Научная статья на тему 'Инструменты и механизмы региональной политики, направленные на модернизацию Кировской области'

Инструменты и механизмы региональной политики, направленные на модернизацию Кировской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
393
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Шеин Я. В.

Автор исследует вопросы, связанные с трудностями модернизации региональной экономики. Формулируются системные проблемы, затрудняющие развитие территории. Рассматриваются основные направления региональной политики, дается оценка достигнутому уровню развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tool sand Mechanisms of Regional Policy, Designed for the Purpose of the Modernization of Kirov region

The author explores the issues related to the difficulties of modernizing the regional economy. Systemic problems that impede the development of the territory are formulated. The main direction of regional economic policy are considered, an assessment of the achieved level of development is given. Keywords: regional economics, regional innovation system, the center of the territory’s development.

Текст научной работы на тему «Инструменты и механизмы региональной политики, направленные на модернизацию Кировской области»

Инструменты и механизмы региональной политики, направленные на модернизацию Кировской области

Я.В. Шеин

Управление региональным развитием, или развитием территории, — первоочередная задача, стоящая перед органами власти. Умение встроить социально-экономическую политику региона в решение национальных задач должно стать приоритетом при формировании стратегии развития региона.

Ключевым вектором политики региона в таких условиях становится разработка и реализация стратегии модернизации региона. Причем концепция развития Кировской области должна основываться на Стратегии развития России до 2020 г., а также на Концепции развития Приволжского федерального округа (ПФО) на период до 2020 г.

В настоящее время экономика области характеризуется низкой эффективностью, значительно уступая по показателям производительности труда общероссийскому уровню и уровню ПФО: по сравнению с уровнем округа производительность за последние годы ниже более чем в 1,5 раза, по сравнению с общероссийскими показателями — более чем в 2,5 раза. Низкая эффективность связана с использованием устаревшего и изношенного оборудования, применением неэффективных технологий.

Кроме того, необходимо отметить ряд системных проблем, стоящих перед регионом, решать которые необходимо уже сейчас.

1. Демографическая проблема — снижение общей численности населения региона, в том числе и трудоспособного, вне зависимости от реализуемого сценария. При инновационном сценарии развития общая численность снизится на 4,8%, численность трудоспособного населения — на 15,5%, при инерционном сценарии — на 11,9% и 23,9% соответственно. Это приведет к проблемам кадрового обеспечения региона в целом. Наблюдаемый демографический спад усугубляется отрицательным миграционным сальдо, которое формируется в основном за счет молодых специалистов, уезжающих в крупные города.

2. Неудовлетворительное состояние транспортной инфраструктуры — низкое качество существующих автомобильных и железных дорог, низкая плотность или отсутствие автомобильных дорог регионального и межрегионального назначения, отсутствие современных транспортно-логистических центров.

3. Слабая развитость экономики Кировской области — низкий технологический уровень обрабатывающих производств, высокая степень износа основных фондов, низкий уровень производительности труда, невысокий уровень

развития малого предпринимательства, низкий уровень инновационности выпускаемой продукции.

В разработанной концепции развития области до 2020 г. решение существующих проблем предусматривается за счет снятия ограничений для благоприятного экономического развития, которое предусматривает структурную перестройку экономики области, связанную с увеличением доли обрабатывающих производств с 26 до 43% в 2020 г., а также за счет развития малого предпринимательства при увеличении его доли в ВРП с 14,8 до 37%. Увеличение доли обрабатывающих производств и развитие малого бизнеса тесно связаны с прогнозируемым объемом инвестиций, который планирует привлечь правительство области. Объем инвестиций в основной капитал с учетом крупных проектов указан на рис. 11.

млрд. руб.

120

100

80

60

40

20

0

97

57

30 31 35

I

I

2010 2011 2012 2015 2020 год

Рис. 1. Объем инвестиций в основной капитал при реализации инновационно-прорывного сценария развития Кировской области Источник: Стратегия социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 г.

