Научная статья на тему 'ИНСТРУМЕНТАРИЙ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МИКРО- И МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ'

ИНСТРУМЕНТАРИЙ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МИКРО- И МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИКРО- И МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крамаренко Анна Константиновна

Цель государственной программы «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» - повышение эффективности деятельности микро-, малых и средних предприятий. В современных условиях отечественные микро- и малые предприятия не реализуют возможности развития в полной мере. Они не демонстрируют ежегодные высокие темпы роста объемов производства, сбыта и прибыли. Такая ситуация отражает неиспользуемые возможности потенциала субъектов хозяйствования. Вместе с тем государство предпринимает усилия для ускорения использования предприятиями появляющихся резервов. Действующие меры регулирования предпринимательства функциональны и дифференцированы. При этом существующие механизмы развития предпринимательства не имеют обратной связи с данными субъектами. Был сделан вывод о необходимости разработки комплексного методического инструментария прогнозирования развития микро- и малых предприятий в республике. Цель работы - изучение особенностей применения инструментария государственного регулирования развития микро- и малых предприятий в стране (2010-2020 гг.). Научной новизной исследования является использование авторского методического подхода для изучения воздействия государства на деятельность микро- и малых предприятий. Актуальность исследования сведена к недостаточности роли микро- и малых предприятий в экономике. Рассмотрена дифференциация государственной политики развития микро- и малых предприятий. Изложена методика расчета интенсивности развития микро- и малых предприятий и оценки его влияния на рост экономики страны с позиции создаваемого продукта, подведены итоги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOOLS AND FORMS OF STATE REGULATION OF MICRO- AND SMALL ENTERPRISES DEVELOPMENT IN THE REPUBLIC OF BELARUS

The key goal of the State Programs "Small and Medium Enterprises in the Republic of Belarus" is to increase the efficiency of micro-, small and medium-sized enterprises and their competitiveness. In modern conditions, micro- and small enterprises do not fully realize the development opportunities: they do not demonstrate growth rates in production, sales and profits, and there is also no significant expansion of the domestic and foreign markets. This situation reflects the unused potential of business entities', the gap between the emergence of specific entrepreneurial opportunities and their use in production practice. At the same time, the state is making many efforts to accelerate the use of emerging reserves by micro-, small and medium-sized enterprises: the existing measures of regulation, control and support of entre-preneurship are functional and differentiated. The existing mechanisms for the development of entrepre-neurship do not have feedback from these subjects (as evidenced by the comprehensive assessment of micro- and small enterprises in the republic). Based on the results of the research, the conclusion was made about the need to develop a comprehensive methodological toolkit for forecasting the development of micro- and small enterprises in the republic, tools for state regulation of entrepreneurship. The aim of the research is to study the features and evaluate the tools of state regulation of micro-and small enterprises in the republic for 2010-2020. The scientific novelty of the research is the application of the author's methodological approach to study the instruments of state influence on the activities of micro- and small enterprises. The relevance of the research is reduced to the insufficiency of the role of micro- and small enterprises in the economy of Belarus. In the article, conclusions are drawn from the analysis of the implementation of the regulatory state impact on the development of micro- and small enterprises according to the study period. At the article, a methodology for calculating the intensity of development of micro- and small enterprises and assessing its impact on the growth of the country's economy from the standpoint of the product being created is also outlined, and the results are summed up. The materials of the article can be used for further research on the development of micro- and small enterprises in the republic, identifying problems in their functioning.

Текст научной работы на тему «ИНСТРУМЕНТАРИЙ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МИКРО- И МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»

ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ В СЕКТОРАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

ORGANIZATION AND MANAGEMENT IN SECTORS

OF NATIONAL ECONOMY

УДК 338.242.4(476)

А. К. Крамаренко

Брестский государственный технический университет

ИНСТРУМЕНТАРИЙ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МИКРО- И МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Цель государственной программы «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» - повышение эффективности деятельности микро-, малых и средних предприятий. В современных условиях отечественные микро- и малые предприятия не реализуют возможности развития в полной мере. Они не демонстрируют ежегодные высокие темпы роста объемов производства, сбыта и прибыли. Такая ситуация отражает неиспользуемые возможности потенциала субъектов хозяйствования. Вместе с тем государство предпринимает усилия для ускорения использования предприятиями появляющихся резервов. Действующие меры регулирования предпринимательства функциональны и дифференцированы. При этом существующие механизмы развития предпринимательства не имеют обратной связи с данными субъектами. Был сделан вывод о необходимости разработки комплексного методического инструментария прогнозирования развития микро- и малых предприятий в республике.

