Научная статья на тему 'ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО РАЗВИТИЯ'

ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
17
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическая функция государства / государственное финансирование / инструменты / промышленное развитие / технологический суверенитет / economic function of the state / public financing / instruments / industrial development / technological sovereignty

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пономаренко А.А.

В статье речь идет об экономической роли государства в формировании финансово-инвестиционных ресурсов в экономике и обеспечении промышленного развития. Дается обзор текущего состояния инструментария и принципов государственного финансового регулирования экономических процессов, в т.ч., с позиции реализации частной инициативы, первоначально инициируемой государственными мероприятиями. Проведен анализ практического применения инструментов государственного финансирования, и их использования в целях технологической модернизации промышленного сектора. Обосновано, что в современной экономике государство выступает в качестве регулятора и инвестора в процессе обеспечения потребностей экономики в финансовых ресурсах, что имеет ключевое значение для развития промышленности как стратегического приоритета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пономаренко А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC FINANCING INSTRUMENTS FOR INDUSTRIAL DEVELOPMENT

The article deals with the economic role of the state in the formation of financial and investment resources in the economy and ensuring industrial development. An overview of the current state of the tools and principles of state financial regulation of economic processes including from the perspective of the implementation of private initiative, initially initiated by government measures is provided. An analysis of the practical application of government financing instruments and their use for the purpose of technological modernization of the industrial sector has been carried out. It is substantiated that in the modern economy the state acts as a regulator and investor in the process of meeting the needs of the economy for financial resources, which is of key importance for the development of industry as a strategic priority.

Текст научной работы на тему «ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО РАЗВИТИЯ»

УДК 338.45 JEL 638, R58

ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО РАЗВИТИЯ

Пономаренко А.А. научный сотрудник отдела финансово-экономических исследований, ORCID 0009-0008-6038-8621, e-mail: ponomarenko.a.a@econri.org, ГБУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР, Российская Федерация.

Аннотация. В статье речь идет об экономической роли государства в формировании финансово-инвестиционных ресурсов в экономике и обеспечении промышленного развития. Дается обзор текущего состояния инструментария и принципов государственного финансового регулирования экономических процессов, в т.ч., с позиции реализации частной инициативы, первоначально инициируемой государственными мероприятиями. Проведен анализ практического применения инструментов государственного финансирования, и их использования в

целях технологической модернизации промышленного сектора. Обосновано, что в современной экономике государство выступает в качестве регулятора и инвестора в процессе обеспечения потребностей экономики в финансовых ресурсах, что имеет ключевое значение для развития промышленности как стратегического приоритета.

Ключевые слова: экономическая функция государства, государственное финансирование, инструменты, промышленное развитие, технологический суверенитет.

PUBLIC FINANCING INSTRUMENTS FOR INDUSTRIAL DEVELOPMENT

Ponomarenko A.A. research associate, Financial and Economic Research Department, ORCID0009-0008-6038-8621, e-mail: ponomarenko.a.a@econri.org, SFI "Economic Research Institute", Donetsk, DPR, Russian Federation.

Abstract. The article deals with the economic role of the state in the formation of financial and investment resources in the economy and ensuring industrial development. An overview of the current state of the tools and principles of state financial regulation of economic processes including from the perspective of the implementation of private initiative, initially initiated by government measures is provided. An analysis of the practical application of government financing instruments and their use for the purpose of technological modernization of the industrial sector has been carried out. It is substantiated that in the modern economy the

state acts as a regulator and investor in the process of meeting the needs of the economy for financial resources, which is of key importance for the development of industry as a strategic priority.

Keywords: economic function of the state, public financing, instruments, industrial development, technological sovereignty.

► Введение. В настоящее время реализация крупномасштабных проектов и инвестиционная активность в

промышленном секторе имеют особую значимость в контексте необходимости

© А.А. Пономаренко, 2024

смены технологического способа производства и модернизации производственно-хозяйственной системы. Промышленный сектор является одной из сфер реализации экономических функций государства и государственной политики, основу которых определяет возможность государства влиять на конъюнктурное развитие, регулирование денежного обращения, распределение и перераспределение доходов. Таким образом, инструменты и принципы государственного финансирования промышленного развития являются важным аспектом современной экономики. Актуальность темы исследования обусловлена повышением экономической активности государства в условиях меняющейся конъюнктуры под влиянием индустриальных революций, что определяет необходимость совершенствования государственного финансово-инвестиционного инструментария, используемого для реализации целей и задач промышленного (индустриального) развития.

Целью данной статьи является исследование особенностей государственного финансирования технологического развития в современной экономике в аспекте развития инструментария активизации инвестиционного процесса, направленного на преодоление «рыночного провала» финансовой системы в обеспечении воспроизводственного процесса в экономике и промышленности.

