Научная статья на тему 'Инструментальный характер образовательных стратегий учащейся молодежи'

Инструментальный характер образовательных стратегий учащейся молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
284
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малинский Игорь Герикович, Ситникова Светлана Викторовна

В статье представлен анализ характера образовательных стратегий учащейся молодежи г. Саратова. Рассмотрены основные мотивы получения профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Instrumental Character of Educational Strategies of Young Students

The article presents the analysis of educational strategies of young students, Saratov. Considered are the main motives of vocational education.

Текст научной работы на тему «Инструментальный характер образовательных стратегий учащейся молодежи»

И. Г. Малинский, С В. Ситникова. Инструментальный характер образовательных стратегий

ление японских переводчиков, благодаря скромному труду которых его произведения сделались намного ближе к японскому читателю. Японские учёные-шюцеведы поддерживают тесные контакты с коллегами из США и Европы. В будущем предстоит высвободить А. Шюца из-под эпистемологических чар В. Хиромацу. Для этого потребуется изменить парадигму и реконструировать Шюцеву онтологию жизненного мира уже не в качестве эпистемологической проблемы, но как антропологическую прагматическую проблему.

удк 316.64

инструментальный характер образовательных стратегий учащейся молодежи

И. Г. Малинский, С. В. Ситникова

Саратовский государственный университет E-mail: mig@info.sgu.ru, skareva@yandex.ru

в статье представлен анализ характера образовательных стратегий учащейся молодежи г. Саратова. рассмотрены основные мотивы получения профессионального образования. Ключевые слова: образовательные стратегии, мотивация.

Instrumental Character of Educational strategies of Young students

I. G. Malinsky, s. V. sitnikova

The article presents the analysis of educational strategies of young students, Saratov. Considered are the main motives of vocational education.

Key words: educational strategies, motivation.

Уровень общего и профессионального образования - одна из важных характеристик трудового потенциала личности. В то же время образование обеспечивает общий прогресс общества, служит основой развития личности работника и роста его квалификации.

Социологические исследования выявляют существенные творческие возможности рабочих с высоким профессиональным образованием1.

Образование, как показывают исследования специалистов, является не только социокультурной, но и социально-экономической категорией. Ю. Ю. Серван-Шрайбер доказал, что успешное проникновение американцев на европейский рынок, в том числе в сферу организации новых предприятий было обусловлено тем, что США, в отличие от стран Европы, более широко осуществляли инвестиции в человеческий капитал, то есть в образование и науку2.

Экономическая эффективность образования обосновывалась и многими российскими учеными, в частности С. Г. Струмилиным. Им была

© Малинский И. Г., Ситникова С В., 2013

Для этого потребуется, как указал К. Нисихара, проследить идеи А. Шюца в имманентном процессе их развития.

Примечания

1 Hiromatsu W. Genshogakuteki shakaigaku no sokei - Alfred Schutz kenkyu-noto. Tokyo : Seidosha, 1991.

2 Nishihara K. Imi no shakaigaku - Genshogakuteki shakaigaku no bouken. Tokyo : Kobundo, 1998.

3 MoriM. Alfred Schutz no Uien. Tokyo : Shinhyoron, 1995.

предложена методика такого расчета степени важности среди всех источников повышения производительности труда, в котором образование делит второе-третье место с экономией средств и техническим преобразованием производства. Л. Кристенсен, Д. Каммлинг и Д. Иоргенсон определяют до 35% прироста среднегодового национального дохода на основе повышения уровня образования персонала3.

В условиях резкой ломки социально-экономических структур и отношений от современного человека требуется быстрая ориентация в происходящих изменениях, адаптация к ним, активность в поиске оптимальных решений. Таким образом, образовательный уровень служит основой квалификации человека и является необходимой предпосылкой его социально-профессиональной мобильности.

Анализ характеристик современной российской семьи4 выявил важную ценностную установку родителей на образование ребенка. Результаты анализа реального и желаемого финансового вложения саратовцев свидетельствуют о высокой рейтинговой позиции статьи вложения сбережений на образование свое и детей. Причем вариант «уже вложил за прошедший год» в обучение своих детей находится на 2-ом месте по упоминанию, уступая лишь на 1,0% варианту «откладываю, коплю».