Цель работы - изучение особенностей применения инструментария государственного регулирования развития микро- и малых предприятий в стране (2010-2020 гг.). Научной новизной исследования является использование авторского методического подхода для изучения воздействия государства на деятельность микро- и малых предприятий. Актуальность исследования сведена к недостаточности роли микро- и малых предприятий в экономике. Рассмотрена дифференциация государственной политики развития микро- и малых предприятий. Изложена методика расчета интенсивности развития микро- и малых предприятий и оценки его влияния на рост экономики страны с позиции создаваемого продукта, подведены итоги.

Ключевые слова: микро- и малые предприятия, условия развития, государственное регулирование.

Для цитирования: Крамаренко А. К. Инструментарий и формы государственного регулирования развития микро- и малых предприятий в Республике Беларусь // Труды БГТУ. Сер. 5, Экономика и управление. 2022. № 2 (262). С. 86-93.

A. K. Kramarenko

Brest State Technical University

TOOLS AND FORMS OF STATE REGULATION OF MICRO- AND SMALL ENTERPRISES DEVELOPMENT IN THE REPUBLIC OF BELARUS

The key goal of the State Programs "Small and Medium Enterprises in the Republic of Belarus" is to increase the efficiency of micro-, small and medium-sized enterprises and their competitiveness. In modern conditions, micro- and small enterprises do not fully realize the development opportunities: they do not demonstrate growth rates in production, sales and profits, and there is also no significant expansion of the domestic and foreign markets. This situation reflects the unused potential of business entities', the gap between the emergence of specific entrepreneurial opportunities and their use in production practice. At the same time, the state is making many efforts to accelerate the use of emerging reserves by micro-,

small and medium-sized enterprises: the existing measures of regulation, control and support of entre-preneurship are functional and differentiated. The existing mechanisms for the development of entrepre-neurship do not have feedback from these subjects (as evidenced by the comprehensive assessment of micro- and small enterprises in the republic). Based on the results of the research, the conclusion was made about the need to develop a comprehensive methodological toolkit for forecasting the development of micro- and small enterprises in the republic, tools for state regulation of entrepreneurship.

The aim of the research is to study the features and evaluate the tools of state regulation of micro-and small enterprises in the republic for 2010-2020. The scientific novelty of the research is the application of the author's methodological approach to study the instruments of state influence on the activities of micro- and small enterprises. The relevance of the research is reduced to the insufficiency of the role of micro- and small enterprises in the economy of Belarus. In the article, conclusions are drawn from the analysis of the implementation of the regulatory state impact on the development of micro- and small enterprises according to the study period. At the article, a methodology for calculating the intensity of development of micro- and small enterprises and assessing its impact on the growth of the country's economy from the standpoint of the product being created is also outlined, and the results are summed up. The materials of the article can be used for further research on the development of micro- and small enterprises in the republic, identifying problems in their functioning.

Keywords: micro- and small enterprises, development conditions, state regulation.

For citation: Kramarenko A. K. Tools and forms of state regulation of micro- and small enterprises development in the Republic of Belarus. Proceedings of BSTU, issue 5, Economics and Management, 2022, no. 2 (262), pp. 86-93 (In Russian).

Введение. Современные вызовы в мировой и национальной экономике создают дополнительные сложности в деятельности микро- и малых предприятий. Задача предпринимателей -своевременно и профессионально реагировать на эти вызовы, предлагая на рынке усовершенствованные товары и услуги. Для этого важно улучшать систему управления предприятием, поскольку управленческие решения в каждой из подсистем предприятия (финансовой, производственной, социальной, экологической и др.) определяют уровень рентабельности предпринимательской деятельности. В Беларуси действует система государственного регулирования деятельности микро- и малых предприятий. Она включает инструменты и призвана повысить производительность предпринимательства, пополнить внутренний рынок отечественными товарами и услугами. В каждом регионе сформирована подсистема регулирования деятельности микро- и малых предприятий, включающая целый спектр мер государственного воздействия на развитие данных субъектов. Такие меры положительно сказываются на увеличении количества микро- и малых предприятий. Наряду с этим они не сопровождаются ростом показателей эффективности деятельности микро- и малых предприятий в регионах (за исключением Минска и Минской области). За 2010-2020 гг. такие показатели в регионах относительно устойчивы (среднегодовые темпы роста таких показателей невысоки). Если в Минске и Минской области они составляют в среднем 103-105%, то по оставшимся областям республики -

100,2-100,8%. Удельный вес микро- и малых предприятий в ВВП республики является недостаточным для страны с рыночной экономикой. Удельный вес чистой прибыли в выручке от реализации продукции микро- и малых предприятий составляет около 3% и в целом не превышает среднереспубликанского значения. Поэтому наблюдаемые изменения не согласуются с направленностью действующих мер регулирования развития микро- и малых предприятий и нуждаются в корректировке.