► Обзор литературы. Для целей настоящего исследования научно-методические основания составили труды ученых в области новой экономической теории государства и государственного финансирования экономики. Вопросы современного государства, финансовых составляющих в обеспечении экономического роста, формирования «длинных» денег за счет внутренних источников, роли государства в обеспечении финан-

совыми ресурсами инвестиционного процесса, программно-целевой метод как инструмент финансовой реализации государственных программ в приоритетных отраслях экономики рассмотрены в работах М.А. Абрамовой, А.Г. Аганбегяна, И.О. Ананьина, С.Г. Белева, А.Г. Борщев-ского, ОН. Васецкой, КВ. Векерле, М.И. Воейкова, Е.И. Воробьевой,

И.В. Герсонской, Г.Д. Гловели, А.Е. Городецкого, Р.С. Гринберга, Е.Т. Гурвича, А.Б. Золотаревой, Л.Л. Игониной, А. Мар-голина, Л.Э. Миндели, Н.С. Могучева, А.Я. Рубинштейна, И.А. Соколова,

Т.В. Тищенко, И.Н. Филипповой,

С И. Черных [1-10].

► Данные и методы. Использованы данные информационных порталов и официальных сайтов органов государственного управления. Для проведения исследования применялись методы: наблюдения и обобщения, формально-логический, системного анализа и метод таблиц.

► Результаты исследования. Объем, структура и динамика государственного вмешательства в экономику изменяются под влиянием государственных мероприятий по преодолению несовершенства рынка, в частности, государственных решений по перераспределению экономических ресурсов страны между частным, государственным и общественным секторами. Сформировавшаяся вследствие «рыночного провала», как результата «разрыва» в развитии между финансовым и реальным секторами, диспропорция между финансовым и реальным капиталом послужила причиной противоречий в виде доступности капитала и предложения заемных средств в промышленности и других секторах реальной экономики. Неопределенность финансово-инвестиционных перспектив, генерируемая финансовым сектором, обуславливает основополагающую роль государства в восстановлении воспроизводст-

венной функции капитала, детерминирующего процессы развития социально-экономических систем. Идея о том, что государство является экономической категорией и важным механизмом обеспечения экономической эффективности, развивается в рамках новых подходов в экономической теории, согласно которым идет процесс «огосударствления» экономики, то есть все более тесное сплетение экономики и государства, которое становится экономическим институтом современного общества [11, с. 15], в отличие от доктрины экономического либерализма.

В настоящее время мирохозяйственная система изменяется под влиянием новой индустриальной революции. Масштаб промышленной (индустриальной) трансформации предопределяет наличие достаточного объема денег в экономике, реализацию комплементарного подхода к использованию разных видов экономических ресурсов, и консолидацию усилий государства и частной инициативы в сфере финансового обеспечения инвестиций в промышленное развитие. Смена технологического способа производства сопровождается возрастающим значением взаимодействия государства и хозяйственной системы, поскольку государственный сектор, как специфический элемент экономической системы, обладает определенным ресурсным потенциалом, в т. ч., финансово-инвестиционным. Переход производства на новый технологический уклад и существенное усложнение техносферы являются главной причиной роста экономического регулирования со стороны государства [11, с. 17]. В практике развитых стран денежное предложение увязано со стратегическими целями экономического развития и опирается на внутренние источники денежной эмиссии. Это позволяет формировать целевые «длинные» и «сверхдлинные» ресурсы под обязательства государства сроком до

30-40 лет - Китай, США и Япония, и осуществлять финансирование долгосрочных инвестиционных проектов. В китайской модели деньги в экономике являются инструментом «связывания» ресурсов. Процесс «управления деньгами», осуществляемый китайским правительством в течение последней четверти века, обеспечил десятикратный рост китайской экономики за счет финансирования расширенного кредита на основе государственной монополии на создание денег, направленного на увеличение инвестиционного ресурса [12, с. 52]. Комплексный подход к формированию денежного предложения в экономике с опорой на внутренние источники денежной эмиссии реализуется на основе двух способов: прямой - софинан-сирование государственных программ, предоставление государственных гарантий, фондирование институтов развития; и косвенный - рефинансирование под залог обязательств государства и платежеспособных предприятий.

Таким образом, согласно с С.Ю. Глазьевым, использование внутренних источников эмиссии денег как инструмента финансово-инвестиционного обеспечения экономического развития, связывающего имеющиеся в хозяйственной системе ресурсы, можно определить в качестве базового принципа государственного финансирования инвестиций в расширенное воспроизводство и обеспечение индустриального технологического перехода экономики. Данный подход согласуется с утверждением К.А. Хубиева и И.М, Тенякова, что на сегодняшний день возможности решения проблем российской экономической модели находятся в плоскости создания внутренних источников экономического развития [13], что невозможно без реализации экономической функции государства как регулятора денежного обращения.

