Научная статья на тему 'Инструментальный потенциал курса «Основы теории коммуникации» в контексте компетентностного подхода'

Инструментальный потенциал курса «Основы теории коммуникации» в контексте компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / ДИАЛОГОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / КОММУНИКАТИВИСТИКА / ИНСТРУМЕНТАЛЬНОСТЬ / ПРИКЛАДНИЗАЦИЯ / СЕТЕВОЕ ОБЩЕСТВО / СЕТЕВАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Татьяна Леонидовна

Статья посвящена обобщению опыта преподавания дисциплины «Основы теории коммуникации», на основе которого сделаны выводы относительно возможностей данного курса, коррелирующие как с компетентностным подходом, так и с реальностью формируемого сетевого общества. Показано, что этот курс, имея интенцию на теоретичность высокого порядка, гармонично сочетает теорию и практику посредством реализации теоретических и прикладных моделей на «территории» проектов. Вследствие этого «Основы теории коммуникации» есть обучающий материал не только для слушателей курса, но и для преподавателей, использующих полученные навыки и в других дисциплинах, например, для магистров технических специальностей, где формирование коммуникативных навыков предусмотрено государственными стандартами. Рассмотренные комплексно инструментальные возможности этого курса повышают его востребованность в системе современного высшего образования, способствуя реализации компетентностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлова Татьяна Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инструментальный потенциал курса «Основы теории коммуникации» в контексте компетентностного подхода»

УДК 316.001.372.8

Т.Л. Михайлова ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КУРСА «ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ» В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Р.Е. АЛЕКСЕЕВА

Статья посвящена обобщению опыта преподавания дисциплины «Основы теории коммуникации», на основе которого сделаны выводы относительно возможностей данного курса, коррелирующие как с компетентностным подходом, так и с реальностью формируемого сетевого общества. Показано, что этот курс, имея интенцию на теоретичность высокого порядка, гармонично сочетает теорию и практику посредством реализации теоретических и прикладных моделей на «территории» проектов. Вследствие этого «Основы теории коммуникации» есть обучающий материал не только для слушателей курса, но и для преподавателей, использующих полученные навыки и в других дисциплинах, например, для магистров технических специальностей, где формирование коммуникативных навыков предусмотрено государственными стандартами. Рассмотренные комплексно инструментальные возможности этого курса повышают его востребованность в системе современного высшего образования, способствуя реализации компетентностного подхода.

Ключевые слова: коммуникация, диалоговая коммуникация, теория коммуникации, компетенция, компетентностный подход, интерактивные методы, моделирование, междисциплинар-ность, коммуникативистика, инструментальность, прикладнизация, сетевое общество, сетевая культура.

Глобализация коммуникации, ее усложнение в связи с заменой единых рамок культуры множественностью, потребность повышения коммуникативной компетентности, прикладнизация социально-гуманитарного знания, коммуникативный поворот в философии науки - все это объективные детерминанты интереса к коммуникативной проблематике вообще. Действительно, «коммуникативные процессы - это настолько значимые и стержневые процессы, что на них просто не обращают внимание» [1, с. 18], хотя серьезное теоретическое освоение [2, 3] часто опережает прагматику, практику владения коммуникативными навыками. Возникновение прикладных дисциплин в России с конца прошлого века, репрезентирующих прикладное социально-гуманитарное знание, предполагает подготовку профессионалов, что актуализирует обсуждение педагогических проблем, особенно в связи с распространением компетентностного подхода, формирующего контекст современного вузовского образования.

