егионалиетика
ECONOMIC ASPECTS OF USE RAB-REGULATION FOR DEVELOPMENT OF A NETWORK COMPLEX OF STAVROPOL TERRITORY
Skorokhodova Irina Georgievna, PhD of Economics, Associate Professor
Grin Anna Alexandrovna, Post-graduate student
Buhalina Anna Anatolievna, Master,
Chair of Economics and Management,
North Caucasus State Technical University, Stavropol
In this paper the authors consider the advantages and disadvantages of the transition from a situation of price regulation of power supply organization to the regulation on the basis of long-term development strategy of the industry, spurring new principles of regulation of tariffs for the electric power. Keywords: electronetwork complex of region; RAB-regulation.
УДК 332.1:338.2
© Скороходова И.Г., 2011 © Гринь А.А., 2011 © Бухалина А.А., 2011
СКОРОХОДОВА Ирина Георгиевна,
кандидат
экономических наук, доцент
ГРИНЬ
Анна Александровна,
аспирантка
БУХАЛИНА Анна Анатольевна,
магистр, кафедра
Экономики управления,
Северо-Кавказский
государственный
технический
университет,
Ставрополь
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИАБ-РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЕТЕВОГО КОМПЛЕКСА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
В статье авторами рассмотрены достоинства и недостатки перехода от ситуационного ценового регулирования энергоснабжающей организации к регулированию на основе долгосрочной стратегии развития отрасли, внедрению новых принципов регулирования тарифов на электроэнергию.
Ключевые слова: электросетевой комплекс региона; RAB-регулирование.
Главной задачей тарифного регулирования является достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей, обеспечивающего, с одной стороны, защиту потребителей от необоснованного повышения цен на электроэнергию (ЭЭ), а с другой - создающего необходимые условия для нормального функционирования электроснабжающих организаций (ЭСО).
В условиях структурного кризиса экономики и бюджетного дефицита 90-х годов, основной задачей государства было смягчение последствий экономического спада для населения и бюджетного сектора. Региональные энергетические комиссии (РЭК) стремились к установлению баланса интересов производителей и потребителей энергетических ресурсов и иных регулируемых услуг. Целью регулирования в это время была минимизация выручки ЭСО и перераспределение тарифной нагрузки с населения и бюджета на устойчивую часть коммерческого сектора. При этом тарифное регулирование сводилось к изменению тарифных ставок (перекрестное субсидирование) и проверке так называемых "экономически обоснованных затрат".
Суть процедуры сводилась к достижению компромисса относительно достаточного для поддержания деятельности компании размера валовой выручки. Методы согласования позиций заключались в следующем: ЭСО завышает ряд трудно проверяемых параметров и манипулирует показателями полезного отпуска, а РЭК сокращает ниже объективно требуемой величины значения "рискованных" статей. Такой подход позволял им вынужденно находить приемлемый для обеих сторон результат. В этом случае прибыль в тарифном регулировании присутствует номинально. Фактически же имеет место планирование в составе тарифа "расходов из прибыли", которые регулируются как затраты, относимые на себестоимость.
При принятии итогового решения о величине тарифов решающим фактором всегда была позиция администрации.
Такой подход неизбежно формирует у ЭСО заинтересованность в увеличении издержек и в большинстве случаев ограниченные средства на инвестиции тратятся без достаточного экономического обо-
снования, что приводит не к снижению издержек, а к дальнейшему росту текущих расходов ЭСО и необходимости еще большего повышения тарифов.
В этот период энергоемкость промышленного производства составляла 0,47 т у.т. /тыс. руб., энерговооруженность не превышала 30 кВт, электроемкость промышленного производства приближалась к 0,2 кВт ч /руб., а темпы роста тарифа, как показано в таблице 1, значительно превосходили темпы роста электропотребления
Таблица 1 - Динамика роста потребления и тарифов на ЭЭ в Ставропольском крае
Показатели Ед. измер. Годы
2005 2006 2007 2008 2009 2010
1 Потребление электрической энергии млн кВтч 8151,7 8442,2 8782,4 8970,8 8687,1 9067,5
2 Темпы роста потребления % - 103,56 104,03 102,15 96,84 104,38
3 Среднеотпускной тариф (без НДС) коп./кВтч 93 108 121 152 178 241
4 Темпы роста тарифа % - 116,13 112,04 125,62 117,11 135,39
Объемы электропотребления на одного жителя края с каждым годом росли и составляли порядка 680 кВт/ч на человека.