Достаточно высокие проценты по указанным показателям, безусловно, свидетельствуют не только о ценности «образование» как декларируемой ценности общественного сознания, но и как реально осознанной, имеющей четкие и обоснованные ориентации, более того, выраженной в реальных действиях. Следует констатировать тот факт, что ценность наличия профессионального

образования осознана не только населением, представляющим среднее и старшее поколение, но и молодежью.

Наше лонгитюдное исследование было нацелено на решение основной задачи - выявить специфику образовательных стратегий современной молодежи5. При определении профессиональных планов школьников выявлена ориентация выпускников классов различной направленности не на начало трудовой деятельности, а на продолжение получения образования и высокой квалификации специалиста. Так, 95,3% всех опрошенных после окончания школы (лицея) планируют поступить в высшие учебные заведения. Лишь 0,9% из всех опрошенных планируют начать трудовую деятельность, при этом 3,8% лицеистов не определились с дальнейшими планами. К тому же большинство респондентов (92,5%) считают важным получение образования сразу же после окончания школы или лицея; 5,7% указали на приоритетность трудового стажа, а впоследствии получение образования по выбранной специальности; 0,9% лицеистов ставят перед собой цель защиты Родины и службу в Вооруженных силах РФ после окончания обучения.

Рейтинг вузов (в табл. 1) свидетельствует о том, что наиболее популярным с среде старшеклассников является Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского (43,5%). Именно туда опрошенные планируют поступать после окончания обучения в школе (лицее); 17,4% респондентов хотели бы поступить в Саратовский государственный технический институт, в то время как 12,2% строят планы на получение высшего профессионального образования в Саратовском социально-экономическом университете; в Саратовский государственный аграрный университет имени Н. И. Вавилова планируют поступать 9,6% опрошенных. Помимо других высших учебных заведений г. Саратова (Саратовская государственная академия права, Саратовский юридический институт МВД России, Поволжская академия государственной службы, Саратовский государственный медицинский университет), в числе рейтинговых присутствует также и Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова как желаемый вуз для получения профессионального образования для нынешних лицеистов и школьников г. Саратова.

Рейтинг высших учебных заведений

Таблица 1

Вуз Частота % от числа % от ответов

Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского 50 43,5 52,6

Саратовский государственный технический университет 20 17,4 21,1

Саратовский государственный аграрный университет им. Н. И. Вавилова 11 9,6 11,6

Саратовская государственная академия права 4 3,5 4,2

Саратовский юридический институт Министерства внутренних дел России 5 4,3 5,3

Саратовский государственный социально-экономический университет 14 12,2 14,7

Поволжская академия государственной службы 7 6,1 7,4

Педагогический институт Саратовского государственного университета 2 1,6 2,0

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова 1 0,9 1,1

Саратовский государственный медицинский университет 1 0,9 1,1

Итого 115 100,0 * 121,1

Примечание.* Процент от ответов превышает в сумме 100%, поскольку каждый респондент мог выбрать несколько вариантов ответа.

Определяя дальнейшее место обучения, лицеисты и школьники большое внимание уделяют выбору наиболее предпочтительной направленности получаемого образования. Для 56,0% респондентов, планирующих поступать в Саратовский государственный университет, важно, в первую очередь, чтобы образование было классическим; 16,0% предпочитают экономическую направленность образования; 14,0% - юридическую, в то время как 12,0% лицеистов и школьников хотели бы освоить в СГУ управленческие специальности (менеджмент, управление качеством и т. д.). Желающих полу-

чить в классическом университете техническое образование и специальности, позволяющие впоследствии трудоустроится в сфере культуры, оказалось не так много - по 6,0%. В то же время респонденты, предполагающие поступить в Технический университет, предпочитают получение именно технического образования (40,0%), 30,0% хотели бы получить классическое образование, для 20,0% респондентов важна управленческая направленность. Планирующие обучение в СГСЭУ предпочитают экономическую (71,4%), юридическую (35,7%) и управленческую направленность (28,6%).

