Научная статья на тему 'Инструментарий повышения эффективности управления предприятием'

Инструментарий повышения эффективности управления предприятием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
556
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ / ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ / ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ / EFFICIENCY / MANAGEMENT ENTERPRISE / TECHNOLOGIES OF MANAGEMENT / ECONOMIC MECHANISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рой Т. Г.

Рассмотрены проблемы создания прикладного инструментария повышения эффективности экономического управления предприятием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TOOLBOX OF INCREASING TO EFFICIENCY OF COMPANY MANAGEMENT

The problems of creating an application toolkit improve economic management.

Текст научной работы на тему «Инструментарий повышения эффективности управления предприятием»

предложения по развитию компании. По словам Билла Гейтса, разработка такого рода систем является частью стратегии компании Microsoft, позволяющей сделать компанию менее зависимой от отдельной личности [5]. Положительный эффект от внедрения и использования такого блока относится и к образовательному процессу, когда возникающий вопрос, касающийся выполнения специфических функций, можно выставить на общее обсуждение, получив тем самым всестороннюю оценку того или иного способа его решения. Таким образом, в целом ликвидируется вынужденная взаимная изоляция сотрудников друг от друга.

Поскольку построение внутрикорпоративного портала осуществляется на базе стандартных веб-технологий, то его отображение не требует дополнительной разработки программ, т.е. возможно использовать InternetExplorer, Opera, Firefox и другие общеизвестные программы. Благодаря этому сотрудник имеет возможность не выпадать из активной деятельности коллектива (например, из-за болезни либо продолжительной командировки), поскольку у него сохраняется возможность использования портала везде, где есть доступ к Интернету.

При этом следует заметить, что со стороны руководства потребуются дополнительные усилия, поскольку само наличие портала не гарантирует обязательного повышения образовательного уровня сотрудников. Необходимо обеспечение персонального доступа к порталу, интеграция обучающих программ в план выполнения повседневных обязанностей, план по инициации активного использования портала, поддержанный на всех иерархических управленческих ступенях.

Активному использованию портала будет способствовать его гармонизация и внедрение в информационные системы предприятия, а также демонстрация коммуникационных способностей портала по облегчению и совершенствованию выполнения сотрудни-

ками своих функциональных обязанностей.

Обучение и повышение квалификации с использованием портала позволяет с одной стороны, получать сотрудниками дополнительные знания без отрыва от производства, что создает перспективы по дальнейшему карьерному либо финансовому росту, с другой - инвестиции предприятия в образование позволяют воспитать в своем персонале лояльность по отношению к предприятию, а также адаптировать их к специфике выполняемых задач. Кроме того, выполняется социально значимая для российской экономики функция по трудоустройству молодых специалистов.

Таким образом, обоснованная выше целесообразность использования внутрикорпоративного портала отечественными предприятиями наглядно демонстрирует его возможности по: стимулированию ориентации на постоянное совершенствование; развитию лояльности и приверженности фирме; интенсификации инновационных инициатив; выявлению и овеществлению инновационного потенциала сотрудников предприятия, что в конечном итоге позволит повысить качество интеллектуального капитала и конкурентоспособность предприятия на внутреннем и внешних рынках.

Литература:

1. www.trudvsem.ru

2. Гимпельсон В. Производство без труда // Newtimes, 2010. -№ 37.

3. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007.

4. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли / Пер с англ. - 2-е изд., исп. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

5. Билла Гейтса заменил коллективный разум http:// www.xakep.ru/post/32349/default.asp

ИНСТРУМЕНТАРИИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Рой Т.Г., аспирант ГОУ ВПО «РосЗИТЛП»

Рассмотрены проблемы создания прикладного инструментария повышения эффективности экономического управления предприятием. Ключевые слова: эффективность, управление предприятием, технологии управления, хозяйственный механизм.

THE TOOLBOX OF INCREASING TO EFFICIENCY OF COMPANY MANAGEMENT

Roy T., a graduate student GOU VPO «ROSZITLP»

The problems of creating an application toolkit improve economic management.

Keywords: efficiency, management enterprise, technologies of management, economic mechanism.

Современное производство и его основная организационная единица - предприятие - относятся к категории сложных управляемых систем, что должно учитываться при анализе особенностей функционирования предприятия, оценке экономической эффективности производства, выборе методов и технологии управления. Всякая сложная система помимо целостности характеризуется структурой построения, свойствами (параметрами) ее комплексного механизма, связями между элементами внутри системы и связями с внешней средой. Системная структура предприятия, взаимозависимость ее подсистем существенно влияют на общее функционирование предприятия, определяют его хозяйственный механизм, требования, и принципы экономического управления.

