УДК 338.532.4.025.24
Л. А. Шалгинова
ИНСТРУМЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ РЕГИОНА
Рассматривается методический инструментарий формирования тарифной политики в электроэнергетике региона, способствующий согласованию интересов производителей электроэнергии, ее потребителей и государства.
Энергетика является важнейшей инфраструктурной отраслью жизнеобеспечения страны, от состояния которой зависят национальная безопасность и экономическое развитие России. И только опережающее развитие электроэнергетики может послужить фундаментом подъема экономики страны. Русский экономист, лауреат Нобелевской премии В. Леонтьев, утверждал, что индикатором роста или падения экономики является потребление электроэнергии и грузооборот транспорта.
Важнейшим показателем стабильности и, в перспективе, динамичного развития энергетической отрасли является экономически обоснованный уровень тарифов, позволяющий полностью компенсировать издержки энергетического производства и финансировать программы развития. Однако в тарифе на электроэнергию фокусируются противоречивые интересы поставщиков и потребителей электроэнергии. Конфликты интересов часто возникают из-за отсутствия эффективного взаимодействия энергоснабжающей организации (далее - ЭСО), потребителей и региональных властей, в компетенции которых находится регулирование уровня энерготарифов.
Таким образом, разработка инструментов формирования тарифной политики в энергетической отрасли, которая отражала бы интересы не только производителей электроэнергии, но и всех участников энергетического рынка, является актуальной проблемой.
Сегодня широко обсуждаются вопросы совершенствования методик и принципов формирования энерготарифов, поиска резервов их снижения, выявления и оценки социально-экономических последствий изменения стоимости энергоресурсов. Но вместе с этим поиску ценового компромисса между участниками энергетического рынка уделяется недостаточно внимания. Поэтому возникает необходимость исследования и совершенствования инструментов формирования тарифной политики, позволяющих реализовать методы эффективного взаимодействия производителей электроэнергии, ее потребителей и государства.
Тарифная политика в энергетике - это совокупность регулирующих мероприятий государства в области производства, передачи и распределения энергии, направленных на формирование энерготарифов, обеспечивающих баланс экономических интересов поставщиков и потребителей энергии.
Основополагающие элементы тарифной политики -ее субъекты и объекты. На региональном уровне управления субъектами тарифной политики выступают органы законодательной и исполнительной власти. Объекты политики - это все производители и потребители энергии, находящиеся в границах региона, включая население (личное потребление).
Выявленные специфические особенности производителей электроэнергии и отдельных групп потребителей позволили осуществить классификацию объектов тарифной политики (рис. 1), где выделены следующие признаки:
- по принадлежности к процессу производства, передачи и распределения энергии объекты тарифной политики объединены в энергопотребляющий и энергоснабжающий комплексы;
- по стадии потребления электроэнергии объекты энергопотребляющего комплекса делятся на конечных и промежуточных потребителей;
- по воздействию государства на производственнохозяйственную деятельность субъектов энергоснабжающего комплекса последние образуют сектор, регулируемый государством, и сектор, регулируемый рыночными механизмами;
- по уровню дохода население (конечное потребление) дифференцируется по децильным группам;
- по конечной цели деятельности среди промежуточных потребителей выделены коммерческие и некоммерческие;
- по способности самостоятельно «справляться» с изменением энерготарифа объекты подразделяются на «уязвимых», т. е. особо чувствительных, и устойчивых;
- по степени заинтересованности ЭСО или органов власти в жизнеспособности конкретного потребителя последние могут быть стратегическими партнерами энергоснабжающей компании, региональнозначимыми потребителями либо \aissez /мге, так называемыми типично рыночными субъектами хозяйствования, чей вопрос выживания - их собственная проблема.
Специфические особенности отдельных групп потребителей электроэнергии и осуществленная на их основе классификация объектов тарифной политики обосновывает необходимость дифференцированного подхода к разработке инструментов согласования интересов всех участников энергетического рынка. Таким образом, целесообразна разработка алгоритмов согласования энерготарифов раздельно в сфере промежуточного (рис. 2) и конечного потребления.
Изменение внешних и внутренних условий деятельности ЭСО объективно влечет за собой изменение энерготарифов. На первом этапе определяется требуемый уровень энерготарифа, который в соответствии с принципами формирования тарифной политики и требованиями к инструментам ее реализации, должен обеспечивать ЭСО финансовыми ресурсами для полного возмещения текущих (эксплуатационных) и инвестиционных затрат.
На следующем этапе прогнозируются цены Р. на продукцию потребителей электроэнергии в условиях ее удо-
рожания. Необходимым условием приемлемости нового тарифа является P > AVC. (average variable cost - средние переменные издержки). Достаточное условие -P. < P,, где Pk - цена конкурентного продукта. Если необходимое и достаточное условия выполняются, то тариф считается согласованным и утверждается.
