Научная статья на тему 'Инструментарий стратегического анализа в методологии стратегического аудита хозяйствующего субъекта'

Инструментарий стратегического анализа в методологии стратегического аудита хозяйствующего субъекта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
483
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АУДИТ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / АНАЛИТИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прудникова С.А.

В статье рассматривается необходимость использования стратегического аудита как эффективного средства преобразования и успешного функционирования хозяйствующего субъекта. Предлагается использование методико аналитических инструментов стратегического анализа как основы в формирования методологического аппарата стратегического аудита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TOOLS OF STRATEGIC ANALYSIS METHODOLOGY OF STRATEGIC AUDIT OF A BUSINESS ENTITY

The article discusses the need to use the strategic audit as an effective means of conversion and the successful functioning of the entity. Proposes the use of methodological and analytical tools of strategic analysis as the basis in the formation of the methodological apparatus of strategic audit.

Текст научной работы на тему «Инструментарий стратегического анализа в методологии стратегического аудита хозяйствующего субъекта»

Прудникова С.А.

студентка 2курса магистерской программы «Учет, анализ, аудит» Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации г. Липецк, Россия

ИНСТРУМЕНТАРИЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В МЕТОДОЛОГИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АУДИТА ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА

Аннотация: В статье рассматривается необходимость использования стратегического аудита как эффективного средства преобразования и успешного функционирования хозяйствующего субъекта. Предлагается использование методико-аналитических инструментов стратегического анализа как основы в формирования методологического аппарата стратегического аудита.

Ключевые слова: стратегический аудит, стратегический анализ, анали-тико-диагностический инструментарий.

Prudnikovа S.

student 2nd year student master program «Accounting, analysis and audit» Financial University under the Government of Russian Federation Lipetsk, Russia

THE TOOLS OF STRATEGIC ANALYSIS METHODOLOGY OF STRATEGIC AUDIT OF A BUSINESS ENTITY

Abstract: The article discusses the need to use the strategic audit as an effective means of conversion and the successful functioning of the entity. Proposes the use of methodological and analytical tools of strategic analysis as the basis in the formation of the methodological apparatus of strategic audit.

Keywords: strategic audit, strategic analysis, analytical and diagnostic instruments.

В современных условиях экономической нестабильности, неопределенности и риска для организаций и предприятий требуется новая система аудита, ориентированная как на получение достоверной информации о финансовом состоянии компании, так и на ее перспективное стратегическое развитие. Поэтому появление стратегического ау-

дита можно рассматривать как объективную необходимость эффективного функционирования и адаптации предприятия в динамично изменяющихся условиях внешней среды.

Формирование стратегического аудита на сегодняшний день в России находится в стадии становления. Понятие «стратегический аудит», который отнесен к видам контрольной и экспертно-аналитической деятельности, впервые законодательно введено Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». Еще отсутствует единство в определении места данного инновационного направления в системе аудиторской деятельности: с одной стороны, стратегический аудит выступает, как самостоятельный вид аудита, с другой - является составной частью обязательного аудита, с третьей стороны - услугой, сопутствующей аудиту. Нет систематизации существующих подходов в определении стратегического аудита, недостаточно разработана методологическая база в указанной области, отсутствуют методические наработки в поведении процесса. Это означает, что существует потребность в разработке дополнительного инструментария, который содержит не только качественные, но и количественные оценки для решения вопросов достижения поставленных тактических и стратегических целей новообразованной системы.

Полагаясь на заключение многих экспертов - аналитиков в области аудита и экономического анализа, наиболее перспективным и прогрессивным при аудите стратегической информации видится использование инструментов стратегического анализа. Стратегический анализ - это формализованная система мониторинга, диагностики и оценки основных показателей деятельности, позволяющая на базе этой информации влиять на реализацию корпоративной стратегии, управлять результатами на основе ключевых индикаторов [1]. Аналитико-диагностический арсенал стратегического анализа аккумулирует в себе методики исследования и их комбинации из смежных отраслей знаний, к числу которых относится математическая статистика, экономический анализ, менеджмент, бухгалтерский и управленческий учет, что определяет его комплексный и структурно-логический подход в рамках исследуемой области. Системность стратегического анализа и ситуационно-адаптированные технологии его проведения позволяют разработать основу для формирования методологической базы стратегического аудита.

