М. ДАНИЛОВА, аспирант Института экономики РАН
ИНСТРУМЕНТАРИЙ СОВРЕМЕННОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
Международные конкурсные торги (МКТ) являются весьма распространенным инструментом современной международной торговли, практикуемым государственными и негосударственными организациями как промышленно развитых, так и новых индустриальных и развивающихся стран.
Законодательством многих стран в отношении закупок для государственных нужд устанавливаются определенные правила их проведения. Финансовые институты также вводят определенные правила осуществления закупок за счет средств, выдаваемых ими в качестве займов. В частности, наиболее известны и широко применяются в мире процедуры закупок товаров и составление контрактов на выполнение подрядных работ и услуг, установленных Всемирным банком. Крупные корпорации, имеющие дело с десятками и сотнями поставщиков сырья и комплектующих, также часто устанавливают свои внутренние правила осуществления закупок и размещения заказов. Как показывает международная практика проведения конкурсных торгов, использование конкурсных механизмов приводит к экономии около 25% запланированных средств, а также снижает коррупцию.
Широкому распространению торгов в современных условиях способствует то, что увеличение масштабов государственных заказов требует объективности в выборе той или иной фирмы в качестве поставщика или подрядчика. В практике мировой торговли известны случаи, когда выдача правительственных заказов, минуя торги, приводила к серьезным политическим последствиям. Кроме того, развитие научно-технического прогресса, углубление международного разделения труда и обострение конкурентной борьбы заставляют поставщиков помимо традиционных методов сбыта постоянно изыскивать новые инструменты реализации товарной продукции.
Сегодня практически во всех странах государство является на рынке важнейшим закупщиком продукции. В США доля госзакупок составляет около 15% национального бюджета, т.е. 200 млрд. долл. в год. Столь значительные объемы госзакупок делают задачу обеспечения их эффективности первостепенной. В силу особенностей исторического развития США дальше других развитых стран продвинулись в организации системы госзакупок, основанной исключительно на рыночных принципах. В отличие от стран Европы, с довольно сильным государственным сектором в производственной сфере (прежде всего в оборонных отраслях), промышленный потенциал США, включая и производство вооружений, всегда находился в основном в частных руках. Усилия государственных органов по обеспечению общенациональных нужд направлялись на поиск методов закупок, способных наилучшим способом учесть общественные интересы при полном соблюдении законных прав собственников.
В условиях рыночной экономики ценообразование в международной торговле, также как и на внутреннем рынке, осуществляется под воздействием многих условий,
получивших название «ценообразующих факторов». По характеру, уровню и сфере действия они могут быть разделены на следующие группы:
• общеэкономические, т.е. действующие независимо от вида продукции и конкретных условий ее производства и реализации. К ним относятся: экономический цикл, состояние совокупного спроса и предложения, инфляция;
• интраспецифические, т.е. определяемые особенностями данной продукции, условиями ее производства и реализации. К ним относятся: издержки, норма прибыли, налоги и сборы, предложение и спрос на этот товар и услугу с учетом взаимозаменяемости; потребительские свойства качества: качество, надежность, внешний вид, престижность;
• специфические, т.е. действующие только в отношении некоторых видов товаров и услуг: сезонность, эксплуатационные расходы, комплектность, гарантии и условия сервиса;
• специальные, т.е. связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов: государственное регулирование, валютный курс;
• внеэкономические: политические, военные.
Однако на международном рынке процесс ценообразования имеет свои особенности. В основе мировых цен лежат общественно необходимые затраты живого и овеществленного труда в мировом масштабе — интернациональные цены производства. С теоретической точки зрения, они равны издержкам производства плюс средняя прибыль. Непосредственно на мировую цену влияет соотношение спроса и предложения. При высоком спросе мировая цена приближается к издержкам худших в мировом масштабе условий производства. При превышении предложения над спросом цена, наоборот, складывается под влиянием лучших условий производства, а производители с худшими условиями вытесняются с рынка. На практике мировые цены складываются как цены крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли.
При этом мировая цена складывается не только на основе интернациональной цены производства, но также и под влиянием постоянно мебняющихся факторов спроса и предложения. При работе с ценами рынка, в том числе внешнеторговыми, следует учитывать различия в них с учетом позиций отдельных сторон и рыночной ситуации. Во-первых, существуют понятия «цены продавца», т.е. предлагаемые продавцом, а значит, относительно более высокие, и «цены покупателя», т.е. принимаемые и уплачиваемые покупателем, а значит, относительно более низкие. Во-вторых, в зависимости от рыночной конъюнктуры, «рынок продавца», на котором из-за преобладания спроса коммерческие показатели и цены диктует продавец и «рынок покупателя», на котором из-за преобладания предложения господствует покупатель и ситуация в части цен противоположная. Но эта рыночная ситуация все время изменяется, что находит отражение в ценах. А это значит, что она должна быть предметом постоянного наблюдения и изучения. В противном случае в определении цен возможны очень серьезные ошибки.
