Научная статья на тему 'Инструментарий к оценке альтернатив реализации инноваций на промышленном предприятии'

Инструментарий к оценке альтернатив реализации инноваций на промышленном предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / МАРКЕТИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мухин Владимир Иванович, Мушаков Павел Викторович

Необходимость интенсификации инновационной деятельности промышленных предприятий определяет актуальность проблемы оценки и выбора альтернативных инноваций с целью установления последовательности их эффективного использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

At the industrial enterprises pressing necessity of innovative activity intensification determines the actual level of the problem of measuring and choice of alternative innovations to order the period of effective industrial use.

Текст научной работы на тему «Инструментарий к оценке альтернатив реализации инноваций на промышленном предприятии»

ют и меры принудительного характера. К ним относятся жесткий контроль за соблюдением экономических нормативов и введение для существующих банков минимальной величины собственного капитала в 5 млн евро. В данной ситуации банки стремятся достичь минимального порога по уровню капитала, иногда любыми способами. Более подробное изучение вопросов наращивания собственного капитала коммерческого банка требует рассмотрения внешних источников его финансирования, что является темой для отдельного исследования.

Таким образом, с помощью проведенной систематизации существующих концепций экономической сущности изучаемого термина

раскрыто содержание собственного капитала коммерческого банка, что в части теоретического понимания его сути позволит обеспечить необходимую универсальность, научность понятия. С практической точки зрения такая характеристика позволит более обоснованно подходить к методике расчета изучаемого показателя, повысит объективность его оценки и оптимизации его структуры, что подтверждено проведенными расчетами и определяет значимость данного исследования. Кроме того, данное нами определение собственного капитала коммерческого банка позволяет объединить различные точки зрения на собственный капитал банка и отражает его огромную роль в деятельности банка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Положение Банка России от 26.03.2007 г. № 302-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации".

2. Указание ЦБ РФ от 30.04.2008 г № 2005-У "Об оценке экономического положения банков".

3. Банковское дело: Учебник. 2-е изд. / Под ред. О.И. Лаврушина. М.: Финансы и статистика, 2008. 672 с.

4. Банковское дело: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова, Н.Д. Эриашвили. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Единство, 2008. 575 с.

5. Бизнес-планирование в коммерческом банке / Н.Н. Куницына, Л.И. Ушвицкий, А.В. Макеева. М.: Финансы и статистика, 2002. 304 с.

6. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. Изд. 2-е. М.: Книжный мир, 2005. 860 с.

7. Ларионова И.В. Реорганизация коммерческих банков. М.: Финансы и статистика, 2006. 368 с.

8. Оценка бизнеса: Учебник / Под ред. А.Г. Гряз-новой, М.А. Федотовой. М.: Финансы и статистика, 2001. 512 с.

9. www.cbr.ru - сайт Центрального банка Российской Федерации.

УДК 15.519. 876

Мухин В.И., Мушаков П.В.

инструментарий к оценке альтернатив реализации инноваций на промышленном предприятии

Необходимость интенсификации инновационной деятельности российских промышленных предприятий определяет актуальность проблемы оценки и выбора инноваций с целью установления последовательности их эффективного использования.

Проблема инновационного развития предприятий в условиях жестких финансовых ограничений заключается в отсутствии действенного инструментария, основанного на системном подходе и способного учитывать разнокачественные факторы, определяющие целесообразность

инвестирования в инновационную сферу - как в создание нововведений, так и их коммерциализацию. В данном контексте особую актуальность приобретает исследование, направленное на разработку методических основ и инструментов механизма управления инновационным развитием промышленного предприятия. *

Рассматриваемые задачи принятия решений по инновационной деятельности относятся к задачам

* Громов Н.И., Мухин В.И. Управление инновационным предприятием в рыночных условиях. М.: Национальный институт бизнеса, 2004. 198 с.

^Научно-технические ведомости СПбГПУ 5' 2009. Экономические науки

принятия решений в условиях неопределенности, когда необходимая информация является неточной, неполной, неколичественной, а формальные модели исследуемой системы либо слишком сложны, либо отсутствуют. В таких случаях используются знания экспертов, которые выражаются в виде некоторых количественных данных, называемых предпочтениями.

Наиболее подходящий метод для моделирования и оценки инновационной деятельности - метод анализа иерархий (МАИ), так как он позволяет сформировать когнитивную карту иерархического образа инноваций и осуществить стратегическое планирование их реализации. Когнитивный подход к МАИ заключается в том, что создается "образ" исследуемой проблемы (ситуации), в котором отражаются непосредственные взаимовлияния между существенными факторами внешней и внутренней среды, воздействующими на принятие решений по инновационной деятельности.

