Научная статья на тему 'Инструментарий налогового контроля применения преференций по налогу на прибыль организаций'

Инструментарий налогового контроля применения преференций по налогу на прибыль организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
инструментарий налогового контроля / формы и методы налогового контроля / налоговые преференции / налог на прибыль организаций / tax control tools / forms and methods of tax control / tax preferences / corporate income tax

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Валентина Михайловна Авдеева

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты инструментов налогового контроля применения преференций по налогу на прибыль организаций. Представленный налоговый инструментарий рассматривается в рамках предварительного, оперативного и последующего налогового контроля. В результате исследования в статье определены императивы дальнейшего совершенствования налогового инструментария в целях повышения собираемости налога на прибыль организаций в бюджет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tax tools to control corporate income tax preferences

The article discusses the theoretical and practical aspects of tax control tools for the application of preferences for corporate income tax. The presented tax tools are considered within the framework of preliminary, operate and subsequent tax control. As a result of the research, the article identifies imperatives for further improvement of tax instruments to increase the collection of corporate income tax to the budget.

Текст научной работы на тему «Инструментарий налогового контроля применения преференций по налогу на прибыль организаций»

Аудиторские ведомости. 2024. № 3. С. 140—144. ЛибП ¡вита!. 2024;(3):140—144.

НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Научная статья УДК 336.221

https://doi.Org/1 0.2441 2/1 727-8058-2024-3-140-144 NN0^ 201 7-0074-3/24-098

EDN: https://elibrary.ru/KIQWDR MOSURED: 77/27-021-2024-03-298

Инструментарий налогового контроля применения преференций по налогу на прибыль организаций

Валентина Михайловна Авдеева

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

Москва, Россия, valentinavdeeva1998@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты инструментов налогового контроля применения преференций по налогу на прибыль организаций. Представленный налоговый инструментарий рассматривается в рамках предварительного, оперативного и последующего налогового контроля. В результате исследования в статье определены императивы дальнейшего совершенствования налогового инструментария в целях повышения собираемости налога на прибыль организаций в бюджет.

Ключевые слова: инструментарий налогового контроля, формы и методы налогового контроля, налоговые преференции, налог на прибыль организаций

Для цитирования: Авдеева В.М. Инструментарий налогового контроля применения преференций по налогу на прибыль организаций // Аудиторские ведомости. 2024. № 3. С. 140—144. https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-3-140-144. EDN: https://elibrary.ru/KIQWDR.

TAXES AND TAXATION

Original article

Tax tools to control corporate income tax preferences

Valentina M. Avdeeva

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow,

Russia, valentinavdeeva1998@yandex.ru

Abstract. The article discusses the theoretical and practical aspects of tax control tools for the application of preferences for corporate income tax. The presented tax tools are considered within the framework of preliminary, operate and subsequent tax control. As a result of the research, the article identifies imperatives for further improvement of tax instruments to increase the collection of corporate income tax to the budget.

Keywords: tax control tools, forms and methods of tax control, tax preferences, corporate income tax

For citation: Avdeeva V.M. Tax tools to control corporate income tax preferences // Auditorskiye vedomosti = Audit journal. 2024;(3):140—144. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-3-140-144. EDN: https://elibrary.ru/KIQWDR.

Контрольно-надзорная деятельность налоговых органов направлена на предотвращение неправомерного применения преференций, которые имеют целевую установку стимулирования различных видов хозяйственной деятельности. Следует обратить внимание на практику применения и налогового контроля установленных законода-

© Авдеева В.М., 2024

тельством о налогах и сборах преференций по налогу. В этой связи одной из основополагающих составляющих налоговой политики государства является анализ практики применения и востребованности стимулирующих налоговых инструментов.

В настоящее время государство и отдельно взятые хозяйствующие субъекты способствуют созданию системы инновационных и инвестиционных стимулирующих механизмов,

однако действующее законодательство не содержит положений, определяющих работу налоговых органов в отношении применения преференций по налогу на прибыль организаций.

Недостатки законодательства о налогах и сборах, в частности неточности в ст. 82 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ), изменили понимание сущности инструментария налогового контроля и налоговыми, и судебными органами. В результате неправильного понимания содержания налогового инструментария в судебной практике имеют место быть случаи признания законности не только проведения налоговых проверок, чей порядок проведения законодательно не зафиксирован, но и взыскания налогов и сборов по их результатам.