Профессора Хорин А.Н. и Керимов В.Э. выделяют два важных этапа в проведении стратегического анализа: анализ внутренней и

внешней среды предприятия [8]. Анализ внешних и внутренних факторов в процессе стратегического аудита позволяет выявить эффективность взаимодействия структурных подразделений в ходе реализации намеченных мероприятий, степень оптимальности имеющихся для достижения целей ресурсов, адекватность взаимодействия организации с внешней средой при создании ценностей на протяжении краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного периода, проанализировать и модернизировать организационную структуру, под потребности стратегии.

На этапе стратегического аудита внешней среды руководство определяет наиболее важные для организации стратегические факторы, то есть такие направления развития, которые оказывают или окажут в будущем существенное воздействие на предприятие. Оцениваются возможности и угрозы, поступающие извне, анализируются все аспекты деятельности самого предприятия, выявляются его сильные и слабые стороны, уточняются ключевые компетенции и способности фирмы, позволяющие продолжать и развивать бизнес [1].

Для выявления основных факторов влияния внешней среды и возможных тенденций их изменения аудиторам следует использовать следующие методы стратегического анализа:

- PEST-анализ (метод стратегического анализа, заключающийся в исследовании и оценке факторов внешней деловой окружающей среды организации, в том числе: политических, экономических, социальных и технологических);

- TEMPLES-анализ;

- методика А. Томпсона и Дж. Стрикленда;

- методы оценки распределения рыночных долей между конкурентами и уровня интенсивности конкуренции;

- многокритериальный метод оценки привлекательности рынка И. Ансоффа и др.

Аудиторам необходимо помнить, что наиболее существенными параметрами внешней среды являются показатели макро- и микросреды, таких как конъюнктура рынков, на которых организация выступает в роли продавца, реализуя свою продукцию, и в роли покупателя, закупая необходимые ресурсы, в том числе финансовые, трудовые и материальные.

После исследования требований внешней среды аудитором проводится внутренний анализ, который заключается в анализе финансового состояния компании, исследовании ее маркетингового потенциала, рассмотрении бизнес-процессов компании и анализе кадровой политики предприятия [8]. Такой комплексный подход в рамках страте-

гического аудита к исследованию внутренней среды компании, позволяет рассмотреть и оценить весь ее ресурсный потенциал (людской, основных средств, материальных, финансовых и информационных), функциональные направления деятельности (маркетинговую, производственную, логистическую, финансовую, инвестиционную, инновационную), управленческой системы (жизненного цикла предприятия, управленческого потенциала, реализацию общих функций и методов менеджмента, организационную культуру, стиль руководства, эффективность менеджмента и др.).

Информационной средой проведения внутрифинансового анализа компании для стратегического аудита могут быть данные бухгалтерского, управленческого учета и отчетности, учредительные документы, техническая документация и иные внутренние документы предприятия. Все аналитические процедуры аудиторами должны проводиться в соответствии со стандартом №20 «Аналитические процедуры» и реализовываться не только на отчетных данных, но и на данных, полученных в ходе прогнозных расчетов.

Практика стратегического финансового анализа разработала определенные методы и инструментарий чтения финансовых отчетов: горизонтальный анализ, вертикальный анализ, трендовый анализ, факторный анализ, метод сравнительных коэффициентов. На базе данных горизонтального анализа специалист - аудитор сможет сравнить показатели отчетного периода с плановыми или базисными показателями предыдущих периодов. Результаты вертикального анализа послужат формированию системы итоговых финансовых показателей влияющих на каждую структурную единицу и на итоговый результат в целом. Проведение трендового анализа в рамках аудита может быть направленно на выявление определенного тренда, то есть определенной тенденции и динамики финансовых показателей. На базе трендового анализа можно спрогнозировать перспективное развитие предприятия в целом. Факторный анализ - это методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативного показателя. Чем детальнее исследуется аудиторами зависимость результативного показателя от тех или иных факторов, тем точнее результаты анализа и оценка качества работы предприятий. Без глубокого и всестороннего изучения факторов нельзя сделать обоснованные выводы о результатах деятельности, выявить резервы производства, обосновать планы и управленческие решения.

