Научная статья на тему 'Инструментарий анализа направлений социальной политики по восстановлению экономического роста в России (часть II)'

Инструментарий анализа направлений социальной политики по восстановлению экономического роста в России (часть II) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суворов А.В., Болдов О.Н., Иванов В.Н., Сухорукова Г.М., Буданова А.И.

Во второй части статьи (начало см. в № 5 за 2019 г.) приведены варианты прогнозных расчетов, позволяющие сформировать рекомендации по направлениям социальной политики, обеспечивающих восстановление роста российской экономики. Представлен сравнительный анализ мер стимулирования экономики и лежащих в их основе теоретических конструкций, использовавшихся в странах Европы, США и Китае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Суворов А.В., Болдов О.Н., Иванов В.Н., Сухорукова Г.М., Буданова А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tools for Analyzing Social Policies That Ensure the Recovery of Economic Growth in Russia (Part II)

The second part of the article (see the beginning in No. 5, 2019) presents the scenarios of forecast calculations for formulating guidelines for social policies to ensure the recovery of the growth of the Russian economy. A comparative analysis is given of measures to stimulate the economy and the underlying theoretical structures used in Europe, the United States, and China.

Текст научной работы на тему «Инструментарий анализа направлений социальной политики по восстановлению экономического роста в России (часть II)»

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

А.В. Суворов, О.Н. Болдов, В.Н. Иванов, Г.М. Сухорукова, А.И. Буданова

ИНСТРУМЕНТАРИЙ АНАЛИЗА НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РОССИИ (часть II)1

Во второй части статьи (начало см. в № 5 за 2019 г.) приведены варианты прогнозных расчетов, позволяющие сформировать рекомендации по направлениям социальной политики, обеспечивающих восстановление роста российской экономики. Представлен сравнительный анализ мер стимулирования экономики и лежащих в их основе теоретических конструкций, использовавшихся в странах Европы, США и Китае.

Расчеты динамики секторов российской экономики с учетом фактора человеческого капитала. С учетом данных за 2013-2017 гг. и результатов, полученных в [1], были выполнены прогнозные оценки вклада накопления человеческого капитала в динамику валовой добавленной стоимости и производительности труда в российской экономике до 2030 г. Они также во многом повторяют результаты, полученные в [2].

В соответствии с разработанной в [2] схемой прогнозных расчетов выделены следующие секторы (группы видов экономической деятельности) экономики:

- реальный, включающий промышленность, сельское и лесное хозяйство, рыболовство и рыбоводство, строительство, транспорт и связь;

- образование;

- здравоохранение;

- научные исследования и разработки;

- государственное управление;

- оставшиеся виды деятельности, в которых основную часть занимают торговля и посредническая деятельность.

Подробная схема перспективных расчетов изложена в [2].

1. Определение динамики валовой добавленной стоимости (ВДС) реального сектора:

Y1(t) = F1 [K1(t), L1(t), h1(t), Л1(0], (1)

где Y1(t) - ВДС реального сектора в году t; K1(t) - основной капитал реального сектора на начало года t; L1(t) - среднегодовая численность занятых реального сектора в году t; h1(t) - вооруженность одного занятого в реальном секторе человеческим капиталом в году t; Л1(^ - индекс изменения уровня ВДС в году t за счет факторов, не связанных с изменением основного капитала, численности занятых и их вооруженности человеческим капиталом; этот параметр зависит от его значения в предыдущем году и соотношения затрат на технологические инновации и прироста основного капитала в данном секторе в предыдущем году:

Л1(0 = а0 +al Л1(М) + a2 r(t-1), (2)

где r(t-1) - указанное соотношение затрат на технологические инновации и прироста основного капитала; а0, a1, a2 - оценки параметров регрессионного уравнения.

1 Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 18-010-00456 «Определение направлений социальной политики, обеспечивающих восстановление экономического роста в России»).

Накопление основного капитала в данном секторе определяется долей к величине ВДС данного сектора в предыдущем году:

K1(t) - K1(t-1) = в (t) Y1(t-1), (3)

где P(t) параметр регулирования режима накопления.

2. Накопление человеческого капитала и рост вооруженности им занятых в экономике в целом:

j=t-1 j=t H(t) = H(t)e + H(t)h = ( ^ Ie(j)a(j) + £ Ih(j)b(j))D (4)

j=t-52 j=t-52

h(t) = H(t)/L(t),

где H(t) - среднегодовое значение объема человеческого капитала; H(t)e - среднегодовое значение объема человеческого капитала за счет расходов на образование, соответствующее году t; H(t)h - среднегодовое значение объема человеческого капитала за счет расходов на здравоохранение, соответствующее году t; Ie(j), Ih(j) -расходы соответственно на образование и здравоохранение в году j; a(j), b(j) - коэффициенты, соответствующие долям общих расходов соответственно на образование и здравоохранение в году j , относимых на накопленный человеческий капитал в году t, характеризующие лаговую структуру этих расходов; D - поправочный коэффициент, соответствующий соотношению полного объема капитала и его объема, рассчитанного на основе накопленных инвестиций за последние 52 года (разница между этими величинами составляет менее 1%); h(t) - показатель вооруженности одного занятого человеческим капиталом в экономике в целом.

В приведенных ниже результатах расчетов предполагалось, что во всех видах деятельности в перспективе темпы роста вооруженности человеческим капиталом являются одинаковыми.

3. Определение ВДС в образовании и здравоохранении:

Y2(t) = Ie(t)/Ie(t-1) Y2(t-1) (5)

Y3(t) = Ih(t)/Ih(t-1) Y3(t-1), где Y2(t) и Y3(t) - ВДС соответственно образования и здравоохранения, Ie(t), Ih(t) - расходы соответственно на образование и здравоохранение в году t в постоянных ценах.

Ie(t) = L2(t) ie(t) (6)

Ih(t) = L3(t) ih(t),

где L2(t) и L3(t) - численность занятых, соответственно в образовании и здравоохранении в году t; ie(t) и ih(t) - расходы по этим видам экономической деятельности в расчете на одного занятого, задаваемые нормативно.

