Научная статья на тему 'Инструментарно-методический аппарат стратегического управления экономикой региона: кластерный подход'

Инструментарно-методический аппарат стратегического управления экономикой региона: кластерный подход Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
236
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аксенова М. А.

The article shows that the strategy of the regional economy development, aiming at assistance to an inflow of investments and to displacement of accents from the old branch economy to the economy functioning on the basis of industrial clusters development and integration is a kind of the solution of the problem of social and economic inequality of regions. Large and average enterprises that are functioning successfully and extending very quickly, being a cluster kernel, influence beneficially on the milieu where they are placed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The instrumentary-methodical device of strategic management of regional economy: the cluster approach

The article shows that the strategy of the regional economy development, aiming at assistance to an inflow of investments and to displacement of accents from the old branch economy to the economy functioning on the basis of industrial clusters development and integration is a kind of the solution of the problem of social and economic inequality of regions. Large and average enterprises that are functioning successfully and extending very quickly, being a cluster kernel, influence beneficially on the milieu where they are placed.

Текст научной работы на тему «Инструментарно-методический аппарат стратегического управления экономикой региона: кластерный подход»

ИНСТРУМЕНТАРНО-МЕТОДИЧЕСКИИ АППАРАТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ РЕГИОНА: КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД

М.А. Аксенова

Aksenova M.A. The instrumentary-methodical device of strategic management of regional economy: the cluster approach. The article shows that the strategy of the regional economy development, aiming at assistance to an inflow of investments and to displacement of accents from the old branch economy to the economy functioning on the basis of industrial clusters development and integration is a kind of the solution of the problem of social and economic inequality of regions. Large and average enterprises that are functioning successfully and extending very quickly, being a cluster kernel, influence beneficially on the milieu where they are placed.

Общепринятыми инструментами стратегического управления экономикой региона являются SWOT-aнaлиз, 8ТБР-анализ, системный анализ и т. д. Использование данных инструментов призвано обеспечить реализацию принципов адаптивного управления сложными региональными социально-экономическими системами, через известные технологии и инструменты стратегического управления.

Содержание отдельных элементов промышленной политики территориальных образований страны показывает, что регионы стремятся создать собственную экономическую базу устойчивого роста. Ее основой, как правило, является становление предпринимательской среды с соответствующей инфраструктурой, а также поддержка перспективных отраслей - мультипликаторов экономического роста, специфических для конкретных регионов.

В условиях ограниченности ресурсов задачей региональной политики является концентрация средств там, где они могут принести наибольшую экономическую отдачу. В своей промышленной политике регионы отдают приоритет отраслям и производствам, работающим непосредственно на потребительский рынок и удовлетворение потребностей человека. Необходимость повышения экономической эффективности региональных хозяйств ставит перед территориями новые задачи, прежде всего связанные с выбором конкурентоспособной модели региональной экономики, позволяющей максимально использовать существующий потенциал. Существует большое количество различных теорий формирования и развития конкурентоспособности, одной из которых

является теория кластерного управления экономикой.

Кластерный подход, разработанный М. Портером [1], первоначально используемый в исследованиях проблем конкурентоспособности, со временем стал применяться при решении все более широкого круга задач, в частности: при анализе конкурентоспособности государства, региона, отрасли; как основа общегосударственной промышленной политики; при разработке программ регионального развития; как основа стимулирования инновационной деятельности; как основа взаимодействия большого и малого бизнеса.

Теоретической основой применения кластерного подхода на региональном уровне является модель «ромба», разработанная М. Портером. Данная модель представляет собой систему детерминант конкурентного преимущества социально-экономической

системы (региона). К ним относятся:

• факторные условия; людские и природные ресурсы, научно-информационный потенциал, капитал, инфраструктура, в том числе факторы качества жизни;

• условия внутреннего спроса: качество спроса, соответствие тенденциям развития спроса на мировом рынке, развитие объема спроса;

• смежные и обслуживающие отрасли (кластеры отраслей): сферы поступления сырья и полуфабрикатов, сферы поступления оборудования, сферы использования сырья, оборудования, технологий;

• стратегия и структура, внутриотраслевая конкуренция: цели, стратегии, способы организации, менеджмент, внутриотраслевая конкуренция.

Кроме того, существуют две дополнительные переменные детерминанты, в значительной степени влияющие на обстановку в регионе. Это случайные события (то есть те, которые невозможно контролировать: резкие изменения цен на ресурсы, крупные технологические достижения и т. п.) и государственная политика.