Необходимо отметить, что широко известный всему сообществу термин «компетенция», определяющий смысловое направление всей деятельности высшей школы, - уже, оказывается, давно известен. Немецкий антрополог Д. Хаймс в 1972 году «предложил термин языковой компенции в генеративной грамматике Н. Хомского адаптировать в педагогике как объект универсального прагматического анализа, т.е. коммуникативную компетенцию» [4, с. 271-272]. Ю. Хабермас тоже понимает коммуникативную компетенцию как универсальное ядро компетенции, включающее фундаментальные правила генерирования коммуникации [4, с. 272]. Как видим, коммуникативная компетенция - это ядро компетенции вообще. Так что в названии нашей статьи содержатся два понятия - «коммуникация» и «компетенция», пересекающиеся по логическому объему друг с другом; это отнюдь не случайно. Представляется, что курс «Основы теории коммуникации», будучи самым теоретически нагруженным курсом при подготовке РЯ-специалистов, является настоящим пособием по реализации компетентностного подхода. Практика преподавания этого курса в течение восьми лет позволяет автору сделать некоторые обобщения. Собственно, это может рассматриваться в качестве субъ-

ективной детерминанты формулировки заявленной темы, дополняющей перечисленные выше объективные детерминанты.

Целью статьи, таким образом, является анализ инструментального потенциала курса «Основы теории коммуникации». Отметим, что данный курс читался автором для специальностей «Реклама и связи с общественностью», «Социально-культурный сервис и туризм» на факультете коммуникативных технологий Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева несколько лет назад. Наработанный в прошлом опыт позволяет сделать некоторые обобщения относительно преподавания этой базовой для прикладных специальностей дисциплины, причем, выводы-обобщения целесообразно рассмотреть в контексте компетентностного подхода. Это актуально с точки зрения выбора наиболее продуктивных педагогических приемов, средств, форм организации занятий, актуальных сегодня, согласно государственным стандартам, репрезентирующим современную норму преподавательской деятельности в рамках любой дисциплины для других специальностей, в том числе и технических.

Преподавание отдельных курсов коммуникативной направленности - это школа для любого преподавателя, ибо коммуникативные компетенции сегодня заложены в программах по всем дисциплинам. Компетентностный подход в образовательном пространстве технического вуза [5, 6] связан с формированием у студента любого факультета фундаментальных знаний по специальности, что имманентно предполагает развитие способности к самостоятельному приобретению новых знаний. Иначе говоря, компетентный специалист не просто владеет информацией, а способен к ее творческому применению в ситуациях неопределенности, связанных с принятием решений. Ситуация востребованности на духовно-нравственную личность специалиста актуализируется в связи с «вызовами» современного мир, а именно: глобального сетевого общества на ранних стадиях развития с его противопоставлением «логики глобальной цепи и утверждения множественности локальных «Я» [3, с. 55]. Формируется новая сетевая культура глобального общества - «культура коммуникации ради продолжения коммуникации» [3, с. 56]. М. Кастельс называет ее «культурой протоколов коммуникации между различными культурами не на основе разделяемых общих ценностей, а на основе разделения ценностей коммуникации» [3, с. 56]. Безусловно, новая культура, формирующаяся «на основе общей веры во власть сети и синергии при передаче информации другим и получения ее от других» [3, с. 56] конструирует «общий многообразный мир, свободный от древних страхов» [3, с. 56].

Это обстоятельство актуализирует рефлексивную составляющую педагогической деятельности преподавателя, направленную на выбор, диагностику, замер эффективности организации любой формы учебного процесса, ибо «вызовы» социума поистине уникальны. Необходимо при выборе формы занятий акцентировать внимание на мотивирующем начале, стимулировать студента к постоянному профессиональному и личностному самосовершенствованию.

Как известно, значение курса «Основы теории коммуникации» определяется изучением базовых, для всех общепрофессиональных дисциплин, понятий и проблем коммуникати-вистики. Профессиональная ориентированность курса заключается в следующих моментах. Во-первых, в теоретическом обеспечении практической деятельности в области связей с общественностью как основном показателе профессиональной компетентности специалиста. Во-вторых, в последовательном разъяснении связи теоретических и практических областей коммуникативистики и связей с общественностью. В-третьих, в углубленном изучении теоретических аспектов коммуникационных процессов. В-четвертых, в понимании структуры любого коммуникационного процесса. Отметим, что ни один из профессиональных курсов, изучаемых студентами данной специальности, не имеет интенции на теоретичность такого высокого порядка, что вполне естественно вызывает необходимость постоянной рефлексии относительно эффективности применяемых методов и форм образования.