4. Определение ВДС в государственном управлении:

Y4(t) = L4(t) q(t), (7)

где Y4(t) и L4(t) - ВДС и занятость по этому виду деятельности в году t; q(t) - коэффициент, аналогичный показателю производительности труда в секторах, где она может корректно измеряться. Динамика численности занятых и коэффициент q(t) задаются нормативно.

5. Определение ВДС в научных исследованиях и разработках и расчет затрат на технологические инновации:

Y5(t) = Is(t)/Is(t-1) Y5(t-1) s(t) (8)

IN (t) = Is(t)/Is(t-1) IN(t-1) sn(t), где Y5(t) - ВДС в научных исследованиях и разработках; Is(t) - внутренние затраты на научные исследования и разработки; IN(t) - затраты на технологические инновации; s(t) и sn(t) - коэффициенты, отражающие различия в уровне и динамике названных показателей.

6. Расчет ВДС для сектора, включающего все оставшиеся виды деятельности (основную часть в нем занимают торговля и посредническая деятельность):

Y6(t) = F6 [K6(t), L6(t)], (9)

где Y6(t) - ВДС данного сектора; К6(7) - основной капитал данного сектора на начало года 7; Ь6({) - среднегодовая численность занятых в данном секторе в году 7.

Следует иметь в виду, что в соответствии с классификацией видов экономической деятельности основные фонды входящего в данный агрегат вида экономической деятельности «операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» включают стоимость жилищного фонда, не являющегося средством производства. Поэтому его стоимость исключена при оценке параметров ПФ и соответственно проведении прогнозных расчетов.

Для реального сектора и сектора, включающего все оставшиеся виды деятельности, перспективные расчеты ВДС основывались на аппарате ПФ. Для образования и здравоохранения расчеты основывались на нормативно заданных показателях расходов за счет всех источников в расчете на одного занятого и прогнозной численности занятых. Для научных исследований и разработок применялся аналогичный метод, при этом динамика данного сектора определяла и значения темпа технического прогресса в ПФ реального сектора. Динамика ВДС сектора государственного управления определялась прогнозом численности занятых. Секторы образования, здравоохранения, научных исследований и разработок определяют в целом вклад инновационных факторов в динамику экономики.

Структура занятых в разрезе групп видов экономической деятельности, указанных выше, при этом варианте характеризуется стабильной численностью занятых в реальном секторе, образовании, здравоохранении, научных исследованиях и разработках. Численность занятых в секторе государственного управления уменьшается в той же мере, что и численность занятых в экономике в целом. Численность занятых в остальном секторе экономики (основную часть занимают торговля и посредническая деятельность) определяется разностью между общей численностью занятых и численностью занятых в названных выше секторах.

За базу прогноза принят 2017 г. Первый вариант учитывает существующие тенденции изменения в структуре и численности занятых, исключающие, по сути, возможность радикальных мер по преодолению кризисных явлений в экономике. И одновременно он предполагает возобновление роста расходов на образование и здравоохранение в реальном выражении с 2019 г, постоянство нормы накопления в реальном секторе экономики, сохранение соотношения с объемами накопления основного капитала уровня затрат на технологические инновации на уровне предпрогнозного периода.

В соответствии с этим вариантом прогноза совокупный человеческий капитал имеет следующие темпы прироста: 2019-2025 гг. - 3,2%; 2026-2030 гг. - 4,6%.

Реализация предпосылок, заложенных в расчеты, показывает, что на интервале 2018-2030 гг. среднегодовые темпы прироста ВДС в экономике в целом составят 1,5-1,9%, темпы прироста реального сектора - 2,3-3,0%. К концу прогнозного периода вклад накопления человеческого капитала в рост производительности труда в реальном секторе практически в полтора раза превысит вклад накопления основного капитала. Суммарный вклад инновационных факторов составляет в период 2019-2030 гг. даже по консервативному варианту более 100% в прирост ВДС российской экономики в целом, перекрывая негативное воздействие общего снижения численности занятых.

Задача второго варианта прогнозных расчетов - показать возможности ускорения темпов роста экономики за счет роста затрат на технологические инновации и вложений в человеческий капитал.

Данный вариант предполагает ту же динамику общей численности занятых в экономике, что и первый. Численность занятых в реальном секторе также остается стабильной. Стабильной остается численность занятых в научных исследованиях и разработках. Численность занятых в секторе государственного управления умень-

шается в той же мере, что и численность занятых в экономике в целом. Наконец, численность занятых в секторе торговли и посреднической деятельности определяется как разность между общей численностью занятых и занятых во всех названных выше секторах (видах экономической деятельности).

Вместе с тем второй вариант предполагает рост соотношения затрат на технологические инновации и инвестиции в основной капитал в реальном секторе экономики в 1,8 раза к 2030 г. по сравнению с 2017 г., что приводит к ускоренному по сравнению с первым вариантом росту ВДС реального сектора. Данному варианту соответствует увеличение расходов в расчете на одного занятого в научных исследованиях и разработках и росту ВДС этого вида деятельности, связанному с ускоренным ростом затрат на технологические инновации в реальном секторе.

В части вложений в человеческий капитал на 2018 г. зафиксирована та же динамика численности занятых и уровня расходов в реальном выражении в образовании и здравоохранении, что и в первом варианте. Далее предполагается радикальное увеличение вложений в человеческий капитал. Наибольший рост расходов необходим в здравоохранение. Это объясняется неоправданно низким в настоящее время уровнем общественных расходов на здравоохранение. В перспективе этот рост обусловливается, в частности, увеличением численности занятых в здравоохранении к концу прогнозного периода примерно на 60% (такая цифра принята по результатам международных сопоставлений).