С теоретической и практической точки зрения государственное финансирование включает источники, формы и механизмы формирования финансовых ресурсов с характерным набором инструментов. Для достижения целей государственной политики в сфере инвестиций используются различные инструментальные альтернативы при ключевой институциональной составляющей - государственные корпораций, банки и институты развития. Перечень инструментария государственного финансирования может быть дополнен средствами, мерами и методами, а также схемами и процедурами финансирования инвестиций для обеспечения достижения целей и задач социально-экономического развития в целом, и промышленности в частности. Как инвестор, государство прямо или косвенно влияет на финансирование экономического развития вследствие своей роли в

процессах распределения и перераспределения доходов. В данном контексте источники финансирования, формирующиеся посредством финансовых, налоговых и других инструментов, являются дополняющим элементом системы стратегического планирования государства [14, с. 264]. Основные меры государственной финансовой поддержки промышленного развития различаются по целевому признаку (рис. 1).

Целевое финансирование является основной формой предоставления государственных денежных средств, особенность которого заключается в использовании выделенных денежных средств исключительно по целевому назначению. Финансирование мероприятий целевого назначения осуществляется двумя методами - прямым и косвенным виде различных инструментов, перечень которых устанавливается ст. 251 Налогового Кодекса РФ (НК РФ), и представлен в (табл. 1).

Налоговые льготы

Государственные гарантии и субсидии

Льготные кредиты и займы от государственных фондов

Бюджетные инвестиции, бюджетные ассигнования Выпуск биржевых облигаций, в том числе, под гарантии с субсидированием купонных выплат

«Стабилизационная оговорка» на проекты -Соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПЮ

Специальные инвестиционные контракты (СПИК), концессии

Льготные правила аренды земли и преференциальные налоговые режимы -(ОЭЗ) Освобождение от таможенных пошлин и других платежей - (СТЗ)

Рисунок 1 - Основные инструменты, формы и механизмы государственного финансирования промышленного развития

Таблица 1 - Инструменты и методы целевого финансирования

ЦЕЛЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

прямой метод

косвенный метод

Прямое бюджетное финансирование - непосредственное выделение денежных средств из государственных бюджетов государственным (муниципальным) предприятиям._

Косвенное бюджетное финансирование -получение денежных средств из специальных (целевых) фондов денежных средств на определенных условиях._

Инструменты целевого бюджетного финансирования (пп. 14 п.1 ст.251 НК РФ, ПБУ 13/2000

«Учет государственной помощи») ^бюджетные ассигнования казенным учреждениям, в т.ч. в виде субсидий бюджетным организациям;

^ гранты в виде денежных средств или иного имущества, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление программ в области образования, искусства, культуры, охраны здоровья и окружающей среды; ^ инвестиции по итогам инвестиционных конкурсов; ^ средства из фондов поддержки научной и инновационной деятельности; ^ субвенции в виде денежных средств, предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов;

^ субсидии в виде денежных средств, предоставляются на условиях долевого финансирования целевых расходов;

^ бюджетные кредиты в виде денежных средств или в форме имущества - земельные участки, природные ресурсы, за исключением налоговых кредитов, отсрочки по уплате платежей и т.п.

Порядок государственного финансирования инвестиций регламентируется Бюджетным Кодексом РФ (далее - БК РФ). Распределение расходов бюджета по направлениям бюджетных ассигнований является традиционным способом государственного финансирования.

Источником денежных средств при государственном финансировании инвестиций являются бюджеты различного уровня бюджетной системы Российской Федерации. Бюджетные инвестиции, в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ, являются бюджетными средствами, направляемыми на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества (ст. 6 БК РФ). Таким образом, согласно Д.Л. Комягину, из определения следует, что бюджетные инвестиции обеспечивают приращение имущественной части казны через расходы бюджета и являются процедурой трансформации казны. Бюджетные инвестиции отличаются

от иных видов инвестиций по источнику, форме, объекту инвестиций и выделяются среди расходов бюджета по экономическому признаку [15]. Государственное финансирование в форме бюджетных инвестиций осуществляется в соответствии со ст. 79 БК РФ «Бюджетные инвестиции в объекты государственной (муниципальной) собственности» и ст. 80 «Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями». К особенностям бюджетного финансирования инвестиций относятся: расходы бюджета в форме капитальных вложений, получение денежных средств предприятиями государственной формы собственности и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в рамках государственных программ. В настоящее время в Российской Федерации программно-целевой метод, основанный на

принципе эффективности, представляет основополагающий подход к государственному финансированию инвестиций в приоритетные направления развития. Государственные программы РФ и федеральные целевые программы (ФЦП) являются инструментами планирования бюджетных расходов на реализацию научно-технической и промышленной политики, и переход отраслей на новый высокотехнологичный уровень.

