Научная статья на тему 'ИНСТРУМЕНТЫ БОРЬБЫ С УПОТРЕБЛЕНИЕМ ДОПИНГА В СПОРТЕ В ЗАРУБЕЖНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ'

ИНСТРУМЕНТЫ БОРЬБЫ С УПОТРЕБЛЕНИЕМ ДОПИНГА В СПОРТЕ В ЗАРУБЕЖНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
53
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПИНГ В СПОРТЕ / DOPING IN SPORT / БОРЬБА С УПОТРЕБЛЕНИЕМ ДОПИНГА В СПОРТЕ / STRUGGLE AGAINST DOPING IN SPORT / ПРЕСТУПНОСТЬ В СПОРТЕ / CRIME IN SPORT / СПОРТ / SPORTS / СПОРТИВНОЕ ПРАВО / SPORTS LAW / СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО / COM PARATIVE LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Понкин Игорь Владиславович, Редькина Алена Игоревна

Статья посвящена исследованию совокупности мер превенции и борьбы с употреблением допинга в спорте, закрепленных в зарубежном законодательстве. Исследован опыт 5 государств - Аргентины, Испании, Италии, Франции, Швейцарии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tools of struggle against doping in sport in foreign legislation

The article investigates the combination of prevention measures and the fight against doping in sport enshrined in the foreign legislation. The authors studied the experience of five states - Argentina, Spain, Italy, France and Switzerland.

Текст научной работы на тему «ИНСТРУМЕНТЫ БОРЬБЫ С УПОТРЕБЛЕНИЕМ ДОПИНГА В СПОРТЕ В ЗАРУБЕЖНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ»

ИНСТРУМЕНТЫ БОРЬБЫ С УПОТРЕБЛЕНИЕМ ДОПИНГА В СПОРТЕ В ЗАРУБЕЖНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

ПОНКИН Игорь Владиславович,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры спортивного права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), профессор Института государственной службы и управления

Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. E-mail: i@lenta.ru;

РЕДЬКИНА Алена Игоревна,

кандидат юридических наук, преподаватель кафедры спортивного права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). E-mail: juriste.ap@gmail.com

Краткая аннотация: Статья посвящена исследованию совокупности мер превенции и борьбы с употреблением допинга в спорте, закрепленных в зарубежном законодательстве. Исследован опыт 5 государств - Аргентины, Испании, Италии, Франции, Швейцарии.

Abstract: The article investigates the combination of prevention measures and the fight against doping in sport enshrined in the foreign legislation. The authors studied the experience of five states - Argentina, Spain, Italy, France and Switzerland.

Ключевые слова: Допинг в спорте, борьба с употреблением допинга в спорте, преступность в спорте, спорт, спортивное право, сравнительное право.

Keywords: Doping in sport, struggle against doping in sport, crime in sport, sports, sports law, comparative law.

Проблема допинга - одна из центральных в современном спортивном движении[1].

На сессии Совета Европы 0709.11.1963 в Страсбурге было выработано и предложено следующее определение допинга: «Допингом является введение в организм здорового человека или употребление им самим каким бы то ни было путем чуждого организму вещества, физиологической субстанции в избыточных объемах или неестественным путём с единственной целью искусственного и нечестного повышения спортивной производительности этого лица в связи с его участием в спортивном соревновании»[2].

Согласно п. 2 ст. 1 Закон Италии от 14 декабря 2000 г. № 376 «О порядке охраны здоровья в сфере спортивной деятельности и о борьбе с употреблением допинга»[3], понятие допинга интерпретируется как «введение или прием лекарственных средств или биологически или фармакологически активных веществ, а также реализация иных медицинских приемов, не оправданные патологиями здоровья, но способные изменять психофизические или биологиче-

ские состояния организма в целях изменения показателей конкурентоспособности спортсменов».