Изучение курса «Основы теории коммуникации» предполагает применение различных теоретических и прикладных моделей коммуникации к коммуникационным актам в различных сферах человеческой деятельности, специального обращения к проблемам коммуникации и информационной природы социальных процессов. Соответственно целью курса является освоение базовых теоретических парадигм, концепций и категорий коммуникативи-стики как междисциплинарного направления современного социально-гуманитарного знания, являющегося основанием анализа коммуникационных проблем в практике профессиональной деятельности специалиста управленческой сферы деятельности. Задачи курса состоят в выделении из общей теории коммуникации узловых моментов, дающих представление будущим специалистам в области РЯ-деятельности и социально-культурного сервиса о процессах коммуникации, участниками и инициаторами которых им предстоит быть.

В качестве ожидаемых результатов можно выделить следующее. Студент должен понимать специфику коммуникации, ее структурные компоненты, особенности социальной коммуникации, а также возможности использования основ теории коммуникации в профессиональной деятельности специалиста на различных этапах взаимодействия с аудиторией. Студент должен знать категориальный аппарат теории коммуникации, основные элементы коммуникационного процесса, их специфику применительно к различным типам, формам и видам коммуникации, влияние каждого звена коммуникационной цепи на эффективность коммуникации, критерии эффективности коммуникации, основные методы исследования коммуникации, теории массовой и межличностной коммуникации.

В результате изучения курса студент должен уметь применять категории, теоретические и прикладные модели коммуникации для описания и анализа социальных проблем как исходного пункта создания коммуникативного пространства. Вырабатываемые навыки, постоянно подрабатываемые на практике, могут быть представлены в следующем порядке: а) навыки анализа и интерпретации текстов коммуникативистской проблематики; б) навыки выделения, формулировки, описания, анализа проблем коммуникативистики; в) навыки ведения дискуссии по основным проблемам коммуникативистики с использованием теоретических и прикладных моделей объяснения любых коммуникационных актов в различных сферах; г) и, наконец, навыки проектной деятельности, предполагающие освоение логической схемы написания проекта при доминировании коммуникативной и теоретической составляющих учебного проекта, выполняемого в рамках курса. Естественно, навыки проектной деятельности только закладываются на территории этого курса, развиваются и совершенствуются они далее в других профессиональных курсах, в частности, «Проектная деятельность», «Теория и практика рекламы». Но крайне важно, чтобы эти навыки формировались в корреляции с теорией, тем более что условия для этого в рамках теоретически нагруженного курса есть.

Нет лучшего инструмента погружения в теорию, чем проекция этой теории на практику. Совмещение теории и практики - лучшее средство «распредмечивания» теории. «Спасательным» средством понимания теоретических конструктов и моделей является работа над курсовым проектом в курсе ОТК как неотъемлемая составляющая отчетности по данному предмету. Отметим, что рефлексия относительно продуктивности применяемых форм в рамках курса ОТК, позволила выявить деятельность над проектом как самую эффективную форму, ибо именно здесь, на завершающем этапе освоения курса, студент начинает осознавать важность теории, ее глубинную связь с практикой. Причем, правильно организованное руководство над проектом предполагает выбор темы, контроль над этапами работы студента с самого начала курса, с первых недель. Таким образом, курсовой проект - это сквозная постоянно присутствующая, во всех других учебных формах курса ОТК, - образовательная форма. Так, на семинарских занятиях изучаются теоретические и прикладные модели коммуникации, а на лабораторных занятиях проводится своеобразная диагностика («проба») моделей с точки зрения их подбора для избранной темы. В этом имманентном присутствии

проекта как наличной данности в других формах учебного процесса, вероятно, и кроется залог эффективности курсового проекта.