В данной статье будут приведены выводы, сформулированные в рамках подготовки диссертационного исследования. Они касаются практики использования инструментария государственного регулирования развития микро- и малых предприятий в Республике Беларусь.

Основная часть. К проблеме эффективного регулирования деятельности предприятий в национальной и региональной экономике обращались многие белорусские ученые. Они изучали два направления: осуществление регулирования собственными усилиями предприятий (применение «внутренних инструментов»); осуществление регулирования развития предприятий государством (применение «внешних инструментов») [1]. Изучая данные исследования, можно сделать вывод, что все исследуемые инструменты различны по содержанию, но взаимосвязаны в процессе реализации. Среди белорусских ученых, которые преимущественно исследовали применение «внутренних инструментов», можно выделить Н. П. Беляцкого, В. Е. Бутеню, В. Н. Гончарова, И. И. Кулика, И. П. Деревяго,

В. И. Балдина, И. А. Оганесяна, Г. Е. Яснико-ва и др. К белорусским ученым, которые главным образом исследовали применение «внешних инструментов», относятся: В. Л. Симано-вич, М. И. Балашевич, В. Е. Лялина, В. И. Ля-шенко, К. В. Павлова, В. В. Хахулина и др. Детальное изучение содержания исследований белорусских ученых, приведенных выше, позволяет заключить, что в целом на «скорость» развития микро- и малых предприятий оказывает влияние отлаженная система управления предприятием, которая проявляется в способности предприятий своевременно и профессионально реагировать на рыночную конъюнктуру, предлагая усовершенствованные товары и услуги. В то же время все эти ученые утверждают, что предприятие - это открытая система [1; 2, с. 102-104; 3, с. 40-42; 4, с. 64; 5, с. 59-60]. А поэтому инструменты государственной политики определяют условия функционирования системы управления предприятием и возможности (угрозы) ее трансформации. Инструменты и формы государственного регулирования развития микро- и малых предприятий подразумевают, что их применение простимулирует деятельность данных субъектов в приоритетных направлениях. Следствием из применения будет рациональное использование ресурсов в регионах [6, 7].

Также белорусские ученые сходятся во мнении, что в целом сочетание и взаимосвязь «внутренних инструментов» и «внешних инструментов» определяет результаты хозяйственной деятельности микро- и малых предприятий.

В данном исследовании приводятся выводы, полученные при изучении «внешних инструментов», закрепленных в законодательстве. Изучение «внутренних инструментов» - это блок дополнительных исследований, результаты которых будут рассмотрены в следующей статье. Проведенное автором исследование «внешних инструментов» позволило выявить особенности их осуществления в Республике Беларусь.

Так, в нашей стране все инструменты государственного регулирования развития микро- и малых предприятий, приведенные в законодательстве, должны поспособствовать углублению специализации регионов, повысить конкурентоспособность регионов и предпринимательства, увеличить количество микро- и малых предприятий. Наибольших результатов применение данных инструментов достигло в Минске и Минской области, где микро- и малые предприятия имеют более высокие показатели хозяйственной деятельности.

Государственное регулирование развития микро- и малых предприятий в Республике Беларусь реализуется в рамках общей социально-

экономической политики. Оно осуществляется как на республиканском, так и на региональном уровнях. Двухуровневое государственное регулирование развития микро- и малых предприятий влияет на таких субъектов укрупненно и частно. На республиканском и региональном уровнях государственное регулирование заключает в себе законодательные, институциональные, административные и другие направления. В ходе исследования было выявлено, что в областях Республики Беларусь есть особенности реализации государственной политики в этой сфере, поэтому в каждой области сформированы такие условия ведения бизнеса, которые согласуются со спецификой работы местных предпринимателей и со спецификой социально-экономического развития областей [2, 6-8, 12].