Несмотря на важность и актуальность вопросов по противодействию допинга, борьбе за чистую игру, существует ряд сложностей, связанных с законодательным применением[4].

Решение задачи разработки мер, направленных на повышение эффективности законодательства Российской Федерации в сфере превенции и борьбы с употреблением допинга в спорте, предполагает обращение к релевантному зарубежному опыту в указанной сфере.

Ниже будут рассмотрены основные инструменты превенции и борьбы с употреблением допинга в спорте за рубежом, на примере 5 государств - Аргентины, Испании, Италии, Франции, Швейцарии.

Были исследованы нижеследующие нормативные правовые акты:

- Франции (Спортивный кодекс Франции [5]);

- Испании (Органический закон Испании от 20 июня 2013 г. № 3/2013 «О защите здоровья спортсменов и борьбе с допингом в

спортивной деятельности»[6], далее - Закон Испании от 20 июня 2013 г. № 3/2013; Уголовный кодекс Испании от 23 ноября 1995 г. (с последующими изменениями)[7]);

- Италии (Закон Италии от 14 декабря 2000 г. № 376 «О порядке охраны здоровья в сфере спортивной деятельности и о борьбе с употреблением допинга»[8], далее - Закон Италии от 14 декабря 2000 г. № 376; Закон Италии от 13 декабря 1989 г. № 401 «О регулировании игр, подпольных ставках и обеспечении справедливости в проведении спортивных меро-приятий»[9], далее - Закон Италии от 13 декабря 1989 г. № 401; Уголовный кодекс Италии[10]);

- Швейцарии (Союзный закон Швейцарии от 17 июня 2011 г. «О содействии спорту и физкультурной деятельности»[11], далее - Закон Швейцарии от 17 июня 2011 г.);

- Аргентины (Федеральный закон Аргентины от 20 мая 1997 г. № 24.819 (в ред. от 8 января 2001 г.) «О поддержке честности и справедливости в спорте, о создании Национальной антидопинговой комиссии и Национального реестра спортивных санкций, об органах управления в этой сфере и об отмене статей 25, 26 и 26-bis Федерального закона № 20.655»[12], далее -Закон Аргентины от 20 мая 1997 г. № 24.819).

Меры превенции незаконного употребления допинга в спорте:

- организация и реализация допингового контроля при проведении спортивных мероприятий (ст. Ь232-5, Ь232-12, Ь232-13, Ь232-16 и др. Законодательной части Спортивного кодекса Франции[13]; ст. 11 и др. Закона Испании от 20 июня 2013 г. № 3/2013; п. ст. 5 и др. Закона Аргентины от 20 мая 1997 г. № 24.819);

- закрепление требования выдачи (первой и последующей), восстановления или продления спортивной лицензии спортсмену (выдается спортивной федерацией), а также допуска спортсмена к участию в спортивном соревновании при условии предоставления им медицинского документа, свидетельствующего о текущем отсутствии данных об употреблении спортсмена допинговых средств (ст. L.231-2, Ь231-2-1, Ь231-3 и Ь231-8, п. 1 ст. Ь232-3 Спортивного кодекса Франции; ст. 15 и др. Закона Испании от 20 июня 2013 г. № 3/2013);

- предоставление в специализирован-

ных медицинских центрах анонимных консультаций лицам, которые принимают допинговые средства или при определенных условиях могут к нему прибегнуть (ст. L.232-1 Спортивного кодекса Франции);

- закрепление требования сообщения спортсменом о своем правовом положении во время каждой медицинской консультации, по результатам которой выдаются рецепты (ст. L.232-2 Спортивного кодекса Франции);

- установление требования предоставления спортсменом, осуществляющим подготовку к участию в спортивном мероприятии, уполномоченному антидопинговому органу сведений, позволяющих определять в течение режима реального времени их местонахождение в течение периодов тренировок (ст. L.232-15 Спортивного кодекса Франции);

- ведение Национального реестра спортивных санкций, налагаемых за нарушение антидопингового законодательства (п. «гё» ст. 5 Закона Аргентины от 20 мая 1997 г. № 24.819).