В качестве объекта рассмотрения принимается механизм экономического управления предприятием, имеющиеся узкие места в этом механизме, а в качестве основной решаемой задачи - разработка направлений по повышению эффективности экономического управления предприятием за счет создания современного прикладного инструментария (методов и моделей) для управленческого персонала предприятия, позволяющего ускорить все основные процедуры контроля, оценки, прогнозирования экономической эффективности выпуска продукции и принятия необходимых управленческих решений. При этом в качестве наиболее важного требования к прикладному инструментарию принимается возможность применения входящих в него методов и моделей для проведения диагностики причин ненормального экономического функциони-

рования предприятия и установления необходимых корректив для управляемых параметров с целью обеспечения безубыточности и требуемой прибыльности выпуска продукции.

Кроме того, определены способы формирования для управленческого персонала предприятия широкого информационного поля, характеризующего изменения уровней экономической эффективности выпуска продукции при многих возможных сочетаниях основных экономических переменных.

Современное производственное предприятие относится к категории сложных систем, что должно учитываться: при формировании технологии управления им, при определении требований к процессу управления, экономическим показателям функционирования, способам их контроля, оценки, прогнозирования; при разработке методов задания требуемых уровней экономической эффективности и измерений отклонений от них; при определении необходимых корректив, которые следует внести в управляемые параметры для достижения поставленных целей.

Процесс управления функционированием предприятия включает большое множество принимаемых решений и действий по сбору и обработке информации о производственном и экономическом функционировании, подготовке вариантов решений, их сравнению по достигаемым результатам, отбору лучших решений из тех, которые могут быть реализованы при имеющихся у предприятия ресурсах, по обеспечению выполнения принятых решений.

Основными элементами процесса управления являются:

- определение главных целей (текущих и перспективных) функционирования предприятия и планирование мероприятий по их реализации (способов достижения);

- проведения контроля результатов, анализа и оценки соответствия фактического функционирования предприятия поставленным целям;

- определение причин отклонений показателей функционирования предприятия от нормативных или запланированных значений;

- обоснование, контроль и прогнозирование основного показателя экономической эффективности - соотношения результатов и затрат (отношения прибыли к затратам);

- обоснование и принятие управленческих решений по корректировке производственных или коммерческих управляемых параметров для достижения поставленных и планируемых целей, показателей экономической эффективности;

- проведение своевременного (без опозданий) изменения целей или отдельных задач ввиду их существенного несоответствия изменившимся условиям;

- проведение мероприятий по изменению используемых материальных, финансовых и трудовых ресурсов, которые необходимо осуществить для обеспечения нормального (прибыльного или безубыточного) функционирования предприятия;

- обоснование, принятие и реализация решений по необходимому изменению номенклатуры выпускаемой продукции (или услуг),

- принятие решений по выбору поставщиков, рациональных объемов закупок, цены и сроков поставок, необходимых для производства материальных ресурсов (сырья, материалов, комплектующих, топлива, энергоресурсов);

- принятие и реализация решений по эффективному использованию располагаемых активов (производственных и оборотных фондов, финансовых средств);

- обеспечению достижения запланированных объемов выпуска производимой продукции, определению источников и условий

финансирования;

- обоснование и принятие решений по необходимому изменению структуры предприятия, его производственных, обеспечивающих и управляющих систем, определению их взаимных связей и отношений, распределению функций.

- обоснование: объема производства продукции, ее качества, отпускной цены, продвижения на рынке сбыта (рис.1):

Краткий анализ процесса управления, включающего такие важные функции, как целеполагание, планирование, учет, отчетность, контроль, управление производством, снабжением, сбытом, нормирование, диспетчирование, техническое обслуживание, финансовое управление персоналом, управление структурой предприятия, управление внутренней коммуникацией и связями со многими другими внешними организациями, позволяет выделить три основ-ныж вида управления: производственное, организационное и экономическое.

Процесс управления осуществляется и происходит путем передачи необходимой объективной (отражающей действительное состояние и потребности объектов управления) и управляющей информации как снизу вверх, так и сверху вниз через основные структурные элементы хозяйственного механизма предприятия. Поэтому необходимо рассмотреть как состав хозяйственного механизма, так и параметры, определяющие его функционирование. Особое внимание следует уделить отбору тех видов информации, от которых зависит экономическая эффективность выпуска продукции, а также выбору управляемых параметров производства.

Под хозяйственным механизмом предприятия следует понимать структурную совокупность организации его функционирования, методов осуществления экономических отношений в процессе хозяйственной деятельности по производству и реализации выпускаемой материальной или информационной продукции, обеспечению услуг, получению за них выручки, по использованию основных и оборотных фондов и капитальных вложений, повышению экономической эффективности деятельности предприятия.