Ежегодный рост тарифов на энергоносители сопровождается существенным реагированием промышленного комплекса региона. С одной стороны, это приводит к стимулировании внедрения энергосберегающих мероприятий, а с другой стороны, снижаются темпы роста промышленного производства. За последние годы цена тонны условного топлива возросла почти в 3 раза, что на фоне активного роста тарифа на ЭЭ привело к снижению энергоемкости промышленного производства (ПП) на 14,55%, электроемкость ПП снизилась на 40%, а теплоемкость ПП снизилась почти на 55%.
В настоящее время протяженность сетей, находящихся в ведении филиала МРСК СК "Став-ропольэнерго", составляет 49 333,6 километров. Основная проблема сетевого хозяйства - значительный износ основных фондов, который достигает 67,5%. Существующие инвестпрограммы в размере амортизационного фонда, которые выполняются в филиале МРСК СК "Став-ропольэнерго" в течение последних лет, не позволяют значительно снизить существующий уровень износа. Соответственно, при долгосрочном развитии ситуации уровень износа будет только увеличиваться. Все это говорит о необходимости увеличения инвестиционных вливаний в сетевую инфраструктуру.
Именно эту задачу позволит решить переход на РАБ-регулирование, которое в сентябре 2009 г. Правительство Российской Федерации рекомендовало администрациям регионов, чтобы уже в 2010 г. перевести распределительные электросетевые компании на РАБ-регулирование тарифов, так как РАБ регулирование в боль-
шинстве стран мира считается образцом тарифного регулирования в первую очередь для распределительных электрических сетей.
После подписания Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261 [1] - во всех компаниях, входящих в ОАО "Холдинг МРСК", тарифообразование должно осуществляться только путем установления долгосрочныхтарифов, в том числе с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала.
В структуре тарифа наибольшую долю составляют расходы на покупку ЭЭ с оптового рынка (64%), где вопросы привлечения инвестиций в генерацию решены за счет продажи активов новым собственниками, проведения торгов на рынке на сутки вперед и балансирующем рынке. Однако сетевая составляющая тарифа (32%) не позволяет покрыть необходимые инвестиционные потребности сетевого комплекса региона. В эту часть входят: стоимость услуг территориальной сетевой организации (5%), стоимость потерь в сетях РСК (6%), затраты на содержание сетей РСК (16%) и сетей ФСК (5%).
Основная задача изменения системы регулирования заключается в постановке монополии в такие условия, чтобы она вела себя как конкурентная компания.
Одной из основных задач внедрения метода регулирования на базе доходности инвестированного капитала является сокращение текущих издержек сетевых организаций за счет повышения их операционной эффективности на фоне увеличения финансирования инвестиционных программ.
Главная и принципиальная новизна метода в том, что он гарантирует ЭСО получение прибыли, адекватной стоимости ее активов, и превращает ее в полноценный бизнес. Однако метод не прост в применении и характеризуется набором нюансов, связанных с расчетными процедурами, в силу чего опасно недооценивать сложность задачи корректного внедрения нового тарифного регулирования в сфере электроэнергетики.
Региональная тарифная комиссия будет формировать тариф компаний таким образом, чтобы они имели возможность постепенно возвращать вложенные средства и проценты на привлеченный капитал. При этом заемные средства возвращаются через тарифы в течение тридцати пяти лет. Получается своеобразная ипотека для энергетических компаний. Тарифы устанавливаются на пять лет. Это обеспечивает стабильность и предсказуемость "правил игры" для инвесторов, снижает их риски, а значит, и стоимость капитала для распределительных сетевых компаний. Такой подход позволяет также увязать надежности и каче-
О
гч
*чО
□
*
©
0
1^1
■ Ом
■
15
егионалиетика
ства обслуживания потребителей с уровнем тарифа.
Система РАВ-регулирования позволяет воплотить в жизнь интересы инвесторов по развитию инфраструктуры строящихся предприятий и в то же время существенно не превысить допустимую нагрузку на рядового потребителя.
Ежегодно, в соответствии с принципами РАВ-регулирования и нормативной базой РФ в области тарифного регулирования, тарифы будут корректироваться на фактический объем оказанных услуг по передаче ЭЭ, фактический уровень инфляции, фактический уровень затрат на компенсацию потерь ЭЭ и платуединой национальной электрической сети. Предлагаемый подход имеет и социальный эффект, так как стимулирует ЭСО к снижению затрат, оставляя сэкономленные средства в компании на 5 лет, а по истечении этого срока сокращать тариф на сэкономленную величину.