Также в Беларуси за 2010-2020 гг. наблюдается постепенный переход от многовекторно-сти государственного регулирования развития микро- и малых предприятий к его дифференциации по отраслям и месту функционирования таких субъектов. Дифференциация государственного регулирования развития микро- и малых предприятий проявляется в региональной, внешнеэкономической, инвестиционной политиках, мерах по обеспечению занятости населения и др. [9, с. 52-55; 10, с. 8-10]. Применение дифференциации в государственном регулировании развития микро- и малых предприятий нацелено на управление ростом региональной экономики и ее конкурентоспособностью. Дифференциация государственного регулирования развития микро- и малых предприятий прослеживается при изучении принятых и представленных к принятию нормативно-правовых актов. В них содержатся инструменты, направленные на повышение хозяйственной активности микро- и малых предприятий в различных отраслях, меры по поддержке инновационных микро- и малых предприятий, по порядку лицензирования отдельных видов деятельности, сертификации продукции, по упрощению государственной регистрации и ликвидации предприятий, по снижению «налогового бремени», финансово-кредитная, имущественная, иная помощь в развитии бизнеса, в развитии отдельных субъектов инфраструктуры, в совершенствовании внутреннего рынка и др. [11, 12].

Дифференциация государственного регулирования развития микро- и малых предприятий в стране прослеживается и в содержании Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 г. (принята в 2018 г.). А положения этой Стратегии закладываются во все последующие разрабатываемые государственные программы, планы развития субъектов малого предпринимательства на республиканском и

региональном уровнях. Здесь дифференциация применяется с целью оказания содействия в повышении конкурентоспособности регионов.

Дифференциация государственного регулирования деятельности микро- и малых предприятий как комплекс правовых и организационно-экономических инструментов обеспечивается следующими основными институтами: Советом по развитию предпринимательства, Министерством экономики, Департаментом по предпринимательству при Министерстве экономики, Управлением экономики при горисполкомах, Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей, отделами предпринимательства, субъектами инфраструктуры. Такие институты обеспечивают дифференциацию государственного регулирования с учетом анализа деловой среды и потенциала деятельности микро- и малых предприятий в отраслях, на территориях, с учетом анализа обеспеченности регионов природными и экономическими ресурсами, с учетом действующих нормативно-правовых актов, касающихся развития регионов страны. Среди нормативно-правовых актов основными в области развития предпринимательства являются: Закон Республики Беларусь от 1 июня 2010 г. № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства»; Указ Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства»; Декрет Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 г. № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности»; Декрет Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства»; Декрет Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2017 г. № 8 «О развитии цифровой экономики»; Указ Президента Республики Беларусь от 24 апреля 2020 г. № 143 «О поддержке экономики» и др. [12, с. 97].

К основным инструментам, обеспечивающим дифференциацию государственного регулирования развития микро- и малых предприятий в Беларуси, можно отнести: отдельные льготы для ведения бизнеса в сельской местности (в средних и малых населенных пунктах); отдельные льготы для резидентов свободных экономических зон, резидентов Парка высоких технологий и Китайско-Белорусского индустриального парка; ряд налоговых льгот: освобождение от пошлин или сборов, ряд налоговых вычетов, возможность начисления налога по пониженной ставке, возмещения суммы налога и др.; предоставление субсидий на открытие бизнеса от центра занятости населения, на создание дополнительных рабочих мест от Государственного фонда социальной защиты населения; отдельные льготы при

кредитовании деятельности; гранты от инновационного фонда облисполков; возможность получения земли в сельской местности для регистрации фермерского хозяйства; отдельные программы финансовой поддержки проектов предприятий с участием коммерческих банков и лизинговых компаний (инициатор - Банк развития Республики Беларусь) и др. [5, 9, 10]. Перечисленные инструменты оказывают влияние на производительность микро- и малых предприятий в отдельных отраслях экономики и на отдельных территориях. В целом они включены в состав тех инструментов государственного регулирования, которые связаны с формированием высокорентабельной наукоемкой экономики в республике.

Изучение мер, ориентированных на наращивание потенциала отдельных микро- и малых предприятий, позволяет сделать следующие выводы. Все применяемые инструменты включают финансово-экономические, административные меры. Среди них большая часть действующих мер приходится на административное направление. Такие меры связаны с административными процедурами государственных институтов. В порядке приоритетности для предпринимателей (получено на основе данных опроса предпринимателей Бреста и Брестской области) наиболее значимыми являются меры, связанные [2]:

1) с модернизацией инфраструктуры предпринимательства (ответили более 50% опрошенных);

2) развитием интернет-сайтов (ответили более 30% респондентов);

3) упрощением условий договора и формирования заявки на участие в выполнении государственных заказов (ответили более 10% опрошенных);

4) снижением арендной платы за участок при осуществлении инвестиционных проектов для отдельных категорий арендаторов;

5) поддержкой резидентов научно-технологических парков;

6) упрощением стартап-движения;

7) доведением методических пособий, каталогов, справочников до предпринимателей.