Таким образом в хозяйственный механизм входят структурные элементы производства и управления, методы осуществления экономичес-

Назначение методов и технология управления

Постановка целей хозяйственной деятельности

Планирование мероприятий по их реализации

Подготовка вариантов и отбор лучших по эффективности решений в отношении: номенклатуры продукции; объема производства; соотношения затрат; ценообразования; обеспечения прибыли; оптимизации качества продукции; источников и объема финансирования производства и сбыта; источников и объема инвестиций для обновления продукции и технологии

Обеспечение обоснованности и оперативности решений по управлению предприятием

Выбор направлений и оценка эффективности переориентации производства на новый вид продукции

Создание технологии, аналитического инструментария для ускорения поиска, сравнительной оценки целесообразных решений для повышения эффективности производства

Рис.1. Основные задачи методов и технологии управления предприятием

ких отношений (определения цены, затрат, объема выпуска продукции, темпов и условий реализации, выручки, прибыли, и ее распределения), персонал и организация его работы, система оценки и управления эффективностью хозяйственной деятельности предприятия.

Литература:

1. Ващенко В.К., Рощина О.Е., Ленская О.Л. Управление качеством продукции (системы управления предприятием и качеством продукции), М.: ГОУ ВПО «РосЗИТЛП», 2002.

2. Майер Э. Контоллинг как система мышления и управления.-М.: Финансы и статистика, 1993.

3. Пахомов А.А., Петрова Т.В., Лальк В.М. Повышение эффективности управления предприятием на основе системы «директ-костинг» и консалтинговых услуг. - МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2004.

4. Лальк В.М., Пахомов А.А., Петрова Т.В., Сомкова М.Ю. Кон-троллинг.-МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2005.

5. Жданов С.А. Механизмы экономического управления предприятием. М.: ЮНИТИ, 2002.

6. Жданов С.А. Методы и рыночная технология экономического управления. - М.: ДиС, 1999.

7. Жданов С.А. Этапы нормального и кризисного функционирования предприятия. - М., УРСС, 2001.

НОРМАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ МЕТОДЫ СНИЖЕНИЯ ПРАВОВЫХ И РЕПУТАЦИОННЫХ РИСКОВ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ТОВАРОВ ДЛИТЕЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

Коновалов В.А., к.э.н., соискатель ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»,

Глебова Г.В., соискатель ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»

В статье рассмотрены основные правовые и репутационные риски послепродажных отношений, предложены меры по их минимизации за счет использования многомерного нормативного регулирования обязательств по послепродажному обслуживанию и апгрейду продукции длительного пользования.

Ключевые слова: гарантийный срок, гарантийный ремонт, срок службы, апгрейд, послепродажное обслуживание, нормативное регулирование, управление качеством

REGULATORY MANAGEMENT METHODS OF REDUCING THE LEGAL AND REPUTATIONAL RISKS PRODUCERS DURABLE GOODS

Konovalov V., Ph.D., applicant, STANDARTINFORM, FSUE,

Glebova G., applicant, STANDARTINFORM, FSUE

The article deals with the basic legal and reputational risks of after-sales relationship, proposed measures to minimize them by using multivariate regulatory obligations related aftermarket and upgrade production of durable

Keywords: warranty period, warranty repairs, service life, upgrade, after-sales service, regulation, quality management

Можно выделить две основные группы рисков послепродажных отношений: правовые и репутационные. Анализ существующего нормативно-правового регулирования обязательств производителя по качеству продаваемой продукции и ее послепродажному обслуживанию позволяет установить правовые риски, заключающиеся в ответственности продавца за поставку некачественных товаров или их поломку определенного законом времени, и репутационные риски, описываемые возможностью потери или снижения потребительского доверия ввиду неуверенности в правильном функционировании приобретаемого товара на протяжении планируемого жизненного цикла; и выявить противоречие между минимизацией правовых рисков (достигаемой путем сокращения гарантийного срока) и минимизацией репутационных рисков (достигаемой путем принятия производителем на себя максимально широких обязательств по послепродажному обслуживанию продукции).

В России базовым нормативно-правовым актом, определяющим условия послепродажных отношений, является Закон «О защите прав потребителей» [1] . Статья 4 данного закона определяет понятие качества продукции, трактуя его как формальное качество (по классификации Райана [2]) в пунктах 1,4,5 и как функциональное качество в пунктах 2,3:

«Статья 4. Качество товара (работы, услуги)

1. Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

2. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

3. Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями.

4. При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.

5. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям».

Существенное внимание в данном Законе уделено защите потребителя от недоброкачественных изделий. Пункт 1 ст. 7 определяет право потребителя на безопасность:

«Статья 7. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги)

1. Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке».

Для достижения данной цели Закон предусматривает наличие сроков годности, службы, гарантийного срока.

Срок годности должен обязательно указываться на товарах, которые по его истечении теряют свои потребительские свойства: «Статья 5. Права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока службы, срока годности товара (работы), а также гарантийного срока на товар (работу)

4. На продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (работы) изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности - период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению».

В случае товаров длительного пользователя в Законе предусмотрена императивная норма, регламентирующая, в каком случае производитель обязан установить срок годности -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.