26

Научный отдел

И. Г. Малинский, С. В. Ситникова. Инструментальный характер образовательных стратегий

Интересным остается тот факт, что, выбирая направленность образования и место дальнейшего обучения, лицеисты и школьники не могут в полной мере осознать важность для себя той или иной специальности. Так дело обстоит со старшеклассниками, намеренными поступать в наиболее престижные вузы, выбирая при этом и наиболее престижные, на их взгляд, направления обучения (юридическое, экономическое, управленческое).

Этим же обусловлено и значительное количество затруднившихся выбрать тип наиболее предпочитаемого образования. Так, среди предполагающих поступать в СГУ, СГТУ и ПАГС 12,0, 15,0 и 14,3% соответственно затруднились ответить. Планирующие получить высшее профессиональное образование в Педагогическом институте СГУ, Саратовском государственном медицинском университете, а также в Саратовском юридическом институте МВД России четко определили дальнейшую направленность образования.

И хотя при ответе на вопрос о критериях руководства при выборе специальности большая часть опрошенных назвала именно неподдельный интерес к данной деятельности (37,0%), обусловливая это призванием, в то же время 25,9 и 22,2% всех ответивших объясняют свой выбор престижностью данной профессии и востребованностью ее на рынке труда. Лишь 8,0% лицеистов в своем выборе опираются на совет родителей и всего лишь 1,9% всех опрошенных руководствуются при выборе дальнейшей специальности собственным представлением о профессии. Иными словами, доминирующим основанием реального профессионального самоопределения выступает критерий «хочу»6 - прочти 63,0% опрошенных учащихся, около 22,0% исходят из потребностей рынка труда («надо») и лишь 12,0% учащихся соотносят свои желания с возможностями («могу»). В связи с этим большинство выпускников не имеют ясной жизненной перспективы и, как следствие этого, оказываются невостребованными, вынуждены работать не по специальности.

Подобная тенденция свидетельствует о значительных сложностях функционирования

Мотивы получения образо!

системы профориентации школьников, так как, являясь в большей своей массе учебными заведениями с профильным обучением, лицеи и школы в соответствии с Концепцией модернизации российского образования должны обеспечить довузовскую профориентацию лицеистов. Основной задачей именно профильного обучения является создание в старших классах общеобразовательной школы системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.

При этом, как мы видим, все большее число выпускников стремится стать юристами, экономистами, менеджерами высшего звена, чаще пополняя ряды безработных после окончания высших учебных заведений, поскольку на рынке труда на сегодняшний день они востребованы в меньшей степени. По данным экспертов, для нынешних 1,8 млн студентов экономических и 750 тыс. учащихся юридических факультетов мест на рынке труда нет. Кризис отнес эти специальности в разряд не востребованных экономикой и обозначил острейший дефицит специалистов во многих отраслях, в первую очередь в металлургии, энергетике, машиностроении7.

Определяя мотивацию получения высшего образования среди старшеклассников (табл. 2), было выявлено, что для трети всех опрошенных высшее профессиональное образование не является необходимостью и выбор той или иной специальности обусловлен иными факторами, среди которых можно выделить: желание получить высокооплачиваемую работу (38,7%), возможность получения отсрочки от службы в армии при поступлении в вуз (35,8%), а также получение возможности отодвинуть трудовую деятельность на несколько лет (30,2%). Лишь немногие мотивированы желанием стать хорошим специалистом в ходе обучения в вузе (14,2%). Все это, безусловно, свидетельствует о инструментальности характера ценности профессионального образования старшеклассников: 10,4% всех опрошенных считают, что полученное высшее профессиональное об-

Таблица 2

ш среди старшеклассников

Мотивы получения образования Частота % от числа % от ответов

Для того чтобы занимать руководящую должность 11 5,9 10,4

Для обеспечения возможности отодвинуть необходимость зарабатывать на несколько лет 32 17,3 30,2

Для того чтобы стать хорошим специалистом 15 8,1 14,2

Для получения отсрочки от службы в армии 35 20,5 35,8

Для получения высокооплачиваемой работы 41 22,2 38,7

Мне оно не нужно 41 22,2 38,7

Затрудняюсь ответить 7 3,8 6,6

Итого 182 100,0 174,6*

Примечание.* Процент от ответов превышает в сумме вариантов ответа.