Если не выполняется хотя бы одно из этих условий, то исследуются причины этого. Если уровень энерготарифа такой причиной не является, то тариф также считается согласованным. В противном случае рассматривается вопрос о снижении тарифа на взаимовыгодных условиях (например, в целях выравнивания графика нагрузки установить льготный уровень тарифа на электроэнергию, потребляемую ночью, в выходные и праздничные дни, летом).
Если на этом этапе потребитель и поставщик электроэнергии не пришли к взаимовыгодному согласию, то возможно установление эксклюзивных тарифных взаимоотношений, которые могут быть построены в соответствии с двумя сценариями: кредитором выступает потребитель; кредитором выступает ЭСО.
Реализация первого сценария значительно ограничивается наличием свободных инвестиционных ресурсов у потребителя электроэнергии. Представляется оптимальным построение индивидуальных тарифных взаимоотношений по второму сценарию, который основан на отпуске энергии по льготным тарифам с возмещением недополученных сумм в будущем (с учетом ставки дисконтирования, определенной кумулятивным методом). В
этом случае эксклюзивные тарифные взаимоотношения подразумевают жесткий отбор потребителей, которые в приведенной выше классификации обозначены как стратегические партнеры ЭСО.
Необходимое условие - реализованный объем электроэнергии данному потребителю позволяет полностью возместить переменные затраты ЭСО: QT > VC, где Q - объем потребленной электроэнергии; Т - тариф на электроэнергию; VC - переменные издержки (variable costs) ЭСО.
Данный критерий позволит отобрать тех партнеров ЭСО, объем потребляемой энергии которых имеет существенный удельный вес в общей массе отпускаемой всем потребителям электроэнергии (потеря данного потребителя значительно сокращает рынок сбыта ЭСО, при отключении же всех прочих потребителей выбранный партнер обеспечит компенсацию энергокомпании переменных затрат).
Достаточное условие - конъюнктура рынка сбыта потенциального стратегического партнера такова, что цены на его продукцию имеют тенденцию к колебанию как в пределах интервального значения цены конкурентного продукта, так выше и ниже его уровня.
Если цена на продукт не позволяет успешно конкурировать на рынке, то и нет возможности добросовестно рассчитываться за потребляемую электроэнергию. Значит, такой потребитель «не выдерживает» достаточного условия и не может быть интересен ЭСО как стратегический партнер. Однако, удовлетворяя необходимому
Рис. 1. Классификация объектов тарифной политики 140
условию, данный потребитель скорее всего является градообразующим либо иным социально значимым предприятием, т. е. в его жизнеспособности заинтересованы региональные власти, которые и должны поддержать его в условиях роста энерготарифа.
Если потребитель успешно конкурирует на рынке, то по предложенному алгоритму согласования тарифов в сфере промежуточного потребления (см. рис. 2) данный потребитель оплачивает электроэнергию по установленным (не льготным) тарифам.
Далее для потребителя, выбранного в качестве стратегического партнера, разрабатывается индивидуальное тарифное меню: установленный тариф Т, минимальный тариф Т . , Т. - тариф в конкретный период времени, который зависит от уровня цен Р . на продукцию потребителя (рис. 3).
Оплата за потребленную электроэнергию производится ежемесячно. В течение месяца ЭСО осуществляет мониторинг за ценами на продукцию стратегического партнера. Изменение цены позволяет определить коэффициент пересчета тарифа как отношение фактической цены к нормативной.
Для согласования тарифа для населения предлагается модель, основным критерием которой является непре-вышение суммарным косвенным эффектом прямого (рис. 4).
Прямой эффект (ПЭ) выражается в росте затрат населения, связанных с оплатой за потребленную электроэнергию, косвенный (КЭ) - в росте цен на продукты питания, промышленные товары, услуги. КЭ необходимо рассматривать потому, что увеличение тарифа для населения влечет рост тарифов и для потребителей промежуточной сферы, «питающихся», как и население, на низком напряжении.
Рис. 3. Алгоритм разработки индивидуального тарифного меню в зависимости от цен на продукцию потребителя
Выбор критерия ПЭ > КЭ обоснован тем, что ПЭ управляем (например энергосбережением), справиться же с проявлением КЭ население не в силах. Реализация такого подхода делает необходимым дальнейшую разработку методов, обеспечивающих достаточный уровень точности количественной оценки КЭ, а также модели, позволяющей найти оптимальное соотношение ПЭ и КЭ.
Классификация объектов тарифной политики и алгоритм согласования энерготарифов в сфере промежуточного потребления позволяют отобрать группу потребителей, нуждающихся в государственной поддержке в виде дотаций при повышении цен на электроэнергию.