Достижение заявленных результатов становится возможным при реализации инновационного сценария развития области. Стратегия развития региона предусматривает в качестве приоритетных следующие направления:

1. Решение проблемы кадрового обеспечения за счет повышения производительности труда, повышения уровня и качества жизни населения.

В рамках реализации данного направления планируется создание агломерации на основе объединения следующих городов: Киров, Кирово-Чепецк и Слободской. Это позволит компактно сосредоточить на данной территории около 750 тыс. человек. В целом создание агломерации приведет к возникновению новых систем коммуникаций, способствующих свободному движению людей, информации, товаров и финансов. Это положительно повлияет на социально-экономическое развитие области, обеспечит увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и повышение занятости населения. Сложившаяся и перспективная специализация агломерации позволит постепенно снизить миграционный отток наиболее образованной части населения за счет предоставления возможности реализации творческого потенциала на территории агломерации.

Реализация проекта агломерации обеспечит устойчиво высокие темпы экономического роста на основе так называемого нового портфеля ресурсов (человеческий капитал, емкие и динамичные рынки, инновации, высокотехнологич-

1 Пономарев В. Основа для нового развития. «Эксперт» № 36 (769) / http://expert.ru/expert/2011/36/ osnova-dlya-novogo-razvitiya/.

ные основные фонды и постиндустриальный тип организации производства). Важнейшей целью формируемой агломерации уже сейчас становится концентрация учебных, научно-исследовательских, технико-внедренческих, инжиниринговых предприятий и предприятий интеллектуального сервиса.

2. Сохранение и модернизация существующих транспортных магистралей, усиление логистической роли области в транспортно-логистических связях Приволжского, Северо-Западного и Уральского федеральных округов.

Целью развития транспортной инфраструктуры является повышение уровня ее безопасности, доступность и качество услуг транспортного комплекса для населения, интеграция в российское пространство в соответствии со стратегическими планами социально-экономического развития региона. Реализация проектов по модернизации транспортной инфраструктуры области предусматривает софинансирование из федерального центра путем участия в существующих федеральных программах. Кроме того, предусматривается совместный с ОАО «РЖД» проект по созданию в районе железнодорожной станции «Чухло-минский» терминально-логистического центра и российско-китайский проект транспортно-логистического центра в г. Котельниче.

3. В сфере экономики ставится задача поддержки и развития малого и среднего бизнеса, производственных кластеров, инновационных предприятий, с помощью которых достигается устойчивая долгосрочная положительная динамика экономических показателей.

В экономическом развитии приоритетным направлением правительство области считает совершенствование биологического кластера. Базовыми факторами, определившими данный вектор развития, выступили существующая научно-производственная база, а также перспективная возможность комплексного развития экономики области. Сформированный кластер в сфере биотехнологий создаст предпосылки для формирования аналогичных территориально-производственных кластеров, ориентированных на глубокую переработку сырья в приоритетных отраслях — лесопереработке, АПК, производстве стройматериалов, фармацевтике, что позволит Кировской области перейти к новому качеству экономического развития2.

Можно согласиться с перечисленными правительством области приоритетами: представленные мероприятия направлены на устранение существующих угроз и повышение конкурентоспособности и экономико-социального статуса региона в России. Для более детального анализа необходимо более глубокое рассмотрение реализуемой инновационной политики региона.

Законодательной базой реализации инновационно-прорывного сценария развития Кировской области являются следующие нормативно-правовые акты и программы развития:

1. Закон Кировской области «О развитии инновационной деятельности в Кировской области» от 04.05. 2008 № 243-ЗО с последними изменениями от 20.06.2011.

2. «Стратегия социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года» (принята Постановлением Правительства Кировской области от 12.08.2008 № 142/319), областная целевая программа.

2 «Стратегия социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года».