Новизна подхода к оценке альтернатив реализации инноваций, основанного на МАИ, в отличие от существующих методов (например, конджойнт-анализа) состоит в том, что он позволяет:

оценить влияние факторов на реализацию инноваций при отборе идеи;

оценить влияние показателей, которые характеризуют факторы;

провести ранжирование влияния показателей факторов на выбор альтернатив;

определить вектор приоритетов альтернатив относительно факторов и фокуса (цели);

провести количественную оценку последствий принимаемых решений по реализации альтернатив внедрения инноваций.

Предлагаемый инструментарий оценки альтернатив реализации инноваций на про -мышленном предприятии реализован на ЗАОр НП "Подольсккабель". Проведенный анализ инноваций на соответствие их стратегической линии и политике качества предприятия, факторов, влияющих на реализацию инноваций, а также выделение альтернатив их реализации, позволили создать когнитивную карту в виде иерархического "образа" оценки альтернатив реализации инноваций кабельной продукции ЗАОр НП "Подольсккабель" (см. рисунок).

Оценка альтернатив реализации инноваций кабельной продукции осуществляется в три этапа: на первом рассчитываются вектора приоритетов альтернатив реализации инноваций кабельной продукции ЗАОр НП "Подольсккабель";

на втором определяются интегральные оценки обобщенных альтернатив относительно факторов и фокуса иерархии; на третьем осуществляется анализ результатов оценки альтернатив реализации инноваций предприятием ЗАОр НП "Подольсккабель".

Количественная оценка альтернатив реализаций инноваций кабельной продукции позволяет оценить последствия принимаемых решений. Количественная оценка альтернатив по множеству критериев с использованием шкалы разностей представлена в табл. 1. Расчет векторов приоритетов альтернатив относительно фокуса иерархии представлен в табл. 2.

Анализ данных табл. 2 показывает, что приоритеты реализации новых товаров предприятием ЗАОр НП "Подольсккабель" расположены в следующей последовательности: А1, А2, А3, А5,А4.

Альтернатива А1 здесь - это высокая технология в кабельной промышленности, связанная с электронно-лучевой сшивкой, используемая при производстве кабелей с изоляцией и оболочкой из безгалогенной композиции.

ЗАОр НП "Подольсккабель" впервые в России освоил технологию и приступил к промышленному выпуску пожаробезопасных кабелей нового поколения по техническим характеристикам, соответствующим лучшим зарубежным аналогам таких фирм, как "Хубер-Зунер" и "Нексанс".

Перед предприятием стоит еще одна главная задача: расширение выпуска новых номенклатурных групп пожаробезопасных кабелей наряду с приобретением соответствующего технологического и испытательного оборудования.

Предложенный инструментарий оценки альтернатив реализации инноваций на промышленном предприятии позволяет осуществить анализ результатов альтернативных и интегральных оценок обобщенных альтернатив относительно факторов и фокуса иерархии (по данным табл. 1 и 2).

Применение к рассматриваемому в исследовании предприятию разработанного инструментария дает основание сформулировать следующие выводы и рекомендации.

1. Векторы приоритетов альтернатив, принадлежащих различным авторам, мало различаются по значениям, характеризующим относительную степень предпочтения альтернатив:

маркетинговые факторы А3 предпочтительнее в 1,4 раза факторов, формируемых предприятием, и в 1,2 раза факторов, определенных рынком. Это означает, что реализация нововведений с техно-

Оценка альтернатив реализации инноваций кабельной продукции ЗАОр НП «Подольсккабель»

Факторы, определяемые рынком

Высокая потребительская ценность Превосходство над конкурентами: по качеству по соотношению качества рынка по осуществляемости Известность марки Конкурентная среда

Факторы, формируемые предприятием

~ Механизм реализации

новых товаров " Интеллектуальные ресурсы.