Сегодня для российской экономики инструменты государственного финансирования инвестиций выступают одним из ключевых факторов обеспечения технологического развития промышленности как стратегического приоритета. Государственное финансирование в форме бюджетных ассигнований и средств, образующихся в результате дополнительных доходов федерального бюджета, обеспечивает реализацию национальных проектов и программ в соответствии с национальными целями и стратегическими задачами научно-технологического и социально-экономического развития РФ1. В достижении национальных целей развития ключевым направлением является продолжение развития индустриальной базы российской промышленности на основе реализации мегапроектов, направленных на выпуск собственной «глубоко локализованной» продукции2. В процессе индустриализации формируется соответствующий спрос на новую инфраструктуру,

что обуславливает необходимость в государственной поддержке и государственных инвестициях. В соответствии с Постановлением от 14 февраля 2024 г. № 154, реструктуризация бюджетных кредитов для запуска новых производств, стимулирования реализации новых инвестиционных проектов в субъектах Федерации и создания отечественных инновационных продуктов, позволит регионам развивать сферу высоких технологий и направлять высвобождающиеся средства на создание и развитие инфраструктуры технопарков. Механизм реструктуризации обязательств регионов по бюджетным кредитам действует с 2021 г. и входит в комплекс мер по обеспечению финансовой

"5

устойчивости регионов . Необходимым условием для применения механизма реструктуризации является актуальность инвестиционных проектов по отраслевой специализации и привлечение средств частных инвесторов в результате строительства объектов инфраструктуры за счет высвобождаемых средств. Региональные государственные программы научно-технологического развития должны учитывать национальные приоритеты развития.

Обеспечение технологического суверенитета и структурная адаптация экономики Российской Федерации определены как стратегические направления ра-

4

звития национальной экономики ,

Ю национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.: Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // ГАРАНТ: официальный сайт. URL: https://base.garant.ru/71937200/

2Новости - Правительство России [Электронный ресурс] // Правительство России: официальный сайт. URL: http://government.ru/news/

3О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 октября 2020 г. № 1704: Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2024 г.

№ 154 [Электронный ресурс] // Официальное опубликование правовых актов. URL: http://publication. pravo.gov.ru/document/0001202402210017

4Об утверждении приоритетных направлений проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики Российской Федерации и Положения об условиях отнесения проектов к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации, о представлении сведений о проектах технологического суверенитета и проектах структурной адаптации экономики Российской Федерации и ведении реестра указанных проектов, а также о требованиях к ор-

вызванные необходимостью ответа на вызовы глобального тренда технологического развития мирохозяйственной системы.

Основы достижения технологического суверенитета заложены в Концепции технологического развития на период до 2030 г. (далее - Концепция)1, которая является отраслевым документом стратегического планирования РФ, направлена на развитие высокотехнологичных отраслей и представляет основу для разработки и реализации государственных и региональных программ, схем территориального планирования, плановых и программно-целевых документов государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием2. Концепцией определяются вызовы, принципы, цели технологического развития с детализацией инструментов реализации, что характеризует ее как комплексный документ определения приоритетных направлений и обеспечения технологического развития (табл. 2).

Таким образом, Концепция способствует созданию собственных линий разработки технологий и восстановлению производственно-технологических цепочек на основе углубления локализации основных элементов; проведению технологической модернизации производственной системы, а также росту инновационной активности компаний; выходу на

рынок отечественных высокотехнологичных товаров и услуг в контексте обеспечения глобальной конкурентоспособности.

Для реализации трех ключевых целей технологического развития Концепцией предусматриваются подходы и инструменты обеспечения государственной финансовой поддержки технологических инноваций, включая исследования и разработки (табл. 3).