Установление запретов и ограничений:

- установление запрета оборота запрещенных допинговых средств в спорте (ст. L.232-9 и др. Спортивного кодекса Франции; п/п. «Ь> п. 1 ст. 22 во взаимосвязи с п. 1 ст. 23 Закона Испании от 20 июня 2013 г. № 3/2013; ст. 19, 20 и др. Закона Швейцарии от 17 июня 2011 г.; ст. 1, 2 и др. Закона Италии от 14 декабря 2000 г. № 376);

- установление запрета для спортсменов хранить, без должного подтверждения медицинской необходимости (медицинских показаний), одно или несколько запрещенных допинговых средств (п. 1 ст. L.232-9 Спортивного кодекса Франции; п/п. «Ь» п. 1 ст. 22 Закона Испании от 20 июня 2013 г. № 3/2013; ст. 22 Закона Швейцарии от 17 июня 2011 г.);

- установление запрета для спортсменов употреблять (или совершать попытку употребления) одно или несколько запрещенных допинговых веществ и средств, за исключением наличия у него полученного в установленном порядке разрешения на терапевтическое использование или подтверждения медицинской необходимости (медицинских показаний) (п. 2 ст. L.232-9 Спортивного кодекса Франции; п. 1 ст. 23 во взаимосвязи с п. 1 ст. 22 Закона Испании от 20 июня 2013 г. № 3/2013);

- установление запрета назначать, предписывать, продавать или предлагать спортсменам, принимающим участие в спортивных мероприятиях или осуществляющим подготовку к таковым, одного или нескольких запрещенных допинговых средств, а также способствовать их использованию или побуждать к их употреблению, а равно совершать попытки таких деяний (п. 1 и 5 ст. L.232-10 Спортивного кодекса Франции; ст. 22 Закона Швейцарии от 17 июня 2011 г.);

- установление запрета производить, изготавливать, импортировать, экспортировать, транспортировать, хранить или приобретать в целях употребления спортсменом, без надлежащего подтверждения медицинской необходимости, одного или нескольких запрещенных допинговых средств, а равно совершать попытки таких деяний (п. 2 и 5 ст. L.232-10 Спортивного кодекса Франции; ст. 22 Закона Швейцарии от 17 июня 2011 г.);

- установление запрета для спортсменов сопротивляться или отказываться от прохождения антидопингового контроля без уважительной причины, уклоняться каким бы то ни было способом от прохождения антидопингового контроля или игнорировать его, препятствовать каким бы то ни было способом осуществлению такого контроля или неоправданно его задерживать, совершать иные действия или бездействия, направленные на избежание, предотвращение, срыв или непроведение антидопингового контроля в установленном порядке, а равно совершение попытки такого деяния (п. 3 и 5 ст. L.232-10 Спортивного кодекса Франции; п/п. «о> п. 1 ст. 22 во взаимосвязи с п. 1 ст. 23 Закона Испании от 20 июня 2013 г. № 3/2013);

- установление запрета фальсифицировать, изменять, уничтожать или ухудшать какие-либо доказательства, относящиеся к антидопинговому контролю, образцам или анализам, манипулировать каким бы то ни было любым элементом процедуры антидопингового контроля, а равно совершение попытки такого деяния (п. 4 и 5 ст. L.232-10 Спортивного кодекса Франции; п/п.

п. 1 ст. 22 во взаимосвязи с п. 1 ст. 23 Закона Испании от 20 июня 2013 г. № 3/2013);

- установление запрета подстрекательства к потреблению в организациях, организующих и проводящих спортивные мероприя-

тия, продукты, содержащие запрещенный для быть способной к допинговые вещества (п/п. «п» п. 1 ст. 22 во взаимосвязи с п. 1 ст. 23 Закона Испании от 20 июня 2013 г. № 3/2013).