Действительно, в современной рыночной экономике процесс ценообразования в торговле между внешнеэкономическими субъектами разных стран осуществляется в условиях конкурентной среды, динамичного равновесия между спросом и предложением, а также сравнительной свободы поведения на рынке экспортера и импортера. Однако данные постулаты требуют поправок в зависимости от специфики современных рыночных отношений.
Для современного мирового рынка характерна множественность цен, обусловленная политикой цен компаний, внешнеторговыми операциями государств (поставка в счет помощи и т.д.), торгово-политическими и валютными факторами. При этом информацию о ценах мировых товарных рынков принято подразделять на несколько групп.
1. Справочные цены или цены продавца, публикуемые в специализированных изданиях, бюллетенях, а также в периодической литературе, в газетах, журналах, в каналах компьютерной информации. Круг товаров, попадающих в ценовые справочники, в основном охватывает небиржевые сырьевые товары и полуфабрикаты (нефть и нефтепродукты, черные металлы, удобрения и т.д.). В настоящее время справочная литература по ценам на небиржевые товары получила очень большое распространение.
2. Биржевые цены или цены на товары, торговля которыми производится на товарных биржах. К биржевым товарам относятся в основном сырьё и полуфабрикаты. Цены на биржевые товары оперативно отражают все изменения, происходящие на рынке данного товара. Малейшие изменения в ту или иную сторону конъюнктуры рынка моментально сказываются на биржевых котировках. Это объясняется тем, что сами биржевые котировки являются фактическими ценами сделок именно в данный момент. Биржи функционируют ежедневно, и котировочная комиссия регистрирует и публикует котировочные цены в специальных бюллетенях. В международной внешнеторговой практике специалисты ориентируются на котировки наиболее известных, хорошо зарекомендовавших себя бирж, имеющих персонал исключительно высокой квалификации, таких, как Лондонская биржа металлов (LME - London Metal ЕхсЬа^е) или Чикагская биржа (Chicago Board of Trade), занимающаяся котировками и продажами зерновых.
3. Цены аукционов, полученные в результате торгов. Это реальные цены, отражающие спрос и предложение в данный временной период. Аукционный вид торговли является достаточно специфичным. На аукционных торгах, например, продается и покупается пушнина, животные, предметы искусства.
4. Статистические внешнеторговые цены - публикуемые в различных национальных и международных статистических справочниках. Данные цены, появляющиеся в подобных изданиях, определяются путем деления стоимости экспорта или импорта на объем закупленной или поставленной продукции. Эти цены не показывают конкретную цену конкретного товара. С точки зрения их практического применения они интересны для понимания общей динамики внешней торговли той или иной страны, для статистических расчетов, используются как приблизительный ориентир.
5. Цены фактических сделок и контрактов публикуются очень редко, а поэтому не могут быть важным источником сведений о мировых ценах. Таким образом цены и ценообразующие факторы необходимо учитывать в международной торговли и при организации международных конкурсных торгов.
Международные конкурсные торги являются прогрессивной формой мировой торговли, позволяющей сделать процесс осуществления закупок открытым, эффективным и экономичным. Распространение практики проведения МКТ в мире и расширение мер государственного регулирования общих направлений и процессуальных норм их проведения в различных странах вызвали необходимость унификации тендерной деятельности на международном уровне. Это выразилось в разработках МБРР, ВТО, ООН и ЕБРР ряда принципиальных документов, регламентирующих порядок действия и взаимоотношений участвующих в торгах сторон. Эти документы расширили и модифицировали положения национальных законодательств относительно
распространения областей МКТ, их состава, временных нормативов и критериев определения победителей. Таким образом, сегодня день МКТ регулируется специальными международными соглашениями, рекомендациями международных специализированных национальных организаций, а также международными торговыми правилами и обычаями.