В условиях становления новой модели экономического развития России крупномасштабные проекты развития производства представляют собой мегап-роекты технологического суверенитета, направленные на создание линейки глубоко локализованной высокотехнологичной продукции при обязательном осуществлении национального контроля с последующим получением межотраслевого эффекта. Основополагающим в реализации мегапроектов является использование собственных (отечественных) наработок по проектированию и разработке средств производства, что будет способствовать снижению зависимости от импорта, формированию долгосрочного спроса на отечественные НИОКР и решению задачи укрепления технологического суверенитета Российской Федерации. Паспорта крупномасштабных проектов подготовлены к утверждению в 2024 г. . предусмотренный размер финансирования на каждый отдельный проект - не менее 10 млрд руб., инструменты финансирова-

ганизациям, уполномоченным представлять заключения о соответствии проектов требованиям к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2023 г. № 603 [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: официальный сайт. URL: https://docs.cntd.ru/ document/1301344071?marker=65E0IS

1 Документы - Правительство России [Электронный ресурс] // Правительство России: официальный сайт. URL: http://government.ru/docs/48570/ 2Статья 19. Отраслевые документы стратегического планирования Российской Федерации // О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ (ред. от 17.02.2023 г.) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: официальный сайт. URL : https://www. consultant. ru/document/cons_ doc_LAW_164841/ea7a8f30a40c52c4c3ae8c3220c6 6a471e37b7b2/

Таблица 2 - Базовые принципы и цели технологического развития России согласно Концепции технологического развития до 2030 года

Принципы технологического развития

•принцип концентрации - переход к сосредоточению ограниченных ресурсов на определенных задачах научно-технологического развития и механизмах решения; •принцип приоритета поддержки частной инициативы в рамках сотрудничества государства и бизнеса; •принцип разумной конкуренции в поощрении производителей инновационной продукции, конкурирующих технологических решений, коллективов; •принцип целостности инновационного цикла - «бесшовность» мер поддержки на всех стадиях в рамках экосистемы технологического развития; •принцип экономической целесообразности технологических разработок - сочетание экономичности, продуктивности и результативности (может не применяться для отдельных долгосрочных неокупаемых проектов); •принцип признания права на риск - возможность недостижения запланированных результатов технологических, в том числе, научно-исследовательских работ при условии отсутствия умысла.

Цели технологического развития Показатели достижения целей к 2023 году *

Цель 1 - Обеспечение национального контроля над воспроизводством критических и сквозных технологий >достигнутый уровень технологического суверенитета по видам продукции; >достигнутый уровень развития критических и сквозных технологий (в соответствии с установленным перечнем); ^снижение коэффициента технологической зависимости в 2,5 раза; ^рост внутренних затрат на технологические инновации, включая исследования и разработки, не менее чем на 45% в сопоставимых ценах.

Цель 2 - Переход к инновационно ориентированному росту и усиление роли технологий как фактора социально-экономического развития ^рост уровня инновационной активности организаций в 2,3 раза; ^рост затрат на инновационную деятельность в 1,5 раза в сопоставимых ценах; ^рост объема инновационных товаров, работ и услуг в 1,9 раза (в сопоставимых ценах); ^рост числе патентных заявок в 2,4 раза; ^увеличение числа зарегистрированных крупных технологических компаний в 5 раз, в т.ч малых - в 2,3 раза; > увеличение темпа роста частных инвестиций в малые технологические компании в 3 раза.

Цель 3 - Технологическое обеспечение устойчивого функционирования и развития производственных систем ^рост несырьевого неэнергетического экспорта в 1,5 раза (в сопоставимых ценах); ^увеличение доли организаций обрабатывающей промышленности, осуществляющих технологические инновации в 1,6 раза; ^увеличение доли высокотехнологичной промышленной продукции, произведенной на территории РФ, в общем объеме потребления такой продукции до 75%; ^достижение удельного веса товаров, произведенных с использованием наилучших доступных технологий до 100% на промышленных объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, отнесенных к I категории

*Концепция содержит прогнозные значения показателей достижения целей технологического развития в разбивке по годам до 2030 г.

Таблица 3 - Подходы и инструменты государственного финансирования

технологического развития

Цели технологического развития (Ц 2, Ц 3) •Направления технологического развития | >Мероприятия государственной поддержки

Ц 2 «Переход к инновационно ориентированному росту и усиление роли технологий

_как фактора социально-экономического развития»_

•Обеспечение оборота результатов интеллектуальной деятельности и снижение административной нагрузки

на технологические компании_

^создание института кредитования под залог интеллектуальной собственности;

^оптимизация льготного налогообложения для увеличения оборота прав на объекты интеллектуальной собственности и стимулирования НИОКР и технологических работ:

-введение режима «патентная коробка» (patent box) - льготная ставка по налогу на прибыль с оборота прав на результаты интеллектуальной деятельности (от 20% до 3%);

-отмена взимания налога на добавленную стоимость по сделкам с правами на все виды интеллектуальной собственности;

-отмена взносов во внебюджетные фонды с вознаграждений за служебные результаты интеллектуальной деятельности;

-увеличение коэффициента (до 3 -х) на отнесение на себестоимость затрат на НИОКР и технологические работы при условии заказа бизнесом разработки новых продуктов у научных организаций и образовательных организаций высшего образования;