Анализ этапов работы над проектом позволяют выделить следующие его составляющие, их корреляцию с формируемыми компетенциями. Образовательная составляющая сводится к формулировке проблемы со всем ее обслуживающим аппаратом, выдвижению гипотезы, проверяемой в ходе всего исследования, созданию междисциплинарных смыслов, выработке алгоритма исследовательской проектной деятельности, обработке полученных результатов. Именно эти исследовательские операции проектной деятельности, суть которых в конструировании реальности в виде результатов реализации проекта, - способствуют формированию профессиональных компетенций. Ценностная составляющая проектирования выражается в формировании системы мотивации (индивидуальной, научной, учебной, гражданской) студента, что приводит к оформлению сферы его научных интересов. Это, прежде всего, способствует формированию общекультурных компетенций, их синтезу с профессиональными компетенциями. Прагматическая составляющая реализуется через: а) анализ проблемы; б) отбор и адаптацию инструментов или методов сбора информации; в) разработку комплекса программы РЯ-мероприятий; г) оценку эффективности и результативности проекта. Необходимо отметить в качестве позитивного опыта на ФКТ НГТУ практику публичной защиты проектов по ОТК, переросшую, на некоторое время, в академическую традицию. Именно открытая защита проекта перед комиссией, на которой мог присутствовать любой студент данной специальности, позволяла на практике реализовать теоретические знания в области ОТК, отработать навыки самопрезентации, получить отзывы сокурсников и объективную оценку преподавателей. Кстати, именно эта форма стала предпосылкой успешного участия в региональных и российских конкурсах студенческих проектов, ибо сама организация публичной защиты предполагает сравнение качества и глубины проектов. Именно событие публичной защиты позволило выявить перспективные темы проектов, ставших участниками и призерами Всероссийских конкурсов. К числу такого рода проектов могут быть отнесены проекты-призеры Всероссийских конкурсов 2006-2009 годов. Два проекта тогда стали дипломантами конкурса «Хрустальный апельсин, 2007» в номинации «Связи с общественностью в сфере науки, культуры, спорта и шоу-бизнеса». В частности, это проекты - «Перформансные коммуникации как новый способ трансляции научного знания» (на примере Театра науки)» [7] и «Межвузовская игра СОМИК как средство позиционирования специальности вуза». Нужно назвать еще два проекта призера фестивалей «Дни РЯ в Казани». Один проект - «Укореняйся! Расти! Крепни, или информационно-коммуникативная поддержка социальной адаптации иногородних студентов-первокурсников». Другой проект - «Физики» + «Лирики» = Дружба, или толерантное взаимодействие технических специалистов и гуманитариев в рамках сетевого проекта по продвижению достижений технических наук» [8]. Именно работа над этими проектами обнаружила важность многих деталей процесса проектирования: проблемы психологической совместимости в командной работе, проблема неявного руководства над проектом, оригинальности замысла и названия проекта. Удачный опыт участия во Всероссийских конкурсах был продолжен и проектами следующих лет: «Война и мир», или формирование информационного пространства с целью изменения образа военного в сознании общественности посредством РЯ-технологий» (Москва, «Сфера», 2008 - 3 место) [9].

Погружение в прошлое не случайно. Интенция на анализ удачных результатов приводит к выводам об их связи с общей концепцией деятельности НИРС кафедры ФКТ, в основе которой лежала концепция сетевого проектирования [10], логично выросшая из курса ОТК, реализуемая группой преподавателей-единомышленников необходимого поиска актуальных форм его преподавания. Сетевое проектирование - ответ на насущную потребность выполнения учебного проекта в срок, согласно учебному плану. Так, в игровой форме, в ответ на эту потребность, стихийно родилась форма помощи студентов друг другу, в виде так называемого «бюро» (центра) проектов. Ее суть состояла в том, что студенты, подготавливающие

к публичной защите проект, помогали другим, особенно если их темы пересекались. Или рождалась стихийная практика «подключения» к участию в проекте, особенно на этапе его событийного исполнения, студентов младших курсах, которые, кстати, помогали старшим на волонтерских началах, постигая тайны проектирования, а также командной работы. Кстати, без совершенствования приемов коллективной деятельности в команде невозможно становление и воспитание личности управленца, РЯ-специалиста, в частности. Стихийно «рожденные» образовательные формы дали результаты, а в учебной действительности стали настоящей образцовой демонстрацией компетентностного подхода, «работающего» уже на настоящее. Так формировались профессиональные и общекультурные компетенции студентов.

