать научно-исследовательскую деятельность в среде бакалавров и магистров экономики и менеджмента ;

- обеспечить качественный рост публикационных метрик;

- создать саморегулирующийся механизм повышения уровня интернационализации и повышения институционального доверия к органам власти в среде международного контингента -организовать кабинетные исследования в области повышения институционального доверия студенчества (в том числе иностранного контингента к властным структурам) [Танина, 2022].

Данная лаборатория имеет численный состав, в котором 80 % участников - студенты, обучающиеся по программам бакалавриата и магистратуры, а также аспиранты филиала. Силами участников лаборатории разработаны «Методические рекомендации по увеличению

количества иностранных обучающихся в филиалах Финансового университета: особенности обучения иностранных граждан и лиц без гражданства (на примере Пензенского филиала)»2. С учетом разработанных методических рекомендаций в рабочую программу учебной дисциплины «Введение в специальность» инициированы дополнения в следующую учебную тему: «Организация обучения в соответствии с ФГОС» в раздел «№3. Организация НИРС, научные мероприятия для студентов».

С целью снижения вероятности возникновения межкультурного диссонанса изложения традиционных российских гуманитарных ценностей среди нерезидентов и диффузии с региональными органами власти стали применяться следующие инструменты поддержки : организован консультационный пункт по вопросам миграции, проживания и пребывания на территории РФ и региона, осуществляется прирепление куратора за студентами-иностранцами 1 курсов из числа студентов-членов научно-учебной лаборатории; в цифровом пространстве организованы коммуникационные каналы посредством социальных мессенджеров, преподаватели иностранных языков, специалисты по воспитательной работе применяют инновационные методики, способствующие устранению межэтнического разрыва в студенческой среде [Мирошина, 2022].

В результате наблюдаются снижение показателя неаттестованных студентов, рост посещаемости и успеваемости обучающих. За период работы научно-учебной лаборатории (2021-2023 гг.) количество квот Министерства науки и высшего образования РФ (МОН) и иностранных студентов возросло более чем в два раза.

Популяризация полученных в результате учебной, научной и методической деятельности проводилась в следующих форматах:

- выступление на региональном радио: Перспективы международного сотрудничества в студенческой среде (на примере Пензенского филиала Финуниверситета). Программа «Пенза Онлайн» (эфир от 19.09.2022);

- публикация в региональных СМИ: Адаптивные механизмы международного сотрудничества;

- информация на официальном информационном портале Администрации г. Пензы3;

2 Бондаренко В.В. Методические рекомендации по увеличению количества иностранных обучающихся в филиалах Финансового университет: особенности обучения иностранных граждан и лиц без гражданства (на примере Пензенского филиала). Свидетельство о депонировании №022-014232 от 08.11.2022 (Патент).2022.

3 Пензенская городская Дума. Представителям талантливой молодежи Пензы вручили именные стипендии. Режим доступа: https:// www.pgduma.ru/news/predstavitelyam-talantlivoy-molodezhi-penzy-vruchili-imennye-stipendii/ (дата обращения: 29.07.2023)

- репортаж о проводимых в филиале мероприятиях на телеканале «ТВ-экспресс» (регистрация в СМИ от 24.11.2022 г.)4.

В декабре 2022 г. ректору Финансового университета при Правительстве РФ вручен Благодарственный адрес в качестве признания форм и методов адаптации иностранных студентов в социосреде принимающего вуза Уполномоченным представителем зарубежного вуза-партнера от ректора университета финансов и экономики (провинция Шаньдунь, Китайская народная республика) за вклад в развитие международного сотрудничества и за реализацию совместной образовательной программы в Пензенском филиале Финуниверситета.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ / CONCLUSION

В заключение можно отметить, что интернационализация работы в вузовской среде имеет большое значение для стимулирования интеллектуального и культурного обмена столь необходимого в период неопределенности внешней среды и геополитического шторма.

4 Медиахолдинг «Экспресс». В Пензе наградили талантливую молодежь. Режим доступа: http://tv-express.ru/sobitiya/v-penze-nagradili-talantlivuyu-molodezh (дата обращения: 29.07.2023).

Также следует отметить, что работа с иностранными партнерами способствует привлечению иностранных студентов и преподавателей в университеты. Это создает многообразие и кросс-культурное обучение и взаимодействие, что способствует формированию толерантного и меогожкультурного сознания у студентов, а также расширяет их глобальную сеть контактов и одновременно повышается их конкурентоспособность на мировом рынке труда

Однако стоит учитывать, что такая работа влечет за собой определенные вызовы, такие как языковой барьер, различия в системах образования и культурных ценностях. Поэтому важно осуществлять качественную подготовку и поддержку студентов и преподавателей во время сотрудничества с иностранными партнерами. Опыт Пензенского филиала Финуниверситета позволяет с уверенностью сказать, что апробированная практика дает положительные результаты и позволяет значительно укрепить авторитет российской системы образования и государственного управления на международной арене.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алехина А.В., Силютина М.В., Чернов А.В. и др. Патриотическое воспитание молодежи - основа формирования целостности общества. European Science. 2020;6(55):45-48.