-устранение налоговых ограничений и использование механизма отложенного налогообложения при использовании договора инвестиционного товарищества - инструмент для привлечения венчурного финансирования;

_-улучшение администрирования налоговых льгот._

•Стимулирование спроса и предложения отечественной инновационной продукции_

-развитие лизинга как специального механизма финансовой поддержки отечественной высокотехнологичной продукции;

-унификация состава и правил предоставляемых льгот и преференций на территориях особого развития; -обеспечение источниками финансирования специальных долговых и долевых финансовых инструментов для развития быстрорастущих технологических компаний;

-определение правил льготного финансирования инвестиционных проектов;

-создание механизмов и инструментов льготного долгосрочного, выходящего за рамки бюджетного цикла финансирования проектов долгосрочных исследований и разработок в интересах производственных компаний, стимулирующих коммерциализацию создаваемых результатов интеллектуальной деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-изменение дивидендной политики компаний с государственным участием для сохранения в их распоряжении дополнительных источников финансирования долгосрочных вложений в исследования и разработки;

-создание механизма льготного лизинга для производственных сооружений и зданий по аналогии с условиями промышленной ипотеки;

-создание и развитие сети региональных институтов развития, обеспечивающих поддержку и финансирование производственных проектов технологических компаний в режиме проектного финансирования (для институтов развития будут предусмотрены долгосрочные и льготные источники финансирования);

-создание механизмов стимулирования инвесторов по созданию инфраструктуры на территориях

с преференциальными режимами, на базе которых создаются критические и сквозные технологии;_

Ц 2.1 Обеспечение ускоренного развития малых технологических компаний и привлечения частных инвестиций в капитал и проекты с их участием, а также использования возможностей экосистемы

технологического развития_

-создание преференциальных режимов для малых технологических компаний, включая специальное налоговое и административное регулирование;

-развитие специальных механизмов инвестиционного финансирования малых технологических компаний, включая клаудплатформы и институт бизнес-ангелов, эндаумент-фонды (фонды целевого капитала);

-создание (отработка) специальных инструментов финансовой поддержки малых технологических компаний в целях доработки продуктов и технологий под требования крупных заказчиков, а также повышение доступности кредитных продуктов для коммерциализации результатов НИОКР и технологических работ. Ц 3 «Технологическое обеспечение устойчивого функционирования и развития производственных систем»

-установление льготных налоговых режимов для отечественных предприятий, внедряющих наилучшие доступные технологии, в том числе, путем введения повышающих коэффициентов ускоренной амортизации оборудования и применения специальных инвестиционных контрактов;

-создание благоприятных условий для привлечения долгосрочного заемного финансирования в проекты модернизации предприятий с применением наилучших доступных технологий;

-установление требований к ресурсо- и энергоэффективности предприятий при заключении специальных инвестиционных контрактов, предоставлении субсидий и иных мер государственной финансовой поддержки предприятий и отдельных проектов_

ния - государственные бюджетные и частые инвестиции в рамках реализации программно-целевого метода финансирования.

Формы, методы, механизмы и инструменты финансирования мегапроектов определяются в соответствии с принципами окупаемости и рентабельности. В зависимости от категории экономического результата - высокорентабельные проекты, проекты средней и низкой рентабельности, применяются меры государственной поддержки. Комплексный характер инвестиционного мегапроекта подразумевает применение различного инструментария финансовой поддержки, и может быть реализован в разных формах государственно-частного партнерства, например, в форме специального инвестиционного контракта (СПИК).

На сегодняшний день в соответствии с основными направлениями государственной промышленной политики, крупными отраслевыми стратегиями и федеральными программами по приоритетным направлениям развития, к реализации утверждены 10 мегапроектов, направленных на выпуск дизельных двигателей, станкоинструментальной продукции, лекарств и медицинских изделий, продукции химической, электронной и радиоэлектронной отраслей, в т.ч., критической информационной инфраструктуры, беспилотных авиационных систем, производство сжиженного природного газа, а также способствующих ускорению выпуска отечественных самолетов и судов, развитию атомной промышленно-сти1. Межотраслевой эффект от реализации мегапроектов будет достигнут как в промышленности, так и в социально зна-

1О крупных проектах технологического суверенитета: Поручение Правительства РФ от 28 декабря 2023 г. по итогам стратегической сессии

[Электронный ресурс] // ГАРАНТ: официальный сайт. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/408204607/

чимых секторах экономики - здравоохранении, топливно-энергетическом, транспортном комплексах и др. Так, например, дизельное двигателестроение обеспечивает отрасли судо- и авиастроения, тяжелой строительной техники, малотоннажной химии и фармацевтики, транспортного машиностроения2. За период с 2023-2030 гг. к реализации планируется не менее 10-15 мегапроектов в указанных отраслях.