Исходной клеточкой, репрезентирующей компетентностный подход, стал проект «Формирование коммуникативного пространства для достижения консенсуса по вопросам развития ядерной энергетики» [11], выросший из обычного домашнего задания к лабораторному занятию по курсу ОТК. Изучение теоретической модели Ю. Хабермаса инициировало проведение дебатов длиною в шесть лет. Постижение теории дало старт серии практических действий, начатых, кстати, студентами. Это начало принесло тогда первое для нас призовое место российского студенческого конкурса - «Моя страна - моя Россия» (Москва, 2006). Так, грамотно организованные занятия находятся в тесном сопряжении с российскими и региональными конкурсами, что есть итог взаимодействия теории и практики, студентов и преподавателей кафедры, студентов младших курсов и старшекурсников, студентов и выпускников факультета.

Теоретическое основание проведения дебатов - статьи и монографии Ю.Хабермаса по проблемам достижения социального консенсуса, данные студентам третьего курса по предмету «Основы теории коммуникации. Двусторонняя модель Ю. Хабермаса стала исходной для моделирования коммуникативного пространства диалога, в котором приняли участие студенты трех тогда факультетов: ИЯЭиТФ (ядерной энергетики и теплофизики), ИФХФ (физической химии и физики) и ФКТ (коммуникативных технологий). Роль экспертов на себя примерили аспиранты ИЯЭиТФ и ИФХФ; студенты ФКТ представляли группы общественности по вопросам развития (или «свертывания») ядерной энергетики; были и экологи. Все как в жизни; игровая форма «работала» на позиционирование и продвижение науки в ее нынешней форме, т.е. форме технонауки. Совместные усилия по организации пространства диалоговой коммуникации открыли новые стороны науки. В частности, «физики» обнаружили факт «гуманитаризации» технознания, суть которого состоит в рефлексивном анализе субъектных установок и в потребности исследования общественного мнения по проблемам развития атомной энергетики как составляющей функционирования отрасли. «Лирики» вдруг «поняли» необходимость направления - РЯ-науки. Этот проект, принесший несколько призовых мест, выросший из значимой для нашего региона темы, а также из изучения наследия Ю. Хабермаса, - образец реализации компетентностного подхода, хотя тогда, в тех условиях - это просто игровая форма образовательно-воспитательной деятельности со студентами управленческой специальности [12].

Этап концептуализации замысла, включающий диагностику применяемой модели, отрабатываемой на семинарах по ОТК, - предполагает выход к практической части проекта. В рассматриваемом нами проекте ею была общественная дискуссия в рамках курса «Концепции современного естествознания» по вопросам ядерной энергетики среди студентов первого курса. Ответственными за ее организацию стали авторы выше обозначенного проекта; для них - это часть курсового проекта по ОТК. Междисциплинарность - это то, без чего невозможен компетентностный подход. Базируясь на теоретических знаниях и проецируя их на практику, коллективно создается учебный проект, имеющий возможность перерасти в проект российского уровня. Соединение теории и практики - это, то, что способствует формированию необходимых компетенций. В этом процессе происходит самообучение в процессе соучастия в чужом проекте, являющемся «территорией» сотворчества.

