Научная статья на тему 'Инструментарий государственного и хозяйственного управления нового поколения (в условиях инновационного развития)'

Инструментарий государственного и хозяйственного управления нового поколения (в условиях инновационного развития) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инструментарий государственного управления / система воспроизводственных циклов / социально-экономические инварианты / уровни познания социально-экономических явлений / системно-целостные модели развития и управления / закон сохранения полной мощности / закон роста полезной мощности / система потоков общественного воспроизводства / коэффициент эффективности деятельности (КЭД) общества в природе / коэффициент возобновляемости природных ресурсов / концептуальная матрица всеобщей организации эффективного развития общественного производства / управления / правового обеспечения по уровням хозяйствования. / the instruments of public administration / the system of reproduction cycles / socio-economic invariants / levels of knowledge of socio-economic phenomena / the systemic-holistic models of development and management / the law of conservation of full power / the law of the increase of useful capacity / system flow of social reproduction / the coefficient of effectiveness (CED) in nature / the coefficient of renewability of natural resources / a conceptual matrix of the universal organization of effective development of social production / governance / legal support to levels of management.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инструментарий государственного и хозяйственного управления нового поколения (в условиях инновационного развития)»

Потехин В.Н.

к.э.н., доцент кафедры управления и права УрГАУ, г. Екатеринбург

vnp1@ya.ru

ИНСТРУМЕНТАРИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ХОЗЯЙСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ (В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ)

Ключевые слова: инструментарий государственного управления; система воспроизводственных циклов; социально-экономические инварианты; уровни познания социально-экономических явлений; системно-целостные модели развития и управления; закон сохранения полной мощности, закон роста полезной мощности; система потоков общественного воспроизводства; коэффициент эффективности деятельности (КЭД) общества в природе; коэффициент возобновляемости природных ресурсов; концептуальная матрица всеобщей организации эффективного развития общественного производства, управления, правового обеспечения по уровням хозяйствования.

Keywords: the instruments of public administration; the system of reproduction cycles; socio-economic invariants; levels of knowledge of socio-economic phenomena; the systemic-holistic models of development and management; the law of conservation of full power, the law of the increase of useful capacity; system flow of social reproduction; the coefficient of effectiveness (CED) in nature; the coefficient of renewability of natural resources; a conceptual matrix of the universal organization of effective development of social production, governance, legal support to levels of management.

Современная практика государственного и хозяйственного управления ставит перед экономической наукой и наукой менеджмента задачу выработки качественно нового инструментарий управления, отвечающего признакам простоты, универсальности и объективности. Такой инструментарий должен основываться на новой научной базе, на новых физических и социально-экономических принципах, обеспечить анализ текущего состояния и тенденций развития, определить перспективы и резервы для дальнейшего развития и дать рядовому руководителю любого уровня управления конкретный действенный социально-экономический механизм преобразования объективной реальности в заранее известный результат.

К сожалению, традиционный опыт гуманитарных наук вряд ли здесь будет полезен. Как правило, в качестве исходной научной основы советские, зарубежные, современные отечественные и иные авторы берут общеизвестный всеобщий закон сохранения энергии. Они не задумываются над тем, что данный закон отражает закономерности развития лишь неживой природы. Отсюда и математические расчеты, проводимые на основе линейной математики и соответствующих линейных моделей, не будут соответствовать реальной социально-экономической действительности1. Социально-экономические явления представляют собой нелинейные процессы и предполагают использование соответствующей нелинейной математики, системно-целостных моделей и адекватной междисциплинарной методологии.

Исходя из их обобщения и накопленного опыта общественных, фундаментальных, естественных наук и прикладных разработок, нами обосновывается системно-целостный социально-экономический междисциплинарный инструментарий, позволяющий творчески саморазвиваться государству, обществу, общественному производству и государственному управлению наиболее эффективным путем2. Для этого вводится в научно-практический оборот определенная совокупность апробированных в теории и практике междисциплинарных инструментов. К ним относятся:

1. Метод нахождения, сравнения и определения предпочтительных социально-экономических вариантов дальнейших научно-технических, организационных, информационных, социально-экономических путей, форм и методов развития общества, общественного производства, отраслей, регионов, предприятий, технологий, организации рабочих мест и т.д., аналогично «биному Ньютона» в математике. Так, в настоящее время в ведущих компаниях мира имеются специальные подразделения, изучающие передовой мировой опыт, приняты соответствующие регламенты и системы по использованию сравнительного метода в решении вопросов о создании лучшей технологии, продукции, организации и т. п.