В механизме реализации мегапроек-тов выделяют несколько основных структурных элементов:

якорный заказчик - обеспечивает долгосрочный спрос на продукцию и осуществляет контроль за соблюдением экономических и технологических условий производства;

компания-головной исполнитель -формирует производственную и технологическую кооперацию при государственной поддержке в форме кластерной инвестиционной платформы и иных мер;

долгосрочный контракт на произведенную в будущем продукцию - заключается не менее, чем на 5 лет;

формы и способы НИОКР и технологического обеспечения мегапроекта, в том числе, применение государственного заказа на исследования и разработки;

подготовка инженерных и рабочих кадров.

Государственная поддержка в рамках мегапроекта осуществляется путем содействия в обеспечении долгосрочным заемным финансированием на льготных условиях, а также в форме соглашений о защите и поощрении капиталовложений, специальных инвестиционных контрактов, кластерной инвестиционной плат-

2 Стратегическая сессия о крупных проектах технологического суверенитета [Электронный ресурс] // Минпромторг России: официальный сайт. URL: https://minpromtorg.gov.ru/press-centre/news/ mikhail_mishustin_proviol_strategicheskuiu_sessiiu_ o_krupnykh_proektakh_tekhnologicheskogo_suvere niteta

формы. Выход на рынок продукции, произведенной в рамках реализации мегапро-екта, возможен только в условиях государственно-частного партнерства, что обусловлено требованиями к качеству продукции, ценообразованию и необходимой скорости появления на рынке. В настоящее время определена номенклатура производств в отраслях промышленности -порядка 300-400 наименований. Для продвижения продукции на рынке государством предусмотрено принятие законопроекта о российской промышленной продукции. Для обеспечения технологического суверенитета в станкоинструмен-тальной сфере предусмотрено около 130 млрд руб. бюджетных инвестиций.

► Выводы. Таким образом, реализация экономических функций государства в сфере денежного предложения, распределения и перераспределения финансовых ресурсов является основой формирования финансово-инвестиционного потенциала, обеспечивающего инвестиции в промышленное развитие в условиях осуществления технологического перехода национальной экономки.

В ходе проведенного исследования установлено, что в российской практике предусмотрен широкий спектр инструментов прямой и косвенной государственной поддержки финансового обеспечения

► Литература

1. Абрамова М.А., Игонина Л.Л. Денежно-кредитные факторы активизации внутреннего инвестиционного спроса в российской экономике // Финансы: теория и практика. 2018. Т. 22. № 1. С. 128-143.

2. Аганбегян А.Г. Финансы, бюджет и банки в новой России. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС. 2018. 400 с.

3. На пути к новой экономической теории государства / О.И. Ананьин, М.И. Воейков, Г.Д. Гловели, А.Е. Городецкий, Р.С. Гринберг, А.Я. Рубинштейн; Под ред. А.Я. Рубинштейна. М.: ИЭ РАН. 2018. 109 с.

4. Борщевский Г.А. Совершенствование подходов к оценке государственных программ Российской Федерации // Экономический журнал ВШЭ. 2018. Т. 22. № 1. С. 110-134.

инвестиционного процесса. Это позволяет говорить о создании системы государственного финансирования, основанного на совершенствовании и адаптации финансового инструментария к потребностям экономики и промышленности в инвестиционных ресурсах.

Из анализа финансовых инструментов государственной поддержки Концепции технологического развития следует, что для активизации инвестиционного процесса в промышленном секторе значительное количество инструментов нуждается в дальнейшей разработке и доведении до стадии практической реализации.

В новом индустриальном мире промышленное развитие российской экономики осуществляется на принципах суверенитета технологического воспроизводства. Создание собственного производства конечных продуктов на основе механизма локализации и собственных линий разработки технологий вызвано острой необходимостью импортозамещения широкой номенклатуры продукции и комплектующих изделий. В данной сфере значимое место принадлежит сотрудничеству на контрактной основе заинтересованных сторон - государства и бизнеса в целях реализации стратегических приоритетов технологического развития промышленного производства.

► References

1. Abramova M.A., Igonina L.L. (2018). Monetary factors of activating domestic investment demand in the Russian economy.

Finance: theory and practice, 1, 128-143. [In Russian]

2. Aganbegyan A.G. (2018). Finance, budget and banks in the new Russia. Moscow: Publishing house "Delo" RANEPA. [In Russian]

3. Ananyin O.I., Voeikov M.I., Loveli G.D., Gorodetsky A.E., Grinberg R.S., Ru-binshtein A.Ya. (2018). On the way to a new economic theory of the state. Moscow: Institute of Economics RAS. [In Russian]

4. Borshchevsky G.A. (2018). Improving approaches to assessing government programs of the Russian Federation. HSE Economic Journal, 1, 110-134. [In Russian]

5. Бюджет как инструмент экономического развития / С.Г. Белев, К.В. Векерле, Е.Т. Гурвич, А.Б. Золотарева, Н.С. Могучев, И.А. Соколов, Т.В. Тищенко, И.Н. Филиппова. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС. 2019. 72 с.