Дифференциация в рамках материально-технической поддержки деятельности микро- и малых предприятий наиболее всего проявляется в мерах по введению в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества, в мерах по созданию благоприятных условий для резидентов свободных экономических зон и др. Среди инструментов кадровой поддержки микро- и малых предприятий дифференциация характерна для сети бизнес-образования, программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и специалистов, мероприятий по самозанятости населения. Дифференциация при

применении консультативных (обучающих) инструментов проявляется менее всего. Среди них наиболее очевидны меры по формированию региональных центров развития микро- и малых предприятий. Также дифференциация наблюдается при анализе спектра консультативных услуг, оказываемых специалистами по направлениям ведения бизнеса на льготных условиях.

Отдельно нужно выделить дифференциацию при реализации инструментов поддержки научных исследований и инновационной деятельности микро- и малых предприятий. Здесь наиболее очевидными являются следующие: передача наукоемким микро- и малым предприятиям производственных, служебных, торговых помещений на льготных условиях, содействие работе научно-исследовательских институтов.

В рамках дифференциации государственного регулирования развития микро- и малых предприятий в республике разработаны и активно применяются инструменты финансово-экономического направления. Они реализуются в рамках социально-экономической политики Республики Беларусь. Основная цель их применения - это развитие рыночных отношений. В настоящее время их роль возрастает. Наиболее ярко дифференциация государственного регулирования здесь прослеживается по следующим направлениям: меры по содействию развития внешнеэкономической деятельности; отдельные налоговые льготы; возможность снижения убытков за счет будущей прибыли и др. Наиболее востребовано среди таких мер в республике льготное кредитование. Оно реализуется в рамках государственных и региональных программ, включает краткосрочное кредитование (для приобретения оборотных средств, обеспечения импортной и экспортной деятельности и др.) и долгосрочное кредитование (для приобретения недвижимости, транспортных средств, реализации инвестиционных проектов). Льготное кредитование заключается в низкой процентной ставке и пролонгированном сроке погашения кредита. Среди налоговых инструментов, реализуемых в рамках дифференциации государственного регулирования развития микро- и малых предприятий, наиболее применимыми являются: освобождение от ряда налогов, снижение налогооблагаемого дохода, пониженные налоговые ставки при осуществлении НИОКР.

Дифференциация проявляется и в использовании инструментов по поддержке экспортной деятельности [2, 12]. Среди них наиболее очевидными являются: финансирование затрат микро- и малых предприятий при внедрении информационных технологий для деятельности на зарубежном рынке, помощь при проведении внешнеторговых операций.

В целом дифференциация при применении финансово-экономических инструментов регули-

рования развития микро- и малых предприятий ориентирована на повышение обоснованности и результативности управленческих решений, обеспечение некоторой стабильности деятельности таких субъектов.

В то же время дифференциация государственного регулирования развития микро- и малых предприятий в Беларуси включает как ряд прямых, так и ряд косвенных методов. Прямые методы выступают в основных формах: целевое финансирование, государственные закупки, деятельность государственного сектора экономики и др. За последние три года здесь наиболее применимыми были: субсидирование через снижение налога, гарантии банкам, данные Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей и др. Отметим, что названные меры хотя и реализуют экономическую политику Беларуси, замедляют развитие рыночных отношений.

Среди таких косвенных методов выделяются следующие: денежно-кредитные, бюджетно-налоговые, внешнеэкономические и др. За последние три года наиболее применимыми были: налоговые льготы, льготное кредитование, регулирование цен, регулирование занятости населения, информационное обеспечение, укрепление инфраструктуры и др.

Исследование за 2010-2020 гг. показало, что объемы финансов, направляемые на реализацию мероприятий по развитию микро- и малых предприятий в республике, крайне малы. Они увеличиваются по сравнению с предыдущим периодом. В то же время с учетом инфляции эти объемы недостаточны. Для примера, за 2010-2020 гг. средства республиканского бюджета, направленные на реализацию таких мероприятий, составили 0,003% от расходной части бюджета. Средства местных бюджетов - только 0,11%. Такие цифры можно объяснить выбранными приоритетами государственной политики [2].