Метод нахождения, сравнения и определения варианта развития характерен для всех научных дисциплин, он отражает объективный процесс познания явления от достигнутого к более совершенному, имеющему меньшие из-

1 Винер Н. Кибернетика. - М.: Наука, 1968; Канторович Л.В., Залгаллер В.А. Рациональный раскрой промышленных материалов. 2-е изд., испр. и доп. - Новосибирск: Наука, 1971; Канторович Л.В. Экономический расчет наилучшего использования ресурсов. - М.: Изд-во АН СССР, 1959; Клаус Г. Кибернетика и философия. - М.: Иностранная литература, 1963.

См. подробнее: Вторая индустриализация России. Настольная книга руководителя государства (основы теории и практики осуществления) / Под ред. д.э.н., профессора Н.А. Потехина. - Екатеринбург: Уральский рабочий, 2011; Потехин Н.А. Совокупный работник: интенсивное производство, управление. - Свердловск: Изд-во Урал. гос. ун-та, 1987; Потехин Н.А. Экономико-правовые основы управления: учеб. пособие. Ч. 1. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2003; Потехин Н.А., Потехин В.Н. О новой общественно-экономической формации - инновационном способе воспроизводства // Агропродовольственная политика России. 2016. - № 1.

держки, более высокий уровень надежности-устойчивости техники-технологии-продукции, более простой и менее затратный в использовании, обслуживании или в ремонте, более простые и результативные связи и отношения и т.д. Данный инструмент познания является наиболее простым и менее затратным в использовании.

2. Структурированная система воспроизводственных циклов и фаз общественного воспроизводства по уровням хозяйствования, отражающая и сочленяющая репродуктивное (деградационное, простое, расширенное) воспроизводство и его социально-экономические формы - экстенсивное, интенсивное, инновационное воспроизводство.

Система воспроизводственных циклов дает целостное представление об общественном производстве, его структуре, звеньях и развитии в пространстве и времени.

3. Социально-экономические инварианты, характеризующие физические и социально-экономические основы воспроизводства любого уровня хозяйствования и общественного воспроизводства в целом. К ним относится совокупность: 1) видов деятельности-потребления, 2) ресурсов-результатов, 3) циклов и фаз развития. Эта совокупность инвариантов характеризует различные звенья общественного производства и управления в единых, универсальных векторах познания, вместе с ними создает возможность измерения и проведения расчетов в режиме реального времени любых социально-экономических процессов-потоков-факторов во всеобщей системе физических величин и обеспечивает объективность в деле «неотвратимого учёта и измерения причин потерь эффективности».

Структура инвариантов создает возможность формировать координатную сетку для расчетов прошлого, настоящего и будущего состояния всех потоков-процессов-факторов общественного производства и управления в процессе их развития по каждому конкретному уровню хозяйствования во взаимосвязи с другими уровнями хозяйствования. Взятые в единстве, они отражают в объемной форме весь процесс воспроизводства и весь процесс управления сверху-вниз и снизу-вверх.

4. Уровни познания социально-экономических явлений по уровням хозяйствования. Нами условно выделены: фрагментарный (точечный) уровень познания; логический (линейный) уровень познания; структурно-функциональный (плоскостной) уровень познания; системно-целостный (объемный) уровень познания. Несмотря на их условный характер, они отражают объективный процесс и качество познания, разработки методологии, теории, подготовки кадров, технологии производства и управления.

Системно-целостный (объемный) уровень познания позволяет создавать системно-целостные модели развития общественного производства, уровней хозяйствования, их отдельных звеньев. Этот уровень познания и построение системно-целостных моделей развития позволяют вести познание, прогнозирование, планирование и осуществлять управленческие воздействия и реальные действия в условиях определенности, полного знания развития предмета, структуры и содержания социально-экономических объектов и процессов с целью обеспечения инновационного воспроизводства.

5. Системно-целостные модели развития и управления развитием общества, производства по уровням хозяйствования, отражающие механизм целостного конструирования, исследования и управления развитием социально-экономических процессов и явлений в режиме реального времени и динамике на основе использования всеобщей системы размерностей физических величин в единицах мощности (выполненной работы) кВт/час и других1.

Основой построения системно-целостных моделей является система воспроизводственных циклов по уровням хозяйствования и совокупность социально-экономических инвариантов, которые обеспечивают целостность, связность, репрезентативность и универсальность данных моделей. Все модели по уровням хозяйствования условно можно представить графически следующим образом (см. рис. 1).