По линии образования предполагается относительно небольшой рост численности занятых по сравнению с 2017 г. Пик потребности в занятых приходится на 2020 г. (121% к уровню 2012 г.), а в 2030 г. целевой уровень составляет 114%, что связано с изменениями в демографической структуре населения.

В соответствии с этим вариантом прогноза темпы прироста совокупного человеческого капитала следующие: 2019-2025 гг. - 5,4%; 2026-2030 гг. - 6,8%

Среднегодовые темпы прироста ВДС в экономике в целом составляют на интервале 2019-2030 гг. 2,8-4,6 %, темпы прироста реального сектора 4,7-6,8%.

Главной особенностью этого варианта является радикальное преобразование структуры экономики, состоящее в ускоренном росте реального сектора, образования, здравоохранения, научных исследований и разработок. При этом темпы прироста суммарной ВДС по экономике в целом отличаются от первого варианта гораздо меньше, чем темпы прироста указанных выше секторов, за счет снижения ВДС сектора услуг без транспорта, связи, государственного управления, образования и здравоохранения, науки.

К концу прогнозного периода вклад накопления человеческого капитала в рост производительности труда в реальном секторе в 1,7 раза превышает вклад накопления основного капитала. Если сравнивать с первым вариантом прогноза, то данный вариант характеризуется меньшей долей вклада в экономический рост накопления человеческого капитала. Но это лишь результат значительно более высоких темпов прироста ВДС в данном варианте. По сравнению с первым вариантом исключительно высоким является вклад в темпы прироста совокупной ВДС прироста расходов на технологические инновации, что, в частности, приводит к относительно меньшему балансовому воздействию роста ВДС образования и здравоохранения. Соответственно и вклад балансового воздействия прироста ВДС в научные исследования и разработки возрастает относительно мало по сравнению с первым вариантом.

В последнее пятилетие прогнозного периода абсолютный прирост ВДС российской экономики по второму варианту более чем в 2,5 раза превышает ее прирост по первому варианту. При этом решающее значение имеет накопление человеческого капитала и рост затрат на технологические инновации.

Результаты актуализации модели мультипликатора конечного спроса. Модель мультипликатора конечного спроса позволяет определить интегральное приращение уровня ВВП в результате реализации проектов, приводящих к увеличению какого-либо из элементов конечного спроса [3].

Во-первых, ВВП в рыночных ценах может быть представлен как сумма продукции, использованной для личного потребления домохозяйств (С), государственного потребления (О), валового накопления основного капитала и материальных оборотных фондов (I), экспортно-импортного сальдо (Е - Ц):

У = С + О + I + (Е - и). (10)

Во-вторых, ВВП в рыночных ценах представляет собой сумму элементов добавленной стоимости и косвенных налогов, образующей потоки доходов отдельных экономических агентов - населения, предприятий, государства: оплаты труда(Щ), начислений на заработную плату (5), чистой прибыли экономики (Я), потребления основного капитала (А), косвенных налогов на производство и продукты (ТУА)(точнее, чистых налогов на производство и продукты, т.е. налогов за вычетом субсидий, однако в данном случае это не принципиально):

У = V + 5 + Я + А + ТУА. (11)

Каждый элемент использованного ВВП представляет собой сумму продукции, произведенной внутри страны, и импорта. Это выражается следующими соотношениями:

С = С + ис = Мс + Wc + 5с + Яс + Ас + Туас + ис

0 = О + ис = Мо + Ж0 + + Яо + Ао + ТуАо + иа (12)

1 = I + и1 = М1 + Щ + + Я1 + А1 + ТУА1 + и1 Е = Е + иЕ = Ме + ЩЕ + 5Е + ЯЕ + АЕ + ТУАЕ ,

где знак «~» над переменными означает отечественную продукцию, идущую в одноименные элементы конечного спроса; М с соответствующими индексами обозначает материальные затраты на производство отечественной продукции, поступающей в элементы конечного спроса; и с соответствующими индексами - импортная продукция, непосредственно поступающая в элементы конечного спроса.

На основе отчетной таблицы «затраты - выпуск» такое представление может быть получено, исходя из отраслевой структуры каждого функционального элемента ВВП, показателей промежуточного потребления и структуры добавленной стоимости в отраслевом разрезе, матрицы импорта, показывающей распределение его между элементами первого и второго квадранта.

Далее, из соотношений таблицы «затраты - выпуск» имеем следующее выражение вектора-строки валовых выпусков X через вектор-строку суммы добавленных стоимостей и косвенных налогов 7 (ее условно можно назвать добавленной стоимостью в рыночных ценах):

X = 7' (Е-О)-1, (13)

где О - матрица коэффициентов распределения валовых выпусков по элементам промежуточного и конечного спроса.

Матрица (Е-О)-1 представляет распределение валового выпуска каждой отрасли по добавленной стоимости всех других отраслей и характеризует полные затраты добавленной стоимости на единицу валового выпуска.

Смысл коэффициента «полных затрат» добавленной стоимости состоит в том, что он учитывает непосредственные удельные величины заработной платы, прибыли, потребления основного капитала, косвенных налогов как в стоимости продукции данной отрасли, так и в стоимости промежуточного потребления.

Зная видовую структуру отраслевых добавленных стоимостей, матрицу импорта и отраслевую структуру элементов конечного спроса, последние можно представить (в рыночных ценах) в виде суммы полных затрат добавленной стоимости и импорта следующим образом:

С = Ж 1с + Б1с + Я1с + А1с + Т 1улс + ис1 + ис

0 = Ж1 о + Б1 о + Я о + А о + Т \ло + ио1 + ио (14)

1 = Ж1: + Б+ Я1: + А1/ + Т\л: + С/л +

Е = Ж+ Б+ Я1Е + А1Е + Т1УАК + иЕ1 ,

где ис1, иО1, и:1, иЕ1 - полные затраты импорта на производство отечественной продукции, соответствующей элементам конечного спроса. Таким образом, полные затраты импорта на данный элемент конечного спроса складываются из импортной продукции, непосредственно поступающей в конечное использование, и полных затрат импорта на производство отечественной продукции. При этом объем и структура конечного спроса (использованного ВВП) оказываются полностью увязанными с объемом и структурой добавленной стоимости (т. е. доходов) и импорта.