Для указанной группы потребителей характерно либо Р. < AVC, либо Р. > Р,
Факторный анализ величин А = ЛУС - Р. и Арк=Р. - Рк позволит установить, какая доля (юАГС и юрк соответственно) в них связана с увеличением энерготарифа. Потребитель может рассчитывать на возмещение возросших затрат в виде государственных дотаций в размере D = ю • С, где С - себестоимость реализованной продукции (именно реализованной, т. е. той части выпущенной продукции, которая пользуется спросом, а не лежит «мертвым грузом» на складах производителя). При этом в группу дотируемых производителей могут быть отнесены только те, у которых провозглашен нормативный подход к формированию себестоимости, т. е. энергосоставляющая затрат обоснована.
Очевидно, региональный бюджет может «не справляться» со своими обязательствами в части выплат дотаций, на которые ориентированы отдельные пункты описанных выше алгоритмов. Для определения очередности
или размера дотационных выплат предлагается ранжировать промежуточных потребителей по степени участия в решении поставленных региональных социальноэкономических задач. Рассмотрим алгоритм на условном примере, где поставлены 4 задачи и функционируют 5 отраслей-потребителей электроэнергии. Каждой задаче присваивается ранг г (чем большую важность задаче определили эксперты, тем меньший номер ей дается), в зависимости от которого задаче присваивается весовой коэффициент ю (Ею = 1) (табл. 1).
Далее ранжируются отрасли (табл. 2). Если на первом месте стоит сумма удельных весов отрасли при решении задачи, на втором - доля отрасли в региональном ВВП, на третьем - количество решаемых отраслью задач, то ранги отраслям присвоены в колонке R1. Если первых два приоритета поменять местами (то есть на первое место вывести долю отрасли в региональном ВВП), то ранги отраслям приведены в колонке R2. Расстановка приоритетов осуществляется экспертными методами.
Рассмотрим ситуацию, когда эксперты расставили приоритеты следующим образом: на первом месте - доля в региональном ВВП, на втором - сумма удельных весов отрасли при решении задач, на третьем - количество решаемых задач, тогда показатель R2 покажет очередность выплат. При этом дотации могут быть распределены в полном размере среди первоочередников, либо частично, но выплачены всем потребителям пропорционально рангу (например в условном примере отрасль 1 ^2 = 1) получит 33,3 % предусмотренных целевых выплат, отрасль 2 ^2 = 3) - 20 %, отрасль 3 ^2 = 2) - 26,8 %, отрасль 4 ^2 = 5) - 6,6 %), отрасль 5 ^2 = 4) - 13,3 %.
Определение требуемого уровня энерготарифа для потребителей низкого
напряжения
Рис. 4. Алгоритм согласования тарифов для населения
Таким образом, в условиях динамично развивающейся экономики России особое внимание уделяется реорганизации энергетической отрасли и ее интеграции в рыночную экономику. Экономически обоснованный уровень тарифов на электроэнергию обеспечивает стабильное функционирование энергетики. Однако в энерготарифе сфокусированы противоречивые интересы всех участников энергетического рынка. В связи с этим возникает необходимость в инструментах формирования тарифной политики, позволяющих найти ценовой компромисс между производителями электроэнергии, ее потребителями и государством.
Классификация объектов тарифной политики, учитывающая специфические особенности производителей электроэнергии и отдельных групп потребителей, обосновывает необходимость дифференцированного подхода к формированию тарифной политики и разработки раздельных алгоритмов согласования интересов в сфере промежуточного и конечного потребления.
Предложенная методика формирования тарифной политики в энергетике региона позволяет согласовать интересы объектов и субъектов тарифной политики, определить критерии выбора стратегических партнеров ЭСО, разработать индивидуальное тарифное меню, соблюсти принципы социальной справедливости.
Участие отраслей в решении региональных задач
Таблица 1
Отрасли Доля в региональном ВВП Ранг задачи r Итого X ю
1 2 З 4
ю II 0, 4 ю її 0, З ю и 0, 2 ю = 0,1
1 0,6 + + - - 0,7
2 0,1 + - + + 0,7
З 0,15 - - + - 0,2
4 0,05 + - + - 0,6
5 0,1 - - - + 0,1
Итого 1 З 1 З 2
Таблица 2
Ранжирование отраслей экономики
Номер Хю Доля Количество решаемых Ранг отрасли
отрасли в ВВП задач R1 R2
1 0,7 0,6 2 1 1
2 0,7 0,1 З 2 З
З 0,2 0,15 1 4 2
4 0,6 0,05 2 З 5
5 0,1 0,1 1 5 4
L. A. Shalginova
TOOLS TO FORM TARIFF POLICY IN ELECTRICAL ENGINEERING ON A REGIONAL LEVEL
Methodological assumptions and applied methods offorming tariff policy in electrical engineering on a regional level are presented. It is argued that it can promote agreement in the interests of energy producers, consumers and the state.