6. Концептуальные матрицы обновления основных факторов воспроизводства по уровням хозяйствования, управления, права и т.д., построенные на основе цикла оборота обновления, охватывающего фазы: 1) разработки и внедрения новых научно-технических идей в производство (ННТИ), 2) тиражирование ННТИ по отраслям и территориям страны, 3) модернизация ННТИ, 4) потенциал использованных ННТИ исчерпан, наступают в обществе потери, необходим переход на качественно новые НТИ в производстве. Следует помнить, что научно-технический потенциал имеется у каждого и всех в совокупности факторов производства. Существует необходимость и неизбежность комплексного внедрения качественно новых научно-технических, кадровых, организационных и иных идей и разработок в общественное производство по уровням хозяйствования.

Данные концептуальные матрицы отражают объективные источники, направленность, характер, результаты и темпы развития общественного воспроизводства каждого уровня хозяйствования и их отдельного звена. В условиях социализма источником развития считались единство и борьба противоположностей: производительных сил, производственных и надстроечных отношений. В условиях капитализма - конкуренция и прибыль. В условиях нового -инновационного способа общественного воспроизводства - согласованность по горизонтали и вертикали жизнедеятельности человека-общества в природе с учетом объективных законов, совокупных целей, интересов, потребностей, возможностей дальнейшего роста всех участников общественного воспроизводства. Одновременно концептуальные матрицы отражают объективные закономерности развития каждого фактора в отдельности.

Наиболее наглядно изменение факторов производства и управления отражается в цикле обновления общественного производства и государственного управления, который присущ каждому уровню хозяйствования, каждому участнику жизнедеятельности и используемому элементу.

1 См.: Гвардейцев М.И., Кузнецов П.Г., Розенберг В.Я. Математическое обеспечение управления. Меры развития общества / Под ред. М.И. Гвардейцева. - М.: Радио и связь, 1996; Гвардейцев М.И., Морозов В.П., Розенберг В.Я. Специальное математическое обеспечение управления. - М.: Радио и связь, 1978.

в

д2

Аз

А4

/""" р

к

у- ✓ В1 I

* *

V Вг

*

* * 02

V Вз

*

* * йз

< в4

*

* *

Сг

Сз

С4

народное хозяство

отрасль, регион, территория

предприятие, хозяйствующий субъект

рабочее место, отдельный работник

Рисунок 1.

Упрощенная схема концептуальных моделей общественного производства (государственного управления) по всем уровням хозяйствования

7. Научную базу социально-экономических исследований с использованием системно-целостной методологии составляют наиболее известные всеобщие и социально-экономические законы развития общества в природе. Социально-экономические законы - роста производительности труда, экономии времени, закон возвышения потребностей - известны давно и нет необходимости их комментировать. Однако всеобщие законы сохранения энергии, мощности, кинетронного импульса, энергоинформационного потенциала, роста полезной мощности, золотого сечения не находят должного применения в теории и практике.

В социально-экономических науках и практике используют преимущественно закон сохранения энергии, отражающий развитие неживой материи. Одновременно с ним применяют линейные модели и линейную математику. Все это с точки зрения методологии и науки представляет собой нонсенс. К сожалению, традиционно все экономисты, социологи, управленцы всех уровней власти и хозяйственной деятельности постоянно пользуются этим негодным инструментарием и даже не задумываются о причинах1 необоснованности принимаемых управленческих решений и негативных последствиях их действия.

Что касается закона сохранения мощности, кинетронного импульса, энергоинформационного потенциала, то они отражают развитие живой материи и социально-экономических процессов2. Их учет в системно-целостной междисциплинарной методологии представляет собой использование качественно новых физических и социально-экономических принципов, обеспечивающих получение постоянных эффектов в общественном производстве по уровням хозяйствования.

Закон сохранения полной мощности характеризует выполненную обществом работу по уровням хозяйствования, измеряемой в кВт/час или иных объективных сопоставимых единицах измерения. Этот закон означает, что выполненная работа не исчезает, она принимает лишь различные социально-экономические формы. Причем увеличение доли положительных затрат-результатов приводит к уменьшению доли негативных затрат-результатов и наоборот. Обобщение опыта показывает, что к целостной совокупности социально-экономических форм проявления закона сохранения мощности относятся: полезные затраты-результаты общества, бесполезные затраты-результаты, вредные затраты-результаты, потери затрат-результатов, резервы затрат-результатов со знаком плюс, ноль, минус. Иных форм нет.