Материальная база " Доступные финансовые ресурсы - Человеческие ресурсы

Маркетинговые факторы

'Хорошая адаптивность к потребителям ~ Сложность продвижения

на целевой рынок " Уровень затрат на продвижение идеи новой продукции - Поддержка и укрепление положительного имиджа

А, А2 Аз А4 А5

Мировой Новая для Новая Новая Перепозицио-

уровень предприятия кабельная усовершенствованная нированная

новизны продукция, продукция и модифицированная кабельная

(высокая соответствующая целевого кабельная продукция продукции

технология в показателям назначения

кабельной лучших

технике) зарубежных аналогов

Когнитивная карта оценки альтернатив

логической доминантой (+0,502), нововведений, идущих из лаборатории или от рынка (+0,622), связана с организацией умелого маркетинга; основные усилия должны быть направлены на нововведения, идущие от рынка.

2. Анализ критерия "адаптивность к потребностям потребителя" показывает, что на предприятии недостаточно используются возможности по удовлетворению потребностей потребителя (+0,448); темпы роста маркетинговых расходов (+0,434) отстают от темпов роста рынка (+0,682), что тормозит увеличение доли рынка.

3. Анализ критерия "адаптивность к предприятию" показывает, что основную роль в успеш-

ности выпуска новых товаров играют факторы, формируемые рынком (+0,46).

4. Анализ критерия "технологическое превосходство товара" показывает необходимость: приобретения нового технологического и испытательного оборудования; замены устаревшего оборудования; повышения активности и мотивации персонала предприятия.

5. Анализ критерия "соответствие товара особым возможностям предприятия" показывает, что многолетний опыт производства высокотехнологичных кабелей предыдущего поколения, наличие персонала соответствующей квалификации слабо используются (+0,382) на предприятии.

Научно-технические ведомости СПбГПУ 5' 2009. Экономические науки

Таблица 1

Определение интегральных оценок обобщенных альтернатив относительно факторов и фокуса иерархии

Критерии оценки последствий (переменное состояние) Значение вектора приоритетов альтернативных сценариев Суммарное значение переменных состояний относительно фокуса и факторов

А, А2 Аз А, А5

0,024 0,014 0,009 0,007 0,009 Фокус иерархии

0,067 0,050 0,030 0,014 0,073 Факторы рынка

0,044 0,032 0,021 0,021 0,036 Факторы предприятия

0,089 0,048 0,031 0,025 0,021 Маркетинг

Оценка переменных состояний

1. Нововведения с технологической доминантой +6 +2 0 0 0 +0,630 +0,328 +0,502 +0,117

2. Нововведения, идущие из лаборатории или от рынка +6 +2 +4 0 0 +0,754 +0,412 +0,622 +0,208

З.Фундаментальные и прикладные исследования +6 0 0 0 0 +0,534 +0,264 +0,402 +0,144

4. Адаптивность к потребностям потребителя 0 +2 2 +6 +6 +0,434 +0,448 +0,682 +0,142

5. Адаптивность к предприятию +2 +4 +6 +6 +6 +0,912 +0,612 +1,046 +0,232

6. Умелый маркетинг +2 +2 +4 +4 +4 +0,582 +0,472 +0,742 +0,176

7.Технологическое превосходство товара +4 2 4 2 0 +0,626 +0,366 +0,516 +0,206

8. Соответствие товара особым возможностям предприятия +2 +2 +2 +2 +2 +0,326 +0,382 +0,468 +0,126

Интегральная оценка обобщенных альтернатив +4,798 +3,274 +3,978 +1,411

Таблица 2

Вектора приоритетов альтернатив относительно фокуса иерархии

Альтернатива реализации новой продукции

Мировой уровень новизны (высокая технология в кабельной технике) Новая для предприятия продукция, соответствующая показателям лучших зарубежных аналогов Новая кабельная продукция целевого назначения Новая усовершенствованная и модифицированная кабельная продукция Перепозиционированная кабельная продукция

А, А, А, А4 А^

0,024 0,014 0,009 0,007 0,009

Анализ суммарных значений переменных состояний среды относительно фокуса позволяет определить основные направления развития и внедрения новых товаров на предприятии:

1. Сравнительный анализ критериев "нововведения с технологической доминантой" (+0,177), "нововведения, идущие из лаборатории или от рынка" (+0,208) и "фундаментальные и прикладные исследования" (+0,144) показывает, что основное направление развития и внедрения новых товаров - это нововведения из лабораторий или от рынка.

2. Для развития инновационной стратегии, основанной на фундаментальных исследованиях, которая может привести к технологическому прорыву, необходимо более тесное сотрудничество предприятия на этапе внедрения с научно-исследовательскими институтами.

3. Достижение критерия "технологическое превосходство товара" (+0,206) возможно только при наличии нового технологического и испытательного оборудования, сокращении цикла внедрения и наличии высококвалифицированных кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.