Стоит вспомнить, что в эпоху централизованной государственной экономики в СССР торги достаточно широко использовались внешнеторговыми объединениями бывшей системы Внешторга. Существовали отработанные механизмы участия в торгах за рубежом, широко использовались в этих целях государственные кредиты. В этот период действовала и достаточно эффективная система информации о торгах, проводимых за рубежом, базировавшаяся на таких звеньях, как экономические отделы Торгпредств, коммерческие отделения ТАСС в крупнейших странах мира и т.д. Информация о торгах и условиях их проведения регулярно публиковались в «Бюллетене иностранной коммерческой информации», издаваемом Всесоюзным научно-исследовательским конъюнктурным институтом (ВНИКИ).
С распадом СССР и старой системой хозяйствования конкурсные торги, в силу специфики этой формы международной торговли (необходимости информационного обеспечения продавца, сопряженного с валютными расходами, привлечения им кредитов т.д.), оказались временно вне того необходимого набора форм и методов сбыта, который должен использовать любой российский поставщик, рассчитывающий на достижение мирового уровня конкурентоспособности. Между тем условия конкуренции на мировом рынке вполне отчетливо показывают необходимость широкого использования этой прогрессивной формы сбыта товаров, работ и услуг.
Первые шаги по законодательному регулированию и оптимизации государственных закупок в современной России были сделаны в 1997 г., когда было опубликовано Положение об организации закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденное Указом Президента РФ от 8 апреля 1997г. № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд». Этот документ повлек за собой кардинальные изменения в системе госзакупок, затронул интересы тысяч людей, которым в настоящее время приходится осваивать новые процедуры конкурсного отбора партнеров по хозяйственным связям. Очевидно, что для устойчивого функционирования системы государственных закупок в России необходимо выполнение таких условий, как: наличие качественно разработанной нормативной базы; существование сильных компетентных координирующего и контролирующего органов; функционирование системы подготовки кадров для проведения конкурсных закупок, причем не только заказчиков, но и поставщиков; наличие налаженного информационного обеспечения процесса госзакупок, т.е. наличие потоков информации и методов (средств) их организации и управления ими.
Сегодня одним из инструментов способных обеспечить успешную интеграцию отечественной промышленности в мировой рынок товаров и услуг должна стать национальная Программа «Всероссийская Марка (III тысячелетие). Знак качества XXI века», которая является долгосрочной широкомасштабной кампанией, направленной на продвижение высококачественных товаров, услуг и передовых технологий на российский рынок, решение проблемы выхода этой продукции в мировой рынок.
Целями и задачами программы являются: содействие российским товаропроизводителям в продвижении высококачественных российских товаров, услуг и технологий на российский и зарубежный рынки; содействие в привлечении инвестиций; утверждение Знака качества российских товаров, услуг и технологий - «Всероссийская Марка (III тысячелетие). Знак качества XXI века»; паспортизация лучших предприятий России; организация общероссийской кампании по повышению качества товаров и услуг путем привлечения внимания общества к качественной продукции Российских предприятий.
Программа представляет собой серию выставок-конкурсов, начало которым было положено в 1999 г. В ходе прошедших 17 выставок (конкурсов) в Программе приняло участие более 800 предприятий из 70 регионов России и б стран ближнего зарубежья. Совет Знака качества XXI в. удостоил 8000 видов продукции Знаками качества различного достоинства, рекомендованных Экспертной комиссией специалистов Российского центра испытаний и сертификации РОСТЕСТ-Москва.
По результатам программы 89 предприятий добились повышения эффективности менеджмента на основе требований международных стандартов КО; 104 предприятия добровольно сертифицировали качество продукции и услуг; 34 - провели совершенствование оргструктуры системы качества и 16 предприятий пересмотрели стандарты организаций; 5б предприятий провели работы по отлаживанию технического контроля, ввели входной контроль и ужесточили требования к поставщикам сырья и комплектующих; 29 предприятий организовали лаборатории качества и б из них аттестовали лаборатории качества; 196 предприятий провели маркировку своей продукции в соответствии требованиям стандартов на предоставление полной информации для потребителя; 143 предприятия улучшили товарный вид участвующей в конкурсе продукции, и перешли на современные методы ее упаковки; 52 предприятия внесли прогрессивные изменения в технические описания и рецептуры, производственный и технологический процессы, аттестовали техпроцессы.
Каждая проводимая выставка является не только местом встречи деловых партнеров, но и реальной возможностью для обсуждения проблем качества. Так, в рамках деловой программы выставки проводится круглый стол по проблемам качества, организованный Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, ФГУ «РОСТЕТ-Москва», РИА «Стандарты и качество». Национальная Программа выставок (конкурсов) «Всероссийская Марка (III тысячелетие). Знак качества XXI века» помогает объединить усилия наших промышленников, ученых и представителей государственных структур для решения актуальной задачи - повышения уровня жизни граждан.