Расчет величины мультипликатора строится следующим образом.

Во-первых, соотношения (12) в части отечественной продукции параметризуются через систему структурных коэффициентов, представляющих собой нормативы полных затрат каждого вида доходов, чистых налогов на продукты, импортной продукции на производство этой отечественной продукции и ее доведение до потребителя:

с = Ж1с + Б1с + Я1 с + А1с + Т1уас + иа = с(м>с (1++ гс + ас + 7УАс+ыа)

0 = Ж1о + Б1о + Я1о + А1о + Т\ло + ио1 = О(м>О (1+5) + гО + аО + уАО + иО1) (15)

1 = Ж': + Б': + Я1: + А1: + Т 1ум + и п = (1 + 5) + г/ + а: + УА1 + ип )

Е = Ж1Е + Б1Е + Я1Е + А1Е + Т1УАЕ + иЕ1 = Е(уЕ (1 + 5) + гЕ + аЕ + 7УАЕ + иЕ1).

Для определения импортной продукции, поступающей непосредственно в конечное использование, применяются нормативы, характеризующие ее долю по отношению к отечественной продукции, поступающей в этот же элемент конечного спроса. Для сектора домашних хозяйств доля импортной продукции в конечном потреблении может определяться на основе специального уравнения, использующего зависимость ее от курса рубля по отношению к иностранным валютам, однако в рамках краткосрочного периода ее можно также фиксировать на постоянном уровне.

Во-вторых, показатели доходов в экономике связаны и с показателями использованного ВВП соответствующими функциями спроса:

с = Ь1(Ж (1 - ^ ) + Ь2 Б) + Ь3 Я + с 0, (16)

I = ЬА(Я(1 - 7я) + А) + Ь5Т, (17)

О = Ь6Т + О0, (18)

где Т - общая сумма налогов в экономике, равная:

Т = Ты + ТЯ + ТУА = + 7ЯЯ + (Т\лс + Т\ло + Т\л,I + Т\ае ), (19)

Ту- налоги с населения; ТЯ- налоги на прибыль; ТУА- косвенные налоги (НДС и акцизы); Ь1 - склонность населения к потреблению; Ь2 - коэффициент, характеризующий отношение суммы выплаченных пенсий и пособий к начислениям на заработную плату; Ь3 - доля прибыли, идущая на личное потребление; N - норма прямых налогов на заработную плату; с0 - объем потребления, не связанный непосредственно с вариацией денежных доходов (условно-постоянная часть плюс нату-

ральное потребление); Ь4 - доля расходов на валовое накопление за счет собственных средств предприятий в сумме прибыли за вычетом налогов и амортизации; Ь5 -доля капиталовложений за счет госбюджета и внебюджетных фондов в общей сумме налогов; Ь6 соотношение общей суммы налогов и расходов на потребление государственных и некоммерческих организаций; О0 объем государственных расходов, не связанных с вариацией налоговых доходов; ^ - норма налога на прибыль.

Рассмотрим далее математическую схему вычисления мультипликатора конечного спроса (для определенности рассмотрим мультипликатор личного потребления). Пусть прирост потребления, обеспечиваемый отечественной продукцией, т.е. АС, известен. Совокупность соотношений (15-19) составляет следующую систему линейных уравнений:

(

А АО

АС1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Л

^^ 11 ^12 ^13 ^ 21^ 22^ 23^24

^^^31 ^32^^зз^34 ^

'ас л АОС

АС J

(20)

В данном случае АС1 представляет собой прирост потребления, индуцированный первоначальным приращением его на величину АС , которая, как уже говорилось, задана. В итоге получаем систему из трех уравнений с тремя неизвестными, что позволяет однозначно определить их. Величина мультипликатора составит:

, АС + АО + А~ + АС1

к =-с-. (21)

АС

Если известны А1 , АО или АЕ, аналогично можно исчислить мультипликатор и для этих элементов ВВП при соответствующей модификации системы уравнений. При этом различная структура полных затрат добавленной стоимости и импорта на производство отдельных элементов ВВП будет порождать и разные приращения конечного спроса, т.е. величины мультипликаторов будут различными.

Величина мультипликатора может, очевидно, исчисляться и по отношению к приросту элемента конечного спроса, включающему импорт в составе этого прироста и т. д. В табл. 1 приводятся значения мультипликаторов конечного спроса, исчисленные на основе данных таблицы «затраты-выпуск», разработанной Росстатом за 2011 г. и соответствующих им показателей агрегированных показателей СНС.

Как видно из табл. 1, самым высоким значением мультипликатора (исчисленного по отношению к прямому приросту с включением импорта, стр. 2 табл. 1) характеризуется прирост государственного потребления, в котором практически отсутствуют импортные элементы на этапах конечного и промежуточного потребления и высок удельный вес оплаты труда. Далее идет экспорт, для которого доля совокупного импорта значительно меньше, чем для потребления домо-хозяйств и валового накопления, высока доля налогов на продукты и валовой прибыли. Наконец, валовое накопление и потребление домохозяйств имеют в настоящее время наименьшие значения мультипликаторов прежде всего за счет больших удельных весов импорта.

Значения мультипликаторов конечного спроса по отношению к отечественным составляющим элементов конечного спроса значительно выше для потребления домохозяйств и валового накопления, при этом они дифференцированы мало. Это естественное следствие того, что в данном расчете из знаменателя исключены импортные составляющие конечного спроса.