Меры ответственности за употребление допинговых средств в спорте, за незаконные производство, оборот, предложение или навязывание спортсмену таковых средств, за сокрытие информации о таких фактах:

меры дисциплинарной ответственности, меры административной ответственности (в зависимости от государства, от состава правонарушения и от того, какой именно субъект управомочен выносить санкции, те или иные позиции могут быть или дисциплинарными, или административными правонарушениями):

- применение санкций в отношении спортсмена за нарушения антидопингового законодательства:

• вынесение предупреждения за совершение требований антидопингового законодательства (п/п. «а» п. I ст. L.232-23 Спортивного кодекса Франции);

• вынесение временного или окончательного запрета на участие в соревнованиях и спортивных мероприятиях спортсмена, признанного виновным в нарушении антидопингового законодательства, а равно за отказ спортсмена проходить антидопинговый контроль (п/п. «Ь» п. I ст. L.232-23 Спортивного кодекса Франции. Государственный совет Франции выступает в качестве инстанции, рассматривающей апелляции на решения Французского агентства по борьбе с допингом (ст. R311-1 Кодекса административной юстиции Франции));

• вынесение запрета на участие в спортивной деятельности в спортивной федерации на срок от трех месяцев до двух лет в случае выявления правонарушения впервые (п. ст. 8 Закона Аргентины от 20 мая 1997 г. № 24.819);

• вынесение запрета на участие в спортивной деятельности на срок не менее двух лет в случае повторных действий, а также дисквалификация и потеря очков в зависимости от характера спортивного соревнования (п. «Ь» ст. 8 Закона Аргентины от 20 мая 1997 г. № 24.819);

• дисквалификация спортсмена сроком на два года и наказание (п. 1 ст. 23 во взаимосвязи с п. 1 ст. 22 Закона Испании от 20 июня

2013 г. № 3/2013);

• дисквалификация спортсмена на срок от четырех лет до пожизненного срока (п. 1 ст. 23 во взаимосвязи с п. 1 ст. 22 Закона Испании от 20 июня 2013 г. № 3/2013);

• наказание в виде штрафа в размере от

3 001 до 12 000 евро (п. 1 ст. 23 во взаимосвязи с п. 1 ст. 22 Закона Испании от 20 июня 2013 г. № 3/2013), в размере от 1 500 до 3 000 евро (п.

2 ст. 23 во взаимосвязи с п. 2 ст. 22 Закона Испании от 20 июня 2013 г. № 3/2013);

- применение санкций в отношении спортивного врача за нарушения антидопингового законодательства:

• применение дисциплинарных санкций уполномоченными медицинскими инстанциями к врачу, нарушившему требования антидопингового законодательства, если в его деяниях нет признаков состава преступления (ст. L.232-

4 Спортивного кодекса Франции);

• дисквалификация на срок от 1 год до 2 лет, до 4 лет или пожизненно (ст. 26 Закона Испании от 20 июня 2013 г. № 3/2013);

• наказание в виде штрафа в размере (в зависимости от состава правонарушения) от

3 000 до 10 000, от 5 000 до 50 000 евро, от 10 000 до 100 000 евро, от 40 000 до 400 000 евро (ст. 26 Закона Испании от 20 июня 2013 г. № 3/2013);

- применение санкций в отношении спортивной организации, в деятельности которой выявлено и доказано нарушение антидопингового законодательства:

• приостановление деятельности спортивной организации, в деятельности которой выявлено и доказано нарушение антидопингового законодательства (ст. 13 Закона Аргентины от 20 мая 1997 г. № 24.819);

• наказание в виде штрафа в размере (в зависимости от состава правонарушения) от 10 000 до 30 000 евро, от 24 000 до 80 000 евро, от 30 001 до 300 000 евро, от 40 000 до 400 000 евро (ст. 24 Закона Испании от 20 июня 2013 г. № 3/2013);