Изучаемая дифференциация прослеживается и в реализации ряда программ развития микро- и малых предприятий, инициируемых ООН (ПРООН), международными организациями. Среди них известны следующие проекты: «Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства», «Малые города», «Местное предпринимательство и экономическое развитие», «Укрепление национального потенциала в области применения механизмов государственно-частного партнерства в Республике Беларусь», «Поддержка экономического развития на местном уровне в Республике Беларусь», «Женщины и предпринимательство» и др. Такие проекты обеспечивают стартовым капиталом микро- и малые предприятия отдельных отраслей экономики и территорий, решают вопросы технической и информационной поддержки деятельности предприятий [2, 6, 8, 10].

Несмотря на эти усилия, показатели деятельности микро- и малых предприятий в областях страны (за исключением Минской области) изменяются невысокими темпами. Сложившиеся результаты предпринимательской деятельности не соответствуют проводимой государственной политике, применяемым республиканским и региональным мерам. При этом происходящие макроэкономические процессы требуют своевременных преобразований. Поэтому в настоящее время нужна разработка такого методического инструментария прогнозирования развития микро- и малых предприятий, который бы позволял дать заблаговременную практическую оценку намечаемых изменений в государственной политике регулирования развития данных субъектов. Разработка такого инструментария необходима в изменяющихся внешних условиях Республики Беларусь. Она поспособствует и более эффективному использованию регионального потенциала.

Автор статьи убежден, что необходима всесторонняя оценка данного процесса. Предлагается в качестве составной части такого инструментария использовать инструментарий методики исследования изменений в показателях хозяйственной деятельности микро- и малых предприятий, который позволит количественно оценить взаимосвязь факторного и основного показателей деятельности подобных предприятий. Этот методический инструментарий нацелен на определение значимости исследуемого факторного показателя для динамики основного показателя эффективности деятельности микро- и малых предприятий.

Предлагаемая методика расчета интенсивности развития микро- и малых предприятий и оценки его влияния на рост экономики страны с позиции создаваемого продукта использует аппарат оценки структурных изменений в развитии микро- и малых предприятий. Применение инструментария методики позволяет выявить: интенсивность влияния факторных показателей развития микро- и малых предприятий на объем создаваемого ими продукта, степень влияния изменений структуры микро- и малых предприятий по видам экономической деятельности на общий объем создаваемого ими продукта в стране. Методика включает построение кривых подвижности изменений исследуемых показателей деятельности микро- и малых предприятий и расчет коэффициентов структурного эффекта от происходящих изменений как по видам экономической деятельности, так и в их совокупности. Значение коэффициента структурного эффекта от происходящих изменений укажет на интенсивность влияния факторного показателя развития микро- и малых предприятий на основной показатель.

Подготовлен программный модуль «Анализ структурных изменений» MS Excel. Он автоматизирует проведение измерений по предложенной

методике. При его запуске открывается диалоговое окно, приведенное на рисунке [2, 14].

Диалоговое окно при запуске модуля

«Анализ структурных изменений» MS Excel

Применение данной методики в какой-то мере позволит скорректировать реализацию инструментов государственного регулирования развития микро- и малых предприятий в соответствии со спецификой развития микро- и малых предприятий по видам экономической деятельности в стране [2, 13-17]. Данная методика уже апробирована в деятельности местных органов власти (Брест и Брестская область).

Заключение. В Республике Беларусь государственное регулирование развития микро- и малых предприятий в конечном счете сводится к регулированию отдельных звеньев. Это определяет роль местных органов власти в регулировании развития таких субъектов. Первостепенную роль в данной области среди функций управления должно играть планирование, которое должно основываться на прогнозировании. Только высокая точность и обоснованность планирования развития микро- и малых предприятий будет сопровождаться ростом соответствующих показателей деятельности микро- и малых предприятий, подтверждая эффективную экономическую политику. Предложенная методика может использоваться как составная часть оценки намеченных изменений в государственной политике развития микро- и малых предприятий. Она включает инструментарий для анализа взаимосвязи факторных и основного показателя деятельности таких субъектов. Программный модуль «Анализ структурных изменений» MS Excel автоматизирует расчеты по данной методике, позволяя проводить периодическую оценку, что актуально в связи с неустойчивостью рыночных отношений. А результаты применения указанной методики могут быть предпосылкой к составлению дальнейших рекомендаций по развитию микро- и малых предприятий в стране.