Анализ основных положений [2] позволяет выделить достоинства и недостатки предлагаемого подхода, представленные в таблицах 2-5.
Таблица 2 - Достоинства и недостатки системы ВДБ-регулирования для сетевой компании
дов, их уровень не пересматривается в течение долгосрочного периода регулирования. Данное положение, несомненно, должно стимулировать ЭСО снижать издержки, становиться более эффективными. По окончании долгосрочного периода регулирования с учетом снижения издержек устанавливается новый базовый уровень операционных расходов, и выгоду уже начинают получать потребители ЭЭ.
Таблица 3 - Достоинства и недостатки системы ВДБ-регулирования для потребителей
Достоинства RAB Недостатки RAB
Возможность развития сетевого комплекса без кратного увеличения тарифов Повышение надежности и обеспечение качества услуг по передаче электроэнергии Сокращение платы за техприсоединение к сетям для новых потребителей Неизбежный существенный рост тарифа Развитие сетевого бизнеса оплачивается потребителями, а не собственниками Снижение конкурентоспособности производимой продукции Снижение платежеспособности населения и конкурентоспособности промышленной продукции
Достоинства RAB
Обеспечение предсказуемости тарифной политики
Наличие достаточного количества средств для обслуживания кредитов и получения прибыли
Повышение экономической эффективности деятельности ЭСО и появление стимулов к снижению издержек Привлечение значительных средств в реновацию активов и увеличение рыночной стоимости компании
Возможность изменения в тарифе соотношения операционной и инвестиционной частей.
Формированиетарифов на основе стоимости активов ЭСО и зависимость тарифа от качества и надежности оказываемых услуг
Повышение качества стратегического планирования деятельности ЭСО, увеличение доходности и стоимости компании.
Отсутствие контроля регулятора за использованием прибыли____________________
Недостатки RAB
Возможность совершения существенных
ошибок при прогнозе инфляции, инвестиционных расходов и полезного отпуска.
Сложность привлечения кредитных ресурсов (отсутствие беззалоговых долгосрочных кредитов, высокие % ставки -17-19%)
Необходимость глубокого понимания экономического смыла метода
Субъективное установление морального и внешнего износа активов.
Сложность подготовки в современных условиях инвестиционных программ и их зависимость от снижения потребления.
Возможность завышения независимыми оценщиками стоимости инвестированного капитала
Отсутствие индекса потребительских цен на 5-тилетний период
Возможность появления неблагоприятные условия для привлечения заемных средств на рынке банковского капитала
С точки зрения потребителя, обеспечивать за свои средства инвестирование в отрасль несправедливо, так как получать услугу у другого поставщика с иной ценовой политикой не представляется возможным. Такой подход обеспечивает рост благосостояния акционеров ЭСО и неизбежно приведет с спаду промышленного производства.
Чтобы не допускать резкого роста тарифов или роста тарифов выше установленных нормативных уровней, регулятор должен будет стимулировать компании привлекать средства под наиболее низкий процент, поскольку разницу между установленной нормой доходности и стоимостью фактически привлеченных средств компания может оставить себе и инвестировать в развитие и повышение надежности.
Министерство экономического развития РФ будет устанавливать процентную ставку (или норму доходности на инвестированный капитал) и гарантировать, что в тарифную выручку будут включены средства на выплату процентов (компенсации за использование капитала) владельцам капитала.
После того, как завершается первый год работы по РАВ, план на следующие годы подлежит корректировке, которая учитывает отличие скорректированного планового значения выручки от факта. Скорректированное плановое значение прироста количества активов, инфляции, заменяются фактическими.
Если ЭСО достигает снижения потерь ЭЭ в сетях, а также экономии операционных расхо-
Таблица 4 - Достоинства и недостатки системы ВДБ-регулирования для инвестора
Достоинства RAB Недостатки RAB
Гарантирован доход на вложенный капитал Устойчивое развитие бизнеса Заниженная ставка нормы доходности на инвестированный капитал (12%) Отсутствие стабильного законодательного режима Наличие набора рисков в долгосрочной перспективе
Тариф в долгосрочной перспективе снижается за счет снижения операционные затраты, так как регулятор задает тренд к их снижению, а спустя пять лет снижает нормативный уровень операционныхзатратна величину сэкономленных расходов. Снижается стоимость привлекаемого капитала (проценты), поскольку при условии долгосрочности тарифов и их ежегодной
индексации на макроэкономические факторы снижаются инвестиционные риски.