Таблица 1

Значения мультипликаторов конечного спроса для элементов использованного ВВП России

Значение мультипликатора, раз Конечное потребление домашних хозяйств Конечное потребление госучреждений Валовое накопление Экспорт

По отношению к отече-

ственной продукции в приросте элемента конечного спроса с исключением импорта в конечном спросе По отношению к приросту всего элемента ко- 2,10 2,23 2,0 2,16

нечного спроса, включающему импорт По отношению к приросту отечественной со- 1,81 2,23 1,72 1,90

ставляющей элемента конечного спроса 2,25 2,35 2,43 2,16

Результаты актуализации параметров системы функций спроса населения.

Результаты расчетов, представленные, в частности, в [4], были актуализированы на динамических рядах доходов и расходов населения за период до 2017 г. включительно.

Результаты указанных расчетов имеют не только самостоятельное научное значение, они необходимы и для расчета отраслевых составляющих мультипликатора конечного спроса, модель которого описана выше.

Перечисленные формальные свойства, описанные в [4] и предпосылки, лежащие в их основе, а также имеющаяся в нашем распоряжении статистическая информация предопределили следующий подход к эконометрическому оцениванию ее параметров (табл. 2).

Таблица 2

Значения параметров функций спроса для отдельных товарных групп по данным за 1995-2017 гг.

Товарная группа Эластичность от общего объема потребительских расходов Эластичность от относительной цены Коэффициент множественной детерминации, %

Пищевые продукты, включая

напитки, и табачные изделия 0,55 -0,22 68,2

в том числе:

мясо и мясопродукты 0,71 -0,19 94,0

алкогольные напитки 0,88 -0,29 76,0

Непродовольственные товары 1,10 -0,22 79,2

в том числе:

транспортные средства 1,56 -0,24 71,3

Исходная форма уравнения функции спроса:

ln(Yu) = a0 + a, ln(P) + bt ln(P) + dt ln(at) , (22)

Pt Pt

где ot - среднеквадратическое отклонение логарифмов дохода в году t; Yit является отдельной позицией товарооборота (услуг) в сопоставимых ценах; Xt - общий объем доходов в текущих ценах; Pt - индекс потребительских цен; Pit - индекс цен на i-ю группу товаров (услуг) в году t.

Все три показателя эластичности в уравнении (22) могут быть предварительно оценены изолированно, до непосредственной обработки динамических рядов товарооборота и услуг и соответствующих дефляторов. В [4] детально описан метод эко-нометрической оценки параметров системы функций спроса, состоящий в применении метода наименьших квадратов с использованием априорной информации [5].

В то же время следует отметить, что требуется дополнительная работа по уточнению динамики отдельных позиций оборота розничной торговли и платных услуг, поскольку классификация их в последние годы изменилась.

Сравнительный анализ мер стимулирования экономики и лежащих в их основе теоретических конструкций, используемых в Китае, США, ФРГ с 2008-2009 гг. по настоящее время.

Китай. Отличительной чертой преобразований в Китае является пятилетнее планирование (программа народнохозяйственного и социального развития, принимаемая сессией Всекитайского собрания народных представителей - ВСНП), направленная на создание среднего класса как наемных работников, так и предпринимателей. В рамках данного курса проводятся все реформы.

Основными ожидаемыми результатами проводимых мер социальной поддержки населения в настоящее время являются:

- увеличение продолжительности жизни;

- рост числа медицинских учреждений в городской и сельской местности и повышение качества оказываемых медицинских услуг;

- повышение внутреннего платежеспособного спроса;

- переселение населения из сельской местности в города, создание новых кластерных городов;

- удвоение ВВП и среднедушевых доходов населения;

- увеличение числа обучающихся в сельских районах и бедных городских районах;

- создание новых рабочих мест.

При этом реализуются такие меры поддержки, как:

A. Введение новых налоговых льгот и вычетов (поправки Госсовета к Закону о подоходном налоге с физических лиц, август 2018 г.).

B. Целевая программа, содействующая оптимальному размещению ресурсов медицинских специалистов, усилению тематической просветительско-воспитательной работы среди пожилых людей и низовых учреждений, оказывающих медицинские и оздоровительные услуги престарелым, а также реализации ряда важных проектов по профилактике и лечению таких геронтологических заболеваний, как инсульт и болезнь Альцгеймера (в октябре 2016 г. ЦК Компартии Китая и Госсовет КНР обнародовали программу «Здоровый Китай-2030»).

C. Собранием Народных представителей 12-го созыва принята 13-я пятилетняя программа народнохозяйственного и социального развития Китая (2016-2020 гг.), включающая развитие физической культуры и спорта в Китае на 2016-2020 гг., план углубления реформы медико-санитарной системы в период 13-й пятилетки, устанавливающий проведение профилактических мероприятий; особое внимание уделено развитию сферы медицинских услуг в наименее обеспеченных районах, психологическому и физическому здоровью пожилых людей, решению проблемы бедности в сельских районах, ускорению урбанизации, увеличению числа медицинских центров, их обеспеченности персоналом.

Основными результатами проведенных в 2011-2015 гг. мер социальной поддержки явились:

1. Увеличение валового внутреннего продукта.

2. Новые рабочие места в городских районах - 13,12 млн., которые превысили ожидаемый показатель.

3. Располагаемый доход населения на душу населения увеличился на 7,4%, опережая темпы экономического роста.

4. Остаток сберегательных вкладов населения на конец 2014 г. возрос на 8,5%, т. е. более чем на 4 трлн. юаней.

5. Сокращение масштабов нищеты ускорилось, а численность сельской бедноты сократилась на 14,42 млн. чел.

6. Выполнены проекты жилищного обеспечения.

7. Увеличилось на 10,5% число сельских обучающихся в школах и учеников из бедных районов.

8. После публикации Правил по укреплению здоровья населения в 2009 г. в 16-ти провинциях и 10-ти крупных городах были приняты положения местного значения по укреплению здоровья населения, в 31-й провинции (автономном районе и городе центрального подчинения) был разработан и претворен в жизнь «План реализации мероприятий в целях укрепления здоровья народа».