- применение санкций в отношении спортивного тренера, спортивного судьи или арбитра, технического работника, иного лицензируемого сотрудника сферы спорта, руководителя, должностного лица или иного сотрудника

спортивной организации, или иного лица, тем или иным образом связанного с подготовкой и/или участием спортсмена в спортивном мероприятии, с организацией и проведением спортивных мероприятий, которое каким-либо образом содействует, обеспечивает или подстрекает к применению допинга либо затрудняет проведение антидопингового контроля:

• дисквалификация на срок до 2 лет, до

4 лет или пожизненно (ст. 25 Закона Испании от 20 июня 2013 г. № 3/2013);

• вынесение запрета на участие спортивной деятельности в спортивной федерации на срок два года, в случае повторных действий - пожизненно (ст. 9 Закона Аргентины от 20 мая 1997 г. № 24.819);

• наказание в виде штрафа в размере (в зависимости от состава правонарушения) от

5 000 до 50 000 евро, от 10 000 до 100 000 евро, от 40 000 до 400 000 евро (ст. 25 Закона Испании от 20 июня 2013 г. № 3/2013);

меры уголовной ответственности:

- установление мер уголовной ответственности за воспрепятствование исполнению лицами, уполномоченными на проведение расследований фактов незаконного употребления допинговых средств, своих должностных полномочий:

• наказание в виде шести месяцев лишения свободы и штрафа в размере 7 500 евро (ст. L.232-25 Спортивного кодекса Франции);

- установление мер уголовной ответственности за хранение спортсменом, без надлежащего подтверждения медицинской необходимости, одного или нескольких запрещенных допинговых средств:

• наказание в виде одного года лишения свободы и штрафа в размере 3 750 евро (п. I ст. L.232-26 Спортивного кодекса Франции);

• наказание в виде лишения свободы на срок не более 3 лет или наказание в виде штрафа, в случае наличия отягчающих обстоятельств - лишение свободы сроком не более 5 лет и наказание в виде штрафа (ст. 22 Закона Швейцарии от 17 июня 2011 г.);

- установление мер уголовной ответственности за назначение, предписание, продажу или предложение спортсменам, принимающим участие в спортивных мероприятиях или осуще-

ствляющим подготовку к таковым, одного или нескольких запрещенных допинговых средств, а также за содействие их использованию или побуждение к их употреблению, а равно за производство, изготовление, импорт, экспорт, транспортировку, хранение или приобретение в целях употребления спортсменом, без надлежащего подтверждения медицинской необходимости, одного или нескольких запрещенных допинговых средств:

• наказание в виде пяти лет лишения свободы и штрафа в размере 75 000 евро (п. II ст. L.232-26 Спортивного кодекса Франции), в виде семи лет лишения свободы и штрафа в размере 150 000 евро при условии, что указанные противоправные действия совершены по отношению к несовершеннолетнему или лицом, имеющим властные полномочия в отношении одного или нескольких спортсменов (последний абзац ст. L.232-26 Спортивного кодекса Франции) (уголовную ответственность несут не только физические лица, но и юридические лица -ст. L.232-28 Спортивного кодекса Франции);

• конфискация допинговых средств и иных орудий совершения преступлений, а также предметов, использованных для содействия совершению преступления (п. 1 ст. L.232-27 Спортивного кодекса Франции);

• публичное объявление и обнародование приговора суда (п. 2 ст. L.232-27 Спортивного кодекса Франции), в порядке, предусмотренном ст. 131-35 Уголовного кодекса Франции;

• приостановление на один год и более одного, нескольких или всех подразделений организации, принадлежащей осужденному лицу и вовлеченных в совершение преступления (п. 3 ст. L.232-27 Спортивного кодекса Франции);

• вынесение запрета на осуществление профессиональной или общественной деятельности, во время осуществления или по причине которой правонарушение было совершено (п. 4 ст. L.232-27 Спортивного кодекса Франции);