Власова В.Н., Гафиатулина Н.Х., Косинов С.С. Информационное общество как фактор влияния на социальное здоровье российской молодежи. Гуманитарий Юга России. 2022;11(3):43-52.

Абанкина И.В., Беликов А.А., Гапонова О.С. и др. Глобальная конкурентоспособность российского образования. Материалы для дискуссии. М.:НИУ ВШЭ; 2017. 112 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кротенко Т.Ю. Возможности и угрозы цифровой трансформации управленческого образования. Цифровая социология/Digital Sociology. 2022;5(1):98-106. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2022-5-1-98-106

МарченкоГ.В., Чимаров С.Ю., Игошин Н.А. Нарративы информационных войн: история и современность. Управленческое консультирование. 2021;4(148): 131-145.

Мирошина Т.А. Формирование гражданской позиции студентов вуза на современном этапе развития общества. Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2022;19(3): 115-128.

Петров К.Е., МинченкоЕ.Н., Лапин В.С. От количественного измерения доверия к пониманию общественного запроса неопросными методами. Опыт прикладного регионального исследования. Цифровая социология/DigitalSociology. 2023;6(3):21-33. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2023-6-3-21-33

Рубакова И.Н. Реализация интегративного подхода во внеаудиторной работе через проектную и исследовательскую деятельность обучающихся. Образование. Карьера. 0бщество.2019;1(60):8-10.

Ступина Н.С., Муренко Д.И., Макаренко Н.Н., Гришанова А.В. Научно-методические аспекты формирования активной гражданской позиции студентов и профилактики молодежного экстремизма. Актуальные вопросы образования. 2022;2:267-270.

ТанинаМ.А., БондаренкоВ.В., Юдина В.А., Зябликова О.А. Вовлеченность в образовательный процесс российских и иностранных студентов в условиях применения цифровых дистанционных образовательных технологий в российских вузах. Вестник университета. 2022;10:89-96. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-10-89-96

REFERENCES

Alekhina A. V., Silyutina M. V., Chernov A. V. et al. Patriotic education of youth is the basis for the formation of the integrity of society. European Science. 2020;6(55);45-48. (In Russian).

Abankina I. V., Belikov A.A., Gaponova O.S. et al. Global competitiveness of Russian education. Materials for discussion. Moscow: Higher School of Economics; 2017. (In Russian).

Krotenko T.Yu. Opportunities and threats of digital transformation of management education. Digital Sociology. 2022;5(1):98-106. (In Russian). https://doi.org/10.26425/2658-347X-2022-5-1-98-106

Marchenko G.V., Chimarov S.Yu., Igoshin N.A. Narratives of information wars: history and modernity. Management consulting. 2021;4(148): 131-145. (In Russian).

Miroshina T.A. Formation of the civic position of university students at the present stage of development of society. Bulletin of the Samara State Technical University. Series: Psychological and pedagogical sciences. 2022;19(3): 115-128. (In Russian).

PetrovK.Y., MinchenkoE.N., Lapin VS. From quantitative measurement to understanding public demand: Exploring non-survey methods in applied regional research. Digital Sociology. 2023;6(3):21-33. (In Russian). https://doi.org/10.26425/2658-347X-2023-6-3-21-33

Rubakova I.N. Implementation of an integrative approach in extracurricular work through project and research activities of students. Education. Career. Society. 2019;1(60):8-10. (In Russian).

Stupina N.S., Murenko D.I., Makarenko N.N., Grishanova A. V. Scientific and methodological aspects of the formation of an active civic position of students and the prevention of youth extremism. Current issues of education. 2022;2:267-270. (In Russian).

Tanina M.A., Bondarenko V.V., Yudina V.A., Zyablikova O.A. Involvement in the educational process of Russian and foreign students in the context of the use of digital distance educational technologies in Russian universities. University Bulletin. 2022;10:89-96. (In Russian). https://doi. org/10.26425/1816-4277-2022-10-89-96

Vlasova V.N., Gafiatulina N.Kh., Kosinov S.S. Information society as a factor of influence on the social health of Russian youth. Humanitarian of the South of Russia. 2022;11(3):43-52. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.