3. Областная целевая программа «Поддержка и развитие малого предпринимательства в Кировской области на 2010-2014 годы» (Постановление Правительства Кировской области от 25.08.2009 № 22/259).

4. Областная целевая программа «Повышение инвестиционной привлекательности, привлечение инвестиций и развитие инновационной деятельности в Кировской области», утвержденной Постановлением Правительства области от 17.08.2010 № 64/389.

5. «Программа социально-экономического развития Кировской области на 2011-2013 годы» (утверждена Законом Кировской области «О программе социально-экономического развития Кировской области на 20112013 годы» от 17.02.2011 № 613-ЗО).

В целом к 2012 г. в регионе фактически сформировано новое правовое поле, направленное на привлечение инвестиций и работу с инвесторами. Принятые законы регулируют ключевые сферы и направления развития региона, включая инвестиционную деятельность, механизмы создания частно-государственного партнерства, нормативную базу регионального залогового фонда.

В соответствии со сформированной правовой базой, частные инвесторы получают преференции в виде субсидирования процентных ставок по кредитам и лизингу, региональное правительство предоставляет залоговое обеспечение и государственные гарантии, а также обеспечивает льготное пользование областным и муниципальным имуществом. Формируется грантовая система, направленная на поддержку малого инновационного бизнеса, и система «патронажных сертификатов губернатора». Общее управление развитием области осуществляется Агентством территориального развития Кировской области (АТРКО). Роль и место центра развития в модернизации региональной политики представлены на рис. 2.

Приемлемый уровень развития

Недостаточный уровень развития

Достижения инновационно-инвестицонной политики региона

Проблемы инновационно-инвестицонной политики региона

Рис. 2. Роль центра развития территории в процессе модернизации региона

Однако цели и задачи АТРКО мало соответствуют задачам модернизации региона (табл. 1).

Таблица 1

Сравнение установленных целей и задач АТРКО с приоритетами развития региона

Цели и задачи, установленные Правительством Кировской области3 Цели и задачи по модернизации региона

Организация взаимодействия федеральных органов власти, администрации Кировской области, инвесторов по вопросам развития инфраструктуры Кировской области и реализации инвестиционных проектов Формирование единой элитарной группы, включающей в себя правительственные органы, бизнес, науку, образование и общество

Сопровождение инвесторов при реализации инвестиционных проектов на территории Кировской области Мониторинг и оказание поддержки в реализации инвестиционных проектов на территории Кировской области

Содействие созданию благоприятных условий для ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности в Кировской области Развитие инновационной составляющей в регионе, увеличение доли инновационных предприятий. Создание реальных механизмов поддержки бизнеса, в т.ч. инновационного, — система институтов развития

Улучшение инвестиционной политики региона Формирование стратегии развития региона совместно с бизнесом и научно-образовательным сообществом

Создание единой открытой базы данных по реализованным и реализующимся инвестиционным проектам

Трансфер национальной и региональной стратегии развития на муниципальный уровень

Поставленные правительством области цели в малой степени соответствуют задачам модернизации региона, указанным в Стратегии развития Кировской области до 2020 г. Текущие задачи направлены скорее на сохранение статус-кво, а не на перспективное развитие региона. По большей части сформулированные цели являются размытыми и обтекаемыми, в них нет конкретики, что не позволяет оценить эффективность работы центра по развитию территории. Образованное в конце 2011 г. агентство не создало достаточных предпосылок для реализации инновационного сценария развития региона.

С другой стороны, переориентация АТРКО в период его становления возможна. По какому пути пойдет АТРКО, зависит от его руководства и региональной политики. Схема перспектив развития созданного агентства представлена на рис. 3.

3 Официальный сайт Агентства территориального развития Кировской области / http://atrko.ru/ index. php/about.