Также считается необходимой разработка комплексного методического инструментария прогнозирования развития микро- и малых предприятий в республике. Только применение такого инструментария повысит точность

экономической политики, что повлияет на рациональное использование ресурсов областей.

По причине ограниченных государственных финансовых ресурсов и возможностей для наращивания заимствований необходимо сосредоточиться и на следующих приоритетах: повышение рыночной конкуренции в республике, развитие внутреннего рынка, формирование экономического мышления и развитие навыков внедрения новых бизнес-моделей с использованием цифровых технологий, навыков работы в кризисных экономических ситуациях при обучении на соответствующих

специальностях в вузах страны. Также важно, чтобы хозяйствующий субъект стремился занять конкурентное положение на рынке по отношению к другим субъектам, стремился улучшить результаты предпринимательской деятельности и функционировать эффективно, совершенствуя стратегию и тактику ведения бизнеса. Подводя итог, следует сказать, что развитие микро- и малых предприятий - это развитие рыночной экономики, рыночных отношений между хозяйствующими субъектами, формирование конкурентоспособности регионов и национальной экономики.

Список литературы

1. Ковалев М. Условия для развития малого предпринимательства в Беларуси. URL: https://www.bsu.by/Cache/pdf/50603.pdf (дата обращения: 13.06.2022).

2. Крамаренко А. К. Отдельные направления реализации государственного регулирования деятельности малого предпринимательства в Республике Беларусь // Вестник Брестского государственного технического университета. Сер. Экономика. 2018. № 3 (105). С. 102-106.

3. Мальгина И. В. Малое и среднее предпринимательство: цифровая экономика и трансформация // Проблемы управления. 2019. № 1. С. 40-44.

4. Беляцкий Н. П. «Квантовые скачки» бизнеса // Наука и инновации. 2019. № 11. С. 64-68.

5. Бутеня В. Е. Влияние инноваций и информационных технологий на трансформацию современного бизнеса // Научные труды Белорусского государственного экономического университета. 2021. Вып. 14. С. 58-64.

6. Министерство экономики Республики Беларусь. Малый и средний бизнес. URL: https://economy.gov.by/ru/small_business-ru/ (дата обращения: 10.06.2022).

7. Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей. Информация для бизнеса. URL: http://belarp.by/ru/business (дата обращения: 10.06.2022).

8. Брестский областной исполнительный комитет. Экономика. Предпринимательство. URL: http://brest-region.gov.by/index.php/upravlenie/ispolnitelnaja-vlast/101-oblast/ekonomika/predprinimatelstvo (дата обращения: 10.06.2022).

9. Гончаров В. Н. Антикризисное управление на предприятиях в условиях обострения глобальной конкуренции. Минск: Мисанта, 2012. 433 с.

10. Симанович В. Л. Экономика, организация и управление малым бизнесом. Минск: Бест-принт, 2007. 441 с.

11. Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Структурная статистика, включая статистику малого и среднего предпринимательства. URL: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statis-tika/realny-sector-ekonomiki/strukturnaja_statistika/ (дата обращения: 10.06.2022).

12. Руденко Л. Г. Государственная поддержка развития малого и среднего предпринимательства в условиях цифровизации // Государственное регулирование экономики и повышение эффективности деятельности субъектов хозяйствования: материалы XV Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 25-26 апр. 2019 г. Минск, 2019. С. 97-98.

13. Крамаренко А. К. Применение корреляционно-регрессионного анализа для изучения показателей развития микро- и малых предприятий в Республике Беларусь // Экономика, право и проблемы управления. 2018.№ 8. С. 28-35.

14. Крамаренко А. К. Структурный анализ как метод исследования особенностей развития субъектов малого предпринимательства в Республике Беларусь // Весшк Магшёускага дзяржаунага ушверсгтэта iмя А. А. Куляшова. Сер. D, Эканомша. Сацыялопя. Права. 2018. № 2. С. 43-50.

15. Eurostat: Official EU statistical data. URL: http://ec.europa.eu/eurostat/tgm/refreshTableAction.do? tab=table&plugin=1&pcode=tec00011&language=en (date of access: 20.06.2022).

16. OECDStatistics. URL: http://www.oecd.org/statistics/ (date of access: 20.06.2022).

17. The World Factbook - Central Intelligence Agency. URL: https://www.cia.gov/library/publications/ the-world-factbook/geos/da.html (date of access: 17.06.2022).