6. Васецкая Н.О. Программно-целевое управление как инструмент финансовой реализации федеральных целевых программ // Экономика науки. 2019. Т. 5. № 3. С. 160-169.

7. Воробьева Е.И. Государственные финансы России и реализация национальных проектов // Научный вестник: Финансы, банки, инвестиции. 2019. № 1. С. 16-24.

8. Герсонская И.В. К вопросу о сущности понятия «государственный сектор экономики» // Вестник Челябинского государственного университета. 2019. № 7 (429). Экономические науки. Вып. 65. С. 23-29.

9. Марголин А. Пути совершенствования методов оценки эффективности государственных программ // Экономическая политика. 2018. Т. 13. № 6. С. 54-81.

10. Миндели Л.Э., Черных С.И. Проблемы финансирования отечественной науки с учетом зарубежного опыта // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2017. № 4. С. 89-103.

11. Бодрунов С.Д. Научно-технический прогресс и трансформация общества: нооно-мика и ноообщество. Часть 3 // Ноономика и ноообщество. Альманах трудов НИР им. С.Ю. Витте. 2022. Т.1, №3. С. 13-34.

12. Глазьев С.Ю. Ноономика как парадигма управления нового мирохозяйственного уклада // Ноономика и ноообщество. Альманах трудов НИР им. С.Ю. Витте. 2022. Т.1, № 3. С. 48-58.

13. Хубиев К.А., Теняков И.М. Создание внутренних источников экономического развития // Экономическое возрождение России. 2023. №1 (75). С.5-23.

14. Глазьев С.Ю. Дополнение системы стратегического планирования источниками финансирования // Стратегирование: теория и практика. 2023. Т. 3. № 3. С. 261-276.

15. Комягин Д.Л. Бюджетные инвестиции как процедура трансформации публичной казны [Электронный ресурс]. URL: https://pravo.hse.ru/data/2015/10/14/1075914867/ Статья%20Бюджетные%20инвестиции3%20 Фин%20вестн.pdf

5. Belev S.G., Weckerle K.V., Gurvich E.T., Zolotareva A.B., Moguchev N.S., Sokolov I.A., Tishchenko T.V., Filippova I.N. (2019). Budget as a tool for economic development. Moscow: Publishing house "Delo" RANEPA. [In Russian]

6. Vasetskaya N.O. (2019). Program-target management as a tool for the financial implementation of federal target programs. Economics of Science. 2019, 3, 160-169. [In Russian]

7. Vorobyova E.I. (2019). Public finances of Russia and the implementation of national projects. Scientific Bulletin: Finance, banks, investments, 1, 16-24. [In Russian]

8. Gersonskaya I.V. (2019). On the question of the essence of the concept of "public sector of the economy". Bulletin of the Chelyabinsk State University. Economic Sciences, 7 (429), 23-29. [In Russian]

9. Margolin A. (2018). Ways to improve methods for assessing the effectiveness of government programs. Economic Policy, 6, 54-81. [In Russian]

10. Mindeli L.E., Chernykh S.I. (2017). Problems of financing domestic science taking into account foreign experience. ETAP: economic theory, analysis, practice, 4, 89-103. [In Russian]

11. Bodrunov S.D. (2022). Scientific and technological progress and transformation of society: noonomics and noo-society. Part 3. Noonomics and noo-society. Almanac of scientific research works named after. S.Yu. Witte, 3, 13-34. [In Russian]

12. Glazyev S.Yu. (2022). Noonomics as a management paradigm for the new world economic order. Noonomics and noo-society. Almanac of scientific research works named after. S.Yu. Witte, 3, 48-58. [In Russian]

13. Khubiev K.A., Tenyakov I.M. (2023). Creation of internal sources of economic development. Economic revival of Russia, 1 (75), 5-23. [In Russian]

14. Glazyev S.Yu. (2023). Supplementing the strategic planning system with sources of financing. Strategy: theory and practice, 3, 261-276. [In Russian]

15. Komyagin D.L. (2015). Budget investments as a procedure for transforming the public treasury. [In Russian]. https://publica-tions.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/tnyuoea 0l2/direct/139110878

Статья поступила в редакцию 21.01.24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.