• вынесение запрета на замещение должностей государственной службы (п. 5 ст. L.232-27 Спортивного кодекса Франции);

• наказание в виде лишения свободы на срок не более 3 лет или наказание в виде штрафа, в случае наличия отягчающих обстоятельств - лишение свободы сроком не более 5

лет и наказание в виде штрафа (ст. 22 Закона Швейцарии от 17 июня 2011 г.);

• наказание в виде лишения свободы на срок от 3 месяцев до 3 лет и штрафа, если деяние не образует признаков состава более серьезного преступления (п. 1 ст. 9 Закона Италии от 14 декабря 2000 г. № 376), или, в зависимости от состава преступления, наказание в виде лишения свободы на срок от 2 лет до 6 лет и штрафа (п. 7 ст. 9 Закона Италии от 14 декабря 2000 г. № 376);

• наказание в виде лишения свободы на срок от одного месяца до трех лет, если виновные действия не образуют признаки составов преступлений, наказываемых более строго (наказываются тренер по физической и/или психологической подготовке, тренер, спортивный директор, руководитель, врач и члены медицинского персонала, имеющие отношение к подготовке и/или участию спортсменов, и/или те, кто каким-либо образом связан с подготовкой и/или участием спортсменов и кто каким-либо образом содействует, обеспечивает или подстрекает к применению допинга); наказание в виде лишения свободы на срок от четырех до пятнадцати лет - если предоставляемые вещества являются наркотическими (ст. 11 Закона Аргентины от 20 мая 1997 г. № 24.819);

- установление мер уголовной ответственности за предписание, без надлежащего терапевтического обоснования, обеспечение передача, назначение и содействие употреблению спортсменами запрещенных допинговых средств, создающих угрозу их жизни или здоровью:

• наказание в виде лишения свободы на срок от 6 месяцев до 2 лет, штрафом в размере от 6 до 18 размеров месячной заработной платы, дисквалификация в праве на замещение публичной должности, на профессию или должность на срок от 2 до 5 лет (п. 1 ст. 362-quinquies Уголовного кодекса Испании, размеры санкций могут быть увеличены в зависимости от обстоятельств, указанных в п. 2 указанной статьи);

• наказание (для спортивных врачей) в виде дисквалификации на определенный срок (п. 4 ст. 9 Закона Италии от 14 декабря 2000 г. № 376);

- установление мер уголовной ответственности за фальсификацию, уничтожение или

ухудшение каких-либо доказательств, относящихся к антидопинговому контролю, образцам или анализам, а равно за совершение попыток таких деяний:

• наказание в виде 5 лет лишения свободы и штрафа в размере 75 000 евро (п. II ст. L.232-26 Спортивного кодекса Франции), в виде семи лет лишения свободы и штрафа в размере 150 000 евро при условии, что указанные противоправные действия совершены по отношению к несовершеннолетнему или лицом, имеющим властные полномочия в отношении одного или нескольких спортсменов (последний абзац ст. L.232-26 Спортивного ко-

Библиография:

декса Франции);

- установление ответственности за «спортивное мошенничество», охватывающего (помимо нарушений в сфере спортивных тотализаторов и др.) в определенных условиях и употребление допинга (ст. 1 Закона Италии от 13 декабря 1989 г. № 401 во взаимосвязи со ст. 640 Уголовного кодекса Италии).

Перед авторами настоящего материала не стояла задача полностью «разобрать» и «раскассировать» референтные блоки норм вы-шеобозначенных нормативных правовых актов по тем или иным предметным группам, в материале приведены лишь некоторые примеры.

1. Алексеев С.В. Спортивное право России: Учебник / Под ред. П.В. Крашенинникова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити-Дана; Закон и право, 2012. 1055 с. С. 881.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Dopage // <http://staps.univ-lille2.fr/fileadmin/user_upload/ressources_peda/Licence/Licence_entrainement/lut-antdop-sidney.pdf>.

