Научная статья на тему 'Инструментарий оценки социальной эффективности сельскохозяйственных предприятий в контексте корпоративной социальной ответственности'

Инструментарий оценки социальной эффективности сельскохозяйственных предприятий в контексте корпоративной социальной ответственности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY / ОЦЕНКА / ASSESSMENT / АГРАРНЫЙ БИЗНЕС / AGRICULTURAL BUSINESS / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / AGRICULTURE / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чудинов О.О.

Отечественные бизнес-структуры, начавшие вставать на социально ответственную платформу развития, уже понимают для себя потенциальные выгоды цивилизованного бизнеса. Однако такие трансформации происходят преимущественно в сырьевой промышленности и менее всего в сельском хозяйстве. Можно предположить, что агропромышленный комплекс у нас и так имеет множество проблем и работу по изменениям в социальных структурах менеджмента не ведет. Однако это предположение, как показывает практика современного успешного российского агробизнеса, легко опровергнуть. В статье представлена методика оценки эффективности аграрного бизнеса с учетом его социальной и экологической ответственности, а также взаимодействия с государством и местными жителями в рамках концепции корпоративной социальной ответственности. В настоящее время, когда село ассоциируется с упадком и бесперспективностью, способом, который может решить известные проблемы аграриев, может оказаться реализация концепции корпоративной социальной ответственности и ее оценка. Главным преимуществом ее реализации может являться решение множества проблем не только одного выделенного сельхозпроизводителя, но и всех аграриев страны, причем преимущественно не за счет финансовых вливаний, а благодаря инновационным преобразованиям в менеджменте. При благоприятном развитии успешная реализация социально ответственных практик позволит приобрести отечественным агропроизводителям новый, современный опыт управления, который сможет принести не только экономические выгоды хозяйству, но также будет активно способствовать формированию престижа аграрного труда и развитию села в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The domestic business structures, started to rise in the socially responsible development platform have already begun to realize the potential benefits for themselves of civilized business. However, these transformations take place mainly in the raw industry, but not in agriculture. It can be assumed that the agroindustrial complex has so many problems that the work on changes in the social structures management is not provided. However, this assumption can be easily refuted in the context of successful modern Russian agribusiness. The article is about methodology for effectiveness assessing of agricultural business, taking into account its social and ecological responsibility, as well as interaction with the state and local residents in the framework of the concept of corporate social responsibility. At present, when the village is associated with decadence and hopelessness, the way that the wellknown problems of farmers can be solved, may be the implementation of the concept of corporate social responsibility and its evaluation. The main advantage of its implementation can be the solution of many problems not only of one selected agricultural producer, but also of all farmers of the country, and not primarily at the expense of financial injections, but thanks to innovative transformations in management. Under favorable development, the successful implementation of socially responsible practices will enable domestic producers to acquire new, modern management experience that will not only bring economic benefits to the economy, but will also contribute actively to the formation of the prestige of agricultural labor and the development of the village as a whole.

Текст научной работы на тему «Инструментарий оценки социальной эффективности сельскохозяйственных предприятий в контексте корпоративной социальной ответственности»

УДК 338.1

Канд. экон. наук О.О. ЧУДИНОВ (Красноярский ГАУ, shevo29@rambler.ru)

ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В КОНТЕКСТЕ КОРПОРАТИВНОЙ

СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

При реализации практик корпоративной социальной ответственности не всегда становится ясно, как количество реализованных мер и затраченного на них финансирования переходит в качественные показатели. Говоря о проблеме с точки зрения теории стоит отметить, что еще Гегель упоминал о том, что невинное количественное изменение есть хитрость, за которой прослеживается качественное изменение [1]. Но в современных условиях власть, руководство предприятия, сотрудники, потребители услуг, местные сообщества все же хотят четко видеть качественные улучшения.

Цель исследования. В сложившейся ситуации необходимо найти выход, который бы устраивал все стороны: аграрный бизнес, власть, работников сельскохозяйственного предприятия и местных жителей. По нашему мнению, полномочия по развитию села возможно передать аграрному бизнесу. Однако они должны стать способом появления новых возможностей в условиях ограниченности необходимых сельскому хозяйству государственных субсидий. В перспективе средства бюджета могут выделяться в первую очередь хозяйствам, решающим обозначенные инфраструктурные проблемы, изложенные в настоящей статье.