Студенты разных туров дебатов по ядерной энергетике, стали участниками другого мегапроекта «Мы - дети Радио», посвященного 90-летию Нижегородской радиолаборатории. Организация городского Юбилея дала толчок серии проектов, один из которых -«Нижний Новгород - центр 1Т-технологий, или Проект РЯ-поддержки нового бренда территории как пример практики формирования гражданского общества» [13]. Будучи участником конкурса в Казани в 2009 г, он победил в номинации «Лучшая медиапрезентация». Этот проект послужил началом других проектов по направлению бренд-менеджмента территории. Инновации в курсе ОТК, ядром которых стала учебная деятельность над курсовым проектом, невозможно представить без других видов учебной деятельности: семинарских и лабораторных занятий по курсу. Основной вид работы на семинарах сводился к знакомству с теоретическими источниками по коммуникативистике. Н.Луман, Ю. Хабермас, П. Бурдье, М. Маклюэн - основные авторы набирающего скорость направления прикладного социально-гуманитарного знания. Конечно, изучение этих сложных и объемных текстов предполагает поиск наиболее оптимальной образовательной методологии. Знакомство с творчеством мыслителей - это погружение в монографии, статьи и справочную литературу. Как показала практика, составление схем-конспектов плодотворно при обсуждении альтернативных вариантов схем-конспектов одного и того же автора. Метод составления наглядных схем эффективен при условии сравнительного анализа и обсуждения представленных схем разными командами или группами. На занятии выбирается группа наиболее подготовленных экспертов, подводящих итог обсуждению предложенных схем, что невозможно без интерактивных форм. Так, формы коллективной деятельности становились определяющими.

Обсуждение теоретических моделей коммуникации предполагает неизбежное погружение в курс философии, культурологи, социологии. Изучить герменевтическую модель Г. Шпета без обращения к герменевтике в принципе невозможно. Герменевтика как метод гуманитарного знания должен быть усвоен еще в курсе философии; из тем по методологии -это тема, связанная с изучением герменевтики, является одной из основных для РЯ-специалиста. Аналогично творчество М.М. Бахтина помогает усвоить диалогическую модель как основание для конструирования проектов в области культуры [14], образования [15], событийного РЯ, туризма [16; 17]. Творчество Ю. Лотмана и У. Эко, с которым студенты впервые знакомятся как в курсе философии, так и культурологии - «теоретическая площадка» для отработки семиотических моделей, их сравнительного анализа. Погружение в социологию позволяет моделировать коммуникативное пространство с помощью социологической модели П. Бурдье или вещественной модели Ж. Бодрийяра, в частности, это важно при конструировании проектов музейной направленности [18; 19]. Освоение различных теоретических и практических моделей есть основа авторского конструирования более сложных моделей качественно нового пространства - пространства архитектуры проекта в Интернет среде [20], что демонстрирует уже некий уровень профессионализма.

Итак, апелляция к межпредметным связям - это условие постижения сути теоретических моделей, составляющее базовое ядро данного курса. Следующий немаловажный шаг сводится к умению проецировать эти модели на конкретную сферу. Этот этап освоения курса предполагает развитие способности выбора необходимой модели, коррелирующей с определенной ситуацией, что невозможно без грамотной диагностики моделей, учета особенностей их применения к определенным ситуациям. Для развития этого навыка в большей мере подходят лабораторные занятия, особенность которых - в наличии аналитических заданий, индивидуально выполняемых группой студентов, конкуренции между группами, позволяющей наладить диалоговую коммуникацию. Форма проведения этих занятий предполагает обязательное наличие интерактивных форм. Каждое лабораторное занятие прописывается по четкому сценарию с распределением ролей и последующим составлением письменного отчета.

На основания обобщения авторского опыта подведем итог нашего исследования относительно инструментальных возможностей курса «Основы теории коммуникации».

Во-первых, интенция на теоретичность высокого порядка курса «Основы теории коммуникации, - способствует формированию знаний, умений и навыков будущих специалистов управленческих специальностей, что соответствует требованиям компетентностного подхода.