9. В 2009 г. государство объявило 8 августа Днем всенародного укрепления здоровья. С 2011 по 2014 г. по всей стране было создано 3405 спортклубов и спортцентров; в микрорайонах построено 9447 многоцелевых стадионов, 2366 спортивных парков, 24879 спортивных площадок, 878 загородных лагерей; установлено 1,69 млн. уличных тренажеров, открыты оборудованные спортивными сооружениями площадки. На конец 2015 г. процент регулярно занимающихся спортом составил 33,9%, площадь спортивных площадок в среднем на душу населения достигла 1,57 кв. м; в 72% районах уездного уровня и выше работают спортивные ассоциации, насчитывается 7147 подростковых спортивных клубов; на каждые 10 тыс. чел. приходится 3 площадки по укреплению здоровья. По состоянию на конец 2016 г. в соответствии с законом были наложены штрафы на ряд предприятий, которые отказались или проводят соответствующее урегулирование его недобросовестно; 1524 предприятиям было предписано приостановить деятельность, в отношении 1576 предприятий были поданы ходатайства о прекращении деятельности, на 426 предприятиях пресечена незаконная деятельность. Была усилена динамика надзора и проверок в области соблюдения работодателями санитарно-гигиенических условий труда.

Мерами социальной поддержки населения, согласно Докладу о работе правительства, явились:

1. Снижение налогов населения.

2. Снижение процентных ставок в рамках денежно-кредитной политики,

3. Расширение мер инвестиционной политики и создание специальных фондов для реализации проектов строительства в бедных городских районах и в сельской местности, а также строительство железнодорожных путей и автомобильных дорог в центральных и западных регионах Китая.

4. Проекты по улучшению ситуации в сфере занятости и предпринимательства для людей с ограниченными возможностями, а также выпускников учебных заведений.

5. Проекты жилищного обеспечения в городах 7,72 млн. чел., ремонт жилья для 6,01 млн., а в сельской местности для 4,32 млн. чел.

6. Продолжение комплексной реформы страхования и здравоохранения, повышение субсидий и минимальных пенсий.

7. В 2011 г. государство внесло поправки в «Закон КНР о профилактике и лечении профессиональных заболеваний», направленный на устранение вредных производственных факторов.

Основными результатами проведенных в 2008-2009 гг. мер социальной поддержки являются преодоление финансового кризиса и обеспечение стабильного экономического развития страны:

- наименее обеспеченные жители страны, в том числе в сельской местности, получили доступ к качественному медицинскому обслуживанию;

- местные финансовые департаменты на всех уровнях также увеличили инвестиции в фонды занятости, что содействовало эффективному развитию занятости и трудоустройства;

- произошел рост ВВП и среднедушевых доходов населения.

Основными мерами социальной поддержки явились:

1. Выделение субсидий на трудоустройство (2008 г.).

2. Структурная реформа системы медицины и здравоохранения, строительство базовой медицины в сельских районах, система обеспечения и снабжение медикаментами медицинских учреждений, постепенное выравнивание уровня обслуживания в сельских и городских районах Китая (Основные положения 11-й пятилетней программы 2006-2010 гг.; 3 января 2008 Государственный совет выпустил «Уведомление о содействии экономному и интенсивному использованию земли»; 4 февраля 2008 г. Народный банк Китая и Комиссия по регулированию банковской деятельности Китая совместно издали «Меры по управлению экономически приемлемыми кредитами на жилищное строительство; «Предложения по углублению реформы системы медицины, фармацевтики и здравоохранения», «Приоритетный проект реализации реформы системы медицины, фармацевтики и здравоохранения на ближайший период времени (2009-2011 гг.)» и «План и проект реализации углубления реформы системы медицины, фармацевтики и здравоохранения на период 12-го пятилетнего плана». В 2008 г. Третий пленум ЦК КПК 17-го созыва принял документ «Решение ЦК КПК по некоторым важным вопросам о продвижении развития реформ на селе»).

3. Решение о снижении базовой процентной ставки по кредитам и вкладам в юанях, принятое 22 декабря 2009 г. Народным банком Китая.

США. Кризис 2008 г. повлиял на решение Президента США Барака Обамы провести крупномасштабную реформу системы здравоохранения в стране, ориентированную на увеличение «застрахованности» населения, обеспечение доступа к медицинским услугам и препаратам по программе страхования для большинства населения. Часть расходов на проведение реформы принял на себя федеральный бюджет. Реформа была призвана возместить часть расходов населения, освободив денежные средства для увеличения спроса на товары и услуги, а также улучшить обеспечение медицинских учреждений необходимыми препаратами и повысить доступ к медицинскому обслуживанию.

Менее заметные изменения касались ежегодной корректировки других программ помощи населению, таких как «Временная поддержка нуждающимся семьям» (ТА), «Специальная дополнительная программа питания для женщин, младенцев и детей (англ. The Special Supplemental Nutrition Program for Women, Infants and Children (WIC))», программы дополнительной помощи по питанию (SNAP) Министерства сельского хозяйства и прочим - в США насчитывается около 80-ти различных социальных программ.

Изменения мер поддержки населения можно условно разделить на реализуемые во время президентского правления Барака Обамы и Дональда Трампа.

В 2018 г. Президент США Д. Трамп подписал расширение по Программе дополнительной помощи по питанию (SNAP) Министерства сельского хозяйства. Мерами поддержки являлись:

1. Заключения договоров с фермерами на поставки и реализацию продовольствия по дебетовым картам социальных программ Министерства сельского хозяйства.

2. Улучшение целостности Программы помощи в области дополнительного питания (SNAP): с 1 октября 2018 г. не учитываются накопления в банках, а выплата положена, если размер валового месячного дохода не превышает установленных в штате сумм на семью из расчета числа человек в домохозяйстве. Получать могут и обучающиеся в колледже, если они работают 20 час. в неделю и соответствуют прочим критериям.

Президент США Дональд Трамп подписал 20 января 2017 г. исполнительный указ, облегчающий действующие для госучреждений нормативные требования, введенные законом о доступном медицинском страховании. В октябре 2017 г. им подписаны поправки к программе Obamacare, позволяющие учреждениям покупать индивидуальные и коллективные страховки вне государственной системы.