Материалы, методы и объекты исследования. В Красноярском крае уже есть материалы, подтверждающие, что сельскохозяйственные предприятия могут решать обозначенные проблемы, причем весьма успешно и с выгодой для себя. Самый яркий пример - ЗАО «Солгонское». Владельцем хозяйства за 10 лет было вложено около 350 млн. руб. в инфраструктуру. Были построены: начальная школа, храм, дом культуры, торговый комплекс; отремонтированы дороги, возведен мост через реку, проведен водопровод в трех деревнях [2]. Также был произведен капитальный ремонт фельдшерско-акушерского пункта, библиотеки и других объектов [3].

Основные направления оценки состояния должны исходить из строения социальной подсистемы организации, т.е. иметь деление на 3 качественно различных части:

1. Факторы социальной общности (социальный состав и структура персонала; его трудоспособность и работоспособность; уровень образования и квалификации; качество труда; трудовая дисциплина; сплоченность коллектива; материальный достаток в соответствии с трудовым вкладом; возможность повышения уровня образования и квалификации; удовлетворенность трудом и условия производственного быта, и другое).

2. Внепроизводственная социальная инфраструктура (обеспеченность жильем, предоставление бытовых услуг; образовательные, культурно-просветительские и духовные учреждения и другое).

3. Экологическая безопасность производства (чистота почв, воды, продуктов растениеводства и животноводства и другое).

Отсюда для решения поставленной задачи предлагается методика определения уровня социальной ответственности коммерческих организаций. Безусловно, в нашей стране уже существуют подобные показатели, разработанные Российским союзом промышленников и предпринимателей, - это «система индикаторов результативности». Однако весомым аргументом для отказа в их использовании является то, что они носят рекомендательный характер, ссылаются на зарубежные стандарты, которые не всегда применимы в отечественных условиях, не учитывают специфику аграрной сферы, а также отвечают, прежде всего, интересам бизнеса.

Рассмотрим более подробно вышеуказанные факторы.

Факторы социальной общности и гуманизация труда: социальная ответственность предприятия перед своими работниками Состояние производственной среды: факторы трудоспособности работоспособности:

1. Соответствие рабочих мест типовым может быть рассчитано по формуле:

ТМ = мт/м0* 100%, (1)

где ТМ - рабочие места, соответствующие типовым, в %; Мт - количество рабочих

мест, соответствующих требованиям охраны труда в соответствии с ТК РФ; Мо - общее

количество рабочих мест.

Социальным ориентиром должно являться 100% соответствие рабочих мест требованиям охраны труда в соответствии с ТК РФ [4].

2. Условия производственного быта определяются аналогично предыдущему:

ПБ = ПБФ/ПБн * 100%> (2)

где ПБ - количество объектов производственного быта (места в пунктах питания, точки бытового обслуживания и др.); ПБф, ПБн - фактическое и нормативное количество

объектов производственного быта (места в пунктах питания, точки бытового обслуживания и др.) в соответствии с нормами СанПиН и СНиП в РФ.

Социальным ориентиром должно являться 100% соответствие объектов производственного быта нормам СанПиН РФ.

3. Уровень профессиональной заболеваемости и производственного травматизма может быть рассчитан по формуле:

ПЗ = тФу_ * 100%, (3)

г обш

где ПЗ - доля работников получивших профзаболевания, в %; ПЗф - количество работников получивших профзаболевания, чел.; Робщ - общее количество работников, чел.

Также отдельно посчитаем следующее:

ПЗ

*±7тк

обш

где ПТ - доля работников получивших производственные травмы, в %; ПЗф - кол-во работников получивших производственные травмы, чел.; Робщ - общее количество

работников, чел.