Во-вторых, разработка аналитических заданий для курса «работает» на развитие и углубление коммуникативистики как междисциплинарного массива знаний [21], ядром которой являются ее теоретические аспекты.

В-третьих, курсовой проект, будучи наиболее эффективной формой контроля по курсу ОТК, гармонично сочетающем теорию и практику, есть «площадка» формирования профессиональных и общекультурных компетенций будущего специалиста-управленца. Сущность метода моделирования проясняется как раз в проекте как целостной форме; именно здесь осуществляется конструирование коммуникативного пространства, ценностей, общностей, в зависимости от темы проекта.

В-четвертых, знание теоретических и прикладных моделей коммуникации есть основание повышения педагогической культуры и профессионализма преподавателей высшей школы, реализуемых уже на других площадках, в частности, при преподавании магистерских курсов для технических специальностей, особенно при организации образовательных событий [22].

В-пятых, «встреча» учеников и учителя, авторов проекта и волонтеров, мыслителей-классиков и читателей - все эти интеракции «работают» на формировании сетевой культуры глобального общества, «культуры протоколов коммуникации» [3, с. 56]. Чтобы понять этот новый мир, надо не просто жить в нем, надо его еще теоретически осваивать; курс «Основы теории коммуникации» есть начало такого теоретического освоения.

Библиографический список

1. Гриффин, Э. Коммуникация: теории и практики [Текст] / Э. Гриффин. - Х.: Изд-во «Гуманитарный Центр», 2015. - 688 с.

2. Гавра, Д.П. Основы теории коммуникации: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения [Текст] / Д.П. Гавра. - СПб: Питер, 2011. - 288 с.

3. Кастельс, М. Власть коммуникации [Текст] / М. Кастельс;. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. - 564 с.

4. Микешина, Л.А. Коммуникация как объект исследования: теории и когнитивные практики [Текст] // Коммуникативная рациональность и социальные коммуникации; под ред. И.Т. Касави-на, В Н. Поруса. - М.: Альфа-М, 2012. С.251-274.

5. Михайлова, Т.Л. Магистерская конференция как дидактический процесс: обобщение опыта реализации компетентностного подхода [Текст] // Инновационные технологии в образовательной деятельности: Материалы всероссийской научно-методической конференции. - Нижний Новгород, 2016. С. 96-100.

6. Михайлова, Т.Л. Единство инновационного и традиционного как основание компетентностного подхода [Текст] // Инновационные технологии в образовательной деятельности: Материалы всероссийской научно-методической конференции. - Нижний Новгород, 2012. С. 173-182.

7. Жданова, Е.Б. Театральная коммуникация как технология популяризации науки (на примере Театра науки) [Текст] / Е.Б. Жданова, Т.Л. Михайлова // Сборник конкурсных работ Всероссийского смотра-конкурса научно-технического творчества студентов высших учебных заведений «Эврика» 17-23 ноября 2008. - С.621-622.

8. Гончарова, А.В. «Физики + лирики = дружба?», или проект формирования междисциплинарной толерантности в современном техническом вузе [Текст] / А.В. Гончарова, Н.А. Сухарева, Е.Е. Травина, Е.А. Шигина, Т.Л. Михайлова // Российский студент - гражданин, личность, исследователь. Материалы региональной студенческой научно-практической конференции 14 марта 2008 г.- Нижний Новгород: НГТУ, 2008. С. 102-104.

9. Балдыгина, И.В. «Война и мир» или формирование информационного пространства с целью изменения образа военного в сознании общественности посредством РЯ-технологий [Текст] / И.В.

Балдыгина, О.Г Кузнецова, К.А. Ружникова, Ю.С. Федулова, Т.Л. Михайлова // Российский студент - гражданин, личность, исследователь. Материалы региональной студенческой научно-практической конференции 18 марта 2009 г. - Нижний Новгород, 2009. С. 136-137.