Этот закон отражает смысл жизнедеятельности общества и каждого человека, которые предполагают расширенное воспроизводство на основе постоянного увеличения (количества и качества) удовлетворяемых совокупных потребностей. С точки зрения здравого смысла общество, а также ответственное государство и его аппарат управления заинтересованы, чтобы постоянно увеличивалась доля полезных затрат-результатов и уменьшалась доля бесполезных, вредных, потерь затрат-результатов общества в бюджете социального времени по всем уровням хозяйствования. В этом заключается социально-экономическая сущность государственного управления.

1 См.: Канторович Л.В. Экономический расчет наилучшего использования ресурсов. -

2

См. Янушевский И.А., Ласточкин С.С. Кинетронные супертехнологии. - М., 2009.

М.: Изд-во АН СССР, 1960.

Здесь одновременно возникает объективная, достаточно репрезентативная единица измерения затрат-результатов времени общества - 1 МГ (бюджет социального времени одного миллиона человек в год и структура его затрат-результатов по составу населения). Эта величина и подход воздействия на общество и социально-экономические процессы через структуру бюджета социального времени по существу является реальной и единственной основой управления обществом и производством.

Как ни странно, современные экономисты и гуманитарии основывают свои исследования и разработки на законе сохранения энергии, характеризующем развитие неживой природы. В основе развития закона сохранения энергии лежит остаточный принцип. Отсюда получаются соответствующие некорректные результаты и выводы, не выдерживающие никакой критики с точки зрения их обоснованности и научности. Современные управленцы традиционно считают в самом общем виде, что только через производительные силы (орудия, предметы труда, средства производства, кадры) общества, производственные и надстроечные отношения осуществляется процесс управления.

Изначальным в процессе управления является бюджет (ресурс) социального времени и его структура по уровням хозяйствования - полезные затраты-результаты и т.д., вторичным, третичным и т.п. являются производительные силы, производственные и иные отношения. Отсюда на практике получается, что процесс управления организуется как в кривом зеркале. При этом все управление будет осуществляться в условиях неопределенности и с очень большими ошибками и запаздыванием. Хотя такое положение считается невозможным, но в теории и практике управления, к сожалению, наблюдается повсеместно. Вот почему в государственном и ином управлении человеку, исполнительному работнику всегда отводится роль по остаточному принципу.

С точки зрения общественного воспроизводства здесь необходимо учитывать структуру бюджета социального времени населения территории и всего общества и на этой основе доли полезных затрат-результатов, бесполезных затрат-результатов, вредных затрат-результатов, потерь затрат-результатов, резервов затрат-результатов со знаком плюс, ноль и минус определять последующие объемы, качество и ассортимент производительных сил и потребительных сил по уровням хозяйствования, а также объемы и ассортимент государственных резервов на год и т.д. определять в объективных физических единицах измерения, кВт/час и натуральном выражении.

Закон роста полезной мощности, сформулированный С.А. Подолинским, означает, что темпы роста полезной мощности не должны убывать во времени. По его мнению, необходимым условием существования общества является увеличение потока аккумулируемой энергии в различных формах на конкретной территории. Другими словами, соблюдение закона роста полезной мощности государством, обществом и участниками общественного производства является гарантом устойчивого развития от всевозможных кризисов, катастроф и пр.

Закон золотого сечения отражает ключевые соотношения частей и целого: полезных затрат-результатов, бесполезных затрат-результатов, вредных затрат-результатов, потерь затрат-результатов и резервов затрат-результатов для развития; факторов производства; возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов и энергетических ресурсов; распределения созданного общественного продукта и пр. Это соотношение составляет 61,8 (62)% и 38,8 (38)% и обеспечивает устойчивость развития общественного производства, взаимосвязь уровней хозяйствования и отдельных звеньев общественного производства в едином хозяйственном комплексе. Кроме того, согласно этому закону резервы для развития всегда составляют 38% от всех затрат-результатов, что позволяет найти источники инновационного преобразования в любой социально-экономической ситуации без привлечения внешнего финансирования.