References

1. Kovalev M. Conditions for the development of small business in Belarus. Available at: https://www.bsu.by/Cache/pdf/50603.pdf (accessed 13.06.2022) (In Russian).

2. Kramarenko A. K. Separate directions for the implementation of state regulation of small business activities in the Republic of Belarus. Vestnik Brestskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo uni-versiteta [Bulletin of the Brest State Technical University], series Economy, 2018, no. 3 (105), pp. 102-106 (In Russian).

3. Mal'gina I. V. Small and Medium Entrepreneurship: Digital Economy and Transformation. Problemy upravleniya [Management issues], 2019, no. 1, pp. 40-44 (In Russian).

4. Belyatskiy N. P. "Quantum Leaps" of business. Nauka i innovatsii [Science and innovation], 2019, no. 11, pp. 64-68 (In Russian).

5. Butenya V. E. Influence of innovations and information technologies on the transformation of modern business. Nauchnyye trudy Belorusskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta [Scientific works of the Belarusian State Economic University], 2021, issue 14, pp. 58-64 (In Russian).

6. Ministry of Economy of the Republic of Belarus. Small and medium businesses. Available at: https://economy.gov.by/ru/small_ business-ru/ (accessed 10.06.2022) (In Russian).

7. Belarusian Fund for Financial Support of Entrepreneurs. Business Information. Available at: http://belarp.by/ru/business (accessed 10.06.2022) (In Russian).

8. Brest Regional Executive Committee. Economy. Entrepreneurship. Available at: http://brest-region. gov.by/index.php/upravlenie/ispolnitelnaja-vlast/101-oblast/ekonomika/predprinimatelstvo (accessed 10.06.2022) (In Russian).

9. Goncharov V. N. Antikrizisnoye upravleniye napredpriyatiyakh v usloviyakh obostreniya global'noy konkurentsii [Anticrisis management at enterprises in the context of increased global competition]. Minsk, Misanta Publ., 2012. 433 p. (In Russian).

10. Simanovich V. L. Ekonomika, organizatsiya i upravleniye malym biznesom [Economics, organization and management of small business]. Minsk, Bestprint Publ., 2007. 441 p. (In Russian).

11. National Statistical Committee of the Republic of Belarus. Structural statistics, including statistics on small and medium enterprises. Available at: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sec-tor-ekonomiki/strukturnaja_statistika (accessed 10.06.2022) (In Russian).

12. Rudenko L. G. State support for the development of small and medium-sized businesses in the context of digitalization. Gosudarstvennoye regulirovaniye ekonomiki i povysheniye effektivnosti deyatel 'nosti sub ' 'yektov khozyaystvovaniya: materialy XVMezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [State regulation of the economy and improving the efficiency of business entities: materials of the XV International Scientific and Practical Conference]. Minsk, 2019, pp. 97-98 (In Russian).

13. Kramarenko A. K. Application of correlation and regression analysis to study the indicators of development of micro- and small enterprises in the Republic of Belarus. Ekonomika, pravo iproblemy upravleniya [Economics, law and management problems], 2018, no. 8, pp. 28-35 (In Russian).

14. Kramarenko A. K. Structural analysis as a method for studying the features of the development of small businesses in the Republic of Belarus. Vesnik Magilyeuskaga dzyarzhaunaga universiteta imya A. A. Kulyashova [Bulletin of Mogilev State University named after A. A. Kulyashov], series D, Economics. Sociology. Law, 2018, no. 2, pp. 43-50 (In Russian).

15. Eurostat: Official EU statistical data. Available at: http://ec.europa.eu/eurostat/tgm/refreshTableAc-tion.do?tab=table&plugin=1&pcode=tec00011&language=en (accessed 20.06.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. OECDStatistics. Available at: http://www.oecd.org/statistic (accessed 20.06.2022).

17. The World Factbook - Central Intelligence Agency. Available at: https://www.cia.gov/library/ publications/the-world-factbook/geos/da.html (accessed 17.06.2022).

Информация об авторе

Крамаренко Анна Константиновна - кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита. Брестский государственный технический университет (224017, г. Брест, ул. Московская, 267, Республика Беларусь). E-mail: annnakramarenko@yandex.by

Information about the author

Kramarenko Anna Konstantinovna - PhD (Economics), Assistant Professor, the Department of Accounting, Analysis and Audit. Brest State Technical University (267, Moskovskaya str., 224017, Brest, Republic of Belarus). E-mail: annnakramarenko@yandex.by

Поступила 14.07.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.