10. Михайлова, Т.Л. Сетевые молодежные проекты как модернизационный ресурс системы вузовского образования [Текст] // Актуальные вопросы модернизации: экономика, образование, управление и право: материалы международной научно-практической конференции, НФ МЭСИ, 29 марта 2012 г.- Н.Новгород, 2012. С. 117-120.

11. Федулова, Ю.С. Дебаты как социальная технология управления коммуникацией (на примере развития ядерной энергетики) [Текст] / Ю.С. Федулова, Т.Л. Михайлова // Проблемы менеджмента коммуникаций: от теории к практике. Тезисы докладов и выступлений Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых 17-18 марта 2010 г.- Мичуринск-наукоград РФ: Изд-во Мичуринского гос. аграрного университета, 2010. С. 329-331.

12. Корчагина, Ю.С. Эффективность PR-средств формирования общественного мнения в сфере ядерной энергетики [Электронный ресурс] / Ю.С. Корчагина, Т.Л. Михайлова // Материалы VI Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» // Режим доступа: http:// www.scienceforum.ru/559/5971 (Дата обращения 01.09.2016).

13. Балдыгина, И.В. «Мы - дети радио», или инновационные технологии брендирования территории [Текст] / И.В. Балдыгина, Т.Л Михайлова // Человек в системе коммуникации: проблемы инновационных трансформаций. Материалы X международной научно-практической конференции «Человек в системе коммуникаций». Н.Новгород 23-24 марта 2011 г. - Н.Новгород: НГЛУ им. Н А. Добролюбова, 2011. С. 355-357.

14. Ермакова, В.А. Театр пластической драмы «Преображение» как образовательная стратегия подготовки специалистов по коммуникационному менеджменту [Текст] / В.А Ермакова, Т.Л. Михайлова // Проблемы менеджмента коммуникаций: от теории к практике. Тезисы докладов и выступлений Международной научно-практической конференции16-17 апреля 2013 года. - Мичуринск: Изд-во Мичуринского госагроуниверситета, 2013. С. 96-101.

15. Глазырина, А. М. Инструменты организации дискурса по гендерной проблематике в студенческой среде [Текст] / А.М.Глазырина, Т.Л.Михайлова // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». - Н.Новгород, 2013, № 1. - С. 73-82.

16. Канавская, В.С. Улица Рождественская в контексте гостеприимства [Текст] / В.С. Канавская, Т.Л.Михайлова // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 6-1. С. 148-150.

17. Кайнара, А.С. Коммуникативная составляющая проекта по продвижению Рождественской как историко-культурной части города [Текст] / А.С. Кайнара, Т.Л.Михайлова // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 6-1. - С. 145-148.

18. Винокурова, И.А. Музей нового поколения как инновационный ресурс региона [Текст] / И.А. Винокурова, Т.Л. Михайлова // Материалы Х Международной научно-практической конференции «Человек в системе коммуникации: проблемы инновационных трансформаций». -Н.Новгород, 2011. С.353-355.

19. Олонина, А.М. Наука - драма идей: туристический маршрут как средство инновационных коммуникаций [Текст] / А.М. Олонина, Т.Л. Михайлова // Материалы Х Международной научно-практической конференции «Человек в системе коммуникации: проблемы инновационных трансформаций». - Н.Новгород, НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2011. С. 363-365.

20. Кучинов, Н.В Теоретический и прикладной потенциал интеграции фрактальных моделей коммуникации в социальные медиа [Текст] / Н.В. Кучинов, Т.Л. Михайлова // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 6-1. С. 150-153.

21. Михайлова, Т.Л. Об онтологических основаниях коммуникативистики [Текст] / Т.Л. Михайлова // Актуальные вопросы экономики, менеджмента и инноваций: материалы Международной научно-практической конференции. Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева. - Н.Новгород: НГТУ, 2016. С. 249-253.

22. Михайлова, Т.Л. Коммуникативная составляющая конференции магистров как специального события в системе современного образования [Текст] // Современные наукоемкие технологии. Академия естествознания. 2013. № 6. С. 121-126.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.