8. Система целей, интересов, потребностей, возможностей дальнейшего роста всех участников общественного производства по уровням хозяйствования, включая каждого отдельного человека и мировое сообщество, характеризуют собой движущие силы успеха, топтания на месте, неудач и недостатков в организации общественного производства и управления. Здесь следует помнить, что наряду с бюджетом социального времени общества (полезные, бесполезные, вредные, потери затрат-результатов) 38% социального времени каждого человека и общества составляют резервы, которые они используют со знаком плюс, ноль, минус. При рациональном сочетании интересов, потребностей, возможностей участников производства и управления в системе целей имеется возможность существенно повысить долю полезных затрат-результатов, уменьшить негативные затраты-результаты и реализовать имеющиеся резервы и создать позитивный синергетический эффект.

9. Система потоков общественного воспроизводства по уровням хозяйствования: центральный рабочий процесс; вспомогательные центральному процессу потоки-процессы; вихревые и противодействующие центральному и вспомогательным процессы-потоки. Их использование с учетом вышеназванных инструментов позволяет определять непосредственно эффективность, бессмысленность, тупиковость, негативность еще на стадии их моделирования выработки и принятия решений. Названные потоки-процессы отражают параллелограмм действующих в процессе воспроизводства сил. Они могут и должны оптимизироваться на основе рационального учета всей совокупности интересов в обществе.

Наглядно потоки можно представить в виде рис. 2.

На рис. 2 представлен центральный рабочий процесс общественного производства, который схематически показывает сменяемость фаз воспроизводства и повторение выделенного цикла. Одновременно видно, что перед началом процесса воспроизводства движение потоков в обществе не согласовано. Подобное нередко имеет место и в процессе воспроизводства. Чтобы обеспечить согласованность движения внутренних и внешних ресурсов по времени, месту, качеству, объему, исполнителям и т.д., необходимо организовать их взаимодействие с учетом следующих вопросов: «КТО», «ЧТО», «КОГДА», «ГДЕ», «СКОЛЬКО», «КАК», «ОТ КОГО ЧТО», «КОМУ ЧТО», «ПОЧЕМУ», «ЕЩЕ» с точки зрения социально-экономической, технологической, управленческой, правовой, духовно-нравственной и т.д. Только в этом случае можно достичь желаемой устойчивости в технологии центрального и вспомогатель-

ных рабочих процессов общественного производства, снизить воздействие или нейтрализовать и рекуперировать вихревые и противодействующие процессы-потоки.

Рисунок 2.

Центральный и иные процессы механизма развития общественного производства

Всякая несогласованность в действиях участников приводит к возникновению вихревых и противодействующих центральному рабочему процессу потоков-процессов, сдерживающих, снижающих совокупную эффективность жизнедеятельности общества. По приблизительным подсчетам вихревые и противодействующие потоки-процессы при несогласованном движении ресурсов имеют более чем в 12 раз большую мощность, чем полезные потоки-процессы. Они могут возникать стихийно как следствие несогласованности совокупной деятельности субъектов хозяйствования и государства. Также имеет место и специальная несогласованность, практикуемая довольно открыто в условиях конкуренции и противостояния предприятий, государств. Для их нейтрализации и рекуперации вихревых и противодействующих процессов обществу требуются в свою очередь значительные дополнительные усилия и ресурсы.

В литературе и в хозяйственной политике государства превалирует позиция сторонников развития рыночной конкуренции без участия государства. Все считают, что рынок сам решит вопросы согласования автоматически и наиболее эффективным образом. Но практика показывает противоположные результаты. В конечном итоге, от такой политики положение дел в промышленности, сельском хозяйстве и других сферах России постоянно ухудшается по всем параметрам. Хотя известно, что любая деятельность предполагает строгое согласование по перечисленным ранее вопросам. Только в таком случае можно ожидать позитивных результатов.

10. Совокупность коэффициентов эффективности общественного производства по уровням хозяйствования: коэффициент эффективности деятельности (КЭД) общества в природе; коэффициент возобновляемости природных ресурсов, используемых в общественном производстве; коэффициент полезного действия (КПД) в технических системах. Приведенные коэффициенты, в совокупности взятые по уровням хозяйствования и жизнедеятельности общества, служат важнейшими параметрами определения степени инновационности (полезности для общества, человека, техники, природы) предлагаемых решений, разработок, методологий, концепций, теорий, практик, действий и деятельности.

11. Концептуальная матрица всеобщей организации эффективного развития общественного производства, управления, правового обеспечения по уровням хозяйствования характеризует собой конкретные формы необходимые и достаточные для комплексного анализа и синтеза проводимых исследований, взаимосвязи проводимых работ, проверки их согласованности и соответствия целям, интересам, потребностям, возможностям дальнейшего роста благосостояния общества и его участников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.