Рассматривая судебную практику правоприменения инструментария налогового контроля, А.Ю. Ильин в свою очередь обращает пристальное внимание на проверку порядка исполнения обязанности по уплате налога [3]. Такая проверка должна рассматриваться в качестве одной из форм налогового контроля, равно как и налоговая проверка [1].

Грамотные сочетания форм налогового кон-

троля не только способствуют с минимальными усилиями налоговых органов и в краткие сроки достичь максимальных результатов в процессе контрольно-надзорной деятельности, но и являются одной из составляющих высокой эффективности контрольно-надзорной деятельности налоговых органов. В этой связи результативные методики и методологии контрольных мероприятий составляют методическую основу налогового контроля.

Подходы к налоговому контролю преференций по налогу на прибыль организаций различны в зависимости от размера предприятия или вида деятельности хозяйствующего субъекта, а также по времени проведения, способу проведения и продолжительности.

В целях настоящей статьи предлагается действующие формы и методы налогового контроля разделить на группы в рамках следующих направлений налогового контроля: предварительный, оперативный и последующий налоговый контроль по налогу на прибыль организаций. Инструментарий налогового контроля применения преференций по налогу на прибыль организаций представлен на рис. 1.

Рис. 1. Инструментарий налогового контроля применения преференций по налогу

на прибыль организаций

Источник: составлено автором.

Предварительный налоговый контроль отражает принцип превентивности налогового контроля применения преференций по налогу на прибыль, который предполагает предотвращение уклонения от налогообложения организаций, использующих налоговые преференции.

А.Н. Козырин под предварительным налоговым контролем понимает информационную работу с субъектами хозяйствования со стороны налоговых органов [8]. Е.С. Недосекова и Ю.Н. Туганов сужают сущность предварительного налогового контроля до налогового мониторинга [9]. При этом автор исследования не согласен с данной позицией, наиболее достоверным является расширенное представление о предварительном налоговом контроле, предложенное М.А. Гармаевой, которая справедливо дополняет вышеперечисленное налоговым планированием и предупреждением нарушений законодательства о налогах и сборах [2].

Достойно внимания определение предварительного налогового контроля Л.В. Спириной, которая понимает под предварительным контролем группу форм и методов налогового контроля, которые в свою очередь реализуются налоговыми органами до момента совершения субъектами налога экономических операций и имеют целевую установку поставить барьер налоговым правонарушениям и преступлениям [7].

В сущности предварительного налогового контроля применения преференций по налогу на прибыль организаций лежит недопущение уклонения от корпоративного налогообложения со стороны субъектов хозяйственной деятельности, которые используют преференции по налогу на прибыль организаций.

В рамках предварительного налогового контроля применения преференций по налогу на прибыль организаций можно выделить мероприятия предупредительного и профилактического характера, которые направлены на предотвращение и недопущение налоговых правонарушений:

• государственная регистрация налогоплательщиков;

• контрольно-аналитическая работа налоговых органов;

• информирование субъектов хозяйственной деятельности, которые применяют налоговые преференции по налогу на прибыль организаций, об основных

положениях налогового законодательства в этой сфере.

За рубежом пользуются особой известностью такие инструменты предварительного контроля, как установление контрольной даты платежа и др. К примеру, в странах Скандинавского полуострова имеет место быть практика выдачи предварительного постановления органа налогового контроля, которая помимо широкой популярности демонстрирует высокую эффективность [6].

С точки зрения автора данного исследования, на настоящий момент существует необходимость уточнения и расширения действующего инструментария предварительного налогового контроля применения преференций по налогу на прибыль организаций. Реформирование предварительного налогового контроля будет способствовать повышению качества работы налоговых органов и положительным институциональным изменениям с точки зрения стабильности всей налоговой системы.

Следующим направлением налогового контроля применения преференций по налогу на прибыль организаций следует считать оперативный налоговый контроль, сущность которого прежде всего заключается в проверке правильности отражения финансово-хозяйственных операций в бухгалтерской и налоговой отчетности в процессе.