Социология

I, поскольку каждый респондент мог выбрать несколько

разование в дальнейшем будет способствовать получению руководящей должности.

Таким образом, на сегодняшний день при выборе будущей специальности, что, по сути, определяет дальнейший профессиональный путь, молодежь руководствуется в первую очередь престижностью получаемой профессии, нередко будучи неосведомленной о ситуации на рынке труда. Высшее образование становится средством достижения не столько профессиональных, сколько личных субъективных интересов.

Примечания

1 См.: Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / под ред. В. А. Ядова. Л. : Наука, 1979.

2 См.:Образование в современном мире : Состояние и потенциал развития / под ред. М. И. Кондакова. М. : Педагогика, 1986.

3 См.: Соколов А. И. Япония : Экономика и образование. М., 1982.

Лонгитюдное исследование «Ценности современного российского общества» проводится на базе ЦРСИ СГУ в период с 2006 г. по настоящее время. С этой целью в марте-апреле 2009 г. было проведено пилотажное социологическое исследование методом анкетирования среди школьников выпускного класса трех учебных заведений г. Саратова: школа N° 31, школа № 54 и лицей № 15. Выборочная совокупность исследования составила 106 респондентов. В ходе исследования было опрошено 15,1% учащихся 11-го класса общеобразовательной школы № 31, 16,0% респондентов, обучающихся в школе № 54. Наибольшее число опрошенных составили представители лицея № 15 (68,9%). Подобное распределение можно объяснить спецификой объекта исследования, которым являются учащиеся профильных и обычных классов учебных заведений г. Саратова.

См.: Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М. : Академия, 2004. С. 49. См.: Государство поддержит обучение дефицитным специальностям // Рос. газ. Спецвып. № 4858. 2009. 17 марта.

УДК 378.147

основные направления реформирования высшего профессионально-технического образования россии

Т. а. николенко

4

5

6

7

тюменский государственный нефтегазовый университет E-mail: tatyananikolenko@mail.ru

в статье рассматриваются главные направления внедрения современных обучающих технологий в учебный процесс. Анализируются основные тенденции развития современного общества, позволяющие охарактеризовать его как информационное. в свете новейших автоматизированных информационных технологий обучения рассматриваются теоретико-методологические основы профессионального обучения с позиции современных достижений психологии, педагогики и дидактики. Ключевые слова: обучающие технологии, образовательный процесс, реформирование высшего образования.

Main Directions of Reforming of the Highest Professionally-technical Education of Russia

T. A. Nikolenko

In article the main directions of introduction of modern training technologies in educational process are considered. The main tendencies of development of the modern society, allowing to characterize it as information are analyzed. In the light of the newest automated information technologies of training teoretiko-methodological basics of vocational training from a position of modern achievements of psychology, pedagogics and didactics are covered. ^у words: training technologies, educational process, reforming of the higher education.

В результате влияния сложившейся экономической обстановки в мире наметилась общая тенденция интеграции мирового сообщества во все сферы деятельности. Современное общество переходит на новый виток своего развития, в котором основополагающую роль играет информация. Существует ряд факторов, позволяющих утверждать, что современное общество является информационным, к ним относятся:

- огромный, все увеличивающийся рост объема информации, в том числе и профессиональной;

- постоянно ускоряющийся темп смены технологий и оборудования;

- рост значимости наукоемких и информационных технологий по сравнению с трудоемкими;

- приоритетность и востребованность результатов научных исследований для разработки новых технологий и оборудования;

- возрастание ценности творческой профессиональной деятельности в любой сфере общественной практики.

Обозначенные общемировые тенденции оказывают существенное воздействие на различные сферы общественной деятельности и, в первую очередь, заставляют приспосабливаться к изменившимся условиям сферу образовательной деятельности.

Каково же в настоящее время состояние с внедрением эффективных технологий обучения

© Николенко Т. А., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.