При расчетах по формулам (3) и (4) следует понимать, что социальным ориентиром для предприятий, ведущих свою деятельность в соответствии с принципами КСО, должно являться стремление показателя к 0%. Оплата труда:

1. Соотношение среднемесячной заработной платы работников организации и регионе (в соответствии с уровнем по отрасли):

СМЗ = ЗПР°/ЗПср * 100%, (5)

где СМЗ - соответствие среднемесячной зарплате в организации, в %; ЗПро -

среднемесячная заработная плата категории работников в организации, руб.; ЗПср -

среднемесячная заработная плата одного работника по соответствующей отрасли в регионе -месте расположения организация, руб.

Социальным ориентиром должно быть соответствие среднемесячной заработной платы работника компании по региону (в соответствии с показателем в данной отрасли), т.е. 100%, либо выше.

2. Соотношение средней заработной платы руководителя предприятия и низкооплачиваемой категории работников:

пх = Ш ф/р ^ ^ * 100%, (4)

пс = ^ * 100о/О; (?)

= - * 100%, (6)

где РЗП - показатель соответствия разницы в заработной плате, в %; ЗПсрр - средняя

заработная плата руководителя за год, руб.; ЗПрш-п- средняя заработная плата

низкооплачиваемой категории работников за год, руб.

Это обусловлено различным опытом успешного мирового опыта совместной государственной и предпринимательской деятельности в сфере решения социальных вопросов страны (Одним из примеров является принцип «социальной солидарности» в Швеции, где соотношение самой низкой заработной платы к самой высокой преимущественно составляет 1:5 [5].)

Социальный ориентир: разница между низкоквалифицированными и высококвалифицированными сотрудниками предприятия не должна превышать десятикратного размера.

Качество трудовых ресурсов:

1. Количество работников соответствующих профессиональному стандарту, квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, можно вычислить по формуле:

-СПСп^

1 общ

где ПС - соответствие квалификации работников требованиям профстандартов, в %; СПС - количество сотрудников соответствующих требованиям профессиональных стандартов, чел.; Робщ - общее количество работников, чел.

Этот показатель обусловлен тем, что профстандарт стал новой формой определения квалификации работника в соответствии Указом Президента РФ № 597 от 7 мая 2012 г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [6].

Социальным ориентиром должно быть соответствие среднемесячной заработной платы работника компании по региону (в соответствии с показателем в данной отрасли), т.е. 100%, либо выше.

2. Количество сотрудников, имеющих возможность обучения:

ВО = ПОР/ * 100%, (8)

г общ ^^

где ВО - доля сотрудников, имеющих возможности для обучения, в %; ППКр -

количество сотрудников, прошедших обучение, чел.; Робщ - общее количество работников,

чел.

Социальным ориентиром должна быть ориентация на возможность обучения 100% сотрудников. В рамках корпоративной социальной ответственности это не всегда означает большие траты, такие как, например, оплата курсов повышения квалификации. В данном случае, это может быть наличие сайта корпоративного университета, открытого для всех категорий персонала. В таком случае наемный работник имеет доступ к обучающим видеофильмам, электронной библиотеке и имеет возможность пройти он-лайн тестирование с выдачей сертификата по результатам ответов.

3. Персонал участвующий в благотворительных и волонтерских программах:

БВП = БВПР/Т5 * 100%, (9)

общ

где БВП - доля сотрудников, принимавших участие благотворительных или волонтерских программах, в %; БВПр - количество сотрудников, принимавших участие в

благотворительных или волонтерских программах, чел.; Робщ - общее количество

работников, чел.

Поскольку корпоративная социальная ответственность предполагает включение всех категорий наемного персонала системы социально ответственных практик - социальным ориентиром должна быть ориентация на участие всех сотрудников в подобной работе. Факторы желания работать:

1. Трудовая дисциплина:

ТД = кн/р * 100%, (10)

г общ

где ТД - уровень трудовой дисциплины, в %; КН - количество нарушителей (или нарушений) дисциплины; Робщ - общее количество работников, чел.

Социальным ориентиром для предприятий, ведущих свою деятельность в соответствии с принципами КСО, должно быть стремление показателя к 0%.

2. Текучесть персонала:

ТП = ку/р * 100%, (11)

г общ

где ТД - уровень трудовой дисциплины, в %; КУ - количество уволившихся по собственному желанию и из-за нарушения трудовой дисциплины; Робщ - общее количество

работников, чел.