3. Legge 14 dicembre 2000, № 376 «Disciplina della tutela sanitaria delle attività sportive e della lotta contro il doping» // Gazzetta Ufficiale. 18.12.2000. № 294. <http://www.camera.it/parlam/leggi/00376l.htm>.

4. Соловьев А.А., Шевченко О.А. Современные тенденции в правовом регулировании допинга в спорте: российский и зарубежный опыт // Наркология. 2014. № 9. С. 3-7.

5. Code du sport (Dernière modification - 1 mai 2016) // <https://www.legifrance.gouv.fr>. Уголовный кодекс Франции (Code pénal (Dernière modification - 22 avril 2016) // <https://www.legifrance.gouv.fr>) не содержит соответствующих статей, все статьи об уголовной ответственности за нарушение антидопингового законодательства закреплены в Спортивном кодексе.

6. Ley Orgánica № 3/2013, de 20 de junio de 2013, de protección de la salud del deportista y lucha contra el dopaje en la actividad deportiva // Boletín Oficial del Estado. 21.06.2013. № 148. <https://www.boe.es/buscar/act.php?id=BOE-A-2013-6732&tn=1&vd=&p=20130621&acc=Elegir>.

7. Ley Orgánica 10/1995, de 23 de noviembre de 1995, del Código Penal // Boletín Oficial del Estado. 24.11.1995. № 281. Esta revisión vigente desde 28 de Octubre de 2015 -<http://noticias.juridicas.com/base_datos/Penal/lo10-1995.html>; <https://www.boe.es/buscar/act.php?id=BOE-A-1995-25444>. Código Penal // <https://boe.es/legislacion/codigos/abrir_pdf.php?fich=038_Codigo_Penal_y_legislacion_complementaria.pdf>.

8. Legge 14 dicembre 2000, № 376 «Disciplina della tutela sanitaria delle attività sportive e della lotta contro il doping» // Gazzetta Ufficiale. 18.12.2000. № 294. <http://www.camera.it/parlam/leggi/00376l.htm>.

9. Legge № 401 del 13 dicembre 1989 «Interventi nel settore del giuoco e delle scommesse clandestini e tutela della correttezza nello svolgimento di manifestazioni sportive» // Gazzetta Ufficiale. 18.12.1989. № 294.

10. Codice penale (aggiornato al 01.04.2015) // <http://www.diritto.it/codici/2>.

11. Loi fédérale du 17 juin 2011 sur l'encouragement du sport et de l'activité physique (Loi sur l'encouragement du sport, LESp) // Recueil officiel. 2012. P. 3953-3966. <http://www.admin.ch/ch/f/as/2012/3953.pdf>; <http://www.admin.ch/ch/f/rs/c415_0.html>. Вступил в силу с 01.10.2012.

12. Ley № 24.819 «Creacion de la Comision nacional antidoping» (Sancionada - 23.04.1997; Promulgada de Hecho. 20.05.1997) // Boletin Oficial. 26.05.1997. <http://www.infoleg.gov.ar/infolegInternet/anexos/40000-44999/43439/texact.htm>. Приложения вводились в действие резолюциями Национальной антидопинговой комиссии. Действующая редакция приложений введена в действие Резолюцией Национальной антидопинговой комиссии № 1/2011 от 07.02.2011 (Resolución de la Comisión Nacional Antidoping № 1/2011 de 07.02.2011 // Boletín Oficial. 15.02.2011. <http://infoleg.mecon.gov.ar/infolegInternet/anexos/175000-179999/179201/norma.htm>; <http://infoleg.mecon.gov.ar/infolegInternet/verNorma.do?id=179201>).

13. Code du sport (Dernière modification - 1 mai 2016) // <https://www.legifrance.gouv.fr>.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.