Предприятия-участники Программы представляют свою продукцию на соискание Золотого, Серебряного и Бронзового Знака качества XXI в. Участниками Программы могут стать любые российские предприятия и организации с участием иностранного капитала, производящие свою продукцию и оказывающие услуги на территории России. Допускается участие в Программе зарубежных компаний в номинации «Поставщик продукции на российский рынок».
Необходимо отметить, что информация о лауреатах выставок (конкурсов) получает широкое освещение в СМИ, направляется в органы исполнительной и законодательной власти России, торгово-промышленные палаты объектов РФ, территориальные ЦСМ, зарубежные компании и представительства. Более того, лауреаты выставок (конкурсов)
официально могут маркировать свою продукцию соответствующим Знаком качества на безвозмездной основе на период действия Знака (2 года). Обладатели Золотых наград Программы приглашаются к участию в выставке «Национальная Слава», проводимой один раз в два года на соискание высшей награды конкурса - Платинового Знака качества. Лауреаты Платинового Знака имеют право участия в программе паспортизации предприятий с целью получения Паспорта «Предприятие высокого качества». Председателем Совета по паспортизации является руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. Основной критерий отбора -соотношение видов продукции (услуг, технологий), награжденных Знаком качества XXI в., к общему количеству видов продукции, производимых предприятием. Кроме того, предприятия лауреаты выставок (конкурсов) могут выдвинуть кандидатуры своих руководителей на награждение их орденом «Национальная слава».
Необходимо также отметить, что компании-лауреаты Знака качества могут представлять свою продукцию в номинации «Экологически безопасный продукт». К участию в этой номинации могут быть представлены: сельскохозяйственное сырье и продукция, продукты питания, парфюмерно-косметическая продукция, промышленные товары для населения, продукция производственно-технического назначения, предприятия (производства), которые не оказывают неблагоприятное воздействие на окружающую среду. Этот конкурс способствует формированию российского рынка натуральной и экологически безопасной продукции наивысшего качества, содействию внедрения наилучших существующих технологий для производства такой продукции. Победителям присваивается паспорт «экологической безопасности» на продукцию, услуги или технологию.
Таким образом, «Знак качества XXI века» - это свидетельство высокого уровня промышленной культуры. Стимулируя активность предприятий - лауреатов, выставка (конкурс) «Всероссийская марка (III тысячелетие). Знак качества XXI века» помогает им встать на путь постоянного контроля качества продукции, стимулирует наукоемкие и инновационные проекты, способствует развитию перспективных технологий.
В условиях, когда Россия все больше включается в глобальные мировые рынки, на первое место выходит не столько ценовая конкуренция, сколько конкуренция качества и потребительских свойств товаров. Сегодня как никогда важно дать, на наш взгляд, возможность нашему покупателю убедиться в том, что значительная часть российских товаров не уступает по качеству своим зарубежным аналогам и, чтобы конкурентоспособность отечественной продукции получила признание и у зарубежных партнеров. Вопросы качества сегодня - это еще и своеобразный показатель готовности государства быть интегрированным в мировую экономику, к эффективной системе международных конкурсных торгов.
Проблемы создания конкурсной системы госзакупок в России также заслуживают самого пристального внимания, так как Россия стремится войти в состав Всемирной торговой организации (ВТО). Для этого необходимо, чтобы законы, нормы, порядки и методы проведения госзакупок в России соответствовали «Соглашению о государственных закупках» ВТО. В соответствии с ним, приобретение товаров и услуг должно быть полностью открытым (и не может ограничиваться приобретением товаров и услуг лишь из стран-членов), основываться на организации международных торгов, если это целесообразно, и такие торги должны быть подлинно конкурентными.
Важными направлениями развития инструментария современной международной торговли сегодня становятся:
• максимальное раскрытие национальных рынков закупки государственных и муниципальных органов для поставщиков из других стран;
• унификация и стандартизация конкурсных процедур, тендерных документов, регламентирующих МКТ;
• использование новых технологий, в частности, возможностей Интернета и электронной торговли.
Очевидно, что процесс глобализации, в целом, и мирохозяйственных отношений, в частности, оказывает свое воздействие и на МКТ, позволяя максимально использовать преимущества конкурентных механизмов над традиционными способами организации закупок и размещения заказов на мировом рынке товаров, услуг и информации.