В реальной жизни полностью убрать текучесть кадрового состава невозможно, однако социальным ориентиром для предприятий, ведущих свою деятельность в соответствии с принципами КСО, должно являться стремление показателя к 0%. Это связано также с конкурентоспособностью предприятия - корпорацию не должны покидать лучшие сотрудники, уходя к конкурентам.

3. Творческая инициатива персонала:

РПП = (ЗДВП - ЗПВП) * ОПП, (12)

где РПП - экономический эффект от рационализаторских предложений, в руб.; ЗДВП - затраты на производство или обслуживание до внедрения предложений, в руб.;ЗПВП -

затраты на производство или обслуживание до после предложений, в руб.

ОППУ - объем производства продукции или услуг после внедрения предложений с учетом сохранения качества и за тот же период времени, в натуральных единицах.

Чем выше будет данный показатель, тем более высок уровень эффективной инициативы в компании.

Социальная внепроизводственная инфраструктура: социальная ответственность предприятия

перед своими работниками и местными жителями Состояние объектов социальной инфраструктуры:

1. Обеспеченность жильем:

ОЖ = вж/пвж* 100%, (13)

где ОЖ - обеспеченность жильем персонала предприятия, в %; ВЖ - введенное в эксплуатацию жилье, кв. м; ПВЖ - план по введению в эксплуатацию жилья, кв. м.

Организация должна участвовать в обеспечении ее сотрудников жильем. Ориентироваться следут на жилищную норму в регионе и на 100% обеспечить потребность персонала по этому показателю.

2. Обеспеченность детскими учреждениями считаем по формуле:

ду = До/дн* 100%, (14)

где ДУ - обеспеченность детскими учреждениями детей сотрудников предприятия, в %; До - численность детей работников, которые обеспечены местами в детских

образовательных учреждениях за счет организации, чел.; Дн - общая численность детей

работников, которые нуждаются в детских образовательных учреждениях, чел. Соцориентиром должно являться стремление показателя к 100%.

3. Обеспеченность лечебно-оздоровительными учреждениями:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛОУ = ЛФ/ * 100%, (15)

.ТТн

где ЛОУ - обеспеченность лечебно-оздоровительными учреждениями, в %; Лф -

фактическая вместимость лечебно-оздоровительных учреждений, человеко-мест; Лн -

вместимость по норме, человеко-мест.

Соцориентиром должно являться стремление показателя к 100%. 4. Обеспеченность спортивными сооружениями:

СпорС = СФ/Пн * Ю0% , (16)

где СпорС - обеспеченность спортивными сооружениями, в %; Сф - фактическая вместимость спортивных учреждений, человеко-мест; Сн - вместимость по норме, человеко-мест;

Соцориентиром должно являться стремление показателя к 100%. Показатели для моногородов и сельских поселений:

1. Обеспеченность инфраструктурными связями (почтовая, телефонная, радиосвязь):

ИС= Нф/ * 100%, (17)

Нр

где ИС - уровень развития инфраструктурных связей, в %; Нф - фактическое наличие

доступной почтовой, телефонной и радиосвязи, количество объектов или точек доступа; Нр -реальное наличие доступной почтовой, телефонной и радиосвязи, количество объектов или точек доступа.

Соцориентиром должно являться стремление показателя к 100%.

2. Обеспеченность населения эфирным телевизионным вещанием:

ЭТ= ВФ/ *100%, (18)

Вр

где ЭТ - уровень доступа к эфирному телевизионному вещанию, в %; Вф -

фактическое вещание, кол-во эфирных каналов; Нр - реальное наличие вещания, кол-во эфирных каналов.

При подсчете показателей необходимо исходить из условий выполнения в населенном пункте Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 1700-р [7].

Соцориентиром должно являться стремление показателя к 100%.

3. Обеспеченность коммунальными услугами:

ку=(Г+В+ЦО+ ГВ)/4( (19)

где КУ - доля обеспеченности коммунальными услугами, в %; Г - удельный вес (далее у. в.) площади (далее пл.) жилья, оборудованного газом, в %; В - у.в. пл. жилья, оборудованного водоснабжением, в %; ЦО - у.в. пл. жилья, оборудованного центральным отоплением, в %; ГВ - у.в. пл. жилья, оборудованного горячим водоснабжением, в %.