Информационная открытость в сфер е инноваций

АТРКО

| доли инновационных проектов

Лоббирование

Привлечение

приоритетных научного

проектов сообщества

Преимущества АТРКО

1. Новый формат отношений «Власть - бизнес»

2. Создание карты инвестиционных проектов региона

3. Повышение узнаваемости региона в стране и мире (имиджевая составляющая)

4. Форми рование благоприятн ого инвестиционного климата

Недостатки АТРКО

1. Финансирование АТРКО осуществляется за счет бюджетных средств, что ста вит под

сомнение «новый» характер взаимоотношений с бизнесом

2. Отсутствие взаимодействия с научны м сообществом

3. Малая доля ин новационных проектов

Рис. 3. Перспективные направления развития АТРКО

В качестве ключевых целей развития для центра развития можно обозначить следующие:

- увеличение доли инновационных предприятий с 7 до 15-20%;

- активное привлечение научного сообщества региона к формированию региональных программ и стратегий развития, к определению приоритетных отраслей и направлений развития Кировской области;

- создание единой открытой статистической базы инвестиционных проектов, в т. ч. инновационных, с указанием подробной информации о текущей стадии реализации проекта;

- продвижение проектов, приоритетных для развития региона.

Достижение поставленных целей невозможно без конкретных инструментов реализации стратегии модернизации региона. К таким инструментам относятся:

1. Региональный венчурный фонд. В России существует более 20 региональных венчурных фондов с капиталом от 120 млн руб. до 800 млн руб. Формирование капитала осуществляется на основе частно-государственного партнерства, где по 25% составляют средства, выделенные федеральным и региональным бюджетами, а 50% обеспечивают вложения частных инвесторов. Эффективность функционирования региональных венчурных фондов является низкой, что связано с отсутствием постоянного потока качественных проектов. Зачастую такие фонды предоставляют финансирование небольшому числу проектов (от 1 до 5). С учетом мировой статистики, по которой успешными становятся не более 30%, а прорывными не более 5% от общего числа проектов, масштаб их влияния на модернизацию невысок. Данная проблема устраняется путем сти-

мулирования инновационной деятельности в регионе, что создаст стабильный поток инновационных проектов4.

Распределение средств фонда должно охватывать проекты на всех стадиях, начиная с «посевной» и заканчивая стадией расширения. Предполагаемые затраты со стороны региона для создания венчурного фонда Кировской области оцениваются в 125 млн руб. Финансирование планируется осуществить за счет участия в федеральных программах по развитию региона. По такому пути развивались, например, региональные венчурные фонды Тюменской и Калужской областей.

2. Образовательные программы в сфере инновационного предпринимательства, основанные на концепциях человеческого и социального капитала. Отсутствие широкого слоя предпринимателей-новаторов необходимо разрешить путем их подготовки по специальным программам, определяющим компетентность специалиста в ведении бизнеса и дающим основу предпринимательского искусства.

В качестве положительного примера реализации таких программ на территории РФ можно отметить проект «Развитие инфраструктуры поддержки малых и инновационных предприятий в Калужской области» (Grow Kaluga). В рамках проекта совместно со Шведским агентством международного развития было реализовано пять образовательных программ: «Предпринимательство и развитие новых бизнесов для руководителей малых и инновационных предприятий», «Подготовка руководителей организаций инфраструктуры поддержки малых и инновационных предприятий», «Подготовка менторов — наставников молодых менеджеров инновационных и малых предприятий», «Подготовка преподавателей по предпринимательству и развитию новых бизнесов» и «Программа для руководителей и специалистов государственных и муниципальных органов власти». Финансирование со стороны правительства Калужской области составило около 11 млн руб.5