Мерами поддержки населения являются:

- снижение бюджетного финансирования посредством выплат страховым компаниям;

- разрешение населению покупать индивидуальные и коллективные страховки вне государственной системы.

Ожидаемыми эффектами текущей политики являются:

1. Улучшение качества питания населения, в частности, по программам дополнительной помощи по питанию.

2. Поддержка уровня доходов субъектов малого предпринимательства.

3. Повышение уровня жизни населения.

4. Снижение стоимости реализации программы по здравоохранению Президента США Б. Обамы для федерального бюджета.

5. Рост потребительского спроса за счет увеличения денежных средств у населения посредством снижения обязательных платежей по страхованию.

Реформы Барака Обамы содержат следующие меры поддержки населения:

1. Предоставление беременным женщинам субсидии на оплату продуктов питания (перечень и марки определяются дополнительно), женщинам с детьми от 6 мес. -субсидий на оплату продуктов питания, кормящим женщинам, предоставление питание женщинам с младенцами и детьми в возрасте до 5 лет. Уровень дохода, ниже которого назначается помощь, определяется в каждом штате самостоятельно. Финансирование осуществляется через дебетовые карты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Проведение в офисах программы WIC занятий по грудному вскармливанию для беременных, чтение тематических лекций.

3. Охрана здоровья беременных, послеродовых и кормящих женщин с низким доходом, младенцев и детей в возрасте до 5 лет, которые подвергаются риску нездорового питания.

4. Предоставление Временной помощи нуждающимся, если они не в состоянии работать, не могут найти работу или работа не оплачивается достаточно. TA помогает оплатить расходы. Family Assistance (FA) оказывает денежную помощь нуждающимся семьям, в том числе несовершеннолетнему ребенку, живущему с одним из родителей (включая семьи, в которых оба родителя находятся в домашнем хозяйстве), или родственнику, осуществляющему уход. ФА действует в соответствии с федеральными правилами Временной помощи нуждающимся семьям (TANF). В соответствии с законом правомочные взрослые имеют право на получение пособий в течение 60 мес. в течение жизни, включая месяцы помощи, финансируемой TANF, предоставляемой в других штатах. Система социальной защиты (SNA) предоставляет денежную помощь нуждающимся лицам и семьям, которые не имеют

права на получение страховки. БКА предназначена для холостых; бездетных; детей, живущих отдельно от любого взрослого родственника; семей лиц, уличенных в злоупотреблении наркотиками или алкоголем или отказывающихся от лечения, иностранцев, имеющих право на временную помощь, но не имеющих его на федеральное возмещение.

5. Изменение в продуктовых пакетах по программе ^С.

6. Главным элементом реформы здравоохранения, осуществление которой началось в октябре 2013 г., является введение обязанности граждан США приобретать медицинскую страховку, если они не застрахованы, малоимущим для этого предоставляются субсидии.

7. Реформа также призвана улучшить условия медицинского страхования уже имеющих полис граждан, с 1 января 2014 г. работодатели и их страховщики больше не могут отказывать работникам в предоставлении медицинской страховки или повышать страховые взносы за нее, если до начала трудового договора у работника уже было подтверждено тяжелое хроническое заболевание (например, СПИД, рак и т. д.).

8. Граждане смогут приобретать страховку без содействия работодателей в специально созданных для этого центрах.

9. Увеличение суммы покрытия страховкой услуг и лекарств (соответственно увеличение стоимости страховки).

10. Бесплатное лечение для льготных категорий (индейцы, заключенные и т.д.).

11. Перенос бремени оплаты страховки с работников на работодателей (согласно типу страховки и включенным видам услуг).

12. В программе Медикейд могут принять участие беременные женщины, которые не в состоянии оплатить ведение беременности и роды, дети и другие люди, которые нуждаются в медицинских услугах и подходят под условия программы.

Меры различаются на уровне штата от национального уровня, так как штаты могут устанавливать собственные рамки, Федеральное агентство Министерства сельского хозяйства США отвечает за администрирование Программы ^С на национальном и региональном уровнях.

Ожидаемыми результатами реализации вышеперечисленных программ являются:

1. Повышение качества оказываемых услуг в сфере здравоохранения и увеличение эффективности их финансирования.

2. Страховое покрытие, которое должно охватить 95% населения страны (по сравнению с 84% по данным 2011 г.).

3. Усовершенствованная система снабжения престарелых медикаментами.

4. Сокращение административных расходов и повышение налоговых поступлений от фармацевтических компаний.

5. Повышение доступности медицинских услуг и препаратов для всего населения, в первую очередь малообеспеченного и с ограниченными возможностями.

6. Замещение части расходов населения на покупку страховки, медикаментов и медицинских услуг, что должно способствовать росту спроса.

7. Обеспечение малообеспеченным женщинам минимально необходимого полноценного питания. Данным видом помощи могут воспользоваться как граждане страны, так и мигранты, в том числе нелегальные, квоты устанавливаются в каждом штате.

ФРГ. Кодекс социального права Германии (нем. Sozialgesetzbuch, БОБ) состоит из 12 разделов, каждый из которых является отдельным законом и регулирует определенный вид социального обеспечения. Поэтому в Германии определенный вид пособия могут называть либо по номеру раздела в Кодексе, либо другого закона, регулирующего получение пособия, либо самого пособия, например БОБ-Х11, или соци-

альная помощь. Есть и ряд других законов, регулирующих предоставление финансовой поддержки в ситуациях, не включенных в Кодекс.

Оказание социальных услуг в ФРГ основано на правовой базе федерального законодательства и законодательства федеральных земель, причем условия в восточных и западных землях могут различаться.