Социальным ориентиром должно являться стремление показателя к 100%, т.е. обеспечению всеми благами современной цивилизации.

4. Обеспеченность культурными, просветительными, культовыми учреждениями:

КПКУ = КФ/Кн * 100%, (20)

где КПКУ - доля обеспеченности культурными, просветительными, культовыми учреждениями, в %; Кф, Кн - фактическое и нормативное количество

культурно-просветительных учреждений (досуговых центров, библиотек, культовых учреждений).

Экологическая безопасность производства: социальная ответственность предприятия перед работниками, местными жителями и остальными стейкхолдерами

1. Чистота воздуха (по нормам, установленным законодательством).

2. Чистота почв (по нормам, установленным законодательством).

3. Чистота водоемов (по нормам, установленным законодательством).

4. Качество продукции (в соответствии с ГОСТ).

Результаты исследования. Важно учитывать приведенные показатели любой корпорации. Эта методика в перспективе может стать механизмом координации стратегии социальной ответственности организации и реализации на ее базе корпоративной социальной ответственности через формирование связей социального партнерства по цепочке «сотрудник - организация - населенный пункт - регион - государство».

Учет представленных показателей, также может позволить сельскохозяйственным предприятиям не только выявлять наиболее проблемные области, которые негативно влияют на приток квалифицированных кадров и настроение работников, но и вырабатывать стратегии развития бизнеса для повышения конкурентоспособности с учетом наиболее эффективного использования трудовых и финансовых ресурсов.

Выводы. Представленная методика оценки эффективности аграрного бизнеса помогает решить не только проблемы развития и привлекательности села и сельского труда, но и более эффективно расходовать ограниченные бюджетные средства, которые будут уходить в хозяйства, где руководят перспективные аграрные менеджеры, работающие в обозначенных направлениях и благодаря которым развивается как само хозяйство, так и сельские территории.

Литература

1. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч. 2 / Фролов И. Т. Араб-Оглы Э. А., Арефьева Г. С. и др. - М.: Политиздат, 1989. - 639 с., С. 146

2. Тимофеева Л. Ключ от храма // Newslab [Электрон. ресурс] -2014 - 30 июня. - URL: http://newslab.ru/article/596615 (дата обращения: 10.07.2015).

3. Назарова М. 15 лет стабильного успеха// Renome. - 2015. - №01/105 - С.34-37.

4. Трудовой Кодекс Российской Федерации. - М.: Проспект, 2018. - 270 с.

5. Захаров Н.Л., Кузнецов А.Л. Управление социальным развитием организации. - М.: ИНФРА-М, 2006. - С. 67.

6. Указ Президента РФ № 597 от 7 мая 2012 г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

7. Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 1700-р.

Literatura

1. Vvedenie v filosofiyu: Uchebnik dlya vuzov. V 2 ch. CH. 2 / Frolov I. T. АгаЬ-Ogly EH. А., Аrefeva G. S. i dr. - M.: Politizdat, 1989. - 639 s., S. 146

2. Timofeeva L. Klyuch ot khrama // Newslab [EHlektron. resurs] -2014 - 30 iyunya. - URL: http://newslab.ru/article/596615 (data obrashheniya: 10.07.2015).

3. Nazarova M. 15 let stabil'nogo uspekha // Renome. - 2015. - №01/105 - S.34-37.

4. Trudovoj Kodeks Rossijskoj Federatsii. - M.: Prospekt, 2018. - 270 c.

5. Zakharov N.L., Kuznetsov АХ. Upravlenie sotsial'nym razvitiem organizatsii. - M.: ЮТРА-М, 2006. - S. 67.

6. Ukaz Prezidenta RF № 597 ot 7 maya 2012 g. «O meropriyatiyakh po realizatsii gosudarstvennoj sotsial'noj politiki».

7. Rasporyazheniya Pravitel'stva Rossijskoj Federatsii ot 29 noyabrya 2007 goda № 1700-r.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.