Применение кластерного метода наиболее актуально именно на региональном уровне вследствие необходимости тесного контакта между участниками кластера, что предполагает некоторое территориальное ограничение. Особый интерес кластерный подход приобретает в контексте усиления хозяйственной самостоятельности регионов, т. к. позволяет определить приоритетные отрасли, имеющие экономический потенциал и способствующие повышению конкурентоспособности, выявить факторы и элементы, воздействующие на степень развития конкурентных преимуществ.

Одним из преимуществ кластерного подхода к развитию экономики является усиление роли экономических факторов и снижение административных. Роль региональных органов власти высока только на первых этапах формирования кластеров: в оценке внешнеэкономического комплекса региона, в выборе наиболее перспективных кластеров и их формировании, и обусловлена учетом интересов регионального развития, не являющихся приоритетными для бизнеса. В дальнейшем роль региональных властей сокращается, и главную роль начинают играть законы рыночной экономики, стимулирующие развитие наиболее выгодных производств, а роль региональных органов власти сводится к поддержке важнейших кластеров.

На уровне региональной социальноэкономической системы этот подход предоставляет большие возможности, как для повышения конкурентоспособности местного бизнеса, так и для повышения эффективности экономической политики региональной власти. В качестве примеров российских кластеров можно привести авиакосмические кластеры в Москве и Самаре, информационно-телекоммуникационный кластер в Москве, пищевые кластеры в Москве, Санкт-Петербурге и Белгородской области, судостроительный кластер в Санкт-Петербурге и т. п.

На основе анализа и синтеза различных положений теории и практики [1-6] можно выделить основными аргументами в пользу использования кластерного метода управления региональной экономикой являются:

1) его высокая согласованность с самим характером конкуренции источниками достижения конкурентных преимуществ;

2) эффективное обеспечение функционирования межотраслевых связей; распространение технологий, навыков и информации;

3) возможность осуществления внутренней специализации и стандартизации; увеличение производительности труда;

4) возможности эффективного обмена идеями между специалистами, а следовательно, формирование конкурентной среды.

Выделим основные преимущества, которые дает для субъектов экономических отношений кластерный подход в стратегическом управлении экономикой региона:

• увеличение налогооблагаемой базы (центры управления малым и средним бизнесом, как правило, находятся на той же территории, что и сам бизнес, в отличие от вертикальных корпораций);

• возможность формирования промышленных объединений, обеспечивающих занятость населения региона, развитие инфраструктуры, увеличение налогового потенциала ит. д.;

• возможность целенаправленной переориентации убыточных предприятий региона;

• возможность регулирования инвестиционных потоков и оценки эффективности их вложений на основе приоритетности развития региональных кластеров;

• возможность предоставления адресных льгот определенным группам предприятий, имеющих важное значение для региональной экономики;

• повышение в регионе предпринимательской активности;

• развитие инновационного потенциала посредством быстрого распространения инноваций на все предприятия кластера и т. д.

Важной отличительной чертой кластера является его инновационная ориентированность. Наиболее успешные кластеры формируются там, где осуществляется или ожидается «прорыв» в области техники и технологии производства с последующим выходом

на новые «рыночные ниши». Со временем эффективно действующие кластеры становятся причиной крупных капиталовложений и пристального внимания региональных властей, т. е. кластер становится чем-то большим, чем простая сумма отдельных его частей. Центром кластера чаще всего бывает несколько мощных компаний, при этом между ними сохраняются конкурентные отношения. Этим кластер отличается от картеля или финансовой группы. Концентрация соперников, их покупателей и поставщиков способствует росту эффективной специализации производства. При этом кластер дает работу и множеству мелких фирм и малых предприятий. Кроме того, кластерная форма организации приводит к созданию особой формы инновации - «совокупного инновационного продукта». Объединение в кластер на основе вертикальной интеграции формирует не спонтанную концентрацию разнообразных научных и технологических изобретений, а определенную систему распространения новых знаний и технологий. При этом важнейшим условием эффективной трансформации изобретений в инновации, а инноваций в конкурентные преимущества является формирование сети устойчивых связей между всеми участниками кластера. Таким образом, сотрудничество становится все более необходимым, но оно же несет с собой известную опасность - возможность утраты самостоятельности (способности к самостоятельной линии поведения на рынке, к самостоятельному освоению новых товаров, новых технологий и пр.).

Вот почему в ряде стран в последние десятилетия приобрели такое значение эффективные «кластерные стратегии», которые строятся на центрах деловой активности, уже доказавших свою силу и конкурентоспособность на мировом рынке. Правительства концентрируют усилия на поддержке существующих кластеров и создании новых сетей компаний, ранее не контактировавших между собой. Государство при этом не только способствует формированию кластеров, но и само становится участником сетей.