Таблица 5 - Достоинства и недостатки системы ВДВ-регулирования для государства
Достоинства RAB Недостатки RAB
Решаются вопросы развития сетевой инфраструктуры региона без государственной поддержки Механизм тарифообразования становится более прозрачным Снижении операционных расходов сетевой компании, условно-постоянных затрат по методу сравнения аналогичных компаний Возможность регулирования надежности и качества поставляемых потребителям услуг Рост тарифа противоречит политике сдерживания тарифа Зависимость результатов работы ЭСО от параметров установленных ФСТ Отсутствие возможности применения метода для коммунальных сетей
После внедрения РАВ-регулирования тарифообразование будет контролироваться государством, и регулирующие органы будут иметь возможность не допускать резкого роста тарифов или роста тарифов вышеустановленных нормативных уровней. Для исключения резкого роста тарифов на первом этапе внедрения новой системы тарифного регулирования планируется ввести дисконт на возврат инвестированного капитала и процентов за пользование им. Это позволит обеспечить рост тарифов не выше роста, имеющегося в существующей системе тарифного регулирования. Средства, недополученные компаниями от использования дисконта, будут компенсированы в последующие 5-7 лет - уже после того, как сетевые предприятия в достаточном объеме снизят операционные издержки. Это позволит удержать тариф на требуемом уровне и одновременно создать условия для привлечения заемного капитала региональными распределительными сетевыми компаниями.
1. РАВ-регулирование тарифов является эффективным способом развития сетевого комплекса региона, только в стабильных условиях развития экономики и при наличии квалифицированного персонала. Оно способствует в перспективе развитию бизнеса и экономики региона.
2. Несмотря на ряд достоинств, РАВ-регу-лирование может иметь значительные негативные последствия для всех участников розничного рынка ЭЭ. Основным недостатком системы является неизбежный рост тарифов для потребителей. Чтобы при нынешних банковских ставках при переходе на РАВ-регулирование сохра-
нить уровень доходности регионального бюджета, надо повысить тариф на передачу электроэнергии по сетям на 30-40 %, то есть ежегодный прирост тарифа должен составляет 20-30 %, что губительно для Северо-Кавказского региона, так как вероятность изменения инвестиционного потенциала регионов невысока.
3. В условиях финансового кризиса снижение потребления электроэнергии и рост стоимости заемных источников финансирования снижают эффективность РАВ-метода регулирования тарифов в привлечении инвестиций. РАВ-регулирование тарифов обеспечивает доходность на капитал на уровне 12% в долгосрочной перспективе, а в условиях финансового кризиса стоимость заемных средств очень высока и составляет 18-19 %. При таких условиях кредитования компании не смогут привлечь заемные источники финансирования, так как метод РАВ-регулирования эффективен при ставках ниже 9%. Кроме того, необходимо учесть низкую информационную открытость компании и дополнительные специфические региональные риски.
4. Слабое экономическое развитие региона не позволяет ожидать заметного эффекта от введения РАВ-регулирования, так как регион характеризуется традиционно слабым уровнем развития экономики, низким уровнем жизни населения и высоким уровнем безработицы, что может вызвать увеличение доли неплатежей со стороны потребителей электроэнергии. Государство должно больше средств направлять на развитие электросетевого комплекса региона.
Примечания:
1. Федеральный закон от 23.11.2009 № 261 - ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/
2. Приказ Федеральной службы по тарифам от 26.06.2008 № 231-э "Об утверждении Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала".
3. Приказ ФСТ РФ от 26.06.2008 N 231-э "Об утверждении Методических указаний по регулированию тарифов организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии, с применением метода доходности инвестированного капитала". [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/
О
гч
*чО
□
*
©
£3
1^1
■ Он
KfTv
■
17
PROBLEMS OF SALES OF PRODUCTION OF AGRICULTURAL PLANT GROWING Shevchenko of Milan Viktorovna, PhD of Economics, Senior Professor,
Rostov State University of Means of Communication, Rostov-on-Don E-mail: [email protected]
Frolov Dmitry Viktorovich, PhD of Economics, Specialist in Chief,
Management Department the Food Markets and Services, Hell-ministratsija, Sochi E-mail: [email protected]
This article addressed the problem of the choice of distribution channels in sales of agricultural crop production. The substantiation of export transshipment capacity gap in the Don basin and finding ways to attempt to solve this problem.