3. Инновационные бизнес-инкубаторы, основанные на базе научных институтов и университетов, центры трансфера технологий. Формирование тесной связи студенческих и технологических инкубаторов совместно с центрами трансфера технологий на базе существующих научно-исследовательских институтов, лабораторий и университетов входит в комплекс мер по обеспечению стабильного потока инвестиционных проектов, направленных на развитие региона. Данная ступень заполняет пустующую нишу между более крупными технопарковыми зонами и подготовленными специалистами. Создание бизнес-инкубаторов возможно на основе крупнейших региональных вузов: Вятского государственного университета, Вятского государственного гуманитарного университета, Вятской государственной сельскохозяйственной академии, Кировской государственной медицинской академии. Также целесообразно развитие бизнес-инкубаторов на базе НИИ гематологии и переливания крови, НИПИ биотехнологической индустрии, НИИ микробиологии Министерства обороны РФ, Зонального НИИ Северо-Востока им. Н.В. Рудницкого.

4 Опыт формирования зон инновационного роста: достижения и ошибки (обзор зарубежной и российской практики) / http://raexpert.ru/researches/zap_obninsk_2011/.

5 Там же.

Удачным примером подобного функционирования служит Томская область, на территории которой успешно действуют два технологических и пять студенческих бизнес-инкубаторов, 13 офисов коммерциализации, которые созданы для оценки перспектив проектов, разработанных в бизнес-инкубаторах и сторонни-ми-новаторами. Наличие трех центров трансфера технологий способствует ускоренной передаче созданных технологий в реальную экономику. По итогам 2009 г. только в студенческих инкубаторах было размещено более 170 проектов6.

4. Технологические и индустриальные парки, созданные в тесной взаимосвязи с научными центрами региона. Создание технопарков как объединения предприятий различных форм собственности, организованных при поддержке и участии органов государственной и местной власти с целью поддержки бизнеса, развития инновационного и венчурного предпринимательства является еще одним этапом в построении новой экономики региона. Индустриальные парки на территории области целесообразно организовывать на базе существующих крупных машиностроительных производств, обладающих собственными конструкторскими бюро и лабораториями, а также на базе лабораторий и исследовательских центров научных институтов и высших учебных заведений региона.

Эффективность функционирования технопарковых зон подтверждается итогами их работы. В период становления с 2007 по 2010 г. резиденты технопарков, созданных только при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций, получили выручку в размере около 22 млрд руб., а за первое полугодие 2011 г. — 11,5 млрд руб. В этих технопарках в начале 2011 г. находилась 291 компания-резидент, было создано 6538 рабочих мест. Расходы федерального бюджета за 2007-2010 гг. составили около 6 млрд руб., плановый объем выделяемых субсидий в 2011-2014 гг. — также около 6 млрд руб. Объем внебюджетных инвестиций в развитие технопарков составил около 4 млрд руб7.

За счет реализации предложенных мероприятий планируется выйти на показатели, заложенные в стратегии развития Кировской области до 2020 г. Объем валовой региональный продукт (ВРП) к 2020 г должен вырасти в сопоставимых ценах в 2,6 раза по сравнению с 2008 г., достигнув значения 392 млрд руб. Индекс промышленного производства в сопоставимых ценах к 2020 г. должен вырасти на 48,5% в сравнении с докризисным 2007 г.8

Стратегия, направленная на модернизацию Кировской области, способна принести значимый положительный эффект только в случае комплексной реализации представленных этапов. Совокупность программ по развитию территории формирует значительную потребность в финансовых ресурсах. Только средств региона здесь явно недостаточно. Для реализации мероприятий в полном объеме необходимо привлечение средств федерального бюджета в рамках действующих программ по развитию регионов, а также средств частных инвесторов, стимулирующих создание инновационной инфраструктуры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Бизнес-инкубаторы поставляют Томску малые инновационные компании. 04.04.2011 / http:// малое-предпринимательство.рф/novosti/biznes-inkubatori-postavlyaiut-tomsku-malie-innovatsionnie-kompanii.

7 Официальный сайт Министерства связи и массовых коммуникаций / http://minsvyaz.ru.

8 «Стратегия социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года» (принята Постановлением Правительства Кировской области от 12.08.2008 № 142/319).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.