В процессе стратегического управления региональным развитием необходимо выделить основные кластеры данного региона. Если выявление кластеров не дает положительного результата, то необходимо опреде-

лить так называемые точки роста региональной экономической системы, в которых возможно создание определенных кластеров. Выявление точек роста или потенциально возможных кластеров необходимо производить в системообразующих отраслях экономики региона. Проведение анализа кластерной структуры региональной экономики предлагается проводить следующим образом:

1. Анализ отраслевой структуры производства и выявление тех отрасли, где наличие кластеров возможно. Прежде всего, следует обратить внимание на отрасли (и предприятия) региона, которые могут быть ядрами формирования кластеров и точками роста экономики.

2. Определение состава кластера. Его лучше начинать с рассмотрения крупной фирмы или концентрации крупных фирм, а затем выявить наличие цепочки связанных с ними по вертикали ниже- и вышестоящих фирм и организаций. Далее следует найти по горизонтали отрасли, проходящие через общие каналы или производящие побочные продукты или услуги. Дополнительные горизонтальные цепочки отраслей устанавливаются на базе использования похожих специализированных факторов производства и технологий или связаны между собой через поставки. Следующий шаг состоит в выделении организаций, обеспечивающих специальные навыки, технологию, информацию, капитал или инфраструктуру, а также любых групповых образований, в которые входят участники кластера. Завершающий шаг - это поиск правительственных и других законодательных структур, оказывающих существенное влияние на членов кластера.

3. Изучение характера, типа, объема и интенсивности кооперационных связей внутри кластерных структур, а также уровень внутренней конкуренции.

4. Классификация выявленных кластеров с использованием теории распознавания образов.

5. Оценка реальной и потенциальной конкурентоспособности кластера.

Кластерный подход является одной из самых усовершенствованных технологий управления отраслью. Если рассматривать кластер в его структуре - это сеть поставщиков, производителей, потребителей, элементов промышленной инфраструктуры, иссле-

довательских институтов, взаимосвязанных в процессе создания добавочной стоимости. Но кластер - это еще и инструмент повышения конкурентоспособности территорий и отраслевых комплексов. Кроме того, необходимо учитывать, что развивать кластер в отрыве от развития региона в целом неэффективно [7-9].

Очевидно, что стратегия развития региональной экономики, направленная на содействие притоку инвестиций и смещению акцентов со старой отраслевой экономики на экономику, функционирующую на основе развития и интеграции промышленных кластеров, является своего рода решением проблемы социально-экономического неравенства регионов. Успешно функционирующие и быстро расширяющиеся крупные и средние предприятия, являющиеся ядром кластера, оказывают благотворное влияние на среду, в которой они размещаются.

1. Портер М. Конкуренция: пер. с англ. М., 2005.

2. Баранчеев В. // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 5. С. 85-90.

3. Горбачев А.И. Стратегия развития промышленности регионов. М., 2000.

4. Осипов А.К. // Проблемы региональной экономики. 2000. № 5/7. С. 58-90.

5. Стратегические направления регионального развития Российской Федерации: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Омск, 1999.

6. Цихан Т.В. // Теория и практика управления. 2003. № 5. С. 32-39.

7. Корняков В.И. // Россия в актуальном времени-пространстве. М.; Волгоград, 2000.

8. Пайденов П.Д. // Менеджмент: теория и практика. 1999. № 2. С. 61-68.

9. Узяков М.П. Трансформация российской экономики и возможности экономического роста. М., 2000.

Поступила в редакцию 4.02.2007 г.

ПРОЕКТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ БАНКА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Д.С. Семилетов

Semiletov D.S. Designed financing of banks as a factor of national economy growth. The article notes that today’s state of Russian banks allows considering them being the institution capable of being the initiator and the executor of designed financing. The first step should be the elaboration of the complex programme which could allow banks to reduce their risks in this kind of crediting and to choose correctly the investment project.

Современное состояние национальной экономики переживает серьезные по глубине и масштабам преобразования.

Происходящие изменения в российской экономике формируют и новые подходы к такой проблеме, как проектное финансирование.

Необходимость активного использования потенциальных возможностей и ресурсов банковской системы для развития экономики страны, переориентация кредитной политики на реальный сектор экономики обусловили развитие инвестиционного кредитования как формы реализации долгосрочной политики коммерческих банков.

Банки активно осуществляют проектное

финансирование (ПФ) сектора экономической инфраструктуры, и, прежде всего, инвестиционных проектов с высокой коммерческой эффективностью.

Во многих промышленных странах сектор экономической инфраструктуры переживает серьезный кризис, что является отражением кризисных процессов в системе государственных финансов. Поэтому актуальным является вопрос активизации поиска путей преодоления кризисных явлений, в том числе за счет прямого привлечения финансовых ресурсов коммерческих банков.

Поиск новых, нестандартных направлений активизации процессов инвестирования требует решения исходной задачи - оценки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.