Социал-демократы предложили провести серию реформ, получивших название План 2010 (Agenda 2010). Его ключевыми пунктами в сфере занятости (так называемые реформы Hartz I-IV) стали снижение расходов на социальные нужды и выстраивание политики таким образом, чтобы выгоднее было работать, чем жить на пособие. Либерализация рынка занятости, а также поощрение системы частичного найма (например, женщин, имеющих детей и желающих работать в определенное время суток, пока дети находятся на занятиях) позволили сократить уровень безработицы с 11% в 2005 г. до 7,5% в 2008 г., а в конце 2012 г. уровень безработицы составлял 5,5%. Реформы, начатые правительством канцлера Герхарда Шредера в 1998-2005 гг., стали залогом устойчивого экономического роста в 2006 и 2007 гг. и снижения безработицы. Эти реформы позволили практически встретить кризис 2008-2009 гг. с гибкой системой занятости.

К мерам социальной политики, реализуемым в настоящий момент на основании корретировки SGB-XII (параграфы 1, 4, 9), Закона о минимальной зарплате (Mindestlohngesetz - MiLoG), Основного закона ФРГ (с изменениями от 13.07.2017 г.) относятся следующие:

1. С 1-го января 2018 г. законодатель снизил сумму отчислений в государственную пенсионную кассу - отчисления в государственную систему социального страхования (gesetzliche Sozialversicherung), подчеркнув, что процентная ставка останется на этом уровне до 2023 г. при условии неизменной правовой базы.

2. Налоговая льгота на расходы на профессиональную деятельность (Arbeitsmittel): до сих пор работающие по найму могли полностью «вывести из-под налога» по статье «расходы на профессиональную деятельность» (Werbungskosten) покупки, стоимость которых не превышает 410 евро нетто (geringwertiges Wirtschaftsgut), а более дорогие приобретения списываются в течение нескольких лет. В 2018 г. этот барьер повышен почти в 2 раза.

3. Минимальный уровень почасовой ставки (Mindestlohn): 31 декабря 2017 г. в Германии завершился переходный период к тотальному введению минимальной заработной платы, т.е. с 1-го января 2018 г. нормативной правовой основой для начисления минимальной зарплаты является уже не коллективный договор (Tarifverträge), и тем более не желание работодателя, а определяемая специальной государственной комиссией (Mindestlohnkommission) минимальная почасовая ставка работающего по найму - около 8 евро в час - исключения из закона, предписывающего минимальную оплату труда, действуют только до 31.12.2017. С 2018 г. минимальная зарплата действует для всех работников во всех сферах занятости без каких-либо исключений.

Данные меры призваны стимулировать внутренний платежеспособный спрос населения, обеспечивать переход с дотационного образа жизни населения к трудовой, рост налоговых отчислений с заработной платы и увеличение денежных средств у населения, что должно приводить к ежегодному профицитному государственному бюджету.

В 2008-2014 гг. ожидаемыми результатами проводимых мер поддержки населения были:

1. Стимулирование потребительского спроса и тем самым развитие экономики в условиях снижения темпов ее роста в 2008-2009 гг.

2. Замедление уровня падения доходов населения в кризис.

3. Увеличение дефицита бюджета, удерживающее инфляцию.

4. Сокращение числа выходящих на пенсию по возрасту.

5. Уменьшение уровня безработицы.

Мерами социальной поддержки при этом, согласно Основному закону Федеративной Республики Германия (с изменениями от 23.12.2014 г.), Бюджету на 2009 г., внесенному на рассмотрение Министром финансов ФРГ Пеером Штайнбрюком (Peer Steinbrück) и принятому в третьем чтении бундестагом (параграф 32а EStG), являлись:

1. Снижение налогов для населения со средним уровнем дохода.

2. Увеличение необлагаемого налогом минимального годового дохода.

3. Повышение пособия по безработице.

4. Повышение пенсий и корректировка понижательных коэффициентов при досрочном выходе на пенсию.

Пособие по безработице как мера социальной помощи стабильно увеличивалась в 2008-2009 гг. и увеличивается в настоящее время. В данное пособие не включаются деньги на аренду жилья, медицинское страхование и другие расходы, которые оплачиваются получателю базового пособия отдельно.

Получатель пособий находится под постоянным контролем соответствующих социальных служб, создаются некомфортные условия отчётности (еженедельно, плюс посещение службы) и проживания (определение метража жилья, а не только его стоимости при выплате пособия на жилье), чтобы получатель скорее трудоустроился на регулярно предлагаемые вакансии.

* * *

В целом анализ мероприятий социальной политики в условиях кризисных явлений в экономиках в названных выше странах показывает их принципиальное отличие от политики, проводившейся в России: а именно, нет следования догматичному правилу сокращения государственных расходов во время кризиса. Наиболее подходящим для России следует считать опыт ФРГ. Эффект роста государственных расходов на уровень и динамику ВВП России при этом может быть измерен с помощью описанного в данной статье модельного подхода.

Литература

1. Суворов Н.В., Суворов А.В., Гребенников В.Г., Иванов В.Н., Балашова Е.Е., Болдов О.Н. Оценка вклада накопления человеческого капитала в экономический рост //Проблемы прогнозирования. 2016. № 5. С. 18-35.

2. Суворов А.В., Суворов Н.В., Балашова Е.Е., Болдов О.Н., Бондаренко Н.В., Гребенников В.Г., Иванов В.Н., Красильникова М.Д., Трещина С.В. Человеческий капитал как фактор социально-экономического развития России. СПб.: Нестор — История, 2016. С. 104-158.

3. Суворов А.В., Иванов В.Н, Сухорукова Г.М. Взаимосвязь мероприятий социально-экономической политики в области доходов и потребления населения и макроэкономической динамики // Проблемы прогнозирования. 2011. № 5. С. 76-91.

4. Суворов А.В., Соловьёв А.М. Прогнозирование структуры расходов населения на товары и услуги //Проблемы прогнозирования. 2011. № 1. С. 104-114.

5. Джонстон Дж. Эконометрические методы. М.: Статистика, 1980.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.