Методическим обеспечением аудита стратегии внутренней среды компании может стать набор инструментов стратегического анализа, представленный в виде следующих методик:

- SWOT-анализ (комплексная процедура стратегического анализа, состоящей во всесторонней оценке сильных и слабых сторон компании, возможностей и угроз);

- GAP-анализ (метод стратегического анализа, позволяющий генерировать управленческие инициативы по их преодолению и на этой основе обеспечивать максимально возможный уровень достижения стратегических целей организации);

- CVP-анализ (формализованный метод стратегического анализа и прогнозирования, основанный на модели взаимосвязи затрат, объема выручки и прибыли. Позволяет оценить и спрогнозировать на перспективу маржинальный доход, безубыточный объем продаж, запас финансовой прочности.);

- Матричные методы (матрица BCG, матрица GE / McKinsey, матрица Shell / DPM, матрица Hofer / Schendel, матрица ADL / LC, матрица A.T. Kearney; матрица SPACE, модель трех ценностных критериев М. Трейси и Ф. Вирсемы, матрица Ансоффа, матрица Портера);

- Портфельный анализ;

- PIMS-анализ и др.;

По окончании проведения процедуры стратегического аудита специалистами осуществляется стратегическое планирование с учетом перманентного влияния внешних и внутренних факторов для обеспечения долгосрочного экономического успеха предприятия.

Предложенный арсенал методико-аналитического инструментария стратегического анализа лишь фрагментарно транслирует подходы и направления для проведения аудита стратегии предприятия. Используемый инструментарно-диагностический потенциал анализа может быть значительно расширен. Поэтому в условиях реформирования и преобразования аудиторской системы дальнейшее изучение и формирование методологического и методического аппарата стратегического аудита с экстраполяцией существующих наработок базовых систем на сегодняшний день по-прежнему остается наиболее актуальным.

Список литературы

1. Емельянова, И.Н. Развитие методики стратегического аудита путем внедрения аналитического инструментария [Электронный ресурс] / И.Н. Емельянова // Наука и мир Биепсе&Шог^ООО «Перспектива». - Электрон. журн. - Ростов-на-Дону: ООО «Перспектива», 2015. - Режим доступа к журн.: http://w-science.com/2014-2-338.html

2. Макаров, И.Н., Колесников, В.В. Опекаемые государством блага и оценка смешанных проектов. Аудит эффективности и производство опекаемых благ: взгляд с позиции экономической социодинамики [Текст] / И.Н. Макаров, В.В. Колесников // Российское предпринимательство. - 2010. - № 6-2. -С. 51-55.

3. Хорин, А.Н., Керимов, В.Э. Стратегический анализ [Текст] / А.Н. Хо-рин, В.Э. Керимов. - М.: Эксмо, 2006. - 286 с.

4. Широкобоков, В.Г., Литвинов, Д.Н. Стратегический аудит как средство достижения долгосрочных целей экономического субъекта [Электронный ресурс] / В.Г. Широкобоков, Д.Н. Литвинов. - М., 2015. - Режим доступа: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=6369

Сутягин В.Ю.

кандидат экономических наук доцент кафедры «Финансы и банковское дело» Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина г. Тамбов, Россия

ЗАМЕТКИ О БЛАГОСОСТОЯНИИ РОССИЯН

Аннотация: В рамках предлагаемой статьи анализируются динамика и причины последних трех кризисов российской экономики, а также влияние на благосостояние россиян. Автор выделяет четыре волны кризисов с 1991 года: кризис трансформации экономики (1991-1996), суверенный дефолт 1998 (19971999); мировой финансовый кризис (2008-2009), кризис 2014 года (начиная с 2013 г). Наиболее пристальное внимание автор уделяет динамике и причина текущего кризиса, который, несмотря на внешнеполитическую подоплеку, имеет экономический системный характер.

Ключевые слова: экономический кризис, внутренний валовой продукт, среднемесячная заработная плата, благосостояние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.