Спецификой мероприятий оперативного контроля является то, что они носят обеспечительный характер и проводятся в процессе ежедневной работы налогоплательщиков. Основными мероприятиями в рамках данного вида контроля являются:

• проверка бухгалтерской и налоговой отчетности и первичных документов организации;

• внедрение контрольно-кассовой техники;

• налоговый мониторинг.

Особого внимания заслуживает налоговый мониторинг в качестве формы налогового контроля. С помощью налогового мониторинга появилась возможность существенно снизить затраты предприятия на сопровождение мероприятий контрольно-надзорной деятельности и на подготовку документов для налоговых органов. Кроме того, использование налогового мониторинга дало возможность проводить комплексный анализ рисков и оценить результативность системы внутреннего контроля налогоплательщика. Для госу-

дарства введение налогового мониторинга способствовало сокращению числу налоговых проверок, а также повысило прозрачность и оперативность налогового контроля.

Тем не менее оперативные мероприятия налогового контроля в сфере применения преференций по налогу на прибыль должны содержать методы предиктивной аналитики в целях противодействия ухода от налогообложения, которые позволят устранить неопределенность в связи с применением нулевой налоговой ставки по налогу на прибыль или других преференций.

Немаловажным направлением налогового контроля применения преференций по налогу на прибыль организаций следует считать мероприятия последующего налогового контроля, которые в свою очередь проводятся по окончании налогового периода на основе налоговых деклараций и другой отчетности. Среди основных аспектов последующего налогового контроля выделяются камеральные и выездные налоговые проверки. Стоит отметить, что последующий налоговый контроль как таковой демонстрирует высокую фискальную эффективность и требует подробного рассмотрения.

В течение трех месяцев со дня предоставления предприятием, являющимся налогоплательщиком по налогу на прибыль организаций, декларации без какого-либо специального решения руководителя налогового органа проводится камеральная налоговая проверка, что является отличительной чертой данной формы налогового контроля. В рамках данной проверки помимо налоговой декларации проверяются также другие документы, представленные налогоплательщиком, и документы, имеющиеся у налогового органа.

Согласно налоговому законодательству, в ряде случаев необходимо при применении специальных ставок по налогу на прибыль организаций предоставлять подтверждающие документы. Например, в соответствии с п. 6 ст. 284.5 НК РФ предприятия, осуществляющие социальное обслуживание граждан и применяющие налоговую ставку 0%, по окончании каждого налогового периода, представляют в налоговый орган по месту своего нахождения: выписку из реестра поставщиков социальных услуг; сведения о доле доходов организации от осуществления деятельности по предоставлению социальных услуг гражданам в общей сумме доходов; сведения о численности работников в штате организации.

Согласно п. 12 ст. 88 НК РФ в процессе проведения камеральной проверки налоговой декларации, предоставленной участником регионального инвестиционного проекта (далее — РИП), применившего установленные налоговым законодательством преференции по налогу на прибыль организации, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие соответствие показателей реализации РИП требованиям к региональным инвестиционным проектам и их участникам.

Если в ходе камеральной проверки налоговое нарушение не установлено, то ни акт, ни справка не составляются. Если все же в ходе проверки зафиксировано налоговое правонарушение, то после составления акта он вручается лицу, в отношении которого проводилась проверка, в течение пяти дней.

Другим аспектом последующего налогового контроля применения преференций по налогу на прибыль является выездная налоговая проверка, которая отличается наибольшей результативностью относительно камеральной налоговой проверки.

По мнению В.В. Мосейкина, существуют четыре этапа проведения выездной налоговой проверки по налогу на прибыль организаций: (1) подготовительный, (2) проведение проверки, (3) оформление материалов проверки и (4) реализация материалов проверки [5].

З.А. Казимагомедова в своей работе справедливо расширила понимание выездной налоговой проверки, выделив при этом в качестве самостоятельных этапов выездной налоговой проверки использование налогово-процес-суальных действий налогового контроля и проверку обособленных подразделений [4].

Выездная налоговая проверка, как правило, начинается с предпроверочного анализа, предполагающего выбор налогоплательщиков, в отношении которых будет проводиться будущая проверка. Кроме того, на этом этапе формируется план мероприятий налогового контроля.

Фактически проведение выездной налоговой проверки начинается с вручения решения о проведении проверки, которое вручается руководителю или уполномоченному представителю объекта налоговой проверки.

При проведении выездной налоговой проверки в части применения преференций по корпоративному налогу налоговые органы обращают внимание на основные способы

искажения налоговой базы по данному налогу и обоснованность движения денежных средств первичными документами компании. Отдельного внимания заслуживает проверка правомерности применения налоговых преференций по налогу на прибыль организаций.

На этапе завершения проверки выносится решение руководителя налогового органа относительно привлечения организации, в отношении которой проводилась проверка, к ответственности и оформляется соответствующий акт выездной налоговой проверки.

Подводя итог, можно сделать вывод, что с точки зрения налогового контроля преференций по налогу на прибыль организаций мероприятия предварительного и оперативного налогового контроля имеют нераскрытый потенциал и требуют дальнейшего совершенствования. Последующие мероприятия налогового контроля демонстрируют наибольшую результативность при реализации фискальной функции налогового контроля, тем не менее, к направлениям совершенствования стоит отнести: совершенствование законодательной базы, повышение квалификации служащих и применение информационных технологий в рамках налоговых проверок по налогу на прибыль организаций.

Список источников

1. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 9 февраля 2005 г. № Ф04-151/2005(8265-А45-25) // СПС «Консультант-Плюс».

2. Гармаева М.А., Горева А.В, Конюхова Т.В. Правовое обеспечение финансового контроля в Российской Федерации // Право и экономика. 2006. № 4-6. С. 45-50.

3. Ильин А.Ю. Юридическое содержание видов, форм и методов налогового контроля // Финансовое право. 2014. № 1. С. 28—34.

4. Казимагомедова З.А. Выездная налоговая проверка по налогу на прибыль организаций: планирование и методика проведения // Учет и контроль. 2020. № 10 (60). С. 7—13.

5. Мосейкин В.В. Выездная налоговая проверка по налогу на прибыль организаций: ос-

новные этапы, процедуры и сопутствующие проблемы // Вестник ОмГУ. Сер.: Экономика. 2006. № 3.

6. Паскачев А.Б., Кашин В.А. Швеция: опыт налогового администрирования // Налоговая политика и практика. 2004. № 3. С. 32.

7. Спирина Л.В. Государственный предварительный налоговый контроль: сущность и функции // Вестник ПАГС. 2010. № 3. С 156-161.

8. Налоговый процесс / под ред. А.Н. Ко-зырина. М.: ЦППИ, 2007. 155 с.

9. Финансовое право / под ред. Е.С. Недо-сековой. М: Российская таможенная академия, 2014.366 с.

References

1. Resolution of the Federal Antimonopoly Service of the West Siberian District dated 02/09/2005 No. F04-151/2005(8265-A45-25) // Legal reference system "ConsultantPlus".

2. Garmaeva M.A., Goreva A. V., Konyukhova T. V Legal support of financial control in the Russian Federation // Law and Economics. 2006. No. 46. pp. 45-50.

3. Ilyin A.Yu. Legal content of types, forms and methods of tax control // Financial law. 2014. No. 1. P. 28-34.

4. Kazimagomedova Z.A. On-site tax audit on the profit tax of organizations: planning and methodology // Accounting and control. 2020. No. 10 (60). P. 7-13.

5. Moseykin V.V. On-site tax audit on the income tax of organizations: main stages, procedures and associated problems // Bulletin of Omsk State University. Economics Series. 2006. No. 3.

6. Paskachev A.B., Kashin V.A. Sweden: experience of tax administration // Tax policy and practice. 2004. No. 3. P. 32.

7. Spirina L.V. State preliminary tax control: essence and functions // Bulletin of PAGS. 2010. No. 3. pp. 156-161.

8. Tax process / ed. A.N. Kozyrina. M.: CPPI, 2007. 155 p.

9. Financial law / ed. E.S. Nedosekova. M: Russian Customs Academy, 2014. 366 p.

Информация об авторе

В.М. Авдеева — аспирант Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Information about the author V.M. Avdeeva — Postgraduate Student at the Financial University under the Government of the Russian Federation.

Статья поступила в редакцию 19.06.2024; одобрена после рецензирования 19.07.2024; принята к публикации 19.08.2024.

The article was submitted 19.06.2024; approved after reviewing 19.07.2024; accepted for publication 19.08.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.